Научная статья на тему 'ГЕРОИЧЕСКАЯ ОБОРОНА БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ'

ГЕРОИЧЕСКАЯ ОБОРОНА БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
964
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / Германия / оборона / Брестская крепость / начало ВОВ / USSR / Germany / defense / Brest Fortress / the beginning of the Great Patriotic War.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Арсен Масумович Казимагомедов

В кратком сообщении описаны события, связанные с первыми месяцами Великой Отечественной войны. На основе научной литературы и исторических источников проанализированы подвиги защитников Брестской крепости, показано историческое значение этого события в истории войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEROIC DEFENSE OF THE BREST FORTRESS

In the report describes the events associated with the first months of the Great Patriotic War. On the basis of scientific literature and historical sources, the heroic exploits of the defenders of the Brest Fortress are analyzes, the historical significance of this event in the history of the war is studies.

Текст научной работы на тему «ГЕРОИЧЕСКАЯ ОБОРОНА БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ»

ГЕРОИЧЕСКАЯ ОБОРОНА БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ*

Казимагомедов Арсен Масумович студент,

Исторический факультет ФГБУ ВПО Дагестанский государственный университет, Махачкала, РФ. kazimagomedov2000@inbox.ru

Аннотация:

В кратком сообщении описаны события, связанные с первыми месяцами Великой Отечественной войны. На основе научной литературы и исторических источников проанализированы подвиги защитников Брестской крепости, показано историческое значение этого события в истории войны. Ключевые слова:

СССР, Германия, оборона , Брестская крепость, начало ВОВ

Arsen M. Kazimagomedov student, the History faculty The Dagestan State University,

Makhachkala, Russian Federation kazimagomedov2000@inbox.ru

Annotation:

In the report describes the events associated with the first months of the Great Patriotic War. On the basis of scientific literature and historical sources, the heroic exploits of the defenders of the Brest Fortress are analyzes, the historical significance of this event in the history of the war is studies.

Keywords:

USSR, Germany, defense, Brest Fortress, the beginning of the Great Patriotic War.

В июне 1941 г. многое указывало на то, что Германия развернула подготовку к войне против Советского Союза. К границе подтягивались немецкие дивизии. В этих тяжёлых условиях советское руководство стремилось не дать ни малейшего повода для начала войны. Оно даже разрешило «археологам» из Германии разыскивать «могилы солдат, погибших в годы Первой мировой войны»1. Под этим предлогом немецкие офицеры могли изучать местность, намечать пути будущего вторжения.

На рассвете 22 июня, в один из самых длинных дней в году Германия начала войну против Советского Союза. Три мощные группы германских армий двинулись на восток. Но самая сильная группировка войск противника развернула свои операции в середине этого огромного фронта.

Штурм крепости, города Брест и захват мостов через реки Западный Буг и Мухавец был поручен 45-й пехотной дивизии генерал - майора Фрица Шлипера, образованной из 4-й дивизии бывшей австрийской армии. Эта дивизия была усилена мортирными дивизионами, 31 -й и 34-й пехотным дивизиям 12-го армейского корпуса. Немцы заранее решили, что Брестскую крепость придется брать только пехотой - без танков, так как её окружали леса, болота, речные протоки и каналы. Задачей 45-й дивизии было: взятие Брестской крепости, железнодорожного моста через Буг северо-западнее крепости и нескольких мостов через реки Буг и Мухавец внутри, южнее и восточнее крепости. К концу дня 22 июня дивизия должна была продвинуться на 7-8 километров вглубь советской территории. На взятие крепости было отведено не более восьми часов.

DOI: https://doi.org/10.24411/2658-3836-2021-41020 * © Казимагомедов Арсен Масумович

© РОО « Ассоциация педагогов Республики Дагестан

® J Creative Commons «Attribution» 4.0 International License

К началу Второй мировой войны в крепости дислоцировалось 8 стрелковых и 1 разведывательный батальон, 2 артиллерийских дивизиона (противотанковой и противовоздушной обороны). Находились спецподразделения стрелковых полков и подразделения корпусных частей. А также сборы приписного состава 6-й Орловской и 42-й стрелковой дивизий 28 -го стрелкового корпуса 4-й армии, подразделения 17-го Краснознаменного Брестского пограничного отряда, 33 - го отдельного инженерного полка, несколько подразделений 132-го отдельного батальона конвойных войск НКВД, штабы частей [1,с.106].

Накануне войны в лагеря на учения из Брестской крепости были выведены больше половины подразделений этих двух дивизий - 10 из 18 стрелковых батальонов, 3 из 4 артполков, по одному из двух дивизионов. До сих пор нет точных данных о количестве человек, находящихся в крепости. По разным данным к утру 22 июня в крепости находилось от 8 до 9 тысяч человек, не считая членов трехсот семей военнослужащих. Генерал - полковник Г. Гудериан в книге «Воспоминания солдата» написал: «Развертывание войск и занятие исходных позиций для наступления прошли благополучно... Тщательное наблюдение за русскими, убеждало меня в том, что они ничего не подозревают о наших намерениях. Перспективы сохранения момента внезапности были настолько велики, что возник вопрос, стоит ли при таких обстоятельствах проводить артиллерийскую подготовку в течение часа, как это предусматривалось приказом.»

Непосредственно на крепость наступали до полутора тысяч человек пехоты из трёх батальонов 45-й пехотной дивизии. Вот что писал в своих воспоминаниях защитник Брестской крепости дагестанец Аслан Сурхайханов: «Накануне войны я служил в Брестской крепости в составе 84 -го стрелкового полка 6-й стрелковой дивизии писарем транспортной роты. Как все честные бойцы нашей армии, выполнял приказы моих командиров и политработников. Наша рота располагалась в маленькой казарме 1-го этажа. 21 июня после отбоя мы легли спать. Не знаю, сколько времени прошло, всё ещё было объято глубоким сном, но вдруг нас разбудил сильный толчок, точно землетрясение. Послышались крики: «Помогите, умираю!», «Война!», «К оружию!» Казалось, что это сон! Но это не был сон. Это была война.

Вначале бойцы растерялись, но потом оставшиеся в живых бросились к оружию и выбежали во двор, не успев, как следует одеться. Крепость горела. Слышались взрывы, крики, стоны. Огонь, направленный на крепость, не прекращался, и не было возможности сообразить, где враг, с какой стороны он нападает. Только свет пушечной ракеты давал нам возможность на несколько минут увидеть фашистов, частично ворвавшихся в крепость, и мы стреляли по ним.»2. Неожиданность атаки привела к тому, что единого скоординированного сопротивления гарнизон оказать не смог, и был разбит на несколько отдельных очагов.

Далее Сурхайханов вспоминал: «Со мной вместе в крепости были Хасан Салгереев, кумык из Дагестана, и Миллер - по национальности немец. 29 июня они были посланы в разведку, но не вернулись, и дальнейшая судьба их мне неизвестна. Вместе с другими оставшимися в живых я попал в концлагерь»2.

Штурмовой отряд немцев, наступавший через Тереспольское укрепление, первоначально не встретил серьёзного сопротивления и, пройдя Цитадель, передовыми группами вышел на Кобринское укрепление. Однако, части гарнизона оказавшиеся в тылу немцев перешли в контратаку, расчленив и частично уничтожив атакующих.

Том. 4. август 2021

специальный выпуск

Немецкая пехотная рота при поддержке саперов захватила железнодорожный мост через реку Буг и два моста, соединяющие Западный и Южный острова с Цитаделью. В Цитадели немцы смогли закрепиться лишь на отдельных участках. Сильное сопротивление они встретили на Волынском и на Кобринском укреплении, где дело доходило до штыковых атак. При этом в центре Цитадели, Свято-Михайловском соборе - бывшей крепостной церкви -оказались в окружении остатки прорвавшейся в Цитадель немецкой роты, которая потеряв две трети личного состава, отступила обратно к церкви и заняла круговую оборону.

Ночью на 23 июня, оставшимся защитникам крепости удалось объединиться в две боевых группы: 455-го стрелкового полка, возглавляемую лейтенантом А.А. Виноградовым и капитаном И.Н. Зубачёвым, и группу так называемого «Дома офицеров» (этим подразделением руководили полковой комиссар Е.М. Фомин, старший лейтенант Щербаков и рядовой Шугуров). Встретившись в подвале «Дома офицеров», защитники Цитадели попытались скоординировать свои действия: был подготовлен датированный 24 июня проект приказа №1, в котором предлагалось создать сводную боевую группу и штаб во главе с капитаном И.Н. Зубачёвым и его заместителем полковым комиссаром Е.М. Фоминым, подсчитать оставшийся личный состав. Связные образованного штаба немедленно отправились по участкам обороны - все живые, все, кто мог держать оружие и сражаться, должны были войти в единую цепочку сопротивления. Но, как показало ближайшее будущее, эффективно наладить боевое взаимодействие было уже крайне трудно. Только в 1951 году при разборе завалов казармы у Брестских ворот был найден приказ №1. До этого считалось, что защита крепости была неорганизованной.

К вечеру 24 июня немцы овладели большей частью крепости, за исключением участка «Дома офицеров» возле Брестских (Трёх Арочных) ворот Цитадели, казематов в земляном валу на противоположном берегу реки Мухавца и расположенного на Кобринском укреплении так называемого «Восточного форта», которым командовал майор П.М. Гаврилов. Анализируя диспозицию войск, Михаил Солонин, ссылаясь на отчет 45-й немецкой пехотной дивизии, отмечает признание врагом мужества ее защитников. «Русские сражались в Брест-Литовске неимоверно выносливо и стойко, показали отличную солдатскую выучку и в большинстве своем проявили заслуживающую уважения готовность сражаться» [2,с.42з].

29 дней малочисленный гарнизон крепости оказывал стойкое сопротивление немецко-фашистским захватчикам. Потери защитников крепости были большие (попали в плен 7000 чел.), но и немцы потеряли 1120 чел. убитыми — это огромная цифра на общем фоне потерь на Восточном фронте на этот период. Такого героического отпора гитлеровская армия на Западе до этого еще нигде не встречала.

Главное же заключается в том, что немцы потеряли темп, на месяц немецкая дивизия в полном составе была прикована к крепости. В. Мединский пишет: «Основным условием успеха для Операции "Барбаросса" была не внезапность, а не создание многократного превосходства на направлениях главного удара, не удары танковыми клиньями. Главным условием победы была скоротечность войны. Скоротечность, исключающая возможность войны с русскими на истощение» [з,с. 145].

Что же встало на пути блицкрига? Ответ один — массовый героизм, проявленный войском в 1941 г. Защитники советского форпоста личным примером вдохновляли остальных воинов на разгром агрессора. И подобное

сопротивление врагу было оказано повсеместно и на следующих этапах вторжения фашистов.

Приложение:

1. Гудериан Г. Воспоминания солдата.//Сайт электронной библиотеке «Литмир» / URL: https://www.litmir.me/br/?b=11248&p=1 (дата обращения 20.05.2021)/

2. Увайсов У. Как это было. Брестская крепость / / Молодежь Дагестана. 15 мая, 2015 / URL:https://md-gazeta.ru/obshhestvo/6862 (дата обращения 20.05.2021)

Список литературы:

1. Смирнов С.С. Брестская крепость. М.: Молодая гвардия. 1964.

2. Солонин М. С. Июнь 41-го. Окончательный диагноз. М.: Эксмо. 2013.

3. Мединский В. Р. Война. Мифы СССР. 1939-1945. М. : Олма Медиа Групп. 2011.

4. Суворов, А.М. Брестская крепость на ветрах истории., Брест: СЭЗ. 2004.

Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Кафедры истории России XX-XXI веков, ФГБУ ВПО Дагестанский государственный университет Тагирова Патимат Магомедовна.

Статья поступила: 23.06.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.