Научная статья на тему 'Геймификация как метод стимулирования работы персонала'

Геймификация как метод стимулирования работы персонала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1859
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕЙМИФИКАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / ПЕРСОНАЛ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельничук Ю.А., Трубин Д.С.

В статье были рассмотрены вопросы: значимости мотивации и стимулирования персонала для деятельности организации. Проанализирована необходимость нематериальной составляющей стимулирования работников. Раскрыт термин геймификации, а также рассмотрены достоинства и недостатки геймификации и её формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геймификация как метод стимулирования работы персонала»

Ю.А. Мельничук,

старший преподаватель кафедры управления персоналом и кадровой

политики РГСУ Y.A. Melnichuk,

Senior Lecturer, Department of Personnel Management and Personnel policy

RSSU

e-mail: melnichuk2608@mail.ru

Д. С. Трубин,

магистр направления подготовки «Менеджмент»

D.S. Trubin,

Master of the direction of training "Management" e-mail: tdizel11@mail.ru

ГЕЙМИФИКАЦИЯ КАК МЕТОД СТИМУЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ

ПЕРСОНАЛА

Gamification as a method to promote the work of personnel

Аннотация: в статье были рассмотрены вопросы: значимости мотивации и стимулирования персонала для деятельности организации. Проанализирована необходимость нематериальной составляющей стимулирования работников. Раскрыт термин геймификации, а также рассмотрены достоинства и недостатки геймификации и её формы.

Abstract: in this article the importance of motivation and incentives for staff for the organization. It analyzed the need for employees to stimulate intangible component. Revealed the term gamification and discussed advantages and disadvantages of gamification and its form.

Ключевые слова: геймификация; мотивация; менеджмент; персонал; эффективность.

Keywords: gamification; motivation; management; staff; effectiveness.

Любое предприятие, организация, фирма, компания - это люди, которые выполняют свою работу для достижения основных целей организации. Но ни для кого не секрет, для того чтобы люди выполняли работу действительно качественно, их необходимо стимулировать и мотивировать различными способами. Стимулирование - это одна из основных функций менеджмента, направленная на побуждение людей к эффективной деятельности.

Существует множество способов и методов мотивации и стимулирования персонала, которые основываются на содержательной и процессуальной теориях мотивации. На сегодняшний день выделяют два вида стимулирования персонала: материальное и нематериальное стимулирование[1]. Каждый вид стимулирования играет определенную роль в общей системе мотивации, и только сочетание данных видов сделает её наиболее эффективной. [2]

Однако во многих компаниях не уделяется должного внимания нематериальному стимулированию персонала. И это действительно фатальная

100

ошибка руководителей, которые считают, что подтолкнуть людей к труду возможно только денежными поощрениями. Согласны с этим и многие кадровые эксперты, ученые и психологи, поощрение современного человека не должно ограничиваться только окладами и премиями. Современное поколение людей в возрасте от 20 до 30 лет ценит не только деньги, но и возможность для карьерного роста, самореализации, свободы личного времени и творчество при решении различных задач. Таким образом, чтобы удовлетворить данные потребности персонала необходимо сочетать материальное и нематериальное стимулирование. Если исходить из потребностей персонала описанных выше, то одним из наиболее эффективных инструментов, по нашему мнению, является геймификация. Геймификация - новейший способ мотивации персонала, который заключается в превращении рутинной работы в особый игровой процесс. [3]

Она основывается:

• на вовлечение сотрудников в бизнес - процессы;

• на творчестве сотрудников, в решении задач и достижении целей компании;

• на решении задач в рамках игрового процесса.

Для стимулирования с помощью геймификации используются следующие приемы:

• виртуальные бейджи;

• статусы;

• уведомления;

• общие рейтинги сотрудников;

• конкурсы;

• квесты и т.д.

Данный способ используется передовыми американскими и европейскими компаниями. В российской практике геймификация пока не так популярна, однако, с каждым днем уровень заинтересованности у российских работодателей все больше возрастает. И это не удивительно, благодаря данному способу сотрудники действительно нацелены на достижении результата.

Геймификация, действительно, прекрасный способ стимулирования персонала, применение которого, несомненно, приносит свои плоды. Так как, используя игрофикацию, можно повысить эффективность деятельности сотрудников в несколько раз. Для этого необходимо рассмотреть основные формы геймификации:

• соревновательная;

• победная;

• эстетическая.

Соревновательная геймификация основана на мотивации сотрудников путем различных соревнований, тематика которых тесно связанна с проблемами или задачами стоящими перед компаниями. Данная форма

подразумевает создание различных конкурсов, состязаний, в рамках которых будут решены первостепенные задачи компании. [3]

Победная геймификация основана на заинтересованности сотрудников в игровом процессе, в рамках которого будут выполнены задачи компании. Отличие данной формы в том, что по окончанию игрового процесса все сотрудники будут победителями. При этом климат и атмосфера в компании будет всегда положительными, а сотрудники смогут сплотиться.

Эстетическая геймификация основывается на доведении главных целей и задач для сотрудников, при этом, данные цели и задачи должны совпадать с интересами и желаниями сотрудников компании.

Таким образом, внедряя данный способ стимулирования персонала, можно применять как все три формы геймификации, так и одну. Однако, как показывает зарубежная практика передовых компаний, сочетая все три формы геймификации можно добиться максимального эффекта.

Рассмотрев геймификацию как новейший способ стимулирования персонала, а также познакомившись с её формами, можно выделить следующие достоинства:

• замена рутинной работы игровым процессом;

• вовлечение всех сотрудников в бизнес - процессы для решения задач; развитие творческого и неординарного мышления у сотрудников;

• возможность самореализации сотрудников; заинтересованность сотрудников в решении задач компании;

• повышение сплоченности коллектива при совместном решении задач;

• визуализация достижений и прогресса сотрудников [2].

Но также следует отметить и недостатки геймификации:

• поверхностность;

• концепция геймификации не всегда учитывает то, что применение данного приёма должно приносить человеку удовольствие;

• краткосрочный эффект;

• развитие конкуренции между сотрудниками, что может привести не к достижению целей компании, а низкому корпоративному духу.

Таким образом, можно сказать, что геймификация, действительно, новейший метод стимулирования персонала, который может дать желаемый результат для руководителей компании. Применение игрофикации во многом зависит от возрастной структуры персонала, а также их потребностей. Только глубокое знание своих сотрудников может определить возможность и необходимость внедрения данного метода в систему мотивации.[1]

Однако, учитывая опыт американских и европейских передовых компаний, а также тенденции к омоложению персонала компаний, стоит сказать, что геймификация и разновидность ее форм, непременно, повысят эффективность работы не только всех сотрудников, но и компании в целом.

При этом не стоит забывать, что только при сочетании всех видов стимулирования можно повысить эффективность всей системы мотивации персонала, а, следовательно, и деятельность компании, в целом.

В заключении можно сказать, что введение элементов игры в рутинную работу, даст массу положительных эмоций у сотрудников и, конечно же, повысить эффективность. Можно с уверенностью сказать что человек, остановившийся на предприятии практикующем геймификацию как систему стимулирования, останется там надолго. Работодатели в свою очередь получат верных и лояльных сотрудников, а также будут привлекать высококвалифицированных специалистов.

Литература

1. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учеб. пособие/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: МГУ, 1995. - 438 с.

2. Виниченко М.В. Проблемные вопросы подготовки кадров по направлению «управление персоналом» в условиях нестабильной обстановки на рынке труда. Материалы Ивановских чтений. 2015. № 4. С. 67-71.

3. Добролюбов Е.А. Система материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала/ Е.А. Добролюбов// Банковские технологии.- 2002.- № 3

4. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011

5. Кротовская М.А. Роль и значение ролевых игр в формировании социокультурной компетенции студентов-экономистов.//Материалы мевузовской научно-практической конференции «Key skills and knowledge students need to participate successfully in the 21 st century society.» -М.: изд. Академии бюджета и казначейства. -2009. -С. 158-161

6. Мельничук А.В.! Применение игровых технологий в обучении / Научная социологическая школа РГСУ: 25 лет. Социология. Социальность. Современность Материалы XXI Социологических чтений РГСУ. Главный редактор Танатова Д.К. - 2016. - С. 137-142.

7. Мельничук А.В. Геймификация как инструмент повышения уровня мотивации персонала современной организации / Стратегии социального развития современного общества: российские и мировые тренды Сборник материалов XIV Международного социального конгресса. - 2015. - С. 318-320.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.