Научная статья на тему 'Герметизация раскатывающих проходчиков скважин'

Герметизация раскатывающих проходчиков скважин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
100
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУНТ / СКВАЖИНА / КАТКИ / ЗАЗОРЫ / УПЛОТНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Лис Виктор, Пономаренко Юрий Евгеньевич

В статье приводятся различные схемы герметизации межкатковых торцевых зазоров применяемые в современных конструкциях многокатковых раскатывающих рабочих органов. Даны их преимущества и недостатки. Описана принципиальная схема произвольного катка, допускающая проникание внутрь некоторого количества грунта, а также схема сопряжения произвольной пары катков с герметизацией клиновидных межкатковых зазоров посредством уплотнений сферического типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Лис Виктор, Пономаренко Юрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sealing of the rolling drifters of wells

Various schemes of sealing the mezhkatkovykh of face gaps applied in modern designs the mnogokatkovykh of the rolling workers of bodies are provided in article. Their advantages and shortcomings are given. The schematic diagram of any skating rink allowing penetration in a soil quantity, and also the scheme of interface of any couple of skating rinks to sealing wedge-shaped the mezhkatkovykh of gaps by means of consolidations of spherical type is described.

Текст научной работы на тему «Герметизация раскатывающих проходчиков скважин»

change. The article dwells on the factors affecting the technological parameters of a single-bucket excavator's operation, its energy efficiency and productivity. There is presented an analysis of dependencies of load capacity and productivity on technological operational indicicators of an excavator.

Keywords: excavator, hydraulic circuit, efficiency, load capacity, productivity.

References

1. Soloviev D.B. Otsenka energozatrat vyemochno-pogruzochnykh mashin na peremeshchenie gornoi massy v zavisimosti ot geomekhanicheskogo so-stoianiia massiva [Evaluation of power inputs of loading machines on moving rock mass depending on geomechanical condition of a massif]. Novye tekhnologii. Gornoe oborudovanie i elektromekhanika, no 5, 2010. pp. 22 -26.

2. GOST 17752-81 1. Hydraulic and pneumatic bulk. Terms and definitions. Moscow, Publishing Standards, 1988. 73 p.

3. Kuznetsova V. N., Savinkin V. V. Obosnovanie kriteriev otsenki effektivnosti ekskavatora KOMATSU PC300 [Justification of assessment criteria of the KOMATSU PC300 excavator's efficiency]. Stroitel'nye i dorozhnye mashiny, 2014, no 3. pp. 9 - 12.

4. Khrebtov N.V. Vliianie ob"emnogo KPD nasosa na proizvoditel'nost' ekskavatora [Influence of volumetric efficiency on an excavator's productivity]. Stroitel'nye i dorozhnye mashiny, 1986, no 1. pp. 11 -12.

5. Kordak R., Nikolaus H. Les transmission hydraustatique a regulation secondaire. Les cours d'hydraulique. Vol. 6. Mannesmann Rexroth. RF 00293, 1989. 75 p.

6. Mentzner F. Kennwerte der Dynamik sekundargeregelter Axialkolbeneinheiten. Dissertation. Universite militaire de RFA, Hambourg, 1985.

7. Kordak R. Sekundargeregelter hydrostatishe Antriebe // Jurn. O + P. 1985. No. 9.

8. Dragomirow D.V. Issledovanie energodi-namicheskikh i regulirovochnykh kharakteristik gid-roprivoda s gidromotornym blokom rasshirennogo diapazona: dis. ... kand. tekhn. nauk: 05.04.13 [Research of energodynamic and regulating characteristics of hydraulic circuit with hydromotor block of extended range: dis. ... cand. tehn. sciences]. Moscow, 2010. 179 p.

Кузнецова Виктория Николаевна (Россия, г. Омск) - доктор технических наук, профессор ФГБОУ ВПО «СибАДИ». (644080, г. Омск, ул. Ми-ра,5, e-mail: dissovetsibadi@bk.ru)

Савинкин Виталий Владимирович (Казахстан, г. Петропавловск) - кандидат технических наук, заведующий кафедрой Транспорт и машиностроение Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева (150000, Казахстан, Петропавловск, ул. Пушкина, 86)

Kuznetsova Viktoria Nikolaevna (Russian Federation, Omsk) - doctor of technical sciences, professor of The Siberian State Automobile and Highway Academy (SibADI). (644080 Russia, Omsk, 5 Mira st., e-mail:dissovetsibadi@bk. ru)

Savinkin Vitaliy Vladimirovich (Kazakhstan, Pet-ropavlovsk) - candidate of technical sciences, head of the department "Transport and mechanical engineering" of North-Kazakhstan State University named after M. Kozybayev (150000, Kazakhstan, Petropav-lovsk, Pushkin St., 86)

УДК 624.15

ГЕРМЕТИЗАЦИЯ РАСКАТЫВАЮЩИХ ПРОХОДЧИКОВ СКВАЖИН

В. Лис1, Ю.Е. Пономаренко2 1Германия, г. МйИеЫЬега^ 2 ФГБОУ ВПО «СибАДИ», Россия, г. Омск

Аннотация. В статье приводятся различные схемы герметизации межкатковых торцевых зазоров применяемые в современных конструкциях многокатковых раскатывающих рабочих органов. Даны их преимущества и недостатки. Описана принципиальная схема произвольного катка, допускающая проникание внутрь некоторого количества грунта, а также схема сопряжения произвольной пары катков с герметизацией клиновидных межкатковых зазоров посредством уплотнений сферического типа.

Ключевые слова: грунт, скважина, катки, зазоры, уплотнения.

Введение

Наряду с наиболее распространёнными способами проходки скважин без выемки грунта - выштамповыванием, пробивкой, проколом и винтовым продавливанием [1-3] одним из перспективных является метод проходки скважин раскатыванием, суть которого заключается в обкатывании стенки образуе-

мой скважины свободно вращающимися на валу рабочего органа катками (рис. 1). Деформация грунта происходит под действием контактных сил давления катков на забой скважины вследствие эксцентричного расположения их на валу рабочего органа и поступательного перемещения вдоль оси образуемой скважины [4,5].

Несмотря на ряд преимуществ, как например: отсутствие шума и динамических нагрузок; высокий коэффициент полезного действия; значительно меньшую энергоёмкость процесса проходки скважин раскатыванием перед другими этот способ до настоящего

\ Мкр

времени не получил надлежащего уровня внедрения в производство. Основной причиной сложившейся ситуации является проблема герметизации межкатковых торцевых зазоров раскатывающих рабочих органов [6,7,8].

а о

Рис. 1. Принципиальная схема многокаткового раскатывающего рабочего органа: а - пространственная модель рабочего органа в скважине со схемой приложения сил действующих в процессе раскатывания: Мкр - крутящий момент приложенный к валу рабочего

органа; Р1 - Р8 - сила сопротивления грунта смятию катками 1-8 (см. рис. б); Fтр 1 - Fтр 8 - сила трения между стенкой скважины и контактной поверхностью соответствующего катка; б - принципиальная схема устройства рабочего органа с примером расположения оси вращения j-го катка ZJ относительно оси вала Z (см. выносной элемент I и вид А): 1-6 - катки формирующие; 7-8 - катки калибрующие (реверсивные); 9 - каток возвратный; 10 - вал рабочего органа; eoj - эксцентриситет - смещение оси j-го катка ZJ,

относительно оси вала Z; - угол разворота оси катка ZJ, относительно оси вала Z

Проблемы и способы герметизации многокатковых раскатывающих рабочих органов

Принцип действия многокатковых раскатывающих рабочих органов (рис. 1) основанный на развороте осей катков на некоторый угол относительно оси вала, смещении

этих осей от оси вала на определённый эксцентриситет е^ и их ориентация в различных

направлениях, нормально к оси вала, влечет за собой образование клиновидных зазоров между торцевыми поверхностями соседних катков (рис. 2). Вращение катков и вала в противоположных направлениях приводит к волнообразным движениям смежных торцевых поверхностей соседних катков, вызываемое вращением клиновидных межкатковых зазоров с частотой вращения вала раскатчика [9].

В месте контакта катков со стенкой скважины грунт деформируется, уплотняется и сдвигается в грунтовой массив, что вызывает наращивание внутренних напряжений и повышение прочности грунта. За пределами торцевых кромок катков их силовое воздействие на стенку скважины отсутствует, а освободившийся от внешнего давления грунт частично выпирает из стенки скважины, под действием внутренних напряжений стремящихся восстановить равновесие в грунтовом массиве, и проникает при этом в межкатковые клиновидные зазоры (рис. 2а).

Глубина и объём зазоров зависит от конструкции узлов сопряжения торцевых поверхностей катков с валом. Основные принципиальные схемы сопряжений представлены на рисунке 2. Здесь выделяются три, принципиально отличающиеся друг от друга, группы схем.

К первой группе относятся конструкции в которых сопрягаемые элементы располагаются на возможно малом поперечном сечении вала (рис. 2а). Достоинством данной группы является относительная простота их изготовления. Основной недостаток заключается в заполнении клиновидных зазоров грунтом, уплотнении последнего, под действием волнообразных движений смежных торцевых поверхностей катков, перемещении его к осям вращения катков и впрессовывании в зазоры между сопрягаемыми элементами. При этом грунт, проникший в зазоры сопряжений катков и вала, блокирует их и нарушает работоспособность раскатывающего рабочего органа.

Наиболее распространённой, в настоящее время, является вторая группа схем сопряжений катков и вала, представляющая собой уплотнения фланцевого типа. На ри-

сунке 2б, «в» и «г» представлены три варианта конструктивных исполнений данной группы схем уплотнений.

Исполнение по варианту «б» представляет собой схему сопряжений идентичных первой группе, но с увеличенным поперечным сечением шейки вала примерно до 90% диаметра сопрягаемого с ней основания катка. Во избежание недоразумений при ссылке на ту или иную схему сопряжения катков 1 с валом 2 предлагается исполнение по варианту «б» обозначать как «уплотнение фланцевое радиальное» [10].

Достоинством данного и последующих схем уплотнений клиновидных межкатковых зазоров является отсутствие этих зазоров в явном виде. В схемах «б», «в» и «г» клиновидные зазоры перекрыты жёстко закреплёнными на валу 2 фланцами 4, а в схеме «д» сферическим кольцом 5. Основными недостатками схем «б», «в» и «г» являются высокие относительные линейные скорости перемещения сопряжённых поверхностей и повышенная опасность проникания грунта в зазоры между сопряжёнными элементами, вследствие смещения последних к периферии основания катка в непосредственную близость к стенке скважины.

Исполнение по варианту «в» является модернизацией варианта «б» путём введения в конструкцию узла сопряжения дополнительных уплотняющих поверхностей. Их роль исполняют торцевые поверхности катков 1 и контактирующие с ними плоскости фланцев 4. Данную схему предлагается, аналогично предыдущей, обозначать как «уплотнение фланцевое радиально-торцевое» [11].

В результате конструктивного упрощения варианта «в», заключающегося в устранении сопряжения цилиндрических поверхностей фланцев 4 с катками 1, уплотнение межкатковых зазоров осуществляется только по торцевым поверхностям катков и контактирующим с ними плоскостям фланцев (рис. 2г), при этом диаметр поперечных сечений фланцев увеличен до размеров сопряжённых с ними оснований катков. По аналогии с предыдущими схемами сопряжений катков с валом предлагается вариант «г» обозначать как «уплотнение фланцевое торцевое» [10].

Преимуществом данной схемы сопряжения катков с валом перед схемами уплотнений клиновидных зазоров по вариантам «б» и «в» является относительная простота изготовления и возможность регулирования силы прижатия контактирующих плоскостей оснований катков и фланцев.

Недостатки этого варианта заключаются, в повышенном абразивном износе периферийных участков цилиндрических поверхностей фланцев 4 вследствие их трения о стенку скважины со скоростью вращения вала 2 и,

как и в предыдущих вариантах, в возможности проникания грунта через зазоры между сопрягаемыми элементами внутрь катков 1 и попадание его в подшипниковые узлы 3, что приводит к выходу раскатчика из строя.

Г Д

Рис. 2. Принципиальные схемы уплотнений межкатковых клиновидных зазоров: а - схема уплотнений подшипниковых узлов путём сопряжения оснований катков с шейками вала; б - схема фланцевого радиального уплотнения межкатковых зазоров; в - схема фланцевого радиально-торцевого уплотнения; г - схема фланцевого торцевого уплотнения; д - схема сферического уплотнения межкатковых зазоров 1 - каток; 2 - вал; 3 - подшипник; 4 - фланец; 5 - кольцо сферическое. А - пустоты

В результате поисков решений проблемы герметизации многокатковых раскатывающих рабочих органов в Научно-исследовательской лаборотории строительного производства (НИЛСП) при Карагандинском политехническом институте (КПТИ) и НПО "ССФС", в 80-е годы прошлого столетия, предложена принципиально новая схема сопряжения катков (рис. 2д). Здесь сознательно отмечено катков, не упоминая вал, так как этот тип уплотнений, названный «сферическим», не имеет контакта с валом 2 и перекрывает клиновидный зазор путём размещения между торцевыми поверхностями соседних катков 1 кольцевого шарового слоя 5, одновременно сопряжённого со смежными основаниями обоих катков. Выпуклая сферическая поверхность шарового слоя сопряжена с вогнутой сферической поверхностью в торцевой части одного из катков имея возможность, вследствие сфери-

ческой формы сопряжения, совершать колебательные движения вокруг геометрического центра шара и компенсировать таким образом взаимные колебательные (волнообразные) движения смежных торцевых поверхностей соседних катков. Смежная торцевая поверхность второго катка выполнена плоской и сопряжена с плоской поверхностью большего диаметра сферического кольца с возможностью относительного перемещения (скольжения) по ней. Такое конструктивное исполнение сопряжения смежных торцевых поверхностей катков позволяет компенсировать любые относительные движения последних. Износ трущихся поверхностей сферического кольца 2 и сопряжённых с ним торцевых поверхностей катков 1 компенсируется путём осевого перемещения одного из оснований катков под действием упругих элементов 7 (рис. 3).

Рис. 3. Принцип герметизации раскатывающего рабочего органа, допускающий проникновение грунта внутрь катков: 1 - каток; 2 - вал; 3 - подшипник; 5 - кольцо сферическое; 6 - кольцо прижимное; 7 - элемент упругий; 8 - заглушка Zр - геометрическая ось вала раскатывающего рабочего органа; - геометрическая ось катка. А - свободное пространство; Б - канал соединительный; В - отверстие ревизионное; Н - полость накопительная. п - плоские поверхности трения уплотнительных колец 5 и 6; с - сферические поверхности трения уплотнительных колец 5 и катков 1

Сферическое уплотнение имеет следующие преимущества перед фланцевым:

- отсутствие деталей трущихся о стенку забоя скважины, что практически исключает абразивный износ элементов уплотнений вследствие их взаимодействия с грунтом;

- постоянное смещение пятна контакта трущихся поверхностей и контролируемость силы прижатия последних упругими элементами, что предохраняет их от перегрева и чрезмерного износа;

- значительно меньшие затраты энергии на преодоление внутренних сил сопротивлений от трения уплотнительных элементов.

Основным недостатком, как фланцевых так и сферических уплотнений, является невозможность полного исключения проникания микрочастиц грунта внутрь рабочего оборудования. Постепенно накапливаясь в свободных пространствах «А» внутри рабочего органа (рис. 3) грунт проникает в подшипниковые узлы 3 и блокирует катки 1 на валу 2, вследствие чего раскатчик скважин становится неработоспособным.

В результате поиска решений обеспечивающих удовлетворительную работоспособ-

ность многокатковых раскатывающих рабочих органов, путём исключения опасности проникания грунта в подшипниковые узлы катков, авторами настоящей статьи разработано, к концу прошлого десятилетия, оригинальное и надёжное, не имеющее аналогов в мировой практике, уплотнение межкатковых клиновидных зазоров.

В отличие от общепринятого направления развития систем герметизации узлов сопряжений путём уменьшения величины зазоров между сопрягаемыми элементами с целью сокращения количеста проникающего в катки грунта, до полного его исключения (что недостижимо, у многокатковых раскатчиков, принципиально), здесь допускается проникновение внутрь некоторого количества грунта. Предложенное конструктивное решение по герметизации межкатковых клиновидных зазоров представлено на рисунке 3. Данная схема герметизации включает катки 1, установленные, с возможностью вращения посредством подшипников 3, на валу 2. Смежные торцевые поверхности катков 1 сопряжены посредством сферического кольца 5 и прижимаемого к нему упругими элементами 7 прижимного кольца 6.

При вращении вала, в процессе раскатывания скважины, катки 1 совершают сложные относительные движения вызывающие относительные смещения сферического кольца 5 и прижимного кольца 6 по плоским поверхностям «п» и, одновременно сферического кольца 5 и катка 1 по сферическим поверхностям «с». Сопрягаемые поверхности увлекают за собой микрочастицы грунта, которые осыпаются в пустоты «А» внутри катка 1, откуда, минуя подшипниковые узлы 3, грунт попадает, по соединительным каналам «Б», в накопительные полости «Н».

После извлечения раскатчика из очередной скважины проводится его контрольный осмотр через ревизионные отверстия «В», устанавливается уровень заполнения накопительных полостей «Н» грунтом и, при необходимости, производится их очистка. Во время работы раскатчика ревизионные отверстия закрыты заглушками 8.

Заключение

В результате многолетних научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ авторами настоящей статьи разработана надежная и эффективная системы герметизации раскатывающих рабочих органов.

Конструкция оборудования для раскатывания скважин, герметизация которого выполнена по описанному выше способу, защищена патентом Германии № 10 2010 034 412 от 14.08.2010 [12].

В период 2009 - 2010 годов в Германии разработан комплект рабочих чертежей на раскатывающий рабочий орган «RS-630» с описанной выше системой герметизации для образования в грунте скважин диаметром 630мм. Отличительной особенностью этого оборудования является возможность заполнения скважины бетоном через полый вал рабочего органа при его извлечении из скважины. Вся рабочая документация выполнена в соответствии с ГОСТ и DIN в электронном виде в PDF-формате. За справками по данному оборудованию можно обратится к авторам настоящей статьи.

Библиографический список

1. Верстов, В. В. Технология и комплексная механизация шпунтовых и свайных работ: учеб. пособие / В. В. Верстов, А. Н. Гайдо, Я. В. Иванов; 2-е изд. стер. - СПб.: изд-во «Лань», 2012. - 288 с.

2. Мангушев, Р. А. Современные свайные технологии: учеб. пособие / Р. А. Мангушев, А. В. Ершов, А. И. Осокин; 2-е изд., пераб. изд. - М.: АСВ, 2010. - 240 с.

3. Штоль, Т. М. Технология возведения подземной части зданий и сооружений / Т. М. Штоль,

В. И. Теличенко, В. И. Феклин. - М.: Стройиздат, 1990. - 282 с.

4. Свирщевский, В. К. Проходка скважин в грунте способом раскатки. - Новосибирск: Наука, 1982. - 121с.

5. Саурин, А.Н. Сваи в раскатанных скважинах / А. Н. Саурин, Ю. В. Редькина // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. -2005. - № 12. - С. 12-17.

6. Основания и фундаменты. Устройство-фундаментов из набивных свай в раскатаных скважинах. Правила, контроль выполнения и требования к результатом работ:Стандарт организации СТО 221 НОСТРОЙ 2.5.75-2014- Введ. 201404-15. - Содружество строителей. Дело № 82-Санкт-Петербург,151 лист.

7. Патент 2204659 RU. Навесной рабочий орган для винтовой раскатки скважин в грунте / Саурин А.Н., Багдасаров Ю.А., Жадановский Б.В. и др. - № 2002109287/03; Заявл. 11.04.2002 // Опубликовано: 20.05.2003.

8. Лис В., Объективные факторы, сдерживающие внедрение метода уплотнения грунта раскатыванием / В. Лис, Ю. Е. Пономаренко, М. Лис // Строительные и дорожные машины. - 2011. - № 1. - С. 20-24.

9. Lis V., Ponomarenko J. E. Wälzbohrgerät zur Herstellung von Bohrlöchern im Erdreich durch Bodenverdichtung. Bauingenieur. - Band 83, September 2008. - pp. 376-378.

10. Патент 1764518 SU. Устройство для образования скважин в грунте / Бобылев Л.М., Бобылев А.Л., Свирщевский В.К.- № 4828433/03; Заявл.28.05.1990// Опубликовано:23.09.1992. Бюл. № 35.

11. Патент 2447235 RU. Раскатчик для устройства набивных свай / Бобылев А.Л., Доценко А.И.- № 2010126722/03; Заявл. 30.06.2010// Опубликовано: 10.04.2012. Бюл. № 10.

12. Patentschrift DE 10 2010 034 412 B3, 2011.11.17. M. Lis, V. Lis, J. E. Ponomarenko. Walzenbohr-Vorrichtung // Tag der Anmeldung: 14.08.2010. - Deutsches Patent- und Markenamt, 80297 München.

SEALING OF ROLLING DRIFTERS OF WELLS

V. Lis, Y. E. Ponomarenko

Abstract. The article presents various schemes of sealing of the interrolling end clearances applied in modern constructions of multiple rolling working bodies, their advantages and disadvantages. The article describes a schematic diagram of a random roller allowing the penetration of a soil's amount inside, and also a coupling's scheme of a random pair of rollers with a sealing of wedge-shaped interrolling clearances by means of consolidations of a spherical type.

Keywords: soil, well, rollers, clearances, consolidations.

References

1. Verstov V. V., Gajdo A. N. Tehnologija ustrojstva svajnyh fundamentov [Technology for

arranging bases' wells]. St. Petersburg, Lan', 2012. 288 p.

2. Mangushev R. A., Ershov A. V., Osokin A. I. Sovremennye svajnye tehnologii: ucheb. posobie [Modern pile technologies: textbook]. Moscow, ACB, 2010. 240 p.

3. Shtol' T. M., Telichenko V. I., Feklin V. I. Tehnologija vozvedenija pod-zemnoj chasti zdanij i sooruzhenij [Technology of constructing underground part of buildings and constructions]. Moscow, Strojizdat, 1990. 282p.

4. Svirshhevskij V. K. Prohodka skvazhin v grunte sposobom raskatki [Advance of wells in soil by means of expansion]. Novosibirsk,Nauka, 1982. 120p.

5. Saurin A. N., Red'kina Y. V. Svai v raskatannyh skvazhi-nah [Piles in rolled wells]. Stroitel'nye materialy, oborudovanie, tehnologii XXI veka, 2005, no 12. pp. 12-17.

6. Osnovanija i fundamenty. Ustrojstva fundamentov iz nabivnyh svaj v raskatanyh skvazhinah. [Foundation engineering. Arrangement of bases of grouted piles in rolled wells] Pravila, kontrol' vypolnenija i tre-bovanija k rezul'tatom rabot:Standart organiza-cii STO 221 NOSTROJ 2.5.75-2014- Vved. 2014-04-15. - Sodruzhestvo stroitelej. Delo № 82-Sankt-Peterburg, 151 list.

7. Saurin A.N., Bagdasarov Y.A., Zhadanovskij B.V. Navesnoj rabochij organ dlja vintovoj raskatki skvazhin v grunte [Hinged working body for screw expansion of wells in soil] Patent RF no 2002109287/03, 2003.

8. Lis V., Ponomarenko Y. E., Lis M.Obektivnye faktory, sderzhi-vajushhie vnedrenie metoda uplotnenija grunta raskatyvaniem [The objective factors constraining introduction of a method of soil's consolidation using rolling]. Stroitel'nye i dorozhnye mashiny, 2011, no 1. pp. 20-24.

9. Lis V., Ponomarenko J. E. Wälzbohrgerät zur Herstellung von Bohrlöchern im Erdreich durch Bodenverdichtung. Bauingenieur. Band 83, September 2008. pp. 376-378.

10. Bobylev L.M., Bobylev A.L., Svirshhevskij V.K. Ustrojstvo dlja obrazovanija skvazhin v grunte [The device for creating wells in soil] Patent SU no 4828433/03, 1992.

11. Bobylev A.L., Docenko A.I. Raskatchik dlja ust-rojstva nabivnyh svaj [The rolling device for arrangement of wells in soil] № 2010126722/03, 2012.

12. Patentschrift DE 10 2010 034 412 B3, 2011.11.17. M. Lis, V. Lis, J. E. Ponomarenko. Wal-zenbohr-Vorrichtung // Tag der Anmeldung: 14.08.2010. Deutsches Patent- und Markenamt, 80297 München.

Лис Виктор (Германия, Mittel) - кандидат технических наук (88441, Mittel, Germany, e-mail: vidalis@kabelbw. de)

Пономаренко Юрий Евгеньевич (Россия, Омск) - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Инженерная геология, основания и фундаменты ФГБОУ ВПО «СибАДИ». (644080, г. Омск, пр. Мира, 5)

Lis Victor (Germany, Mittlebiberach) - candidate of technical sciences (88441, Mittlebiberach, Gemany, e-mail: vidalis@kabelbw. de)

Ponomarenko Yuriy Evgenievich (Russin Federation, Omsk) - doctor of technical sciences, professor, Head of the department "Engineering geology, foundations and bases" of The Siberian automobile and highway academy (SIBADI) (644080, Omsk, Mira st., 5)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 621.431

РАСЧЕТНАЯ ОЦЕНКА ПРЕДЕЛОВ ФОРСИРОВАНИЯ ДИЗЕЛЕЙ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ К ВЫБРОСАМ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ

Е. А. Омельченко, Д. Ю. Фадеев, О. В. Субботин Омский автобронетанковый инженерный институт, Россия, Омск.

Аннотация. На примере перспективных дизелей семейства Т, разрабатываемых ООО «ЧТЗ-Уралтрак» проиллюстрирована методика расчетной оценки влияния различных факторов на экологические параметры и пределов форсирования, ограниченных допустимыми значениями этих параметров. Выполненные расчеты показали, что при условии применения конструктивных мероприятий направленных на снижение тепломеханической напряженности и токсичности отработавших газов, принципиально возможно повысить уровень форсирования перспективных дизелей ООО «ЧТЗ-Уралтрак» семейства Т с 14.5 до 34 кВт/л (при частоте вращения 2400 мин-1) и довести его до уровня лучших зарубежных аналогов.

Ключевые слова: экологичность, форсирование, тепломеханическая напряженность, оптимизация рабочего цикла, степень сжатия.

Ведение по одному из важнейших параметров, харак-

Дизели отечественного производства су- теризующих технический уровень - литровой щественно отстают от зарубежных аналогов мощности рисунок 1. Повышение литровой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.