Научная статья на тему 'ГИБКОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЕРВИС-ОРИЕНТИРОВАННЫХ СИСТЕМ'

ГИБКОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЕРВИС-ОРИЕНТИРОВАННЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИС-ОРИЕНТИРОВАННАЯ АРХИТЕКТУРА / КОМПЕТЕНЦИИ ГИБКОСТИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Чеглаков Анатолий Леонидович

Рассмотрены аспекты внедрения и использования сервис-ориентированных систем. Исследованы условия достижения гибких решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Чеглаков Анатолий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FLEXIBILITY AND COST EFFECTIVE SERVICE-ORIENTED SYSTEMS

Аspects of service-oriented systems implementation and use are considered.Сonditions to achieve flexible solutions are investigated

Текст научной работы на тему «ГИБКОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЕРВИС-ОРИЕНТИРОВАННЫХ СИСТЕМ»

ГИБКОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ _СЕРВИС-ОРИЕНТИРОВАННЫХ СИСТЕМ

Чеглаков Анатолий Леонидович

кандидат. эк. наук, доцент Белгородский Университет кооперации, экономики и права

г. Белгород

FLEXIBILITY AND COST EFFECTIVE SERVICE-ORIENTED SYSTEMS

Cheglakov Anatoly, Candidate of Science,assistant professor of Belgorod university of cooperation, economy and right, Belgorod

АННОТАЦИЯ

Рассмотрены аспекты внедрения и использования сервис-ориентированных систем. Исследованы условия достижения гибких решений. ABSTRACT

Аspects of service-oriented systems implementation and use are considered .Сonditions to achieve flexible solutions are investigated.

Ключевые слова: сервис-ориентированная архитектура, компетенции гибкости. Keywords: Service-Oriented Architecture, flexibility, competence.

Современные рынки создают новые вызовы поставщикам товаров и услуг. Общим трендом этих требований является необходимость сокращения сроков вывода продукта на рынок, оперативная реакция на запросы пользователей, разнообразие характеристик продуктовой линейки. В этих условиях от фирм и предприятий требуется наличие и реализация специфических компетенций, которые в литературе отражаются собирательным термином «гибкость»(Аех^1е). Содержание этого понятия неоднозначна - различные авторы вкладывают в него содержание, зависящее от точки зрения автора, объекта исследования, задач исследования. В данной работе предпринята попытка системного анализа гибкости и связанной с ней экономической эффективности определенного класса производительных ресурсов - корпоративных сервис-ориентированных систем.

Сервис-ориентированная система построена из слабосвязанных между собой частей на основе сервисов - отдельных компонентов с фиксированными интерфейсами, выполняющих определенные функ-ции.Данный принцип построения информационной системы воплощается в так называемой называется сервис-ориентированной архитектуре(СОА). Такой подход к разработке систем как раз и должен по теории обеспечивать ее желаемые характеристики: гибкость, масштабируемость, адаптацию к запросам пользователей.

На практике, однако, процесс внедрения и использования сервис-ориентированных систем не столь прямолинеен. Традиционные монолитные системы все еще занимают значительную часть используемых компьютерных систем. Несмотря на отсутствие гибкости, эти системы удовлетворяют пользователей по относительно невысокой стоимости, простоте установки и использования. Проведенные[1] исследования показывают, что даже если предприятия осознают не-

обходимость гибкости, то они стремятся достичь это другими путями, нежели внедрение гибких производственных систем и, очевидно, упускают возможности новых технологий.

При анализе данной проблемы обычно ссылаются на различные модели зрелости предприятия, которые основаны на анализе общих процессов использования ИТ технологий на различных уровнях. В данной работе мы пытаемся проанализировать необходимые условия успешного внедрения систем с архитектурой СОА на основе компетентностного подхода с использованием модели инженерного проекта SEMAT[1].

Очевидно, что внедрение гибких технологий требует определенных специфических компетенций. Так Graziotin, D. &Abrahamsson[1] рассматривают требуемые компетенции в двух измерениях: «компетенция гибкости»(Аех^1е competence) и «компетенция испол-нения»(competenœ execution). Первое представляет собой способность правильно инвестировать в передовые технологии и системы с встроенными механизмами гибкости. Второе представляет способность преобразовывать возможности гибких систем в добавленную стоимость на операционном уровне. Компетенция гибкости относится к стратегическому уровню и включает, главным образом, способность предприятия использовать адекватные подходы обоснования инвестиций. Компетенция исполнения связана с организационным аспектом и операционным управлением. По мнению авторов[1] неэффективность гибких систем связана либо с недостатком на предприятии этих форм компетенций, либо применением подходов внедрения, неадекватных основным аспектам принципа гибкости.

Более глубокое понимание требуемой структуры компетенций и отношений их носителей может быть получено на основе обобщенной модели программного проекта SEMAT(Software Engineering Method and Theory). На рис. 1 приведена схема модели SEMAT.

Рисунок 1. Модель программного проекта SEMAT

Модель основана на концептах системной инжене-риии включает в себя набор из связанных отношениями понятий(концептов), каждый из которых обозначает что-то, что интересует нас по поводу проекта в реальности и изменения чего мы отслеживаем. В данном случае мы имеем дело с семью концептами, расположенными на трех логических уровнях: - клиенты;

Состав концептов

- решение,

- предпринятие.

На каждом уровне помимо основных концептов(так называемых «альф»), могут быть дополнительные, такие так «деятельность» и «компетенции», уточняющие их характеристики. В таблице 1 приведен примерный набор концептов при разработке программного продукта.

Таблица 1

эдели проекта SEMAT

концепты

уровни Альфы Деятельность Компетенции

Клиент Возможности, стей-кхолдеры Исследовать возможности; обеспечить удовлетворение заинтересованных лиц Представление заинтересованных лиц(стейкхолде-ров)

Решение Требования, целевая система Понять требования, моделировать систему, реализовать систему Анализ, разработка, тестирование

Предпринятие Работы, команда, технологии Координировать деятельность, поддерживать команду, остановить работу Менеджмент, лидерство

Три уровня модели на рис. 1 можно сопоставить с тремя фазами внедрения сервис-ориентированной системы:

принятие решений о внедрении системы СОА;

(Ь) реализация требуемой конфигурации сервисов;

(ф преобразование гибкости в цепь добавленной стоимости.

Эти фазы могут восприниматься и как уровни схемы проекта и как последовательные действия в петле обратной связи, что отражено на рис. 1.

Для наших целей важен анализ типов решений и действий участников проекта на каждом уровне, взаимодействие участников при внедрении сервис-ориентированной системы. Исследование практических проектов показывает, что участники проекта на отдель-

ных уровнях, в локальных задачах достаточно хорошо представляют себе решение и методы увеличения гибкости, однако эти решения и действия редко компонуются в хорошо организованный и интегрированный процесс на всех уровнях. Это приводит к несогласованности целей и субоптимальным решениям.

На первой фазе компании часто воспринимают стратегическую ценность гибкости, но не способны оценить приемлемый объем затрат на эту составляющую, что влечет за собой либо отказ от инвестиций в гибкие технологии, либо неполное использование уже имеющихся возможностей. Соответствующей компетенцией в этом случае может быть использование адекватных методов оценки инвестиций в ИТ-технологии как, например, метод реальных опционов[5] или совокупная стоимость владения. Метод реальных опционов как раз и предполагает количественную оценку гибкости инвестиционного проекта, однако следует понимать, что использование этого подхода предполагает более высокую зрелость процессов предприятия на стратегическом и технологическом уровнях.

На уровне «Решение» альфами являются требования и целевая система. Основными компетенциями здесьявляются анализ требований, разработка и тестирование системы. В некотором смысле этот уровень является критическим с точки зрения реализации проекта в целом и требуемые компетенции могут быть эффективно реализованы при использовании современных стандартов разработки программных систем, таких как TOGAF[3,4]. Врамках таких стандартов предлагаются типовые шаблоны, референсные модели для проектирования и внедрения определенных классов систем. Так, референсная модель для SOA, предлагаемая Organization for the Advancement of Structured Information Standards (OASIS), задает абстрактные общие требования, необходимые для понимания того, как выделяются важнейшие сущности и связи между ними

в сервис-ориентированной среде. Этого недостаточно для решения конкретных задач проектирования, поскольку для этого требуется выделить несколько точек зрения на сервисно-ориентированную среду, определить механизм согласования этих точек зрения между собой и предложить эталонные модели, которые будут использоваться для выработки конкретных проектных решений, применительно к выбранным точкам зрения.

На уровне «Предпринятие» альфами являются работы, команда. Деятельностью является планирование и координация работ по проекту, а фактором успеха -компетенции менеджмент, лидерство. Эффективность реализации этих компетенций так же определяется применением современных гибких методик разработки программного обеспечения(ХР, Scrum, Lean).

Предложенный подход к оценке гибкости может быть использован при разработке различных компонент архитектуры сервис-ориентированных систем.

Список литературы:

1. Graziotin, D. &Abrahamsson, P., (2013). A Web-based modeling tool for the SEMAT Essence theory of software engineering. Journal of Open Research Software. 1(1), p.e4. DOI: http://doi.org/10.5334/jors.ad.

2. T.Tolio (ed.), Design of Flexible Production Systems. DOI 10.1007/978-3-540-8541402_2.©Springer-Verlag Berlin Heidelberg 2009

3. The open Group:TOGAF version 9.1 Van Haren Publishing (2011).

4. Технологии бизнес-нижиниринга Д.В. Кудрявцев, М. Ю. Арзуманян, М.Ю. Григорьев Учебное пособие Санкт-Петербург:Изд-воПолитех. ун-та, 2014.

5. Чеглаков А.Л. Оценка гибкости архитектуры сервис-ориентированных систем // Международная конференция профессорско-преподавательского состава и аспирантов 1-2 апреля 2015 г.- Белгород: Изд-во БУКЭП, 2015.- С.52-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.