Научная статья на тему 'Гидроакустические датчики контроля негоризонтальности железнодорожного пути'

Гидроакустические датчики контроля негоризонтальности железнодорожного пути Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
303
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОПЕРЕЧНАЯ НЕГОРИЗОНТАЛЬНОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ / ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ ДАТЧИК / СТАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / АМПЛИТУДНО ЧАСТОТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ФАЗОЧАСТОТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Есипов В. Н.

Представлены статические и динамические характеристики жидкостных и жидкостно механических маятниковых гидроакустических датчиков контроля поперечной негоризонтальности железнодорожного пути. Показано, что они обладают более высокими техническими характеристиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAILWAY TRACKS DISLEVELMENT HYDROACOUSTIC CONTROLS

Static and dynamic characteristics of liquid and liquid mechanical pendulum hydroacoustic sensors for railroad transverse off leveling control are presented. It is shown that these sensors possess a higher technical specification.

Текст научной работы на тему «Гидроакустические датчики контроля негоризонтальности железнодорожного пути»

АКСЕЛЕРОМЕТРЫ И ДА ТЧИКИ НАКЛОНА

УДК 621.317.39:531.74.082.4

В.Н. Есипов, канд. техн. наук, доц., (4862)41-98-76,

pms35@ostu.ru (Россия, г. Орел, ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК»)

ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЕ ДАТЧИКИ КОНТРОЛЯ НЕГОРИЗОНТАЛЬНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ

Представлены статические и динамические характеристики жидкостных и жидкостно-механических маятниковых гидроакусчтических датчиков контроля поперечной негоризонтальности железнодорожного пути. Показано, что они обладают более высокими техническими характеристиками.

Ключевые слова: поперечная негоризонтальность железнодорожного пути, гидроакустический датчик, статическая характеристика, амплитудно-частотная характеристика, фазочастотная характеристика.

Контроль поперечной негоризонтальности железнодорожного пути осуществляется при выправке уложенного пути выправочно-подбивочными машинами. Средства контроля работают в динамическом режиме в широком температурном диапазоне и при воздействии трехком-понентной вибрации. К ним предъявляются высокие требования по чувствительности, точности, полосе пропускания частот, амплитудной и фазовой ошибками.

Одним из путей улучшения характеристик приборов прямого измерения является использование гидроакустических датчиков, которые представляют собой систему, включающую механическую подсистему в виде корпуса с полостью, полностью заполненной двумя несмешивающимися жидкостями с различной плотностью или одной жидкостью с размещенной в ней на торсионной подвесе или специальных опорах пластиной со смещенным центром масс, и ультразвуковую подсистему съема информации.

Граница раздела жидкостей или пластина применяются в качестве отражателя ультразвука или средства ослабления при прохождении ультразвука через них.

В результате проведенных теоретических и экспериментальных исследований разработаны принципы построения, схемные решения и получены статические характеристики однокоординатных и двухкоординатных датчиков контроля негоризонтальности различных типов [1, 2, 3], некоторые результаты которых представлены на рис. 1и 2.

1

В

0,6 0,4 0,?

о

и

.. а

о

0.5

1.5 2 а-►

град

_теоретическая кривая

а п а экспериментальные точки

Рис. 1. Статические характеристики жидкостного датчика

42

IX 5

«

31-5 28 24 5 21 17 5 И

105

/

3 5 О

Чс

Ч 1 1

*

1 < \

%

/ — к

. 'у и *ЛЛ

1 ^Ллл 1

о 12 3 4 5 6 7 22? & 9 10 11 1

Рис. 2. Статические характеристики жидкостно-механического датчика: 1 - экспериментальная характеристика; 2 - теоретическая характеристика.

Акселерометры и датчики наклона

На основе математического моделирования механической подсистемы датчиков разработаны обобщенные дифференциальные уравнения маятниковой подсистемы жидкостных и жидкостно-механических датчиков, установленных на основании, подверженным угловым колебаниям [4]. Проанализированы особенности динамики механической подсистемы датчиков на вибрирующем основании, учитывающие линейную и угловую составляющую движения основания. Получены аналитические выражения для динамических характеристик датчиков. На рис. 3 и 4 приведены теоретические и экспериментальные динамические характеристики жидкостного датчика [5].

1,5 Г 1.

0.75 0.5 0,25

0

—1 и —□—

-в-

0 0,1 0.2 0,3 0.4 0.5 0,6 0.7 /Гц 0.9

теоретическая : экспериментальные

Рис. 3. Амплитудно-частотная характеристика жидкостного датчика

Рис. 4. Фазочастотная характеристика жидкостного датчика

Исследование отдельных подсистем датчиков позволило создать математические модели, связывающие их механическую и ультразвуковую

подсистемы и позволяющие осуществлять проектирование конкретных образцов датчиков.

Для комплексной оценки точности датчиков получены и проанализированы аналитические выражения для определения составляющих статической и динамической погрешности. Показана возможность получения суммарной погрешности, не превышающей допустимого значения 0,4 % в диапазоне рабочих температур от -10 до +40 оС.

Проведённые исследования показывают реализуемость гидроакустических датчиков контроля погрешности с требуемыми метрологическими характеристиками. При существенно меньших массогабаритных параметрах они превосходят применяемый базовый прибор ELT 135.00 (фирма Plasser&Thurer, Австрия) по динамическим характеристикам, а именно: нестабильность коэффициента динамичности в рабочем диапазоне частот составляет 0,04 - 0,06, что в 4 раза меньше, наибольшая величина фазового запаздывания равна 6,8о, то есть в 7 раз меньше, чем у прибора ELT 135.00.

Список литературы

1. Есипов В.Н., Есипов А.В. Гидроакустические маятниковые датчики негоризонтальности // Датчики и системы. 2003. №5. С. 27-30.

2. Есипов В.Н., Незнанов А.И. Гидроакустические датчики негоризонтальности с механическим маятниковым чувствительным элементом// Состояние и проблемы измерений / Сб. материалов 10 Всерос. науч.-техн. конф. М.: МГТУ им Н.Э. Баумана. 2008. С. 54-55.

3. Есипов В.Н. Гидроакустические датчики контроля углов и угловых скоростей // Контроль. Диагностика. 2004. №9. С. 52-61.

4. Есипов В.Н., Есипов А.В. Математическое моделирование гидроакустических датчиков негоризонтальности // Датчики и системы. 2004. №1. С. 15-17.

5. Есипов В.Н., Есипов А.В. Метрологические характеристики гидроакустических датчиков негоризонтальности // Датчики и системы. 2005. №1. С. 42-46.

V.N. Yesipov

RAILWAY TRACKSDISLEVELMENTHYDROACOUSTIC CONTROLS

Static and dynamic characteristics of liquid and liquid-mechanical pendulum hy-droacoustic sensors for railroad transverse off-leveling control are presented. It is shown that these sensors possess a higher technical specification.

Key words: over cross dislevelment of the railroad tracks, hydroacoustic sensors, static features, amplitude-frequency response, phase-frequency responses.

Получено 08.09.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.