Научная статья на тему 'Гидрографический флот Главсевморпути. 1941–1945 гг.'

Гидрографический флот Главсевморпути. 1941–1945 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

123
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Главсевморпуть / полярная гидрография / гидрографические суда / Арктика / Великая Отечественная война / г/с "Мурманец"" / Main Directorate of the Northern Sea Route / polar hydrography / hydrographic vessels / the Arctic / the Great Patriotic War

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дремлюг Валентин Валентинович

В центре внимания статьи - тяжёлая и опасная работа гидрографических судов Главсевморпути в Арктике в годы Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hydrographic fleet of the Main Directorate of the Northern Sea Route. 1941-1945.

The article focuses on the difficult and dangerous work of hydrographic vessels of the Main Directorate of the Northern Sea Route in the Arctic during the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «Гидрографический флот Главсевморпути. 1941–1945 гг.»

В. В. ДРЕМЛЮГ

Гидрографический флот Главсевморпути. 1941-1945 гг.

Немаловажную роль в обеспечении навигации в Арктике в период Великой Отечественной войны сыграл гидрографический флот Главсевморпути, суда которого участвовали в работе специальной службы ледового патруля. В тяжёлых условиях военного времени они продолжали гидрографические исследования для создания новых навигационных пособий и выполнения лоцмейстерских работ на трассе Севморпути.

Небольшие мотопарусные гидрографические суда совершали плавания в районах основных массивов полярных льдов. Они изучали положение, структуру и перемещение льдов. Параллельно эти суда несколько раз в сутки проводили наблюдения за погодой в районе плавания. Все данные оперативно передавались в штабы Северного флота и морских операций Главсевморпути.

Эту информацию использовали для обеспечения боевых действий Военно-морского флота и проводки полярных конвоев в Баренцевом море, а также для выбора пути судов, следовавших по трассе Северного морского пути.

В навигацию 1941 г. обследование льдов в юго-западной части Баренцева моря и на подходе к Новоземельским проливам, а также в Карском море с мая по октябрь осуществляло гидрографическое судно «Академик Шокальский» (ледовый патруль № 16).

14 июня 1942 г. командующий Беломорской военной флотилией подписал Приказ № 00248 «О формировании Северного отряда кораблей БВФ». В его состав вошли СКР-18, СКР-19, Т-903, вооружённые мотоботы «Полярник», «Норд», «Нерпа», «Папанин» и «Мурманец», переданные из Главсевморпути.

В соответствии с Указанием Главного морского штаба ВМФ от 26 июня 1942 г. из числа мотоботов, передаваемых в оперативное подчинение БВФ, три мотобота - «Полярник», «Норд» и «Нерпа» -должны были выполнять задачи противолодочной обороны. Два других - «Папанин» и «Мурманец» - одновременно с выполнением своих работ по планам гидрографического отдела Главсевморпути должны были вести наблюдение за морем и воздухом и доносить командиру Северного отряда БВФ обо всём замеченном в своём районе.

АРКТИКА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

57

Летом 1942 г. изучение положения льдов у западных берегов Новой Земли и в Карском море осуществляло гидрографическое судно «Мурманец» (ледовый патруль № 18). Уже в начале рейса в июле месяце этому судну пришлось вместо проведения гидрографических и гидрометеорологических исследований заниматься спасением моряков из конвоя РО-17, о чём мы расскажем подробнее.

В 1942 г. ещё одно гидрографическое судно, «Папанин», после установки вооружения вышло из Архангельска для проведения гидрографических исследований в Карском море. Однако и этому судну пришлось прервать работу, т. к. было получено распоряжение штаба морских операций о поисках экипажа потопленного германским рейдером ледокольного парохода «А. Сибиряков», а также пропавшего самолёта ледовой разведки лётчика И. Д. Черепкова. К сожалению, поиски, продолжавшиеся около 10 дней, ни к чему не привели.

20 октября 1942 г. гидрографическое судно «Шторм» подошло к входу в пролив Маточкин Шар, чтобы выяснить причину прекращения радиосвязи с артиллерийской батареей и гидрометеостанцией на мысе Столбовом. В это время судно подверглось торпедной атаке немецкой подводной лодки. К счастью, торпеды прошли мимо и взорвались у скалистого берега. Взрывом было незначительно повреждено судовое оборудование. В начале 1944 г. гидрографическое судно «Шторм» было передано в непосредственное подчинение Ново-земельской военно-морской базы.

В навигацию 1943 г. гидрографическое судно «Мурманец» (ледовый патруль № 20) обследовало ледопроходимость Новоземель-ских проливов, а также кромку льдов в Карском море. Однако вскоре было получено распоряжение контр-адмирала И. Д. Папанина о несении дозорной службы в районе пролива Вилькицкого, где ожидалось появление германских подводных лодок и надводных кораблей. Во время несения службы «Мурманец» подвергся обстрелу немецкого самолёта, но, благодаря умелым манёврам капитана П. И. Котцова, получил лишь незначительные повреждения.

В эту же навигацию трагически оборвалась история гидрографического судна «Академик Шокальский». Оно вышло с Диксона в конце июля и направилось к восточному берегу Новой Земли. В районе мыса Спорый Наволок всплыла немецкая подводная лодка 11-255 и артиллерийским огнём подожгла, а затем потопила судно. Часть оставшихся в живых членов экипажа перебралась на льдину. Подводная лодка подошла к льдине и продолжила расстреливать находящихся на ней людей. С трудом оставшиеся в живых моряки перебрались на пустынный

58

ПОЛЯРНЫЕ ЧТЕНИЯ НА ЛЕДОКОЛЕ «КРАСИН»

- 2015

берег, с которого их сняло гидрографическое судно «Полярник». Всего погибло из команды «Академика Шокальского» 11 человек.

В августе 1944 г. гидрографическое судно «Норд» в Карском море занималось лоцмейстерскими работами по обеспечению маяков. У острова Белуха судно было обнаружено германской подводной лодкой 11-957, подверглось артобстрелу и затонуло. Погибло 18 человек, двоих взяли в плен.

Значительная часть грузов по ленд-лизу доставлялась из США через Тихий океан. Транспортные суда, идущие из США и обратно, во избежание столкновения с японскими подводными лодками старались пересечь Тихий океан возможно севернее - Беринговым, а иногда и Чукотским морем. Одновременно, в 1943-1945 гг., значительно увеличилось число советских судов, следующих вдоль берегов Камчатки и Чукотского полуострова. Следует напомнить, что в этих районах с 1941-го по 1945 г. было потоплено японскими подлодками 12 судов.

Кроме того, в навигацию 1944 г. и особенно в 1945 г. в районы портов Петропавловск-на-Камчатке, Анадырь, Провидение стали приходить советские суда, доставлявшие личный состав и военные грузы армии маршала К. К. Рокоссовского. Шла интенсивная подготовка к боевым действиям против Японии.

Для обеспечения боевых действий Тихоокеанского флота и проводки судов в Беринговом, Чукотском и Восточно-Сибирском морях действовали ледовые патрули. В навигацию 1943 и 1944 гг. ледовые условия в этих морях обследовало гидрографическое судно «Смольный» (ледовый патруль № 19). В Беринговом море такие же работы в 1945 г. выполняло гидрографическое судно «Ост» (ледовый патруль № 21).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.