Научная статья на тему 'ГИГИЕНА ТРУДА НА ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ КОМПЛЕКСАХ'

ГИГИЕНА ТРУДА НА ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ КОМПЛЕКСАХ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
181
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Ю И. Кундиев, Э П. Орловская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНА ТРУДА НА ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ КОМПЛЕКСАХ»

ружить окись этилена, тем самым проверяя полноту экстракции.

Опыты проводили на хроматографе «Цвет-102» с пламенно-ионизационным детектором. В качестве сорбентов использовали хромосорб-104, полиэтн-ленгликольадипинат (ПЭГА) на целите и хроматоне , N-AW-HMDS (0,16—0,20 мм). Наиболее перспективный из этих сорбентов хромосорб-104, который ^обладает высокой разделяющей способностью, ма-' лым временем удерживания окиси этилена и высокой термостабильностью. Однако он не получил достаточно широкого распространения ввиду того, что отечественная промышленность только осваивает изготовление подобных полимерных сорбентов. В качестве окончательного варианта остановились на 20% ПЭГА на хроматоне Ы-АХУ-НМОБ (0,16—0,20 мл), который удовлетворяет всем требованиям и, кроме того, является одним из наиболее доступных носителей.

Газожидкостный анализ раствора окиси этилена в этаноле проводили на колонках длиной 2 м, диаметром 4 мм. Условия хроматографирования были следующие: температура испарителя 80 °С, температура колонок 70°С, скорость азота 50 мл/мин, скорость водорода 40 мл/мин, скорость воздуха 400 мл/мин. При этих условиях окись этилена выходила острым симметричным пиком, хорошо разделяясь с этанолом. Время удерживания окиси этилена составляло 40 с. Для калибровки детектора хроматографа готовили шкалу стандартных растворов окиси этилена в этаноле (0,5, Ш1, 2, 4, 8, 10, 20, 40, 80 и 100 мкг/мл) методом последовательного разбавления исходного раствора. Растворы вводили в колонку хроматографа с

помощью микрошприца вместимостью 10 мкл. В качестве определяющего параметра хроматогра-фического пика выбрали его площадь, которая являлась произведением высоты пика на длину его средней линии. Для измерения пиков пользовались лупой с 10-кратным увеличением. При анализе применяли метод абсолютной калибровки. Зная количество введенной в колонку окиси этилена (<?) и рассчитав площадь пика (5), строили калибровочную кривую зависимости площади пика от количества окиси этилена в пробе.

Анализ остаточных количеств окиси этилена проводили в простерилизованных резиновых пробках марки И-51-2, предназначенных для укупорки инъекционных препаратов антибиотиков. После окончания экстракции определяли содержание окиси этилена в экстракте в описанных выше условиях. Результаты анализа рассчитывали по формуле:

Х =

ЧУ VoP

где X — количество окиси этилена, содержащееся в 1 г полимерного материала (в мкг/г); ц — количество в введенной в колонку хроматографа пробы окиси этилена, определяемое по калибровочной кривой, исходя из площади соответствующего пика (в мкг); V,, — объем пробы, введенный в хромато-графическую колонку (в мл); V — объем экстракта (в мл); Р — масса образца полимера (в г).

Данная методика дает возможность определять содержание окиси этилена в полимерных материалах до 1 мкг/г. Ошибка определения не превышает 5%.

ЛИТЕРАТУРА

Adler N. — J. pharm. Sei., 1965, v. 54, p. 735. Bartak D. £., Kulkarm R. K. — Ini U. S. Army Medical Biochemical Research Laboratory, Technical Report N 6704. Washington, 1967. Ben-Jehoshua S., Krinsky P. — J. Gas. Chromatogr.,

1968, v. 6, p. 350. Critchfield F. £., Johson J. B. — Analyt. Chem., 1957, v. 29, p. 797.

Gunther D. A. — Ibid., 1965, v. 37, р. 1172. Lacomme AI., Le Moun G., Chaigneau M. — Ann. pharm.

franc. 1974, v. 32, p. 411. Mogehan J. A., Whitbourne J. £., Ernst R. R. —

J. pharm. Sei., 1971, v. 60, p. 222. Whitbourne J. £., Mogenhan J. A., Ernst R. R.— Ibid., 1969, v. 58, p. 1025.

Поступила 5/XI 1979 r.

Обзоры

УДК 613.6:638

К

Член-корр. АМН СССР проф. Ю. И. Кундиев, доктор мед. наук Э. П. Орловская

ГИГИЕНА ТРУДА НА ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ КОМПЛЕКСАХ

Киевский научно-исследовательский институт гигиены труда н профзаболеваний

В последние годя в СССР осуществлен ряд мер по дальнейшему развитию сельского хозяйства. В решении июльского (1978) Пленума ЦК КПСС

подчеркнута задача более быстрого развития животноводства прежде всего на базе промышленного производства. В настоящее время в хозяйствах

страны действует 2237 животноводческих комплек-сов.

Наибольшее развитие получили комплексы по производству свинины, говядины, молока и выращиванию нетелей. Большинство типовых комплексов по производству свинины имеет мощность 8, 12, 16, 24 и 54 тыс. голов в год. Функционирует более 20 комплексов на 108 тыс. голов, проектируются комплексы, превышающие эту мощность в 2 и 4 раза. Комплексы по откорму крупного рогатого скота рассчитаны на 1, 2, 3, 5 и 12 тыс. голов. Выращивание нетелей осуществляется на комплексах мощностью 3, 4,4 и 6 тыс. голов. Комплексы по производству молока рассчитаны на 0,8, 1,2, 1,6 и 2 тыс. голов. Дальнейшее строительство комплексов ведется в основном в расчете на указанные мощности. На комплексах заняты сотни тысяч работников. Промышленное ведение животноводства приближает труд в этой области к промышленному, устраняет его социально непривлекательные элементы.

На комплексах систематически совершенствуются технология содержания животных и формы организации труда, создаются новые типы машин, улучшаются планировочные решения помещений. Подготовлен ряд ГОСТОв по машинам и оборудованию для животноводства и кормопроизводства, в том числе по общим требованиям безопасности. В связи с этим внимание гигиенистов к животноводческим объектам должно быть постоянным и всесторонним.

Результаты гигиенических исследований, проведенных на животноводческих комплексах, свидетельствуют о том, что промышленная технология в целом благоприятно отражается на условиях труда работающих. Главными положительными сторонами являются наличие современных тепловентиля-ционных систем, механизация и автоматизация наиболее трудоемких процессов — кормораздачи и навозоудаления. В автоматизированных свиноводческих хозяйствах ликвидированы тяжелые операции, в воздухе животноводческих помещений отсутствует сероводород, концентрация аммиака не превышает предельно допустимой. Организация управления основными процессами с пультов способствует созданию нормальных микроклиматических условий (С. А. Пигалев и Н. Л. Корнеева; Э. П. Орловская и М. А. Дуцкая, и др.). Исследованиями, проведенными Саратовским научно-иссле-довательским институтом сельской гигиены, Кубанским медицинским институтом, Орловским институтом охраны труда в сельском хозяйстве, Киевским научно-исследовательским институтом гигиены труда и профзаболеваний на комплексах по производству молока и мяса установлено, что механизация основных производственных процессов (доения, раздачи кормов, поения животных и навозоудаления) существенно снизила их трудоемкость. Вместе с тем высокая эффективность новых форм животноводческого производства может быть достигнута лишь при сочетании и строгом соблюде-

нии технологии, санитарно-гигиенических требований и рациональной организации труда. Об отсутствии полного гигиенического благополучия на животноводческих комплексах свидетельствуют показатели состояния здоровья работающих. Данные углубленных медицинских осмотров и заболеваемости с временной утратой трудоспособности показывают, что заболеваемость животноводов выше, чем рабочих других отраслей сельскохозяйст-1 венного производства. В структуре патологии внут-ренннх органов у операторов свиноводческих комплексов преобладают заболевания сердечно-сосудистой системы, среди которых наиболее часты изменения функционального состояния миокарда и болезни периферической нервной системы. Значительное место занимает патология системы пищеварения, женской половой сферы и органов дыхания (М. В. Царева; Т. И. Трубникова и Т. В. Ильина; Е. П. Краснюк и соавт., и др.).

Касаясь заболеваемости на всех комплексах, следует указать, что более высокий уровень заболеваемости отмечается на крупных комплексах. У рабочих комплексов по производству молока и мяса заболеваемость по выраженности сохраняет ту же последовательность: сердечно-сосудистая патология, болезни органов пищеварения и дыхания. Среди заболеваний периферической нервной системы у женщин преобладают болезни нервно-мышечного аппарата рук, у мужчин — пояснично-крестцового отдела. Наиболее высокий уровень неврологических нарушений установлен у телятниц, несколько ниже — у доярок (А. А. Медведева;"* С. X. Николов и соавт., и др.).

Заболеваемость животноводов связана с условиями труда. Важное значение приобретает комплексное эпидемиологическое изучение их здоровья, в частности работниц, его зависимости от производственных факторов (Ю. И. Кундиев). Особенности условий труда на животноводческих комплексах: большая концентрация животных, необходимость пребывания в течение всей смены в животноводческом помещении и максимальная уплотненность рабочего дня при усложнении трудовой деятельности. Это придает качественно новый характер биологической вредности. Она существовала ранее в основном как опасность зооантропозных инфекций. Концентрация животных и широкое применение разнообразных биологических препаратов создают новые проблемы. Подтверждением этого является развитие в некоторых странах раздела токсикологии — микотоксикологии — или выявление относительно нового вида профессиональной патологии — «фермерского легкого». Это классический пример аллергического заболевания (аллергический альвеолит), основная причина которого — вдыхание спор некоторых термофильных актино-мицетов. ч

Бактериальная загрязненность в цехах евино-*, комплекса составляет до 300 000 микроорганизмов в 1 м3. На большинстве участков периодически освобождаются и дезинфицируются помещения.

Бактериальная загрязненность претерпевает изменения — постепенное нарастание и спад. После дезинфекции в 1 м3 воздуха определялось 32 100± ±2400 микробов, через 3—5 дней пребывания новой группы животных — 77 000±4300, через 2 нед— 220 000±23 ООО. Это «пик» загрязненности, после чего численность микробов снова начинала снижаться. Такая вариабельность придает влиянию ! 4' микробной флоры интермиттирующий характер (А. И. Олефир и В. А. Чернобай). Возможно, что такое состояние наряду с влиянием антибиотиков и микродобавок в кормах является причиной дис-бактериоза, сенсибилизации организма работающих и в целом влияет на иммунологическую реактивность. А. И. Олефир и В. А. Чернобай обнаружена значительная токсигенность микробной флоры на участках содержания поросят-отъемышей и откорма, превышающая контроль в 10 и 25 раз соответственно. Из результатов исследования естественной резистентности установлено, что на всех участках свиноводческого комплекса условия труда влияли преимущественно на гуморальные (содержание Р-лизина, лизоцима и бактериальная активность сыворотки) и в меньшей мере — на клеточные показатели естественной резистентности организма (функциональная активность нейтрофилов) и защитные свойства кожи и слизистой оболочки (изменение количественного и качественного состава аутофлоры, лизоцима в слюне). У рабочих скотоводческих комплексов выявлены нарушение иммунологической реактивности, сенсибилизация и аутоиммунные сдвиги.

Интермиттирующий характер действия микрофлоры отмечен и на комплексах по откорму крупного рогатого скота, где технологический процесс построен таким образом, что одна группа животных сохраняется на протяжении всего процесса откорма, ее движение способствует соблюдению принципа «все занято—все пусто»— целиком занятых или совершенно пустых секций. Почти 90% микробов, обнаруживаемых в воздухе животноводческих помещений,— сапрофиты, условно-патогенные споровые и неспоровые формы. Гемолитические формы высевались в помещениях содержания крупного рогатого скота. Микрофлора представлена грибками вида Pénicillium, Aspergillus, Mukor. На комплексах крупного рогатого скота наиболее загрязнен воздух в коровниках и смежных с ними помещениях.

На основании анализа состояния воздушной среды помещений комплексов различного назначения можно выделить наиболее неблагополучные участки. В свиноводстве это цехи содержания свиноматок с приплодом, поросят-отъемышей и откорма, в мо-лочно-товарном производстве — коровники и родильные отделения, на комплексах по откорму крупного рогатого скота — помещения молодняка 1-го .< периода выращивания (от 10 до 85 дней). Помимо ' наличия загрязнения воздушной среды, работа по обслуживанию животных на этих участках связана с физическим и нервным напряжением.

Спецификой свиноводческих комплексов являет-

ся стойкость неприятных запахов. Такие мероприятия, как своевременное удаление навоза, периодическая дезинфекция, расположение вытяжных отверстий по ходу каналов навозоудаления, применение только принудительной системы вентиляции, дают надлежащий эффект (Ю. Т. Бузиловн соавт.; Mittag и Weiss). В целом по комплексам пока еще слабо разработаны технологические вопросы удаления и переработки навоза и его утилизации. Гигиенические аспекты оценки систем очистки и охраны окружающей среды находятся в сфере внимания гигиенистов (К. И. Акулов и соавт.; М. А. Ми-роненко и соавт., и др.).

Основная профессия современного животноводческого комплекса — оператор. В зависимости от участка функции операторов несколько различаются, но основу их деятельности составляют процессы кормления, уход за животными и наблюдение за оборудованием. Наиболее существенно то, что оператор должен строго укладываться в график и быть все время в контакте с животными. Например, на участке свиноматок комплекса на 108 тыс. голов оператор в течение 2 кормлений открывает и закрывает до 1500 кранов, находящихся в 2 м от пола. На свиноводческих комплексах один оператор обслуживает от 1000 до 4000 голов, операторы машинного доения в одну дойку —до 120 коров при беспривязно-боксовом и до 80 коров при прнвязно-боксовом содержании. Нагрузка на оператора комплекса по производству мяса — 200 телят в периоде выращивания и 800 в период откорма.

Организация труда на комплексах зависит от технологии, уровня механизации, мощности, планировки помещений и конкретных условий. Наиболее распространенной формой организации труда в животноводстве является постоянная производственная бригада, которая специализируется на выполнении определенной части производственного процесса. Относительно благополучно с вопросами режима труда и отдыха на крупных свиноводческих комплексах и комплексах по откорму крупного рогатого скота. Рабочий день операторов начинается в 8 ч и заканчивается в 17 ч с часовым обеденным перерывом. В комплексах по производству молока существуют две формы организации труда — одно- и двухсменный двух-цикличный режим. При односменном режиме работа осуществляется в 2 цикла — с 5ч 30 мин до 9 ч и с 17 ч 30 мин до 21 ч. Операторы, как правило, задерживаются свыше регламентированного времени. Недостаточное время для ночного отдыха, занятость домашней работой в дневной перерыв, большая нагрузка во время смены способствуют быстрому наступлению утомления и отражаются на общем состоянии. Физиологические исследования, проведенные сотрудниками Киевского научно-исследовательского института гигиены труда и профзаболеваний А. П. Охрименко и П. Н. Витте на 2 молочно-товарных комплексах с односменным режимом работы, показали значительное иапряже-

ние сердечно-сосудистой системы у операторов машинного доения перед началом второго цикла. Индекс напряжения по Баевскому выше 600, частота пульса 90—100 в минуту. После окончания смены и показатели, характеризующие состояние высшей нервной деятельности, существенно ухудшились. Двухсменный режим работы со смещенным графиком доения коров и углубленным разделением труда между работниками оптимально сочетает интересы производства и работающих. Научно-технический совет Министерства сельского хозяйства СССР также рекомендует двухсменный режим работы молочно-товарных комплексов, однако из-за ведомственных расчетов он внедряется крайне медленно.

В настоящее время разработаны рекомендации по оздоровлению условий труда на типовых животноводческих комплексах, составляются санитарные правила по устройству и эксплуатации животноводческих комплексов и ферм. Необходимо повышение качества научной экс-

ЛИТЕР

Акулов К. И., Шиикова А. II. и др. — Гиг. и сан., 1977, № 5, с. 3-8.

Бузилов Ю. Т. и др. — В кн.: Животноводческие комплексы: организация труда, управление. М., 1977, с. 199. Краснюк Е. П., Карапата А. П. и др. — В кн.: Проблемы оздоровления условий труда в ведущих отраслях народного хозяйства. Киев, 1978, с. 89—91. Кундиев 10. И. — Гнг. труда, 1979, № 4, с. 1—6. Медведева А. А. — В кн.: Гнгнена труда животноводов.

Краснодар, 1976, с. 107—110. Мироненко М. А., Ярмолик И. Ф., Коваленко А. В. Санитарная охрана внешней среды в районах промышлен-но-животноводческих комплексов. М., 1978. Николов С. X., Хачатурян Г. А. и др. — В кн.: Гигиена труда животноводов. Краснодар, 1976, с. 74—87.

пертизы проектов. Основными причинами неудовлетворительного состояния воздушной среды в животноводческих помещениях является несовершенство методов расчета воздухообмена и расхода тепла, способов подачи и вытяжки воздуха, недостаточная теплоизоляция зданий. Мало внимания уделяется разработке способов эффективного навозоудаления. Важна системность в проведении исследований. Гигиеническое исследование должно охватывать не один процесс, а всю технологическую систему в целом; только таким путем можно выявить наиболее неблагополучные участки и положительно влиять на условия труда всех категорий рабочих комплекса. Особое внимание должно обращаться на устранение энергоемких процессов и создание для операторов оптимальных условий. Установленная активность биологических факторов свидетельствует о необходимости дальнейшего углубленного их изучения и регламентации содержания в воздухе рабочей зоны животноводческих помещений.

ТУРА

Олефир А. И., Чернобай В. А. — Гиг. и сан., 1978,

№ 7, с. 113—115. Орловская Э. П., Луцкая М- А. — В кн.: Проблемы оздоровления условий труда в ведущих отраслях народного хозяйства. Киев, 1978, с. 84—86. Пигалев С. А., Корнеева Н. Л. — В кн.: Гигиена труда

животноводов. Краснодар, 1976, с. 34—38. Трубникова Т. И., Ильина Т. В. — В кн.. Гнгнена труда

животноводов. Краснодар, 1976, с. 97—98. Царева М. В. — Там же, с. 88—96. Mittag U., Weiss А. — Agrartechnik, 1976, N 2, S. 60-63.

Поступила 5/VII 1979 г.

За рубежом

УДК 628.16.09:1628.191:615.285.7

Л- Ю. Выберальски

ОЧИСТКА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ ОТ ОСТАТОЧНЫХ КОЛИЧЕСТВ НЕКОТОРЫХ ПЕСТИЦИДОВ КОАГУЛЯЦИЕЙ И ОЗОНИРОВАНИЕМ

Институт химии и хранения, Сельскохозяйственная академия, Щецин, Польша

При широком использовании пестицидов в сельском хозяйстве возможно загрязнение ими водоемов, служащих источниками водоснабжения. В системе водоподготовки питьевой воды применяется ряд методов, которые в той или иной степени эффективны в отношении деструкции органических загрязнений, в частности коагулирование с А1,(50.,)3, а также метод озонирования.

Исследования с использованием коагулянта А12(504)3 Для удаления остаточных количеств

пестицидов из воды проводили М. А. Шевченко и соавт. Они установили значительное уменьшение (более чем на 80%) концентрации гексахлорана в воде при применении 200 мг A1.2(S04)3 на 1 л. Изучением влияния озонирования воды на остаточные количества пестицидов занимались Е. В. Штанников и соавт. Используя 20—150 мг 03 на 1 л воды, они установили деструкцию токсичных соединений в пределах 10—90% от начального количества в зависимости от вида соединения, ко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.