Научная статья на тему 'ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КЛУБ МПГУ КАК ФОРМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОПРАКТИКИ'

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КЛУБ МПГУ КАК ФОРМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИВНО-ПОЗИЦИОННЫЙ ПОДХОД / МЕДИАГЕРМЕНЕВТИКА / СЮЖЕТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА / МАСТЕРСКАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СЦЕНИРОВАНИЯ / РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Наталья Борисовна

В статье представлен герменевтический клуб как одна из эффективных форм современной психолого-педагогической антропопрактики. Задаются модельные представления, формирующие ее содержание и актуальность. Раскрываются принципы и формы развития детско-взрослой со-творческой общности клуба, способствующие развитию культуры языка, понимания, исследования, рефлексии, сотворчества. Специфика событийности и результативности в научных исследованиях демонстрируется на примерах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалева Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HERMENEUTIC CLUB OF THE MOSCOW STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY AS A FORM OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGICAL PRACTICE

The article presents the hermeneutic club as one of the most effective forms of modern psychological and educational anthropological practice. Model representations that form its content and relevance are described. The principles and forms of the development of children and adult creative community of the club, contributing to the language culture, comprehension, research, reflection, co-creation are presented. The specifics of eventfulness and effectiveness in scientific research are demonstrated by examples of co-creation.

Текст научной работы на тему «ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КЛУБ МПГУ КАК ФОРМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОПРАКТИКИ»

Ковалева Наталья Борисовна

Герменевтический клуб МПГУ как форма психолого-педагогической антропопрактики

The hermeneutic club of the Moscow State Pedagogical University as a form of psychological and pedagogical anthropological practice

Аннотация. В статье представлен герменевтический клуб как одна из эффективных форм современной психолого-педагогической антропопрактики. Задаются модельные представления, формирующие ее содержание и актуальность. Раскрываются принципы и формы развития детско-взрослой со-творческой общности клуба, способствующие развитию культуры языка, понимания, исследования, рефлексии, сотворчества. Специфика событийности и результативности в научных исследованиях демонстрируется на примерах.

Ключевые слова: рефлексивно-позиционный подход, медиагер-меневтика, сюжетно-деятельностная игра, мастерская психолого-педагогического сценирования, развивающие занятия, научно-исследовательские проекты

Abstract. The article presents the hermeneutic club as one of the most effective forms of modern psychological and educational anthropological practice. Model representations that form its content and relevance are described. The principles and forms of the development of children and adult creative community of the club, contributing to the language culture, comprehension, research, reflection, co-creation are presented. The specifics of eventfulness and effectiveness in scientific research are demonstrated by examples of co-creation.

Keywords: reflexive-positional approach, media-hermeneutics, plot-activity game, workshop of psychological and educational staging, developing classes, research projects

Большой вклад в решение стратегических задач образования в научно-исследовательском и научно-практическом ключе вносит кафедра психологической антропологии Института детства. Среди приоритетных направлений ее работы

ы

Ковалева

Наталья Борисовна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ, руководитель межре-ги-онального проекта «Рефлексивно-позиционные формы образовательной антрпопрактики Ассоциации «Мастерская психолого-педагогического сценирования» г. Москва

e-mail: nkovaig@mail.ru Natalia

Kovaleva,

Ph. D. in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychological Anthropology, Institute of Childhood, Moscow State Pedagogical University, head of the interregional project «Reflexive-positional forms of educational anthropopractics Association «Workshop of psychological and pedagogical staging», Moscow

Рефлексивно-позиционный подход в антропопрактике

целесообразно выделить теоретические и научно-практические разработки, направленные на психолого-педагогическое обеспечение образовательной антропопрактики, в том числе создания условий для развития личности, мировоззрения, гражданской, культурной и профессиональной идентичности, культуры коммуникации, понимания текста, исследовательской и проектной деятельности [Демакова 2018, Ковалева 2019, Обухов 2018, Лопаткова 2018, Шнейдер 2019 и другие].

Одним из продуктивных направлений научно-практических и исследовательских разработок, отвечающих модельным представлениям антропопрактики, является рефлексивно-позиционный подход к развитию личности и способностей учащихся и производные от него технологии - медиагерменевтика и сю-жетно-деятельностная игра [Ковалева 2010, Ковалева 2013, Ковалева 2015, Ковалев 2015]. Под руководством доцента кафедры Н. Б. Ковалевой создано два сообщества, позволяющих осуществлять масштабные исследования: Ассоциация творческих педагогов исследователей «Мастерская психолого-педагогического сценирования развивающих занятий» и Герменевтический клуб МПГУ, команда которого активно участвует в форумах, конференциях, в том числе международного значения, создает и реализует программы профессионального, личностного и духовного развития детей и молодежи в Москве и регионах.

Мастерская психолого-педагогического сценирования существует с 2010 года и объединяет педагогов и психологов, работающих в школе. Площадка, позволяет поддерживать исследовательский дух и творческую направленность участников за счет постоянной совместной проработки сценарных разработок, выстраиваемых на основаниях рефлексивно-позиционного подхода. В 2014 году Мастерская по приглашению А. С. Обухова стала одним из проектов кафедры и официальной научно-исследовательской площадкой МПГУ. За эти годы участниками было выпущено три учебно-методических пособия, в которых представлено около 200 сценарных разработок, позволяющих реализовать принципы психолого-пе-дагогическойантропопрактикинаосновеавторскогорефлексивно-позиционного подхода Н. Б. Ковалевой и производных технологий: медиагерменевтики [Акчурина 2015, Ковалев, Ковалева 2015, Ковалева, Давыдова, Дьяконова 2018] Эффективность данных разработок ярко проиллюстрирована в серии научно-практических исследований, проведенных студентами - членами исследовательской группы герменевтического клуба.

Герменевтический клуб (ГК) существует в МПГУ с 2013 года, в настоящий момент насчитывает 187 участников. ГК - это творческое содружество старшеклассников, студентов, молодых специалистов и педагогов. В самом названии клуба отражен важный принцип и фокус интересов участников: понимание и освоение смыслов, содержания, значения культурных

Ковалева Наталья Борисовна

феноменов, с которыми приходится сталкиваться молодым людям в процессе взросления и получения образования. ГК - это встреча с миром высоких, но еще не открытых смыслов культуры. Это возможность по-новому открыть для себя выдающиеся художественные произведения, вступить в диалог с их авторами и понять их значимость. Это опыт собственного творческого высказывания; практика сотрудничества и интеллектуальной кооперации в контексте исследования и обсуждения актуальной молодежной проблематики. Наконец, это возможность обрести друзей и единомышленников, освоить язык метафоры и культуру знаково-символической позиционной коммуникации в совместной творческой деятельности.

Каковы концептуальные основания создания герменевтического пространства?

В подходе интегрируются основания рефлексивной психологии творчества, психологической антропологии и культурно-исторического подхода, а также создаются условия для развития способности самоопределения к ценностям и смыслам своей жизни и образования.

1. В качестве базового моделирующего концепта выступает представление о позиции, трактуемой как присваиваемые ценности и идеалы, деятельно реализуемые человеком в жизни, определяющие центр, актуальный смысл и способ деятельности [Алексеев 2002]. Следовательно, позиционная рефлексия определяется и рассматривается как необходимое условие для возникновения такой позиции. Соответственно, основная фокусировка подхода к проектированию модели и гармонизированных с ней методик и технологий делается на развитии «позиционности» личности посредством освоения деятельных способов реализации мировоззренческих ценностей и идеалов [Ковалева 2013, Ковалев, Ковалева 2015, Ковалева 2016, Ковалева 2018].

Определение «позиции» как «способов реализации ценностей» задает необходимость движения сразу в двух направлениях -в направлении создания условий для ценностного самоопределения и в направлении поиска возможностей и средств реализации выбранных мировоззренческих ценностей и идеалов. Мировоззренческая герменевтика или герменевтика недоумения и вопрошания, предметом и областью рассмотрения которой является картина мира в ее индивидуальной ментальной проекции и внутренний мир познающего субъекта с его со-бытийностью, а способом диалог, недоумение, освоение неизвестного через во-прошание и образное мышление создает значимые перспективы для действенного самоопределения личности в современной культуре в контексте собственного бытия и постижения, открытия его смысла [Ковалева 2013, Ковалева, Ковалев 2018].

2. Формирование диалогической среды совместного поиска на основе системы специально разработанных фасилити-рующих психотехник и постановки интересных проблемных

Рефлексивно-позиционный подход в антропопрактике

заданий, требующих со-творчества, позволяет задать несколько принципиальных норм коммуникации, постепенно переходящих из вне во внутренний план. А именно: а) норму внимательного отношения к высказываниям других; б) норму сопереживания и переживания в) норму «вслушивания» в текст как в живое высказывание его героев, интерпретаторов и автора; г) норму использования живого слова, образного языка, метафор и символов; д) норму обеспеченного аргументированного высказывания, - нормы, вне которых невозможно возникновение позиционности [Ковалева, Ковалев 2015].

3. Художественность, образность моделируемой среды, в сочетании с техниками проблематизации, предзадает возможность вывести размышления подростков за рамки привычных стереотипов и пробудить их творческое воображение проектно-сценар-ными решениями [Ковалева 2010, Ковалев 2015, Наумова 2016].

4. Система рефлексивных действий с постепенным переходом к проектным проспективным формам обеспечивает необходимую основу для обнаружения новых целей и смыслов жизни в проектном ключе [Ковалева 2015].

5. Моделирование комммуникативно-ролевых игровых ситуаций и проблемных ситуаций создаёт условия для ценностного самоопределения и выбора способа действия на основе сюжета основного произведения [Ковалева 2015, Ковалев 2015, Михеева 2016].

6. Раскрытие основных композиционных особенностей художественного ряда и выявление духовных ценностей, мировоззренческих установок и идеалов, продвигаемых авторами, инициируют ценностно-смысловое самоопределение участников к социокультурным проблемам и перспективам собственного развития. На основе ценностно-смыслового самоопределения участников создаются условия для формирования детско-взрослой общности, объединенной вокруг общего дела [Ковалева 2010, Ковалева, Ковалев 2015, Прохоров 2016].

Основные проекты и формы работы:

1. Детско-взрослые межрегиональные проекты («Образованный человек XXI века», «Хранители цивилизации», «Проектирование профессии будущего» и другие);

2. Комплексные исследования в сфере развития личности и способностей учащихся (ценностно-смысловые ориентации, мировоззрение и картина мира детей и молодежи, представления о мире профессий и профессиональное самоопределение подростков, становление и развитие идентичности, самосознания, способностей понимания, рефлексии, коммуникации, творчества);

3. Выездные образовательные сессии, тренинги, семинары, сюжетно-деятельностные игры в рамках ежегодной Весенней психологической школы;

Ковалева Наталья Борисовна

4. Разработка и проведение курсов подготовки ведущих детского лагеря по программам «Нарния: хроники мира и войны», «Юные капитаны в Мумидолле», «Хранители цивилизации: морская смена», «Жизнь и подвиг Святого равноапостольного князя Владимира», «Хранители цивилизации: Братство кольца» в московском и иркутском регионах;

5. Молодежные форумы, университетские субботы, проектные семинары, тренинги по командообразованию и коммуникации, сюжетно-деятельностные игры (Проектирование профессионального будущего: новые территории», «Профессиональная позиция и обретение внутренней свободы: поиски выхода из лабиринта», «Место встречи Уильяма Шекспира, Максимилиана Волошина, Осипа Мандельштама, Иосифа Бродского и московской молодежи» и другие;

6. Ежемесячные встречи клуба с разбором художественных образцов в технологиях медиагерменевтики и проектные онлайн-семинары;

7. Инновирование результатов деятельности.

Как раскрывается исследование с антропологической точки зрения? Через практику становления сущностных сил человека, его родовых способностей, практику выращивания в человеке «собственно человеческого» - средствами самого образования [Алексеев 2002, Семенов 2013, Слободчиков 2010]. Антропологический смысл рефлексивных деятельностей, таким образом - это становление подлинной субъектности как основания и механизма перехода из режима развития в режим саморазвития и самопроектирования на всем пространстве своей жизни [Ковалева 2016, Обухов 2018, Семенов 2018, Слободчиков 2015]. Построение картины мира и смысла жизни - «Кто - я? Зачем - я? Куда - я?». Формирование собственной позиции с нахождением способов реализации ценностных оснований и мировоззренческих идеалов [Ковалева 2015, Ковалев Ковалева 2018].

В опоре на рефлексивно-проектную модель исследования в 2016 году сложилась исследовательская группа клуба -18 человек, которыми сделано 108 публикаций и 126 докладов на конференциях. Активом клуба (14 человек) проведено 72 мастер-класса, 12 молодежных форумов, 36 инновационных занятий в школах по авторской программе Н. Б. Ковалевой «Проектирование профессии будущего», 45 рефлексивно-позиционных тренингов коммуникации и командообразования, 18 программ детского лагеря летнего отдыха в рефлексивно-позиционных технологиях, 6 сюжетно-деятельностых игр в рамках ежегодной всероссийской конференции «Технологии развития личности в современной медиасреде» и весенней психологической школы. Регулярно проводятся: три постоянно действующих онлайн-семинара по разработке программ,

Рефлексивно-позиционный подход в антропопрактике

ежемесячные встречи с разбором культурных образцов и отработкой медиагерменевтических технологий. Запущено пять самостоятельных проектов. Некоторые результаты такой работы представлены в статьях этого выпуска.

Важной точкой приложения усилий команды ГК было два пространства: студенты Института детства (начфак, дефак и психологи). Вовлечение в исследовательскую и проектную работу студентов двух ярких выпусков психологического бакалавриата кафедры, обучающихся по программе «Практическая психология детства», созданной, как и многие другие идеи и программы под руководством и при прямом участии основателя кафедры А. С. Обухова. С 2016 года основным руководителем и куратором бакалавров-психологов стала Н. Б. Ковалева, которой удалось вовлечь в научно-исследовательскую и проектную работу клуба практически всех ребят. Основной упор делался на их профессионализацию и личностное развитие -именно на это были направлены усилия таких специалистов кафедры, как И. Д. Демакова, И. В. Лопаткова, А. Н. Фоминова, Л. Б. Шнейдер, Е. И. Адамян, Л. И. Адамян, О. Я. Гавриловой, Е. В. Казенной и других преподавателей. Однако с точки зрения создания некоторой увлеченной творчеством, культурой и исследованием общности решающую роль сыграл именно ГК, команда которого регулярно организовывала образовательные сессии, мощные сюжетно-деятельностные игры, тренинги профессионализации.

Основные направления исследования:

1. картина мира и ценностно-смысловая сфера, творческая направленность [Гудкова 2019, Данильчева 2019, Дьяконова 2016, Дябина Минаев 2019, Фатихова 2019 и другие];

2. идентичность - социокультурная, профессиональная, гражданская [Гудкова 2019, Минаев 2018, Ильина 2019, Фишер 2018, Хилик 2018];

3. субъектность в кинопредочтениях и характеристики ме-диакультуры [Ильина 2019, Ковалева 2017, Наумова 2015];

4. феномены понимания, понимание метафоры, образное мышление, креативность [Золотухина 2018, Ковалева 2017, Лындина 2016, Наумова 2015, Новожилова 2018];

5. проектные способности, а также способности понимания, рефлексии, творчества и, самое главное, совместного творчества [Данильчева 2019, Дьяконова 2016, Дябина 2019, Катречко 2018, Минаев 2018, Ковалева 2016]. Исследования захватывают в том числе детей с логопедическими нарушениями, делинкветными подростками, сиротами. География: Москва, Иркутск, Братск, Тверь, Нижний Новгород, Киров и другие города.

В ценностных ориентациях и мировоззрении детей и молодежи преобладают ценности потребительского общества:

Ковалева Наталья Борисовна

высокий уровень дохода, возможности разнообразной насыщенной развлечениями и комфортом жизни, обладание внешними атрибутами преуспевания в социальном плане. Ценности образования, познания, творчества выражаются в основном также в модусе «обладания», а не «бытия», если вспоминать Эриха Фромма. Конечно, традиционные ценности семьи, дружбы, любви оказываются для большинства первостепенными, однако, по мнению многих исследователей, эти понятия редуцируются, в частности дружба часто сводится к совместному времени препровождению. Функция взаимопомощи остается, но такие системообразующие характеристики как единомыслие, диалог, взаимопонимание уходят на задний план и проявляются лишь у узкой категории (в процентном отношении от 12 до 25 процентов в зависимости от группы и возраста респондентов).

Результаты комплексных исследований показывают, что возникла новая ситуация взросления и профессионализации [Асмолов 2018, Обухов 2019, Шнейдер 2019]. Медиапростран-ство нашего современника может быть понято и проблемати-зированно с психолого-антропологической точки зрения как новая (дополняющая традиционную среду обитания и конкурирующая с ней за ресурсы и привилегированный статус) сфера деятельности и самореализации современного человека [Ковалева 2019]. Это важный ресурс личностного развития. Клиповое мышление - необходимость, фрагментарное сознание и вмененное понимание - данность, но как их углубить, как создать условия для развития способности понимать метафору, обрести собственную позиционность? На рисунке 1 приведена одна из схем, позволяющих сделать совместное обсуждение культурного образцов настоящим событием.

Рисунок 1. Модель понимания образной ткани текста [Ковалева 2013]

Рефлексивно-позиционный подход в антропопрактике

Университетские субботы: познаем профессии будущего, МПГУ. [Электронный ресурс] URL: http://mpgu.su/ novosti/universitetskie-professii-budushhego/

Встречи герменевтического клуба: Андрей Рублев и Евангельские тексты. МПГУ. [Электронный ресурс] URL: http://mpgu. su/novosti/vstrechi-germenevticheskogo-kluba-andrey-rublev-i-evangelskie-tekstyi/

Рассмотрим несколько примеров таких событий на основе новостей, включающих отзывы участников.

Свободный полет (по материалам фильма Андрея Тарковского «Страсти по Андрею»). Речь пойдет об Андрее Тарковском, пожалуй, центральном авторе для нашего Клуба. Мы многажды и в разные годы работали в самых разных форматах с такими его произведениями как Андрей Рублев (1966), Солярис (1972), Сталкер (1979). И безусловно именно в диалоге с ним вырастали многие важные для нас темы форумов, такие как «Настоящее творчество и его значение в мире профессий»1, «Образованный человек XXI века», «Как стать членом творческой команды», «Как обрести идентичность» и многие другие. 19 октября 2018 года прошла яркая встреча с протоиреем Евгением Прохоровым по обсуждению «Пролога» к фильму «Страсти по Андрею» (1966) в опоре на Евангельские тексты в технологиях медиагерменевтики [Ковалева 2013, Ковалев 2015], а чуть позже встреча актива по обсуждению некоторых ключевых идей летнего герменевтического проекта в Иркутске2.

Август и сентябрь 2019 подарили нам новые яркие события, выстроенные в опоре на медиагерменевтику вокруг великого фильма Андрея Тарковского «Страсти по Андрею».

Руководителем нашего клуба Федором Ковалевым в сотрудничестве с протоиереем Евгением Прохоровым, руководителем епархиального молодежного отдела с 3 по 10 августа в спортивно-оздоровительном лагере «Политехник был проведен недельный Евангельский семинар на тему «Герменевтические технологии как способ работы с мировоззрением молодежи». Семинар собрал достаточно представительную аудиторию: были молодые и остепененные участники из Кемеровской, Томской, Новосибирской, Саянской и Иркутской епархий. Программа строилась на основе просмотра и обсуждения фильма «Андрей Рублев» и Евангельских текстов. Дополнительно привлекались многие другие культурные образцы, в том числе лекция Паолы Волковой из цикла «Мост над бездною», «Русалка» Александра Петрова, мультфильмы Фредерика Бека и другие. На семинаре раскрывались технологии медиагерме-невтики в ракурсе экзегетических методов толкования Священного Писания святителя Иоанна Златоуста, рассматривавшегося в соотнесении с художественными медиатекстами.

Вот несколько рефлексивных высказываний участников семинара, позволяющие понять глубину и многогранность события:

«...в основе медиагерменевтики, безусловно, интуитивное творчество, но это не интуитивное творчество потсмодернистов, а интуитивное творчество Лейбница и Пуанкаре, когда логика не отбрасывается в угоду интуиции, а исчерпывается. И исчерпав логику ты задаешь настоящий вопрос, ответить на который ты можешь только интуитивно» (Федор Ковалев).

Ковалева Наталья Борисовна

«На этом Евангельском семинаре я открыла для себя новое понимание термина, «доверие»... Именно доверие показалось мне одним из самых мощных китов, удерживающих на себе всю герменевтическую конструкцию. Это качество первостепенное и непреложное, оно требует от тебя непоколебимого мужества, но, если его не воспитывать в себе, скорее всего о качественной групповой и индивидуальной работе не может быть и речи.

Доверие необходимо ко всему: к методике и нормам предлагаемой программы, к авторам разбираемых образцов, к ведущим семинара, к каждому участнику рабочей группы, к давно устаревшему Златоусту, к Богу, к себе самому, ко всему неоднородному процессу текущей работы.

Мне потребовалось много усилий, чтобы хотя бы по чуть-чуть отслеживать у себя наличие этих доверий по каждому из пунктов. Способность быть открытым и предельно честным в своих высказываниях, умение вслушиваться в высказывания и открытия других как в свои собственные, искусство группово и красиво «ткать полотно из общей и цветной множественно-смысловой «пряжи» - всему этому мастерству придется еще долго и долго учиться. И это хорошо, когда есть что пропускать через жернов собственной и групповой рефлексии. Собственно, с пониманием ценности этого самого доверия в герменевтическом подходе, перед началом работы, особенно с новыми, незнакомыми участниками группы, мне кажется просто необходимо проводить некие тренинги на доверие, пусть не совсем тактильные, какие мы обычно проводили в детских лагерях, когда один из ребят ходил с завязанными глазами, а другой водил его за руку через препятствия, а скорее всего иные, нужно еще думать. Возможно, такой тренинг или даже просто грамотно построенная беседа о доверии поможет легче усвоить основные принципы герменевтического подход и медиагерменевтики как таковой» (Матушка Елена Прохорова).

«Мы призваны помнить и понимать то, что нашими руками сделал Бог.... В Евангелие ученики забывают о том, что сделано их руками. И Христос негодует: почему не понимаете и не помните? В фильме Рублев падает после каждого из сотворенных переворотов в иконописи. Почему? Господь приходит к нам, видя наше усердие, но всегда насыпает больше, чем мы способны создать сами. И в этом смысле он создает нечто, что вне нашей логики, даже для самого художника. Но помнить и понимать о пришествии Господа в нашу жизнь -это работа человека... Бориска был не один. Множество людей поставили шкуру на кон в создании этого колокола. Все они застывают от облегчения в момент истины. Колокол запел. В этом смысле творец не одинок. Огромное количество людей творят вместе с ним. Но он о них забывает, как и о Боге. И потом наступает депрессия. Слишком сильно прыгнул в творчестве. Не вынести. Печи переплавляют металл, человек переплавляет себя. Колокол - символ изменения человека. Бориска меняет себя в процессе творчества. Он кладет все свои силы души как будто в печь. И он не знает во что они превратятся. Ведь понятно, что это совсем не тот паренек, который был в самом начале. Очень интересный образ печей. В фильме, в котором очень много внимания уделено страшному суду, мы видим печи в конце. Но эти печи создает сам человек. Как будто так же, как переворачивается понятие праздника, так же переворачивается понятие печи. Вернее, не переворачивается, а очищается. Печь как часть творчества, которую человек создает сам, помогающая победить ветхого. Очистить и переплавить страсти в силы души» (Федор Ковалев).

«Получается, что когда ты творишь новый образ мира, ты обязан потом столкнуться с собственной страстью, которая ему противоречит. И в этом сражении ты можешь выйти к новой вершине, если стремишься к преображению.. Мы призваны рисовать лик в самих себе» (Федор Ковалев).

Рефлексивно-позиционный подход в антропопрактике

Вторым событием стала выставка «Свободный полет» -яркое произведение, объединившее в едином пространстве и временном континууме произведения художников-нонконформистов из коллекции Музея AZ и экспозиции, представляющие киношедевры Андрея Тарковского в сопровождении музыки Иоганна Себастьяна Баха, Кшиштофа Пендерецкого, Николая Каретникова, Эдуарда Артемьева, Ираиды Юсуповой. Выставка - своеобразная трилогия, выраженная в знако-во-символических моделях: «Прорыв в прошлое», посвященная 50-летнему юбилею премьерного показа фильма «Страсти по Андрею» и творчеству Поплавского. «Предвидение», позволившее до дрожи испытать ужас Чернобыльской катастрофы выраженной в фотографиях Ивлевой, в картинах панического реализма Петра Беленка и рабочих кадрах из «Сталкера», представляющих «зону» катастрофы как пространство неведомого, непонятого не только вовне, «в мире», но и в себе -путешествие сквозь которое дарит смысл, преобразующий катастрофу в открытие» и, наконец, «Новый полет», позволяющий по-новому взглянуть на Вселенную, увидеть сквозь призму «Соляриса» миры разных людей и вещей в представлениях ярких художников неформального искусства «советского ренессанса» и великого Брейгеля - своеобразного символа настоящего вневременного искусства, столь любимого Андреем Тарковским. Выставка поразила воображение студентов, позволила ощутить пространство свободного выбора своего пути как «путешествие во времени к новым открытиям» и реальное жизнетворчество, вдохновила на новые поиски. Одним из самых сложных вопросов студентов-выпускников оказываются вопросы: «Как найти свое истинное призвание?», «Как не предать других и самого себя в погоне за успехом в социуме?», «Как уживаются в одном мире, в одном обществе, и даже в одном человеке и жестокость, безрассудство, пороки, и истинные порывы, подвиги, благодетель?», «Кто на самом деле такой человек, меняющий будущее через реальность?» и многие другие. Важные ключи к ответам на них были получены на семинарах по курсу «Психология понимания в современной медиасреде» (преподаватель Н. Б. Ковалева), часть которых была посвящена герменевтическому разбору двух новелл и фильма об Андрее Рублеве: «Пролог» и «Колокол». Первая новелла дала импульс к постановке вопроса о том, что такое настоящее творчество и через парадоксальные и мощные образы А. Тарковского, задающие противоречия между поступками и словами героя, пафосом полета и его искусственностью, подчеркнуто вызывающей страх музыкой понять, что оно несовместимо с конкурентным противопоставлением себя «Другим» и не может быть сведено к самореализации. «Колокол» раскрыл сложность и духовные опоры пути настоящего художника. Приведем несколько цитат из эссе участников:

Ковалева Наталья Борисовна

«.творчество не замыкается на желании самореализоваться, прокричать миру, что ты есть, и посмотреть на всех свысока. Такое стремление обречено на провал подобно постепенно сдувающемуся и падающему на землю шару».

«.А про лошадь интересно, что она вначале рядом с Церковью, потом уже на месте, пока Ефим летит, музыка в кадре при этом совсем не воодушевляющая (почему -один из вопросов). И после того, как с тяжелым и каким-то пустым звуком падает на Землю, мы видим, что конь на месте - уже отдохнул и грациозной иноходью устремляется в путь -вроде как через это режиссер подчеркивает противоестественность задуманного Ефимом, нежизненность, противопоставленность природному, подлинному, настоящему».

«Выставка. дает возможность зрителю поразмышлять, что же на самом деле есть свобода и полет? Для меня это название связано с той свободой мысли, поиска смыслов, которую дает нам Тарковский при просмотре картины «Андрей Рублев». Человек, как бы летая в медиапространстве, находит для себя то, что отзывается в душе и мыслях. Мне запала в душу чья-то умная мысль: «Ощути полет там, где есть возможность сознательного творчества».

«Данный фильм и обсуждение показали мне, что по-настоящему творческий человек не зациклен на себе. Наоборот, он имеет неподдельный интерес к своему народу, стремится понять его, прочувствовать его переживания и отношение к жизни, как и ведет себя Андрей Рублев».

«Я думаю, творчество приносит плоды только после того, как начинаешь по-настоящему жить им и отдаваться ему сполна. Примером этому может служить Бориска или Андрей Рублев. . Каждый автор, стремясь постичь тайны своего дела, невольно узнает что-то ранее ему неизвестное, открывает все новые и новые горизонты».

«Главная идея фильма, я считаю, это идея о несокрушимости веры русского человека, который идет к спасению души через страдания. Тарковский показывает как Рублев проходит через все свои муки и страсти, через подвиг молчания, но в конце обретает голос, позволяющий создать необыкновенную икону - символ нераздельности и неслиянности в единении, гармонии и творчестве».

«.благодаря фильму про Андрея Рублева я поняла, что быть творцом - это еще и умение брать на себя ответственность, не только за себя, но и за тех, кто рядом с тобой. Умение идти на риск даже тогда, когда все вокруг тебя говорят тебе обратное, нужно верить, верить в себя и свое дело, в свои силы и внутреннее чутье. Нужно гореть тем, что ты делаешь. И не бояться вести за собой людей».

«И несмотря, на различные трудности, уговоры окружающих сделать все по инструкции, Борис продолжает уверенно делать то, что ему кажется правильным и важным (хотя сам внутри испытывает сильное напряжение). И вовсе не для того, чтобы утвердиться среди других, а просто потому, что так он остается в диалоге со своим отцом. В результате, его старания и вера способствуют объединению этих людей в общность, в настоящий коллектив, который создает прекрасный колокол. Именно эту способность в трудные времена вдохновить людей на создание чего-то великого, вечного замечает Андрей Рублев и видит в нем тот свет, который был нужен не только народу, но и ему самому».

В заключение представляется важным привести размышление Федора Ковалева как итог творческой рефлексии сразу нескольких событий:

Рефлексивно-позиционный подход в антропопрактике

«Что делает Бориска? Он принимает вызов. На который у него не хватает сил и возможностей. Почему умаляется? Он же управляет всеми. Но есть очень интересный момент - он начинает сам копать яму. То есть дело не в том, какое положение он занимает, и что о нем подумают. Он готов выглядеть смешным. Но будет искать ту самую глину. Один из способов занять место на Страшном Суде - это увидеть и занять место делателя, которое пустует. В росписи страшного суда есть пустые места на скамьях. Некому колокол отлить - это тоже пустое место. Боль народа - это тоже пустое место. Это вызов, миссия. Жатва, для которой нет делателя. Это пустое место нужно занять. Даже если сил не хватает. Потому что без Бога сил в любом случае не хватит. Но потом есть еще один важный момент. Надо отдать всего себя, но внутри себя оставить пустое место для Христа... Язык расшатывается и через гудение проходит до колокола, и когда они сталкиваются, раздается звон - образ герменевтики. Язык, расшатываясь, издает гул, пока не встретится с колоколом, и тогда раздастся звон. Пока мы расшатываем язык мы выходим за пределы своих предрассудков, они рассыпаются, как глиняная корка. А когда встречаемся с колоколом, с чем мы встречаемся?

Колокол - образ изменения человека. Грехи и страсти переплавлены, и новый обновленный человек открывается в творчестве. Идея в том, что возможно, когда мы докопаемся в произведении до образа изменения человека мощного и глубинного, значит, мы докопались до чего-то не субъективного, потому что в основе истинного творчества всегда процесс самоизменения».

Медиагерменевтика как рефлексивно-позиционная технология позволяет не только глубоко погрузиться в образную ткань текста и действительность эпохи, но и создает условия для синергийного осмысления актуальной проблематики и внимательного вслушивания в слова автора, персонажа, ведущих, друг друга. Именно это является возможностью открытий и превращения текста из внешнего объекта во внутреннюю опору в сложных перипетиях и выборах бытия в контексте рождения собственной траектории развития и профессионализации [Данильчева 2019, Дьяконова 2016, Катречко 2016, Ковалев 2015, Прохоров 2016, Ковалева 2018].

Яркой и продуктивной, несмотря на новаторский для стен университета формат, оказалась встреча с гостем из Иркутска, протоиреем Евгением Прохоровым, инициированная доцентом кафедры психологической антропологии Натальей Борисовной Ковалевой при поддержке ассистента кафедры Л. С. Катречко 19 октября 2018 года. В работе с гипертекстом, пожалуй, самое сложное - это выбор ключевого текста, в данном случае Евангельского отрывка, так, чтобы его прочтение могло создать условия для расширения горизонтов понимания и осмысления проблематики исходного образца, и поставить новые вопросы перед участниками. Эта задача была решена блестяще, и один из самых мощных образцов киноискусства, трактуемый по-разному многими известными деятелями культуры и кинопедагогики, получил новую глубину прочтения. Составить впечатления об этой встрече, мастерстве

Герменевтический клуб МПГУ как форма психолого-педагогической антропопрактики_

Ковалева Наталья Борисовна

опытного преподавателя и священника можно по вдохновенным отзывам студентов кафедры психологической антропологии, представленным ниже.

Не менее благотворной оказалась и заключительная встреча актива герменевтического клуба с представителем иркутской епархии по дальнейшей разработке темы «Вера, дружба, творчества» на материале фильма Андрея Рублева, прошедшая под руководством Ф. А. Ковалева 23 октября в контексте подготовки программы детского летнего лагеря «Роднички». Важной особенностью лагеря является совместная разработка программ на базе рефлексивно-позиционного подхода и многолетнее проведение научно-практического исследования, ведущегося в рамках сотрудничества научно-исследовательской площадки МПГУ. Вот что пишут об этом участники:

«19 октября состоялось большое событие: я смогла присутствовать на обсуждении фрагмента фильма Тарковского «Андрей Рублев» в опоре на Евангельский текст. Это было сложно, ново, интересно. Опыт работы с медиагерменевтическими образцами у меня уже был - это, можно смело признаться, мое хобби, мой интерес. Здесь же разбор фильма был в новых для меня технологиях - с опорой на библейский текст -никогда ранее не читаемый мной в силу разных причин. Из Иркутска к нам приехал протоиерей Евгений Прохоров, который главным образом и вел занятие совместно с Ковалевой Натальей Борисовной. Однажды мы уже разбирали пролог из Андрея Рублева на медиагерменевтике, но совсем в другом направлении. Вчера же каждый из нас сделал свои новые открытия по отрывку. Работа с Библией - новое дело для меня. Никогда я и не знала, что такой текст может быть настолько сложным в понимании и своей интерпретации. Для меня стало открытием все, что происходило в аудитории. Думаю, что каждый присутствующий там человек ушел с новыми вопросами. И это верный знак того, что событие состоялось» (А. Гудкова, 2019 год).

«В пятницу 19 октября 2018 года студентам кафедры Психологическая антропология посчастливилось попасть на удивительную встречу, посвященную обсуждению пролога к фильму Андрея Тарковского «Страсти по Андрею» и отрывка из Евангелия, посвященному вере сотника. Столь насыщенное сложное содержание породило множество мучительных вопросов и интересных дискуссий в кругу студентов и преподавателей.

Приведем некоторые из них: Что такое Вера? Что объединяет оба произведения? Как представленный текст можно связать с нашей жизнью. К счастью, Отец Евгений помогал нам разобраться в тексте, глубже раскрывая перед нами его значение, с интересом выслушивая каждого, лишь предлагая свою версию происходящего. Здесь не было «правильных» ответов. Цель нашей встречи: расширить горизонты своего понимания и, возможно, уйти с новым вопросом, еще более сложным, чем прежний.

Достичь данных целей помогает неравнодушное участие каждого присутствующего. Можно сказать, что встреча удалась, потому что в кругу не осталось равнодушных.

Лично для меня наша встреча поставила вопрос послушания. Если вспомнить, то сотнику было достаточно лишь слова, он слушал и слышал, потому что верил. Получается то, насколько мы слушаем и выполняем то, что нам говорят родители, наставники, преподаватели и так далее, зависит от того, насколько мы Верим. Именно этот вывод стал для меня ключевым открытием. Спасибо за встречу!» (В. Романова, 4 курс).

Рефлексивно-позиционный подход в антропопрактике

«Думаю, сразу стоит сказать, что я верующая. Конечно, встреча заинтересовала меня еще до ее начала, при чтении приглашения с ее кратким описанием. Было для меня необычно и интригующе, как в стенах светского университета, там, где обычно проходят пары по учебным дисциплинам, может состояться такая встреча. Разбор фрагмента фильма в направлении медиагерменевтики гения кинематографа - Андрея Тарковского - с опорой на. Евангельский текст. Мы довольно подробно углубились в библейские тексты. Я люблю этот процесс и уже не раз участвовала в библейских дискуссиях, обсуждениях и исследовании Писания. Убеждена, что ничто так не поднимает человека и не воодушевляет, как посланные откровения и открытия, чувство близости с Богом, как во время изучения Его слова и во время молитвы, и когда применяешь открытое в жизни. Но в связке художественное произведение (фильм) - Библия, наверное, в таком ключе я еще ни разу не работала. Особенно ценной для меня была глубина мыслей. В качестве опорного библейского текста рассматривали историю из окончания Нагорной проповеди Иисуса Христа и особенности исторической эпохи, в которую происходили события. Для себя я вынесла и укоренилась в следующей мысли. Не просто нужно доверять Богу в том смысле, чтобы снять с себя и переложить на Него ответственность, но, отдав в руки Всемогущего ситуацию, свою жизнь, быть готовым к действию, усилию и работе, в первую очередь над собой, прислушиваясь к тому, куда Он направляет. Как часто человек после «первой любви», переживания радости знакомства с Богом разочаровывается - жизнь не стала проще, проблем не уменьшается. Потребительская его натура ищет выгоду даже в этих отношениях! Но суть связи с Небом не в избавлении от всех земных невзгод и перипетий, а все в том же их преодолении, но с новыми силами, с опорой и поддержкой Бога, и в радости жизни с Ним. Думаю, в таком способе работы - разборе текстов отдельно, в связке и сопоставлении заложен огромный потенциал для развития духовной и интеллектуальной сферы!» (А. Зуева, 3 курс).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«19 октября состоялась встреча с протоиреем Евгением Прохоровым, посвященная разбору фильма Андрея Тарковского «Страсти по Андрею» в опоре на Евангельский текст. Основным ведущим встречи был Е. А. Прохоров, его соведущими Н. Б. Ковалева и Л. С. Катречко.

Сама атмосфера этого события была уютная, так как это было маленькое мероприятие, где было легко высказывать свои мысли и услышать высказывания других. Многие присутствующие уже просматривали пролог фильма, но все равно в начале мы уделили время на то, чтобы просмотреть его еще раз, и возобновить мельчайшие детали отрывка в своей памяти. Конечно же после просмотра у всех возникли вопросы, которые мы сразу же обговорили. Было важно, что нам дали понять, в какое время снимался фильм, были исторические детали, которые очень значимы при разборе. Из всего множества вопросов мы остановились на таком как «какую же роль играет Храм в данном эпизоде?» и после его мини-обсуждения перешли к Евангельскому тексту.

Для разбора было взято Евангелие от Матфея, 8 глава. Ведущий прочитал несколько строф из главы, и мы приступили к разбору. Скажу честно, что мне очень сложно дался этот текст, были какие-то свои предположения по толкованию, но потом я понимала, что они в основном оказывались ложными, так как благодаря мыслям ведущего и его соведущих мы все ближе и ближе подходили к нужной истине.

Такой опыт конференции у меня был первым. Были представлены и фильм, и текст, которые связаны между собой. Нужно было обнаружить не только суть и скрытый смысл каждого, но и соединить все в единое целое.

Ковалева Наталья Борисовна

Жаль, но время данного мероприятия было ограничено. По моему мнению, таких встреч должно быть большее, чтобы с каждой новой встречей мы погружались все глубже в обсуждение, а в конце нашли совершенно гениальные ответы на поставленные вопросы» (М. Тертерян, 3 курс).

19 октября, в самый разгар прекрасной осени, в стенах родного МПГУ состоялась встреча, на которой присутствовал гость из Иркутска - протоиерей Евгений Прохоров. Собрала всех и организовала данную встречу Ковалева Наталья Борисовна. К обсуждению небольшого фрагмента из фильма «Страсти по Андрею» Андрея Тарковского в опоре на Евангельский текст пришли 3-й и 4-й курс кафедры психологической антропологии, а также Леонид Катречко. Отец Евгений работает в технологиях меди-агерменевтики, именно поэтому, на мой взгляд, процесс был глубоким и увлекательным. Размышляя над фильмом, и, в той или иной степени, соотнося его с Евангельским текстом, мы нашли ответы на определенные вопросы. Было полное ощущение погружения в процесс и прикосновения к чему-то возвышенному. Такие встречи будут очень ценны и полезны, ведь именно в таком теплом кругу можно и нужно говорить на волнующие нас темы» (Д. Фатихова, 3 курс).

Таким образом, на основе авторского рефлексивно-позиционного подхода с использованием сюжетно-деятельностных игр и медиагерменевтики апробированы десятки программ основного и дополнительного образования, позволяющие эффективно решать означенные проблемы и проектировать новые формы антропопрактики. В частности, одной из таких программ является авторская программа «Проектирование профессии будущего», направленная на создание среды для развития социокультурной, гражданской и профессиональной идентичности. Программа успешно проведена в ряде школ Москвы и регионов с подростками и старшеклассниками.

Подводя итог многолетнего опыта исследовательской и практической работы, можно сделать вывод, что одним из перспективных инструментов формирования личностно-ориен-тированной парадигмы современного образования «через всю жизнь», как приоритетного направления программы развития, является проектирование комплексных сетевых образовательных форм взаимодействия, созданных на основе интегративных психодидактических образовательных моделей. Применение рефлексивно-позиционного подхода и разработанных на его базе технологий позволяет эффективно решать поставленные задачи.

Эффективность сюжетно-деятельностных и медиагерме-невтических технологий развития личности и способностей учащихся, в большой мере обеспечивается такими конструктивными характеристиками рефлексивно-позиционной модели образовательной среды, как принципиальная диалогичность (форма коммуникации - диалог), гипертекстовость (взаимосоотнесенность культурных образцов), проектность (творческий характер деятельности), позиционность (необходимость предъявить и обосновать способ реализации ценности).

Рефлексивно-позиционный подход в антропопрактике

Результативность программы определена тем, что участники совершают собственное позиционное проектное действие в форме творческой рефлексии, обнаруживая деятельную возможность влиять как на проект в целом, так и на все его компоненты, сталкиваясь с необходимостью отвечать за последствия собственных выборов. Одновременно создаются условия для освоения способностей самоопределения, понимания, рефлексии, сотрудничества, построения собственной программы развития, культуры проектной деятельности и знаково-символических описаний. Тем самым удается разрешить одну из самых сложных проблем психолого-педагогической науки и, можно сказать, заложить основы одной из продуктивных научных школ кафедры. И?

Литература

Акчурина 2015 - Акчурина Н. Н. и др. Практикум по преобразованию ФГОС в образовательные программы начального, основного и полного общего образования. Учебно-методическое пособие. М.: ГАОУ МИОО, 2015. 348 с.

Алексеев 2002 - Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. № 2. С. 92-115.

Асмолов 2018 - Асмолов А. Г. Сложный человек как вызов педагогике возможностей // Поволжский педагогический поиск. 2018. № 1 (23). С. 13-19.

Гудкова 2019 - Гудкова А. А. Медиагерменевтика как инструмент развития личности подростков // Материалы Межд. студ. научной конференции «Поколение будущего» ГНИИ «Нацразвитие». Сб. избранных статей. СПб.: 2019. С. 162-168.

Данильчева 2019 - Данильчева С. В. Исследование мировоззрения подростков и юношества на основе методики «метафорический девиз жизни» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 287-290.

Демакова 2018 - Демакова И. Д. Концепция воспитательной деятельности современного педагога с опорой на идеи Я. Корчака // Социальная педагогика. 2018. №2. С. 33-45.

Дьяконова 2016 - Дьяконова А. И. Психолого-педагогические принципы сценирования ситуаций позиционной диалогической коммуникации на уроках литературы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. №4. С. 35-41.

Дябина 2019 - Дябина Т. А. Развитие творческой направленности и способностей подростков в рефлексивно-позиционном подходе // Материалы Международной научной конференции «Проблемы управления качеством образования»: Сборник избранных статей. СПб.: ГНИИ «На-цразвитие», 2018. С. 80-86.

Дябина, Минаев 2019 - Дябина Т. А., Минаев В. Р. Исследование направленности младших подростков в рамках православно-ориентированного детского лагеря // Студенческий научный вестник. 2018. №8. С. 54-58.

Золотухина, Хилик 2018 - Золотухина А. И., Хилик Л. Ю. Развитие картины мира и идентичности младших подростков в технологиях ме-диагерменевтики // Академия педагогических идей Новация. 2018. № 1. С. 95-103.

Ковалева Наталья Борисовна

Ильина 2019 - Ильина А. И. Исследование субъектности кинокультуры современных подростков // Евразийское Научное Объединение. 2019. № 7-4 (53). С. 283-286.

Катречко 2019 - Катречко Л. С. Развитие способности понимания делинквентных подростков в технологии медиагерменевтики // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции 11 мая 2016 г. «Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии». Омск, 2016. Вып. №3.

Ковалев 2015 - Ковалев Ф. А. Возможности использования медиа-образцов при работе со старшеклассниками // Университетские субботы в МПГУ. М.: МПГУ, 2015. С.101-104.

Ковалева 2010 - Ковалева Н. Б. Процессы понимания и самоопределение в культуре // Тезисы юбилейной конференции, посвященной 125-летию общества психологов СССР М., 2010. С. 93-96.

Ковалева 2013 - Ковалева Н. Б. Идеал (образ) человека сквозь призму времен. Перспективы развития образования как ответ на вызовы 21-го века. Конфигурация проблемы // У истоков развития. Сборник научных статей. М.: МГППУ. 2013.

Ковалева 2015 - Ковалева Т. А. Значение ритуала для формирования социокультурной идентичности современных подростков в мире утерянных традиций // Академия педагогических идей Новация. Серия: Научный поиск. 2015. № 1. С. 51-57.

Ковалева 2016 - Ковалева Н. Б. Рефлексивно-позиционный подход к сценированию продуктивных форм образовательной антропопрак-тики // Азимут научных исследований педагогика и психология. 2016. Т. 2(15). С. 230-234.

Ковалева 2017 - Ковалева С. В. Значимость метафоры в психолого-педагогической деятельности // The Unity of Science. 2017. № 2. С. 70-73.

Ковалева 2018 - Ковалева Н. Б. Сюжетно-деятелностныетехнологии в медиаобразовании. 2-е изд М.: МПГУ. 2018. 204 с.

Ковалева 2019 - Ковалева Н. Б. Рефлексивно-позиционные основания современной антропопрактики // Мир Психологии. 2019. Т. 4. С. 264-273.

Ковалева, Давыдова, Дьяконова 2018 - Ковалева Н. Б., Давыдова, Н. В. Дьяконова А. И. Развитие личности и способностей учащихся средней школы. Практикум по психолого-педагогическому сценированию развивающих занятий в рефлексивно-позиционных и медиагерменевти-ческих технологиях. М.: МОДИ, 2018. 144 с.

Ковалева, Ковалев 2015 - Ковалева Н. Б., Ковалев Ф. А. Инновационное проектирование образовательных технологий. М.: ГАОУ ВО МИОО,

2015. 167 с.

Ковалева, Ковалев 2018 - Ковалева Н. Б., Ковалев Ф. А. Рефлексивно-позиционный подход к развитию личности и способностей учащихся. Медиагерменевтика. Учебно-методическое пособие. М.: МПГУ, 2018. 164 с.

Лопаткова 2018 - Лопаткова И. В. Технология художественного поля в оптимизации условий развития личности особенного ребенка // Актуальные проблемы психологического знания. 2018. № 4 (49). С. 82-88.

Лындина 2016 - Лындина В. С. Исследование мировосприятия и образного мышления дошкольников // Электронный научный журнал «APRIORI. Серия: Гуманитарные науки». Серия: Гуманитарные науки.

2016. № 1.

Рефлексивно-позиционный подход в антропопрактике

Минаев 2018 - Минаев В. Р. Представления о профессиях будущего у старших школьников и студентов // Материалы Международной студенческой научной конференции «Поколение будущего» ГНИИ «На-цразвитие». Июль 2018: Сборник избранных статей. СПб.: ГНИИ «На-цразвитие», 2018. С. 47-52.

Михеева 2018 - Михеева О. В. Рефлексивно-позиционный подход к формированию диалогического пространства в программах духовного развития детей и молодежи г. Иркутска // Символ науки: международный научный журнал. 2016. № 7-2 (19). С. 146-149.

Наумова 2016 - Наумова С. В. Феномены вмененного понимания в самосознании современных подростков // Психологические науки. Екатеринбург, 04-05.03.2016. № 1. С. 6-8.

Новожилова 2018 - Новожилова Л. В. Проектирование условий для совместного символического действия в рефлексивно-позиционном подходе // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. 2018. № 1. С. 133-137.

Обухов 2018 - Обухов А. С. Исследование в гуманитарной сфере: субъективный образ мира и становление // Исследовательская и проектная деятельность учащихся. М.: Библиотека журнала «Исследова-тель/Researcher», 2018. С. 4-6.

Обухов 2019 - Обухов А. С. Современные исследования проблемы мотивации и саморегуляции человека в ситуации неопределенности и изменчивости мира // Исследователь/Researcher. 2019. № 1-2 (25-26). С. 10-21.

Прохоров 2016 - Прохоров Е. А. Субъектно-позиционные основания формирования христианской картины мира у детей и молодежи // Педагогика, психология и образование: от теории к практике. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 58-65.

Семенов 2013 - Семенов И. Н. Современные исследования психологии рефлексии: от истории и методологии через экспериментатику к практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 2. С. 3-76.

Семенов 2018 - Семенов И. Н. Социокультурная рефлексия столетнего развития российской психологической науки: к 100-летию советской психологии (1918-2018) // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2018. № 4. С. 4-31.

Слободчиков 2010 - Слободчиков В. И. Событийная образовательная общность // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. 2010. 1 (43) С. 4-13.

Слободчиков 2015 - Слободчиков В. И. Антропология образования как предчувствие смысла // Наука и школа. 2015. № 6. С. 138-142.

Фатихова 2019 - Фатихова Д. Р. Развитие мотивационно-потреб-ностной сферы младших школьников и подростков // Психология XXI века: Организация психологической службы в образовательных учреждениях: СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2019. С. 122-124.

Фишер 2018 - Фишер А. Д. Характер представления образа творческого человека как результат работы сюжетно-деятельностного медиагерме-невтического тренинга // Академия педагогических идей Академия педагогических идей Новация. Серия: Научный поиск. 2018. № 1. С. 31-37.

Хилик 2018 - Хилик Л. Ю. Образ героя в представлениях подростков // Материалы Международной студенческой научной конференции «Поколение будущего»: Сб. избранных статей. СПб.: ГНИИ «Нацразви-тие», 2018. С. 53-61.

Шнейдер 2019 - Шнейдер Л. Б. Психология идентичности: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.