ГЕЙМИФИКАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ АНГЛИЙСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Панина Елена Юрьевна
канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
Е-mail: [email protected]
Булкина Мария Викторовна
студентка 751/2 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
GAMIFICATION IN TEACHING ENGLISH VOCABULARY TO PRIMARY
SCHOOL CHILDREN
Elena Panina, Ph.D.
Associate Professor, Methods of Teaching Foreign Languages Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
Е-mail: [email protected]
Maria Bulkina
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 751/2 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Аннотация: статья посвящена вопросу геймификации процесса обучения лексической стороне английской речи младших школьников. Авторами раскрывается понятие «геймификация», приводятся результаты использования лексических игр на уроках и даются методические рекомендации по их применению для достижения эффективности в формировании лексических навыков.
Ключевые слова: геимификация, лексические игры, лексический навык, иностранный язык, начальная школа.
Abstract: the article is devoted to gamification in teaching the lexical side of English to elementary school students. The authors disclose the definition of the concept, give the results of the effectiveness of lexical games in the classroom and give methodological recommendations on the use of lexical games to achieve the best results.
Key words: gamification, lexical games, lexical skill, foreign languages, primary school.
Иностранный язык в начальной школе достаточно труден, так как у младших школьников нет осознанной внутренней потребности в изучении иностранного языка, но зато у них есть любопытность и заинтересованность во всем новом, неизвестном и неиспробованном, поэтому дети начинают изучать английский язык с большим интересом и увлеченностью. Тем не менее со
временем уровень мотивации снижается, и возникают трудности при изучении. Преодолеть эти трудности можно с помощью технологий. Игровые технологии, как метод обучения, не утрачивает свою ценность еще с древности. Однако при анализе учебно-методических комплексов можно заметить, что задания игрового характера и игровые технологии представлены очень бедно и малочисленно, несмотря на потребности учеников. Соответственно, преподаватели иностранного языка либо игнорируют игровые технологии при проведении уроков, что оказывает негативное влияние на мотивацию учащихся, либо тратят большое количество времени на поиски необходимых игр. На данный момент существует множество различных обучающих игр, использование которых поможет не только при обучении лексике, но и при создании условий для осознанной потребности в усвоении знаний и умений. Это еще один фактор, чтобы заняться рассмотрением геймификации для формирования лексических навыков у младшего школьника.
Лексика позволяет нам передавать и воспринимать содержательную сторону речи. Роль лексики в овладении иностранным языком стоит в одном ряду с ролью грамматики или фонетики, потому что лексика является основным строительным материалом устной и письменной речи. Одна из основных ее функций - номинативная, а это значит, что именно благодаря лексике можно передать предмет мысли, отражая, как и реальную действительность, так и действительность воображаемого характера. Лексика в связке с грамматикой образуют единицы смысла, которые можно назвать основой любой речевой деятельности. По этой причине в начальной школе обучение лексической стороне иноязычной речи представляет немаловажную значимость.
Основная цель работы над лексикой в школе состоит в формировании лексических навыков.
Цель обучения лексической стороне речи - формирование продуктивного (обусловливающего развитие умений говорения и письма) и рецептивного (умения чтения и аудирования) лексических навыков.
Знать слово, значит знать его формы, значение и употребление. Говоря о формах слова, имеют в виду его звуковую форму, без которой невозможно правильно понять слово со слуха и адекватно озвучить его самому, а также графическую форму, без которой слово не будет узнано при чтении и не сможет быть написано. Что касается значения, то в английском языке, как и в любом другом, слова могут иметь несколько значений. Объем полисемантических слов в английском языке высок, как ни в одном другом. Необходимо знакомить учащихся с наиболее частотными из них. Помимо значения слова необходимо показать и его коннотацию, т. е. те ассоциации, которые это слово вызывает, его социальный подтекст, что связано с употреблением слова. Говоря об употреблении слова, имеют в виду не только его коннотацию, но также и управление в предложении.
У детей этого возраста есть природная расположенность к языкам и эмоциональная готовность к овладению ими. Из-за сензитивного периода им свойственно более гибкое и быстрое усвоение языкового материала. Для этого возраста характерен высокий уровень подражания, появление рефлексии и высокая активность. Стоит учитывать, что восприятие, внимание и память имеют преимущественно непроизвольный характер, а в основе запоминания лежит наглядно-образное восприятия. Более того, у детей младшего школьного возраста ярко выражена игровая мотивация, и эффективность формирования у младших школьников способности к общению на новом языке повышается за счет взаимодействия игровой мотивации и интереса к школьному обучению.
Значение термина «геймификация» восходит к английскому слову «§атШса1:юп», которое обозначает «использование игровых элементов в других видах деятельности, чтобы сделать их более интересными». В самом общем смысле под геймификацией понимается применение игровых технологий в неигровом контексте [1].
Следует также отметить, что не стоит приравнивать понятие «геимификация» к понятию «игра». Под геимификацией подразумевается использование игровых элементов для осуществления профессиональных целей, в то время как игра зачастую носит развлекательный характер и не приводит к образовательным результатам [4]. Геимификация также отличается от многих игровых практик тем, что реальность не превращается в игру, а остается реальностью, в то время как ученику даются игровые установки, которые соотносятся с реальностью [3].
Нельзя недооценивать игровые приемы, как средство обучения и воспитания детей в младшей школе, так как они могут существенно влиять на развитие и становление личности ребенка, его самооценки, усвоению социальных норм поведения. Дидактические игры, в свою очередь, формируют речевые навыки, обучают выражению мысли в логически правильной последовательности, осуществляют практику пройденного материала в условиях максимально приближенных к естественной среде.
Игры на уроке английского языка могут быть очень продуктивны. В то же время они должны соответствовать целому ряду требований:
• иметь лаконичные и четкие правила;
• должны быть направленными на решение определенных учебных задач и быть экономными по времени (стоит помнить, что игра ради игры на уроке не допустима);
• должны соответствовать темпу урока или использоваться с целью ускорить или замедлить темп, однако учитель должен контролировать ситуацию;
• снимать напряжение урока, нивелировать часть психологического стресса при общении;
• учебный эффект для учеников должен быть несознателен, для них обучающихся игра - в первую очередь, увлекательное занятие, чтобы возникло чувство удовлетворения;
• должны стимулировать к активности всех учащихся и вовлекать даже самых пассивных учеников, у всех учеников должна быть своя роль.
Стадии формирования лексического навыка и тренировочные упражнения, позволяющие сделать навык устойчивым, прочным и гибким, учет предметного содержания программы обучения лексической стороне речи в начальной школе и психофизиологические особенности школьников этой возрастной категории позволили нам разработать сборник, включающий в себя лексические игры на овладение значением слова, его звуковой и графической формой.
contents
PERM STATE HUMANITARIAN PEDAGOGICAL UNIVERSITY XilD ш ш lu fca 4a U Игры
lexical
games
for
primary
schootI
children
^IIEANINC у
SPELLING ^..........._.
^B MARIA BULKINA
▲ 11 VERY USEFUL LEXICAL GAMES
PERM 2022
Рис. 1 и 2. Титульный лист и лист с содержанием сборника
Эксперимент, проведенный с целью апробировать лексические игры и выявить их эффективность в формировании лексического навыка, подтвердил высокую результативность геймификации на уроках иностранного языка в младшей школе. Повысилась не только общая успеваемость, но и значительно выросло качество запоминания слов. Кроме того, благодаря игровым технологиям атмосфера в классе стала более дружелюбная, что положительно влияет на мотивацию и сотруднические отношения между учащимися. Анкетирование показало, что командные игры и игры с использованием современных технологий особенно понравились младшим школьникам, однако все остальные игры также не остались без положительной оценки со стороны учащихся.
Для эксперимента было выбрано две группы учеников одного возраста (7-8 лет) и одинокого уровня подготовки (первый год изучения английского языка). В обеих группах изучалась тема Food, однако в первой группе
геймификация не применялась, а во второй группе игровые технологии применялись на каждом уроке.
Результаты входного тестирования на констатирующем этапе показали, что знания учеников находились на примерно одинаковом уровне и уровень сформированности лексического навыка по теме Food был недостаточным, так как преобладала оценка «удовлетворительно» в обеих группах.
1 группа 2 группа
Рис. 3 и 4. Результаты входного тестирования в 1 и 2 группах
Результаты итого тестирования в ходе контрольного этапа показали, что общая успеваемость повысилась в обеих группах, однако во второй группе результаты заметно выше, чем в первой. Процент оценок «Отлично» существенно больше, чем в первой группе, как и процент оценок «Хорошо», процент оценок «Удовлетворительно» ниже, а оценки «Плохо» полностью отсутствуют.
Рис. 5 и 6. Результаты итогового тестирования в 1 и 2 группах
Рис. 7. Наиболее популярные игры
Обобщение опыта позволило сформулировать ряд методических рекомендаций. Важно помнить, что геимификация на уроке - это в первую очередь педагогическая технология, которая служит достижению определенной образовательной цели, а не просто средство развлечения. Поэтому для того, чтобы применение данной технологии сделало обучение не просто развлекательным, интересным и веселым, а все-таки эффективным и результативным, необходимо соблюдать целый ряд условии.
При подготовке урока с использованием геймификации преподавателю следует принимать во внимание следующие моменты:
• обучающиеся должны отслеживать свой прогресс и иметь возможность на него повлиять. Для этого можно использовать оценки, баллы, карту достижений или разноуровневые системы, где контрольная точка будет считаться переходом на новый уровень;
• участники игры, независимо от того, играют они в команде или самостоятельно, должны осознавать собственную значимость как участника, понимать их личный вклад в процесс, а также гордиться своими достижениями и результатами;
• следуют давать такие задания и проблемные ситуации, для решения которых учащимся потребуется задействовать более одного навыка.
Кроме того, данная технология предполагает объективную и визуальную оценку выполнения работы. Как показало сравнительное исследование [5],
269
наиболее распространенными следует признать вознаграждения нематериального характера, такие как баллы, рейтинговые таблицы, уровни или виртуальные награды (значки, символы и т. п.) [2].
Список литературы
1. Быкадырова Е.С. Геимификация в образовании // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - № 12 (29). - С. 178-180.
2. Гольцова Т.А., Проценко Е.А. Использование средств геимификации в процессе обучения иностранным языкам // Ярославский педагогический вестник. - 2021. - № 1 (118). - С. 81-89.
3. Орлова О.В., Титова В.Н. Геимификация как способ организации обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 9. - С. 60-64.
4. Титова С.В. Геимификация в обучении иностранным языкам: психолого-дидактическии и методологическии потенциал // Педагогика и психология образования. - 2019. - № 1. - С. 135-152.
5. Alomari I., Al-Samarraie H., Yousef R. The Role of Gamification Techniques in Promoting Student Learning [Электронный ресурс]: A Review and Synthesis // Journal of Information Technology Education: Research. - 2019. -№ 18. - P. 395-417. - URL: https://doi.org/10.28945/4417 (дата обращения: 07.04.2022).