Научная статья на тему 'Герменевтический подход как методико-технологическая основа концепции педагогического управления коммуникативным образованием'

Герменевтический подход как методико-технологическая основа концепции педагогического управления коммуникативным образованием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ТЕКСТ / "ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ" / "HERMENEUTIC CIRCLE" / HERMENEUTIC APPROACH / TEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишанова Оксана Геннадьевна

В статье рассматривается генезис проблемы педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся в науке и практике, обосновывается методико-технологическая сущность концепции педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hermeneutic Approach as a Methodological and Technological Basis of the Students' Communicative Education Management Conception

This article considers the genesis of the problem of the students' communicative education management in theory and in practice; proves methodological and technological essence of the students' communicative education management conception.

Текст научной работы на тему «Герменевтический подход как методико-технологическая основа концепции педагогического управления коммуникативным образованием»

УДК 371. 011: 8. 085 ББК 74. 200. 51: 81. 411

Мишанова Оксана Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра русского языка и литературы и методики преподавания русского языка и литературы Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Mishanova Oksana Gennadievna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor

Chair of the Russian Language and Literature and Teaching Methods of the Russian

Language and Literature Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Hermeneutic Approach as a Methodological and Technological Basis of the Students’ Communicative Education Management Conception

В статье рассматривается генезис проблемы педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся в науке и практике, обосновывается методико-технологическая сущность концепции педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся.

This article considers the genesis of the problem of the students’ communicative education management in theory and in practice; proves methodological and technological essence of the students’ communicative education management conception.

Ключевые слова: герменевтический подход, текст, «герменевтический круг».

Key words: hermeneutic approach, text, “hermeneutic circle”.

Трактовка выделенного нами подхода базируется на концептуальных положениях философии, педагогики, культурологи, лингвистики, что вносит в его разработку строгость исходных положений, постановку исследовательских задач и их решение, служит базой для обоснованного прогнозирования результатов исследования.

Главной составляющей методико-технологической основы исследования является герменевтика. Её мы определили вследствие анализа научной литературы, который показал, что именно представители герменевтики уделяли пристальное внимание языку как знаковому механизму общения. Детализируя определение языка, они особо подчёркивают, что язык - это сложнейшая система значений и отношений, предписаний и оценок, этики и эстетики, веры

и убеждений, концепции времени и пространства. Представители герменевтики (А.А. Брудный, Х.-Г. Гадамер, В. Гумбольдт, В. Дильтей, С.Б. Крымский, А. Лоренцер, Б.А. Парахонский, П. Рикер, И.И. Халеева, Ю. Хабермас, М. Хайдегтер, А.А. Яковлев, К. Ясперс и др.), рассматривая язык как способ существования человека, особое внимание обращают на побудительную и оценочную функции языка. С этих позиций, эмоциональное, этическое, эстетическое воздействие слова, его потенциальная убеждающая и управляющая сила обнаруживают свою приоритетную значимость практически в любой деятельности человека: учебно-воспитательной, политической,

религиозной, художественной, коммерческой и т. д.

Предмет педагогической герменевтики - понимание, истолкование, представление, дидактическое конструирование содержания образования,

объяснение, преодоление субъективности познающего.

У истоков узловых проблем понимания текстов были имена французских философов - экзистенциалистов - Ж.-П. Сартра и А. Камю. Еще в средневековье сложились легенды о текстах, которые могут быть поняты лишь посредством личных переживаний и на их основе, так как глубина понимания мира определяется глубиной личных переживаний. Общеизвестно, что понимание существует и как процесс, и как переживаемый индивидом его итог.

Необходимым условием эффективности учения является понимание текстов. Вполне возможно, что убеждение через посредство текста происходит благодаря специфике понимания, т.к. текст - это механизм, который управляет процессом понимания.

Понимание в значительной степени определяет дальнейшее познание, интеллектуальное развитие человека, соединяет в единый узел познание и общение. Именно благодаря пониманию человек способен действовать практически.

В зависимости от психоинтеллектуальных особенностей понимания человек, субъект познания, формулирует проблемные вопросы, определяет адекватные способы ответа, приводя в действие технологию «герменевтического круга», значение герменевтического способа познания

заключается в том, чтобы «достичь в понимании содержательного согласия» (Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики: пер. с нем. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.).

Задача герменевтики состоит в том, чтобы объяснить процесс, результат межличностного понимания, приобщенность человека к всеобщему смыслу научной теории или текста. Гуманитарные науки (история, литература и т.д.) изучают авторский текст, следовательно, цель герменевтики необходимо расширить. Она должна включать в себя не только понимание истолкование текста, но и вступление в беседу с текстом, т.е. установление очной и (или) заочной (виртуальной) смыслокоммуникации.

Филологическая герменевтика (Боган Г.И. филологическая герменевтика: Учеб. пособие. - Калинин: Изд-во КГУ, 1982. - 86с.) изучает вербальный текст и произведение речи, и как «опредмеченную субъективность». Ее задача -помочь коммуникации в различных герменевтических ситуациях при восприятии речевых и других произведений культурной и коммуникативной деятельности, преодолеть межличностное непонимание.

Текст становится предметом истолкования (восприятия, осмысления, осознания, понимания, объяснения), изучения, если он «задает» учащимся вопрос. В образовательной деятельности на разных стадиях познания, обучения, самообразования этот вопрос стоит как перед педагогом, так и перед обучающимся. Поэтому истолкование учебной проблемы всегда содержит в себе системно-генетическую связь с вопросом. Понять текст - значит понять заданный в нем вопрос. Для того чтобы правильно понять вопрос, необходимо его реконструировать.

Изучаемый научный, учебный текст или художественное произведение должны быть поняты как ответ на поставленный автором вопрос. Далее взаимообусловленный вопросно-ответный диалог развивается по «герменевтическому кругу»: проблема превращается в вопрос, вопрос

трансформируется в персонифицированный текст (научная теория, учебники и т.д.), затем происходит восприятие, представление, понимание смысла текста, объяснения, разрешение интеллектуальной, нравственной проблемы, поставленной в вопросе.

Герменевтическое истолкование научного текста, учебной теории или художественного произведения «снимается», завершается в целостном понимании. В истолковании проблемы завершается цикл мышления, так как проблема лишается предметности и противоречивости. В диалоге общения (реального и виртуального) с текстом достигаются определенные цели образования, происходит преодоление индивидуальной субъектности в понимании того или иного текста. Таким образом, можно говорить об обучающих герменевтических технологиях, которые построены на принципах рефлексии (обратной связи).

Герменевтические технологии постижения определенных задач образования способствуют решению следующих дидактических, диагностических, эвристических, этических задач по освоению элементов социального опыта:

• соответствие замысла (смысла) авторского научного, учебного текста морально-этическим, интеллектуальным ценностям человека исторической эпохи;

• возможность дидактического (ре)конструирования авторского когнитивного опыта, объективации индивидуального опыта, составляющего смысловую логическую структуру научной теории, нравственной нормы и т.д.;

• наличие психоэмоциональной, когнитивной информационнообразовательной виртуальной общности автора текста, учителя и обучающихся;

• взаимообусловленность, единство когнитивных функций учебнопознавательной деятельности, способа мышления учителя и обучающихся, герменевтичность объяснения естественнонаучных, социоприродных феноменов, возможность (вероятность) преодоления субъективности понимания.

• взаимодополнительность автора текста и педагога, педагога и обучаемого, совместная партисипативная учебно-познавательная деятельность, совмещающая целесообразность с целедостижением, построенная на паритетных началах и межличностной коммуникации.

Литературные тексты содержат значительную по объему информацию многообразных социальных явлений, характерологических особенностей людей, межличностных отношений и личных переживаний. Художественная литература играет существенную роль в духовной жизни людей как продукт творческой деятельности и предмет творческого восприятия. Автор создает произведение, внушая читателю представление о том, что читатель вместе с ним вновь проходит весь путь его творчества. Автор, таким образом, создает у читателя иллюзию творческого процесса. Читая произведение, человек косвенно участвует в его создании, оно разворачивается перед ним во времени.

В трактовке Г.П. Щедровицкого, О. Якобсона и др. понимание выступает как смысловая организация знаковой формы текста: эта форма организации есть не что иное, как восстановление структуры смысла, заложенного в текст процессом мышления. Иначе говоря, знаки, из которых построен текст, должны так выстроиться в уме читателя, как они выстраивались в уме автора. Только тогда читатель поймет мысль, заложенную в тексте. Таким образом, понимание текста можно рассматривать как процесс образования и функционирования «смыкающей модели». Это значит, что процесс понимания «смыкает» в единое целое то, что содержится в тексте и то, что происходит в сознании читающего.

Анализ научной литературы показал, что герменевтический подход - это не только понимание и истолкование текста, но и установление значения языкового знака. Понять текст означает понимание заданного в нем вопроса, который выводит в открытое, виртуальное информационно-образовательное пространство, осуществляет двустороннюю связь между познанием и имеющимся знанием. При этом понимание текста или его блок-концепта определяется нами, вслед за В. Гейзенбергом, И. Дж. Ли и др., как реализованная способность младших школьников правильно провести рассуждение, т.е. дифференцировать ситуацию от сходных, действовать адекватно объекту или ситуации, способность прилагать к изменяющейся действительности уже имеющиеся знания о ситуациях или объектах, адаптировать мышление к совокупности новых явлений и ситуаций.

С точки зрения герменевтического подхода, при управлении коммуникативным образованием младших школьников целесообразно

использовать технологию «герменевтического круга» и столкновения текстов или их фрагментов (блок-концептов), перевод их культурного содержания и знаково-отвлеченных форм в реально-временные, культурные формы и смыслы. «Герменевтический круг» представляет собой вопросно-ответный диалог школьников и учителя, включающий в себя: превращение проблемы в вопрос (желательно эвристический), который, в свою очередь, реконструируется и трансформируется в текст, затем - восприятие, представление, понимание смысла текста, объяснение, разрешение интеллектуальной, нравственной проблемы, поставленной в вопросе, с целью усвоения культурно-речевых эталонов общения.

С позиции герменевтического подхода подача текстового материала происходит специальным образом. Прежде всего, степень и глубина проникновения в содержание и смысл текста, способы контроля понимания, количество и типология вопросов для коммуникативно-ориентированного анализа блок-концепта (фрагмента) текста зависят от того, с какой целью предполагается использовать в речи тот или иной речевой оборот, усвоенный с помощью текста и на его основе.

Таким образом, в процессе общения мысль выражается в текстах. Понятие «текст» в теории общения употребляется в несколько ином значении, нежели в разговорном языке. Обычно под текстом мы склонны подразумевать тексты письменные, даже печатные. А в теории текстом именуют любое последовательное выражение некоторого содержания, не обязательно письменное. Более того, жесты, мимика, рисунки, условные знаки могут быть органической составной частью текста как выражения мысли.

Изучение с разных сторон теории истолкования текстов позволило сформулировать понятие текста в аспекте коммуникативного образования младших школьников, которое понимается нами как адресное, компактное и воспроизводимое выражение естественнонаучного содержания, развёрнутое во времени, образованное знаками и обладающее смыслом, доступным пониманию с целью коммуникативного обучения и воспитания младших школьников.

Анализ научной литературы по проблеме понимания текстов (А.А. Брудный, С.Б. Крымский, Б.А. Парахонский, И.И. Халеева, А.А. Яковлев и др.) позволил определить слагаемые герменевтического подхода, заключающиеся в следующих положениях:

1) Цель методико-технологической основы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников - не только понимание и истолкование текста, но и установление значения языкового знака; понять текст - значит понять заданный в нём вопрос, который выводит в открытое, виртуальное информационно-образовательное пространство, осуществляет двустороннюю связь между незнанием и имеющимся знанием у младших школьников по проблеме применения в речи этикетных слов и выражений.

2) Текст в аспекте коммуникативного образования младших школьников, понимается нами как адресное, компактное и воспроизводимое выражение естественнонаучного содержания, развёрнутое во времени, образованное знаками и обладающее смыслом, доступным пониманию с целью коммуникативного обучения и воспитания младших школьников.

3) Необходимым условием эффективности учения является понимание текста. Понимание учебного текста или его блок-концепта нами определяется как реализованная способность младших школьников правильно провести рассуждение, т.е. дифференцировать ситуацию от сходных, действовать адекватно объекту или ситуации, способность прилагать к изменяющейся действительности уже имеющиеся знания о ситуациях или объектах, адаптировать мышление к совокупности новых явлений и коммуникативных ситуаций.

4) С точки зрения герменевтического подхода, для управления коммуникативным образованием младших школьников целесообразно использовать технологию «герменевтического круга» истолкования учебных текстов или их фрагментов (блок-концептов). Как технология «герменевтический круг» представляет собой вопросно-ответный диалог педагога или автора (если речь идёт о самостоятельном чтении) и младших школьников, включающий в себя: превращение проблемы в эвристический

вопрос, который, в свою очередь, реконструируется и трансформируется в текст, благодаря которому происходит усвоение культурно-речевых эталонов общения.

5) В целом подход, построенный на основе анализа текста или его фрагмента (блок-концепта), содержащего коммуникативную ситуацию концентрирующий внимание младших школьников с помощью «герменевтического круга» на восприятии, представлении и понимании смысла текста с целью разрешения нравственной проблемы, поставленной в вопросе, мы называем герменевтическим.

Анализ изучения герменевтики показал, что при герменевтическом подходе процесс понимания младшими школьниками текста заключается не столько в установлении связей организации знаковой формы текста, сколько, главным образом, в определении смысловой значимости применения в речи конкретных слов и выражений.

Ведущими идеями методико-технологической основы исследования являются:

а) С точки зрения герменевтического подхода к педагогическому управлению коммуникативным образованием младших школьников, мы используем коммуникативно-ориентированный анализ текстов. Культурноречевое общение героев произведений даёт образцы речевого поведения, и служит обогащению речевой практики младших школьников, совершенствованию их коммуникативных умений, поэтому коммуникативноориентированный анализ даст возможность при чтении произведений вычленять фрагменты текста (блок-концепты), представляющие собой коммуникативные ситуации, которые подвергаются глубокому анализу, установлению взаимосвязей предложений, осмыслению с целью коммуникативного образования младших школьников;

6) Коммуникативно-ориентированный анализ текстов, опирается на технологию «герменевтического круга» их истолкования или их фрагментов (блок-концептов), перевод их культурного содержания из знаково-отвлечённых форм в реально-временные, культурные формы и смыслы.

Методико-технологическая основа концепции педагогического

управления коммуникативным образованием младших школьников -герменевтический подход позволяет, с одной стороны, более полно использовать нравственный потенциал учебных и художественных текстов для духовного развития личности учащегося, а с другой - способствует формированию самостоятельности суждений и высказываний учащихся,

интереса к чтению, развитию коммуникативной активности младших школьников, их умению формулировать свои взгляды и отстаивать своё видение мира.

Герменевтический подход концепции педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников - методико-

технологическая основа развития субъекта речевой деятельности, которая рассматривает обучающегося как равноправного субъекта познания и созидания культуры на основе процесса толкования знаковых форм

коммуникативной составляющей учебного или художественного текста, что предоставляют ему (субъекту) свободное творческое пространство для осознания собственной речевой деятельности и способов её осуществления, принятия самостоятельных решений при выборе культурно-речевых средств самовыражения.

Библиографический список

1. Абрамова, Н.Т. Целостность и управление / Н.Т. Абрамова. - М.: «Наука», 2004. -

248 с.

2. Брудный, А. А. Понимание и общение / А. А. Брудный. - М.: Просвещение, 2000. -

243 с.

3. Бобков, В. С. Управление качеством жизни / В. С. Бобков // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - № 3. - С.117-122.

4. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и

экспериментальных исследований / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2000. - 239 с.

5. Зинченко, В.П. Образование, культура, сознание / В.П. Зинченко // Философия образования для XXI века. - М.: Логос, 2002. - 168 с.

Bibliography

1. Abramova, N.T. Integrity and Management / N.T. Abramova. - M.: Nauka, 2004. - 248 p.

2. Brudny, A.A. Understanding and Communication / A.A. Brudny. - M.: Prosveshchenie, 2000. - 243 p.

3. Bobkov, V.S. Life Quality Management / V.S. Bobkov // Problems of Management Theory and Practice. - 2005. - № 3. - P. 117-122.

4. Davydov, V.V. The Problems of Evolutive Studying: Experience of Theoretical and Experimental Research / V.V. Davydov. - M.: Pedagogics, 2000. - 239 p.

5. Zinchenko, V.P. Education, Culture, Consciousness / V.P. Zinchenko // Educational Philosophy in the XXI Century. - M.: Logos, 2002. - 168 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.