Научная статья на тему 'Гидродинамические характеристики плавучих контейнеров и контейнерных составов для доставки измельченных лесных грузов'

Гидродинамические характеристики плавучих контейнеров и контейнерных составов для доставки измельченных лесных грузов Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
118
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЛАВУЧИЕ КОНТЕЙНЕРЫ / КОНТЕЙНЕРНЫЕ СОСТАВЫ / СОПРОТИВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЮ / FLOATING CONTAINERS / CONTAINER STRUCTURES / RESISTERS OF MOVEMENT

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Комяков А. Н., Сорокин М. А.

Комяков А.Н., Сорокин М.А. ГИДРОДИНА МИЧЕСКИЕ ХАРА КТЕРИ СТИКИ ПЛАВ УЧИХ КОН ТЕЙНЕРОВ И КОН ТЕЙНЕРН ЫХ СОСТАВОВ ДЛ Я ДО СТАВ КИ ИЗМЕЛ ЬЧЕН ЫХ ЛЕ СНЫХ ГРУЗОВ. В статье изложены результаты экспериментальных исследований гидродинамических характеристик плавучих контейнеров и контейнерных составов различных конструкций. А также одиночных мягких цилиндрических емкостей при продольном и поперечном перемещении в потоке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Komiakov A.N., Sorokin M.A. HYDRODYNAMIC CHARACTERISTICS OF FLOATING CONTAINERS AND CONTAINER STRUCTURES FOR DELIVERING SMALL PARTICLES FOREST CARGOS. In article the results of experimental researches of hydrodynamic characteristics of floating containers and container structures of various designs are stated. And also the single soft cylindrical capacities at longitudinal and cross-section moving to a stream are stated.

Текст научной работы на тему «Гидродинамические характеристики плавучих контейнеров и контейнерных составов для доставки измельченных лесных грузов»

БИОЭНЕРГЕТИКА И БИОТЕХНОЛОГИИ

ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛАВУЧИХ КОНТЕЙНЕРОВ И КОНТЕЙНЕРНЫХ СОСТАВОВ ДЛЯ ДОСТАВКИ

измельченных лесных ГРУЗОВ

А.Н. КОМЯКОВ, доц. каф. транспорта леса МГУЛ, канд. техн. наук,

М.А. СОРОКИН, ст. преподаватель каф. транспорта леса МГУЛ

Технико-экономические показатели доставки потребителям измельченных и прочих лесных грузов в плавучих контейнерах в значительной степени определяются затратами на их транспортировку. Для выполнения тяговых, технологических и экономических расчетов необходимо знать гидродинамические характеристики одиночных плавучих контейнеров, контейнерных составов различных конструкций и, прежде всего, сопротивление воды их движению. На кафедре транспорта леса МГУЛ в последние годы проведен ряд теоретических и экспериментальных исследований сопротивления воды движению этих новых лесотранспортных единиц для водной доставки лесных грузов. Исследовались одиночные контейнеры, контейнерные составы, комбинированные (совместно с пучковыми) плоты и большегрузные плавучие контейнеры.

Целью исследований было установление аналитических зависимостей сопротивления воды движению от геометрических параметров, скоростного режима буксировки, путевых условий и конструктивных особенностей. Исследования проводились в опытовых бассейнах лабораторий водного транспорта леса МГУЛ, С-ПЛТА и в натурных условиях на реках Кама, Вычегда и Северная Двина.

Контейнерные составы имеют много общего с традиционными пучковыми плотами. Они также являются плохообтекаемыми телами, состоящими из большого количества самостоятельных грузовых единиц (контейнеров). Характерной особенностью и тех и других является наличие продольных и поперечных интервалов между отдельными единицами, сложная форма подводной поверхности. Поэтому для расчета сопротивления воды движению контейнерного состава мы сочли возможным не разделять его на сопротивление трения и остаточное сопротив-

akomyakov@mail.ru; sorokin@mgul.ac.ru

ление и применить одночленную формулу М.М. Овчинникова [1]

R = CR(pV2 / 2)BT, (1)

где CR - коэффициент сопротивления плота; р - плотность воды;

V - скорость движения относительно воды;

B и T- ширина и осадка плота.

У пучковых плотов коэффициент CR зависит главным образом от отношения длины плота к его осадке L / T и практически не зависит от скоростного режима и отношения В / Т, так как при характерных для плотов значениях В / Т > 10...15 обтекание плота потоком становится двумерным и сопротивление изменяется пропорционально ширине плота. В случае с контейнерными составами этими факторами пренебрегать нельзя, поскольку контейнеры и контейнерные составы могут буксироваться с повышенными скоростями и изменять соотношение главных размерений (L, B, T) в более широких пределах. Из-за этого характер обтекания потоком будет более сложным.

В результате серии опытов с моделями контейнерных составов получены следующие уравнения регрессии:

- для составов с продольным расположением контейнеров

CR = 0,91417 - 0,00633 L / T- 0,02487 В / Т-

- 2,08875Fr + 0,00034(L / T)2 + 0,00162(В / Т)2 + + 3,1053Fr2 - 0,00032(LB / T2) + 0,00985(L / T)x

xFr + 0,07148(B / T)Fr; (2)

- для составов с поперечным расположением контейнеров

CR = 0,91417 - 0,00633 L / T- 0,02487 В / Т-

- 2,08875Fr + 0,00034(L / T)2 + 0,00162(В / Т)2 + + 3,1053Fr2 - 0,00032(LB / T2) + 0,00985(L / T)x

xFr + 0,07148(B / T)Fr. (3)

Для ориентировочных расчетов величины CR получены следующие линейные уравнения регрессии для составов с продоль-

102

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2010

БИОЭНЕРГЕТИКА И БИОТЕХНОЛОГИИ

ным и поперечным расположением контейнеров соответственно

CRM = 0,0155L / T + 0,01775 / Т + 0,895Fr, (4) CRM = 0,0254L / T + 0,0152В / Т +

+ 0,675Fr + 0,159. (5)

Расхождения между значениями CR, рассчитанными по формулам (4,5), и результатами опытов не превышают 8... 12 %. Исследования проводились в диапазонах определяющих факторов L / T от 12 до 45, B/T от 4 до 13 и числа Фруда Fr= V U[gT от 0,14 до 0, 47. Натурные буксировочные испытания контейнерных составов, которые проводились на реке Северная Двина, показали, что опытные значения CR и R несколько превышают (примерно на 10 %) расчетные. Это позволяет сделать вывод о том, что полученные математические модели буксировки контейнерных составов достаточно точно отражают реальный процесс. При этом целесообразно ввести поправочный коэффициент кн = 1,1 для пересчета результатов моделирования на натуру.

Для большегрузных плавучих контейнеров прямоугольных очертаний получено линейное уравнение регрессии

cR = 1,296 + 0,01488 L / T +

+ 0,02279 B / T- 0,4472 Fr. (6)

Рост коэффициента сопротивления cR с увеличением параметра L/T объясняется, главным образом, простым увеличением длины транспортируемого тела. То есть, чем длиннее плот, судно или контейнер, тем больше его сопротивление.

Увеличение коэффициента cR с ростом параметра B/T обусловлен увеличением «лобового» сопротивления из-за возникновения поперечной волны перед передней торцевой поверхностью транспортной единицы. Кроме того, он может быть связан с усилением вихревых процессов в кормовой части у относительно широких транспортных единиц.

Характер зависимости cR от числа Фруда схож с зависимостью коэффициента гидравлического местного сопротивления от скорости потока до выхода в режим автомодельности: при увеличении скорости коэффициент сопротивления несколько снижается с достижением на больших скоростях некоторого постоянного значения.

Рис. 1. Буксировка модели контейнерного состава

Рис.2. Зависимость коэффициента сопротивления Cr от числа Фруда для различных значений относительных длины L / T и ширины В / T контейнера

Рис. 3. Зависимость коэффициента сопротивления воды поперечному перемещению цилиндрических емкостей от числа Фруда

В настоящее время на кафедре транспорта леса МГУЛ проводится серия опытов по изучению гидродинамических характеристик одиночных мягких цилиндрических емкостей с твердым наполнителем. С практической точки зрения они могут представлять интерес не только для транспортировки по воде измельченных грузов, но и в качестве ос-

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2010

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.