С другой, - её осуществление неизбежно сегментировано как разнообразием и вариативностью пространства художественной культуры, так и вариабельностью социокультурного состава самой аудитории, от случаев крупных «вкусовых» общностей, до микро-(социо)культурных проявлений, вплоть до индивидуально-личностных.
В контексте же взаимодействия Аудитории и Системы особо значимой видится роль художественных запросов, так как именно в них эксплицитно проявляются интересы и, более глубинно художественно-эстетические потребности аудитории. Запросы могут быть выявлены проанализированы и послужить основой для формирования более точно инструментованной культурной политики Системы в сфере художественной культуры.
Представляется, что такое уточнённое понимание Аудитории может способствовать более полному видению её характеристик и как объекта рефлексий различного рода, и как контрагенты Системы в ходе их взаимодействия в пространстве художественной культуры, даив более широком социокультурном контексте.
Список литературы
1. Культурные запросы населения и оптимизация управления деятельностью учреждений культуры [Текст] : Информ.-аналит. материалы социол. исслед. (Свердл. обл., лето-осень, 2003 г.) / Федер. агентство по культуре и кинематографии, Гос. Рос. Дом нар. творчества, М-во культуры Правительства Свердл. обл., Свердл. гос. обл. Дворец нар. творчества ; Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко, А. П. Коробейникова. - М. : Гос. Рос. дом. нар. творчества, 2005. -110 с.
2. Михайлова, Л. И. Социология культуры [Текст] : учеб. пособие / Л. И. Михайлова.
- М. : ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 232 с.
3. Мурзина, И. Я. Региональная культура как предмет философско-культурологического исследования [Текст] / И. Я. Мурзина // Известия Уральского государственного университета. - 2004. - № 29. - С. 86-97.
4. Перов, Ю. В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства [Текст] / Ю. В. Перов ; ЛГУ им. А. А. Жданова. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1980. - 188 с.
5. Синецкая, Т. М. Социология музыки [Текст] : учеб. пособие / Т. М. Синецкая. -Челябинск : ЧГИИК, 1998.- 282 с.
6. Сохор, А. Н. Социология и музыкальная культура [Текст] / А. Н. Сохор. - М. : Сов. композитор, 1975. - 202 с.
УДК 74.01/09
Игорь Юрьевич Сычев
Челябинская государственная академия культуры и искусств
ГЕРОЙ КОМИКСА И ГЕРОЙ КОМИКС-КУЛЬТУРЫ
Комикс-культура как культурный комплекс шире суммы художественных артефактов, она представляет собой специфическую форму мировидения. Это подтверждается морфологией «супергеройского комикса», и в частности вопросом о культурных героях комикс-культуры, чье множество типов шире, чем герои только собственно комиксов.
Ключевые слова: современная культура, массовая культура, комикс-культура, комикс, креолизованный текст, морфология сказки, супергерой.
©И. Ю. Сычев, 2012.
Ситуация вокруг исследований комиксов складывается таким образом, что приветствуются и реально представлены в современной науке лишь филологические и искусствоведческие работы. Между тем, больший интерес может представлять не только сам комикс как визуализированный рассказ, как средство коммуникации особого рода, или как креолизованный текст. Комикс является средоточием целого пласта культуры, источником многих культурных феноменов. Сегодня мы вполне можем говорить о комикс-культуре в двух смыслах этого термина.
1. Комикс-культура как сумма культурных артефактов.
2. Комикс-культура как специфический тип отношения к окружающему миру, мышления, взаимодействия с ним.
Если первое понимание вполне ясно и не нуждается в специальном обосновании, а только в раскрытии всех своих сфер, то второе понимание комикс-культуры требует объяснения. Однако же сделать этого без культурологического исследования комикса представляется не возможным.
В культурологическом аспекте исследование комикса должно начинаться с комикс-антропологии: с рассмотрения героя комикса и его персонажей, с изучения той культурной роли, которую они играют. Необходимо уточнить, что здесь под комиксом мы понимаем лишь англо-американские графические рассказы и инонациональные, копирующие внешнюю стилистику и внутреннюю морфологию. Японская манга и европейское bande dessinee нами исключены из рассмотрения в силу, во-первых, бытующего в профессиональной среде того национального определения комикса, которое мы привели выше. Во-вторых, отличия манги от англо-американского (или атлантического) комикса заключаются не только в определенной графической стилистике, но и на уровне характерных сюжетов, логики их развития, законов существования мира, в общем, того, что В. Пропп называл морфологией. То есть, в данном случае мы будем иметь дело с «морфологией супергеройского комикса», точнее - с ее частным вопросом о герое комикса. Если В. Пропп, анализируя сказки, называл одной из важнейших задач проблему классификации
и, выявлял специфический класс волшебных сказок, сделав их центром своего исследования [3],то мы выявляем четыре типа комиксов англо-американской культуры:
1) сказочные (однако сказочность эта не народного происхождения, а авторская), можно было бы назвать эти комиксы «мультипликационными», поскольку они наиболее связаны с известными анимационными сериями Уолта Диснея и пр. Однако мы будем употреблять все же термин «сказочные», поскольку супергеройский комикс впоследствии породил специфические жанры комикс-мультфильма и кинокомикса, а также кино по комиксу;
2) детективные (первоначально это был наиболее популярный жанр, однако с появлением супергеройских комиксов он постепенно утратил лидирующие позиции);
3) научно-фантастические;
4) супергеройские.
Последний тип может включать в себя элементы научной-фантастики или детективной интриги, в нем могут присутствовать мистические и магические сюжеты, однако суперге-роическое играет доминирующую и определяющую роль. Комикс такого типа не мог возникнуть в Европе или России, в Японии или Китае. Лишь в стране, лишенной собственных древних героев, культурных символов прародителей, вождей и т. д., могла сублимироваться фигура человека-хранителя, обладающего чудесной силой без магической основы. Супергерой американского комикса - это эрзац, который создает и использует американская культура, лишенная до-исторического мифического героя. Все иные герои американской культуры - борцы за независимость, пионеры, колонизаторы, ковбои не только могли существовать, но и реально существовали (как типы, но не обязательно как персонажи) и это делает их недостаточно привлекательными, недостаточно чудесными.
Супергеройский комикс концентрируется вокруг нескольких антропологических типов, это персонажи, которые обладают определенными устойчивыми типовыми характеристиками, которые реализуют одни и те же функции.
1. Супергерои (в силу специфики коммерческой комикс-индустрии в одном комиксе может присутствовать несколько героев из разных серий). Это один из двух классов персонажей, который унифицируется лишь по центральной роли, играемой в повествовании. Каждый супергерой должен быть уникален, иначе комикс теряет свою популярность. Унификация даже внешнего облика супергероев компанией БС привела к возникновению шаблона и появлению уничижительного описания: «мужчина в трусах поверх трико». Супергерой «двуличен» за очень редкими исключениями. Собственно, супергерой - это лишь альтер-эго персонажа-человека, поэтому типология супергероев должна строиться двумя параллельными линиями: супергероической и «обычной».
2. «Свита» супергероя, его помощники. Они исполняют функции технического обеспечения героя, наставничества, собственно героической помощи, вынесения морального суждения о действиях героя и пр.
3. Возлюбленная героя. Следует иметь в виду, что по определенным мотивам возлюбленная соответствует прекрасной даме рыцарской культуры, однако это не полное соответствие.
5. Антигерой или суперзлодей. Второй класс, который можно выделить лишь по центральной роли. Антигерои в комикс-сериях еще более разнообразны, поскольку обычно одному супергерою противостоят на протяжении развития серии разные антигерои. Однако, как и в случае с самими супергероями, антигерои могут быть определенным образом классифицированы по типам, в зависимости от мотивации и содержания их деятельности.
6. Антагонист «человеческой» личности супергероя. Возможные варианты: начальник, конкурент (бизнес или в отношениях с возлюбленной). Часто такие персонажи впоследствии развития становятся антигероями.
7. Обыватели, которые нуждаются в защите, однако не играют специальной роли, как «свита», возлюбленная или антагонисты.
Типология «человеческих личностей» супергероев может быть сведена к трем клас-
1) успешные в жизни личности (миллиардеры Брюс Уэйн - Бэтмен, Тони Старк - Железный человек и т. д.);
2) аутсайдеры, личности, чья степень социальной адаптации может ослабляться из-за ведения «двойной жизни». Самый яркий пример такого рода - Питер Паркер («Человек-паук»);
3) герои, у которых отсутствует «второе лицо» - доктор Манхэттен, Хеллбой, судья Дредд, Чудо-женщина. Их супергероическое либо является «открытым» всем, либо не имеет физической альтернативы (чаще всего это вызвано необратимыми изменениями).
Типология супергероического в комиксе сложнее. Классическим примером такой типологии является разделение супергероев по источнику их «суперспособностей», если можно так выразиться - по «энергетике» супергероизма. Тогда перед нами предстают технологические герои, мутанты, бойцы, жертвы экспериментов, маги, пришельцы, супермены (как класс, а не как отдельный и конкретный персонаж). Однако такая классификация на деле не работает, так эти классы в действительности будут комбинироваться во множестве конкретных случаев. Например, Бэтмен будет являться и технологическим героем и бойцом, доктор Манхэттен - и жертвой эксперимента, и супермэном, Железный человек - и жертвой эксперимента, и технологическим супергероем, Человек-паук
- жертвой эксперимента и мутантом. Кроме того, выделение класса суперменов является нарушением принципа такой классификации, поскольку в данном случае источник
суперспособностей не разъясняется. В случае Супермена - это его инопланетное происхождение, его расовая особенность, однако выделять такой класс - нецелесообразно.
Итак, как видим, существующая типология не рациональна, она не позволяет однозначно идентифицировать тип многих героев. Кроме того, она не пригодна и для цели исследования морфологии супергеройского комикса, поэтому мы подойдем к этой проблеме с иной стороны.
Томас Карлейль в классическом труде «Герои, почитание героев и героическое в истории» выделял 6 эволюционных (в аспекте исторического развития) типов культурных героев: герой как божество, как пророк, поэт, пастырь, писатель и, наконец, вождь [1]. Заметим, что Карлейль считал, что возникновение героя-божества возможно лишь в древности, когда люди мыслят довольно примитивно, однако супергерой комикса является ничем иным как именно божеством. Однако нас интересует не возможность вписать комикс-героев в классификацию Карлейля, а сам принцип устроения типологии по функциональному признаку.
В этом случае мы получаем следующую типологию супергероев:
1. Герои-хранители. Их деятельность, как правило, не имеет иных мотивов кроме охранения человечества. Таковы Супермен и доктор Манхэттен, таков Человек-Паук, хотя источник еще инициации в событийном факте иной группы как и у многих других.
2. Герои-мстители. Они реализуют принцип возмездия по личным мотивам. Мотивом их деятельности, как правило, является глубокое психологическое переживание личной трагедии - смерти родственников, возлюбленной и т. д. Наиболее яркий из всех примеров - Каратель.
3. Герои-судьи. Они отправляют функции судьи на основании явной социальной роли (судья Дредд) или второй личности (Сорвиголова). Мотив их деятельности - не возмездие, а справедливость или воздаяние.
4. Герои-шуты. Мотив их деятельности - развлечение. Следует иметь в виду, что всякое развлечение будет в любом случае иметь пафос морализации, поэтому развлекающийся в своем экзоскелете Тони Старк защищает родину от террористов и т. д. Поэтому Комедиант в «Хранителях» Алана Мура огорошивает читателя своей жестокостью во Вьетнаме и при подавлении уличных беспорядков, демонстрируя обратную сторону «американской мечты».
Этими четырьмя типами исчерпывается все множество супергероев. Такая типология при своей очевидной простоте не встречает случаев пересечения, если учитывать один факт: поскольку многие комикс-серии существуют десятилетиями, то конкретными являются лишь супергерои внутри определенного цикла, одного или нескольких авторов. С течением времени мотив деятельности супергероя может изменяться. Более того, такой сюжетный ход является одним из типичных вариантов развития фабулы комикса и является едва ли не обязательной частью логики супергеройского комикса.
Немногочисленность вариантов человеческих личностей супергероя и его маски позволяют нам сделать предположение о том, что число сюжетных ходов, варианты их развития и разрешения, форм конфликта и пр. - все это будет также довольно невелико. Иными словами, что существует определенный канон написания комиксов, который не зависит (или мало зависит) от отдельных авторов. Таким образом, супергеройский комикс предстает перед нами не в своем авторском аспекте, а как продукт определенной культуры в ее народном смысле, как эрзац сказочного фольклора, отсутствовавшего в американской культуре. Более того, само появление комикса в конце XIX и начале XX вв., достижение им пика своего развития в середине XX в., очевидно совпадает с формированием и развитием национального самосознания, а затем с определением американской нацией своего места в мире.
Однако перед нами по-прежнему стоит проблема, почему мы трактуем комикс-культуру как определенный способ мышления, как мировидение, а не только как простую сумму артефактов творчества в определенном «жанре» визуализированного рассказа?
Дело в том, что герой комикс-культуры, это не только герой комикса. Герой комикса
- лишь аверс; реверс же культурного героя комиксов - это их воссоздатель. Мы исключаем здесь:
1. Профессиональную группу авторов-создателей комиксов, хотя и здесь некоторые фигуры не лишены «героизма».
2. Пассивную группу «чтецов» или простых потребителей.
И профессиональные авторы и обычные читатели не являются как таковыми героями комикс-культуры: одни ее созидают, причем это деятельность, безусловно, творческая, все же имеет изначально коммерческий мотив. Авторы и читатели - это два полюса, в пространстве действия и внимания которых и разворачивается повествование о героях комикса и деятельность героев-комикс культуры.
1. В аспекте воссоздания комиксов перед нами предстают фигуры трех типов культурных героев: Герой-коллекционер, чей подвиг заключается в коллекционировании определенных серий. Мы называем это подвигом без иронии, так же как У. Эко в своем диалоге «Не надейтесь избавиться от книг» [4]. Коллекционируют не только сами выпуски комиксов, но и сопутствующую атрибутику - пластиковые фигурки, персонажей, фильмы и мультфильмы, эскизы рисунков (скетчи) и черновики сценариев, интервью с авторами и т. д.
2. Герой-соавтор. Это тот тип, что соучаствует в творении комиксов, занимается рисованием так называемых фан-артов. Потенциально герой-соавтор является автором.
3. Герой-косплеер. Еще этот тип можно было бы назвать «клоном». Мы избегаем в данной ситуации термина «подражатель» по причинам, которые будут названы ниже. Косплей - «форма воплощения действия, совершаемого на экране <...> По своей сути, косплей является отыгрышем того или иного персонажа и подразумевает максимальное соответствие ему не только во внешнем виде, но в манере поведения» [2]. Однако следует иметь в виду, что косплей - это «разовое перевоплощение» в персонажа комикса. Постоянный герой - это уже не косплеер.
Отдельным случаем перед нами предстает именно функциональное подражание, социальная мимикрия под комикс-героя. Такие эпизоды достаточно редки, поэтому мы не стали выносить их как отдельный класс. Однако ситуации не только костюмированного отыгрыша, но и реализации социальных функций супергероя случались уже не раз.
Поскольку комикс-культура породила как своих эпических, так и жизненных геров, мы можем говорить, что она является не только набором артефактов, но и формой миро-видения. Можно ли говорить о комикс-мировоззрении? Это уже вопрос социокультурной диагностики, а не исторического и теоретического исследования. Однако то, что комикс-культура является важным составным компонентом современной культуры вообще, и то, что герой комикса одновременно является одним из культурных героев современного мира не подлежит сомнению.
Список литературы
1. Карлейль, Т. Герои, почитание героев и героическое в истории [Текст] / Т. Кар-лейль. - М., 2008.
2. Косплей // Энциклопедический фонд Russika.ru [Электронный ресурс]. - http:// www.russika.ru/ef.php?s=4591.
3. Пропп, В. Я. Морфология сказки [Текст] / В. Я. Пропп. - Л., 1928.
4. Эко, У. Не надейтесь избавиться от книг! [Текст] / У. Эко, Ж.-К. Карьер ; интервью Ж.-Ф. де Тоннака. - СПб., 2010.