Научная статья на тему 'Геймификация в обучении русскому языку как иностранному'

Геймификация в обучении русскому языку как иностранному Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1550
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Метеор-Сити
Область наук
Ключевые слова
геймификация / русский язык как иностранный / электронное обучение / учебные игры / gaming / Russian as a foreign language / e-learning / educational games

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александра Анатольевна Миронова

В работе рассматривается геймификация как один из современных технологических трендов в преподавании русского языка как иностранного. Анализируется роль игровых методов обучения в многонациональной группе, являющихся эффективным способом мотивации к достижению успеха у учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gamification in Teaching Russian as a Foreign Language

The paper considers gaming as one of the modern technological trends in teaching Russian as a foreign language. The role of gaming teaching methods in a multinational group is analyzed as an effective way of motivating students to achieve success.

Текст научной работы на тему «Геймификация в обучении русскому языку как иностранному»

© А.А. Миронова, 2017

№2/201 7

АЛЕКСАНДРА АНАТОЛЬЕВНА МИРОНОВА

Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и методики обучения русскому языку Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Челябинск, Россия

ГЕЙМИФИКАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Аннотация. В работе рассматривается геймификация как один из современных технологических трендов в преподавании русского языка как иностранного. Анализируется роль игровых методов обучения в многонациональной группе, являющихся эффективным способом мотивации к достижению успеха у учащихся.

Ключевые слова: геймификация, русский язык как иностранный, электронное обучение, учебные игры.

Изменение в сознании требует инноваций в преподавании русского языка как иностранного. На сегодняшний день нет сферы интеллектуальной деятельности человека, в которой не используются возможности технических средств, гаджетов разного типа. Человек, не обладающий современной информацией, теряет пространственно-временные ориентиры. На современном этапе образование это столько национальная, сколько глобальная система, по-

этому особенно актуально быстрое получение информации в глобальном пространстве Интернет, что облегчает объяснение, понимание, закрепление сведений, создает текстовый, цифровой, звуковой, графический, видео образ. Привлечение электронных игровых форм обучения в преподавании русского как иностранного не меняет сути образовательного процесса. Модель процесса обучения определяется спецификой подготовительного отде-

© А.А. Миронова, 2017

ления ЮУрГГПУ: сроки обучения, уровень владения языком, цель овладения русским языком, ментальность слушателя.

Широкое распространение компьютерных игр, необходимость создания привлекательных образовательных практик для современного человека привели к возникновению гей-мификации как новой формы обучения и профессиональной подготовки. Преподавание русского языка как иностранного — это прикладная сфера научной деятельности. На занятиях практика доминирует над теорией. Объектно-ориентированный подход обеспечивает высокое качество обучения. Одним из важных условий овладения русским языком не носителями языка выступает наличие мотивации.

Повышение мотивации учащихся посредством игровых элементов называется гей-мификацией. Формально современное образование геймифицировано уже сейчас. За правильный ответ, решение речевой или коммуникативной задачи обучающийся получает награду — оценку, балл, похвалу. Неверный ответ отмечается как плохой. В процессе игры приобретается опыт, исчезает страх допустить ошибку, так как можно сыграть еще раз. «Игра — идеальная обучающая среда со встроенным разрешением на ошибку, побуждающая мыслить нестандартно и развивать самоконтроль. Геймификация — это способ воздействия на обучающихся» [2, с. 1374].

На основе геймификации построены практически все интерактивные курсы по изучению русского языка как иностранного. Наиболее продуктивными являются:

1. Портал «Образование на русском»

(pushkininstitute.ru/). На сегодняшний день это самый востребованный образовательный ресурс, постоянно дополняющийся, включающий в себя различные разделы, ориентированный на разный уровень подготовки учащихся. В одних разделах гей-мификация глубоко спрятана в логику работы сайта, в других находится на поверхности. Объектно-ориентированный подход определяет структуру, форму работы, приемы обучения. Вся учебная программа

о

№2/201 7

разбита на максимально короткие задания разного уровня: интерактивный вводно-фонетический модуль, лексический и грамматический модули, Словарь России, игровая площадка, онлайн обучение и др. Учащийся может работать как в группе, сравнивая результаты, так и в одиночку.

2. Сетевой лингвотренажер по видам глагола, по глаголам движения (www.alphadictionary.com/rusgrammar/java .html). Глаголы движения — одна из самых трудных тем, поэтому применение игровых элементов облегчает понимание нового, не характерного для своего языка; подвижные игры на закрепление глаголов движения с приставками делает материал запоминающимся, легко воспроизводимым.

3. «Русский для всех. 1000 заданий»

(russkiymir.ru/education2/rki/prog/113795/).

4. «Pa-russki on-line Russian language school»

(pa-russki.com/russian-cases/).

5. «Школа русского языка имени Бабы Яги»

(The Baba Yaga School of Russian. A charmed place to learn) (russian-pv.carleton.edu/pv2009/index.php). На каждом уроке авторами предлагается комикс. Особенно удачна работа с данным игровым комплексом у слушателей с чувством юмора. Не в каждой группе этот способ подачи сведений и отработка навыка владения даст свои результаты.

6. «Learn Russian» — сетевой мультимедийный учебник для начинающих изучать русский язык Е.В. Рублева и др. (learnrussian.rt.com).

7. «Сетевая текстотека» — сетевой лингвотренажер, имеющий своей целью формирование навыков чтения по трем уровням (А1 -А2-В1) О.Э. Чубарова и др. (texts.cie.ru), (www.hello-

world.com/languages.php/?language=Russian).

Больший вклад в развитие игрового метода обучения русскому языку как иностранному внесли ученые Российского университета дружбы народов. По всей стране используют их «Лексико-грамматический тренажер», «Грамматический тренажер»,

© А.А. Миронова, 2017

МЁТЕОР-СЙТЙ №2/2017

«Лексический словарь», компьютерные игры для детей. Учебная программа разбита на максимально короткие задания разного уровня. В конце задания выставляется балл. Учащийся получает какое-либо вознаграждение. В некоторых обучающих программах достижения учащегося сопровождается медалями, поздравлениями, смайликами и т.д.

Но при наличии большого количества имеющегося материала, необходимо создание обучающего сайта, где был бы показан уровень учащегося по конкретным темам и составлен общий рейтинг для всей группы, подталкивая их к конкуренции.

Многие современные учебники по русскому языку как иностранному включают в себя разные творческие задания, например, нарисовать и описать дом своей мечты. Коммуникативный метод в обучении будет доминировать, например, в конголезской аудитории, так как усвоение лексических тем, грамматических правил эффективнее в процессе говорения. Труднее применять коммуникативный метод в китайской аудитории, поскольку в китайской системе образования преобладает письменная форма обучения над устной, ответы всегда фиксируются на бумаге. Такие качества, как коммуникабельность, умение беседовать, задавать вопросы оказываются несформированными. При этом как конголезцы, так и китайцы хорошо работают в команде, умеют идти на компромисс, коллективны. Именно эти общие качества позволяют применять игровые элементы в обучении русскому языку как иностранному в разнонациональных группах.

Один из самых распространенных методов изучения новых слов — это игра в лото. Зрительный образ облегчает запоминание. Задания могут варьироваться в зависимости от того, новый это материал или уже нет, например, закрыть картинки с изображениями животных карточками с их названиями, карточками с названиями самца или самки, соотнести маму и детеныша.

Для повторения слов и регулярного их воспроизведения независимо от изучаемой

темы часто в конце занятия проводится игра «Слабое звено». Варианты заданий меняются, может использоваться мяч для активизации физической и умственной деятельности:

1) каждый по цепочке называет слово на определенную тему (еда, одежда и т.д.), кто не знает — выбывает,

2) называть слова на определенную букву,

3) каждый называет слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего.

Контроль выученных скороговорок и чисто-говорок осуществляется при помощи игры «Глухой телефон» — передавать по ушам слова, скороговорки. Участники сами оценивают свою способность адекватно передать, четко произнести русский текст собеседнику.

Лексические игры активизируют речемыс-лительную деятельность, развивают их речевую реакцию. Формируют коммуникативную компетенцию. Основная задача таких игр — отработка стандартных речевых ситуаций, приближенных к жизни: больница, аптека, магазин, транспорт, парикмахерская и др.

Цель грамматических игр — научить слушателя употреблять речевые образцы в разных ситуациях и формах общения. Одним из примеров грамматической игры служит следующая. Учащемуся предлагается рекламный буклет любого магазина, который является хорошим наглядным пособием для тренировки различных грамматических форм русского языка. С помощью изображений и короткого текста можно тренировать видо-временную глагольную систему, падежные формы существительных, числительных, прилагательных, письменные формы текстов, например, список покупок, подарков. Предлагаемые задачи различны: к вам придут вечером гости. Составьте список покупок для приготовления ужина / уборки дома; Вы идете на день рождения. Вам надо купить подарок. Выберите его и напишите, сколько он будет стоить; В магазине проходит

© А.А. Миронова, 2017

&

акция. Какие продукты можно купить дешевле и на сколько. Напишите в тетради. Выполнившие задания быстрее, с минимальным количеством ошибок, творчески получают награду.

Закрепление сведений о прямой и косвенной речи, о порядке слов в предложении, согласовании и управлении в русском языке позволяет игра «Снежный ком» - групповое составление рассказа, каждый говорит по предложению, повторяя предыдущие.

Для отработки аудирования, фонетических, лексико-грамматических навыков периодически привлекается образовательный проект Института международного образования Воронежского государственного университета при поддержке фонда «Русский мир» «Русский язык в песнях». Последовательное выполнение всех заданий на материале русских песен, осознание того, что «Я слышу! Я понимаю!» каждым участником, итоговое собственное исполнение песни и возможность сравнить полученные баллы за каждое задание делают процесс работы увлекательным, творческим.

Обучающие игры создают положительный психологический климат в учебном коллективе, способствуют оптимизации учебного процесса, помогают преподавателю знакомить студентов с русской культурой, обычаями. Игровые технологии направлены не только на освоение языка, но и на получение профессиональных навыков и знаний.

При изучении русского языка как иностранного игры могут заменить надоевшие типовые задания, разнообразить стандартную форму урока. Настоящая ценность геймификации состоит в том, чтобы игровой принцип способствовал созданию осмысленного учебного опыта, развивал стремление к самообразованию, повышал мотивацию в обучении. Геймификация формирует информационно-обучающую среду, в которой активизируется умение думать самостоятельно, принимать решения, нести ответственность за выбор, работать в команде.

Библиографический список

1. Варенина Л.П. Геймификация в образовании // Историческая и социально-образовательная мысль, 2014. N 6-2. С. 314-317.

2. Краснова Т.И. Геймификация обучения иностранному языку // Молодой ученый, 2015. N11. С. 1373-1375.

Aleksandra Anatolyevna Mironova

Doctor of Philology, Professor of the Department Chair of Russian Language and Methods of Russian Language Teaching of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

Gamification in Teaching Russian as a Foreign Language

Annotation. The paper considers gaming as one of the modern technological trends in teaching Russian as a foreign language. The role of gaming teaching methods in a multinational group is analyzed as an effective way of motivating students to achieve success.

Key words: gaming, Russian as a foreign language, e-learning, educational games.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.