Научная статья на тему 'ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ'

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
350
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гештальт / гештальтпсихология / форма / образ / графический дизайн / визуальная информация / gestalt / Gestalt psychology / form / image / graphic design / visual information

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вартанова Людмила Карловна

В данной статье рассматривается тема гештальтпсихологии и ее взаимосвязи с графическим дизайном. Уделяется внимание вопросу, как правильно выстраивать визуальную коммуникацию, опираясь на знание законов гештальта. Описываются методы и приемы использования принципов гештальта в графическом дизайне, а также говориться о влиянии их на визуальное восприятие информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GESTALT PSYCHOLOGY IN GRAPHIC DESIGN

This article discusses the topic of gestalt psychology and its relationship with graphic design. Attention is paid to the question of how to properly build visual communication based on knowledge of the laws of gestalt. The methods and techniques of using gestalt principles in graphic design are described, as well as their influence on the visual perception of information.

Текст научной работы на тему «ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ»

DOI: 10.17805ЛГ^У.2021.6.2 ДИЗАЙН

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ

Л. К. Вартанова Московский гуманитарный университет

Аннотация: В данной статье рассматривается тема гештальтпсихологии и ее взаимосвязи с графическим дизайном. Уделяется внимание вопросу, как правильно выстраивать визуальную коммуникацию, опираясь на знание законов гештальта. Описываются методы и приемы использования принципов гештальта в графическом дизайне, а также говориться о влиянии их на визуальное восприятие информации.

Ключевые слова: гештальт; гештальтпсихология; форма; образ; графический дизайн; визуальная информация

GESTALT PSYCHOLOGY IN GRAPHIC DESIGN

L. K. Vartanova Moscow University for the Humanities

Abstract: This article discusses the topic of gestalt psychology and its relationship with graphic design. Attention is paid to the question of how to properly build visual communication based on knowledge of the laws of gestalt. The methods and techniques of using gestalt principles in graphic design are described, as well as their influence on the visual perception of information.

Keywords: gestalt; Gestalt psychology; form; image; graphic design; visual information

Немецкое слово «гештальт» (gestalt) означает «форма, образ». Гештальтпсихология - это психологическое течение, которое возникло в начале 1900-х гг. именно в Германии. Своим появлением гештальтпсихология обязана немецким психологам: Максу Вертгеймеру, Курту Коффке, Вольфгангу Келлеру, Курту Левину, выдвинувшим программу изучения психики и исследование восприятия форм с точки зрения целостных структур (гештальтов). Они выдвинули идею восприятия целостности образа, состоящую из различных элементов и частей. Утверждение одного из основателей гештальтпсихологии Курта Коффки гласит, что целое не является суммой отдельных частей (Коффка, 2017). Это означает, что элементы целого мы воспринимаем по-разному, в зависимости от того, частью чего они являются. То есть, восприятие форм не сводится к сумме отдельных элементов, а свойства самой формы не воспринимаются через свойства ее частей. Предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные, вполне завершенные формы в целом.

Психологи провели исследование визуального восприятия, пытаясь выяснить как глаз и мозг функционируют вместе. Поскольку свойство психики - искать в разрозненном целое, то отдельные вещи мы умственно можем собирать в единый образ. Так работает наша психика, которая веками помогала нам вы-

живать, например, распознавать фигуру хищника, затаившегося в кустах. Собственно, гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Теория гештальта актуальна и в практическом смысле ее использования. Посредством графики успешно передается физические и психологические свойства воспринимаемого объекта. Гештальт в графике - это не только визуализация формы с ее составляющими частями. За кажущимися непосредственными элементами формы скрываются механизмы, связанные с психологией человека. Понимание того, почему человеческий мозг склонен интерпретировать набор различных элементов как единое сообщение, становится фундаментальным в графическом поле. Человеческий глаз анализирует образец, распознает его формы, и, следовательно, воспринимает единство сообщения. Поэтому становится важным понять, какие элементы использовать, как их расположить, как передать сообщение, чтобы лучше донести его до нашей аудитории (Кемпекс, 2021).

Стремление к завершению является самым важным свойством гештальта. Представители гештальтпсихологии предположили, что части тяготеют к образованию цельной формы. Так как тенденция каждого психического феномена - принять определенную, уже завершенную форму, то форма, содержащая несколько элементов, может восприниматься как единый объект, если элементы в ней расположены близко друг к другу. Так, например, штрихи пунктирной линии мы не воспринимаем как отдельные элементы, а воспринимаем их как один элемент, пунктир (рис. 1).

Рис. 1. Штрихи пунктирной линии

В другом примере, электрическая новогодняя гирлянда, в которой провода маленьких светодиодных лампочек загораются с перебоями, один за другим, но мы воспринимаем их как одну цепочку света. Наш мозг не воспринимает последовательное включение и выключение каждой отдельной лампочки, а видит один объект исходящего света. Здесь можно сделать вывод, что гештальт может проявляться в различной сфере восприятия. И если мы воспринимаем предметы как единое целое, то восприятие происходит мгновенно. Части объединяются между собой, образуя единую структуру.

Принять определенную, завершенную форму - тенденция каждого психического феномена. По мнению великих теоретиков, разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта, знание которых помогает правильно выстраивать визуальную коммуникацию, в частности в графическом дизайне. Здесь теория гештальта актуальна в практическом смысле ее использования. Это

не только визуализация формы с ее составляющимися частями. За кажущимися непосредственными элементами формы скрываются механизмы, связанные с психологией человека. В данном случае, имеется в виду, что посредством графики успешно передаются физические и психологические свойства воспринимаемого объекта (Андреев, 2020).

Для понимания законов гештальта в графическом дизайне необходимо ознакомиться с основными принципами организации восприятия в гештальтпсихоло-гии.

Константность (предметность). Целое проявляется не сразу, а после прочтения частей. Когда мы смотрим на объект, состоящий из форм, наш мозг сначала идентифицирует точки, появляется образ. Закон константности восприятия является важнейшим законом, выведенным гештальтпсихологами. Он фиксирует тот факт, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов (вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т.д.). Иными словами, это механизм корректирования, который обеспечивает адекватность зрительного образа объекта самому объекту. Например, рассматривая собаку с разных точек зрения, мы понимаем, что в разных проекциях она выглядит по-разному, но безошибочно узнаем в ней именно собаку.

Инвариантность или неизменность. Каким бы шрифтом не была написана литера «М», нами прочитывается узнаваемая буква «М». Или пример инвариантности к размеру: чайник маленький и большой однозначно воспринимаются как чайник.

Процесс превращения. Наш ум автоматически заполняет пропущенные пробелы в информации абстрактных понятий, как бы домысливая их.

Мультистабильность. Разум стремится избежать неопределенности. Например, силуэт вазы в черной части и профили двух лиц (рис. 2), наш ум не может видеть в одно и то же время, он переключается между двумя состояниями, чтобы избежать путаницы.

I

Рисунок 2. Силуэт вазы

Определенные свойства и строение психики, которыми обладают люди и животные, понимаются гештальтпсихологами, как целостное поле каждого психического феномена. Основными компонентами этого феноменального поля являются фигуры и фон. Другими словами, мы воспринимаем ту часть, которая

отчетливо наполнена смысловым значением, в то время, как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Фигура и фон могут меняться местами. Такие свойства восприятия как фигура и фон - в гештальтпсихологии вступают в отношения между собой и являют новое свойство, широко используемое сегодня в графическом дизайне. Таким примером является логотип Питтсбургского зоопарка, который показывает черный силуэт дерева в виде фигуры и профили гориллы и львицы в качестве фона (рис. 3).

Рисунок 3. Логотип Питтсбургского зоопарка

Принцип фоновой фигуры, пожалуй, наиболее часто используется в графическом дизайне, поскольку он способен дать не только двойную интерпретацию изображениям, но и действительно интересный аспект композиции, который захватывает взгляд зрителя.

Целостность восприятия и его упорядоченность в графическом дизайне достигаются также благодаря следующим принципам гештальтпсихологии:

- Близость. Элементы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе (рис. 4).

Рисунок 4. Расположенные рядом элементы

В этом примере, девять кругов, расположенные рядом, заставляют нас воспринимать квадратную форму. Таким образом, мы воспринимаем три квадрата, каждый из которых состоит из девяти кругов.

- Схожесть. Элементы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют также тенденцию восприниматься вместе (рис. 4).

- Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приоб-

ретает полную форму. Мы склонны предпочитать закрытые формы, и поэтому, даже когда форма не является закрытой, наш мозг автоматически завершает ее, восстанавливая форму, основываясь на памяти, которую мы имеем об этой конкретной форме (рис. 5).

В этом примере мы отчетливо воспринимаем фигуру квадрата, расположенного над четырьмя кружками. Но на самом деле, на этом изображении нет ни квадратов, ни кругов. Или в другом примере, две кривые линии мы воспринимаем как круг.

Сформировавшиеся гештальты с принципом близости, с завершенными структурами, целостностями, отчетливо выражаются и в типографике. Яркий пример - это столбцы и абзацы текста. Пока строки текста расположены рядом друг с другом, мы воспринимаем их как один элемент: будь то абзац или столбец текста. Когда мы оставляем слишком много места между одной строкой и другой, строки начинают казаться нам отдельными элементами, а не частью одного и того же текста (рис. 6).

Г 1

Рисунок 5. Открытые формы

Пока строки текста расположены рядом друг с другом, мы воспринимаем их как один элемент: будь то абзац или столбец Пока строки текста расположены рядом друг с другом, мы воспринимаем их как один элемент: будь то абзац или столбец Пока строки текста расположены рядом друг с другом, мы воспринимаем их как один элемент: будь то абзац или столбец

Когда мы оставляем слишком много места

между одной строкой и другой, строки начи

нают казаться нам отдельными элементами

Рисунок 6. Элементы текста

То же самое, очевидно, происходит с пробелом между словами или между буквами. Если пространство между различными элементами слишком велико, мы больше не чувствуем единства между ними. Этот принцип также является основой хорошей читабельности текста.

Знание и применение гештальт-законов в процессе творческой деятельности, в частности, в графическом дизайне, обеспечивает визуальную грамотность, о которой писал Джордж Нельсон: «Под грамотностью мы понимаем умение читать, расшифровывать написанные сообщения. Если же мы собираемся связать понятие грамотности с визуальной информацией, то нам по всей видимости, необходимо обсудить способность человека считывать невербальные сообщения» (Нельсон, 2020).

Изучение гештальтпсихологии поднимает концептуальные вопросы об использовании принципов гештальта в передаче визуальной информации со свойствами ее восприятия в графическом дизайне.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Андреев Георгий (2020) Проектирование будущего. М.: Рипол Классик. 104 с. С. 64-70.

Кемпекс Оливер (2021) Дизайн-мышление. Все инструменты в одной книге. М.: Бомбора. 224 с. С. 82-96.

Коффка Курт (2017) Основы психического развития. М.: Академический проект. 356 с. С. 136-137.

Нельсон Джордж (2020) Как видеть. Визуальное путешествие по миру, созданному человеком. М.: Манн, Иванов и Фербер. 248 с. С. 16.

Вартанова Людмила Карловна - доцент кафедры дизайна Московского гуманитарного университета, член Союза художников России, член Союза дизайнеров Москвы. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел. +7 (916) 038 57 40. Эл. адрес: luda_vartanova@mail.ru

Vartanova Lyudmila Karlovna is an associate professor of the Design Department of the Moscow University for the Humanities, a member of the Union of Artists of Russia, a member of the Union of Designers of Moscow. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel. +7 (916) 038 57 40. E-mail: luda_vartanova@mail.ru

Для цитирования:

Вартанова Л.К. Гештальтпсихология в графическом дизайне. 2021. №6. С. 7-12. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2021.6.2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.