Научная статья на тему 'ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С ЮВЕНИЛЬНЫМ ИДИОПАТИЧЕСКИМ АРТРИТОМ'

ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С ЮВЕНИЛЬНЫМ ИДИОПАТИЧЕСКИМ АРТРИТОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
121
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HYDROKINESITHERAPY / REHABILITATION / JUVENILE IDIOPATHIC ARTHRITIS / SENIOR SCHOOLCHILDREN / ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ЮВЕНИЛЬНЫЙ ИДИОПАТИЧЕСКИЙ АРТРИТ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Еремин Д.Н.

В статье отражены основные краткие результаты исследования, цель которого - разработка и экспериментальная апробация авторской программы гидрокинезотерапии у детей младшего подросткового возраста с ювенильным идиопатическим артритом коленного сустава. Содержание и структура программы были построены на результатах глубокого теоретического анализа проблемы исследования, заключающейся в необходимости разработки эффективной программы восстановления при ювенильном идиопатическом артрите (ЮИА). В исследовании приняло участие 30 детей младшего подросткового возраста с ЮИА коленного сустава (с письменного согласия родителей). После чего методом случайной выборки были сформированы две группы: экспериментальная (ЭГ) - 17 детей (6 мальчиков и 11 девочек) и контрольная (КГ) - 15 детей (8 мальчиков и 7 девочек). Занятия проводили по разработанной программе гидрокинезотерапии, включающей в себя три периода: щадящий (3 недели), тренировочно-корригирующий (8 недель) и восстановительный (3 недели). Согласно результатам эксперимента авторская программа показала свою эффективность, что позволило автору сделать вывод о том, что наиболее оптимально подобранные современные средства гидротерапии, такие как гидрокинезотерапия и аквагимнастика, обеспечивают восстановление оптимального двигательного режима и дают возможность улучшить объем движения пораженной конечности и активизировать трофические процессы у детей младшего подросткового возраста с ЮИА коленного сустава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Еремин Д.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BENEFITS OF HYDRO-KINESITHERAPY FOR COMBINED REHABILITATION OF SCHOOL CHILDREN WITH JUVENILE IDIOPATHIC ARTHRITIS

Juvenile idiopathic arthritis is one of the serious degenerative/ dystrophic diseases of musculoskeletal system of gross damaging effects on many joints that are manifested with time in stiffness, contractures and motor dysfunctions. Objective of the study was to develop and test benefits of hydro-kinesitherapy for combined rehabilitation of school children diagnosed with knee joint juvenile idiopathic arthritis. The rehabilitation program was designed based on a prior comprehensive theoretical analysis of the subject. Sampled for the study, on written consents from the families, were 30 knee-juvenile-idiopathic-arthritis-diagnosed schoolchildren split up on a random basis into Experimental (EG, n=17, including 6 boys and 11 girls) and Reference (RG, n=15, including 8 boys and 7 girls) Groups. The hydro-kinesitherapy program included a 3-week introductory, 8-week corrective training; and a 3-week rehabilitation period. The hydro-kinesitherapy model was tested beneficial due to the optimal set of modern aquatic training and gymnastics tools that effectively secure motor progress in the affected limbs and activate trophic processes in the knee-juvenile-idiopathic-arthritis-diagnosed schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С ЮВЕНИЛЬНЫМ ИДИОПАТИЧЕСКИМ АРТРИТОМ»

ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С ЮВЕНИЛЬНЫМ ИДИОПАТИЧЕСКИМ АРТРИТОМ

УДМ^С 796.011.3

Д.Н. Еремин1

1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

В статье отражены основные краткие результаты исследования, цель которого - разработка и экспериментальная апробация авторской программы гидрокинезотерапии у детей младшего подросткового возраста с ювенильным идиопатическим артритом коленного сустава. Содержание и структура программы были построены на результатах глубокого теоретического анализа проблемы исследования, заключающейся в необходимости разработки эффективной программы восстановления при ювенильном идиопатическом артрите (ЮИА). В исследовании приняло участие 30 детей младшего подросткового возраста с ЮИА коленного сустава (с письменного согласия родителей). После чего методом случайной выборки были сформированы две группы: экспериментальная (ЭГ) - 17 детей (6 мальчиков и 11 девочек) и контрольная (КГ) - 15 детей (8 мальчиков и 7 девочек). Занятия проводили по разработанной программе гидрокинезотерапии, включающей в себя три периода: щадящий (3 недели), тренировочно-корригирующий (8 недель) и восстановительный (3 недели). Согласно результатам эксперимента авторская программа показала свою эффективность, что позволило автору сделать вывод о том, что наиболее оптимально подобранные современные средства гидротерапии, такие как гидрокинезотерапия и аквагимнастика, обеспечивают восстановление оптимального двигательного режима и дают возможность улучшить объем движения пораженной конечности и активизировать трофические процессы у детей младшего подросткового возраста с ЮИА коленного сустава.

Ключевые слова: гидрокинезотерапия, реабилитация, ювенильный идиопатический артрит, дети младшего подросткового возраста.

BENEFITS OF HYDRO-KINESITHERAPY FOR COMBINED REHABILITATION OF SCHOOL CHILDREN WITH JUVENILE IDIOPATHIC ARTHRITIS

D.N. Eremin

'Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Juvenile idiopathic arthritis is one of the serious degenerative/ dystrophic diseases of musculoskeletal system of gross damaging effects on many joints that are manifested with time in stiffness, contractures and motor dysfunctions. Objective of the study was to develop and test benefits of hydro-kinesitherapy for combined rehabilitation of school children diagnosed with knee joint juvenile idiopathic arthritis. The rehabilitation program was designed based on a prior comprehensive theoretical analysis of the subject. Sampled for the study, on written consents from the families, were 30 knee-juvenile-idiopathic-arthritis-diagnosed schoolchildren split up on a random basis into Experimental (EG, n=17, including 6 boys and 11 girls) and Reference (RG, n=15, including 8 boys and 7 girls) Groups. The hydro-kinesitherapy program included a 3-week introductory, 8-week corrective training; and a 3-week rehabilitation period. The hydro-kinesitherapy model was tested beneficial due to the optimal set of modern aquatic training and gymnastics tools that effectively secure motor progress in the affected limbs and activate trophic processes in the knee-juvenile-idiopathic-arthritis-diagnosed schoolchildren.

Keywords: hydro-kinesitherapy, rehabilitation, juvenile idiopathic arthritis, senior schoolchildren.

Введение. Ювенильный идиопатический артрит(ЮИА) является тяжелым дегенеративно-дистрофическим заболеванием опорно-двигательного аппарата в детском возрасте, который может одновременно распространяться на различные суставы, характеризуется длительным прогрессирующим течением, который со временем приводит к развитию тугоподвижности, контрактурам и потери функции сустава [1, 2]. Основа заболевания имеет мультифакторную природу и включает в себя деструкцию костной ткани, поражение суставного хряща, а также наличие быстро прогрессирующего хронического воспалительного процесса в области синовиальной оболочки (внутренний слой капсулы сустава).

Цель исследования — повысить эффективность физической реабилитации детей младшего подросткового возраста (10—14 лет) с ЮИА.

Методика и организация исследования. В исследовании приняло участие 30 детей младшего подросткового возраста с ЮИА коленного сустава (с письменного согласия родителей). Методом случайной выборки были сформированы две группы: экспериментальная (ЭГ) — 17 детей (6 мальчиков и 11 девочек и контрольная (КГ) — 15 детей (8 мальчиков и 7 девочек). Занятия проводили по разработанной нами программе гидрокинезотерапии (ГКТ), включающей в себя три периода: щадящий (3 недели), тренировочно-корригирующий (8 недель)

и восстановительный (3 недели). Программа рассчитана на занятия 3 раза в неделю, занятия строятся по общепринятой схеме.

Методика физической реабилитации. В программе используются физические упражнения, которые выполняют в опорном и безопорном положении (на глубокой и мелкой части бассейна); с помощью инвентаря, оборудования (поддерживающего и увеличивающего сопротивление) и без него. Упражнения, которые выполняются на глубокой части бассейна, будут значительно интенсивнее, чем те, что проводятся на мелкой части, т. к. часть энергии будет тратиться на поддержание вертикального положения тела в воде [3]. Предложенные в программе гидрокинезотерапии физические упражнения, с нашей точки зрения, предназначены для непосредственного их использования в общей системе восстановительного периода лечения ЮИА и в первую очередь направлены на улучшение общего функционального состояния коленного сустава, под которым мы подразумеваем: 1) снижение и ликвидацию выраженности болевого синдрома; 2) увеличение общего объема двигательной деятельности; 3) повышение толерантности к физической нагрузке у детей подросткового возраста с ЮИА; 4) восстановление длины шага.

Во время проведения занятий по лечебной гимнастике (ЛГ) в воде учитывались особенности состояния

здоровья детей, соблюдались методические правила, которые позволили достичь наиболее эффективной реабилитации при ЮИА у детей подросткового возраста:

1. Соблюдался принцип последовательности физической нагрузки и принцип постепенности.

2. Оптимальность, индивидуальность и доступность нагрузки, которая предъявлялась ребенку на протяжении всего курса реабилитации.

3. На занятиях применялась смена И. П. для увеличения эффективности влияния физических упражнений. Оптимально чередование следующих И. П.: лежа, сидя, стоя. Такой порядок исключает резкие переходы, которые отрицательно влияют на ЧСС.

4. Для достижения оптимального физиологического эффекта на занятиях лечебной гимнастикой в воде включалось большое количество разнообразных упражнений для укрепления всех мышечных групп с акцентом на мышцы бедра, голени, ягодиц, поясницы, спины, которые способствовали улучшению функции поврежденного сустава. Физиологическая кривая вне зависимости от периода

реабилитации имеет двухвершинный характер. Особенности темпа выполнения упражнения: переход от медленного к среднему.

Используемые средства гидрокинезотерапии в экспериментальной группе учитывали задачи периода реабилитации и уровень исходного состояния здоровья. Основной формой, используемой в процессе реабилитации у детей младшего подросткового возраста с ЮИА, была лечебная гимнастика в воде (гидрокинезотерапия). Занятия строились индивидуальным (1—3 человек) или малогрупповым (5—8 человек) методом в бассейне с изменяющимся уровнем воды.

Продолжительность занятий зависела от периода реабилитации и изменялась в диапазоне от 30 до 45 мин, на адаптационном периоде составила 30 мин, на тренировочно-корригирующем — 40—45 мин, на стабилизационном — 45 мин.

В ЭГ ГКТ проводилась 3 раза в неделю — понедельник, среда, пятница, в КГ занятия по ЛГ осуществлялись 3 раза в неделю по классической программе в Мо-розовской детской городской клинической больнице Департамента здравоохранения г. Москвы.

Занятий лечебной гимнастикой в воде проводились в первой половине дня до школьных уроков за 1—1,5 ч до еды.

В соответствии с классическим процессом построения занятий они имели три части:

Вводная часть (5—10 мин). В данной части занятия по ГКТ решались следующие задачи: подготовка организма ребенка к основной нагрузке в следующей части занятия, мобилизация внимания, активация ССС. Применялись классические ОРУ, выполняемые в воде на уровне плеч в медленном и среднем темпе, прикладные упражнения, связанные с восстановлением ходьбы (шагистика: на пятках, на носках, приставные шаги, скрестный шаг). Бег и прыжки в воде были разрешены только при полном отсутствии болевого синдрома и достаточной физической подготовленности.

Основная часть (15—30 мин). В этой части занятия по ГКТ решались следующие лечебные задачи: увеличение амплитуды движения поврежденного сегмента,

улучшение трофики в области повреждения, нормализация тонуса мышц, восстановление правильного паттерна движения, тренировка атрофичных мышц. Данные задачи решались с помощью специальных упражнений в воде: в опорном и безопорном И. П., динамические упражнения с уровнем воды по пояс, упражнения с использованием сопротивления, упражнения на тренажерах. В конце основной части применялись подвижные игры малой и средней интенсивности для психоэмоционального расслабления детей.

Заключительная часть (5—10 мин). В данной части занятия решались следующие задачи: восстановление деятельности ССС и ДС, подготовка организма к последующей деятельности в течение дня, снижение физической нагрузки. В этой части занятия применялись упражнения на расслабление и дыхание в различных И. П.

Специальные упражнения в воде улучшают кровообращение в поврежденной области, восстанавливают и корректируют биомеханику движения, увеличивают амплитуду движения. Ключевое значение в механизме нормализации функции придается формированию условно-рефлекторных связей, которые разрушают патологические доминанты.

Участники КГ выполняли комплексы, входящие в состав современной стандартной терапии.

Результаты исследования и их обсуждение. Сравнивая показатели гониометрии коленного сустава после 14-недельного курса в ЭГ и КГ до и после занятий по гидрокинезотерапии, было выявлено достоверное их изменение, прирост в градусах углов сгибания у детей с ЮИА коленного сустава в ЭГ составил 35,8°, тогда как в КГ — 23,7°, по показателям разгибания после окончания эксперимента прирост в ЭГ составил 7,5°, а в КГ - 3° (р<0,05).

Показатели длины шага со стороны пораженной конечности приблизились к значениям здоровой, показатели длины шага пораженной конечности увеличились в ЭГ на 4,4 см, а в КГ - на 1,9 см (р<0,05).

В начале 1-й недели ММТ у детей с ЮИА в обеих группах были практически одинаковы, но уже к концу курса можно наблюдать тенденцию, более благоприятную для ЭГ. Из 15 детей в ЭГ 3 человека имели оценку 1 балл, 8 — 2 балла, 4 — 3 балла. Во время восстановления состояния здоровья детей с ЮИА в КГ до эксперимента 4 человека имели оценку 1 балл, 7 — 2 балла, 4 — 3 балла. Ещё более разительные сдвиги произошли к концу выполнения курса: почти все оценки пациентов ЭГ распределились между 3 и 4 баллами — 14 человек, тогда как один ребенок имел показатель 2 балла, а в КГ 6 детей имели оценку 2 балла, а 9 — 3 и 4 балла. Полученные результаты дополнительно свидетельствуют о более эффективном воздействии разработанных нами программ гидрокинезотерапии относительно классической программы, используемой в ЦИТО.

После применение программы показатели боли уменьшились в ЭГ на 3,7 балла, а в КГ — всего на 1,4 балла (р<0,05). Полученные данные отражают эффективность уменьшения показателя боли при применении программы гидрокинезотерапии более чем в 50 % в сравнении с классической программой физической реабилитации, включающей в себя занятия по лечебной гимнастике.

В начале 1-й недели время удержания прямых ног у детей с ЮИА в ЭГ составило 14,5 с, в КГ — 18,5 с, в конце курса заметно значительное увеличение показателей как в ЭГ — 40,5 с, так и в КГ — 33,5 с, также можно наблюдать тенденцию, более благоприятную для ЭГ, и по показателям скручивания: 19 (раз) после курса, против 14 (раз) в КГ после курса. Это отражает эффективность выполнения упражнений в водной среде за счет реализации основных двух механизмов: термического, физического.

Вывод. Наиболее оптимально подобранные современные средства гидротерапии, такие как гидроки-незотерапия и аквагимнастика, обеспечивают восстановление оптимального двигательного режима, что позволяет улучшить объем движения пораженной конечности и активизировать трофические процессы у детей младшего подросткового возраста с ЮИА коленного сустава.

Литература

1. Баранов А.А. Ювенильный артрит: клинические рекомендации для педиатров / А.А. Баранов, Е.И. Алексеева. — М.: Пе-диатрЪ, 2013. - 120 с.

2. Баранов А.А. Протокол ведения пациентов с ювенильным артритом / А.А. Баранов, Е.И. Алексеева, Т.М. Бзарова и др. // Вопросы современной педиатрии. — 2013. — № 12. — С. 37-56.

3. Булгакова Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специ-

альностям 022500, 022300, 022400 / Н.Ж. Булгакова и др. - 2-е изд., стер. - М.: Academia, 2008. - 429 с.

4. Доэрти М. Клиническая диагностика болезней суставов / М. Доэрти, Дж Доэрти. / Пер. с англ. А.Г. Матвейкова. — Минск: Тивали, 1993. - 144 с.

5. Ромакина Н.А. Использование методов биомеханики в оценке состояния и коррекции патологии опорно-двигательной системы / Н.А. Ромакина, А.С. Федонников, С.И. Киреев и др. // Травматология и ортопедия. - 2015. - № 3. - С. 310-316.

References

1. Baranov A.A., Alekseeva E.I. Yuvenilny artrit: klinicheskie rekomendatsii dlya pediatrov [Juvenile arthritis: clinical guidelines for pediatricians]. M.: Pediatr publ., 2013. 120 p.

2. Baranov A.A., Alekseeva E.I., Bzarova T.M. et al. Protokol vedeniya patsientov s yuvenilnym artritom [Protocol for juvenile arthritis case management]. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2013. no. 12. pp 37- 56.

3. Bulgakova N.Zh. et al Ozdorovitelnoe, lechebnoe i adaptivnoe plavanie [Recreational, therapeutic and adaptive swimming]. Manual for students majoring in 022500, 022300, 022400]. 2nd ed., ster.. M.: Akademia publ., 2008. 429 p.

4. Doherty M., Doherty J. Klinicheskaya diagnostika bolezney sustavov [Clinical Diagnosis of Joint Diseases]. Transl. Engl. A.G. Matveykov. Minsk: Tivali publ., 1993. 144 p.

5. Romakina N.A., Fedonnikov A.S., Kireev S.I. et al. Ispolzovanie metodov biomehaniki v otsenke sostoyaniya i korrektsii patologii oporno-dvigatelnoy sistemy [Methods of biomechanics to rate status and correct pathology of musculoskeletal system]. Travmatologiya i ortopediya. 2015. no. 3. pp. 310-316.

H Информация для связи с автором: k.e.o.88@yandex.ru Поступила в редакцию 22.03.2019 г.

УЧЕНЫЕ - ПРАКТИКАМ

РОСТОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УЧАСТНИКОВ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ВОЛЕЙБОЛУ 2018 ГОДА СРЕДИ МУЖСКИХ КОМАНД

УДК/UDC 797.093

Кандидат педагогических наук А.С. Ананьин1 Кандидат педагогических наук А.В. Дворников1

1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Ключевые слова: волейбол, рост игроков, тенденции развития волейбола, современный волейбол.

Введение. В настоящий момент гонка за высокорослыми игроками среди команд уровня национальной сборной набирает внушительные обороты. Так, например, если в 2000 г. А. В. Беляев упоминал в учебнике о наличии «достаточно большого количества игроков с ростом 200 см» [1], то теперь практически в каждой команде есть игроки с ростом от 210 см.

Цель исследования — провести анализ ростовых данных участников чемпионата мира по волейболу среди мужских команд 2018 г.

Методика и организация исследования. Для анализа показателей роста игроков использовались данные участников чемпионата мира по волейболу 2018 г. среди мужских команд. В ходе анализа учитывались ростовые данные игроков, принявших участие не менее чем в 50 % матчей всего турнира без учета игроков либеро.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенного исследования были получены следующие данные. Среди 24 команд средний минимальный рост игроков составил 186,04 см, средний максимальный рост — 207,8 см. Средний рост игроков, принявших уча-

стие в 50 % матчей всего турнира, составил 197,92 см. Максимальный рост среди участников — 218 см, минимальный (без учета игроков либеро) — 175 см.

В результате выявления зависимости между показателями среднего роста игроков и занятым местом в турнирной таблице отметим, что в командах, занявших места от 15-го до 24-го, средний рост не достигает 200 см. По средним показателям команда с минимальным средним ростом 191 см заняла 17-е место, максимальный средний рост у команды, занявшей 6-е место, — 203,10 см.

Вывод. В результате проведения анализа ростовых данных игроков отметим, что явной зависимости результата от роста не наблюдется. Есть лишь общая тенденция к уменьшению средних показателей в командах, занявших с 15-го по 24-е места.

Использованная литература

1. Беляев А.В Волейбол: теория и методика тренировки / А.В. Беляев, Л.В. Булыкина. — М.: ТВТ Дивизион, 2011. — 176 с.

2. Григорьев В.А. Обеспечение оптимального решения оперативно-тактических задач блокирующими в игровом процессе (волейбол) / В.А. Григорьева, Ю.А. Хорева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2015 г. — № 4 (122). - С.237-241.

Н Информация для связи с автором: shurenok99@gmail.com Поступила в редакцию 12.04.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.