I.M. Sampiev
Heroism of the Soviet People in the Great Patriotic War as a Factor in Patriotic Upbringing
Issues of patriotic education of youth are considered. It is proved that one of the most important educational resources in Russian history is the heroism of the Soviet people in the Great Patriotic War. It is concluded that the central place in the system of patriotic education should be given to the traditions of heroism and self-sacrifice of the multinational Soviet people.
Key words and word-combinations: patriotism, heroism of the Soviet people, social adjustment and education of youth.
Рассматриваются вопросы патриотического воспитания молодежи. Доказывается, что одним из важнейших воспитательных ресурсов российской истории является героизм советского народа в Великой Отечественной войне. Обоснован тезис о том, что центральное место в системе патриотического воспитания должно отводиться традициям героизма и самоотверженности советского многонационального народа.
Ключевые слова и словосочетания: патриотизм, героизм советского народа, социализация и воспитание молодежи.
УДК 371.4:94(47)"1917/1991" ББК 74.200+63.3(2)6
И.М. Сампиев
ГЕРОИЗМ
СОВЕТСКОГО
НАРОДА В ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ
ПАТРИОТИЗМА
В
современных условиях актуализировалась проблема реализации воспитательной функции институтов и агентов социализации. Если в советский период воспитание подрастающего поколения осознавалось всеми субъектами образовательного пространства как важнейшая задача школы наравне с получением знаний и компетенций в образовательном процессе, то последние десятилетия отличаются сугубо утилитарным подходом к образованию, нацеленным в значительной мере на получение высоких показателей формальных оценок знаний в рамках ЕГЭ. Кроме того, семья как традиционный институт первичной социализации перестала выполнять воспитательную функцию в полном объеме, о чем свидетельствуют наблюдения и исследования социологов.
Об общем снижении качества и эффективности воспитательной работы с подрастающим поколением можно судить по получившим массовое распространение проявлениям делинквентности среди молодежи. Именно в этой среде все чаше проявляются нигилизм, девиации, жестокость в отношении более слабых — детей, стариков, животных. Выпадение из нормальной семьи как традиционной воспитательной среды вместе с навязываемым телевидением культом распущенности, насилия, жестокости, эгоизма и вседозволеннос-
Вестник Поволжского института управления • 2016. № 5 (56)
119
ти формирует в неокрепших душах далеко не лучшие качества. То, что раньше считалось девиацией, сегодня постепенно становится нормальным, и, напротив, норма воспринимается как нечто исключительное, пограничное.
Вместе с тем, все большее влияние приобретает не контролируемое родителями «плавание» по рискованному морю интернета с его соблазнами и особой моралью анонимности. Как результат, в установках общественного сознания постепенно как нечто нормальное стало восприниматься бравирующее бескультурье, агрессия, хамство, безответственность, бездуховность. Очевидно, что именно в среде представителей молодого поколения наиболее легко распространяется система «ценностей» потребительской культуры: эгоизм, примитивизация, консюмеризм, свобода как воля без ответственности, немотивированная агрессивность и т.п. [1, с. 543].
Воспитание — многогранный комплексный процесс, охватывающий многие сферы жизнедеятельности общества, и включает нравственное, патриотическое, физическое, эстетическое и другие формы, которые взаимодополняют друг друга. Одним из наиболее важных и эффективных в социальном плане направлений воспитательной работы является патриотическое воспитание. Справедливо мнение социологов, что основную цель патриотического воспитания составляет формирование гражданственности подрастающего поколения, осознанного восприятия исторических знаний о прошлом и традициях своего народа, его героической борьбе, уважения к государственной символике, воспитание верности и любви к Отечеству, непримиримости к его недругам [2, с. 62].
Под патриотизмом понимается набор таких социально значимых характеристик, как уважение к обществу и историческому наследию своей страны, уважение к собственной культуре и традициям, ответственность перед социумом, развитые гражданственность и правосознание. По мнению специально занимающихся этой тематикой А.Н. Вырщиикова и М.Б. Кусмарцева, «...патриотизм представляет собой своеобразный формат жизненных ориентаций гражданина России в реализации его жизненной стратегии, соответствующий реальным социальным интересам и ожиданиям окружающего его коллектива, общества и государства, впечатленный в его сознании, найденный в смысле собственного существования и опредмеченный в образе жизни» [3, с. 33].
Патриотическое воспитание имеет не только телеологическое, формирующее необходимый результат, но и инструментальное значение, выступая, как отмечал К.Д. Ушинскиий, и задачей, и эффективным педагогическим средством [4, т. 2, с. 160]. Однако в последнее время идеями патриотизма, к сожалению, стали прикрываться и откровенно националистические, неофашистские организации и деятели, которые стремятся подменить смысл патриотизма как любви к своей родине ксенофобией, неприязнью ко всему инородному. В связи с этим актуальной становится мысль А.Н. Вырщиикова и М.Б. Кусмар-цева о том, что патриотизм — это не движение против чего-либо или кого-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек [3, с. 49]. Отсюда авторы делают важный вывод: высшей ценностью является человек, умеющий и способный любить, а высшей ценностью самого человека является любовь к своей Родине. А любовь и ненависть несовместимы, антагонистичны по своей сути. Истинный патриотизм — источник мужества,
120 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 5 (56)
героизма и силы российского народа, составная часть национальной идеи, необходимое условие величия и могущества России [3, с. 10].
На наш взгляд, нет другого настолько масштабного и общезначимого события в истории российских народов, как Великая Отечественная война. По мнению Л.В. Намруевой, «память о Великой Отечественной войне при всех ее проблемах, ошибках, пробелах — это практически сегодня единственное объединяющее российский народ историческое событие прошлого» [5, с. 171]. Более того, это событие роднит всех представителей народов СНГ — десятки миллионов людей. Именно поэтому одним из важнейших ресурсов воспитания межнациональной толерантности и взаимного уважения российских граждан является героизм советского народа в Великой Отечественной войне. Такой подход является доминирующим и в общественном сознании: 62,7% респондентов считают патриотизм и 63% — героизм главными факторами победы. При этом показатели у всех возрастных групп молодых людей отличаются незначительно [6, с. 17].
В общественном сознании россиян Великая Отечественная война — общенародный символ, а ее последствия оцениваются как выдающиеся во всемирной истории, что убедительно показывают результаты социологических исследований. Выступая основным структурообразующим элементом духовности народа, историческая память о боевом братстве в Великой Отечественной войне, несомненно, является фактором его сплочения и мобилизации на решение стоящих перед ним социально-политических и экономических задач [7, с. 173].
Вопреки скептическим мнениям о молодом поколении, исследования демонстрируют благодарное отношение молодежи к ветеранам. Так, на вопрос «Как Вы считаете, достаточно ли в нашей стране заботятся о ветеранах войны ?» ответили «Нет» 71,3% опрошенных, среди которых больше всего 18—24-летних (76,2%). На втором месте 25—39-летние респонденты, среди которых считают заботу недостаточной 65,5% опрошенных [8]. Вместе с тем в массовом сознании отмечен и факт недостаточного внимания государства к ветеранам: так, более 26% опрошенных назвали их «Поколением победителей, которые не сумели воспользоваться плодами Победы» [6, с. 20]. Из материалов опросов видно также, что наибольшее чувство гордости у респондентов вызывает именно «массовый героизм на фронтах» (84,6%) [8].
Российская Федерация, как и Советский Союз, правопреемником которого она является, — страна многонациональная и поликонфессиональная, в ней столетиями уживаются множество народов. Как верно отмечает В.И. Тютькова, дело патриотического воспитания невозможно без привития любви к Родине, к своему дому, стремления и умения беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли [7, с. 24—25]. Чтобы это множество народов, языков, культур и конфессий жило в гармонии, надэтнический, надрегиональный, общегосударственный патриотизм должен быть инклюзивным, объединительным, поистине общенародным. Гуманистический характер истинного патриотизма — это аксиома, как и его неразрывная диалектическая связь с межнациональным сотрудничеством и миром, связь с высокой культурой межнациональных отношений. Общероссийский, общенародный патриотизм и межнациональное согласие тесно связаны между собой, выступают в диалектическом единстве.
Вестник Поволжского института управления • 2016. № 5 (56) 12. I
Однако находятся деятели, ложно трактующие понятие патриотизма, занимающиеся очернением доброго имени целых народов, разжигающие межнациональную рознь, проповедующие откровенно ксенофобские и профашистские настроения в среде молодежи. При этом используется и метод фальсификации истории Великой Отечественной войны, в частности героического участия в ней кавказских и некоторых других народов бывшего СССР.
Среди наиболее одиозных можно назвать кощунственный даже по несоответствию его содержания названию опус С.П. Куличкина «Вставай, страна огромная», опубликованный в серии «Национальная безопасность России» (М., 2005), по существу направленный только на одну цель — стравить российские народы, разделить и противопоставить их (что не удалось реализовать на практике Гитлеру). Другой перл этого «писателя» — «Черные тюльпаны перестройки» — вышел в журнале «Молодая гвардия» (2004 г., № 11—12). [9, с. 178—179]. Особым злопыхательством отличается и некий писатель И.В. Пыхалов в пасквиле «За что Сталин выселял народы», вышедшем в московском издательстве «Яуза-Пресс» в 2008 г.
Таких примеров, к сожалению, немало. Эти «писатели», искажая и фальсифицируя историю, превращая ее в «арену политической борьбы» [10], не получают своевременной и достойной оценки своей провокационной деятельности ни от органов прокуратуры, ни от Роскомнадзора. Отсутствие реакции на подобные экстремистские материалы существенно вредит патриотическому воспитанию молодежи, противопоставляет российские народы, разрушает сформированную великой Победой единую духовно-воспитательную среду. Отсутствие жесткого ответа на провокационные происки ксенофобов — один из существенных пробелов в патриотическом воспитании. Для опровержения всех этих измышлений имеется огромное количество исторических документов и мемуаров, достаточно привести авторитетные слова настоящего патриота, героя великой Победы маршала Г.К. Жукова: «В ... дни суровых испытаний народы Кавказа не дрогнули, не потеряли веры в силу и мощь единства многонационального Советского государства. <...> Расчет гитлеровского командирования, что с приходом немецко-фашистских войск народы Кавказа отойдут от Советского Союза, провалился» [11, с. 74].
70-летие Победы в Великой Отечественной войне как всемирно-историческое событие стало всенародным праздником и придало новый импульс системе патриотического воспитания молодежи [12, с. 39—40]. Несомненно, что и в дальнейшем важное место в патриотическом воспитании должно и будет отводиться славным традициям героизма и самоотверженности многонационального советского народа. При этом важно противостоять попыткам фальсификации истории, пресекать использование деструктивных этнополи-тических мифов при освещении вклада всех российских народов и народов бывшего СССР в победу в Великой Отечественной войне.
Библиографический список
1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М., 2006. Т. 2.
2. Социология молодежи: учебное пособие / Ю.Г. Волков, В.И. Добренькое, Ф.Д. Кадария [и др.] под ред. Ю.Г Волкова. Ростов н/Д, 2001.
3. Вырщиков А.Н., КусмарцевМ.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Волгоград, 2006.
122 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 5 (56)
В.А. Ручин, А.В. Ручин
4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М., 1974. Т. 2.
5. Намруева Л.В. Роль исторической памяти в формировании патриотизма // Вклад народов Северного Кавказа в победу над фашизмом в ВОВ 1941-1945 гг.: материалы Межрегиональной научно-практической конференции / отв. ред. В.Б. Убушаев. Элиста, 2005.
6. Афанасьева Л.И., Меркушин В.И. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 11-22.
7. Теория воспитания. Лабораторно-практические занятия для студентов: учебное пособие / под ред. И.А. Тютьковой. М., 2000.
8. Ефанова О.А., Лаврухина Е.А. Доминанты исторической памяти россиян: знания, оценки и отношение к Великой Отечественной войне. URL: http://credonew.ru/content/view/482/57/
9. Бембеев В.Ж. О новых попытках очернения «наказанных народов» // Вклад народов Северного Кавказа в победу над фашизмом в ВОВ 1941-1945 гг.: материалы Межрегиональной научно-практической конференции / отв. ред. В.Б. Убушаев. Элиста, 2005.
10. ВельцерХ. История, память и современность прошлого. Память как арена политической борьбы. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/vel3.html
11. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления: в 4 т. М., 1974. Т. 4.
12. Кусмарцев М.Б. Наследие Сталинградской битвы и российский патриотизм: грани интеграции (70-летию Сталинградской битвы посвящается) // Грани познания: электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ 2012. № 2 (16). URL: http://grani.vspu.ru/files/ publics/1346137297.pdf
V.A. Ruchin, A.V. Ruchin Sociocultural Risks of the Events of October 1917
The specificity of sociocultural risks of Russia during the radical transformations of the institutions of family, education and entrepreneurship that emerged in severe conflict of different models of development is considered. The analysis is focused on the reasons for the collapse of the Orthodox civilization, which happened as a result of its collision with the Marxism ideology.
Key words and word-combinations: education, family, entrepreneurship, social institution.
Рассматривается специфика социокультурных рисков России в условиях радикальной трансформации институтов семьи, образования, предпринимательства, возникших на фоне острого конфликта носителей различных моделей развития. Анализируются причины коллапса православной цивилизации, возникшего в ходе ее столкновения с идеологией марксизма.
Ключевые слова и словосочетания: образование, семья, предпринимательство, социальный институт.
УДК 354:94(47)"1917/1991" ББК 66.3(0),123+63/3(2)6
В.А. Ручин,, А.В. Ручин
социокультурныЕ
РИСКИ СОБЫТИЙ ОКТЯБРЯ 1917 г.1
Ве
еликая Октябрьская революция — событие мирового масштаба, в ходе которого сложилась принципиально иная картина социальных институтов. Процесс трансформации общества проходил в условиях ожесточенной классовой борьбы, завершившейся приходом к власти сторонников марксизма и возникновением новой комбинации компонентов российского общества [1, с. 94].
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект «Россия в 1917 году: институциональный ресурс, социальные риски и цивилизационный коллапс» (№ 15-33-12009).
Вестник Поволжского института управления • 2016. № 5 (56)
123