37..Цыганов В.В., Ковалев В.И., Бочкарева Ю.Г. Стратегия информационной операции по рефлексивному управлению противостоящим актором конфликта // Информационные войны. 2013. № 3. С. 10-17.
38.Цыганов В.В., Бухарин С.Н. Информационный менеджмент. Механизмы управления и борьбы в бизнесе и политике: Словарь-справочник. - М.: Академический проект, 2009. 506 с.
39..Цыганов В.В. Технологии подготовки революции: модели и методы фальсификации истории // Образовательные ресурсы и технологии. 2014. № 4 (7). С. 42-49.
40. Цыганов В.В. Адаптивные механизмы и высокие гуманитарные технологии. Теория гуманитарных систем. - М.: Академический проект, 2012. 351 с.
41. Цыганов В.В., Искоростинский А.И. Высокие гуманитарные технологии информационного менеджмента // Образовательные ресурсы и технологии. 2014. №2. С. 182-185.
42. Цыганов В.В. Принципы модернизации системы национальной безопасности на основе высоких гуманитарных технологий: Труды межд. конф. «Проблемы управления безопасностью сложных систем». - М.: ИПУ РАН, 2010. С. 49-53.
43. Цыганов В.В., Бочкарева Ю.Г. Концепция системы общественной безопасности при информационных войнах // Информационные войны. 2014. № 3. С. 62-70.
44. Цыганов В.В., Бочкарева Ю.Г. Адаптивные механизмы общественной безопасности при информационной агрессии // Информационные войны. № 2. 2013. С. 77-85.
45. Завьялов О.Ю., Цыганов В.В. Методы и технологии информационного мониторинга социально-экономической безопасности // Информационные войны. 2011. № 2 (18). С.71-81.
46. Завьялов О.Ю., Цыганов В.В. Интеллектуальные механизмы мониторинга и управления социально-экономической безопасностью на основе системы ситуационных центров // Информационные войны. 2011. № 3 (19). С. 45-53/
Theoretical and methodological foundations of the national information management system
Tsyganov Vladimir Victorovich, Doctor of Science (Tech.), Professor, Head researcher of Institute of Control Sciences
In order to adapt to new challenges and modernize the national security system, Russia needs a national information management system. The report describes the theoretical and methodological foundation of research and development of this system based on the theory of safety of large socio-economic systems and the theory of information management. Keywords: national security, system, information, management
УДК 004.89
ГИБРИДНЫЙ АЛГОРИТМ АНАЛИЗА АКТИВНОСТИ КОНТРАГЕНТОВ ТУРОПЕРАТОРА
Аль-Мерри Гайс М.С., асп.
E-mail: gaismr2009@mail.ru Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь Алла Григорьевна Кравец, д-р техн. наук, проф.
E-mail: agk@gde.ru Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград
vstu.ru
В данной статье рассматривается метод анализа активности контрагентов туристического оператора на основе современных методов data mining. Авторами проведено исследование и разработка нового гибридного алгоритма анализа активности контрагентов.
Ключевые слова: анализ активности контрагентов, туристическая индустрия, гибридный алгоритм.
Введение
Туристский продукт формируется из комплекса услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и/или других услуг) по договору о реализации туристского продукта. Их оказывают транспортные фирмы и компании, гостиницы, рестораны, кафе, экскурсионные фирмы, музеи и выставочные залы, парки аттракционов, азартные мероприятия и заведения, спортивные и курортные организации.
Комплектацией туристского продукта, то есть формированием набора услуг, занимаются туроператоры. Туроператор составляет дифференцированные туристические продукты из со-
Кравец А.Г. -
ставляющих услуг в соответствии с требованиями и пожеланиями клиентов.
Интенсивное развитие индустрии туризма, возникновение и усиление конкуренции повлияли на формирование структуры туроператоров и предопределили их дальнейшую специализацию.
Таким образом, целью исследования являлся реинжиниринг процесса анализа активности контрагентов туристического оператора на основе современных методов data mining.
Классификация туристической деятельности
По виду деятельности туроператоры бывают:
-операторами массового рынка - они продают много туристских пакетов, в которые часто включаются чартерные авиарейсы в определенные пункты назначения, главным образом в места развития массового туризма;
-специализированными операторами - они специализируются на определенном продукте или сегменте рынка (на определенной стране, на определенном виде туризма и т.д.).
По месту деятельности туроператоры бывают:
-местными (внутренними) - они ориентируют туристические пакеты в пределах Российской Федерации;
-выездными - они ориентируют туристические пакеты на зарубежные страны;
-операторами на приеме - они базируются в месте назначения (в стране назначения) и обслуживают прибывающих иностранных туристов в пользу других операторов и агентов.
Кроме того, туроператоров можно подразделить на инициативных и рецептивных.
Инициативные туроператоры - это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или с туристскими организациями. Отличием их от туристских агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, является то, что они занимаются комплектацией туристского продукта, состоящего из не менее чем трех услуг:
-размещение;
-транспортировка туристов;
-любая другая, не связанная с вышеназванными, услуга.
Турагент продвигает и реализует туристский продукт клиенту в виде комплексов (инклюзив-туров) или свободного набора услуг (заказных туров) [1].
Турагент - это посредник, занимающийся продажей сформированных туроператором туров, действующий на основе посреднических договоров, или продавец, действующий на основе договоров купли-продажи туристских продуктов.
Турагент добавляет к приобретаемому туру проезд туристов от места их проживания до первого по маршруту пункта размещения, от последнего на маршруте пункта размещения и обратно.
Турагентство - достаточно распространенный вид бизнеса в туризме. Значительная часть фирм действует как розничные турагентства, работая с клиентами напрямую.
Основные задачи турагентства [1]:
-полное и широкое освещение возможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турам, курортам, туристическим центрам и т.д.;
-продвижение этой информации с помощью рекламы;
-организация продажи туристского продукта в соответствии с современными методами торговли, с использованием специфики и особенностей туристского бизнеса.
Туристические агентства могут иметь разнообразные формы:
-чисто туристические агентства по продаже туров, сформированных туроператорами, на условиях комиссионного вознаграждения;
-транспортно-туристические агентства по организации транстуров.
Здесь есть перспективы для создания совместных фирм с транспортными организациями: авиационно-транзитными, авиакомпаниями, железными дорогами. Вариантом взаимодействия с перевозчиками также являются агентские соглашения по реализации транспортных билетов.
С точки зрения специфики деятельности, турагентства могут быть:
-многопрофильными (наиболее распространены), т.е. осуществляющими комплексное обслуживание любых клиентов, включая отпускников, командированных и пр.;
-специализированными, наиболее распространенными из которых являются коммерческие турагентства, организующие деловые поездки для крупных компаний, включая конгрессное обслуживание, а также специализирующиеся в организации отдыха.
Анализ бизнес процесса анализа активности контрагентов туроператора
Таким образом, контрагентами туроператора являются турагентства и/или ту-рагенты. Для оценки эффективности взаимодействия туроператор проводит анализ активности агентов (рис.1).
В ходе исследования показателей процесса «Анализ активности контрагентов» предложены следующие показатели эффективности взаимодействия [2].
Показатели эффективности бизнес-процессов представлены в табл. 1 (№Л - неприменимо ввиду постоянной онлайн доступности данных).
Таблица 1
Показатели эффективности взаимодействия
__ __ Модель Показатель эффективности ____ AS-IS 24 TO-BE NA
1 Время на сбор информации для анализа (часов)
2 Общее время работы на оценивание активности контрагентов (часов) 15 5
3 Общее время работы на формирование отчетности (дней) 2 1
4 Количество потерянных договоров и заказов в год (штук) 24 1
5 Количество использованных материалов
5.1 Бумага (пачка) 15 2
5.2 Картридж (штук) 7 1
В модели TO-BE был подвергнут реинжинирингу [3] процесс «Анализ активности турагентов».
Процесс «Анализ активности турагентов» автоматизирован с помощью разработанной программы (рис.2).
Процессы модели «Анализ активности турагентов» (рис.3): -создание и заполнение базы данных для всех турагентов; -анализ активности турагентов;
-генерация рекомендаций [4] и формирование отчетности на основе результатов анализа.
Рис. 1. Структурно-функциональная модель AS-IS процесса «Анализ активности контрагентов»
О АВС-аналпз 1. XYZ-анализ О FMR-анализ О RFM-анализ ® ABC/XVZ-анализ
-Совмещенный ABC/XVZ-анализ-
Время ат |l/1/2[)13 | до |l/1/2[)15_ | Число периодов [_ | Анализ |
Путевка Описание Сумма (руб.) Сумма Доля (%] Сумма Доля Нарастающим (%) Средрее количество туристов (чел.) Сгандатное отклонение Коэффициент вариации (%) Группа ABC/XYZ
ДРСБ1 Россия, Санаторий Дюны, Золотое Кольцо 419000.00 >5.47 36.47 НЛО 4.90 44,54 A-Z
ЗИАМ1 Италия, Абано Терме , The Westin Excelsior 110000.00 9.57 46.04 4.67 3.68 78,90 A-Z
КРСБ1 Россия, Санаторий Дюны, Золотое Кольцо 50000,00 4.35 88.69 0.67 ■J.94 141.42 B-Z
МИ AMI Италия , Абано Терме , The Westin Excelsior 0.00 оло 100.00 0.00 0X30 оло с-х
ОРСБ1 Россия, Санаторий Дюны, Золотое Кольцо 50000,00 4.35 93.04 1.67 2.36 141.42 CZ
С И AMI Италия , Абано Терме , The Westin Excelsior 70000,00 6.09 73.02 4 33 6.13 141.42 A-Z
СРСБ1 Россия, Санаторий Дюны, Золотое Кольцо 20000,00 1.74 98.26 1.67 2.36 141.42 C-Z
КИАМ1 Италия , Абано Терме , The Westin Excelsior 40000,00 3.48 96.52 2.00 2.83 141.42 C-Z
НРСБ1 Россия, Санаторий Дюны, Золотое Кольцо 60000,00 5.22 84.33 233 2,.-,0 141.42 B-Z
ХИАМ1 Италия , Абано Терме , The Westin Excelsior 80000,00 6.96 53.00 ЗЛО 4.24 141.42 A-Z
ШРСБ1 Россия, Санаторий Дюны, Золотое Кольцо 0,00 0.00 100 ло 0.00 0.00 ОЛО С-Х
Рис. 2. Совмещенный анализ данных активности турагентов
Рис. 3. Структурно-функциональная модель TO-BE процесса «Анализ активности контрагентов»
Заключение
Авторы считают, что в данной работе новыми являются следующие положения:
1) проведен реинжиниринг процесса анализа активности контрагентов туроператора,
2) разработан механизм реализации совмещенного анализа активности на базе гибридного алгоритма.
Литература
1. Особенности туроператорской и турагентской деятельности в Российской Федерации. - Режим доступа: http://lektsii.com/2-35965.html (Дата доступа 24.03.2018)
2. On Math Approach to Tourist Project Team Formation Problem Concerning Performance and Cooperative Effects / С.С. Укустов, И. Макаров, А.Г. Кравец, Е.В. Романенко // World Applied Sciences Journal (WASJ). 2013. Vol. 24. Spec. Issue 24: Information Technologies in Modern Industry, Education & Society. C. 238-242.
3. Simulation of the initial stages of software development / А. Коротков, А.Г. Кравец, Ю.Ф. Воронин, А.Д. Кравец // International Journal of Applied Engineering Research. 2014. Vol. 9, No. 22. C.16957-16964.
4. Кравец А.Г. Models and methods of professional competence level research / А.Г. Кравец, А.Г. Белов, Н.П. Садовникова // Recent Patents on Computer Science. 2016. Vol. 9. No. 2. C. 150159.
Hybrid algorithm for analyzing the counterparties' activity of the tourist operator
Al-Merry Gais M.S. PhD Student, SCFU North-Caucasian Federal University, Stavropol Alla G. Kravetsprofessor, VSTU, vstu.ru Volgograd State Technical University, Volgograd
Abstract: In this article, we consider the method of analyzing the tourist operator counterparties' activity based on modern methods of data mining. The authors conducted research and development of a new hybrid algorithm for analyzing counterparty activity. Keywords: analysis of counterparty activity, tourism industry, hybrid algorithm
УДК 004.424.8
СПОСОБ КОНВЕЙЕРНОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
Андрей Александрович Борзяк, канд. техн. наук, вед. программист E-mail: aborziak@yahoo.com РосЕвроБанк, Москва, Россия Лариса Юсифовна Исмаилова, канд. техн. наук, внс E-mail: lyu.ismailova@gmail.com Национальный исследовательский ядерный университет ««МИФИ»
https://mephi.ru/
Целью работы является автоматизация рутинных операций преобразования текстовых данных. Предложен способ конвейерной обработки для достижения указанной цели. На его основе разработана программа на языке C#. На примерах показана эффективность предложенного подхода.
Ключевые слова: конвейерная обработка, трансформация данных, регулярные выражения
Введение
При эксплуатации сайта дистанционного обучения pvobr.ru [1] зачастую возникают разнообразные небольшие задачи, например, генерация случайных фраз, поиск в тексте,