Научная статья на тему 'ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ МЕТОД ПРИ ОСМЫСЛЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ МЕТОД ПРИ ОСМЫСЛЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ МЕТОД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елкина И. М.

Современное образование, являясь важным социальным институтом, точно так же, как и общество в целом, встречается с глобальными вызовами и угрозами XXI века. В настоящее время для педагогики и образования становится необходимым изучение рисков и умение им противостоять, использование методов, принадлежащих современности и способствующих устойчивому развитию социума. Главной задачей образования является обучение, воспитание и развитие личности. В этих процессах востребован герменевтический метод, спецификой которого при осмыслении педагогических текстов является представление об обучающемся как равноправном субъекте образовательного процесса, использование диалога при обучении. Эти условия можно реализовать при выстраивании субъект-субъектных отношений в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HERMENEUTIC METHOD IN UNDERSTANDING PEDAGOGICAL TEXT IN MODERN EDUCATION

Modern education, being an important social institution, in the same way as the whole society, faces global challenges and threats of the 21st century. At present, for pedagogy and education, it becomes necessary to study risks and the ability to counter them, using methods that belong to the present and contribute to the sustainable development of the society. The main task of education is learning, education and personal development. In these processes, the hermeneutic method is in demand, and interpreting pedagogical text the specificity of which is the idea of the learner as an equal subject of the educational process, the use of dialogue in learning. These conditions can be realized when constructing the subject-subject relations in learning process.

Текст научной работы на тему «ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ МЕТОД ПРИ ОСМЫСЛЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

МАТЕРИАЛЫ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПОЗНАНИЕ И ЦЕННОСТИ: ЛИЧНОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ».

К 90-ЛЕТИЮ Л.А. МИКЕШИНОЙ

УДК 37.01 Б 01: 10.24412/2071-6427-2021-1-33-43

Герменевтический метод при осмыслении педагогического текста в современном образовании

Современное образование, являясь важным социальным институтом, точно так же, как и общество в целом, встречается с глобальными вызовами и угрозами XXI века. В настоящее время для педагогики и образования становится необходимым изучение рисков и умение им противостоять, использование методов, принадлежащих современности и способствующих устойчивому развитию социума. Главной задачей образования является обучение, воспитание и развитие личности. В этих процессах востребован герменевтический метод, спецификой которого при осмыслении педагогических текстов является представление об обучающемся как равноправном субъекте образовательного процесса, использование диалога при обучении. Эти условия можно реализовать при выстраивании субъект-субъектных отношений в образовательном процессе.

Ключевые слова: герменевтический метод, педагогическая герменевтика, педагогический текст, современное образование.

Вступление и постановка проблемы

Герменевтика (толкование текстов) существует с древних времен. В наше время герменевтический метод оказался востребован практически во всех науках, особенно в тех, что связаны с изучением личности человека,— в психологии (анализ продуктов деятельности, психоаналитическая интерпретация и т.д.), педагогике (интерпретация текстов).

И. М. Елкина

Кандидат педагогических наук, заместитель директора по органи-зационно-издатель-ской деятельности и международному сотрудничеству, доцент кафедры по глобальному образованию Института стратегии развития образования РАО, г. Москва Е-mail: inter@instrao.ru

Irina M. Elkina

PhD (Education), Deputy Director on Organization and Publishing Activity and International Cooperation, Associate Professor, Chair on Global Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Как цитировать статью: Елкина И. М. Герменевтический метод при осмыслении педагогического текста в современном образовании // Ценности и смыслы. 2021. № 1 (71). С.33-43.

Интерпретацией текстов глубоко занимается литературоведение, однако сама герменевтика не ограничивает круг своего внимания исключительно письменными или устными произведениями; ее предметами становятся и исторические события, и произведения искусства, и другие феномены, поддающиеся толкованию — пониманию в более общем смысле. Так относительно узкоспециализированный метод превращается в инструмент, позволяющий гораздо глубже заглянуть в человеческую сущность, приблизиться к основным вопросам бытия, стать частью знаний об отношениях человека и мира.

Философия пользуется герменевтикой как методом анализа текста; герменевтика является и философским направлением. История развития герменевтики неоднократно описана в различных энциклопедиях и научных изданиях; нет необходимости перечислять известные имена античных и средневековых авторов, философов нового времени, исследователей последних десятилетий ХХ и начала XXI века, развивавших идеи и методы герменевтики. Они практиковали различные взгляды на толкование, интерпретацию, соотнося проблемы понимания с основными проблемами бытия; другая «ветвь» герменевтики была связана с сопереживанием, вживанием в исторические события и природные феномены, «вчувствованием» в них ради восстановления единства Природы и Духа. Таким образом, герменевтика становилась искусством восприятия Другого. В. Дильтей утверждал, что для человека важны не переживания, а «мир выражения», опыт, лежащий в основе наук о духе, который имеет преимущественно языковую природу [4]. Проблематика понимания Другого, методологии понимания и интерпретации, развиваемые ученым, оказали влияние на экзистенциальную философию (К. Ясперс), а также на развитие педагогики (Г. Ноль, О.-Ф. Больнов и др.) [10].

Цель исследования: с этой точки зрения рассмотрим, как работает герменевтический метод при осмыслении педагогических текстов. Есть ли специфика применения герменевтического метода в образовании? Каковы условия применения герменевтического метода, благоприятствующие образовательному процессу?

Результаты

Герменевтика как философское направление

Обзор литературы — как по философии, так и по педагогической герменевтике — показывает, что довольно много публикаций на русском

языке появилось в 2000-х и 2010-х гг., когда были переведены или переизданы работы основоположников этого философского направления. Этот интерес можно связать и с тем, что в советское время герменевтику, изначально связанную с толкованием библейских, религиозных текстов, не признавали из идеологических соображений.

Теперь же изданы монографии по герменевтике как философскому направлению, материалы по педагогической герменевтике (В. А. Куренной, Х. С. Гафаров, А. Г. Черняков, И. Н. Инишев, М. Е. Соболева, Е. Н. Шульга, А. Ф. Закирова и др.), в которых основное внимание уделяется истории развития этого философского направления, рассматривается применение герменевтического метода в этике, искусствоведении, лингвистике и т.д. В литературе по педагогической герменевтике большая часть текстов сводится к описанию педагогических методов и методик, которые позволяют педагогам использовать герменевтический метод в своей практике для совершенствования в профессии.

В современной зарубежной (англоязычной) литературе по герменевтике большой интерес вызывают проблемы интеркультурного диалога, что неудивительно в связи с интенсивной миграцией в страны Западной Европы (см. материалы Евросоюза [17; 24], Католической Церкви Евросоюза [23], других авторов [14; 15; 16] и т.д.). Именно такой диалог является ядром герменевтики, сформулированным Х.-Г. Гада-мером [3]. В современном мире актуальность герменевтики для интеркультурных исследований несомненна как противоядие от надвигающегося «столкновения цивилизаций» [16], как инструмент для формирования идентичности [11].

Рассмотрение герменевтики вместе с феноменологией (когнитивной феноменологией) и как часть феноменологии также является довольно сложной проблемой, ведь само выражение «герменевтическая феноменология» звучит противоречиво. Герменевтика и феноменология как философские дисциплины имеют свои особые цели и ориентации, герменевтика работает с текстом, феноменология в гуссерлианском смысле ориентирована на универсальные и абсолютные категории. М. Хайдеггер объединил эти направления, придав исследованию смысла бытия характер фундаментальной онтологии. Опыт в феноменологии рассматривается не только как нечто прожитое и освоенное. Это также и то, что с нами происходит ежесекундно, следовательно, любое изменение нашего состояния требует принятия, осмысления. Это принятие всегда

сопровождается интерпретацией, что, собственно, является задачей герменевтики. Герменевтическая феноменология и есть изучение опыта вместе с тем, что этот опыт означает для человека [18; 20].

Не менее интересными, но и сложными являются исследования, связывающие герменевтику и качественные измерения в образовании. Методология количественных исследований достаточно хорошо разработана, однако качественные исследования, традиционно считавшиеся принадлежностью социальных наук, в последние десятилетия завоевывают признание и в точных науках. Поскольку качественные исследования опираются на исследования текстов, понятно, что их формулировки и язык требуют интерпретации, методологию которой и обеспечивает герменевтика [20; 21; 22].

Педагогическая герменевтика

Обращаясь к педагогической герменевтике, нельзя не отметить, что долгое время, до Нового времени (да и в наше время тоже), уделом герменевтики была интерпретация религиозных текстов. Образование в те времена строилось на субъект-объектной основе, при авторитарном подходе педагога к обучению о вчувствовании и понимании ученика не могло быть и речи. Личностно ориентированное обучение описано в теории и стало проявляться на практике ближе к концу ХХ века. Оно возникло не случайно, а вместе с наступлением нового этапа развития общества и представлений о социуме.

С развитием философии и ее направлений стало очевидно, что применение герменевтического метода не ограничивается исключительно теологией или лингвистикой, так как само понятие текста расширяется (Р. Барт — это универсальная категория, это смысловое поле культуры [1]). Текстом представляется речь (говорение), события, общение между участниками диалога, во время которого постоянно происходит процесс интерпретации, установление смыслов. Интерпретация, по мнению П. Рикёра, имеется там, где есть многосложный смысл; именно в ней обнаруживается множественность смыслов [12]. В образовательном процессе подразумевается многовариантность развития событий при диалоге между педагогом и обучающимся, это утверждение П. Рикёра также верно в этом случае. Современные отечественные и зарубежные исследователи в области философии образования рассматривают интерпретацию как ключ к установлению взаимного понимания между

участниками общения (С. В. Иванова, М. А. Лукацкий, И. А. Тагунова, Т. Моратайя, Д. Смит, Дж. Филипс, Дж. Энджел и др.).

Диалог между педагогом и обучающимся представляет из себя и письменный, и устный текст и является неотъемлемой частью событий, происходящих в образовательном процессе (а зачастую и за его рамками). Поэтому при осмыслении педагогических текстов особенно важно вникнуть не только в само высказывание, письменное или устное. Для педагога важно представить «автора» этого высказывания, важен контекст, среда, в которую он был включен, важна его личность, а еще важнее — установить смысл, который вкладывал в свое высказывание автор (конечно, под «автором» мы имеем в виду ученика, обучающегося). Поэтому герменевтика в педагогике — не только толкование, вчувство-вание и понимание, при этом также задействовано иррациональное и бессознательное. Еще несколько десятилетий назад в нашей стране наука не обращалась к этим явлениям. Причина ясна, поэтому в отечественной педагогической литературе практически нет упоминаний об этих феноменах. Тем не менее небольшое число российских (советских — по датам жизни) ученых все же отдавали дань герменевтике и ее методу — это Г. Г. Шпет, А. Ф. Лосев, М. М. Бахтин и др. Неосознанная форма сознания и самосознания является важным условием понимания, общения; предзнание, предчувствие, взаимопереход рационального и иррационального порождает новые смыслы и нуждается в интерпретации. «...Реальные субъективно-индивидуальные проявления „Я" — бессознательное, неявное знание, разные формы предпонима-ния, индивидуальные эмоции и переживания — эти и другие формы, традиционно именуемые иррациональными, существенно обогащают всеобщее, „привязывают" его к реальной жизни, наполняют образование живыми смыслами» [8].

Педагогические условия использования герменевтического метода при осмыслении педагогических текстов

При рассмотрении этих проблем возникает множество задач для исследования интерпретации в педагогике; некоторые из них были сформулированы С. В. Ивановой: «.исследовать вопросы влияния на репрезентации и интерпретации; выявить условия формирования таких качеств личности, при которых восприятие репрезентируемых явлений и их интерпретация будут развиваться в позитивном для общества и личности

ключе; воспитывать самостоятельность восприятия репрезентаций» [7].

Отсюда следует, что применение герменевтического метода в современном образовании, в котором интерпретация составляет его неотъемлемую часть, является многосторонней задачей. Ведь образование, будучи одним из важнейших социальных институтов, не может не отражать состояние общества. Среди множества проблем современного общества — и образования — существование в условиях глобальных рисков и вызовов [19]; в условиях глобализации, а во многих развитых странах — интернационализации образования [13] становится настойчивым требованием современности. К тому же, как показали события 2020 г., системы образования быстро реагируют на опасность пандемии и переходят на дистанционную форму работы, что ускоряет цифровизацию современного образования. В этих непростых условиях наличие глобальных компетенций, функциональной грамотности позволяет человеку адекватно реагировать на изменения в неустойчивом и нестабильном современном мире.

В этой связи еще раз важно подчеркнуть, что формирующееся у обучающегося представление о действительности является продуктом его собственной перцептивной и когнитивной деятельности [2].

Эту позицию подтверждают российские философы. Л. А. Микешина развивает мысль о самостоятельности человека в поисках истины: «... осознавая возможные, в том числе ценностные и другие свои позиции, сам вырабатывает принципы и условия достижения объективной истинности знания.» [9]

С. В. Иванова показывает: «Восприятие принимающего субъекта будет окрашено массой других условий, впечатлений, размышлений, оно будет истолковано, по возможности, тождественно (степень тождественности также будет разной), но уж никак не идентично» [7]. И преодоление «разрыва» — это сфера действия трансценденции [6], которая позволяет приводить в соответствие личный опыт, имеющийся у обучающегося, с чужим опытом, опытом другого участника (участников) диалога.

Возвращаясь к педагогической проблеме интерпретации, следует отметить, что на построение собственных смыслов обучающимся в этом процессе оказывают влияние условия, в которых происходит этот процесс.

Рассмотрим условия, в которых герменевтический метод будет успешно применяться в образовательном процессе.

Затрагивая вопросы, относящиеся к рациональному и иррационально-

му знанию, к бессознательной сфере личности, взаимосвязи с интерпретацией и общей связи с герменевтикой, мы должны пояснить, при каком подходе к обучению возможны условия, когда все участники диалога свободно выражают свое мнение, открыты и способны услышать чужое мнение, уважают друг друга. Субъект-субъектные отношения реализуются при личностно ориентированном подходе, который подразумевает учет интересов личности обучающегося, его развития, самореализации в обществе, становления его самосознания. Такие отношения между педагогом и обучающимся, между товарищами по обучению в классе говорят о равных отношениях субъектов образовательного процесса, о том, что по сравнению с авторитарным подходом меняются их роли и функции. Ответственность обучающегося за результаты обучения является основой взаимоотношений с педагогом, который в свою очередь становится помощником обучающегося, фасилитатором, а не строгим руководителем обучения и при этом единственным источником информации, что существенно сужает заинтересованность всех учеников в получении нового опыта. Интерпретация и постижение различных явлений, главным образом через диалог, формирует такого обучающегося, который готов осмысливать и понимать новое знание, учитывать различные точки зрения, открыт для диалога, его постоянное развитие подразумевает поиск и разрешение противоречий, способность принять и осмыслить мнение другого, не бояться подвергать сомнению полученные знания. Это позволяет обеспечить полноту коммуникации в конкретных условиях образовательного процесса, а также связано с процессами поисков новых смыслов, с интерпретацией. Чтобы действительно понять текст, требуется выход за рамки поверхностного, очевидного буквального смысла и значения [5]. Герменевтика играет здесь непосредственную роль. Однако, как было показано ранее, это стало возможным и даже необходимым в современном образовании.

Для педагога герменевтический метод должен стать одним из инструментов его профессиональной деятельности при передаче культурных ценностей обучающимся. Таким образом образование становится подлинно социальным процессом и формируется его механизм, способствующий созданию благоприятных условий для развития креативности как у обучающих, так и у обучающихся, формированию нравственной позиции и развитию критического мышления, глобальных компетенций, функциональной грамотности, что нацеливает участников образователь-

ного процесса как на собственный успех, так и на деятельность в целях устойчивого развития общества.

Заключение

Интерпретация, герменевтический метод выполняют роль инструмента получения нового знания, его осознания, понимания смыслов и построения собственных ценностных ориентиров для обучающегося. В этом смысле задействованы представления современной философии образования об ответственности при самостоятельном выборе в обучении и в принятии решений о дальнейшей профессиональной судьбе обучающегося. Этот выбор и эти решения определяют его будущее, его жизнь, важность такого внутреннего преобразования сложно переоценить.

Выстраивание собственной системы жизненных ориентиров и ценностей происходит в процессе осознания и понимания смыслов, при интерпретации нового знания, получаемого обучающимся в процессе освоения и личностного восприятия при обучении.

Полагая, что современное образование — это диалог двух субъектов образования, педагога и ученика, мы представляем образовательный процесс как непременный взаимообмен интерпретациями, но не традиционную одностороннюю передачу информации, как это происходит при традиционном обучении.

Герменевтический метод является ключевым для многих профессий в медицине, в искусстве, и в педагогике. Однако ошибки в толковании в каких-то видах искусств или, например, в медицине, будут видны сразу. В педагогике же при интерпретации поведения Другого в образовательном процессе допущенная педагогом ошибка может сказаться много лет спустя на карьере, а то и судьбе его ученика. Интерпретация в педагогике — это большое искусство, к ней следует относиться со всей серьезностью, а к личности интерпретируемого — с ответственностью и уважением.

Литература

1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / пер. с фр.; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. 616 с.

2. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М., 1988. 508 с.

3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.,

1988. 704 с.

4. Дильтей В. Собрание сочинений. В 6-ти т. / под ред. A. B. Михайлова и Н. С. Плотникова. Т. 3. Построение исторического мира в науках о духе / пер. с нем. под ред. В. А. Куренного. М.: Три квадрата, 2004. С. 10-413.

5. Елкина И. М. Интерпретация знака и символа при осмыслении педагогического текста // Ценности и смыслы. 2018. № 4 (56). С. 64-75.

6. Иванова С. В. Некоторые представления об опыте (краткий обзор) // Вестник Бурятского государственного университета. 2017. № 7. С. 34-41.

7. Иванова С. В. О проблеме репрезентации и интерпретации решений в сфере образования // Ценности и смыслы. 2012. № 6 (22). С. 4-9.

8. МикешинаЛ. А. Герменевтические смыслы образования. Философия познания. Полемические главы. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 624 с.

9. Микешина Л. А. Субъект образования в контексте современной философии познания // Ценности и смыслы. 2016. № 4 (44). С. 10-21.

10. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. / под ред. В. С. Стёпина. М.: Мысль, 2010 [Электронный ресурс]. URL: https://iphlib.ru/library/collection/new-philenc/page/about (дата обращения: 11.03.2020).

11. Рачкова А. В., Попкова О. В. Проблема диалога культур Запада и Востока (на примере взаимодействия мигрантов и местного населения в Европе) [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016019889 (дата обращения: 17.05.2020).

12. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Медиум, 1995. 695 с.

13. Тагунова И. А. Мировые тенденции развития школьного образования // Педагогика. 2019. Т. 83, № 6. С. 106-114.

14. Bello V. Interculturalism as a New Framework to reduce Prejudice in Times of Crisis in European Countries // International Migration. 2017. Vol. 52, No. 2. С. 23-38.

15. Bhikhu P. A New Politics of Identity: Political Principles for an Interdependent World. New York: Palgrave Macmillan, 2008. 317 p.

16. DallmayrF. Hermeneutics and inter-cultural dialog: linking theory and practice // Ethics & Global Politics. 2009. Vol. 2, No. 1. P. 23-39, DOI: 10.3402/egp.v2i1.1937.

17. Diversity, Migration and Integration Thematic Network [Электронный ресурс]. URL https://www.efc.be/thematic-networks/diversity-migration-and-integration/ (дата обращения: 24.05.2020).

18. Henriksson C., Saevi T. "An Event in Sound": Considerations on the Ethical-Aesthetic Traits of the Hermeneutic Phenomenological Text. In Hermeneutic Phenomenology in Education. Method and Practice / N. Friesen, Henriksson C., Saevi T. (Eds.) Rotterdam, the Netherlands: Sense Publishers, 2012. P. 58.

19. Ivanov O. B., Ivanova S. V. Educational space in the modern world: the interdisciplinary aspect // Espacios. 2017. Vol. 38 (40). P. 19.

20. Kakkori L. Hermeneutics and Phenomenology Problems When Applying Hermeneutic Phenomenological Method in Educational Qualitative Research // Philosophical Inquiry in Education. 2009. Vol. 18, No. 2. P. 19-27.

21. Muganga L. The Importance of Hermeneutic Theory in Understanding and Appreciating Interpretive Inquiry as a Methodology // Journal of Social Research and Policy. 2016. Vol. 6, No. 1. P. 65-88.

22. Smith D. G. Hermeneutic inquiry / C. Kridel (Ed.) // Encyclopedia of curriculum studies. 2010. Vol. 1. P. 432-436.

23. The Catholic Church in the European Union. Intercultural Dialogue and

Education [Электронный ресурс]. URL: http://www.comece.eu/intercultural-dialogue-and-educationcomece-the-catholic-church-in-the-eu_(^aTa обращения: 21.06.2020).

24. White Paper on Intercultural Dialogue "Living Together as Equals in Dignity" // Council of Europe, June 2008 [Электронный ресурс]. URL www.coe.int/dialogue (дата обращения: 07.04.2020).

HERMENEUTIC METHOD IN UNDERSTANDING PEDAGOGICAL TEXT IN MODERN EDUCATION

Modern education, being an important social institution, in the same way as the whole society, faces global challenges and threats of the 21st century. At present, for pedagogy and education, it becomes necessary to study risks and the ability to counter them, using methods that belong to the present and contribute to the sustainable development of the society. The main task of education is learning, education and personal development. In these processes, the hermeneutic method is in demand, and interpreting pedagogical text the specificity of which is the idea of the learner as an equal subject of the educational process, the use of dialogue in learning. These conditions can be realized when constructing the subject-subject relations in learning process.

Keywords: hermeneutic method; pedagogical hermeneutics; pedagogical text; modern education; global challenges and risks.

References

• Bart R. Izbrannye raboty. Semiotika. Poetika / per. s fr.; sost., obshch. red. i vstup. st. G. K. Kosikova. M.: Progress, 1989. 616 s. [In Rus].

• Bello V Interculturalism as a New Framework to reduce Prejudice in Times of Crisis in European Countries // International Migration. 2017. Vol. 52, No. 2. S. 23-38.

• Bhikhu P. A New Politics of Identity: Political Principles for an Interdependent World. New York: Palgrave Macmillan, 2008. 317 p.

• Dallmayr F. Hermeneutics and inter-cultural dialog: linking theory and practice // Ethics & Global Politics. 2009. Vol. 2, No. 1. P. 23-39, DOI: 10.3402/egp.v2i1.1937.

• Dil'tej V. Sobranie sochinenij. V 6-ti t. / pod red. A. B. Mihajlova i N. S. Plotnikova. T. 3. Postroenie istoricheskogo mira v naukah o duhe / per. s nem. pod red. V. A. Kurennogo. M.: Tri kvadrata, 2004. S. 10-413. [In Rus].

• Diversity, Migration and Integration Thematic Network [Elektronnyj resurs]. URL https://www.efc.be/thematic-networks/diversity-migration-and-integration/ (data ob-rashcheniya: 24.05.2020).

• Elkina I. M. Interpretaciya znaka i simvola pri osmyslenii pedagogicheskogo teksta // Cennosti i smysly. 2018. № 4 (56). S. 64-75. [In Rus].

• Gadamer H.-G. Istina i metod. Osnovy filosofskoj germenevtiki. M., 1988. 704 s. [In Rus].

• Henriksson C., Saevi T. "An Event in Sound": Considerations on the Ethical-Aesthetic Traits of the Hermeneutic Phenomenological Text. In Hermeneutic Phenomenology in Education. Method and Practice / N. Friesen, Henriksson C., Saevi T. (Eds.) Rotterdam,

the Netherlands: Sense Publishers, 2012. P. 58.

• Ivanov O. B., Ivanova S. V. Educational space in the modern world: the interdisciplinary aspect // Espacios. 2017. Vol. 38 (40). P. 19.

• Ivanova S. V. Nekotorye predstavleniya ob opyte (kratkij obzor) // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. № 7. S. 34-41. [In Rus].

• Ivanova S. V. O probleme reprezentacii i interpretacii reshenij v sfere obrazovaniya // Cennosti i smysly. 2012. № 6 (22). S. 4-9. [In Rus].

• Kakkori L. Hermeneutics and Phenomenology Problems When Applying Hermeneutic Phenomenological Method in Educational Qualitative Research // Philosophical Inquiry in Education. 2009. Vol. 18, No. 2. P. 19-27.

• Mikeshina L. A. Germenevticheskie smysly obrazovaniya. Filosofiya poznaniya. Polemicheskie glavy. M.: Progress-Tradiciya, 2002. 624 s. [In Rus].

• Mikeshina L. A. Sub"ekt obrazovaniya v kontekste sovremennoj filosofii poznaniya // Cennosti i smysly. 2016. № 4 (44). S. 10-21. [In Rus].

• Muganga L. The Importance of Hermeneutic Theory in Understanding and Appreciating Interpretive Inquiry as a Methodology // Journal of Social Research and Policy. 2016. Vol. 6, No. 1. P. 65-88.

• Novaya filosofskaya enciklopediya. V 4-h t. / pod red. V. S. Styopina. M.: Mysl', 2010 [Elektronnyj resurs]. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about (data obrashcheniya: 11.03.2020). [In Rus].

• Rachkova A. V., Popkova O. V. Problema dialoga kul'tur Zapada i Vostoka (na pri-mere vzaimodejstviya migrantov i mestnogo naseleniya v Evrope) [Elektronnyj resurs]. URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016019889 (data obrashcheniya: 17.05.2020). [In Rus].

• Rikyor P. Konflikt interpretacij. Ocherki o germenevtike. M.: Medium, 1995. 695 s. [In Rus].

• Smith D. G. Hermeneutic inquiry / C. Kridel (Ed.) // Encyclopedia of curriculum studies. 2010. Vol. 1. P. 432-436.

• Tagunova I. A. Mirovye tendencii razvitiya shkol'nogo obrazovaniya // Pedagogika. 2019. T. 83, № 6. S. 106-114. [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• The Catholic Church in the European Union. Intercultural Dialogue and Education [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.comece.eu/intercultural-dialogue-and-educa-tioncomece-the-catholic-church-in-the-eu (data obrashcheniya: 21.06.2020).

• VartofskijM. Modeli. Reprezentaciya i nauchnoe ponimanie. M., 1988. 508 s. [In Rus].

• White Paper on Intercultural Dialogue "Living Together as Equals in Dignity" // Council of Europe, June 2008 [Elektronnyj resurs]. URL www.coe.int/dialogue (data obrashcheni-ya: 07.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.