23. Oxides of Nitrogen. — Geneva, 1977.
24. Pacina J. M., Otiar B. // Atmos. Environm. — 1985. — Vol. 19.— P. 2109—2120.
25. Perhac R. M. // J. Air Pollut. Control Ass.— 1985. — Vol. 35. — P. 198—200.
26. Rahn K. A. // Atmos. Environm. — 1985. — Vol. 19,— P. 1987—1994.
27. Rodhe H. A. et al. // Ibid. — 1972. — Vol. 6. — P. 675— 693.
28. Rodhe H. A. // International Symposium on Sulfur in the Atmosphere. — Dubrovnik, 1977.— P. 22—25.
29. Sulfur Oxides and Suspended Particulate Matter. (Environm. Hlth. Criteria 8. WHO). — Geneva, 1979.
30. Sweden's Case Study Air Pollution Across National Boundaries. The Impact on the Environment to Sulphur in Air and Precipitation. — Stockholm, 1971.
31. Vermeulen A. J. // Environm. Sci. Technol. — 1978. — Vol. 12, —P. 1016—1027.
32. U'/alien C. C. A Preliminary Evaluation of the WHO— UNEP Precipitation Chemistry Data (MARC-Report No 22). —London, 1980.
riocTynHJia 19.01.87
УДК 628.38:636.085/.087
Н. Б. Рымарь-Щербина, О. И. Цыганенко, Н. А. Попович, А. Ф. Бабичева
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА АКТИВНОГО ИЛА КАК КОРМОВОЙ ДОБАВКИ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ
Киевский НИИ гигиены питания; Киевский институт усовершенствования врачей
Советскими и зарубежными исследователями за последние два десятилетия накоплен значительный опыт по изучению кормовой ценности избыточного активного ила (ИАИ) биологических очистных сооружений (БОС).
Активный ил, как известно, представляет собой смешанную культуру бактерий, простейших, водорослей, специально внесенную в резервуары БОС для проведения последней стадии очистки сточных вод [16]. Эта биомасса бурно разрастается, ИАИ периодически удаляется. Проблема утилизации ИАИ стоит очень остро, поэтому использование его в качестве кормовой добавки для сельскохозяйственных животных может оказаться экономически и экологически выгодным путем решения данной проблемы.
Основанием для использования ИАИ БОС в качестве кормовой добавки является высокое содержание в нем белков, витаминов, микроэлементов и других биологически активных веществ. Так, например, товарный ИАИ, получаемый на Николаевском межколхозном гидролиз-но-дрожжевом заводе, отличается высоким содержанием белка (35—52 %), аминокислот и микроэлементов [7]. ИАИ БОС — продукт, сходный с кормовыми дрожжами, выращиваемыми на отходах целлюлозного производства, и микробным белком, получаемым на углеводородах нефти [14]. Так, в биомассе ИАИ очистных сооружений Чортковского мясокомбината содержание сырого протеина достигает 48—50%, жира — 4,3—7,8%, клетчатки — 3,4—6,0%. Кроме того, в 1 г сухой биомассы ИАИ содержится 3 мкг тиамина, 25 мкг рибофлавина; 90 мкг никотиновой кислоты, 0,7 мкг пиридокси-на, 0,2 мкг биотина, 45 мкг цианокобаламина. Вместе с тем ИАИ БОС имеет ряд негативных свойств. Так, ИАИ из хозяйственно-бытовых очистных сооружений [26], а также БОС производства синтетических жирозаменителей [1], пива [33] характеризуется высоким по сравне-
нию с традиционными кормами содержанием тяжелых металлов, наличием значительных концентраций поверхностно-активных веществ, низким содержанием водорастворимой фракции белка, дефицитом лизина и метионина.
Данные литературы о влиянии ИАИ БОС на организм сельскохозяйственных животных противоречивы. Имеются сообщения о благоприятном влиянии включения ИАИ в рацион на массу тела телят [33], прирост массы тела свиней [15, 32]. При этом мнения авторов в отношении процентного содержания ИАИ БОС в корме расходятся: одни отмечают положительное влияние на привесы поросят включения в рацион от 1 до 6 % этого продукта [15, 32], другие рекомендуют добавку только 2 % вещества во второй период откорма [10]. Японские авторы предлагают включать в рацион до 5 % высушенного ила с 8-й по 15-ю неделю жизни, а затем
3 % до 26-недельного возраста. Скармливание цыплятам до 8 % свежеизготовленного сухого ила взамен кормовых дрожжей не отразилось на их росте и химическом составе мяса [3]. По данным других авторов, наиболее предпочтительны в рационах цыплят дозы ИАИ от 2 до
4 % [4] или от 2 до 6% [32].
Имеются данные о положительном результате использования определенных концентраций ИАИ при откорме бройлеров, норок, рыбы [2, 4, 12, 35]. Вместе с тем некоторые авторы вообще не рекомендуют использовать ил в качестве источника протеина в рационе цыплят [10]. В отдельных случаях сведения, представленные авторами, вообще не позволяют прийти к однозначному выводу. Так, введение в рацион кур-несушек ИАИ БОС Волгодонского химзавода в количестве 5% от сухого вещества суточного рациона ухудшало яйценоскость, но улучшало инкубационные качества яиц и выводимость цыплят [12].
Анализируя данные, полученные разными авторами, нельзя не заметить зависимости результата эксперимента от характера поступающих в БОС сточных вод. Благоприятным результат был при применении для откорма ила из очистных сооружений боен, птицеперерабатывающих фабрик, пивоваренных [14], гидролиз-
* ных заводов [6], свиноводческих ферм [29] при условии соблюдения определенных количественных и временных параметров скармливания данной добавки. Отрицательный результат, как правило, отмечался при использовании кормовых добавок из ИАИ БОС хозяйственно-бытовых, городских, промышленных сточных вод [4, 17, 22,
24, 25, 28]. Таким образом, для переработки в кормовые добавки предпочтителен ил из БОС предприятий, имеющих более или менее постоянный химический состав и минимальную токсичность сточных вод [11]. Несмотря на то что городские сточные воды менее всего отвечают этим требованиям, ИАИ именно этих БОС рассматривается как мощный источник сырья для производства кормовых добавок [9, 18, 22, 23,
25, 28]. Между тем одной из наиболее характерных черт ИАИ городских БОС является избыточное содержание в нем (по сравнению с другими кормовыми добавками) макро- и микроэлементов, в том числе тяжелых металлов.
« Хорошо изучен механизм концентрирования тяжелых металлов в осадке и ИАИ БОС [34]. Скармливание такого ИАИ сельскохозяйственным животным может приводить к накоплению металлов в мясопродуктах. Так, у бычков, в рацион которых в течение 106 дней включали 12% высушенного на воздухе ила, полученного из БОС хозяйственно-бытовых сточных вод, отмечали во внутренних органах увеличение концентраций всех минеральных элементов, в том числе С<1 в 19 раз [23]. Включение в корм бычков высушенного шлама городских сточных вод по 0,5 кг/сут в течение 5 мес сопровождалось достоверным повышением концентрации Сс1, Си,
^ Ре н РЬ в печени, Сс1, Ре, Нд и РЬ в почках [22]. В мышцах концентрация этих элементов была в допустимых пределах. Сходные результаты получены при исследовании мяса и внутренних органов свиней, в корм которых в течение 5 мес вводили высушенный и обезвоженный ИАИ городских БОС [20]. Содержание Сс1 в почках в 8 раз превышало допустимую концентрацию [5] и составляло 4 мг/кг, возрастал также уровень содержания алюминия и цинка в печени, железа и цинка в мышцах.
Представленные данные литературы свидетельствуют о необходимости при определении пригодности ИАИ для откорма скота и птицы
• изучения его химического состава с учетом концентраций не только Аэ, Нд, Рг, но и Сс1, Си и иных тяжелых металлов.
ИАИ способен активно аккумулировать токсические вещества органического происхожде-
ния. Скармливание ила в качестве кормовой добавки сельскохозяйственным животным может привести к последующему их накоплению в мясопродуктах, т. е. к продвижению по биологической цепочке. Нельзя исключить возможность поступления с ила ми в организм сельскохозяйственных животных, а следовательно, и человека пестицидов. С учетом именно такой возможности В. Lipstein [30] рекомендует определять содержание пестицидов в ИАИ, используемом в качестве корма для птицы.
Среди иных токсических веществ органического происхождения, а перечень их, учитывая бурное развитие химической, нефтеперерабатывающей и других отраслей промышленности, будет увеличиваться, по степени опасности для здоровья человека следует выделить полиароматические углеводороды и полихлордифенилы.
Показано, что ИАИ активно адсорбируют бен-з(а)пирен, не разрушая его при этом [8, 31]. Был найден удачный объект для скармливания ИАИ такого состава — в тканях рыб бенз(а)-пирен метаболизировался, не проявляя тенденции к аккумуляции [31].
Зарубежные авторы сообщают о наличии в ИАИ городских БОС полихлорированных бифе-нилов [20, 27], которые накапливаются в тканях сельскохозяйственных животных, получавших корма, выращенные с применением в виде удобрений ИАИ [20].
Представленные данные дают представление о направлениях предварительных исследований, необходимых для перехода к следующему этапу проверки ИАИ городских БОС — медико-биологическому эксперименту на животных. Данному этапу изучения ИАИ БОС посвящены лишь отдельные публикации [17, 19].
Мнение о том, что решение проблемы утилизации ИАИ связано со знанием его химического состава [21], как нельзя более справедливо в отношении его применения в качестве кормовой добавки. Как следует из обзора [13], ИАИ БОС может успешно использоваться в отраслях народного хозяйства, непосредственно не связанных с получением продуктов питания.
Литература
1. Бабасинов Г. А. // Актуальные проблемы науки о питании. — Ростов н/Д., 1983.— С. 132—136 (Рукопись деп. в ВИНИТИ № 1521-84 Деп.).
2. Баранова Л. Н. Онкогигиеническая оценка возможности использования активного ила целлюлозно-бумажных комбинатов в народном хозяйстве: Автореф дис... канд. биол. наук. — Л., 1982.
3. Вагонене Е. // Корма и кормление с.-х. животных.— 1979. —№ 6, —С. 881.
4. Венскович И. В. Ц Там же. — 1985. — № 5. — С. 674.
5. Временные гигиенические нормативы содержания некоторых химических элементов в основных пищевых продуктах № 2450-81. — М., 1982.
6. Дмитриченко А., Евилевич А., Черепанов А. Производство и использование белково-внтаминного ила из сточных вод гидролизной промышленности. — М., 1976.
3*
— 67 —
7. Евилевич А. С., Малютикова Р. И., Шинов Ю. И. и др. // Водоснабжение и сан. техника. — 1978.— № 8.— С. 30—31.
8. Един М. С., Климкина А. М.. Орлова В. П. и др. // Актуальные проблемы науки о питании. — Ростов н/Д., 1983.— С. 113—117. (Рукопись деп. в ВИНИТИ № 1521-84 Деп.).
9. Заен И. X. Обработка активного ила городских станций аэрации с целью его утилизации в качестве кормовой добавки для сельскохозяйственных животных: Автореф. дне... канд. с.-х. наук. — М., 1971.
10. Илиева И. // Корма и кормление с.-х. животных. —
1983. —№ 20, —С. 1750.
11. Коротченко И. И.. Воробьева Г. И., Чепиго С. В. и др. // Биотехнология,— 1985. — № 1, —С. 110—115.
12. Посконной А. // Корма и кормление с.-х. животных.— 1980. — № 6.— С. 971.
13. Рымарь-Щербина Н. Б. // Гиг. и сан. — 1985. — № 7. — С. 67—69.
14. Салюк А. И., Никитина Е. А., Левитина Н. В. // Мясная индустрия СССР. — 1979. — № 12, — С. 33—34.
15. Трюкене В., Тимукас Л. // Корма и кормление с.-х. животных. — 1983. — № 5. — С. 729.
16. Туровский И. С. Обработка осадков сточных вод. — М, 1975.
17. Харабаджахьян А. В. // Медико-биологическая оценка новых источников пищевых веществ. — Ростов н/Д.,
1984.— С. 83-87.
18. Шаблий В. Я., Дергилева А. Н., Колос Ю. А. к др. // Корма и кормление с.-х. животных.— 1985. — №5.— С. 716.
19. Яблонский Л. Н. II Актуальные проблемы науки о питании. — Ростов н/Д., 1983.—С. 125—131. (Рукопись деп. в ВИНИТИ № 1521—84. Деп.).
20. Babish J. G., Stoewsand G. S„ Scarlett K. J. M. et al. 11 Regul. Toxicol. Pharmacol. — 1984. — Vol. 4, N 3. —P. 305—321.
21. Bauvois F.. Lejron C. // Eau et industr. — 1979. — N 40.— P. 15—17.
22. Bertrand G. // J Anim. Sci. — 1980. — Vol. 50. N I.— p 35_40.
23. Boyer K. W., Gones G. W„ Linscott D. et al. // Trace Subst. Environ. Health.— Columbia. 1981, —P. 449—
456. ♦
24. Damron B. // Poultry Sci. — 1982. — Vol. 61, N 6.— P. 1073—1081.
25. Frevis J.]/ Feedstuffs. — 1980. — Vol. 52, N 8. — P. 13.
26. Goto /., Okano K. // Sci. Bull. Fac. Agr. Kyushu Univ.— 1983. —Vol. 37, N 3/4, —P. 125—129.
27. Harms H.. Sauerbeck D. 11 Angew. Bot. — 1984. — Bd 58, N 2, —S. 97—108.
28. Kienholz £., Ward G„ Johnson D. et al. // J. Anim. Sci.— 1979, —Vol. 48, N 4. — P. 735—741.
29. Legius A. // Przegl. hodowl. — 1978. — Vol. 46, N 4.— P. 22.
30. Lipstein В. U Nutr. Rep. int. — 1982. — Vol. 25. N 5,— P. 829—836.
31. Low E. U Forum. Stadte-Hyg. — 1983. — Bd 34, N 5.— S. 263-267.
32. Pusu G. U Hidrotechnica. — 1978. — Vol. 23, N 8.— P. 171—174.
33. Smith G. U Biocycle. — 1982. — Vol. 23, N 3. — P. 34—36.
34. Sterrit R. M., Lester J. U?. // Process and Use Sewage Sludge. — Dordrecht, 1984, —P. 172—175.
35. Wong M. H„ Kwan S. H. // Toxicol. Lett. — 1981.— Vol. 7, N 4/5. — P. 367—372.
Поступила 03.03.87
Из практики
УДК 614.777:628.1
Ю. Н. Почкин, В. В. Морозов, Б. Л. Якобсон, М. А. Фрумына
ОПЫТ РЕШЕНИЯ САНИТАРНЫХ ВОПРОСОВ ВОДОСНАБЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КРУПНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ
Казанский институт усовершенствования врачей им. В. И. Ленина; Татарская республиканская санэпидстанция, Казань
За последние 25 лет ускоренное развитие получило Татарское Прикамье — образовался Ннжнекамский территориально-промышленный комплекс (ТПК), объединяющий крупнейший в Европе Нижнекамский химический завод, гигант машиностроения КамАз, Нижнекамскую ГЭС и Камский тракторный завод. В сложившихся условиях особое народно-хозяйственное значение приобрели Нижняя Кама и Нижнекамское водохранилище, являющиеся главными источниками водоснабжения всего Нижнекамского промышленного комплекса и городов Прикамья.
Начиная с 1956 г. нами проводятся систематическое исследование воды и наблюдение за санитарным состоянием Нижней Камы и усло-
виями водопользования населения этого ускоренно развивающегося региона. Под наблюдением находятся основные пути водопользования на Нижней Каме и приустьевые участки малых рек — притоков Нижней Камы.
Накопленный банк данных о санитарном состоянии Нижней Камы используется санитарной службой и проектными организациями при решении важных для Татарии практических вопросов водоснабжения.
Развитие нефтедобывающей промышленности на юго-востоке республики и строительство городов резко увеличили потребность в воде. В связи с этим было принято решение о строительстве Камского районного водопровода с водозабором на Каме у Набережных Челнов (сей-