80
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ «ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОТИВООПУХОЛЕВЫЕ ПРЕПАРАТЫ»
Развившийся гуморальный ответ может быть серьезным фактором контроля над развитием опухоли. Таким образом, разработка новых подходов для оценки иммунотера-певтического потенциала белка PRAME является перспективным исследованием.
Цель исследования — разработать модели для изучения in vivo противоопухолевого потенциала антигена PRAME. Оценить эффект профилактической вакцинации реком-бинантным человеческим белком PRAME на животной модели развития опухоли.
Материалы и методы. Мыши породы С57В1/6 иммунизированы 4 раза с интервалами в 14 дней внутрибрюшинно хроматографически очищенным рекомбинантным белком PRAME, сорбированном на гидроокиси алюминия в роли адъюванта, в дозе 100 мкг белка на мышь. Клетки мышиной меланомы B16-F10 были трансфецированы плазмид-ным вектором для экспрессии человеческого гена PRAME. При последующей селекции в культуре отобраны клетки, стабильно экспрессирующие ген PRAME по данным ПЦР в реальном времени. Клетки опухоли B16-F10-PRAME были подкожно трансплантированы в дозе 2 х 105 клеток на мышь через 14 дней после последней иммунизации. Размеры опухолей измерялись на 14-й, 21-й и 26-й день после введения клеток. Титр антител в сыворотке измеряли методом непрямого иммуноферментного анализа. Для статистического анализа использовался критерий Манна-Уитни.
Результаты. Получена линия клеток мышиной меланомы B16-F10, экспрессирующая человеческий ген PRAME на уровне 5,32 %. Предварительная иммунизация мышей рекомбинантным человеческим белком PRAME замедляет развитие меланомы B16-F10, экспрессирующей человеческий антиген PRAME, в два раза в сравнении с неиммуни-зированными животными (p = 0,0003). Титр антител к белку PRAME в группе мышей с опухолью, экспрессирующей PRAME, был на порядок выше, чем в контрольной группы с опухолью, трансфецированной контрольной неэкспрес-сирующей плазмидой (p = 0,0044).
Заключение. Показана иммуногенность рекомбинант-ного белка PRAME на мышах с генетически модифицированной PRAME-экспрессирующей меланомой. Предварительная вакцинация рекомбинантным белком PRAME значимо замедляет рост меланомы на животной модели.
Ю.М. Фоменко1, Н.А. Кабилдина1, И.М. Омарова2, Г.Х. Тулеуова3, С.С. Жумакаева1, В.Б. Сирота1 ОТДАЛЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ АРГЛАБИНА ПРИ МЕСТНОРАСПРОСТРАНЕННОМ РАКЕ МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ
Карагандинский государственный медицинский университет, Караганда, Казахстан;
2КГП«Областной онкологический диспансер», Караганда, Казахстан;
3АО «Международный научно-производственный холдинг «Фитохимия», Караганда, Казахстан
Цель исследования — изучить выживаемость больных местнораспространенным раком молочной железы (МРР-МЖ) после комплексной терапии, включающей применение арглабина.
Материалы и методы. В исследование включены 93 больных МРРМЖ (T2N1-2M0, T3N0-2M0) с гистологической и иммуногистохимической верификацией в возрасте от 28 до 75 лет. Из них 50 женщин имели IIB и 43 — III стадии рака. Все пациентки разделены на 3 группы: 2 исследуемые, одна контрольная. В контрольной группе 36 больным проводили 4 курса неоадъювантной химиотерапии (ХТ) по схеме АС (доксорубицин — 50 мг/м2, циклофос-фан — 500 мг/м2) каждый 21-й день, радикальную мастэк-томию, 4 курса адъювантной ХТ (АС), лучевую терапию и гормонотерапию по показаниям. Исследуемая группа 1 (30 пациенток) получала лечение по аналогичной схеме, только режим ХТ (АС) сочетался с арглабином (арглабин 370 мг/м27 дней). Исследуемая группа 2 (27 больных) получала лечение по аналогичной схеме, но в неоадъювант-ном и адъювантном режимах применяли монотерапию арглабином. Общую выживаемость определяли по E. Kaplan — P. Meier, достоверность с помощью критериев Геха-на — Вилкоксона и %-квадрата в программе Statistica 7.
Результаты. Общая 1- и 2-годичная выживаемость во всех 3 группах равна 100 %. Трехлетняя выживаемость у больных, принимавших полихимиотерапию АС в сочетании с арглабином, составила 60,0 ± 8,9 %. Самые низкие показатели 3-летней выживаемости у пациенток, принимавших монотерапию арглабином, — 28,0 ± 8,6 %, а также у пациенток, получавших ХТ по схеме АС, — 30,0 ± 7,6 %. Различия показателей 3 групп статистически незначимы по х-квадрату, р = 0,11042. При парном сравнении исследуемых групп имеется достоверное различие 3-летней выживаемости по критерию Гехана — Вилкоксона (р = 0,02197) выше в группе, получавших ХТ по схеме АС + арглабин.
Заключение. Трехлетняя выживаемость пациенток, получавших ХТ по схеме АС и монотерапию арглабином, одинакова и сопоставима. Включение арглабина в ХТ по схеме АС повысило показатель общей 3-летней выживаемости больных МРРМЖ на 30 %.
Н.А. Харькова1, Н.Д. Олтаржевская2, Т. С. Быркина2, И.В. Гусев2
ГИДРОГЕЛЕВЫЕ ДЕПО-МАТЕРИАЛЫ «КОЛЕГЕЛЬ» В ЛЕЧЕНИИ РАНЕВОГО ПРОЦЕССА ПРИ РОСТЕ ГРАНУЛЯЦИОННОЙ ТКАНИ В ЗОНЕ ТРАХЕОСТОМЫ У БОЛЬНЫХ С ОНКОПАТОЛОГИЕЙ ГОРТАНИ
1БУЗ ВО «Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 1», Воронеж, Россия; 2ООО «Колетекс», Москва, Россия
Цель исследования — определить эффективность использования гидрогелевого депо-материала «Колегель» у пациентов с онкологической патологией гортани после трахеостомии с целью профилактики избыточного образования грануляционной ткани в краевой зоне трахеостомы, выполненной у больных с онкопатологией гортани, а также боковых поверхностей трахеи дистальнее трахеостомы (ТС), что может стимулировать рост гранулемы и злокачественных новообразований.
Материалы и методы. Высокоструктурированный гидрогель (ВГ) «Колегель-АДЛ», содержащий диоксидин,
Спецвыпуск / том 16 / 2017
РОССИЙСКИЙ БИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ «ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОТИВООПУХОЛЕВЫЕ ПРЕПАРАТЫ»
81
лидокаин и полимерную основу — альгинат натрия с противовоспалительным, дренирующим, неполитическим, гемостатическим действием.
Результаты. На фоне использования ВГ в краевой зоне ТС, выполненной у больных с онкологической патологией гортани, а также боковых поверхностей трахеи дистальнее ТС после предварительного выпаривания грануляционной ткани в исследуемой локализации лазерным ножом Лахта-Милон, отмечена профилактика местных осложнений кожного раздражения, мацераций, кровотечений, инфицирования и последующего воспаления и фиброзной дегенерации. При пребывании ВГ в краевой зоне ТС отмечалось отсутствие раневого отделяемого, так как ВГ обеспечивает его утилизацию. Диоксидин в составе ВГ полностью подавлял рост микрофлоры и способствовал профилактике развития эндотрахеита, трахеобронхита, нагноения тканей, прилежащих к краевой зоне ТС, флегмоны шеи, пневмонии, абсцессов и других осложнений. Последовательное использование ВГ «Колегель-АДЛ», «Колегель-АКЛ» (с гемостатическими свойствами на основе альгината натрия с -аминокапроновой кислоты и ли-докаином) после хирургического вмешательства в краевой зоне ТС способствует сокращению потребности в парентеральном применении медикаментозных средств за счет пролонгированного дозированного выхода лекарственных препаратов из ВГ в рану, позволяя тем самым уменьшить дозовую нагрузку в среднем в 1,5 раза, снижает риск аллер-гизации и токсических эффектов, обеспечивая щадящий режим ведения ран.
Заключение. Высокоструктурированный гидрогелевый депо-материал «Колегель» может быть рекомендован для лечения раневого процесса в краевой зоне ТС в плане терапии и профилактики гнойных осложнений как местное противоотечное, гемостатическое, антисептическое и обезболивающее средство у больных с онкопатологией гортани с трахеостомией. За счет высокой степени структурированности ВГ может быть применен в качестве медицинского изделия с пролонгированным профилактическим действием для длительного нахождения в полости больного в связи с естественной биодеструкцией ВГ.
Д.А. Церковский, Т.П. Артемьева, Ю.Н. Грачев, Ф.Ф. Боричевский, И.А. Семак, Е.А. Маслаков, Д.А. Багринцев, Е.Л. Протопович РЕЗУЛЬТАТЫ I ФАЗЫ КЛИНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТРАОПЕРАЦИОННОЙ СОНО-ФОТОДИНАМИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ РЕЦИДИВНЫХ ФОРМ ГЛИОБЛАСТОМЫ GRADE IV Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н. Александрова, а/г Лесной, Республика Беларусь
Цель исследования — оценка непосредственных результатов применения интраоперационной соно-фотоди-намической терапии (иСФДТ) у пациентов с рецидивной формой глиобластомы Grade IV.
Материалы и методы. В исследование включены 15 пациентов с гистологически верифицированным рецидивом глиобластомы Grade IV. Средний возраст 49,5 ± 9,7 года.
Схема лечения: 1-й этап — тотальное/субтотальное удаление опухоли; 2-й этап — в течение 30 мин внутривенно капельно вводится раствор фотолона в дозе 2 мг/кг; 3-й этап — локальное ультразвуковое воздействие («Phyactюn и»; 1,04 МГц, 1 Вт/см2, 10 мин) и фотооблучение («УПЛ ФДТ лазер», ЛЕМТ», Республика Беларусь; X = 660 ± 5 нм, 50—100 Дж/см2, 0,3 Вт) на ложе удаленной опухоли. В контрольную группу включены 10 пациентов, не получавших лечение иСФДТ. С адъювантной целью пациенты обеих групп получали химиотерапию (кармустин/ломус-тин). Критерии оценки эффективности: медиана общей выживаемости (ОВ), медиана выживаемости после иСФДТ, 1- и 2-годичная ОВ.
Результаты. Показатель ОВ в основной и контрольной группах составил 23,9 мес (95 % ДИ 12-35) и 14,1 мес (95 % ДИ 5,5-21) (р = 0,004), выживаемости после иСФДТ — 8,2 мес (95 % ДИ 5,5-23) и 5,8 мес (95 % ДИ 1,5-12) (р = 0,012). Показатель 1-годичной выживаемости составил 80 и 44 %, 2-годичной выживаемости — 30 и 0 % соответственно.
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности метода иСФДТ в лечении рецидивных форм злокачественных глиом.
Д.А. Церковский, Т.П. Артемьева, Н.А. Петровская, А.Н. Мазуренко
РЕЗУЛЬТАТЫ ФОТОДИНАМИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ С ФОТОЛОНОМ У ПАЦИЕНТОВ С БАЗАЛЬНОКЛЕТОЧНЫМ РАКОМ КОЖИ I СТАДИИ
Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н. Александрова, а/г Лесной, Республика Беларусь
Цель исследования — анализ результатов применения фотодинамической терапии у пациентов с базально-кле-точным раком кожи (БКРК) I стадии.
Материалы и методы. В исследование включены 140 пациентов с гистологически верифицированным БКРК (ТШ0М0, I стадия). Возраст варьировал от 25 до 89 (58,9 ± 12,8) лет. Фотосенсибилизатор фотолон в дозах 2-2,5 мг/кг. Фотооблучение производили через 2,5-3 ч после введения фотолона («УПЛ ФДТ лазер», ЛЕМТ», Республика Беларусь, X = 660 ± 5 нм). Экспозиционная доза света варьировала от 50 до 300 Дж/см2; плотность мощности — от 0,1 до 0,52 Вт/см2 и длительность облучения 1 очага — от 3 до 30 мин. Оценку противоопухолевой эффективности осуществляли по критериям ВОЗ (ШСС), основываясь на данных клинического и цитологического исследования через 1-3 мес после проведенного лечения.
Результаты. Побочных реакций и осложнений, связанных с введением фотолона и проведением сеанса фотооблучения, не отмечено. Полная регрессия опухолей достигнута у 127 (90,8 %) пациентов, частичная — у 9 (6,4 %) больных, стабилизация — у 3 (2,1 %) участников и продолженный рост — у 1 (0,7 %) пациента. Объективный терапевтический эффект достигнут у 97,2 % пациентов, лечебный ответ — у 99,3 %. В сроки наблюдения от 3 до 76 мес локальный рецидив — у 9,3 % пациентов (и = 13). В 98,6 % случаев (и = 138) достигнут хороший косметический результат.
Спецвыпуск/ том 16 / 2017
РОССИЙСКИЙ БИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ