Научная статья на тему 'ГЕЙМИФИКАЦИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ПЕРВОКУРСНИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ВУЗА'

ГЕЙМИФИКАЦИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ПЕРВОКУРСНИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптационный период / социализация / профориентация / воспитательная работа / молодежная политика / профессиональная самореализация / индивидуальная образовательная траектория / adaptation period / socialization / vocational guidance / educational work / youth policy / professional self-realization / individual path

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладышев Дмитрий Евгеньевич, Тимонина Дана Канатовна

Понятие геймификации уже не первое десятилетие рассматривается в педагогической науке в качестве инструмента повышения вовлеченности и мотивации участников образовательного процесса. В данной работе описан процесс геймификации адаптационного периода обучающихся первого курса к учебному процессу и социальной среде, который становится ключевым фактором успешного формирования их профессиональной идентичности. Студенты первого курса сталкиваются с высокими академическими требованиями, необходимостью освоения новых форм обучения и профессиональных навыков. Эффективная адаптация на начальном этапе высшего образования имеет решающее значение для их дальнейшего успеха и интеграции в профессиональное сообщество. Исследование направлено на разработку и внедрение методик, способствующих успешной адаптации студентов первого курса и выявлению интересов и навыков, необходимых для организации дальнейшей профориентационной деятельности в вузе. Применены теоретические методы: анализ аналогов, систематизация данных, моделирование. Эмпирические методы включают анкетирование, наблюдение, интервью и контент-анализ. Практические методы: пилотное внедрение, разработка и проведение конкурсных программ, практическое обучение. В данной статье предложена и реализована технология геймификации адаптационного периода первокурсников будущих специалистов сферы культуры, направленная на повышение их академической успеваемости, социальной вовлеченности и профессиональной идентичности. Актуальность исследования заключается в разработке технологии, способствующей улучшению адаптации первокурсников, повышению их академической успеваемости и социальной вовлеченности. Решение этой проблемы способствует общему улучшению качества образования и профессиональной подготовки в сфере культуры. Проект доступен для масштабирования в других образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гладышев Дмитрий Евгеньевич, Тимонина Дана Канатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAMIFICATION OF THE ADAPTATION PERIOD A FIRST-YEAR STUDENT AS A TOOL FOR SHAPING THE INDIVIDUAL TRAJECTORY OF STUDENTS AT A MUNICIPAL UNIVERSITY

The concept of the game-making is not considered in the first decade in the pedagogical science as a tool to increase the involvement and motivation of participants of the educational process. This paper describes the process of the first-year students' period of adaptation to the educational process and social environment, the which becomes a key factor in the successful formation of their professional identity. First-year students face high academic demands, the need to master new forms of learning and professional skills. Effective adaptation at the beginning of higher education is crucial for their further success and integration into the professional community. The study is aimed at developing and implementing methods that facilitate successful adaptation of first-year students and identify interests and skills, necessary for the organization of further professional activities in the university. Theoretical methods were applied: analysis of analogues, systematization of data, modelling. Empirical methods include questionnaires, observation, interviews and content analysis. Practical methods: pilot introduction, development and implementation of competitive programs, practical training. This article proposes and implements the technology of the first-year students' adaptation period, future specialists in the field of culture, aimed at improving their academic achievement, social inclusion and professional identity. The relevance of the research is in developing technology that can improve the adaptation of first-year students, their academic achievement and social inclusion. Addressing this problem contributes to the overall improvement of the quality of education and training in the cultural sphere. The project is available for scaling in other educational institutions.

Текст научной работы на тему «ГЕЙМИФИКАЦИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ПЕРВОКУРСНИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ВУЗА»

ГРНТИ: 14.35.07; 14.35.05 EDN: SCKRME

УДК: 378.016(470.54-25):004.5 ВАК: 5.8.2

ГЕЙМИФИКАЦИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ПЕРВОКУРСНИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ВУЗА

Д. Е. Гладышев

Екатеринбургская академия современного искусства (Екатеринбург, Россия)

Д. К.Тимонина

Екатеринбургская академия современного искусства (Екатеринбург, Россия)

АННОТАЦИЯ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Понятие геймификации уже не первое десятилетие рассматривается в Адаптационный период, социализа-педагогической науке в качестве инструмента повышения вовлеченности и ция, профориентация, воспитатель-мотивации участников образовательного процесса. В данной работе опи- ная работа, молодежная политика, сан процесс геймификации адаптационного периода обучающихся пер- профессиональная самореализация, вого курса к учебному процессу и социальной среде, который становит- индивидуальная образовательная ся ключевым фактором успешного формирования их профессиональной траектория идентичности. Студенты первого курса сталкиваются с высокими академическими требованиями, необходимостью освоения новых форм обучения ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ и профессиональных навыков. Эффективная адаптация на начальном этапе высшего образования имеет решающее значение для их дальнейшего Гладышев Д. Е., Тимонина Д. К. успеха и интеграции в профессиональное сообщество. Геймификация адаптационног° пе-

Исследование направлено на разработку и внедрение методик, спо- риода первокурсника как инструмент собствующих успешной адаптации студентов первого курса и выявлению формирования индивидуальной тра-интересов и навыков, необходимых для организации дальнейшей профо- ектории обучающихся муниципаль-риентационной деятельности в вузе. Применены теоретические методы: ного вуза // Управление культурой. анализ аналогов, систематизация данных, моделирование. Эмпирические 2024. №2. С. 55-62. БС^МЕ. методы включают анкетирование, наблюдение, интервью и контент-анализ. Практические методы: пилотное внедрение, разработка и проведение конкурсных программ, практическое обучение. В данной статье предложена и реализована технология геймификации адаптационного периода первокурсников - будущих специалистов сферы культуры, направленная на повышение их академической успеваемости, социальной вовлеченности и профессиональной идентичности.

Актуальность исследования заключается в разработке технологии, способствующей улучшению адаптации первокурсников, повышению их академической успеваемости и социальной вовлеченности. Решение этой проблемы способствует общему улучшению качества образования и профессиональной подготовки в сфере культуры. Проект доступен для масштабирования в других образовательных организациях.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Гладышев Дмитрий Евгеньевич - кандидат философских наук, доцент; проректор по молодежной политике и воспитательной работе Екатеринбургской академии современного искусства (620012, Россия, Екатеринбург, ул. Культуры, 3); gladyshev@eaca.ru. ОРСЮ: 0000-0003-0567-9844;

Тимонина Дана Канатовна - и.о. заведующего Центром содействия профессиональной самореализации студентов и трудоустройству выпускников Екатеринбургской академии современного искусства (620012, Россия, Екатеринбург, ул. Культуры, 3), timonina_dk@eaca.ru. БРИМ-код: 7160-1589.

Статья поступила 04.06.2024; рецензия получена 18.07.2024; принята к публикации 19.07.2024.

© ABTop(bi) / The Author(s) 2024. Open Access This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License, which permits use, sharing, adaptation, distribution and reproduction in any medium or format, as long as you give appropriate credit to the original author(s) and the source, provide a link to the Creative Commons license, and indicate if changes were made.

ГРНТИ: 14.35.07; 14.35.05 EDN: SCKRME

УДК: 378.016(470.54-25):004.5 ВАК: 5.8.2

GAMIFICATION OF THE ADAPTATION PERIOD A FIRST-YEAR STUDENT AS A TOOL FOR SHAPING THE INDIVIDUAL TRAJECTORY OF STUDENTS AT A

MUNICIPAL UNIVERSITY

D. E. Gladyshev

Ekaterinburg Academy of Contemporary Art (Ekaterinburg, Russia)

D. K. Timonina

Ekaterinburg Academy of Contemporary Art (Ekaterinburg, Russia)

ABSTRACT KEYWORDS

The concept of the game-making is not considered in the first decade in Adaptation period, socialization, the pedagogical science as a tool to increase the involvement and motivation vocational guidance, educational of participants of the educational process. This paper describes the process work, youth policy, professional self-of the first-year students' period of adaptation to the educational process realization, individual education path and social environment, the which becomes a key factor in the successful formation of their professional identity. First-year students face high FOR CITATION academic demands, the need to master new forms of learning and professional

skills. Effective adaptation at the beginning of higher education is crucial for Gladyshev D. E., Timonina D. K. (2°24). their further success and integration into the professional community. Gamification °f the Adaptation F^noij a

The study is aimed at developing and implementing methods that First-Year Student as a Tool. for Shaping facilitate successful adaptation of first-year students and identify interests the Indivi'dual Trajectory of Students at and skills, necessary for the organization of further professional activities a Municipal University. Management of in the university. Theoretical methods were applied: analysis of analogues, telWœ, 2, 55-62. EDN SCKRME systematization of data, modelling. Empirical methods include questionnaires, observation, interviews and content analysis. Practical methods: pilot introduction, development and implementation of competitive programs, practical training. This article proposes and implements the technology of the first-year students' adaptation period, future specialists in the field of culture, aimed at improving their academic achievement, social inclusion and professional identity.

The relevance of the research is in developing technology that can improve the adaptation of first-year students, their academic achievement and social inclusion. Addressing this problem contributes to the overall improvement of the quality of education and training in the cultural sphere. The project is available for scaling in other educational institutions.

AUTHORS' INFORMATION

Dmitriy E. Gladyshev - Ph.D. of Philosophical Sciences, Associate Professor; Ekaterinburg Academy of Contemporary Art (3, Kultury St., Ekaterinburg, 620012, Russian Federation); gladyshev@eaca.ru. ORCID: 0000-0003-0567-9844;

Dana K. Timonina - Ekaterinburg Academy of Contemporary Art (3, Kultury St., Ekaterinburg, 620012, Russian Federation). SPIN-code: 7160-1589.

The article was submitted 04/06/2024; reviewed 18/07/2024; accepted for publication 19/07/2024.

© ABTop(bi) / The Author(s) 2024. Open Access This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License, which permits use, sharing, adaptation, distribution and reproduction in any medium or format, as long as you give appropriate credit to the original author(s) and the source, provide a link to the Creative Commons license, and indicate if changes were made.

Введение

3 условиях стремительного развития современного общества и образования в сфере культуры, адаптация обучающихся первого курса к учебному процессу и социальной среде становится ключевым фактором успешного формирования их профессиональной идентичности. Обучающиеся первого курса сталкиваются со множеством вызовов, включая высокие академические требования, необходимость освоения новых форм обучения и профессиональных навыков.

Эффективная адаптация студентов на начальном этапе получения высшего образования имеет решающее значение для их последующего академического и профессионального успеха. Важность данного процесса обусловлена необходимостью формирования у студентов чувства принадлежности к профессиональному сообществу, развития устойчивой мотивации к обучению, проектной и творческой деятельности, а также укрепления межличностных связей внутри академического и культурного сообщества.

Описываемая в статье реализованная практика заключается в применении методики, способствующей успешной адаптации студентов первого курса и выявлению интересов и навыков, которые позволяют организовывать дальнейшую профориентационную деятельность в вузе. Анализ и внедрение эффективных адаптационных технологий направлены на личностное и профессиональное развитие будущих специалистов, что, в свою очередь, способствует укреплению профессионального сообщества в сфере культуры в долгосрочной перспективе.

Проблема исследования. По данным мониторинга высшего образования, проведенного в 2023 году главным информационно-вычислительным центром Российского технологического университета, всего 3,17% студентов в Российской Федерации получают образование в сфере искусства и культуры. При этом 79,6% выпускников данной сферы трудоустраиваются по специальности, что свидетельствует о необходимости удержания контингента в целях развития сферы культуры города и страны

Проблема исследования заключается в недостаточной эффективности существующих методов адаптации первокурсников к учебному процессу и социальной среде в сфере культуры в условиях современного высшего образования. В настоящее время многие студенты сталкиваются с трудностями при переходе от школьного обучения к вузовскому, что отрицательно сказывается на их академической успеваемости, мотивации к учебной деятельности и социальной адаптации [1, 2]. Эти трудности особенно выражены у студентов, осваивающих образовательные программы в области культуры, где образовательный процесс требует высокой степени творческой активности, самостоятельности и включенности в профессиональную деятельность.

1 Трудоустройство выпускников ВУЗов по профилю полученной специальности - НИУ ВШЭ. URL: https://img-cdn.tinkoffjournal. ru/-/vypusk-1-2020-trudoustroistvo-vypusknikorofiliu-poluchennoi-spetsialnosti.qhmiii..pdf (дата обращения: 20.05.2024 г.).

Существующие адаптационные программы и методы часто не учитывают специфику образовательной и социальной среды вузов сферы культуры, что приводит к недостаточной поддержке первокурсников в процессе их адаптации. Это, в свою очередь, приводит к высокому уровню стресса, снижению мотивации к обучению и даже к отчислению из вуза [3]. Таким образом, существует необходимость разработки и внедрения новых, более эффективных программ адаптации, которые учитывали бы особенности образовательного процесса и социальной среды в сфере высшего образования и культуры и способствовали успешной интеграции студентов в профессиональное сообщество.

Материалы и методы

ри подготовке статьи были использованы различные группы методов: теоретические, эмпирические, практические.

1. Теоретические методы:

• Анализ аналогов. Проведен детальный анализ аналогичных проектов на тему геймификации в образовании и современных образовательных трендов и методик.

• Систематизация и обобщение данных, полученных из различных источников, для формирования целостной картины и выработки рекомендаций по внедрению инновационных образовательных практик.

• Моделирование. Создание теоретической модели воспитательного процесса, включающей элементы геймификации и индивидуальных траекторий обучения.

2. Эмпирические методы:

• Проведение анкетирования обучающихся для выявления их вовлеченности в учебный процесс, удовлетворенности образовательной программой и наличия профессионального самоопределения.

• Наблюдение за участием обучающихся в мероприятиях адаптационного периода (мастер-классах, открытых лекциях, волонтерской практике и т. д.). Оценка их активности, взаимодействия с преподавателями и одногруппниками/однокурсниками.

• Проведение интервью с преподавателями, кураторами и студентами, в том числе наставниками из числа обучающихся старших курсов для получения информации о восприятии и результатах внедрения инновационных образовательных практик.

• Контент-анализ данных, полученных из анкет, интервью и наблюдений, для выявления основных тенденций и формирования выводов.

3. Практические:

• Пилотное внедрение. Реализация пилотного проекта по внедрению геймификации в воспитательный процесс. Оценка воздействия на студентов и корректировка методик на основе полученных результатов.

• Разработка и внедрение конкурсной программы. Проведение конкурсных программ и награждение студентов за достижения во внеучебной деятельности. Оценка влияния конкурсной составляющей на мотивацию и вовлеченность студентов.

• Практическое обучение. Разработка и внедрение практических заданий и мероприятий, направленных на развитие коммуникативных и организационных навыков обучающихся. Оценка их эффективности на основе обратной связи от студентов и кураторов.

Актуальность данного исследования заключается в разработке технологии, направленной на улучшение адаптации первокурсников, повышению их академической успеваемости и социальной вовлеченности, а также укреплению профессиональной идентичности и формированию индивидуальной траектории обучающихся. Решение этой проблемы также способствует общему улучшению качества образования и профессиональной подготовки в сфере культуры.

Результаты

✓-Ь^ ормирование индивидуальной траектории обучающегося в Екатеринбургской академии современного искусства (далее - МБОУ ВО ЕАСИ, Академия) начинается с первого дня пребывания в качестве студента и заключается в прохождении адаптационного периода первокурсника. Программа адаптационного периода реализуется в первые два месяца обучения студентов первого курса (сентябрь и октябрь). Обучающиеся проходят два этапа анкетирования: входное и контрольное (по завершению адап-

тационного периода) [4]. Заметим, что адаптационный период является лишь первым этапом реализации индивидуальной траектории обучающихся МБОУ ВО ЕАСИ, которая также предполагает:

• волонтерскую практику в различных культурных институциях города на первом курсе [5, 6];

• выбор направлений внеучебной деятельности на основе личностных характеристик и предпочтений обучающихся;

• выбор учреждений для прохождения практики с учётом личностных характеристик и интересов обучающихся;

• определение тем проектов для курсовых работ и темы выпускной квалификационной работы, исходя из индивидуальных предпочтений обучающегося.

Адаптационный период первокурсника реализуется по отдельному календарному плану и включает в себя: командообразующие мероприятия, экскурсии в учреждения культуры города Екатеринбурга, встречи с кураторами академических групп и знакомство с образовательной средой Академии, а также мастер-классы и открытые лекции от экспертов и деятелей культуры (полный перечень мероприятий представлен в таблице 1). Весь этот процесс сопряжен с непрерывным взаимодействием студентов и их наставников из числа обучающихся старших курсов и кураторов.

Таблица 1. Перечень мероприятий адаптационного периода

Направление Мероприятия

Командообразующие мероприятия Верёвочный тренинг

Поход Студенческого совета

Поход первокурсников

Экскурсии Экскурсия по Академии

Экскурсия по соц. городку Уралмаш

Экскурсия по зданию Администрации города Екатеринбурга

Экскурсия в Екатеринбургский театр кукол

Экскурсия в музей Наивного искусства

Экскурсия в Музей андеграунда

Экскурсия в Библиотеку № 40 им. М. Горького

Экскурсия в Библиотечный центр «Екатеринбург»

Экскурсия в Музей истории Уралмашзавода

Экскурсия в Музей камнерезного и ювелирного искусства

Экскурсия по Центру культуры «Орджоникидзевский»

Организационные мероприятия Кураторский час:знакомство

Презентация кафедр

Презентация Студенческого совета

Презентация ЭБС

Встречи с деятелями сферы культуры Открытая лекция директора Библиотечного центра «Екатеринбург» Вугельман А.В. (01.09.2023)

Открытая лекция экоактивистки Хитровой Д.К. (28.09.2023)

Интерактивная лекция «О развитии культуры ЗОЖ» Девяткиной М. А. (06.10.2023)

Открытая лекция директора театра «Провинциальные танцы» Паутовой О. В. (24.10.2023)

Окончание таблицы 1. Перечень мероприятий адаптационного периода

Направление Мероприятия

Культурно-массовые мероприятия Акция ко дню солидарности в борьбе с терроризмом (03.09.2023)

Концерт ко Дню учителя (05.10.2023)

Иммерсивный поэтический вечер и квартирник «Культурное безобразие» (26.10.2023)

Круглый стол «Межнациональное единство и культурное многообразие россиян» (01.11.2023)

Интерактивная программа «День первокурсника»: концерт, викторина, квест, презентация академических групп 1 курса (02.11.2023)

Каждый из представленных в таблице 1 блоков мероприятий имеет конкретную воспитательную задачу: посещение культурных институций (музеи, библиотеки, театры и центры культуры) позволяет студентам погрузиться в культурное наследие и современное искусство, а также узнать о внутренних процессах организации деятельности в этих учреждениях; мастер-классы и открытые лекции от представителей сферы культуры дают обучающимся уникальную возможность взаимодействовать с профессионалами, получать знания «из первых рук» и вдохновиться их опытом; мероприятия, направленные на командообра-зование, способствуют формированию коллектива академической группы, возникновению межгрупповой коммуникации и социализации; организационные мероприятия способствуют приобщению обучающихся первого курса к правилам внутреннего распорядка Академии и её корпоративной культуре; а участие в культурно-массовых мероприятиях позволяет первокурсникам оценить уровень организации мероприятий в ЕАСИ и реализовать свой творческий потенциал [7].

Описанный адаптационный период первокурсника реализовывался в Академии с 2019/2020 учебного года, однако итог реализации адаптационного периода имел «неосязаемые» результаты, в связи с

чем в 2023/2024 учебном году авторами статьи была предложена и реализована технология геймификации адаптационного периода. Понятие геймификации уже не первое десятилетие рассматривается в педагогической науке в качестве инструмента повышения вовлеченности и мотивации участников образовательного процесса [8, 9]. Система начисления баллов за учебные задания, выставление оценок, введение рейтинга обучающихся на разных уровнях образовательной системы - все это можно назвать элементами геймификации [10]. Если в дошкольных учреждениях за начисление баллов отвечает воспитатель, в начальной и средней школе - классный руководитель, то в системе высшего образования эта задача может быть поставлена «наставникам» первокурсников: за каждой академической группой первого курса закрепляется студент того же профиля старшего курса из числа членов студенческого совета ЕАСИ, который контролирует начисление баллов. Команда наставников выбирает руководителя, который напрямую взаимодействует с деканатом и принимает активное участие как в обсуждении мероприятий, входящих в план адаптационного периода, так и в создании онлайн-таблиц для учёта рейтинга обучающихся первого курса (фрагмент таблицы учета баллов представлен в таблице 2):

Таблица 2. Фрагмент онлайн-таблицы для учёта рейтинга обучающихся первого курса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Включение в проект обучающихся старших курсов способствовало преодолению административного барьера между сотрудниками Академии и обучающимися первого курса: студенты разговаривают «на одном языке», что позволило дать проекту креативное название «SAM» (Student Adaptation Map), в довольно свободной форме сформулировать концепцию проекта (рисунок 1) и правила участия в адаптационном периоде (рисунок 2):

«SAM» представляет собой адаптационную программу, которая позволит стать полноценный студентом Екатеринбургской академии современного искусства, По »ере участия в мероприятия* ты будешь знакомиться с креативными людьми, узнавать много нового, осваивать полезные навыки и становиться более крутым пекусом!

Рис. 1. Концепция проекта

Представленные выше правила подробно разъясняются обучающимся первого курса во время встречи с наставником, который создаёт чат в выбранной социальной сети или мессенджере (чаще всего это vk.com или Telegram) для решения оперативных вопросов. Участники имеют доступ к онлайн-таблице с баллами только своей академической группы без возможности редактирования.

Основные правила «SAM»:

1. Не бойся узнавать что-то новое, всегда будь в теме, знакомься, а если возникнут трудности, знай, ты всегда можешь обратиться за помощью к своим наставникам,

2. Ты можешь выбрать самостоятельно, будешь ли учувствовать в адаптационной программе «SAM», или решишь самостоятельно адаптироваться в академии, но знай, ты можешь многое упустить,

3. За каждое выполненное задание начисляются баллы, за каждое мероприятие свое количество баллов, которое ты можешь уточнить у наставника.

Л. Помимо заданий в программе u SAM» ты можешь принимать участие в каких-либо других проектах, заниматься тем, чего тебе не хватает, знай, тебя никто не ограничивает (конечно, за дополнительные баллы).

б. За каждое выполненное задание можно получить от t до 3 баллов, также можно получить дополнительные баллы, если ты участвуешь в организации мероприятия или помогешь в его проведении, либо посещаешь другие мероприятия, которых нет в программе.

6. За выполнение всех заданий максимально можно получить 41 балл, также ты можешь получить дополнительные баллы._

Рис. 2. Правила участия в адаптационном периоде

Балльно-рейтинговая система предполагает получение баллов за активное участие в мероприятиях, входящих в план адаптационного периода, причём количество баллов за различные мероприятия отличается: например, участие в «Часе куратора» является обязательным для всех обучающихся, поэтому за это мероприятие начисляется 1 балл, а участие с докладом на круглом столе, посвящённом Дню народного единства, оценивается в 2 балла. По завершению адаптационного периода наставники подсчитывают итоговое количество баллов, полученных каждым студентом подшефной группы, тем самым определяется лидер или несколько в каждой академической группе первого курса. Помимо участия в мероприятиях, указанных в таблице 1, студенты могут получить дополнительные баллы от куратора группы, наставника и декана за активную деятельность вне указанных мероприятий. Завершающим событием в рамках адаптационного периода является «День первокурсника», сценарий которого предусматривает награждение лидера рейтинга адаптационного периода сувенирной продукцией Академии (холщовая сумка и футболка с фирменным логотипом), а все участники, набравшие минимальное пороговое количество баллов, получают значки с логотипом ЕАСИ. Соревновательная составляющая и последующее награждение победителей стимулируют здоровую конкуренцию и мотивацию к достижению лучших результатов.

Заметим, что геймификация вводится с учетом возрастных особенностей целевой аудитории (17-20 лет), к которым можно отнести ведущую роль познавательной деятельности, продуктивную активность и соревновательный элемент. Для участников адаптационного периода первые два месяца нахождения в учебном заведении являются важными с точки зрения оценки правильности выбора вуза и образовательной программы. Более подробно элементы геймификации адаптационного периода и задачи, на решение которых они направлены, представлены в таблице 3:

Таблица 3. Элементы геймификации и задачи

Направление Направление Направление

Балльно-рейтинговая система Набор баллов за участие в мероприятиях: каждое мероприятие оценивается в разное количество баллов в зависимости от «сложности» участия в нём Воспитание самостоятельности в выборе мероприятий для активного участия; Структурирование мероприятий адаптационного периода по направлениям (см. таблицу 1)

Отображение прогресса в онлайн-таблицах Визуализация прогресса (рейтинга) участников по группам Формирование внешней мотивации для участия в мероприятиях; Введение соревновательного элемента между одногрупп-никами

Контроль получения баллов наставниками В ежедневном формате наставник выставляет начисленные баллы в сводную онлайн-таблицу Установление вертикальной коммуникации между студентами разных курсов; Формирование социальной ответственности у наставников

Наградные материалы по завершению адаптационного периода Бейджи и благодарственные письма для наставников, сувенирная продукция в виде сумок, футболок и значков для первокурсников, успешно завершивших адаптационный период (набравших пороговое количество баллов) Повышение мотивации в образовательном процессе; Укрепление чувства причастности к сообществу Академии; Формирование портфолио обучающегося

Оценка эффективности геймификации адаптационного периода может быть выявлена за счёт самооценки обучающихся первого курса по причастности к профессиональному сообществу (сфере культуры города Екатеринбурга). При входном тестировании, проведенном 03.09.2023 в рамках часа куратора, результаты распределились следующим образом:

Диаграмма 1. Входное тестирование обучающихся первого курса

Из представленной диаграммы видно, что только 40% обучающихся (24 человека из 60 опрошенных) чувствуют приобщенность к профессиональному сообществу сферы культуры города Екатеринбурга, в то время как больше половины первокурсников причастности к профессиональному сообществу не чувствуют или затрудняются ответить.

Контрольное анкетирование проводилось по завершению адаптационного периода первокурсников в ноябре 2023 года. Результаты контрольного анкетирования представлены на диаграмме 2:

тов, не чувствующих причастность к профессиональному сообществу значительно уменьшился, также, как и количество респондентов, выбравших вариант «Не могу сказать наверняка».

Косвенным показателем эффективности апробированной технологии геймификации адаптационного периода первокурсников можно считать возникновение двух новых направлений деятельности Студенческого совета Академии по инициативе обучающихся первого курса: музыкального и киберспортивного клуба. По нашим наблюдениям, в процессе участия в командообразующих мероприятий обучающиеся узнали много о своих одногруппниках, что способствовало появлению мини-групп по общим интересам. В настоящее время участники музыкального клуба Академии сопровождают традиционные мероприятия в ЕАСИ, а команда киберспортивного клуба приняла участия в региональных соревнованиях по Dota2 и Counter-Strike, заняв четвертое место.

Выводы

редложенная технология геймификации адаптационного периода первокурсника показала свою эффективность и будет включена в план адаптационного периода первокурсника на 2024/2025 учебный год. Некоторые мероприятия, входящие в план адаптационного периода претерпят трансформацию в связи с актуальными направлениями воспитательной работы в каждом новом учебном году: будут приглашены другие спикеры для открытых лекций из сферы культуры города Екатеринбурга, возможны изменения в местах проведения экскурсий, однако эти возможные изменения подтверждают мобильность и адаптивность предложенной технологии, что свидетельствует о возможности масштабирования проекта.

Авторы питают надежду, что масштабирование описанной технологии будет способствовать укреплению профессиональных связей и сообществ, объединяющих студентов и преподавателей из различных образовательных учреждений. Дополнительно заметим, что в процессе переноса предложенной технологии на адаптационный период в других вузах возможен пересмотр содержания плана с усилением тех мероприятий, которые направлены на решение актуальных задач вуза: больше мероприятий на командообразование (при наличии актуальной задачи по сплочению коллектива), или увеличение количества экскурсий для углубления профориентационной деятельности и т. д.

Диаграмма 2. Контрольное тестирование обучающихся первого курса

Из представленной диаграммы видно, что процент обучающихся первого курса, чувствующих причастность к профессиональному сообществу вырос на 40% и составил 80% от общего количества первокурсников (48 человек из 60). Заметим, что процент респонден-

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

[1] Костюк Н. В. Позитивная мотивация к обучению как фактор выстраивания учебно-профессиональной траектории студентов вузов сферы культуры и искусства / Н. В. Костюк, Р. Г. Султан // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - № 45-2. - С. 47-52. - БЭЫ YSPZOP.

[2] Лазарева М. В. Развитие мотивации студентов вузов культуры на непрерывное образование на основе компетентностного подхода / М. В. Лазарева // Искусство и образование. - 2020. - № 1(123). - С. 185-191. - БЭЫ

[3] Жигулина Е. А. Психолого-педагогические проблемы адаптационного периода первокурсников / Е. А. Жигулина // Перспективы развития науки и образования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 13 частях, Тамбов, 28 февраля 2015 года. Том Часть 8. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. - С. 49-51. - БЭЫ

тмттт.

[4] Буйкова О. М. Практическая значимость входного анкетирования студентов / О. М. Буйкова // Наука и образование в XXI веке : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях, Тамбов, 31 октября 2014 года. Том Часть 12. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. - С. 33-35. - БЭЫ SYHANR.

[5] Головачев В. С. Волонтерские проекты на базе учреждений культуры и образования как механизм ранней профориентации на основе межведомственного взаимодействия / В. С. Головачев // Профессиональное самоопределение, профессиональное становление молодежи - важное условие социально-экономического развития государства : Труды научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 25 апреля 2018 года. - Санкт-Петербург: Издательство «Наукоемкие технологии», 2018. - С. 12-17. - БЭМ ШШХЛ.

[6] Мирошкина М. Р. Волонтёрская деятельность как средство воспитания / М. Р. Мирошкина, Э. Н. Яковлева, О. В. Жолобов // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. -2020. - № 2. - С. 3-15. - БЭМ ВНКБА.

[7] Калимуллина О. А. Формирование корпоративной культуры современного вуза средствами социально-воспитательной работы и реализации молодёжной политики / О. А. Калимуллина, О. В. Си-роткина // Культура и образование. - 2018. - № 4(31). - С. 68-74.

- БЭМ YZFGPB.

[8] Воронин Д. М. Основные тренды в системе образования / Д. М. Воронин, И. В. Киселева, Е. Г. Воронина // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-1. - С. 126-129.

- БЭМ JCNYQO.

[9] Колмогорова Л. А. Содержание и динамика мотивационной зрелости студентов-первокурсников в адаптационный период : специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Колмогорова Лилия Александровна. - Барнаул, 2008. - 190 с. - БЭМ NQHESV.

[10] Быстрова А. А. Геймификация как инновационная образовательная технология работы с молодежью / А. А. Быстрова, Э. Р. Мкртчян // Социальная активность молодежи как необходимое условие развития общества : Материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 21-23 ноября 2019 года / Под редакцией Г. В. Ковалевой. - Санкт-Петербург: типография ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2019. - С. 53-55. - БЭМ \WQWWKF.

REFERENCES

[1] Kostyuk, N. V. (2018). Positive motivation for learning as a factor in building the educational and professional trajectory of university students in the field of culture and art. Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts, 45-2, 47-52.

[2] Lazareva, M. V. (2020). Development of motivation of students of universities of culture for continuing education based on a competence-based approach. Art and education, 1(123), 185-191.

[3] Zhigulina, E. A. (2015). Psychological and pedagogical problems of the adaptation period of freshmen. Prospects for the development of science and education : a collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference: in 13 parts, Tambov, February 28, 2015. Volume Part 8. - Tambov: Yukom Consulting Company LLC, 49-51.

[4] Buikova, O. M. (2014). The practical significance of the entrance survey of students. Science and education in the XXI century : a collection of scientific papers based on the materials of the International scientific and practical conference: in 17 parts, Tambov, October 31, 2014. Volume Part 12. - Tambov: Yukom Consulting Company LLC, 33-35.

[5] Golovachev, V. S. (2018). Volunteer projects based on cultural and educational institutions as a mechanism for early career guidance based on interdepartmental interaction. Professional self-determination, professional formation of youth - an important condition for the socio-economic development of the state: Proceedings of a scientific and practical conference, St. Petersburg, April 25, 2018. - St. Petersburg: Publishing House «High-tech technologies», 12-17.

[6] Miroshkina, M. R., Yakovleva, E. N., Zholobov, O. V. (2020). Volunteer activity as a means of education. Social pedagogy in Russia. Scientific and methodological journal, 2, 3-15.

[7] Kalimullina, O. A., Sirotkina, O. V. (2018). Formation of the corporate culture of a modern university by means of social and educational work and the implementation of youth policy. Culture and education, 4(31), 68-74.

[8] Voronin, D. M., Kiseleva, I. V., Voronina, E. G. (2020). The main trends in the education system. Problems of modern pedagogical education, 69-1, 126-129.

[9] Kolmogorova, L. A. (2008). The content and dynamics of motivational maturity of first-year students in the adaptation period: specialty 19.00.01 «General psychology, personality psychology, history of psychology»: dissertation for the degree of candidate of psychological Sciences. Barnaul.

[10] Bystrova, A. A., Mkrtchyan, E. R. (2019). Gamification as an innovative educational technology for working with youth. Social activity of youth as a necessary condition for the development of society: Materials of the international scientific and practical conference, St. Petersburg, November 21-23, 2019 / Edited by G. V. Kovaleva. - St. Petersburg: printing house of the Federal State Budgetary Educational Institution « SPbSUITD», 53-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.