Научная статья на тему 'Гибкость предприятия как экономическая категория'

Гибкость предприятия как экономическая категория Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1754
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / ГИБКОСТЬ / АДАПТИВНОСТЬ ГИБКОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / ОЦЕНКА ГИБКОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / ENTERPRISE / FLEXIBILITY / ADAPTABILITY OF ENTERPRISE FLEXIBILITY / ENTERPRISE FLEXIBILITY ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров П.В., Моисеева А.В.

Уточнены определения понятий гибкость предприятия, адаптивность предприятия и оценка гибкости предприятия. Выявлены общие и отличительные черты гибкости и адаптивности предприятия. Предложена система показателей адаптивности как критерия оценки гибкости предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The enterprise flexibility as an economic category

The article clarifies the definitions of enterprise flexibility, enterprise adaptability and enterprise flexibility assessment. The common and distinctive features of the flexibility and adaptability of an enterprise have been identified. The authors suggested the system of indicators of adaptability as a criterion for assessing the enterprise’s flexibility.

Текст научной работы на тему «Гибкость предприятия как экономическая категория»

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами, регионами

УДК 330.341.2

П.В. ЕГОРОВ, д-р экон. наук, зав. кафедрой финансов и банковского дела, e-mail: epv.epv@mail.ru,

А.В. МОИСЕЕВА, ассистент кафедры финансов

и банковского дела,

e-mail: anna.moiseyeva@mail.ru

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР

ГИБКОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Уточнены определения понятий гибкость предприятия, адаптивность предприятия и оценка гибкости предприятия. Выявлены общие и отличительные черты гибкости и адаптивности предприятия. Предложена система показателей адаптивности как критерия оценки гибкости предприятия.

Ключевые слова: предприятие, гибкость, адаптивность гибкости предприятия, оценка гибкости предприятия.

Egorov P.V., Moiseeva A.V. The enterprise flexibility as an economic category.

The article clarifies the definitions of enterprise flexibility, enterprise adaptability and enterprise flexibility assessment. The common and distinctive features of the flexibility and adaptability of an enterprise have been identified. The authors suggested the system of indicators of adaptability as a criterion for assessing the enterprise's flexibility.

Keywords: enterprise, flexibility, adaptability of enterprise flexibility, enterprise flexibility assessment.

В условиях экономической нестабильности способность оперативно реагировать и приспосабливаться к быстро изменяющейся экономической ситуации стала основополагающим фактором не только эффективности деятельности, но и выживания предприятия. Неопределенность оказывает влияние на производство и реализацию продукции, на финансовые результаты и финансово-экономическое состояние предприятия в целом. Исходя из вышесказанного, следует, что проблема гибкого поведения предприятия на сегодняшний день является актуальной, и от степени ее решения зависит состояние не только отдельного предприятия, но и экономики государства в целом.

Анализ экономической литературы показывает, что ведущие ученные-эконо-мисты достаточно много уделяют внимание разработке теоретических основ гибкости предприятия. Так, М.Х. Блехерман [1] рассматривает гибкость как способность производственной системы адаптироваться к изменению условий функционирования с минимальными затратами.

© П.В. Егоров, А.В. Моисеева, 2019

Гибкость, с точки зрения П.Н. Белянина [2], представляет собой свойство производственной системы откликаться на изменение конструктивно-технологических параметров для перехода в требуемое состояние с наименьшими расходами. В.Н. Самочкина [3] определяет гибкость

как способность предприятия получать требующий результат, который позволит изготавливать за определенные сроки закономерное количество изделий, которые могут быть востребованы рынком. Р. Чейз, Н. Эквилайн, Дж. Якобс, Ф. Роберт [4] обозначили, что гибкость - это способность предприятия предлагать покупателям широкий ассортимент товаров в зависимости от времени, которое необходимо ему на разработку и выпуск новой продукции. Представленный вышеприведенными авторами понятийный аппарат в основном сосредоточен на отдельных аспектах этого явления, поэтому нуждается в последующем научно-прикладном развитии.

Целью данного исследования является определение понятийно-категориального содержания гибкости предприятия и ее сущности.

Современные предприятия вынуждены функционировать в достаточно нестабильной экономической среде. Данная нестабильность характеризуется следующим: постоянно меняющимися требованиями и критериями потребителей к качеству и доступности продукции; некорректным поведением предприятий-конкурентов; некорректным совершенствованием методов продвижения и сбыта продукции; модернизацией старых и появлением новых технологий; часто меняющейся законодательной базой, связанной с регулированием предпринимательской деятельности и др.

Таким образом, гибкость предприятия напрямую влияет на уровень его эффективности и конкурентоспособности. Гибкое поведение предприятия в

условиях рыночной экономики имеет ряд преимуществ, которые проявляются в конкурентоспособности, адаптивности к условиям неопределенности и рисковым ситуациям, быстром реагировании на меняющиеся требования рынка, эффективности функционирования предприятия за счет внутреннего саморазвития.

Для определения сущности понятия гибкости предприятия, в первую очередь, необходимо раскрыть содержание таких категорий, как «предприятие» и «гибкость».

В экономической литературе существует неоднозначное определение понятия предприятия. Поэтому следует принять во внимание различные точки зрения отечественных и зарубежных авторов.

О.В. Баскакова [5], А.П. Полякова [6], А.М. Жемчугов [7] и ряд других авторов определяют предприятие как первичное звено в экономической системе государства, которое обладает экономической самостоятельностью и организационно выделилось среди других звеньев, занимающихся изготовлением продукции, выполнением определенных работ и предоставлением услуг на платной основе для получения максимальной прибыли.

Также заслуживает внимание определение понятия предприятия, рассматриваемое зарубежными авторами. М. Домке [8], П. Кит и Ф. Янг [9] указывают на то, что предприятие - это объединение совершенно разнородных элементов: участков земли, зданий, машин, сырьевой базы, наличных денежных средств, работников, ценных бумаг, долговых обязательств. В совокупности все эти элементы образуют организацию, которая в конечном итоге превращает ресурсы в товары, пользующиеся спросом у потребителей.

Обобщив мнения вышеперечисленных авторов, можно сделать вывод, что для предприятия свойственны ряд отличительных характеристик, а именно: организационное единство, экономическая

ответственность, участие в общественном разделении труда, экономическая, юридическая и технологическая обособленности.

Таким образом, под предприятием следует понимать хозяйствующий субъект, который принимает самостоятельные решения на основе законодательной базы государства для производства продукции с целью удовлетворения потребностей общества и получения максимальной прибыли.

Далее на современном этапе развития мировой экономики уровень знаний в сфере гибкости предприятия определяется локальными успехами в раскрытии её сущности, установлении форм проявления, определении критериев оценки. Несмотря на то, что в экономической литературе достаточно много уделяется внимания к определению сущности гибкости предприятия, данное свойство до сих пор является малоизученным.

Понятие гибкости в российской экономической литературе начали широко применять в 80-х годах ХХ века, когда предприятия сотрудничали с заказчиком в лице государства. Именно с этого момента начали использовать понятие гибкости технологических систем, которые в дальнейшем сформировались в гибкие производственные системы, способные придать серийному производству конкурентные преимущества для массового изготовления продукции. В данном контексте, определяя гибкость, М.Х. Блехерман [1] указывает на способность производственной системы адаптироваться к изменениям условий ее функционирования с минимальной потерей производительности.

В 90-х годах ХХ века в условиях перестройки российской экономики и перехода на новые рыночные отношения гибкость продолжают рассматривать с точки зрения технического развития предприятия, однако с расширением хозяйственной

самостоятельности предприятия возникает объективная необходимость рассматривать гибкость в более глубоком контексте. Именно в это время важную роль гибкости производственных систем определяет П.Н. Белянин [2], отмечая, что гибкость - это способность производственной системы автоматически или автоматизировано в кротчайшие сроки переходить к выпуску новой продукции произвольной номенклатуры в рамках ее технических характеристик и технологий изготовления. То есть в отличие от предыдущего автора, П.Н. Белянин указывает на то, что только гибкость технологии и производства позволяет в нужный отрезок времени переключиться на изготовление продукции с новыми потребительскими качествами.

В конце 90-х годов ХХ века впервые в отечественной экономической литературе начали исследовать теоретико-методологические аспекты гибкости предприятия. Одним из авторов этого направления является В.Н. Самочкин [3], который определяет гибкость как способность предприятия планировать достижение необходимого результата без кардинальных преобразований основных производственных фондов и возможность реализо-вывать в кротчайшие сроки такое количество изделий, на которое будет спрос на рынке, позволяя тем самым ожидать прибыль, которая обеспечит функционирование и развитие предприятия в будущем периоде. Также В.Н. Самочкин предлагает рассматривать гибкость как функцию величины средств предприятия, которая направлена на предпроектную подготовку, проектирование и освоение производства новых изделий, а также расчетного количества изделий, которые осваиваются производством.

В начале ХХ! века зарубежные экономисты в своих научных трудах предпочли раскрывать сущность гибкости в более современном контексте.

Так, Р. Чейз, Н. Эквилайн, Дж. Якобс, Ф. Роберт [4] определяют гибкость как умение компании предлагать потребителям широкий ассортимент товаров. Данное умение зависит от временного фактора, то есть компании необходимо определенное количество времени на разработку нового вида товара и трансформации существующих процессов для перехода на её выпуск.

Д. Хизер [10] и Т. Хилл [11] в своих научных трудах делают акцент на том, что гибкость, в первую очередь, является умением всей организации оперативно воспринимать и реагировать на изменения спроса. Вдобавок к обеспечению гибкости функции производства начали отмечать значимость гибкости функции проектирования и создания новой продукции. Также зарубежные ученые предложили измерять уровень гибкости через затраты времени на производство и разработку продукции.

В отечественном экономическом словаре под редакцией Л.П. Куракова [12], гибкость представляет собой способность компаний, фирм, отдельных лиц, занимающихся предпринимательством, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям хозяйственной деятельности. То есть экономическое содержание гибкости заключается в способности предприятия оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней среды.

Таким образом, выявленные специфики определений понятий предприятия и гибкости позволили уточнить определение понятия гибкости предприятия, которая заключается в способности предприятия оптимизировать свою структуру в ответ на прогнозируемые изменения под влиянием внешних и внутренних факторов, при этом обеспечивая максимальный уровень финансово-экономических результатов, направленных на увеличение рыночной стоимости предприятия.

Отмечая важность уточнения определения понятия гибкость предприятия, следует обратить внимание на то, что многие ученые часто отождествляют понятие гибкость с адаптивностью, в этой

связи целесообразно указать на присутствие отличительных признаков между гибкостью и адаптивностью предприятия.

Обзор экономической литературы показал, что нет в научном мире единого понятия по определению понятия адаптивности предприятия. Отсюда рассмотрим более детально альтернативные ее определения как отечественных, так и зарубежных ученых.

Российские ученые В.А. Баринов и А.В. Синельников [13] рассматривают адаптивность как форму отношений предприятия с внешней средой, его реакцию на внешнюю среду.

В свою очередь, В.И. Данилов-Да-нильян [14], конкретизируя понятие адаптивности, считает, что это способность системы находить целенаправленное приспосабливающееся поведение в сложных средах.

Ученые-экономисты Е.П. Истомин и А.Г. Соколова [15] определяют адаптивность как способность предприятия принимать адекватные действия в ответ на разнообразные воздействия факторов внутренней и внешней среды.

В научных трудах зарубежных ученых А.К. Сетхи и С.П. Сетхи [16] адаптивность рассматривается как способность к изменению формы, возможность перехода от одного состояния к другому. Авторы акцентируют внимание на том, что адаптивность является более широким понятием, чем гибкость.

Обобщив вышеперечисленные определения понятий адаптивности предприятия, следует отметить, что это способность предприятия оперативно реагировать на текущие изменения под влиянием факторов макроуровня и микроуровня.

Учитывая неоднозначные толкования определений понятий гибкости и адаптивности, считаем целесообразным выделить их отличительные и общие характеристики (табл. 1).

Таблица 1

Общие и отличительные характеристики гибкости и адаптивности предприятия

Гибкость Адаптивность

Общие характеристики Гибкость и адаптивность рассматриваются как способность предприятия реагировать на изменения внутренней и внешней среды

Предполагают проявление реакции предприятия под влиянием факторов внешней и внутренней среды

Отличительные характеристики Предполагает выявление множества вариантов перемен во внешней и внутренней среде, которые могут повлиять на деятельность предприятия в целом Предполагает наступление одного из многочисленных вариантов перемен во внешней и внутренней среде

Предприятие планирует свои дальнейшие действия на каждое прогнозируемое изменение внешних и внутренних факторов Предприятие проявляет реакцию по факту наступления изменений под влиянием внешних и внутренних факторов

Исходя из выявленных отличий и сходств рассматриваемых понятий, можно отметить, что адаптивность - это форма проявления гибкости предприятия, которая заключается в повышении роли адаптивных качеств предприятия, направленных на мобильность производственного процесса и способствуют организации производства независимо от величины влияния внутренних и внешних факторов.

В этой связи оценка гибкости является необходимым условием успешного функционирования предприятия.

В экономической литературе [17, 18] оценка характеризуется как способ измерения количественных и качественных характеристик экономических объектов и процессов.

Таким образом, следует констатировать, что оценка гибкости предприятия представляет собой количественную характеристику его функционирования, которая определяется путем сопоставления текущих показателей с перспективным уровнем адаптивности их значений. Отсюда адаптивность выступает критерием оценки гибкости предприятия на соответствие предъявляемых требований.

Исходя из того, что средством оценки финансово-экономической деятельности предприятия являются показатели, то рационально определить и классифицировать показатели адаптивности предприятия как критерия оценки его гибкости (рис. 1).

Первая группа показателей - финансовые показатели оценки адаптивности предприятия - необходима для определения наличия финансовых ресурсов предприятия, возможности получения дополнительных заемных средств и их возврата, самостоятельности финансирования инновационных мероприятий. А также включает классические показатели рентабельности (прибыльности), расчет которых должен дать ответ на вопрос о существующем положении эффективности деятельности предприятия.

Вторая группа показателей - экономические показатели оценки адаптивности предприятия - должна обосновать возможность повышения объема производства и реализации продукции, снижение (повышение) себестоимости, повышение качества. Также включает показатели, которые характеризуют необходимость владения информацией о реальной

Рис. 1. Классификация показателей оценки адаптивности предприятия

ситуации по уровню наличия, качества и использования производственных запасов, материальных и трудовых ресурсов.

Комплексный системный подход к использованию вышеприведенных показателей адаптивности предприятия дает возможность оценить потенциальный уровень гибкости предприятия к изменениям его функционирования под влиянием внешних и внутренних факторов. Показатели адаптивности предприятия оказывают влияние на оценку гибкости предприятия, которые образовывают целостную систему оценки функционирования предприятия под влиянием внешних и внутренних факторов.

Выводы

Таким образом, в современных условиях хозяйствования требуется системный подход к управлению гибкостью предприятия, поскольку содержание гибкости предприятия как экономической категории и ее оценка указывают на объективную необходимость в быстрой

адаптации предприятия под влиянием внешних и внутренних факторов, что способствует эффективному функционированию предприятия.

Список использованной литературы

1. Блехерман, М.Х. Гибкие производственные системы / М.Х. Блехерман. -М.: Экономика, 1988. - 221 с.

2. Белянин, П.Н. Гибкие производственные системы / П.Н. Белянин, М.Ф. Издон, А С. Жогин. - М.: Машиностроение, 1998. - 256 с.

3. Самочкин, В.Н. Гибкое развитие предприятия: анализ и планирование / В.Н. Самочкин. - М.: Дело, 1999. - 333 с.

4. Производственный и операционный менеджмент, 10-е изд. / Р. Чейз, Н. Эквилайн, Дж. Якобс, Ф. Роберт. - М: Издательский дом «Вильямс», 2007. -704 с.

5. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): учебник /

О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. - 372 с.

6. Полякова, А.П. Малый и средний бизнес. Роль в экономике и проблемы развития [Электронный ресурс] / А.П. Полякова. - URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_21523527_83759133.pdf

7. Жемчугов, А.М. Составляющие эффективной деятельности предприятия / А.М. Жемчугов // Российское предпринимательство. - 2010. - № 7 (2). - С. 39-42.

8. Domke, M. The Law and Practice of Commercial Arbitration / M. Domke. - New York: RCADI, 1996. - 179 p.

9. Кит, П. Управленческая экономика. Инструментарий руководителя / П. Кит, Ф. Янг. - 5-е изд.; пер. с англ. -СПб.: Питер, 2008. - 624 с.

10. Heizer, J. Operations management / J. Heizer, B. Render. - New Jersey: Pearson Prentice Hall, 2006. - 809 p.

11. Hill, T. Operations management / T. Hill. - New York: Palgrave Macmillan, 2005. - 832 p.

12. Кураков, Л.П. Большой экономический словарь / под ред. Л.П. Кура-кова, - М.: ЮниВестМедиа, 2011. - 489 с.

13. Баринов, В.А. Развитие организации в конкурентной среде / В.А. Баринов, А.В. Синельникова [Электронный ресурс] // Менеджмент в России и за рубежом, 2000. - URL: www.dis.ru/library/ manag/archive/2000/6/853-7.html

14. Экономико-математический энциклопедический словарь / гл. ред. В.И. Данилов-Данильян. - М.: Большая Российская энциклопедия: Издательский Дом «ИНФРА-М», 2003. - 688 с.

15. Истомин, Е.П. Теория организации: учебник / Е.П. Истомин, А.Г. Соколов. - СПб.: Андреевский издательский дом, 2009. - 314 с.

16. Sethi, А.К. Flexibility in Manufacturing: A Survey / А.К. Sethi, S.P. Sethi // The International Journal of Flexible Manufacturing Systems. - 1990. - № 2. -P. 289-328.

17. Гацалов, М.М. Современный экономический словарь-справочник / М.М. Гацалов. - Ухта: УГТУ, 2002. -371 с.

18. Коротков, Э.М. Исследование систем управления / Э.М. Коротков. - М.: Изд-во «Юрайт», 2016. - 226 с.

Статья поступила в редакцию 07.02.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.