веществ на смежные, не вредные производственные участки. Конструктивные особенности производственного здания (безфонарное, многопролетное) благоприятствуют накоплению тепловой энергии и токсических веществ в помещении.
Производственные участки, связанные с применением эпоксидных компаундов, целесообразно с гигиенической точки зрения размещать в хорошо аэрируемых зданиях.
Специальное изучение состояния здоровья 105 рабочих, подвергавшихся постоянному воздействию эпоксидных соединений, и сопоставление полученных данных с материалами исследования контрольной группы свидетельствуют о том, что у лиц, занятых работами с названными веществами, регистрируются случаи поражения кожи в виде дерматозов и экзем, а также хронические бронхиты. Изменения в состоянии здоровья работающих с эпоксидными компаундами можно рассматривать как результат токсического воздействия их летучих компонентов и в первую очередь паров эпихлоргидрина.
Поступление паров эпихлоргидрина в воздух производственных помещений является результатом несовершенства с гигиенических позиций технологического процесса в целом и используемого производственного оборудования в частности.
Условия труда рабочих по производству и применению компаундов на основе эпоксидных смол должны оздоровляться следующими путями. Производства, использующие эпоксидные композиции, не следует размещать в многопролетных безфонарных зданиях без естественного освещения. Приготовление компаунда, компаундирование и полимеризацию необходимо осуществлять в изолированных помещениях, что будет препятствовать распространению паров токсических веществ. Внутренняя планировка таких участков должна обеспечивать кратчайшие пути перемещения используемых сырьевых материалов и полуфабрикатов. Компоненты компаунда из прицеховых складов к месту изготовления композиции следует транспортировать по закрытым коммуникациям с помощью насосов (для жидких веществ) и закрытых шнековых или пневматических установок (для сыпучих ингредиентов). Дозирование компонентов компаунда и их перемешивание нужно механизировать и по возможности автоматизировать. Применение специальных герметичных аппаратов и использование поточных автоматических линий, приточно-сушильных конвейеров, вакуум-установок и т. п. в этих производствах может обеспечить непрерывность технологических процессов, свести ручные операции к минимуму. Все производственные участки необходимо обеспечить эффективной местной вытяжной вентиляцией, позволяющей удалять вредные выделения из мест их образования.
Поступила 2/II 1973 г.
УДК 613.6:656.13.062
Проф. А. 3. Бузина, канд. мед. наук А. И. Бурханов, 3. В. Стадник
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ТРУДА РАБОЧИХ АВТОТРАНСПОРТА
Казахский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний, Караганда
Настоящая работа посвящена изучению условий труда на одном из автобусных парков Караганды. Были проведены исследования по определению окиси углерода, запыленности и микроклимата на рабочих местах в основных помещениях этого предприятия.
Наибольшее содержание окиси углерода в рабочих помещениях отмечалось зимой. Из-за отсутствия (или малой мощности) вентиляции в часы массового выезда автобусов содержание этого вещества достигает высоких концентраций, особенно в гаражах, где находятся автобусы марки «Икарус» в 6—8 раз выше предельно допустимой концентрации. Летом, когда в гараже полностью открыты фрамуги и ворота, т. е. происходит большой естественный воздухообмен, а также выведены автомобили с неисправными двигателями, являющиеся источниками окиси углерода, содержание ее находится на более низком уровне (15,9—35,6 мг/м*). В переходные периоды (весенний и осенний) концентрации окиси углерода варьируют от 6,5 до 48,6 мг/м3.
Наиболее высокая загрязненность гаражей окисью углерода выявлена при выезде автобусов на линии. Так, зимой концентрации ее доходят до 159,5 мг/м3. По мере выхода автобусов на линию содержание вещества в воздухе гаражей снижается, но не достигает санитарных норм. В переходные периоды концентрации газа снижаются с 31,3—31,4 до 6,5 мг/м3, а в летний — с 26,2 до 3,2 мг/м3. В атмосфере помещений, где выполняется текущий ремонт, содержание окиси углерода в течение рабочей смены превышает ПДК, находясь на уровне 22,7—35,6 мг/м3\ в помещениях же ремонтного цеха, напротив, наблюдается постепенное увеличение ее к концу работы (с 18,3 до 39,3 мг/м3). Кроме автомобилей (особенно с неисправными двигателями) мощным дополнительным источником загрязнения воздуха служит цех обкатки моторов, который через открытую дверь и многочисленные проемы соединяется с рядом смежных помещений. Содержание окиси углерода в этом цехе колеблется от 253,5 до 381,6 мг/м3. Кроме того, в моторном и карбюраторном помещениях обнаружены пары бензина, концентрации которых в 2—21/, раза выше санитарных норм.
Запыленность рабочих мест в цехах во все периоды года не превышает предельно допустимого уровня. Микроклимат в большинстве помещений (гаражи, помещения, где выполняется текущий ремонт и др.) определяется в основном временем года. Зимой в гаражах температура обычно держится в пределах 1—7°, а во время выезда машин помещения охлаждаются еще более за счет поступления холодного воздуха через ворота. Это в свою очередь приводит к более сильному охлаждению двигателей, а следовательно, к увеличению их прогрева и времени газования машин в помещении. Относительная влажность в тех же точках составляет 22—24%. Низкая температура отмечается также в помещениях, где производится текущий ремонт автобусов (7—10°) и некоторых рабочих помещениях ремонтного цеха (4—6°). Относительная влажность колеблется в пределах от 37 до 57%. В переходные периоды пониженная температура бывает только в гаражах (5—8°), тогда как в остальных помещениях она на уровне 12—22^ при относительной влажности 36—69%. Температура воздуха летом во всех рабочих помещениях равна 20—22°, а относительная влажность — 57—77%.
На основании литературных данных и материалов собственных исследований можно прийти к выводу, что рабочие автобусного парка подвергаются комбинированному воздействию ряда газообразных веществ (окиси углерода, окислов азота, альдегидов и пр.). Содержание окиси углерода в воздухе рабочих помещений в большинстве случаев превышает санитарные нормы. Зимой и в переходные сезоны года неблагоприятное влияние на рабочих оказывает низкая температура производственных помещений.
Эти факторы могут быть причиной возникновения интоксикаций, а также оказать влияние на общую заболеваемость работников автотранспорта.
С целью оздоровления условий труда рекомендовано гаражи и ремонтные помещения оборудовать эффективной приточно-вытяжной вентиляцией; ремонтные помещения оборудовать газоотводами для удаления отработавших газов; не допускать длительной работы моторов автобусов в гаражах, цех обкатки моторов изолировать от смежных рабочих помещений ремонтного цеха; наружные двери основных производственных помещений оборудовать эффективными воздушно-тепловыми завесами; помещения, где производится текущий ремонт, оборудовать смотровыми ямами. Медицинские работники призваны осуществлять постоянный контроль за санитарным состоянием рабочих помещений.
Поступила 9/11 1973 г.