Научная статья на тему 'Герменевтический принцип конгениальности и проблема современного «Боговдохновенного читателя»'

Герменевтический принцип конгениальности и проблема современного «Боговдохновенного читателя» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
972
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ / ГЕРМЕНЕВТИКА / ЭКЗЕГЕТИКА / МИССИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зайцев Павел Леонидович, Олихов Дмитрий Владимирович

В статье анализируются основные постулаты сочинений Блаженного Августина Аврелия на примере его труда «Христианская наука, или Основания священной герменевтики и искусства церковного красноречия». Анализируются применение базовых герменевтических принципов конгениальности и герменевтического круга в библейской экзегетике и миссионерской практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Герменевтический принцип конгениальности и проблема современного «Боговдохновенного читателя»»

№ 1, 2017 (2)

УДК 140.8

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП КОНГЕНИАЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО «БОГОВДОХНОВЕННОГО ЧИТАТЕЛЯ»

Павел Леонидович Зайцев, д.ф.н., профессор, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского; протоиерей Димитрий Олихов, кандидат исторических наук, кандидат богословия, первый проректор Омской духовной семинарии

Аннотация. В статье анализируются основные постулаты сочинений Блаженного Августина Аврелия на примере его труда «Христианская наука, или Основания священной герменевтики и искусства церковного красноречия». Анализируется применение базовых герменевтических принципов конгениальности и герменевтического круга в библейской экзегетике и миссионерской практике. Ключевые слова: Августин Блаженный, герменевтика, экзегетика, миссиология.

HERMENEUTICAL PRINCIPLE OF CONGENIALITY AND THE PROBLEM OF CONTEMPORARY «GOD-INSPIRED» READER

P.L. Zaitsev, Doctor of Philosophy, Professor Omsk State University named after F.M. Dostoevcky Protopriest Dimitry Olikhov, PhD in History, PhD in Theology, First Vice-Rector of Omsk orthodox theological Seminary

Abstract. The article analyses main premises in the writings of the Blessed Augustine Aurelius on the example of his work "On Christian Doctrine". The application of basic hermeneutic principles of congeniality and a hermeneutic circle in biblical exegetics and missionary practice are analysed. Key words: The Blesses Augustine, hermeneutics, exegetics, missiology.

С

реди сочинений Блаженного Августина есть труд «Христианская наука, или ["Основания священной герменевтики и искусства церковного красноречия». Это произведение представляет собой один из безусловных столпов, на котором было воздвигнуто здание современной герменевтики, работу, часто дискутируемую и в современной философской литературе. Задумываясь над способами донесения Священного Писания современной аудитории, часто не имеющей ни семейного, ни собственно личного опыта его прочтения, нам кажется, имеет смысл вернуться к основам христианской герменевтики, формировавшейся в подобном же варварском, языческом социальном окружении, одновременно жаждущего Единого Бога и сторонящегося его. Для этого нам понадобится еще одна работа Блаженного

богословие, библеистика, патрология_

Зайцев Павел леонидович, протоиерей димитрий Олихов «Герменевтический принцип конгениальности

и проблема современного «боговдохновенного читателя»

Августина: «Об обучении оглашаемых», опубликованная в 15-м выпуске (1976 г.) журнала «Богословские труды».

Фраза, с которой Августин начинает свою «Христианскую науку...», актуальна не только для тех, кто по благословению священноначалия наставляет в вере готовившимся к Крещению, но и для каждого христианина: «Два главных предмета, кои должно иметь в виду, занимаясь ученым образом Св. Писанием: способ находить истинный смысл оного и способ сообщать или излагать сей смысл другим» [1].

Постичь истинный смысл Священного Писания по Августину возможно благодаря соразмерности, тождества творческих потенциалов «боговдохновенности автора» и «боговдохновенности читателя». Августин пишет: «Св. Писание, врачующее многоразличные болезни души человеческой и написанное на таком языке, на котором оно весьма удобно могло распространиться по лицу всей земли, долженствовало потом быть перелагаемо на разные языки, дабы служить всем народам во спасение. Читающие слово Божие для своего спасения ничего более не желают, как только найти в нем мысли и волю тех, коими оно написано, и, таким образом, найти волю Бо-жию, по которой говорили, как мы верим, все Богодухновенные Писатели» [1]. Прийти к пониманию Священного Писания, возвыситься «боговдохновенным» чтением с Богодухновенными Писателями составляет особый труд для читателя. Он указывает на три степени принятия человеком Священного Писания и, напротив, принятия человека Священным Писанием. Это степени Страха Божия и Благочестия, за которыми следует третья, «именно степень знания»: «должно любить Бога для Бога и ближнего также для Бога; должно любить Бога всем сердцем, всею душою, всем разумением - а ближнего как самого себя, т.е. чтобы всецелая любовь к ближнему, равно как и к себе самим, относилась потом к Богу. После того дух Страха, напоминающий о суде Бо-жием, и дух Благочестия, побуждающий верить и повиноваться учению Писания, заставляют человека плакать о самом себе. Ибо спасительный дух ведения естественно располагает к скорбным чувствам, а не к тщеславию» [1].

Справиться с подобным может не всякий, хотя Священное Писание открыто для всех: Августин предупреждает о нерассудительном, поверхностном чтении, не ведущем к пониманию, а уводящим от понимания: «Между тем, читатели нерассудительные, читая ненадлежащим образом, по тому самому часто обманываются, встречая в Писании множество темноты и неясности, неправильно поставляя один смысл вместо другого, а в некоторых местах вовсе не находя никакого смысла. Такой мрак представляют в себе для таковых людей некоторые неясные места Писания. Не сомневаюсь, что Промысел, допустив некоторую темноту в Писании, имел при сем мудрую цель - дабы трудностью в изыскании точного смысла его смирить гордость человеческую, и чтобы наш рассудок предостеречь от пресыщенности -этот рассудок, который, по большей части, почитает неважным то, что легко можно открыть» [1]. Но как узреть Промысел, не одному и не двум святым подвижникам, а тем добрым христианам, что не имеют достаточной подготовки (хотя Августин и приводит пример Антония Великого, знавшего без всякой науки Писание на память и понимавшего его) для его правильного понимания? Проблема «боговдохновенного читателя» стояла перед Церковью тогда не менее остро, чем теперь. Блаженный Августин видит решение проблемы в том, что не отделяет «боговдохновленного читателя» от «боговдохновленного рассказчика, катехизатора». Понял сам, донеси до

№ 1, 2017 (2)

других. В работе «Об обучении оглашаемых» он прямо указывает: «Я хочу от моего слушателя понимания всего того, что понял я, и чувствую, что не моим словам этой цели достигнуть. И главная причина здесь в том, что понимание озаряет душу, как вспышкой молнии, и речь, длинная и медлительная, так не соответствует мысли. И пока она тянется, мысль уже скрылась куда-то в свои тайники и, однако, - удивительно! - запечатлела свои следы в памяти, и они не исчезают, как слова, задерживающиеся на мгновение. Мы перерабатываем эти следы, превращая их в звуки, которые называются словами латинского, греческого, еврейского или любого другого языка, хотя те следы не будут ни латинскими, ни греческими, ни еврейскими или принадлежащими какому-либо народу. Они относятся к душе, как выражение лица ко всему внешнему облику» [2].

Учитывая внимание, которое уделяет миссионерскому служению Русская Православная Церковь, ясна значимость слов Патриарха Кирилла: «Миссия Церкви -это не только обращение в веру иноверцев или язычников, но и конкретные дела, направленные на тех, кто живет рядом с нами, но еще не увидел свет Христовой правды» [3]. Укрепить миссию за пределами храмового пространства, реализовать необходимость нести Евангельское слово за церковную ограду возможно, только учитывая опыт оглашения основ христианской веры, в том числе преподанный нам Блаженным Августином.

Библиографический список:

1. Августин, блаж. Об обучении оглашаемых // [Электронный ресурс]. URL: http:// www.btrudy.ru/archive/archive.html (дата обращения 10.04.2016).

2. Августин, блаж. Христианская наука, или Основания священной герменевтики и искусства церковного красноречия // [Электронный ресурс]. URL: http:// azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/hristianskaja-nauka-ili-osnovanija-germenevtiki-i-tserkovnogo-krasnorechija/ (дата обращения 10.04.2016).

3. Патриарх Кирилл: Нужно дать мирянам максимальную возможность реализовать себя на поприще катехизации // [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravmir. ru/patriarh-kirill-nuzhno-dat-miryanam-maksimalnuyu-vozmozhnost-realizovat-sebya-na-poprishhe-katehizatsii/ (дата обращения 28.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.