В. В. ДРЕМЛЮГ
Гидрографический флот Главсевморпути. 1941-1945 гг.
Немаловажную роль в обеспечении навигации в Арктике в период Великой Отечественной войны сыграл гидрографический флот Главсевморпути, суда которого участвовали в работе специальной службы ледового патруля. В тяжёлых условиях военного времени они продолжали гидрографические исследования для создания новых навигационных пособий и выполнения лоцмейстерских работ на трассе Севморпути.
Небольшие мотопарусные гидрографические суда совершали плавания в районах основных массивов полярных льдов. Они изучали положение, структуру и перемещение льдов. Параллельно эти суда несколько раз в сутки проводили наблюдения за погодой в районе плавания. Все данные оперативно передавались в штабы Северного флота и морских операций Главсевморпути.
Эту информацию использовали для обеспечения боевых действий Военно-морского флота и проводки полярных конвоев в Баренцевом море, а также для выбора пути судов, следовавших по трассе Северного морского пути.
В навигацию 1941 г. обследование льдов в юго-западной части Баренцева моря и на подходе к Новоземельским проливам, а также в Карском море с мая по октябрь осуществляло гидрографическое судно «Академик Шокальский» (ледовый патруль № 16).
14 июня 1942 г. командующий Беломорской военной флотилией подписал Приказ № 00248 «О формировании Северного отряда кораблей БВФ». В его состав вошли СКР-18, СКР-19, Т-903, вооружённые мотоботы «Полярник», «Норд», «Нерпа», «Папанин» и «Мурманец», переданные из Главсевморпути.
В соответствии с Указанием Главного морского штаба ВМФ от 26 июня 1942 г. из числа мотоботов, передаваемых в оперативное подчинение БВФ, три мотобота - «Полярник», «Норд» и «Нерпа» -должны были выполнять задачи противолодочной обороны. Два других - «Папанин» и «Мурманец» - одновременно с выполнением своих работ по планам гидрографического отдела Главсевморпути должны были вести наблюдение за морем и воздухом и доносить командиру Северного отряда БВФ обо всём замеченном в своём районе.
АРКТИКА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
57
Летом 1942 г. изучение положения льдов у западных берегов Новой Земли и в Карском море осуществляло гидрографическое судно «Мурманец» (ледовый патруль № 18). Уже в начале рейса в июле месяце этому судну пришлось вместо проведения гидрографических и гидрометеорологических исследований заниматься спасением моряков из конвоя РО-17, о чём мы расскажем подробнее.
В 1942 г. ещё одно гидрографическое судно, «Папанин», после установки вооружения вышло из Архангельска для проведения гидрографических исследований в Карском море. Однако и этому судну пришлось прервать работу, т. к. было получено распоряжение штаба морских операций о поисках экипажа потопленного германским рейдером ледокольного парохода «А. Сибиряков», а также пропавшего самолёта ледовой разведки лётчика И. Д. Черепкова. К сожалению, поиски, продолжавшиеся около 10 дней, ни к чему не привели.
20 октября 1942 г. гидрографическое судно «Шторм» подошло к входу в пролив Маточкин Шар, чтобы выяснить причину прекращения радиосвязи с артиллерийской батареей и гидрометеостанцией на мысе Столбовом. В это время судно подверглось торпедной атаке немецкой подводной лодки. К счастью, торпеды прошли мимо и взорвались у скалистого берега. Взрывом было незначительно повреждено судовое оборудование. В начале 1944 г. гидрографическое судно «Шторм» было передано в непосредственное подчинение Ново-земельской военно-морской базы.
В навигацию 1943 г. гидрографическое судно «Мурманец» (ледовый патруль № 20) обследовало ледопроходимость Новоземель-ских проливов, а также кромку льдов в Карском море. Однако вскоре было получено распоряжение контр-адмирала И. Д. Папанина о несении дозорной службы в районе пролива Вилькицкого, где ожидалось появление германских подводных лодок и надводных кораблей. Во время несения службы «Мурманец» подвергся обстрелу немецкого самолёта, но, благодаря умелым манёврам капитана П. И. Котцова, получил лишь незначительные повреждения.
В эту же навигацию трагически оборвалась история гидрографического судна «Академик Шокальский». Оно вышло с Диксона в конце июля и направилось к восточному берегу Новой Земли. В районе мыса Спорый Наволок всплыла немецкая подводная лодка 11-255 и артиллерийским огнём подожгла, а затем потопила судно. Часть оставшихся в живых членов экипажа перебралась на льдину. Подводная лодка подошла к льдине и продолжила расстреливать находящихся на ней людей. С трудом оставшиеся в живых моряки перебрались на пустынный
58
ПОЛЯРНЫЕ ЧТЕНИЯ НА ЛЕДОКОЛЕ «КРАСИН»
- 2015
берег, с которого их сняло гидрографическое судно «Полярник». Всего погибло из команды «Академика Шокальского» 11 человек.
В августе 1944 г. гидрографическое судно «Норд» в Карском море занималось лоцмейстерскими работами по обеспечению маяков. У острова Белуха судно было обнаружено германской подводной лодкой 11-957, подверглось артобстрелу и затонуло. Погибло 18 человек, двоих взяли в плен.
Значительная часть грузов по ленд-лизу доставлялась из США через Тихий океан. Транспортные суда, идущие из США и обратно, во избежание столкновения с японскими подводными лодками старались пересечь Тихий океан возможно севернее - Беринговым, а иногда и Чукотским морем. Одновременно, в 1943-1945 гг., значительно увеличилось число советских судов, следующих вдоль берегов Камчатки и Чукотского полуострова. Следует напомнить, что в этих районах с 1941-го по 1945 г. было потоплено японскими подлодками 12 судов.
Кроме того, в навигацию 1944 г. и особенно в 1945 г. в районы портов Петропавловск-на-Камчатке, Анадырь, Провидение стали приходить советские суда, доставлявшие личный состав и военные грузы армии маршала К. К. Рокоссовского. Шла интенсивная подготовка к боевым действиям против Японии.
Для обеспечения боевых действий Тихоокеанского флота и проводки судов в Беринговом, Чукотском и Восточно-Сибирском морях действовали ледовые патрули. В навигацию 1943 и 1944 гг. ледовые условия в этих морях обследовало гидрографическое судно «Смольный» (ледовый патруль № 19). В Беринговом море такие же работы в 1945 г. выполняло гидрографическое судно «Ост» (ледовый патруль № 21).