■
Коваль Н.Н.,
методист центра менеджмента и аттестации Донецкого
республиканского института дополнительного педагогического образования
Нег1зг1 свздер: ойын, геймифи-кация, ойын жуйесг, ойыншы, ойын механикалары, ойын динамикалары, уэждеме, бшм
Ключевые слова: игра, геймифи-кация, игровая система, игрок, игровые механики, игровые динамики, мотивация, образование.
Keywords: game, gamification, game system, player, game mechanics, game dynamics, motivation, education.
ГЕИМИФИКАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ Ацдатпа
Макалада «геймификация» угымы жэне бшм бе-руде осы технологияньщ мацызы бершген. Табы-сты геймификация жуйесш куру бойынша 6 кадам усынылган. Геймификацияныц екi негiзгi курамдас белш белгiленген, олар: ойын механикасы жэне ойын динамикасы. Ойынга елiктiрiлген адамдардыц мшез-кулыктарыныц езгеруiне ерекше кещл ауда-рылган. Мектеп окушыларын жэне ересек аудитори-ясын окытуда пайдалануга болатын геймификация элементтерiнен туратын онлайн платформалар тiзiмi усынылады.
Аннотация
В статье рассмотрено понятие «геймификация» и значение данной технологии в образовании. Представлены 6 шагов по созданию успешной системы геймификации. Описаны две ключевые составляющие геймификации: игровые механики и игровые динамики. Сделан акцент на изменении поведения людей, вовлеченных в игру. Представлен перечень онлайн платформ с элементами геймификации, которые можно использовать в обучении школьников и взрослой аудитории.
Annotation
The article deals with the concept of «gamification» and the value of this technology in education. It presents 6 steps for creating a successful gamification system. Two key components are described gamification: game mechanics and game dynamics. Emphasis is placed on changing the behavior of people involved in game. It contains a list of online platforms with elements of gamification, which can be used in teaching students and adult audiences.
«...противоположность игры - не работа, это депрессия, которая наступает, если вы думаете о эжыззн без игры, без юмора, без флирта, без фильмов, без фантазии, без творчества, без состязаний и так далее. Но у нашего вида есть уникальная особенность — на самом деле мы предназначены для того, чтобы играть всю свою жизнь».
Стюард Браун
Игра - любимый вид деятельности человека. В детстве через игру мы познаем мир и развиваемся, и на протяжении всей нашей жизни она сохраняет свою
s
к <
m О
го £
« О
w «
О
О!
С
w
U
W
¡г1 S
[-4
о
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
и
притягательность, так как способна развлекать нас и удовлетворять наши потребности в самореализации, соревновании и достижении успеха.
Игра имеет множество форм, но, по мнению профессора Бостонского колледжа Питера Грея, ей всегда присущи следующие характеристики [1]:
• игра - результат свободного выбора;
• это деятельность, в которой средства важнее результата;
• это деятельность, правила которой существуют в головах играющих;
• игра всегда воображаема и несерьёзна;
• игра включает ум, не создавая напряжение.
Благодаря смелым и изобретательным умам родилась идея превращать в игру скучные процессы, требующие много сил и времени. Так постепенно появилась геймифика-ция - мощная стратегия применения игровых механик к неигровым активностям с целью управления мотивацией и поведением групп людей. Впервые геймификация стала использоваться в бизнесе.
Новая концепция превращения жизни в игру получила быстрое распространение. § Правильная геймификация подразумевает
< тщательную разработку игровой системы,
«
О тесную ее связь с целями организации, по-
^ требностями и возможностями участников
О игрового процесса (которые нужно исследо-
3 вать и анализировать), а также умение управ-м лять мотивацией и поведением людей.
§ Что следует понимать под термином «гей-
д мификация»:
§ • википедия определяет геймификацию в
и информационных технологиях как использо-
м
¡г вание подходов, характерных для компьютер-
^ ных игр, игрового мышления в неигровом при-
^ кладном программном обеспечении с целью
^ привлечения пользователей и повышения их
и вовлечённости в использование программы,
^ интереса к решению прикладных задач [2]; м • геймификация - использование игровых
^ техник для решения неигровых задач [2]; О • геймификация - применение игровых
и механик в неигровых процессах.
4 По сути геймификация - это техника изме-
©
нения поведения групп людей. Вы создаете игровые условия, в которых люди совершают нужные вам действия.
Рассмотрим 6 шагов по созданию успешной системы геймификации (по Кевину Вер-баху) [3]:
1. Установите цели геймификации
Цели должны быть конкретными (specific), измеримыми (measurable), достижимыми (achievable), актуальными (relevant) и ограниченными во времени, имеющими срок достижения (time-bound).
2. Определите целевое поведение игроков
Продумайте поведение, которого вы ждете
от участников системы геймификации. Какие конкретные шаги они должны предпринимать, чтобы были достигнуты ваши цели, установленные на первом этапе? Необходимо описать все цепочки действий игроков, это ляжет в основу проектирования системы.
3. Опишите игроков
Опишите разные типы ваших игроков, их потребности и продумайте, как можно мотивировать этих людей к выполнению действий, определенных на втором этапе.
4. Разработайте структуру системы гейми-фикации
На микроуровне - циклы вовлечения. Это цепочки «мотивация к действию ^ действие ^ обратная связь». Вы мотивируете игрока к действию, он совершает действие и получает от системы обратную связь (в виде наград или других событий, являющихся реакцией системы на действия игрока). На стадии обратной связи вы должны создавать у игрока мотивацию к совершению следующего действия (например, с помощью призывов к действию и приемов управления мотивацией).
На макроуровне - «путешествие игрока». Это захватывающая история, на которой основана система геймификации, - история развития игрока от новичка до мастера. «Путешествие» состоит из множества циклов вовлечения и должно иметь заранее разработанный сценарий.
5. Подарите игрокам удовольствие
Игра должна быть приятным занятием, развлечением. Иначе система не будет работать, даже если вы обеспечите удовлетворе-
ние потребностей игроков. Время от времени старайтесь смотреть на создаваемую систему глазами участника, чтобы понять, будет ли игра удовольствием.
6. Постройте систему геймификации
Продумайте использование технологий для работы игровой системы. Как геймификация будет реализована на сайте, в мобильных приложениях или даже с помощью физических устройств? Сведите воедино всю информацию и структуру, подготовленные на предыдущих этапах, добавьте к ним игровые механики и динамики.
Игровые механики и динамики - это ключевые элементы-кирпичики геймификации, из которых строится игровая система на основе каркаса, то есть структуры, которую вы разработали на 4 этапе.
Игровые механики - правила игры и такие ее элементы, как баллы, бейджи, достижения, уровни и другие награды.
Игровые динамики - сценарии участия в игре, которые описывают, как механики работают, взаимодействуют друг с другом, откликаются на действия игрока, как он продвигается в своем «путешествии».
Проанализировав потребности игроков на 3 этапе создания системы, вы поймете, какие именно награды будут представлять ценность для них. Это могут быть как виртуальные знаки их достижений и превосходства над другими, так и реальные ценные призы.
Считаем интересным и необходимым рассмотреть модель поведения людей, вовлеченных в игру. Ее предложил профессор Би Джей Фогг (BJ Fogg), руководитель Persuasive Tech Lab Стэнфордского университета. Модель состоит из трех элементов: мотивация (motivation), возможность (ability), импульс (trigger).
Мотивация. Это побуждение к участию в игровой системе. Вы знаете потребности игроков, обещаете их удовлетворить и таким образом мотивируете к игре.
Возможность. У людей должна быть возможность участвовать. Каждый человек имеет собственные жизненные обстоятельства и по природе своей довольно ленив, поэтому ваша задача - максимально упростить целе-
вое поведение и вход в игру.
Импульс. Это толчок к конкретному действию. Мотивированный человек, имеющий возможность играть, еще не знает, что именно нужно делать. Подтолкните его с помощью призыва к действию, напоминания, подсказки или любого другого предложения совершить действие.
Чтобы поведение человека изменилось, все три элемента должны существовать и действовать одновременно, иначе человек потеряет интерес.
Не обошла стороной новая технология и образование.
Геймификация в обучении позволяет решать сразу несколько задач:
• вовлечение ребенка (подростка, студента) в образовательный процесс;
• повышение мотивации и заинтересованности в успехе;
• повышение усвояемости учебного материала;
• стимуляция заинтересованности в дальнейшем развитии и образовании.
Рассмотрим элементы игрового процесса, которые можно использовать в образовательных целях [4].
Прогресс - наглядное отображение постепенного роста:
• уровни - расширение и открытие доступа к контенту;
• очки - цифровое обозначение значимости вашей работы.
Инвестиции - почувствуйте гордость за ваш вклад в игру:
• достижения - получайте публичное признание за завершение работы;
• новые задания - входите в систему, чтобы получать новые задания;
• совместная работа - действуйте совместно, чтобы достигать своих целей;
• эпичное значение - работайте, чтобы достичь чего-то выдающегося или великого;
• виртуальность - стимул вовлекать других пользователей.
Постепенное открытие информации - постепенно получайте доступ к новой информации:
• бонусы - получайте неожиданные воз-
tç
s
к <
m О
го £
« О
w «
О
О!
С w s
U
W F S
[-4
о
4
о «
о н w
5
S
w
s ^
и ©
о
и
о -
s ©
ü
награждения;
• обратный отсчёт - выполняйте задания за ограниченный период времени;
• открытия - исследуйте своё образовательное окружение и открывайте новые фрагменты знаний;
• предотвращение потерь - играйте, чтобы предотвратить потерю уже заработанного;
• бесконечная игра - учитесь постоянно, пока не станете экспертом;
• синтез - работайте над задачами, для решения которых требуется сразу несколько навыков.
Остановимся на обзоре онлайн платформ, которые можно использовать в обучении школьников и взрослой аудитории [5, 6, 7].
Сз? S
К <
т О
го
¡S «
О
w «
О
Он
С
w
U
W
¡г1 S [—i О ч
о «
о н w
S
w
U ©
О и о ч
s ©
№ url-адрес Описание и назначение ресурса
1 http://lingualeo.ru/ Проект «LinguaLeo» по праву считается самым успешным образовательным стартапом в категории иностранных языков, интересный и эффективный способ изучить английский язык. LinguaLeo делает изучение языка увлекательным; подстраивается под знания, цели и интересы обучающегося; позволяет наглядно видеть прогресс обучения.
2 http://gametrek.ru/ Компания GameTrek с помощью геймифицированных методик помогает: Изменить поведение сотрудников. Запустить глобальные изменения. Создать позитивную рабочую среду. Решить кадровые задачи. Улучшить коммуникации с клиентами.
3 https://htmlacademy.ru/ Проект HTML Academy - это сервис интерактивного обучения HTML и CSS, цель которого - сделать обучение максимально интересным и затягивающим. С самого начала пользователей учат работать с живым кодом и самостоятельно писать код, решая задачи, приближенные к реальным. Также ученику периодически приходится проходить испытания, принцип которых - «сверстай, как показано в образце».
4 http://www.pryaniky.com/ru/ Home Это корпоративная социально-мотивационная сеть. Возможности сети: Геймификация. Внутренние коммуникации. Управление идеями. Мотивация. База знаний.
5 http://LearningApps.org LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии.
6 https://www.edx.org/ Образовательный портал Edx, на котором можно найти курсы лучших университетов мира
http://edu.glogster.com
GLOGSTER - это сервис Веб 2.0, который позволяет создавать онлайн-плакаты, т.е. Glogs.
Глог, glogs (сочетание слов Графический + БЛОГ, graphical blogs)-это мультимедийная веб-страница или мультимедийный постер, на которых могут быть представлены тексты, фото, видео, звуковые файлы, графика, ссылки и др. Их можно отправлять на другие ресурсы, которые принимают html-коды.
Специально созданная версия для образования позволяет учителю организовать работу с целым классом. Внутри класса можно проводить и оформлять проекты, делиться результатами работы.
https://realtimeboard.com/ ru/
RealtimeBoard - это бесконечная доска, которую легко можно настроить для решения своих задач; самый простой способ совместной работы над проектами со своей командой из любой точки мира. Возможности:
Маркерная доска в браузере.
Позволяет работать со множеством материалов на одной доске. Загружайте файлы, картинки и документы с вашего компьютера или из Google Drive, используйте встроенные библиотеки иконок, прототипов и другие источники.
Содержит библиотеку шаблонов для планирования, проектирования, анализа и других задач.
Чат, видеозвонки и комментарии для работы с командой. Из вашей доски можно сделать презентацию прямо в RealtimeBoard с помощью инструмента Frames; просматривать презентацию в полноэкранном режиме или сохранять как PDF, чтобы отправить по электронной почте.
http://www.tagxedo.com/ https://tagul.com/
Облака из слов. Облако можно создавать различной формы. Есть возможность менять цвет, размер, расположение слов и расстояние между ними. Облако можно сохранить на компьютере как картинку, распечатать, поделиться им в социальных сетях.
7
8
9
Сфера геймификации еще совсем молода и поэтому полна примерами из жизни, но ей очень не хватает структурированных исследований. Игровые технологии способны улучшить жизни многих людей и сообществ, повысить эффективность образовательного процесса и управленческой деятельности. Но нельзя закрывать глаза на потенциально слабые стороны геймификации. На данный момент, вопрос заключается в следующем: какие аспекты геймификации на самом деле нацелены на существенное улучшение человеческой жизни?
ЛИТЕРАТУРА
1. Только работа и никаких игр - вот почему учителя «выгорают». Режим доступа: https://newtonew.com/discussions/tolko-rabota-i-ткакШ^г
2. Игровые технологии в гражданских приложениях и образовании. Режим доступа:
https://te-st.ru/2012/11/12/gamification-edu-ngo/ со
3. Введение в геймификацию: главные ^ принципы и руководство по внедрению в ин- 2 тернет-маркетинге. Режим доступа: http:// S lovim.net/2013/12/gamification-first-level/ g
4. Инфографика: геймификация образо- § вания. Режим доступа: http://www.ed-today.ru/ ^ infografika/38-infografika-gejmifikatsiya-obrazo- § vaniya м
5. Игровые технологии в образовании. Ре- s жим доступа: https://te-st.ru/2015/02/02/meet- О up-gamifacation-report/ о
6. Геймификация в образовании: обзор. О Режим доступа: http://www.ispring.ru/elearn- ^ ing-insights/gameschool/ s
7. Геймификация в образовании: 10 игро- S3 вых механик HTML ACADEMY, которые вы и успешно можете использовать. Режим доступа: о https://te-st.ru/2014/06/02/html-academy-gamifi- о
cation/ S3
©