Научная статья на тему 'ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ НЕФТЕГАЗОНАКОПЛЕНИЯ НА СИБИРСКОЙ ПЛАТФОРМЕ'

ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ НЕФТЕГАЗОНАКОПЛЕНИЯ НА СИБИРСКОЙ ПЛАТФОРМЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

55
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНАЛЫ МИГРАЦИИ ФЛЮИДОВ / ВОСХОДЯЩАЯ РАЗГРУЗКА / ПЬЕЗОМАКСИМУМ / FLUIDS MIGRATION CHANNELS / ASCENDING HIDDEN DISCHARGE / PIEZOMAXIMUM

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Сурнин А.И., Литвинова И.В.

В статье рассматриваются вопросы зонального прогноза нефтегазоносности территорий по комплексу гидродинамических показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYDRODYNAMIC CONTROL OF OIL-AND-GAS ACCUMULATION ON THE SIBERIAN PLATFORM

The questions of zonal prediction of the oil-and-gas presence at the area, basing upon the complex of hydrodynamic indices, are considered in the paper.

Текст научной работы на тему «ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ НЕФТЕГАЗОНАКОПЛЕНИЯ НА СИБИРСКОЙ ПЛАТФОРМЕ»

ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ НЕФТЕГАЗОНАКОПЛЕНИЯ НА СИБИРСКОЙ ПЛАТФОРМЕ

А.И. Сурнин, И.В. Литвинова АО «Сибирский научно-исследовательский институт геологии, геофизики и минерального сырья», г. Новосибирск e-mail: ogec@sniiggims.ru

Гидродинамическое поле нефтегазоносного бассейна есть результат баланса разнонаправленных геодинамических процессов. Тектонические напряжения и связанные с ними масштабные перемещения флюидов по локализованным проводящим каналам в земной коре проявляются гидродинамическими аномалиями - пьезомаксимумами с СГПД (сверхгидростатические пластовые давления) и АВПД (аномально высокие пластовые давления), которые трассируют зоны долгоживущих глубинных разломов. В свою очередь, региональные глубинные разломы контролируют границы - структурные швы и области сочленения крупных тектонических структур. Это области активной геодинамики и переменных тектонических напряжений, которые во все эпохи определяли направления миграции, сами служили путями разгрузки глубинных флюидов и остаются флюидоактивными в настоящее время.

Для обоснования гидродинамических критериев зонального прогноза нефтегазоносности в условиях Лено-Тунгусской НГП объектом сосредоточенного гидродинамического анализа выбран осадочный бассейн Присаяно-Енисейской синеклизы (ПЕС). Это обусловлено ключевым положением ПЕС на южной половине Лено-Тунгусской провинции, в окружении и контакте с крупными нефтегазоносными районами (Нижнеангарским, Братским) и зонами нефтегазонакопления (Собинско-Джелиндуконской, Ярактинско-Аянской, Марковской, Ковыктинской). В то же время обширная территория ПЕС остается на сегодняшний день еще мало и неравномерно изученной, преобладающая часть территории относится к нераспределенному фонду недр.

По имеющимся данным внутренние глубокие депрессии ПЕС выполнены мощной (до 10-11 км) толщей неопротерозойских и нижнепалеозойских отложений, имеют блоковое строение фундамента. Внешние границы ПЕС контролируют долгоживущие глубинные разломы. Считается, что с тектоническими депрессиями ПЕС связаны магматические очаги разгрузки пластовых интрузий траппов (усольский силл), которые сыграли решающую роль в формировании современных зон нефтегазонакопления вдоль

восточной периферии синеклизы [1-2]. Все это определяет сложные условия флюидной динамики бассейна и значение гидродинамических критериев для прогноза нефтегазоносности.

Гидродинамический прогноз нефтегазоносности основан на концепции локального углеводородного насыщения осадочного чехла в условиях преимущественно восходящей субвертикальной миграции углеводородов в потоке глубинных флюидов к зонам разгрузки и ограниченной возможности дальней латеральной субпластовой миграции [3-5, 7 и др.]. Эти представления находят все большее подтверждение в последних сейсмогеологических построениях по мере совершенствования и развития методов геолого-геофизического моделирования [8].

Основные гидродинамические показания для зонального прогноза нефтегазоносности территорий сводятся к следующему:

- Масштабные стабильные перемещения флюидов, в том числе, дальняя миграция углеводородов в ловушки из глубокозалегающих очагов генерации могли осуществляться только по локализованным проводящим каналам в зонах тектонического разуплотнения земной коры и осадочного чехла.

- Приуроченные к главным ветвям разломов оперяющие дизъюнктивы, зоны диафторирования и гидротермального движения на каждом этапе тектонической активизации формируют в разрезе унаследованные каналы для восходящей миграции флюидов к ловушкам и к местам поверхностной разгрузки. Таким образом, поверхностные проявления современной и палеоразгрузки обозначают внешний контур миграции флюидов (в том числе углеводородов) от исходного очага.

В гидродинамическом поле осадочных бассейнов Сибирской платформы месторождения нефти и газа выделяются как пьезомаксимумы на выравненном фоне приведенных пластовых давлений (напоров) на окружающих территориях.

Подобные зоны положительной неравновесности флюидных систем в чехле осадочного бассейна можно объяснить внедрением в продуктивный резервуар глубинных флюидов (углеводородов), обладающих более высокой энергией. С учетом этого, можно рассматривать наблюдаемые зоны закономерного размещения очагов глубинной разгрузки и сопутствующие им пъезомаксимумы в поле пластовых давлений как гидродинамический косвенный критерий нефтегазоносности территории на стадии зонального прогноза.

Примерами, подтверждающими поисковую значимость гидродинамического показателя «пъезомаксимум» для условий ено-Тунгусской нефтегазоносной провинции служат месторождения-эталоны (Собинское, Юрубченское, Куюмбинское, Берямбинское, Атовское). На месторождениях-эталонах и в структурах с доказанной нефтеносностью разреза установлено, что продуктивные площади и объекты нередко проявляются как комплексные гидрогеологические аномалии (термо- и пьезомаксимумы, гидрогеохимические ореолы рассеяния вокруг залежей, геохимические аномалии в ландшафте). Это свидетельствует о недавних или продолжающихся процессах переформирования - обновления - пополнения залежей УВ.

Дополнительными гидродинамическими критериями перспективности прогнозируемых территорий являются:

- размещение на направлениях миграции глубинных флюидов;

- наличие зон разуплотнения пород, признаки внутрипластовой разгрузки в осадочном чехле, установленных в ходе геофизических исследований и по данным бурения;

- прямые нефтегазопроявления и определенные гидрогеохимические показатели в скважинах;

- прямые поисковые гидрогеохимические показатели - углеводородные ореолы рассеяния в ландшафте;

- размещение участка в «стабильном блоке» - в поле отсутствия (или слабых) аномалий, оконтуренном проявлениями активной разгрузки флюидов с контрастными гидрогеохимическими аномалиями в ландшафте.

В целом, применяя рассмотренный подход к изучению перспектив нефтегазоносности ПЕС, нужно отметить следующее.

1. Существует тектонический контроль внешних границ и главных элементов внутренней структуры глубинными разломами.

2. Периферический пояс синеклизы выделяется «плотным» дизъюнктивным каркасом, который схематизирован главными разломными зонами.

3. Это усиливается проявлениями PZ2-MZ палеовулканизма на северной и северовосточной периферии синеклизы, что отражают поля эффузивов, рассеченных вертикальными интрузиями (дайковый комплекс) и большое количество вулканических аппаратов (трубок взрыва) [6].

4. Данные условия указывают на активную палеоразгрузку, сопровождавщуюся длительной гидротермальной проработкой разреза.

Имеющиеся материалы бурения, геофизических зондирований и полевого гидрогеохимического опробования свидетельствуют о процессах современной восходящей разгрузки. Это:

- гидродинамические зоны и очаги пьезомаксимумов с АВПД, наблюдаемые в пределах влияния структуроконтролирующих глубинных разломов (Ангарская зона складок, Ковинская, Фединская площади и др.);

- проявления скрытой разгрузки - рассолы в разрезе ордовика, вскрытые Фединской скважиной;

- субаквальная разгрузка минерализованных подземных вод, содержащих в повышенных концентрациях Не, УВГ с тяжелыми гомологами, бензол, толуол, минеральные озера, нефтепроявления.

На основе анализа имеющегося материала предложены перспективные зоны для постановки поисковых работ в Присаяно-Енисейской синеклизе (рис. 1).

1. «Нижнеангарская» перспективная зона проходит вдоль северного борта синеклизы - по левобережью р. Ангара между Богучано-Манзинским выступом и Ангарской зоной складок. Прогнозируется она по комплексу критериев. Это

- приуроченность к глубинному периодически проницаемому разлому, который связан с коровым разломом, контролирующим южный борт Иркинеевского авлакогена;

- линеаментная зона разлома (с оперяющими дизъюнктивами, диафторированными разуплотненными породами) содержит унаследованные каналы восходящей миграции флюидов и углеводородов из глубокопогруженного очага генерации в Иркинеевском авлакогене. Следы палеоразгрузки фиксируются на поверхности цепочкой вулканических структур, вдоль Нижнеангарского разлома, дифференцированными интрузиями кузьмовского комплекса (Т1 кг) в поле туфосодержащих верхнепалеозойских отложений;

- современная разгрузка представлена минерализованными водными источниками, которые содержат заметные концентрации растворенных ароматических углеводородов (бензол, толуол) и гомологов метана предельного ряда, что является прямым поисковым критерием нефтегазоносности. Подтверждением прогноза служит Абаканское газоконденсатное месторождение, которое расположено в центральной части перспективной зоны.

2. «Фединско-Почетская» перспективная зона прогнозируется вдоль юго-западного склона Чуно-Бирюсинского поднятия. Комплексная (гидродинамическая, гидрогеохимическая, геотермическая) аномалия приурочена к зоне разломов, контролирующих «клавишное» погружение блоков фундамента и связанных с ними сублинейных блоковых поднятий в кровле рифейского комплекса.

К показателям прогноза нефтегазоносности относятся:

- гидродинамическая обстановка АВПД в разрезе Почетской и Фединских скважин,

- признаки восходящей межпластовой разгрузки (приток концентрированных высокометаморфизованных рассолов (С1-Са-М§ состав, минерализация 475 г/л), водорастворенный газ с аномально высоким содержанием водорода (до 10% Н2), высокий прогрев пород в низах бельской свиты до 82 °С на глубине 3200 м против обычных температур 50-60 °С на этих глубинах в синеклизе);

- повышенные газопоказания разреза в верхах булайской свиты и верхах бельской свиты в Почетской скважине.

Также основанием положительного прогноза перспектив нефтегазоносности данной территории являются размещение в ее пределах известного месторождения минеральной лечебной биологически активной грязи (оз. Боровое), с предполагаемой глубинной минеральной подпиткой.

3. «Чунская» перспективная зона прогнозируется в отложениях терригенной части венда, в пределах сводовой части Чуно-Бирюсинского поднятия. Прогноз дается по комплексу геофизических и геохимических данных. Здесь локализованы две геохимические аномалии в ландшафте по метану и по сумме тяжелых предельных углеводородов. Отмечается пространственное совпадение этих перспективных газогеохимических аномалий с областью распространения эксплозивных и интрузивных проявлений Чунской линейной вулканической структуры - палеоочага флюидо-магматической разгрузки с проработанными «выводными» каналами.

4. «Ковинская» перспективная зона приурочена к восточному борту Мурской впадины - Западному склону Ковинской седловины, между Катской и Мурской впадинами.

Перспективы ее связаны: с благоприятным структурным положением на борту Мурской впадины - глубокой рифейской депрессии (где имеются все геодинамические

условия для формирования мощного очага генерации углеводородов); с примыканием к зоне активной флюидной палео- и современной восходящей разгрузки в полосе влияния Окино-Вихоревского глубинного разлома; с поверхностными проявлениями водорастворенных ароматических углеводородов (бензол/толуол) и тяжелых гомологов метана предельного ряда (что является прямым поисковым критерием нефтегазоносности).

Косвенным подтверждением положительного прогноза перспектив данной территории служит также расположенное в ее пределах крупное месторождение минеральной лечебной грязи (оз. Дешембинское). По микробиологическим и битуминологическим данным, биологически активные сапропелевые илы на дне озера содержат битумы, возможно связанные с его минеральной подпиткой.

5. «Мурская» перспективная зона оконтурена на юго-западном борту Мурской впадины. Прогноз основан, во-первых, на благоприятном структурном положении на борту глубокой рифейской депрессии (в основании которой существуют все геодинамические условия для формирования мощного очага генерации углеводородов); во-вторых, на возможном развитии вертикальных проводящих зон в разрезе, прогнозируемых по данным геофизического моделирования и геологическим показателям (наличию поля вулканических лапиллиевых туфов учамской свиты (Т1 ис) на поверхности и под юрским покровом).

6. «Мироновская» перспективная зона рекомендуется по косвенным показателям. Она ассоциируется с зоной палеоразгрузки в посттрапповый период (в районе Мироновской параметрической скважины находится вулкано-тектоническая структура - трубка взрыва). По геолого-геофизическим данным здесь наблюдается аномальная трещиноватость всего осадочного чехла, к зонам интенсивных тектонических нарушений приурочены каналы выхода траппов на дневную поверхность. С трубкой взрыва связано Октябрьское железорудное месторождение. При его разведке в керне колонковых скважин были зафиксированы нефтепроявления.

7. «Седановская» перспективная зона выделена на юго-восточном сочленении ПЕС с Братским выступом. Перспективная область находится в полосе влияния Окино-Вихоревского глубинного разлома, к востоку от главного разлома. Прогнозными показателями служат: 1) пъезомаксимум в венд-кембрийских горизонтах подсолевого комплекса в скважинах Братская 13, Кутурминская 154, Седановская 34, Ковинская 1; 2)

зоны повышенной проницаемости с возможным газонасыщением, выделенные по геофизическим данным; 3) наблюдаемые на поверхности проявления палеовулканической разгрузки; 4) поисковые гидрогеохимические аномалии в ландшафте.

8. «Окинская» перспективная зона оконтурена в пределах юго-восточного борта Присаяно-Енисейской синеклизы и выхода на Ангаро-Ленскую ступень (АЛС). Нефтегазопоисковый интерес определяют:

- зона выклинивания рифейских отложений от границы ПЕС до скважины Добчурская 159 на АЛС;

- связанный с этой зоной пьезомаксимум в резервуарах подсолевого комплекса;

- признаки восходящей межпластовой разгрузки (проявления в отложениях венда концентрированных хлоридных кальциевых рассолов с минерализацией до 400 г/л, высокие содержания - до 6% водорода и 0.8-1,1% гелия в водорастворенных газах);

- углеводородные газопроявления при бурении;

- в узле сочленения Верхнеангарского и Окино-Вихоревского разломов, а также вдоль Заярского глубинного разлома в придонных гидрогеохимических пробах акватории Окинского залива Братского моря обнаружены высокие концентрации бензола и толуола -прямые нефтегазопоисковые показатели.

9. «Катская» перспективная зона выделена на северо-востоке ПЕС, в полосе сочленения с Ангаро-Ленской ступенью (переход к Катангской седловине и западному склону Непско-Ботуобинской антеклизы; территория на западном плече Ангаро-Вилюйского глубинного разлома, в поле развития вулканогенно-осадочных покровов наложенной Тунгусской синеклизы). Это зона прогнозируемого пъезомаксимума в подсолевых комплексах осадочного чехла. Сверхгидростатические пластовые давления установлены в усть-кутском проницаемом горизонте по результатам испытания скважины № 261. Перспективная территория находится на краю обширной зоны палеоразгрузки (связанной с посттрапповым вулканизмом), с запада и юга она ограничена сериями трубок взрыва по оси Ангаро-Вилюйского глубинного разлома.

10. «Илимская» перспективная зона выделена на Ангаро-Ленской ступени вблизи восточной границы ПЕС, на участке территории в контуре Ярской - Илимской -Читорминской - Тубинской площадей. В структурном плане это

- западное крыло Литвинцевского вала между Илимо-Киренским и Заярским разломом;

- южная периклиналь Тубинского вала между Заярским, Тубинским и Илимо-Киренским разломами;

- восточное крыло Литвинцевского вала между Заярским и Каймоновским глубинными разломами.

Прогноз основан на комплексе показателей, таких как:

- наличие пъезомаксимума в гидродинамическом поле разреза, установленного на всех уровнях подсолевого разреза в Ярской 289, Илимских и Тубинской 1 скважинах;

- газопроявления при бурении и притоки газа с конденсатом на Илимской площади, в парфеновском горизонте Касьяновской скважины;

- выпоты нефти и мальт в кернах из Читорминской 165 и Ялыкской 262 скважин (G1 bl-bls-us), в трубках взрыва на Иреек-Касьяновской и Желдонской площадях;

- контрастные геохимические аномалии по пяти прямым поисковым критериям: газометрии промывочной жидкости глубоких скважин, гидрогеохимическому, водногазовому, лито-газогеохимическому показателям и битуминологии.

Поля совмещения современных пьезомаксимумов с участками развития субвертикальной проницаемости осадочного чехла, сосредоточения очагов палео- и современной флюидной разгрузки, с геохимическими аномалиями в ландшафте рекомендованы как перспективные зоны постановки геологоразведочных работ для обоснования поисковых участков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мигурский А.В. Реконструкция полей напряжений в периоды траппового магматизма в фанерозое Сибирской платформы // Напряженно-деформированное состояние и сейсмичность литосферы: Тр. Всерос. совещ. Новосибирск: Изд-во СО РАН, филиал «ГЕО», 2003. С. 99-102.

2. Феоктистов Г.Д. Петрология и условия формирования трапповых силлов. Новосибирск: Наука, 1978. 168 с.

3. Дюнин В.И. Гидрогеодинамика глубоких горизонтов нефтегазоносных бассейнов. М.: Научный мир, 2000. 472 с.

4. Ильченко В.П. Гидрогеохимические показатели раздельного прогноза залежей газа, газоконденсата и нефти в Предкавказье // Геологические методы поисков и разведки месторождений нефти и газа: Обзор / ВИЭМС. М., 1984. 40 с.

5. Колодий В.В. Подземные конденсационные и солюционные воды нефтяных и газовых месторождений. Киев: Наукова думка, 1975. 121 с.

6. Сапронов Н.Л. Древние вулканические структуры на юге Тунгусской синеклизы. Сибирская платформа. Новосибирск: Наука, 1986. 103 с.

7. Сурнин А.И. Гидрогеохимическая инверсия в разрезе Линденской впадины // Геология нефти и газа. 1986, № 2. С. 48-52.

8. Харахинов В.В., Шленкин С.И. Нефтегазоносность докембрийских толщ Восточной Сибири на примере Куюмбинско-Юрубчено-Тохомского ареала нефтегазонакопления. М.: Научный мир, 2011. 420 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис. 1. Карта зонального прогноза по гидродинамическим критериям

Условные обозначения: 1 - границы нефтегазоносных областей (НГО), 2 - границы структур первого и второго порядка, 3 - зоны проводящих глубинных разломов и сдвиговых зон, 4 - месторождения углеводородов, 5 - контуры зон палеоразгрузки, 6 - контуры зон современной разгрузки на земной поверхности, 7 - зоны межпластовой разгрузки - субвертикальные проводящие зоны выделенные по геофизическим данным, данным бурения, испытания скважин и данным поверхностно газогидрогеохимического опробования, 8 - опорные геофизические маршруты, 9 - перспективные зоны нефтегазонакопления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.