Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДСТВ КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ ЭКИПАЖЕЙ СУДОВ-ГАЗОВОЗОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДСТВ КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ ЭКИПАЖЕЙ СУДОВ-ГАЗОВОЗОВ Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДСТВ КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ ЭКИПАЖЕЙ СУДОВ-ГАЗОВОЗОВ»

токсикации пс наблюдалось. У животных опытных групп отмечено отставание прироста массы тела по сравнению с контролем.

При воздействии высоких концентраций аммофоса (2028±5,90 и 496,64±8,14 мг/м3) изменения в соотношении хронаксии мышц-антагонистов наступали к 3-му и 10-му часам, при затравке низкими концентрациями {105,1 ±1,55 и 19,7±0,11 мг/м3) — на 220-м и !65~0-м часах (см. таблицу).

Полученные результаты позволили построить кривую зависимости концентрация — время по указанному эффекту. В логарифмическом масштабе эта зависимость аппроксимировалась в виде прямой с углом наклона к оси концентрации 123°.

Изучение активности холинэстеразы цельной крови показало, что снижение ее у животных всех опытных групп отражало нарушение функционального состояния нервной системы. Угнетение активности фермента на 25—30 % по сравнению с контролем наступало в различные сроки и находилось в прямой зависимости от примененной концентрации аммофоса. Так, при воздействии аммофосной пыли из расчета 2028+5,90 мг/м3 указанный эффект наблюдался через 2 ч, а при затравке 496,64+8,14 мг/м3 — через 13 ч. С уменьшением концентрации биологический эффект проявлялся позже (см. таблицу).

При воздействии аммофоса у животных отмечено некоторое повышение числа лейкоцитоз по сравнению с контролем, но эти изменения не были статически достоверны.

По окончании эксперимента по 5 животных из каждой группы декапитировали. Определяли массу сухого легкого, содержание липидов и коллагенов в легочной ткани, проводили патоморфологнческие и гистохимические исследования внутренних органов.

Изменения, выявленные в легких подопытных животных, характеризовались лнмфондной и гистоцитарной реакцией

со стороны стенок бронхов и кровеносных сосудов, утолщением межальвеолярных перегородок и возникновением клк*,, точно-пылевых очажков. В легочной ткани возрастало со»7 держание липидов и коллагенов.

Исследования показали, что токсический эффект зависит не только от величины концентрации, но и от длительности воздействия.

Таким образом, по характеру биологического действия аммофос относится к политропным ядам с преимущественным влиянием на органы дыхания и ЦНС.

Используя кривые зависимости концентрация — время, мы установили пороги хронического действия аммофоса для сроков, равных длительности обычного хронического эксперимента (4 мес).

Переход от порогов хронического действия к действующим концентрациям осуществлен с помощью коэффициентов запаса в соответствии со степенью опасности веществ в отношении развития хронических эффектов [3].

На основании проведенных экспериментальных исследований установлены максимальные разовые (2 мг/м3) и среднесуточные (0,2 мг/м3) ПДК аммофоса в атмосферном воздухе, которые были утверждены Минздравом СССР 11 ноября 1983 г.

Литература

1. Остапович И. К. — Гиг. и сан., 1975, № 2, с. 9—13.

2. Пинигин М. А. — В кн.: Материалы научных исследова: ний по гигиене атмосферного воздуха, гигиены воды санитарной охране водоемов. М., 1972, с. 114.

3. Пинигин М. /.. — В кн.: Методические и теоретические вопросы гигиены атмосферного воздуха. М.. 1976, с. 3— 10.

Поступила 01.04.85

УДК 613.68-074

Л. М. Шафран, В. И. Фадеев, В. А. Голиков, Л. И. Покора

гигиеническая оценка эффективности средств

коллективной защиты экипажей судов-газовозов

Филиал НИИ гигиены водного транспорта, Высшее инженерное морское училище, Одес

са

Одной из основных тенденций развития мироього транспортного флота является опережающий рост количества и грузоподъемности специализированных судов-газсвозов. Это выдвигает перед гигиенистами ряд важных проблем по поддержанию работоспособности, сохранению здоровья моряков и охране окружающей среды.

Установлено, что ведущим компонентом химического загрязнения воздушной среды на судах-газовозах являются пары перевозимых грузов. Среди них преобладающим на отечественном флете является аммиак. Основные средства жизнеобеспечения экипажей — герметизация грузовых танков и жилой надстройки судна, создание водяной завесы для связывания из воздуха и вымывания паров водорастворимых грузов, а также использование средств индивидуальной защиты.

В оптимизации воздушной среды судовых помещений важная роль принадлежит системам кондиционирования воздуха (СКВ). Они должны обеспечивать не только тепловой комфорт человека, но и необходимый газовый состав воздуха жилой надстройки. СКВ многих газовозов могут работать в режиме полной рециркуляции. На ряде судов дополнительно устанавливаются автономные системы подачи сжатого воздуха или кислорода. Ввиду отсутствия единых гигиенических требований и унифицированных технических решений в отношении устройства и оборудования СКВ с целью оценки эффективности средств коллективной защиты в настоящей работе обобщены результаты рейсовых исследований, проведенных из отечественных газовозах всех типов.

Были выбраны 42 постоянные точки для определения концентраций аммиака в воздухе с таким расчетом, чтобы охватить зону расположения основных источников газовыделений (купоры танков, переходной мостик, компрессорное отделение), производственные и жилые помещения. На осно; вании полученных результатов составлены карты загазован®*' ности, отражающие распределение концентрации перевозимого груза в воздухе в зависимости от района плава.чия, метеорологических условий и этапа рейса.

Исследования проведены с помощью газоанализаторов УГ-2, ТГ-5, «Дрэгер», а также колориметрического определения аммиака с реактивом Несслера и путем отбора проб методами адсорбционной и равновесной концентрации для последующего анализа на газовых хроматографах «Цвет-100», «Цвет-500» и хромато-масс-спектрометрии на приборе лКБ-2091 с системой обработки данных ЛКБ-2130, содержащей компьютер, дисплей и графопостроитель.

Результаты анализа содержания аммиака в воздухе жилых и производственных помещений судов-газовозов, полу-ченные с помощью газоанализаторов УГ-2 и «Дрэгер», показали, что из общего числа (12613) определений в 71,5% зафиксировано присутствие аммиака в воздухе. Необходимо отметить, что отсутствие аммиака в воздухе (нулевой результат) связано с преимущественным использованием в рейсах приборов, которые дают невысокую точность при содержании аммиака 2—3 мг/м3 и ниже. Проведенная проверка путем 128 параллельных определений на приборе «Спекол» по реакции аммиака с реактивом Несслера при длине волны 497 нм показала наличие изучаемых паров в

Таблица 1

"^онцентрвции аммиака (в мг/м3) в воздухе жилых и служебных помещений на судах тнпа судна «Моссовет» на разных

этапах рейса

Этапы рсПса Компрессорное отделенно Открытые палубы Служебные помещения Жилые помещения

Грузовые операции в портах 14,3±1,1 250 12,7±0,8 300 101, 1±0,9 150 4,4±0,5 75

Переход морем с грузом на борту 24,6±1,2 150 3,2±0,4 100 2,9±0,1 75 2,5±0,3 50

Балластный переход морем 19,5±0,5 150 4,9±0,3 75 3,1±0,3 50 1,2±0,2 30

Дегазация танков 18,7±1,8 100 28,4±4,6 300 21,9±1,8 100 7,6±1,8 75

Примечание. Числитель — среднестатистические данные многолетних исследований; знаменатель — максимальные концентрации.

87,8 % случаев на уровне 0,3 мг/м3 и выше (максимальная концентрация 4,3 мг/м3) при нулевом результате при использовании экспресс-методов.

Практически на всех этапах рейсов концентрации аммиа--ла в воздухе жилых и служебных помещений превышали Ж1ДК (0,2 мг/м3). Наиболее высокими они оказались при выполнении грузовых операций в портах и дегазации танков (табл. 1).

Такое положение отмечается при перевозках не только аммиака, но и других грузов. Динамика концентраций бутадиена и аммиака в воздухе судовых помещений на разных этапах рейса имеет аналогическую закономерность (табл. 2).

На интенсивность химического загрязнения воздуха существенное влияние оказывают метеорологические условия плавания. Повышение температуры воздуха, особенно при пребывании в тропиках, приводит к росту газовыделений на 15—20 %, тогда как увеличение относительной влажности до 85 % и более снижает концентрацию водорастворимых компонентов на 2—5 %. Наибольшее влияние на уровень загрязнения оказывают направление и скорость ветра. Минимальные концентрации аммиака в воздухе выявлены прн ветре бортовых и носовых направлений, тогда как в условиях штилевой погоды и кормового ветра они возрастают в среднем на 30—37 %■

Наряду с технологическими, первичными источниками загрязнения воздуха аммиаком и другими химическими соединениями важная роль принадлежит вторичному загряз-Чщению вследствие десорбции их из декоративно-отделочных материалов судового интерьера и элементов одежды.

При изучении удельной значимости систем жизнеобеспечения экипажа установлено, что штатные средства индивидуальной зашиты органов дыхания (универсальные респираторы. промышленные фильтрующие противогазы и акваланги АСВ-2) эффективны лишь в кратковременных аварийных ситуациях.

Включение системы водяной завесы куполов грузовых танков и лобовой части надстройки позволяет уменьшить содержание аммиака в окружающей судно атмосфере, однако концентрация паров груза в жилых помещениях остается высокой, превышая ПДК в 5—15 более раз.

Работа СКВ в режиме 100 % рециркуляции, рекомендуемая некоторыми фирмами для условий газовой опасности, оказалась неэффективной. При таком режиме происходит подсасывание наружного воздуха, через 10—15 мин работы системы концентрация аммиака в помещениях надстройки возрастает в 10—30 раз.

Остановка СКВ с закрытием заслонок на воздуховодах систем кондиционирования, вентиляция с одновременной герметизацией наружного контура надстройки уменьшает вероятность проникновения загрязненного воздуха в помещения Однако при этом требуется использование индиви-

дуальных средств защиты, резко снижается возможность перемещения экипажа внутри надстройки для принятия необходимых мер по обеспечению безопасности людей и судна. Время увеличения концентрации паров груза в воздухе помещений в этот период в значительной мере зависит от направления и силы ветра, который способствует проникновению газа в надстройку через неплотности.

Исследования процессов массопередачи при очистке воздуха от паров аммиака в судовых центральных кондиционерах показали невысокую (до 10—15 %) степень очистки за счет абсорбции аммиака конденсируемыми в воздухоохладителе кондиционера парами воды. Увлажнение воздуха перед воздухоохладителем паром и водой не обусловило ожидаемой эффективности очистки. Минимальное время контакта (захвата), необходимое для реакции растворения паров аммиака прн относительной влажности воздуха более 80 %, составило около 0,1 с. Такие условия в современных кондиционерах не создаются. По этой причине происходит проскок невзаимодействующих молекул аммиака через воздухоохладитель. Кроме того, часть капель в виде аммиачного раствора в воздухе из кондиционера подается в жилые и служебные помещения.

Наличие концентрации паров перевозимого груза в наружном воздухе, превышающей ПДК, в течение всего рейса исключает возможность создания на газовозе поста коллективной защиты с автономной фильтровентиляционной установкой. Необходимую длительную защиту от паров груза может обеспечить только жилая надстройка, воздух в которую непрерывно подается системой кондиционирования, оборудованной дополнительными устройствами воздухооб-

Таблица 2

Концентрации бутадиена (в мг/м3) в воздухе жилых и служебных помещений судна «Краслава» на разных этапах

рейса

Этапы рейса Компрессорное отделение Открытые палубы Служебные помещения Жилые помеще-цня

Грузовые операции в портах 356=1=93 2000 78 ±26 400 44±15 300 19±:о 100

Переход морем с грузом на борту 128 ±8 390 56±14 560 26 ±8 240 12±4 160

Дегазация танков 81 ±22 1000 120±54 900 55±12 400 39±11 200

работки и функционирующих в специально разработанных режимах.

На основе результатов проведенных исследований разработаны требования к устройствам воздухообработки, определены оптимальные параметры распыления жидкости в каскадах защиты воздухозаборного устройства СКВ. Смонтированная на судне «Смольный» с учетом сформулированных требований установка обеспечила высокую эффективность защиты при различных производственных ситуациях в плавании.

Такие установки могут быть использованы в качестве эффективных средств коллективной защиты на судах других типов, морских буровых платформах и береговых объектах с периодическим интенсивным химическим загрязнением воздушной среды.

Выводы. 1. Наличие на всех этапах технологического процесса морской перевозки сжиженных газов паров перевозимых грузов в воздухе судовых помещений выдвигает задачу совершенствования средств индивидуальной и коллективной защиты членов экипажа.

2. В аварийных ситуациях и при технологических выбросах парогазовой фазы в атмосферу для работы в очагах^ загрязнения следует применять изолирующие воздушны£|гГ противогазы или противогазовые респираторы в зависимости от степени опасности по результатам химической разведки. Акваланги АСВ-2 по своим габаритам и массовым характеристикам не удовлетворяют гигиеническим требованиям и требуют замены более легкими малогабаритными средствами, не уступающими им по автономности.

3. Жилая надстройка судна при постоянном в течение всего рейса наличии паров перевозимых грузов в наружном воздухе является одновременно постом коллективной защиты экипажа.

4. СКВ должна оборудоваться дополнительными устройствами воздухообработки и работать в режиме, обеспечивающем не только тепловой комфорт, но и необходимый газовый состав воздуха жилой надстройки на всех этапах рейса.

Поступила 14.11.85

УДК 613.6:6781-074

Т. В. Чио/сова

особенности труда и состояния здоровья работниц производства изделии из пластмасс

Восточно-Сибирский филиал НИИ труда, Иркутск

v

Современный научно-технический прогресс характеризуется широким использованием изделий из пластмасс во всех отраслях народного хозяйства. Детали, полученные прессованием и литьем, подвергаются механической обработке (зачистке, сверловке, шлифовке).

В течение ряда лет мы изучали особенности труда обработчиков Дивногорского завода низковольтной аппаратуры.

Оценка санитарно-гигиенических условий труда включала определение параметров шума, вибрации, запыленности, освещенности и микроклимата. Психофизиологическая характеристика условий труда включала данные о рабочей позе, темпе движений, физической нагрузке, напряженности внимания, монотонности. Тяжесть труда обработчиков оценивали имеющимися методиками [3, 6], состояние их здоровья — по результатам анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности и специального обследования [4, 5].

Более 97 % лиц, занятых обработкой изделий из пластмасс, женщины в возрасте от 20 до 50 лет со стажем работы год и более. Преобладающими (43,5%) являлись возрастная группа 20—30 лет и стаж от 3 до 6 лет.

Наблюдения проводили за обработчицами, выполняющими операции на сверлнльных и плоскошлифональных станках, абразивных кругах, пескоструйных машинах вручную с помощью напильника. В течение смены в зависимости от вида обрабатываемых деталей им приходилось иногда осуществлять ряд смежных операций.

Общая загруженность обработчиц составляла от 63 до 94 % длительности рабочего дня. Затраты энергии при обработке изделий вручную равнялись 1389 ккал, на сверлильных станках — 1308 ккал, на плоскошлнфовальных — 1288 ккал, на абразивных кругах — 1745 ккал, на пескоструйных машинах — 1094 ккал. Статическая нагрузка за смену при сверлении деталей 45 654 кгс, при зачистке контуров на пескоструйной машине 40 950 кгс. При .обработке изделий из пластмасс вручную напильником повторяющиеся операции длились в среднем 8 с, на сверлильных станках — 7 с, на плоскошлнфовальных — 16 с, на абразивных кругах — 5,5 с, на пескоструйных машинах — 9 с. Число операций в час равнялось соответственно 480, 514, 228, 650, 418.

Рабочая поза обработчиц несвободная: до 25 % времени смены они находятся в наклонном положении под углом до 30°. Сверление деталей обработчицы производили на

конвейере с высотой линии более 1,5 м. Работа обработчиц проходит в очень высоком темпе: за час при обработке пластмассовых изделий вручную напильником совершается в среднем 4098 движений, при обработке на сверлильном станке — 5040, на плоскошлифовальном — 2460, на абразивных кругах — 3600, на пескоструйных машинах — 1680 движений. Работают обработчицы в две смены.

При очистке изделий из пластмасс от облоя и заусениц, при шлифовке и сверловке в воздух рабочей зоны поступает фенопластовая и стекловолокннстая пыль. Содержание последней в зоне дыхания обработчиков деталей из древесно-стружечных волокон у сверлильных станков 14,27±0,9 мг/м3, у пробивных и наждачных — 27,1 ± ±0,86 мг/м3 (ПДК 4 мг/м3). Концентрация фенопластовой пыли в зоне дыхания обработчиков изделий из фенопласта превышает ПДК у сверлильных станков в среднем в 3—4 раза, у плоскошлнфовальных — в 3—8 раз, у стола зачистки корпусов составляет 6,1 ±0,57 мг/м3 (ПДК 6'мг/м3). Пыль облоя содержит 68,6 % частиц размером менее 5 мкм, 27,4 % — от 5 до 10 мкм, 4 % — более 14 мкм и, выделяет в среду следы фенола [2]. Неблагоприятно^/ влияние на обработчиков оказывает и шум. Самыми шум-"""' ными являются илоскошлифовальные (100,5 дБ А) и сверлильные (93,8 дБ Л) станки, а также абразивные круги (90,2 дБ А). Шум, генерируемый этим оборудованием, в основном широкополосный с максимумом отклонения на средних и высоких частотах. При работе на плоскошлифовальных кругах выявлена локальная вибрация (с превышением 5 дБ на частоте 500 Гц). Скорость движения воздуха у плоскошлифовальных станков и пескоструйных машин, расположенных по ходу технологического проема, равна 0,48 м/с, на остальных рабочих местах — 0,02—0,04 м/с. Относительная влажность — 18,6—37 %. Нормальный температурный режим устанавливается к середине 1-го дня работы, а с 3-го температура увеличивается, достигая к концу недели 25,8 °С, что обусловлено конвекционной передачей тепла от работающего оборудования, движущихся механизмов и людей.

В тесной связи с фактическими условиями труда находится заболеваемость, изученная в 1980 г. у 442, в 1981 г. у 426, а в 1982 г. у 364 круглогодовых рабочих. Ведущим показателем, определяющим состояние здоровья коллектива, является процент болевших лиц. В 1980, 1981 и 1982 гг. у обработчиков он составлял соответственно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.