Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЛИЧНОГО И КОММУНАЛЬНОГО ШУМА (ПО МАТЕРИАЛАМ ВИННИЦЫ)'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЛИЧНОГО И КОММУНАЛЬНОГО ШУМА (ПО МАТЕРИАЛАМ ВИННИЦЫ) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
12
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЛИЧНОГО И КОММУНАЛЬНОГО ШУМА (ПО МАТЕРИАЛАМ ВИННИЦЫ)»

ИЗ ПРАКТИКИ

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЛИЧНОГО И КОММУНАЛЬНОГО ШУМА (ПО МАТЕРИАЛАМ ВИННИЦЫ)

Кандидат биологических наук Н. К. Вальчук, санитарный врач

Л. Е. Геллер

Из кафедры гигиены Винницкого медицинского института имени Н. И. Пирогова

#

Основанием для данной работы послужили жалобы, поступившие от населения Винницы в адрес Городской санитарно-эпидемиологической станции на шум, проникающий в жилые квартиры с улиц.

Замеры шума производились на протяжении 1960—1961 гг. с 8 до 17 часов с помощью проверенного шумомера ШИ-1 (прибор проверялся по шумомеру ЛИОТ) на улицах (кромке тротуара) с большим и небольшим транспортным движением. Всего обследовано 34 улицы в разных районах города. При этом шум измеряли одновременно и в жилых квартирах, размещенных со стороны улицы и двора (при закрытых окнах и форточках).

В школах исследовали шум при открытых и закрытых форточках. Влияние уличного и коммунального шума на население города выяснялось анкетным методом путем опроса населения. При этом было опрошено более 300 человек. Всего произведено 2000 замеров интенсивности уличного шума, а в закрытых помещениях — около 2000.

Источниками уличного шума в Виннице являются преимущественно уличный транспорт (трамваи, автомашины, автобусы и т. д.) и некоторые предприятия (типа артелей), размещенные внутри жилых кварталов.

В табл. 1 представлены результаты измерения шума в квартирах жилых домов, расположенных на 10 разных улицах.

Таблица 1

Уровень звукового давления в квартирах и на прилегающих к ним улицах

в момент проезда транспорта

Название • Количество транспортных единиц в час на кромке тротуара (в дб) В квартирах (в д со стороны улицы со стороны двора

минимум максимум # среднее минимум максимум среднее минимум максимум среднее

/лица Ленина ........... 355 70 95 82 58 69 69 56 69 61

» Коцюбинского........ 517 64 90 80 64 67 65 62 63 62

» Киевская ... • 346 62 95 79 56 73 65 56 65 60

» Островского ......... 375 70 95 85 65 83 71 58 70 63

» Хмельницкое шоссе...... 405 66 95 74 56 67 61 56 63 59

» Пирогова .......... 326 71 83 77 56 63 59 56 58 56

» Красная........... 20 60 81 67 56 61 56 56 60 56

» Константиновича ....... 21 56 87 68 56 58 56 56 56 56

» Галицкого .......... 88 56 85 68 56 61 57 56 56 56

> Малиновского . ........ 147 56 87 68 56 • 63 1 56 56 56 56

Из табл. 1 видно, что уровень звукового давления на улицах с большим движением транспорта находится в пределах 74—85 дб и заметно ниже на улицах с меньшим транспортным движением — 67—68 дб.

Максимально-минимальные величины указывают на значительные колебания уровней шума в зависимости от ряда условий и прежде всего от вида транспорта.

Данные табл. 2 иллюстрируют интенсивность уличного шума в зависимости от состояния самих трамваев и условий прохождения их по линии.

Таблица 2

Уровень звукового давления при проезжающем трамвае

Уровень звукового давления (в дб)

на кромке тротуара

Трамвай Условия

проезда

минимум максимум • среднее

Старый, Киевского завода .... На спуске 70 79 73

» » » . . . . » стрелках 85 89 88

» » » . . . . » подъеме 81 87 82

Новый из ГДР Т-59....... » спуске 60 67 64

То же............. » стрелках 70 81 75

» » ............. У) подъеме 67 79 72

Из табл. 2 видно, что больший шум создают старые трамваи Киевского трамвайного завода, особенно на стрелках и подъеме.

В Виннице отмечается наибольшая продолжительность действия уличного шума в часы с 9 до 17. Начиная с 17 часов и дальше уличный шум значительно уменьшается, так как число проезжающих транспортных единиц снижается.

Интенсивность шума, проникающая с улиц в жилые квартиры во время движения транспорта, сравнительно высокая, даже при закрытых окнах. Так, например, средний уровень звукового давления в квартирах, обращенных окнами на уличный фасад здания, колеблется в-пределах 59—71 дб, обращенных же окнами во двор — 56—62 дб. В квартирах жилых домов, расположенных на улицах с меньшим движением транспорта, средние величины уровня шума находятся в пре-' делах 56—57 дб со стороны уличного фасада здания и меньше 56 дб — со двора.

Результаты изучения влияния производственного шума на жилые квартиры показали, что уровни звукового давления в квартирах достигают 60—75 дб, при исходном шуме на производствах, расположенных в 5—10 м от жилых домов, 80—99 дб. Причем в данном случае шум носит постоянный характер, чем определяется его особо неблагоприятное влияние на условия жизни населения.

Ответы, полученные при опросе населения, проживающего на шумных улицах, о действии проникающего в жилые квартиры уличного шума, показали, что примерно 75—80% опрошенных и особенно пожилые и больные люди жаловались на раздражающее действие шума, мешающего отдыху и сну. Значительно в меньшем проценте случаев такого же характера жалобы были отмечены среди населения, проживающего на менее шумных улицах.

Представляло интерес выяснить степень влияния уличного шума на территории больничных участков, прилегающих к шумным улицам. С этой целью было обследовано 5 объектов, расположенных в черте города (табл. 3).

57Г

Таблица «3

Уровень звукового давления на территориях больничных участков и прилегающих

к ним улицах

Название • 1 ■ • Интенсивност на улицах ь шума (в дб) на территориях больниц Расстояние точки замера от улицы (в м) Примечание

минимум максимум среднее мини-ч мум максимум среднее

Больница имени Пирогова 67 83 75 62 75 67 5-7

То же......... 67 83 75 56 65 60 20—30

2-я Городская больница 75 95 84 62 75 67 8—10

То же......... 75 95 84 61 67 63 20—30

2-й Родильный дом . . . 83 90 86 65 75 69 8—10

1-я Городская больница '65 90 80 66 81 72 8—10 Внутри зда-

То же......... 65 90 80 56 75 64 10—15 ния поликли-

• ники со сто-

% роны улицы

Поликлиника 1-й Город-

ской больницы .... 65 90 80 59 74 68 6-8

Онкологический диспан-

сер ......... 75 100 86 65 81 72 4—6 Внутри зда-

ния со сто-

роны улицы

То же......... 75 100 86 р 57 73 67 4-6 Внутри зда-

ния со сто-

ф • роны двора

Данные табл. 3 показывают, что степень зашумленности больничных участков находится в прямой зависимости от уличного шума. Здесь уровень звукового давления колеблется в пределах 60—70 дб соответственно расстоянию от источников шума.

Некоторые лечебные учреждения (поликлиника 1-й Городской больницы, онкологический диспансер) находятся в зданиях, непосредственно примыкающих, к улицам, к тому же узким. Исследования показали, что у самого здания уровень интенсивности шума оказался таким же, как на кромке тротуара, а в самом здании (в палатах), со стороны улицы, снижается в среднем лишь на 12—14 дб по сравнению с исходным, со стороны же двора — на 19 дб.

С целью выяснения влияния уличного шума на школы было обследовано 9 объектов, преимущественно размещенных на магистральных улицах. Результаты обследования показывают, что шум в классных помещениях, обращенных окнами на улицу, при открытых форточках колеблется в среднем в пределах 58—77 дб, а при закрытых форточках— 56—63 дб. Таким образом, влияние уличного шума на шумовой режим школ является очевидным. Поэтому заслуживает должного внимания задача разработки мероприятий по снижению зашумленности в школах, главным образом в классных комнатах во время учебного процесса.

Данные о влиянии шума от котельных, размещенных внутри здания, на шумовой режим жилых квартир, находящихся над котельными, показали, что шум, проникающий через стены, имеет высокую интенсивность, примерно порядка 57—78 дб (в среднем) в зависимости от силы исходного шума. При этом шумовой режим жилых квартир резко ухудшается, чем и можно объяснить жалобы населения. Стены снижают шум примерно на 18—25 дб (по средним цифрам). По-видимому, это нельзя признать достаточным. Следовательно, стены в новых жилых квартирах обладают плохой звукоизолирующей способностью. Поэтому нельзя признать целесообразным размещение котельных внутри зданий.

Таким образом, представленный материал убедительно показывает необходимость организации борьбы с уличным и коммунальным шумом не только в больших городах, но и любом областном центре.

На основании материалов обследования разработаны мероприятия по снижению уличного шума в Виннице, в частности решен Еопрос о строительстве специального моста через реку Буг, который позволит вывести значительную часть транспорта за пределы центра города.

ЛИТЕРАТУРА

Еренкова С. М. Врач, дело, 1959, № 4, стб. 411—И з д е б с к и й А. М., 3 а р и-в а й с к а я Н. А., Д з ю б е н к о Л. Г. Врач, дело, 1955, № 1, стб. 51.—К а р а г о д и-н а И. Л. Гиг. и сан., 1959, № 12, стр. 7С т о р о щ у к X. В. Врач, дело, 1957, при-лож., стб. 110—Ф и л и п о в с к а я К. М. Гиг. и сан., 1960, № 9, сгр. 79.

Поступила \7JVW 1961 г.

Л 9

^ #

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПОДЗЕМНОГО ВОДОИСТОЧНИКА ОТХОДАМИ

I #

ПРОИЗВОДСТВА ВЫСШИХ СПИРТОВ

Санитарный врач А. Е. Бессонов, ассистент И. П. Пащенко

%

%

Из кафедры общей гигиены Луганского государственного медицинского института

и Луганского Донбассводтреста

В начале 1961 г. отмечалось загрязнение подземного водоисточника «Лесная дача» отходами производства высших спиртов Лисичанского химического комбината. Водозабор «Лесная дача» существует с 1929 г. и снабжает водой население Лисичанска, Верхнего, Пролетарска и прилегающих к этим городам рабочих поселков с населением около 120 000 человек. Проектная мощность 14 скважин источника составляла 2700 м3 в час. В результате засолонения водоносного горизонта хлоркальциевыми водами накопителя завода «Донсода» еще до 1940 г. вышли из строя 3 скважины. В послевоенные годы по той же причине вышли из строя еще 3 скважины, в результате чего мощность водозабора снизилась до 1200 мг в час.

Водозабор «Лесная дача», являющийся основным источником водоснабжения Лисичанского промышленного района, расположен на левом берегу Северного Донца, на второй песчаной террасе, которая представляет территорию распространения меловых отложений Донбасса.

Толща верхнего мела характеризуется наличием в ней трещиноватой зоны, распространяющейся вглубь до 50—60 м. Геологический разрез в районе водозабора представлен в следующем виде (сверху вниз): мелкозернистый аллювиальный песок, мощность слоя от 3 до 7 м; отдельные участки распространения мергелистой глины, мощность которой от 5 до 13 м\ далее идет плотный мергель и мел.

Наиболее водоносными являются верхнемеловые отложения, в особенности трещиноватая зона мергельно-меловой толщи. Вследствие отсутствия в аллювии водоупорных слоев водоносный горизонт аллювиальных отложений сообщается с водоносным горизонтом в трещиноватой зоне мергельно-меловых пород. Общее направление потока меловых вод с севера на юг.

Южнее водозабора на расстоянии 2 км расположен накопитель хлоркальциевых вод завода «Донсода», на северо-западе на расстоянии 4,6 км расположен Лисичанский химический комбинат. Фактически

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.