ILIMXOIl ПЕДАГОГИ /ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 371.321.1
ГЕЙМИФИКАЛИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Юньтин Цзэн
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
Введение. Китайский язык в последние годы является все более популярным в России. Но с изменением ситуации и переходом к дистанционному обучению количество сложностей в изучении древнего языка стало возрастать.
Цель любого педагога - подобрать тот метод обучения, который в наибольшей степени заинтересует его учеников. При использовании современных технологий одним из самых эффективных стал метод геймификации - внедрения и адаптации элементов игры к неигровым событиям. В сф ере образ ования данный термин получил р аспр остранение с 2010 года.
Проблема геймификации образования в последние годы изучается целым рядом российских специалистов, таких как: Баркова Т. И. [1], Гольцова Т.А., Проценко Е.А. [4], Залялетдинова И.М., Кралина Е. Д. [6], Титова С.В., Чиркизова К.В. [9] и другие. Но на данный момент тема не является п л ью .
Актуальность темы обусловлена тем, что с 2019 года обучение повсеместно переходит на ы ы, х ь п ы п ыш
ль ю л . С ж л г п п л г
студентами, рост ответственности за организацию обучения, увеличение количества изучаемого материала приводят к снижению з аинтер есованности в обр азовании и понижению активности.
Цель исследования - определить преимущества геймификации как средства активации
ль п ы .
Основная часть. Развитие отношений России и Китая в последние десятилетия привели к ль ы . П л льш ж л ющ х
ь ы п ль , э л г .
К п л ых л ж ых ы . Т ю
ль п г п п ы ых , э п
формирования навыков письма. Иероглифические символы достаточно сложны для понимания и
п п л п х ль . П л ы
временных, умственных и физ ических усилий [1].
Основными причинами сложности обучения являются разность в культур ных ценностях, а так же то, что сам по себе китайский язык - это яз ык обр аз ов и понятий [7]. Изучать его как европейские
ы п л , х льш гл , ы ь г л ,
письменность витиевата, и опирается больше на визуализацию [8].
Пер еход в 2019 году на дистанционное обучение пр ивел к тому, что у р оссийских студ ентов лы . Сл ж ь ы , г п ы ь л х
ж п , ж х, ь ь п ль г
л , ж ь ю. О п
изучении древнего языка приведет к снижению и ур овня образования.
Дл х ш г п г г гл - п х ль ю,
, ы ж ь л ь лю г щ г . О л ж э п
отсутствии личного контакта, то есть пр и дистанционном обучении, занявшем в последние годы п ых п п .
О э ых п п п ль ых
технологий, онлайн или офлайн обучении, стали методы геймификации. Они близки и понятны современной молодежи, позволяют снизить напряжение и повысить интерес к процессу обучения [6].
Иг ы ы п ль л ь л ых г ых х ,
термин «геймиф икации» не получил большой известности. В 2002 году в В ашингтоне был основан Serious Games Initiative, который изучал применение игровых принципов в политике. С 2003 года ыл «г » л п ль г ых л ых
сф ер ах. Началось изучение игр в образовании. Термин получил большую известность только с 2010 год а [10].
В щ щ ль л ых п л г :
- применение элементов игрового дизайна в неигровом контексте [11],
- адаптация игр (в том числе видео) к повседневной жизни [10],
- технология адаптации игровых методов к неигровым событиям [2].
Все они сводятся к тому, чтобы в сферах, не являющихся игрой как таковой, использовать г ы ы л п л л .
В п л г ы п г ю г ы ,
такие как Гольцова Т.А., Проценко Е.А. [4], Залялетдинова И.М., Титова С.В., Чиркизова К.В. [9, с. 135-152]. Они считают, что использовать данный подход к обучению можно на разных уровнях знаний и в р азном возр асте .
Пр и этом отношение российских пед агогов к геймиф икации, как и к дистанционному обучению . М г л ю , лю п ы лж ы
передаваться непоср едственно из уст в у ста [5]. Но р азвитие совр еменного общества пр иводит к ль п ль ю ых х л г , , л ль , х п
ых п .
В л п ль ю л ы ы ы
технологии, такие как:
- л э ль ,
- ых л п п ,
- иерархия материала и другие.
Внедрение этих методик позволяет облегчить усвоение и понимание материала, но так же п л ых ы ы п л ж х пл х. И п п л ,
студенты становятся опр еделенными специалистами, владеющими инновационными методами. Для современных студентов большинство пр иложений и интернет-платф ор м знакомы. Принцип работы технологий понятен и прост. Они с детских лет пользуются телеф онами, смартфонами, планшетами, компьютер ами и т.д. Игр ают в игры, разгадывают з агадки, таким образ ом, отвлекаясь и развлекаясь.
Использование большого количества э ф ф ектов анимации в обучающей пр огр амме, внедрение л , п лю ль ых п щ , п л п ь
учебный пр оцесс в увлекательную и б огатую по воз можностям среду [5].
В г ых п л ь льш х п х ш
стимул ир ов ания и мотив ации з а счет того, что:
- игр а позволяет выбр ать несколько решений, но при этом всегда ставит четкие задачи;
- учащийся больше концентр ируется на пр оцессе, стр емится к глуб окому изучению материала;
- возможность постоянного получения обратной связи и быстрого понимания собственных ш ;
- л ль ы п п л л г п л ь л ж ы п ж ;
- возможность получения игровых бонусов, стимулирующих желание продвигаться вперед [3].
Учащиеся начинают относится к обучению ни как к необходимости, чему-то навязываемому по
разным причинам, а к интересной игре, в процессе которой можно узнать много нового и г . В л г ых эл п г п л
л ь г л л ль ы , ы . А э ,
л х п х ь л ющ , п г ь , льш
л ь ы ль ы.
В настоящий момент у российских преподавателей нет необходимости придумывать ль г ы . Уж щ п г , п л ж пл ,
ых п х щ п п п ж . Н х ж
ж ь ы ы лы. К л ющ ы:
- LeamingApps - платформа для проектирования педагогических заданий. Может п ль ь л ых х , п л ь л г ль ы ,
ь п п л п л ж ых г х
[1, с. 12-18];
- Chinese Writer by Trainchinese - приложение для обучения правильному написанию иероглифов. Хорошо зарекомендовало себя на начальном уровне, позволяет набирать бонусные очки и повышать р екордные цифры. При этом все иер оглифы произносятся и переводятся [6];
- Online Test Pad - образовательный онлайн-сер вис. Позволяет конструировать тесты, опросы, кроссворды на разных языках, а так же комплексные текстовые упражнения и задачи [1, с. 12-18];
- Wordwall - г ль пл . П л ь
ы , ы л ль ы ых х . С ж лы
ряд шаблонов, в том числе «сопоставление», «распутывание», «пропущенное слово» и т.д. [1, с. 1218];
- AnkiApp - ль ых гл . И п ль ж л
распространенным и универсальным методом запоминания иероглифов во всем мире. Наличие виртуальных карточек поз воляет значительно сокр атить вр емя на их подготовку, и у величить время на запоминание иероглифов. Как пример практического применения можно привести подготовку студентов к э кзамену ЖК, к которому не обходимо запомнить 600 иероглиф ов [6].
Пр едставленные приложения и платф ормы не являются единственными, можно использ овать и г ы ы, л п п ль ь ж .
Например, педагог может дать задание записать какой-либо текст с помощью диктофона или приложения. Дать задание снять видео на заданную тему, например, рассказ о родном городе, или предложить р екламу какого-то пр одукта и т.д.
Главное придерживаться основной цели геймификации - сделать все задания более яркими, увлекательными и пр ивлекательными для обучающегося [4]. В едь именно повышение п л ль п п л п ы ь ю л ь ль ь ж г
задания.
В л жь х л л г , п ль .
Соответственно, использование гаджетов позволяет не только заинтересовать их, но и сохранить доверие к учебному процессу, снизить ур овень стресса и напряжения во вр емя занятий, сокр атить затраты энергии [9, с. 135-152].
Визуализация заданий, в том числе наличие карточек с иероглифами позволяет упростить процесс обучения. В едь подчас именно усталость из -за трудоемкости пр оцесса изучения китайского языка становится причиной снижения интереса и мотивации студентов, затрудняет процесс
л . Н п , п гл п г льш г л
требует много сил и времени.
Привлекательный интерфейс программ, простота в обращении с привычными технологиями, п л ь ль ь , л ь х п л ,
же раз вивать фантазию и желание выполнять следующие упражнения.
Кроме того, при дистанционном обучении личные контакты с педагогами и другими ю , щ х э ль л ющ ,
ь ж п ых ы . п л ль
ль г ы п л ы ы ь п л ль ы э л , ж
п ль ы ю.
Использование популяр ных платф орм и программ поз воляет сделать ряд выводов:
1. п г ы п л л ь п л , увлекательным, разнообразным и в то же время простым. Элементы игры сохраняют не только
ю ющ х , х ль ы лы щ п ж .
2. Разработка заданий с помощью универсальных современных платформ и программ п л л ь , ющ п л, ль ю ль ю п ь, создавать положительный настрой, снижать недоверие к педагогу и дистанционному обучению в целом.
3. Дополнение программы дистанционного обучения требует большого внимания от пед агога. Необходимо правильно соединять тр адиционные и геймиф ицир ованные методы, з нать совр еменные технологии и своевр еменно их использ овать [1, с. 10-21].
4. Геймиф икация актуальна не только на начальных методах обучения китайскому языку, но и п л ль п ь п л ш х х, г п г
э г л.
Таким образом, геймификация является эффективным средством повышения мотивации
х ль п ы . П
э ль ь ль г ых ль ых х, х э
сочетать их с традиционными методиками.
Выводы. Изучение трудов специалистов и ученых, занимающихся проблемами геймиф икации дистанционного обучения, позволяет сделать выводы о том, что данный метод является достаточно э ф ф ективным в преподавании китайского языка.
Д ы ы льш п л л ю, п
языки. В связи с этим у российских студентов часто возникают проблемы с восприятием и п л , г п ы ы.
Пер ечисленные сложности могут стать пр ичиной снижения мотивации и активности студентов, в особенности при дистанционном обучении. Удаленное общение снижает эмоциональную
л ющ ю, ж п п ж ю . п л
решить ряд этих проблем з а счет визуализ ации обучения, повышения заинтересованности, создания дополнительных э моций.
В целом, геймификация дистанционного образования в области китайского языка позволяет
доб иться следующих р езультатов:
- снизить уровень стресса, трудоемкость пр оцесса подготовки к э кзаменам, сократить затраты энергии;
- повысить заинтересованность за счет использования привычных современной молодежи программ и приложений, упр остить пр оцесс изучения новых ур овней;
- ы ь п л ль ы э ль ых г ;
- ь п , ль ю ль ю п ь, ь положительный настрой.
За счет того, что элементы игры делают процесс изучения китайского языка более ярким, увлекательным, понятным современным студ ентам, геймиф икация является хор ошим дополнением
г л х ль
российских вузов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баркова, Т. И. Геймификация как средство формирования мотивации к изучению китайского языка / Т. И. Баркова // Научные горизонты. - 2021. - № 9(49). - С. 10-21.
2. Геймификация / Словарь маркетолога . - URL: https://www.calltouch.ru/glossary/geymilikatsiya/
3. Геймификация в дистанционном обучении. Инструмент: геймификации в Mirapolis LMS. - 2020. - URL: https://www.mirapolis.ru/blog/geimifikasiya-v-obuchenii-mirapolis-
lms/#%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2
4. Гольцова ТА., Проценко Е.А. Геймификация как эффективная технология обучения иностранным языкам в условиях цифровизации образовательного процесса. Отечественная и зарубежная педагогика. - 2020. Т. 1. №3 (68). С. 65-77. [Электронный ресурс] - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43143427
5. Дьячкова ЕА. Геймификация в дистанционном образовании как средство активизации обучения студентов -архитекторов // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. - 2019. №4. -URL: https://cyberieninka.m/articlengeymifkate^^
6. Кралина Е. Д. Игровые метода обучения китайскому языку студентов вузов // Преподаватель XXI век. - 2020. №2-1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/igrovye-metody-obucheniya-kitayskomu-yazyk:u-studentov-vuzov
7. Малая А.Г. Новые педагогические условия обучения китайскому языку / А.Г. Малая, Н.В. Клочкова, Ю.Н. Коротышева, Ю.С. Воронюк, Ч.М. Ли // Вестник науки и образования [Электронный ресурс] - № 7(31). Том 1. 2017, С. 59 - 65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-pedagogicheskie-usloviya-obucheniya-kitayskomu-yazyku/viewer
8. Рубец М.В. Влияние китайского языка на мышление и культуру его носителей / М.В. Рубец, [Электронный ресурс] - 2014. - URL: http://www.intelros.ru/pdl7 history_of_philosofy/2009_14/5.pdf
9. Титова, С. В. Геймификация в обучении иностранным языкам: психолого-дидактический и методический потенциал / С. В. Титова, К. В. Чикризова // Педагогикаи психология образования. - 2019. - № 1. - С. 135-152.
10. Deterding, S. From Game Design Elements to Gamefulness: Defining «Gamification» / S. Deterding, D. Dixon, R. Khaled, L.Nackle [Электронный ресурс]. - URL: https://www.researchgate.net/publication/230854710_From_Game_Design_Eleme nts_to_Gamefulness_Defming_Gamification, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. англ.
11. Gamification [Электронный ресурс]. - URL: https://www.coursera.org/learn/gamification, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. англ.
ГЕЙМИФИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Популярность китайского языка в России растет в связи с развитием взаимоотношений двух стран. При этом изучение восточного языка всегда сопровождалось рядом проблем, вызванной разницей культур, особенностями грамматики и письменности, требующих постоянной визуализации.
Трудности изучения китайского языка русскими студентами стали увеличиваться с переходом на дистанционное обучение. Снижение контакта между студентами, а так же с преподавателем вызвало уменьшение мотивации даже у заинтересованных ранее студентов.
Так как цель каждого преподавателя - выбор метода, способного увлечь каждого студента, а при дистанционном обучении необходимо повышение самообразования и само мотивации, возникла потребность в поиске новых методов активизации деятельности.
Одни из самых эффективных способов мотивации студентов при использовании современных технологий стала геймификация - использование игровых методов в неигровых сферах деятельности.
Само понятие появилось в начале XIX века, но активно стало исследоваться лишь с 2010 года. Ряд зарубежных и российских исследователей занимается изучением применения геймификации в образовании, и приходит к выводам о целесообразности применения.
Геймификация позволяет разнообразить обучение, сделать его более ярким, понятным и простым. Понятность программ и приложений современной молодежи увеличивает степень их мотивации, а внедрение виртуальной награды повышает активность и стимулирует на
прохождение следующих этапов обучения.
При этом нельзя забывать, что использовать только элементы игры в обучении нельзя. Педагогам необходимо разрабатывать полноценные программы, сочетающие геймифицированные и традиционные методы обучения.
Ключевые слова: китайский язык, геймификация, дистанционное обучение, мотивация, активизация деятельности.
GAMIFICATION AS A MEANS OF ACTIVATION OF STUDENTS IN DISTANCE LEARNING OF THE CHINESE LANGUAGE
The popularity of the Chinese language in Russia is growing due to the development of relations between the two countries. At the same time, the study of an oriental language has always been accompanied by a number of problems caused by the difference in cultures, peculiarities of grammar and writing, requiring constant visualization.
The difficulties of learning Chinese by Russian students began to increase with the transition to distance learning. The decrease in contact between students, as well as with the teacher, caused a decrease in motivation even among previously interested students.
Since the goal of each teacher is to choose a method that can captivate each student, and with distance learning it is necessary to increase self-education and self-motivation, there was a need to find new methods of activating activity.
One of the most effective ways to motivate students to use modern technologies has become gamification - the use of gaming methods in non-gaming areas of activity.
The concept itself appeared at the beginning of the 19th century, but began to be actively explored only since 2010. A number of foreign and Russian researchers are studying the use of gamification in education, and come to conclusions about the feasibility of using it.
Gamification allows you to diversify learning, make it more vivid, understandable and simple. The comprehensibility of the programs and applications of today's youth increases the degree of their motivation, and the introduction of a virtual award increases activity and stimulates the passage of the next stages of learning.
At the same time, we must not forget that it is impossible to use only elements of the game in training. Educators need to develop full-fledgedprograms that combine gamified and traditional teaching methods.
Keywords: Chinese language, gamification, distance learning, motivation, activity activation.
Дар бораи муаллиф::
Зенг Юнтинг, аспиранты курси 2-юми Донишкадаи забощои хорщии Донишгоуи дустии халщои Русия, Маскав, Русия. Ихтисоси 44.06.01 «Маориф ва педагоги», профили 13.00.02 «Назария ва методикам таълим ва тарбия (забощои хорицй): муоширати байнифарщнгй, интралингводидактика».
Сведения об авторе:
Цзэн Юньтин, аспирантка 2 курса Института иностранных языков Российского университета дружбы народов, Москва, Россия. Специальность 44.06.01 «Образование и педагогические науки» по профилю 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки): межкультурная коммуникация, интралингводидактика».
About the author:
Zeng Yunting, 2nd year postgraduate student, Institute Foreign Languages, Peoples» Friendship University of Russia, Moscow, Russia. Specialty 44.06.01 «Education and pedagogical sciences», profile 13.00.02 «Theory and methods of teaching and upbringing (foreign languages): intercultural communication, intralinguodidactics».