Научная статья на тему 'Гибка несимметричных профилей с одновременной закруткой'

Гибка несимметричных профилей с одновременной закруткой Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
310
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Перевалов А.А., Станкевич А.В., Кривенок А.А., Белых С.В.

Рассматриваются проблемы в авиационной промышленности, связанные с высокой трудоемкостью изготовления длинномерных деталей самолета из прессованных профилей. Затронуты проблемы гибки несимметричных профилей и намечены возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гибка несимметричных профилей с одновременной закруткой»

Секция «Перспективные материалы и технологии»

Таким образом, измельчение микроструктуры титанового сплава ВТ6 до НК состояния позволяет повысить его прочность, микротвердость. Рост микротвердости, очевидно, позволит повысить характеристики износостойкости. Такие изменения в механических свойствах делают привлекательными титановые сплавы в НК состоянии для практического применения в авиационно-космической промышленности.

Библиографические ссылки

1. Борисова Е. А., Бочвар Г. А., Брун М. Я., Глазунов С. Г. [и др.]. Металлография титановых сплавов. М.: Металлургия, 1980.

2. Жеребцов С. В., Салищев Г. А., Галлеев Р. М. [и др.]. Влияние субмикрокристаллической структуры на усталостную прочность титанового сплава ВТ6. М. : Перспективные материалы, 1999 № 6.

© Ильясова А. Х., Сафин Э. В., 2010

УДК 621.981

А. А. Перевалов, А. В. Станкевич, А. А. Кривенок Научный руководитель - С. В. Белых Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, Комсомольск-на-Амуре

ГИБКА НЕСИММЕТРИЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ С ОДНОВРЕМЕННОЙ ЗАКРУТКОЙ

Рассматриваются проблемы в авиационной промышленности, связанные с высокой трудоемкостью изготовления длинномерных деталей самолета из прессованных профилей. Затронуты проблемы гибки несимметричных профилей и намечены возможные пути их решения.

Профили представляют собой наиболее многочисленную по номенклатуре, количеству и трудоемкости изготовления группу деталей авиационной техники. В конструкциях средних самолетов общая длина деталей из профилей достигает 15 км при номенклатуре деталей 12 000...15 000 шт. Из прессованных и гнутых профилей делают стрингеры, пояса нервюр и лонжеронов, уголки жесткости нервюр, стенок, перегородок и шпангоутов и различные фитинги [1; 3; 5]. По способу получения заготовок профили делятся на две группы а) прессованные и б) гнутые из листа.

Гибка - наиболее сложная и трудоемкая операция технологического процесса изготовления деталей из профилей. Трудности, возникающие при гиб-ке профилей, объясняются двумя их особенностями:

1) наличием вертикальных полок, предельно нагружаемых и деформируемых из-за значительных

расстояний от нейтральной оси изгибаемого сечения (предохранение этих полок от потери устойчивости -одна из основных трудностей процесса);

2) несовпадением плоскости изгиба с главными осями инерции сечения, что вызывает косой изгиб и связанное с ним закручивание изогнутой детали (в случае изгиба профиля в плоскости, не совпадающей с плоскостью симметрии сечения) (рис. 1).

Автоматизации процессов формообразования в заготовительно-штамповочном производстве посвящено немало трудов но, тем не менее, она остается узким местом в технологической цепочке производства самолёта.

При автоматизации процесса гибки профилей несимметричного сечения вопрос исключения закручивания детали стоит очень остро. Так как целью является снижение трудоемкости изготовления деталей, то необходимо разрабатывать методы анализа

Рис. 1. Закручивание профиля уголкового сечения при изгибе

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

величины закручивания в зависимости от получаемой кривизны и модели процессов деформирования заготовки с учетом предварительного закручивания профиля в обратном направлении.

С целью экспериментальной оценки углов закручивания деталей из несимметричных прессованных профилей была создана установка, позволяющая производить гибку симметричных и несимметричных прессованных профилей с одновременным закручиванием профиля (рис. 2).

Рис. 2. 3Б-модель экспериментальной установки для гибки профилей с одновременным закручиванием

Установка имеет оригинальную схему в основе, которой лежит принцип прокатки в роликах. Данная схема установки обусловлена тем, что с точки зрения автоматизации процесса изготовления стрингерного набора летательных аппаратов, такая схема наиболее эффективна. Универсальная оснастка, полная свобода в управлении подачей профиля, ус-

тановки гибочных роликов позволяет получать длинномерные детали знакопеременный непостоянной кривизны с возможностью закрутки детали и (в случае использования фасонных роликов) малковки полок. Все эти возможности перекрывают основную номенклатуру деталей из прессованных профилей используемых в авиастроении [2; 4].

Наряду с экспериментальной оценкой углов закручивания профиля ведется работа над численным моделированием процесса гибки с одновременным закручиванием профиля в среде MSC Marc.

Решение проблемы закручивания несимметричных профилей в процессе гибки на роликовом оборудовании позволит заметно сократить трудоемкость и повысить точность изготовления длинномерных деталей из прессованных профилей.

Библиографические ссылки

1. Братухин А. Г., Современные технологии авиастроения. М. : Машиностроение, 1999.

2. Вдовин С. И. Расчет на ЭВМ пружинения при гибке профилей // Кузнечно-штамповочное производство. 1980. № 7. С. 22-24.

3. Грошиков А. И., Малафеев В. А. Заготови-тельно-штамповочные работы а самолетостроении. М. : Машиностроение, 1976.

4. Лысов, М. И. Теория и расчет процессов изготовления деталей методами гибки. М. : Машиностроение, 1966.

5. Технологическое обеспечение аэродинамических обводов современного самолета. М. : Машиностроение--1, 2001.

© Перевалов А. А., Станкевич А. В., Кривенок А. А., Белых С. В., 2010

УДК 621.791

С. Н. Решетникова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СВАРКА ОБЪЕМНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ЭЛЕКТРОДАМИ, СОДЕРЖАЩИМИ НАНОПОРОШКИ

Разработана технология сварки объемных конструкций с помощью пучкового электрода, содержащего нанопорошки химических соединений.

Способ сварки пучковыми электродами был предложен инженером В.С. Володиным еще в 1937 году. Сущность способа состоит в том, что 2 или несколько электродов связывают в пучок. А при сварке чугуна в зависимости от толщины свариваемого металла количество электродов диаметром 1...2 мм в пучке может доходить до 20. По информации, приведенной в [1] этот способ сварки заключается в одновременной работе двумя (спаренными электродами), тремя (и более) изолированными друг от друга электродами. Электроды соединяют в пучок путем наложения прихватки в месте зажима их в

электрододержатель. Ток подводится одновременно ко всем электродам. Дуга горит между изделием и тем электродом, который находится в данный момент ближе к изделию.

Экономические преимущества сварки пучком электродов по сравнению со сваркой одинарным электродом сечением, равным сечению одного электрода в пучке заключается в том, что производительность сварки увеличивается примерно на 30 % за счет повышения сварочного тока, уменьшения вспомогательного времени на смену электродов и лучшего использования тепла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.