Научная статья на тему 'ГЕЙМИФИКАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ГЕЙМИФИКАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дорога знаний
Область наук
Ключевые слова
геймификация / управление персоналом / игра / эффективность / gamification / personnel management / game / effectiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попков Иван Владимирович

В статье рассматривается влияние геймификации на процесс управления персоналом организации, основные достоинства и недостатки, примеры применения в практике компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попков Иван Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAMIFICATION AS A PERSONNEL MANAGEMENT TOOL IN A MODERN ORGANIZATION

This article examines the influence of gamification on the personnel management process of the organization, the main advantages and disadvantages, examples of application in the practice of companies.

Текст научной работы на тему «ГЕЙМИФИКАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 331.1(075.8) ББК 65.29

Попков И.В.

Научный руководитель: Бабанова Е.М.

ГЕЙМИФИКАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

GAMIFICATION AS A PERSONNEL MANAGEMENT TOOL IN A MODERN ORGANIZATION

ПОПКОВ Иван Владимирович — студент 4 курса факультета экономики, ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия (e-mail: vanya.popkov1@gmail.com).

Научный руководитель:

БАБАНОВА Елена Михайловна — старший преподаватель кафедры управления и предпринимательства, ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва, Россия (e-mail: 7672213@mail.ru).

POPKOVIvan Vladimirovich — the 4th year student at the Economy Faculty, Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia (e-mail: vanya.popkov1@gmail.com).

Research supervisor:

BABANOVA Elena Mikhailovna — Senior Lecturer of the Department of Management and Entrepreneurship, Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia (e-mail: 7672213@mail.ru).

Аннотация. В статье рассматривается влияние геймификации на процесс управления персоналом организации, основные достоинства и недостатки, примеры применения в практике компаний.

Ключевые слова: геймификация, управление персоналом, игра, эффективность.

Abstract. This article examines the influence of gamification on the personnel management process of the organization, the main advantages and disadvantages, examples of application in the practice of companies.

Keywords: gamification, personnel management, game, effectiveness.

Геймификация в управлении персоналом является настоящим трендом и используется даже небольшими компаниями. Применение геймифика-

ции в рабочем процессе помогает управленцам замотивировать работников для достижения целей организации, превратить рутинные задачи в интересные и значимые.

Определим термин «геймификация» как метод использования игровых приемов в неигровом контексте, в том числе в управлении персоналом. Геймификация может стать отличным инструментом мотивации, вовлечения и адаптации персонала.

Геймификацию часто ассоциируют с игрой или игрофикацией, но есть существенные различия: в игре человек идёт к цели в полностью игровом контексте, а геймификация направлена на решение реальной задачи: продажи, сервис, обучение, корпоративная культура.

Геймификация — не новое изобретение, ее можно рассматривать как трансформацию наработанных практик. Например, раньше существовала доска почёта, которая в современной интерпретации звучит как лидер-борд. Тренд «геймифицировать процессы» пришёл к нам из США. В России же геймификация появилась в начале 2000-х в маркетинге. Например, компания МТС проводила игровые квесты, рекламные кампании. Применять метод геймификации в процессе управления персоналом начали в 2012 году.

Применение геймификации в процессе управления персоналом целесообразно для решения следующих задач:

- адаптация новых работников;

- вовлечение персонала в рабочий процесс и командную работу;

- обучение персонала;

- решение проблем с текучкой кадров;

- здоровая конкуренция между сотрудниками;

- сплоченность коллектива;

- повышение эффективности и производительности труда каждого

Обозначим плюсы и минусы применения геймификации в рабочем

процессе. К положительным сторонам использования данного метода можно отнести: повышение мотивации, вовлеченности сотрудника в рабочий процесс; необходимости визуализации своих достижений; возможности обнаружить таланты, проявить инициативу; менеджеру определить неформальных лидеров в коллективе. В процессе применения геймифика-ции в управлении персоналом менеджеры сталкивается с рядом сложностей. Применение данного метода происходит на поверхностном уровне. Менеджеры начинают применять системы оценок, рейтинги во всех без исключения внутриорганизационных процессах, не задумываясь над тем, поможет ли использование этих технологий установить баланс между

конкуренцией и сотрудничеством. Управленцы концентрируют свое внимание на достижении высоких результатов, забывая о важности создания смысла и радости в жизни своих сотрудников. Руководители компаний настаивают на использовании приемов геймификации, игра превращается в обязательство. Игры по своей природе должны быть добровольными.

В процессе применения геймификации в рабочем процессе между сотрудниками рождается недобросовестная конкуренция. Многие стараются получить заветный приз нечестными способами, что вызывает справедливое возмущение остальных, и волну негатива в коллективе. Кроме того, внедрение данного метода целесообразно только в краткосрочной перспективе. Нередко, после нескольких месяцев применения сотрудники начинают уставать, и приходится или менять программу, или вообще отказываться от идеи в целом.

Геймификацию в управлении персоналом используют многие компании, в том числе сеть консалтинговых фирм KPMG, крупная сеть магазинов Walmart, МТС, Йота и другие.

Геймификация — это метод введения элементов игры в сложные или рутинные процессы, направленная на вовлечение участника и поддержание его мотивации. Этот метод используется во многих сферах человеческой жизни, но в последнее время она стала особенно популярной в нише дистанционной работы и обучения. Геймификация — отличный метод повышения эффективности образовательного процесса в вузах и других образовательных учреждениях.

Геймифицированная мотивация работает эффективно благодаря тому, что современное поколение работников хорошо воспринимает игровые процессы, даже во взрослом возрасте. Увлеченные игрой, сотрудники стремятся достичь больших результатов и готовы потратить на это больше усилий.

Список литературы:

1. Беляева У.П. Геймификация: стратегии и практики реализации // В сборнике: гуманитаристика в условиях современной социокультурной трансформации. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: А.Н. Тарасов, Д.А. Беляев, Ю.В. Караваева [и др.]. 2020. С. 80-84.

2. Володина Н.С. Геймификация — инновационный инструмент в системе управления персоналом современной организации // Вестник науки. 2019. Т. 3. № 6 (15). С. 21-26.

3. Калинина А.С., Рассказова О.А. Возможности геймификации в реализации ключевых функций управления персоналом // Парадигмы управления, экономики и права. 2021. № 2 (4). С. 61-68.

4. Ключевская И.С. Геймификация как инструмент управления персоналом // Вестник Академии управления и производства. 2021. № 2-2. С. 19-29.

5. Куликов В.П., Байжуманов С.Д., Кусманов К.Р. Игровые элементы геймификационной системы. 2021. №1. С. 67-71.

6. Литвиненко И.Л. Региональная система в условиях инновационного сценария развития: управленческий аспект / Монография. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 180 с.

7. Литвиненко И.Л., Синельникова Е.А. Стратегический менеджмент: учебное пособие. — М.: МГГЭУ, 2015. — 186 с.

8. Пшихачев Ж.Т. Геймификация системы управления персоналом // В сборнике: цифровая трансформация науки и образования. Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. 2021. С. 358-361 // Вестник Алматинского университета энергетики и связи. 2019. № 4 (47). С. 250-255.

9. Litvinenko I.L., Lobova S.V., Gurieva L.K., Kamberdiyeva S.S., Mokrushin A.A. Retrospective Analysis of the Conceptual Model of Economic Management in Sub-Regional Structures // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № S1. С. 145151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.