влетворенность отношениями. При этом пациенты зачастую ожидают, что облегчение наступит от действий терапевта, а не вследствие собственных усилий.
Наиболее показанной психотерапия является для тех пациентов, у которых тревога, депрессия и т. п. возникают по причине отвержения себя, отчуждения частей личности или самообмана. Если говорить кратко, то люди, не представляющие себе, как можно и дальше содействовать своему несчастью, являются самыми неподходящими кандидатами для терапии, ибо открыты для работы над осознаванием.
По своей сути гештальт-терапия скорее является исследованием, чем непосредственной модификацией поведения. Ее цель состоит в личностном росте и повышении осознанности человека. Вместо того, чтобы сохранять дистанцию и интерпретировать, гештальт-терапевт идет навстречу пациенту и направляет активную работу его осознавания. Личностный рост вытекает только из непосредственного контакта между реальными людьми. Перлз полагал, что конечной целью психотерапии является достижение «такого количества интеграции, которое способствует ее собственному дальнейшему развитию».
Литература
1. Гари Йонтеф. Теория психотерапии. В сб. Гештальт -2005. - М., 2005.- С 34-40
2. Ричард Воллен. Гештальтерапия и Гештальпсихология. В сб. Гештальт -2007. - М., 2007. - С 23-36
3. Хломов Д. Динамическая концепция личности в гештальттерапии. В сб. гештальт-96. - М., 1996.
- С46-52
ГЕШТАЛЬТПОДХОД ПРИ ПОГРАНИЧНЫХ РАССТРОЙСТВАХ
ПК. Мукатаева
ГККП Учебно-практический центр семейной медицины «Демеу», г. Астана
В настоящее время в гештальт-терапии активно используется концепция личности, привнесенная американским психотерапевтом Стивеном Шоном, а в дальнейшем развитая Даниилом Хломовым. Целью ее использования в феноменологически ориентированной терапии является помощь терапевту в видении за процессом терапии уникального клиента структуры его универсальных свойств. Это в свою очередь необходимо для анализа работы с данным человеком, выработки наиболее эффективной стратегии терапевтической помощи ему, а также для самоподдержки терапевта на субъективно сложных этапах работы.
Основной метапотребностью у пациентов с пограничными расстройствами является потребность в привязанности. Важнейшие качества пограничных пациентов - беспомощность и нуждаемость, избегаемый опыт - это опыт покинутости, брошенности. Такой человек нарушает дистанцию в контакте в сторону сближения, стремиться удержаться в слиянии (например, склонен заканчивать слова за другого, избыточно присоединяясь к нему).
Пугающая эмоция - подавленность, депрессия, постоянно удерживаемый ужас. Основные формы защиты - интроекция и конфлюенция. Подвергать агрессии высказывания другого опасно, поскольку он может бросить. Безопаснее проявлять готовность «заглотить» от него все, что угодно. Конфлюенция переживается как счастье. Отношения невротических и пограничных пациентов строятся как зависимые от других. Другой человек и отношения с ним являются постоянным источником боли. Поведение этих пациентов в психотерапии характеризуются склонностью к чрезмерному эмоциональному отреагированию. Пограничные пациенты всегда выглядят более нарушенными, чем являются на самом деле, могут давать реакции, похожие на психотические. Они склонны к срывам, регрессу, постоянно стремятся нарушить личные границы психотерапевта и, вообще, неудобны.
Терапевтические установки в работе с такими пациентами следующие:
Принятие в сочетании с ясным обозначением границ и рамок взаимодействия, обеспечение, как эмоциональной поддержки клиента, так и конфронтации, поддержка осознавания клиентом обеих сторон процесса. Границы создаются средой и отношениями. Агрессия - это материал. Терапия - это риск отношениями в «малых дозах». Важной терапевтической установкой является поддержка компетентности клиента. Следует оставить место для его собственной жизни, поскольку сам он постоянно себя игнорирует. Терапевту следует поддерживать как свои собственные суждения, так и собственные суждения клиента. Важно, чтобы клиент осознавал, что его суждения могут отличаться от суждений терапевта, а контакт при этом не разрушается. Поддержка компетентности клиента со стороны терапевта может восприниматься клиентом как «ловушка» Он может думать, что вы, подтверждая и развивая его компетентность, собираетесь оставить его одного, чтобы он сам один со всем справлялся. Поэтому пограничные клиенты склонны изображать беспомощность. Поскольку данные пациенты постоянно борются за разрушение границ, терапевту крайне важно заботиться о себе, быть чувствительным к собственным границам и не идти «на поводу» у пациента.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ I 117
Литература
1. Стивен Шон. Психотерапия как духовный процесс. - М., 2005. - С.8-17
2. Хломов Д, Калитеевская Е. Клинический подход в психотерапии. - М., 2007. - С. 15-29
3. Перлз Ф. Гештальтподход и Свидетель терапии. - М., 1996.
4. Робин Ж.М. Гештальтерапия. - М., «Эйдос», 1994.
ВНЕДРЕНИЕ ПУВА ТЕРАПИИ ПРИ ЛЕЧЕНИИ КОЖНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Ж. С. Данбаева, Ж.Х. Исламгалеева ГККП «Центр Дерматологии и ПБППП», г. Астана
Введение: Энергия солнца с древних времен применяется в лечении кожных заболеваний. Уже давно известно, что при некоторых формах дерматологических заболеваний отмечается улучшение в летнее время и ухудшение - зимой. Причиной этого благотворительного влияния Солнца в основном является УФ- излучение.
Механизм действия УФ - излучения обусловлен тем, что УФ-лучи поглощаются внутриклеточными хромофорами (в данном случае - это ДНК, расположенная в клеточном ядре). Абсорбция ультрафиолета нуклеотидами ведет к образованию фотопродуктов ДНК, в основном пиримидиновых диме-ров. В настоящее время неизвестно, как именно фотопродукты ДНК влияют на деление и созревание клеток. Известно, что УФ подавляет синтез ДНК, в частности избыточную продукцию ДНК в псориа-тических эпидермоцитах [1,2,3].
УФ- лучи подразделяют на три диапозона:
• Коротковолновые ультрафиолетовые лучи УФЦ (иУО) - 100-280 нм
• Средневолновые ультрафиолетовые лучи УФБ (иУВ) - 280-320 нм (проникают ч/з роговой слой и достигают шиповатого слоя эпидермиса)
• Длинноволновые ультрафиолетовые лучи УФА (иУА) - 320-400 нм (достигают сосочкового слоя и сетчатого слоев дермы
Безопасная и рациональная фототерапия в медицинской практике основывается на учете критериев [4,5]:
1. Определение фототипа кожи
2. Измерения интенсивности излучения
3. Определения дозы УФ -излучения
4. Фототестирование
5. Выбор методики лечения
Сегодня применяется несколько видов фотохимиотерапии:
• Системная фотохимиотерапия (пероральный прием фотосенсибилизаторов с последующим длинноволновым УФ-облучением)
• ПУВА - ванны (применение фотосенсибилизаторов, растворенного в ванне с водой, и последующим длинноволновым УФ-облучением)
• Локальная фототерапия (местное нанесение раствора фотосенсибилизатора на кожу с последующим длинноволновым УФ-облучением)
Лечение сочетанного применения фотосенсибилизаторов и УФ излучения показано при псориазе, парапсориазе, атопическом дерматите, красном плоском лишае, почесухе, лимфомах, ихтиозе, бляшечной склеродермии, облысении, витилиго. В качестве фотосенсибилизаторов применяется вещество метоксипсорален. Оно принадлежит к группе соединений, известных под название «псоралены» и относящихся к группе фурокумаринов. В основном применяется 2 фотосенсибилизатора: Оксорален (Австрия 10 мг 8-метоксипсоралена (8-МОП) дозировка из расчета 0,6-0,8 мг на кг массы тела) и Аммифурин (Россия 20 мг 5-МОП и 8-МОП). Препараты принимаются за 1,5-2 часа до процедуры [6,7,8]..
Цель исследования: Центром Дерматологии приобретено новейшее оборудование Ультрафиолетовая кабина иУ 1000 КЬ Херберт Вальдманн ГмбХ & Ко. КГ. Фототерапия в кабине проводится по следующим методикам:
1. Фотохимиотерапия (ПУВА)
2. Узкополосное средневолновое УФБ -излучение на длине волны 311 нм
3. Селективная фототерапия (СФТ)
4. Комбинированная фототерапия (ПУВА + УФБ 311 нм)
5. Комбинированная фототерапия (ПУВА + СФТ)
Целью исследования является оценка эффективности лечения больных с витилиго узкополосной фототерапией (311 нм) и ПУВА-терапией с пероральным применением фотосенсибилизаторов.
118
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ