Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ТРУДА РАБОЧИХ АВТОТРАНСПОРТА'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ТРУДА РАБОЧИХ АВТОТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ТРУДА РАБОЧИХ АВТОТРАНСПОРТА»

веществ на смежные, не вредные производственные участки. Конструктивные особенности производственного здания (безфонарное, многопролетное) благоприятствуют накоплению тепловой энергии и токсических веществ в помещении.

Производственные участки, связанные с применением эпоксидных компаундов, целесообразно с гигиенической точки зрения размещать в хорошо аэрируемых зданиях.

Специальное изучение состояния здоровья 105 рабочих, подвергавшихся постоянному воздействию эпоксидных соединений, и сопоставление полученных данных с материалами исследования контрольной группы свидетельствуют о том, что у лиц, занятых работами с названными веществами, регистрируются случаи поражения кожи в виде дерматозов и экзем, а также хронические бронхиты. Изменения в состоянии здоровья работающих с эпоксидными компаундами можно рассматривать как результат токсического воздействия их летучих компонентов и в первую очередь паров эпихлоргидрина.

Поступление паров эпихлоргидрина в воздух производственных помещений является результатом несовершенства с гигиенических позиций технологического процесса в целом и используемого производственного оборудования в частности.

Условия труда рабочих по производству и применению компаундов на основе эпоксидных смол должны оздоровляться следующими путями. Производства, использующие эпоксидные композиции, не следует размещать в многопролетных безфонарных зданиях без естественного освещения. Приготовление компаунда, компаундирование и полимеризацию необходимо осуществлять в изолированных помещениях, что будет препятствовать распространению паров токсических веществ. Внутренняя планировка таких участков должна обеспечивать кратчайшие пути перемещения используемых сырьевых материалов и полуфабрикатов. Компоненты компаунда из прицеховых складов к месту изготовления композиции следует транспортировать по закрытым коммуникациям с помощью насосов (для жидких веществ) и закрытых шнековых или пневматических установок (для сыпучих ингредиентов). Дозирование компонентов компаунда и их перемешивание нужно механизировать и по возможности автоматизировать. Применение специальных герметичных аппаратов и использование поточных автоматических линий, приточно-сушильных конвейеров, вакуум-установок и т. п. в этих производствах может обеспечить непрерывность технологических процессов, свести ручные операции к минимуму. Все производственные участки необходимо обеспечить эффективной местной вытяжной вентиляцией, позволяющей удалять вредные выделения из мест их образования.

Поступила 2/II 1973 г.

УДК 613.6:656.13.062

Проф. А. 3. Бузина, канд. мед. наук А. И. Бурханов, 3. В. Стадник

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ТРУДА РАБОЧИХ АВТОТРАНСПОРТА

Казахский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний, Караганда

Настоящая работа посвящена изучению условий труда на одном из автобусных парков Караганды. Были проведены исследования по определению окиси углерода, запыленности и микроклимата на рабочих местах в основных помещениях этого предприятия.

Наибольшее содержание окиси углерода в рабочих помещениях отмечалось зимой. Из-за отсутствия (или малой мощности) вентиляции в часы массового выезда автобусов содержание этого вещества достигает высоких концентраций, особенно в гаражах, где находятся автобусы марки «Икарус» в 6—8 раз выше предельно допустимой концентрации. Летом, когда в гараже полностью открыты фрамуги и ворота, т. е. происходит большой естественный воздухообмен, а также выведены автомобили с неисправными двигателями, являющиеся источниками окиси углерода, содержание ее находится на более низком уровне (15,9—35,6 мг/м*). В переходные периоды (весенний и осенний) концентрации окиси углерода варьируют от 6,5 до 48,6 мг/м3.

Наиболее высокая загрязненность гаражей окисью углерода выявлена при выезде автобусов на линии. Так, зимой концентрации ее доходят до 159,5 мг/м3. По мере выхода автобусов на линию содержание вещества в воздухе гаражей снижается, но не достигает санитарных норм. В переходные периоды концентрации газа снижаются с 31,3—31,4 до 6,5 мг/м3, а в летний — с 26,2 до 3,2 мг/м3. В атмосфере помещений, где выполняется текущий ремонт, содержание окиси углерода в течение рабочей смены превышает ПДК, находясь на уровне 22,7—35,6 мг/м3\ в помещениях же ремонтного цеха, напротив, наблюдается постепенное увеличение ее к концу работы (с 18,3 до 39,3 мг/м3). Кроме автомобилей (особенно с неисправными двигателями) мощным дополнительным источником загрязнения воздуха служит цех обкатки моторов, который через открытую дверь и многочисленные проемы соединяется с рядом смежных помещений. Содержание окиси углерода в этом цехе колеблется от 253,5 до 381,6 мг/м3. Кроме того, в моторном и карбюраторном помещениях обнаружены пары бензина, концентрации которых в 2—21/, раза выше санитарных норм.

Запыленность рабочих мест в цехах во все периоды года не превышает предельно допустимого уровня. Микроклимат в большинстве помещений (гаражи, помещения, где выполняется текущий ремонт и др.) определяется в основном временем года. Зимой в гаражах температура обычно держится в пределах 1—7°, а во время выезда машин помещения охлаждаются еще более за счет поступления холодного воздуха через ворота. Это в свою очередь приводит к более сильному охлаждению двигателей, а следовательно, к увеличению их прогрева и времени газования машин в помещении. Относительная влажность в тех же точках составляет 22—24%. Низкая температура отмечается также в помещениях, где производится текущий ремонт автобусов (7—10°) и некоторых рабочих помещениях ремонтного цеха (4—6°). Относительная влажность колеблется в пределах от 37 до 57%. В переходные периоды пониженная температура бывает только в гаражах (5—8°), тогда как в остальных помещениях она на уровне 12—22^ при относительной влажности 36—69%. Температура воздуха летом во всех рабочих помещениях равна 20—22°, а относительная влажность — 57—77%.

На основании литературных данных и материалов собственных исследований можно прийти к выводу, что рабочие автобусного парка подвергаются комбинированному воздействию ряда газообразных веществ (окиси углерода, окислов азота, альдегидов и пр.). Содержание окиси углерода в воздухе рабочих помещений в большинстве случаев превышает санитарные нормы. Зимой и в переходные сезоны года неблагоприятное влияние на рабочих оказывает низкая температура производственных помещений.

Эти факторы могут быть причиной возникновения интоксикаций, а также оказать влияние на общую заболеваемость работников автотранспорта.

С целью оздоровления условий труда рекомендовано гаражи и ремонтные помещения оборудовать эффективной приточно-вытяжной вентиляцией; ремонтные помещения оборудовать газоотводами для удаления отработавших газов; не допускать длительной работы моторов автобусов в гаражах, цех обкатки моторов изолировать от смежных рабочих помещений ремонтного цеха; наружные двери основных производственных помещений оборудовать эффективными воздушно-тепловыми завесами; помещения, где производится текущий ремонт, оборудовать смотровыми ямами. Медицинские работники призваны осуществлять постоянный контроль за санитарным состоянием рабочих помещений.

Поступила 9/11 1973 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.