Научная статья на тему 'Герменевтический анализ российских игровых фильмов (1992-2017) на школьную тему[*]'

Герменевтический анализ российских игровых фильмов (1992-2017) на школьную тему[*] Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
592
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HERMENEUTIC ANALYSIS / MEDIA TEXT / CINEMATOGRAPHY / FILM / RUSSIA / SCHOOL / TEACHER / SCHOOLCHILD / CHARACTERS / ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / МЕДИАТЕКСТ / КИНЕМАТОГРАФ / ФИЛЬМ / РОССИЯ / ШКОЛА / УЧИТЕЛЬ / ШКОЛЬНИК / ПЕРСОНАЖИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горбаткова Ольга Ивановна

Статья посвящена герменевтическому анализу (включая: анализ стереотипов, идеологический анализ, идентификационный анализ, иконографический анализ, сюжетный анализ, анализ характеров персонажей и др.) медиатекстов российских игровых фильмов (1992-2017) на школьную тему. Обобщенный герменевтический анализ основывается на технологиях, разработанных К. Бэзэлгэт, А. Силверблэтом, У. Эко, на теоретических подходах Н.А. Хренова, М.И. Жабского с учетом ведущих понятий медиаобразования: медийные агентства, категории медиа/медиатекстов, медийные технологии, языки медиа, медийные репрезентации и медийные аудитории. В ходе герменевтического анализа автор статьи приходит к выводам, что в российских игровых фильмах (19922017) на школьную тему: учебно-воспитательный процесс вышел за строгие рамки сохранения жестких коммунистических ориентиров: образование стало носить гуманистический и дифференцированный характер; в первые годы после распада СССР школа как учебное заведение со школьными буднями, коридорами, классными комнатами, рядами парт, школьной доской, учителями и учениками в российском кино возникала очень редко; с конца 1990-х годов во многих российских фильмах стали калькироваться западные кинообразцы на школьную тему; значимые проблемы, возникавшие у персонажей, базировались на противостоянии «неординарных» педагогов и учащихся с простотой, серостью коллектива, одноклассников; ярко раскрывались проблемные области (разочарование и усталость, профессиональное «выгорание» педагогов; прагматичный цинизм учащихся; подростковая агрессия и жестокость, нецензурная лексика, несоблюдение моральных и этических норм, правил поведения и т.п.); образы школьников подавались на экране дифференцированно: помимо циничных и агрессивных отрицательных персонажей были и персонажи положительные, наделенные оптимизмом и имеющие жизненную перспективу; среди персонажей прослеживалась четкие имущественные различия; внешний вид учащихся и педагогов стал более раскрепощенным и вольным; наряду с традиционными положительными кинообразами педагогов в постсоветское время на экране возник стереотип учителя далекого от идеала, безответственного, нередко агрессивного, коррупционного, не отличающегося высоким уровнем интеллекта и знаний, лишенного общественного уважения (последнее тесно связано с падением престижа педагогической профессии в социуме); киноистории о школьной жизни чаще всего представали в комедийном и мелодраматическом ключе, в любом случае прослеживалось акцентирование развлекательного характера медиатекста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to hermeneutic analysis (including: analysis of stereotypes, ideological analysis, identification analysis, iconographic analysis, plot analysis, character analysis, etc.) of Russian feature school films (1992-2017). The generalized hermeneutic analysis is based on the technologies developed by C. Bazalgette, A. Silverblatt, and U. Eco, on the theoretical approaches of N. Khrenov, M. Zhabsky, taking into account the leading concepts of media education: media agencies, media / media text categories, media technologies, media languages, media representations and media audiences. The author comes to the conclusion that the Russian school films (1992-2017) have these trends: the educational process has gone beyond the strict framework of maintaining rigid communist landmarks: education began to be humanistic and differentiated; schools as an educational institution (with school weekdays, corridors, classrooms, rows of desks, a school board, teachers and students) practically did not exist in the films of the first years after the collapse of the Soviet Union; the western system of "school cinematographic values" is fully supported since 1999; significant problems arising in the characters based on the opposition of extraordinary teachers and students with the simplicity, grayness of the collective, classmates; problem areas (disappointment and fatigue, professional burnout of teachers, pragmatic cynicism of students, teenage aggression and cruelty, obscene lexicon, non-observance of moral and ethical norms, rules of conduct, etc.) were clearly revealed; students have the different images (negative and positive); the appearance of students and teachers has become more liberated and free; the screen images of some teachers were not ideal (irresponsible, aggressive, corrupt, not distinguished by a high level of intelligence, not respected by society); there is a lack of prestige of the pedagogical profession in the eyes of students and the public; film stories about school are immersed more often in the genre of comedy and melodrama, with entertaining character.

Текст научной работы на тему «Герменевтический анализ российских игровых фильмов (1992-2017) на школьную тему[*]»

9. Uspenskaya V.I. (2002). ZHenskie salony v Evrope XVII-XVIII vekov / V.I. Uspenskaya // ZHenshchiny. Istoriya. Obshchestvo: sb. nauch. st. / pod obshch. red. V. I. Uspenskoj. - Tver': Oblastnoe knizhno-zhurnal'noe izdatel'stvo, 2002. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://tvergenderstudies.ru/data/downloads/pb000003.rtf, svobodnyj (data obrashcheniya: 20.11.16). (In Russian).

10. AdlerL. (2006). Femmes et livres, histoire d'une affinité secrète// Les femmes qui lisent sont dangeureuses / L. Adler, S. Bollman // - Paris: Flammarion, 2006. - P. 23.

11. Goldwyn H.(1991). L'éducation Des femmes au Dix-septième Siècle / H. Goldwyn // Cahiers du XVII-e siècle. - New York, 1991. - P. 249-262.

12. Perrault Ch. Contes/ Ch.Perrault.- Genève: Editions de l'Agora, s.d. - 178 p.

13. Zheltukhina M.R., Vikulova L.G., Serebrennikova E.F., Gerasimova S.A., Borbotko L.A. (2016). Identity as an Element of Human and Language Universes: Axiological Aspect / M.R. Zheltukhina, L.G. Vikulova, E.F. Serebrennikova, S.A. Gerasimova, L.A. Borbotko // International journal of environmental & Science education. -2016. - Vol. 11. - no. 17. - P. 10413-10422.

ЛИЧНОСТЬ И МЕДИА: ГУМАНИТАРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В МЕДИАОБРАЗОВАНИИ

УДК 316.77:001.8 ББК С55.325.1:С55.57с

Горбаткова Ольга Ивановна

Кандидат педагогических наук, младший научный сотрудник Таганрогского института имени А.П. Чехова — филиала Ростовского государственного экономического университета. Таганрог, Россия

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКИХ ИГРОВЫХ ФИЛЬМОВ

(1992-2017) НА ШКОЛЬНУЮ ТЕМУ*

Статья посвящена герменевтическому анализу (включая: анализ стереотипов, идеологический анализ, идентификационный анализ, иконографический анализ, сюжетный анализ,

* Исследование выполнено за счет финансовых средств гранта Российского научного фонда (РНФ, проект № 17-18-01001)» в Ростовском государственном экономическом университете. Тема проекта: «Школа и

197

анализ характеров персонажей и др.) медиатекстов российских игровых фильмов (1992-2017) на школьную тему. Обобщенный герменевтический анализ основывается на технологиях, разработанных К. Бэзэлгэт, А. Силверблэтом, У. Эко, на теоретических подходах Н.А. Хренова, М.И. Жабского с учетом ведущих понятий медиаобразования: медийные агентства, категории медиа/медиатекстов, медийные технологии, языки медиа, медийные репрезентации и медийные аудитории. В ходе герменевтического анализа автор статьи приходит к выводам, что в российских игровых фильмах (19922017) на школьную тему:

- учебно-воспитательный процесс вышел за строгие рамки сохранения жестких коммунистических ориентиров: образование стало носить гуманистический и дифференцированный характер;

- в первые годы после распада СССР школа как учебное заведение - со школьными буднями, коридорами, классными комнатами, рядами парт, школьной доской, учителями и учениками - в российском кино возникала очень редко;

- с конца 1990-х годов во многих российских фильмах стали калькироваться западные кинообразцы на школьную тему;

- значимые проблемы, возникавшие у персонажей, базировались на противостоянии «неординарных» педагогов и учащихся с простотой, серостью коллектива, одноклассников;

- ярко раскрывались проблемные области (разочарование и усталость, профессиональное «выгорание» педагогов; прагматичный цинизм учащихся; подростковая агрессия и жестокость, нецензурная лексика, несоблюдение моральных и этических норм, правил поведения и т.п.);

- образы школьников подавались на экране дифференцированно: помимо циничных и агрессивных отрицательных персонажей были и персонажи положительные, наделенные оптимизмом и имеющие жизненную перспективу; среди персонажей прослеживалась четкие имущественные различия;

- внешний вид учащихся и педагогов стал более раскрепощенным и вольным;

вуз в зеркале советских, российских и западных аудиовизуальных медиатекстов». Руководитель проекта А. В. Федоров

- наряду с традиционными положительными кинообразами педагогов в постсоветское время на экране возник стереотип учителя далекого от идеала, безответственного, нередко агрессивного, коррупционного, не отличающегося высоким уровнем интеллекта и знаний, лишенного общественного уважения (последнее тесно связано с падением престижа педагогической профессии в социуме);

- киноистории о школьной жизни чаще всего представали в комедийном и мелодраматическом ключе, в любом случае прослеживалось акцентирование развлекательного характера медиатекста.

Ключевые слова: герменевтический анализ, медиатекст, кинематограф, фильм, Россия, школа, учитель, школьник, персонажи.

O.I. Gorbatkova

Taganrog, Russia

HERMENEUTICAL ANALYSIS OF RUSSIAN FEATURE SCHOOL FILMS (1992-2017)

The article is devoted to hermeneutic analysis (including: analysis of stereotypes, ideological analysis, identification analysis, iconographic analysis, plot analysis, character analysis, etc.) of Russian feature school films (1992-2017). The generalized hermeneutic analysis is based on the technologies developed by C. Bazalgette, A. Silverblatt, and U. Eco, on the theoretical approaches of N. Khrenov, M. Zhabsky, taking into account the leading concepts of media education: media agencies, media / media text categories, media technologies, media languages, media representations and media audiences. The author comes to the conclusion that the Russian school films (19922017) have these trends:

- the educational process has gone beyond the strict framework of maintaining rigid communist landmarks: education began to be humanistic and differentiated;

- schools as an educational institution (with school weekdays, corridors, classrooms, rows of desks, a school board, teachers and students) practically did not exist in the films of the first years after the collapse of the Soviet Union;

- the western system of "school cinematographic values" is fully supported since 1999;

- significant problems arising in the characters based on the opposition of extraordinary teachers and students with the simplicity, grayness of the collective, classmates;

- problem areas (disappointment and fatigue, professional burnout of teachers, pragmatic cynicism of students, teenage aggression and cruelty, obscene lexicon, non-observance of moral and ethical norms, rules of conduct, etc.) were clearly revealed;

- students have the different images (negative and positive);

- the appearance of students and teachers has become more liberated and free;

- the screen images of some teachers were not ideal (irresponsible, aggressive, corrupt, not distinguished by a high level of intelligence, not respected by society); there is a lack of prestige of the pedagogical profession in the eyes of students and the public;

- film stories about school are immersed more often in the genre of comedy and melodrama, with entertaining character.

Keywords: hermeneutic analysis, media text, cinematography, film, Russia, school, teacher, schoolchild, characters.

Введение

Актуальность тематики нашего исследования обусловлена рядом причин: во-первых, на сегодняшний день аудиовизуальные медиа (кинематограф, телевидение и др.) выступают одним из мощнейших и наиболее эффективных средств воздействия на подрастающее поколение. В силу возрастных особенностей личности и высокого уровня медийных контактов школьная и молодежная аудитория подвергается особенно сильному влиянию; во-вторых, в последнее время в России наблюдается активизация интереса к образованию в целом, как в школе, так и в пространстве вуза. Характерны глобализация образования и государственной политики, условия вхождения в мировое образовательное пространство, способствующие интеграции национальной и международной модели образования, что вызывает разнообразные споры и дискуссии. В связи с этим анализ трансформации школьной темы в российских аудиовизуальных медиатекстах сегодня представляется весьма актуальным не только в культурологической, киноведческой, но и в медиаобразовательной области.

В самом деле, для современной науки важно понимать цели, задачи, направления, авторские концепции аудиовизуальных медийных трактовок темы школы (как формировался и изменялся образ учителей и школьников на российском киноэкране; какие сущностные аспекты профессиональной идентичности учителя и какими средствами киноязыка культивировались в этом образе; как отражается школьная жизнь; причиной каких социокультурных проблем стали такого рода трансформации, и каковы её ведущие направления и тенденции).

Материалы и методы исследования

Материал нашего исследования - российские игровые фильмы на школьную тему. Ведущий метод исследования - герменевтический анализ российских фильмов на школьную тему 1992-2017 годов (включая: анализ стереотипов, идеологический анализ, идентификационный анализ, иконографический анализ, сюжетный анализ, анализ характеров персонажей и др.). Мы будем использовать методологии герменевтического анализа медиатекстов, разработанные К. Бэзэлгэт [Bazalgette, 1995], А. Силверблэтом [Silverblatt, 2001, pp. 80-81] и У.Эко [Эко, 2005, с. 209] основной акцент делая на ключевые понятия медиаобразования такие как: «медийные агентства» (media agencies), «категории медиа/медиатекстов» (media/media text categories), «медийные технологии» (media technologies), «языки медиа» (media languages), «медийные репрезентации» (media representations) и «медийные аудитории» (media audiences).

Дискуссия

Распад СССР (1991) в целом оказал негативное влияние на развитие кинопроцесса в 1990-е годы. Именно в это время российские экраны захлестнул поток западного кино. Однако, на наш взгляд, главная проблема заключалась в том, что в 1990-е годах произошло резкое сокращение аудитории кинотеатров, переключившейся на ТВ, видео и Интернет. В этой связи М. Жабский пишет, что «социальные функции национального кино в значительной степени перехвачены зарубежным кинематографом и трансформированы им на свой лад. Отечественному кино грозит участь оказаться социальным институтом без сколь-нибудь

значимой социальной функции. Развившийся функциональный кризис российского кинематографа - это уже свидетельство того, что под угрозой находится само его существование как феномена национальной культуры» [Жабский, 2012, с. 507].

Отечественное кино в 1990-х оказалось не способным увлечь массы, уступив поля влияния американским фильмам развлекательного характера: «волна вестернизации, а по сути американизации в 90-е годы разрушила существовавшие ... нравственные нормы. Это стало основой прихода в кинотеатры в 2000-е годы принципиально новой публики. Она была новой и в социальном, и в коммуникативном, и в нравственном плане. Это, прежде всего представители того, что на Западе всегда называли «средним классом», а в России разночинцами... Образы американского кино сформировали в психологии новой публики особые стереотипы» [Жабский, 2012, с. 507].

Как и любое искусство, кино способно оказывать психологическое воздействие на зрителя. После просмотра фильма зрители могут в чем-либо подражать героям, изменяя свое поведение и привычки. По мнению О.А. Григорьевой, кино «играет важную роль в конструировании и поддержании социальных мифов и социально одобряемых стратегий поведения. На основе заимствованных моделей поведения, предлагаемых образцов, формируется концептуальная модель реальности, которая обосновывается в соответствии с существующей структурой ценностей, коллективных представлений, отвечающих за социальную ориентацию. ... Кино - это педагогическое пособие для масс» [Григорьева, 2007, с. 223-224]. Несомненно, кинематограф (потребляемый теперь больше через такие каналы как телевидение, видео и Интернет) очень популярен среди российских школьников и взрослого населения: «95% аудиовизуальной, воспитательно-нравственной ассоциативной и правило-поведенческой базы школьник потребляет именно из кино» [Маченин, 2016, с. 32].

Вопрос культурной и этической неграмотности современных школьников и педагогов был затронут на Госсовете правительства РФ, состоявшегося 23 декабря 2015 года, на котором говорилось об актуализации кино/медиаобразования, в контексте разворачивающихся опасных тенденций информационной неграмотности среди современных школьников и педагогов. Тогдашний министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов подчеркнул, что «реальное улучшение социального самочувствия учительства требует и моральной поддержки.

Особенно важно, чтобы образ педагога позитивно воспринимался в обществе: необходимы хорошие фильмы об учителях, публикации в средствах массовой информации о лучших представителях учительской профессии, чтобы она и дальше привлекала успешных молодых людей. Мы ежегодно издаем лучшие советские фильмы об учителях, распространяем их по школам, но очень важно, чтобы появлялись и новые фильмы. Здесь необходима популяризация в средствах массовой информации успешных школьных практик». Следовательно, можно констатировать, что проблема формирования положительного образа педагогов и престижа педагогической профессии - как в реальной жизни, так и в медиа - осознается на государственном уровне.

В постсоветские годы исследователи обращали значительно меньше внимания на анализ трансформации школьной тематики в кинематографе. Как правило, это был не фундаментальный анализ, а пунктирные подходы к теме [Аркус, 2010; Григорьева, 2007; Жарикова, 2015; Маченин, 2016; Митина, 2015; Райхлина, Юрчик, 2016; Шипулина, 2010 и др.]. В работах Митиной (2015), И.В. Калининой (2014), Г.Е. Пазенковой (2014), Т. Суспицыной (2002) и др. рассматривался образ учителя, преподавателя в контексте визуальной антропологии и гендерных исследований.

Важно отметить, что исследователи А. А. Маченин, Н.Б. Шипулина, Е.Л. Райхлина, Н.Н. Юрчик, на наш взгляд, справедливо отмечают, что, начиная ещё с 1970-х - 1980-х годов, на отечественном экране ощутимо существенное понижение социального и морального статуса учителя. Так, А.А. Маченин резонно полагает, что «существует качественная, моральная и эстетическая разница между кино/телепродукцией СССР и РФ. В советских кино/телесюжетах образ учителя в основном был эталоном доброты, ответственности, профессионализма и самопожертвования ради блага других, не своих, но родных ему детей (школьников)» [Маченин, 2016, с. 39], а сегодня все чаще образ педагога подается российским кинематографом в негативном свете.

Е.Л. Райхлина, Н.Н. Юрчик отмечают, что «в истории кино, начиная с 1950 годов по настоящее время было показано пять типов учителей: первый - учитель-интеллигент, возвышенный над остальными («Весна на Заречной улице»), второй - педагог-революционер

(«Первый учитель», «Республика ШКИД»), третий - учитель-человек, способный на усталость от своей профессии («Доживем до понедельника», «Большая перемена», «Ключ без права передач», «Вам и не снилось»), четвертый - педагог, не умеющий вовремя заметить проблемы класса («Чучело», «Дорогая Елена Сергеевна»), пятый - неуспешный и неавторитетный учитель, осознающий свою ненужность («Географ Глобус пропил», «Училка») [Рай-хлина, Юрчик, 2016]. Таким образом, можно подчеркнуть, что в кино в изображении педагогической профессии наблюдается регресс. Кроме того, исследователи убеждены, что «отношение к учителям в реальной жизни влияет на их изображение в кино и наоборот, это двунаправленный процесс» [Райхлина, Юрчик, 2016].

Итак, если обратиться к школьной тематике, то можно констатировать, что многие из недавних российских кинолент, рассказывающих о жизни современных учителей и школьников, создают отрицательный образ учителей и школьников, школы, всего учебно-воспитательного процесса. Как правило, педагоги довольно часто предстают перед нами жестокими, коррупционными личностями, не отличающимися высоким уровнем интеллекта, да еще и склонными к частому употреблению алкогольных напитков.

Школьники часто предстают на экране агрессивными, не соблюдающими этические нормы и правила поведения, занимающимися употреблением наркотиков, алкоголя, склонными к «разгульному» образу жизни, практикующими жестокие расправы над слабыми и т.п., в какой-то степени всё это похоже на подражание серии западных лент о школьниках, где они представлены как стая дикарей, бандитов.

К фильмам с негативной трактовкой образов школьников и учителей можно отнести такие российские ленты как «Все умрут, а я останусь» (2008); «Розыгрыш» (2008); «Юленька» (2009); «Школа» (2010), «Географ Глобус пропил» (2013); «День учителя» (2013); «Выпускной» (2014); «Училка» (2015) и др.

Одна из наиболее заметных российских лент на школьную тему - драма «Все умрут, а я останусь» (2008). Она больше похожа на кинонаблюдение за жизнью девочек-подростков, характерные черты которых - скука, пустота, страх, агрессивность. Три подружки - Жанна, Катя и Вика - старшеклассницы из спального района Москвы. Фильм начинается с похорон

кота Жанны. Похороны сопровождаются обсуждением наиглавнейшего события в жизни девочек, которое намечается в школе на выходные - дискотеки. При этом самый важный вопрос - как купить выпивку и найти себе парня. По ходу сюжета в фильме показан и урок геометрии, где Катя с вызовом говорит: «Геометрия «фигня» какая-то, она сейчас никому не нужна!». Ей ставят двойку, и она демонстративно уходит с урока, покидая класс с нецензурной бранью на устах. Домой идти Катя боится, в связи с тем, что нередко подвергалась избиения со стороны родителей из-за различного рода провинностей, поэтому она решает переночевать у подруги Жанны. И вот он наступает долгожданный вечер, открывающий двери во взрослую жизнь, где нет никаких запретов и границ...

По сути, для старшеклассниц важен «кайф» любой ценой, удовольствие от наркотиков, алкоголя, безделья, мужчин. Самые интересные для них моменты в жизни - всевозможные «разборки», расправы над слабыми. В фильме есть сцена, буквально ошеломляющая своей жестокостью: одна из старшеклассниц жестоко избивает на школьном дворе (при собравшейся вокруг толпе подростков) одну из главных героинь - Катю. И здесь ни один из подростков не попытался предотвратить конфликт и каким-то образом оказать помощь.

Сигареты, алкоголь, нецензурная брань, драки, повышенная восприимчивость, хотение стать взрослыми - вот какой образ современных школьников сформировал российский кинематограф. На наш взгляд, это имеет негативные нравственные последствия.

Было время, когда учитель на отечественном экране был интеллигентом и человеком высокой культуры, глубокой одухотворённой и интеллектуальной личностью, наставником учащихся. В постсоветские времена значительно ярче стали наблюдаться прагматичность и ироничное отношение к педагогам со стороны школьников. Данная тенденция хорошо прослеживается в драме «Географ глобус пропил» (2013). Виктор Сергеевич Служкин - классический русский интеллигент-выпивоха, который устраивается на работу в школу учителем географии. В целом в этом фильме представлен образ учителя как человека малообеспеченного и при этом ощущающего острую ненужность своей профессии. Прослеживается здесь и мысль, что знания сегодня никому не нужны, особенно - школьникам.

В 2015 году была снята еще одна лента на школьную тему - «Училка». Ключевая фигура здесь - учитель истории Алла Николаевна, проработавшая в школе сорок лет. У нее измученное лицо, плохое настроение и тоска по тем, прежним ученикам, из которых выросли хорошие люди. На уроке её кое-как слушает лишь несколько учеников. Остальная часть старшеклассников балуется гаджетами, смотрит «Плейбой» и т. п., время от времени конфликтуя друг с другом. Таким образом, «Училка» показывает упадок не только профессии педагога, но и всей системы образования.

Значительной популярностью сегодня пользуются телесериалы на темы школьной жизни: «Старшеклассники» (2006-2008), «Ранетки» (2008-2010), «Барвиха» (2009), «Школа» (2010), «Физика или химия» (2011), «Закрытая школа» (2012), «После школы» (2012), «Учителя» (2013), «Физрук» (2014-2017), и др. В качестве примера хотелось бы привести интересный отзыв на один из вышеперечисленных сериалов - «Физрук»: «Судя по последним тенденциям нашего кинематографа, культ быдла начинает возвращаться. Необразованный бандит их 90-х становится кумиром для молодого поколения. И это в 21 веке, когда в развитых странах делают упор на образование и семейные ценности, в России решили сделать все наоборот. Взрослый мужик, который ничего не умеет, кроме как «колотить понты» перед неокрепшими умами, становится учителем старших классов и тут же начинает насаждать свои понятия среди школьников, при этом учителя его поддерживают и считают образцом мужественности. И не важно, что главный герой туп, как пробка и наступает на одни и те же грабли с упорностью барана, таранящего новые ворота. Не важно, что сюжет высосан из пальца, главное, что он нравится толпе, и она ставит этому недошедевру 7,5... Из этого выходит один печальный вывод, чем ниже развитие общества, тем больше будут востребованы такие фильмы. Больше сказать нечего, так как после просмотра остается один негатив, а выливать его сюда не имеет смысла. Стоит добавить, что в этом году будет снято продолжение столь «увлекательнейшего» сериала под названием «Физрук спасает Россию» (!?!). Вероятно, это будет действительно «спасательная» операция России от культурных и морально-эстетических устоев здравого человека (современного школьника) [Д. Сварг, kinopoisk.ru].

И мы хотим, чтобы наш ребёнок после просмотра такого рода фильмов уважал педагога и классного руководителя, взрослое поколение, свое ближайшее окружение?

На сегодняшний день, к сожалению, современный российский кинематограф всецело поддерживает западную систему «школьных кинематографических ценностей», и если «раньше телеканалы, массово демонстрирующие материалы провокационного толка, можно было пересчитать на пальцах одной руки, то сейчас идет их тотальное распространение» [Маченин, 2016, с. 38]. В подтверждение вышесказанному можно привести телесериал «Гадалка», где показывается, как современные школьницы с помощью волосяной куклы и заговора применяют магию «вуду». По сюжету они наводят порчу на своего классного руководителя с целью сорвать предстоящую школьную контрольную работу.

Результаты исследования

Российские игровые фильмы 1992-2017 годов на школьную тему

Место действия, исторический, социокультурный, политический, идеологический контексты

Исторический контекст (доминирующие понятия: «медийные агентства», «категории медиа/медиатекстов», «медийныерепрезентации» и «медийные аудитории»).

Особенности исторического периода создания медиатекстов, условия рынка, которые способствовали замыслу, процессу создания медиатекстов, степень влияния событий того времени на медиатексты.

На развитие российского кинематографа значительное влияние оказали сложные процессы, происходящие в социальной, политической и экономической областях, социокультурный кризис, связанный с распадом привычной картины мира, социальных, культурных ценностей, дестабилизацией социального положения как общественных структур, так и отдельных людей в целом.

К числу наиболее зримых черт, присущих 1990-м годам в России можно отнести:

- потерю прежнего социалистического и коммунистического идеала, который выступал фундаментом формирования мировоззрения советского человека: «путь, пройденный страной в XX в., все чаще трактовался как ошибочный и тупиковый, что ставило под сомнение смысл жизни многих людей. В то же время идея «демократических реформ» по западному образцу показала неспособность выступать в качестве долговременного объединяющего

идеала, тем более что первые годы экономических и политических преобразований многим не позволили ощутить преимущества радикальной смены общественного строя» [Барсенко, Вдовин, 2006]. Несомненно, отрицательное воздействие на сознание населения оказывал и распад СССР;

- моральный кризис значительной части населения российского общества, исчезновение ранее существовавшего типа нравственности, связанного с коллективизмом, со стремлением быть полезным обществу. Одновременно увеличился уровень значимости индивидуалистических ценностей эгоистической направленности, размывалось представление о такой прежде фундаментальной ценности, как труд. Происходящие перемены деформировали нравственность и социальную ориентацию людей, что нашло существенное отражение в изменении престижа профессий. В частности, такие профессии как ученый, учитель потеряли свою социальную привлекательность, их место заняли профессии банкира, шоумена, предпринимателя и др. Притягательность многих профессий была связана с видимой возможностью быстро и без особых усилий заработать деньги, выйти на уровень высокого уровня потребления. Кроме того, «в общественном сознании девальвировалась такая ценность, как социальная справедливость. Пренебрежение ею со стороны советской партийно-государственной бюрократии не выдерживало сравнения с возможностями «новых русских» и «олигархов» [Барсенко, Вдовин, 2006];

- резкое изменение представлений о социально допустимых нормах поведения. На практике это вело к вседозволенности, на фоне которой развивались различные формы преступности - от мелкого хулиганства, проституции и наркомании до организации криминальных сообществ и заказных убийств.

1990-е годы были ознаменованы всплеском преступности: «в 1992 г. увеличение числа правонарушений составило более 70% в сравнении с предыдущим годом. К 1995 г. в стране совершалось более тысячи заказных убийств в год. Резко росли обороты наркобизнеса, которые, по оценкам МВД, в 1992 г. достигли 2 млрд долларов в год и увеличивались ежегодно на один миллиард. Широкий размах приобрела торговля оружием. Происходящее в России в 1990-х гг. С.С. Говорухин назвал «великой криминальной революцией». По выражению

Г.А. Явлинского, страна стала «криминальной олигархией с монополистическим государством», В.С. Черномырдин говорил о «тотальной криминализации российского общества» [Барсенко, Вдовин, 2006]. Рост численности «групп риска» в 1990-х - одна из немаловажных причин криминализации социальной структуры российского общества. Это обнищавшие слои населения, безработные, нищие, бомжи, бывшие заключенные, беспризорные и т.п., некоторые группы беженцев из «горячих точек» на территории бывшего СССР и др.;

- формирование системы субкультур («культуры в культуре»), характеризующейся четко обозначенными ценностями, нормами, идеалами, традициями. Данному процессу способствовал уход от авторитарной системы управления. Многие исследователи в области социологии выделяют несколько базовых субкультурных систем в России 1990-х: «высокая» интеллигентская культура, развивающая историческую традицию русской национальной элитарной культуры; «советская» культура, продолжающая традицию минувших десятилетий и основанная на совокупности ценностей, образов, символов старшего и среднего поколений; западная культура либеральных ценностей, социокультурного индивидуализма и экономической независимости, охватывающая значительную часть молодежи, предпринимателей и интеллигенции; маргинальная субкультура социальных низов» [Барсенко, Вдовин, 2006].

Новые экономические реалии оказали заметное влияние на развитие российского кинематографа. Отсутствие государственной поддержки привело к резкому сокращению выпуска фильмов. Если в 1991 г. было снято 178 кинокартин, то в 1995 г. - лишь 46. Это привело к тому, что в 1990-е годы на российском кинорынке доминировали американские ленты. Российские режиссеры столкнулись с проблемой экономической эффективности кино, и коммерциализация этого вида искусства оказала влияние на его проблематику и стилистику. Если «криминально-детективные» особенности 1990-х нашли на экране достаточно «красочное» отражение, то вопрос о положительном «герое нашего времени» остается открытым.

Благодаря государственной поддержке, российское фильмопроизводство в XXI веке стало расти. На этот период и приходится пик выпуска полнометражных теле/кинофильмов, в том числе лент на школьную и образовательную тему.

Хронология важнейших событий, происходивших в России в постсоветский период и по настоящее время представлена в табл. 1.

Таблица 1

Хронология важнейших событий в России в постсоветский период (1992-2017): общественно-политическая, экономическая, социально-культурная сферы

Основные события в России в постсоветский период (1992-2017): общественно-политическая, экономическая, социально-культурная сферы

1992

• Начало экономических реформ. «Либерализация цен» (на основании указа президента РСФСР от 6 декабря 1991): 2 января.

• Российско-американская декларация об окончании «холодной войны»: 1 февраля.

1) Декларация глав государств СНГ о принципах сотрудничества: 14 февраля

2) Вступление России в Международный валютный фонд: 27 апреля.

3) Принятие программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Верховным Советом РФ: 11 июня.

4) Указ президента РФ о введение в действие системы приватизационных чеков («ваучеров»): 14 августа.

5) 7-й Съезд народных депутатов РФ. Назначение В.С. Черномырдина на пост председателя правительства России: 1-15 декабря.

6) Закон «Об образовании».

1993

7) Внеочередной съезд народных депутатов РФ. Попытка отрешения президента Б. Н. Ельцина от власти. Решение о проведении референдума о доверии президенту, председателю ВС и депутатскому корпусу: 26-29 марта.

8) Постановление Правительства Российской Федерации «О

регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации»: 28 апреля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9) Указ президента РФ Б.Н. Ельцина «О поэтапной конституционной реформе» (Фактический роспуск Съезда народных депутатов и ВС РФ, назначение выборов в Государственную думу на 11-12 декабря 1993 г. наделение Совета Федерации функциями палаты Федерального собрания): 21 сентября.

10) Указ президента РФ Б. Н. Ельцина о назначении досрочных выборов президента (на 12 июня 1994): 23 сентября.

11) Захват сторонниками ВС РФ здания мэрии и штурм телецентра в Останкино. Введение чрезвычайного положения в Москве. Указ президента РФ Б. Н. Ельцина об отставке А. В. Руцкого с поста вице-президента. Ввод в Москву войск: 3 октября.

12) Штурм здания ВС РФ. Обращение Б. Н. Ельцина к гражданам России: 4 октября.

13) Указ Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации»: 12 ноября.

14) Выборы в Совет Федерации и Государственную думу: 12 декабря.

1994

• Начало работы нового российского парламента — Федерального Собрания: 11 января.

• Постановлением правительства РФ «О неотложных мерах по поддержке системы образования»: 31 марта.

15) Подписание «Договора об общественном согласии». Присоединение РФ к программе НАТО «Партнерство во имя мира»: июнь.

16) Постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по реализации протекционистской политики Российской Федерации в области

отечественной кинематографии» (вместе с «Порядком ввоза на территорию Российской Федерации кино-, видеофильмов, созданных в странах, не входящих в Содружество Независимых Государств»): 30 июля.

17) Начало первой чеченской войны: 10-12 декабря.

1995

18) Выборы в Государственную думу: 17 декабря.

1996

19) Достижение договоренности между делегатами РФ и представителями чеченских сепаратистов о прекращении военных действий: 27 мая.

20) Избрание Б. Н. Ельцина президентом Российской Федерации на второй срок: 4 июля.

21) Соглашение о мирном урегулировании в Чечне: август-сентябрь.

22) Принятие ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»: 22 августа.

23) УказПрезидента РФ «О мерах по усилению государственной поддержкикультуры и искусства в Российской Федерации»: 1 июля (последующая редакция была от 07.06.2013).

1997

24) Договор о Союзе России и Белоруссии: 2 апреля.

25) Договор о мире и принципах взаимоотношений между РФ и Чеченской республикой Ичкерия: 12 мая.

26) Подписание акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и Организацией Североатлантическогодоговора: 27 мая.

1998

27) Уход В. С. Черномырдина с поста председателя правительства РФ: 23 марта.

28) Всероссийская акция протеста. Основные требования: отставка Б. Н. Ельцина, изменение курса правительства, выплаты долгов по зарплате и пенсиям: 9 апреля.

29) Назначение министра топлива и энергетики С. В. Кириенко на пост председателя правительства РФ: 24 апреля.

30) Отставка председателя правительства С. В. Кириенко: 23 августа.

31) Назначение председателем правительства РФ Е.М. Примакова: 11 сентября.

1999

32) Около 400 тысяч работников образования участвовали в трехдневной Всероссийской акции протеста. Требования: погашение задолженности по зарплате, которая по России достигла 15,3 миллиардов рублей: 29 января.

33) Отставка Е.М. Примакова с поста председателя Правительства РФ: 12 мая.

- Назначение министра внутренних дел С.В. Степашина председателем правительства РФ: 19 мая.

34) Возобновление военных действий на Северном Кавказе: август.

35) Отставка С.В. Степашина с поста председателя правительства РФ: 9 августа.

36) Назначение председателя Федеральной Службы Безопасности В.В. Путина председателем Правительства РФ: 16 августа.

37) Выборы в Государственную Думу третьего созыва: 19 декабря.

38) Заявление Б.Н. Ельцина о досрочной отставке с поста президента Российской Федерации, назначение В.В. Путина исполняющим

обязанности президента РФ: 31 декабря.

2000

39) Избрание В.В. Путина Президентом РФ: 26 марта.

40) Указ Президента РФ В.В. Путина об образовании федеральных округов: май.

41) Дума дала согласие на назначение председателем правительства М.М. Касьянова (исполнявшего обязанности председателя правительства с 7 мая): 17 мая.

42) Указ Президента РФ В.В. Путина «О государственном совете Российской Федерации»: 19 июля.

43) Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан).

2001

44) Президент РФ В.В.Путин подписал указы об акционировании всех государственных киностудий и о создании ОАО «Российский прокат»: 4 апреля.

45) Вступил в силу Федеральный закон «О политических партиях»: 14 июля.

2002

46) Учреждена Национальная кинематографическая академия искусств и наук: 16 февраля.

47) Подписание в Москве президентами России В.В. Путиным и США Дж. Бушем «Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов»: май.

48) Подписание в Риме «Декларации глав государств и правительств

Российской Федерации и стран - членов НАТО «Отношения Россия - НАТО: новое качество»: май.

2003

49) Выборы в Государственную Думу четвертого созыва: 7 декабря.

2004

50) Избрание В.В.Путина на пост Президента РФ на второй срок: март.

51) Захват террористами школы в г. Беслане (Северная Осетия): сентябрь.

2005

52) Президентом России была сформулирована программа приоритетных национальных проектов в области образования, жилищного строительства, сельского хозяйства, здравоохранения.

2006

53) Муниципальная реформа в России.

54) Первый Единый день голосования (изменение избирательного законодательства РФ).

2007

55) Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 5-го созыва.

56) Д.А. Медведев выдвинут кандидатом в Президенты РФ от «Единой России».

2008

57) Выборы третьего президента Российской Федерации: им стал Д.А. Медведев.

58) В зоне грузино-южноосетинского конфликта начались активные

боевые действия: на сторону Южной Осетии официально присоединилась Россия: август.

59) Мировой финансовый кризис.

60) Постановление Правительства РФ «О Правительственном совете по развитию отечественной кинематографии»: 24 декабря.

2009

61) Единый госэкзамен стал обязательным во всей России.

62) Визит Президента США Барака Обамы в Россию.

63) Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий на поддержку кинематографии»: 31 декабря.

2010

64) Приказ Минкультуры Российской Федерации «Об организации работы по предоставлению субсидий организациям кинематографии в 2010 году»: 30 апреля.

65) Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»: 29 декабря (последующая редакция от 01.05.2017).

66) Постановление Правительства РФ «О функционировании единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах»: 18 октября.

2011

67) Постановление Правительства РФ «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования»: 11 марта.

2012

68) Избрание В.В. Путина президентом РФ.

2013

69) Визит в РФ премьер-министра Японии, по итогам которого принято совместное заявление о развитии партнерства: апрель

2014

70) Украинский конфликт, свержение президента Украины В. Януковича, военные действия на Донбассе.

71) Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) (Россия, Белоруссия и Казахстан): 25 мая.

72) Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации» «Экономическое развитие и инновационная экономика»: 15 апреля.

2015

73) Вступление в силу договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС): 1 января.

74) Указ Президента Российской Федерации об объявлении 2016 года в Российской Федерации Годом российского кино: 7 октября.

2016

75) Постановление Правительства РФ «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии» 26 января (ред. от 14.10.2016).

76) Приказ Минкультуры России «Об утверждении порядка отбора организаций кинематографии - получателей субсидий на прокат, показ, тифлокомментирование и субтитрирование национальных фильмов, проведение конференций, семинаров, выставок, кинопремий, мастер-классов, сценарных конкурсов, кинофестивалей, показов зарубежных фильмов на территории Российской Федерации, продвижение национальных фильмов, в том числе путем участия в международных

кинофестивалях, кинорынках и кинонеделях»: 1 марта.

77) Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»: 29 декабря (ред. от 12.05.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2017

78) Постановление Правительства РФ «О правительственной комиссии по вопросам государственной культурной политики»: 10 июля.

Говоря о непосредственном отражении политических явлений и событий (см. Табл. 1), то они в фильмах на школьную тематику практически не повлияли. Единственным фильмом, где нашли отражение события чеченской войны стала драма «Жажда» (2013), рассказывающая о школьнике по имени Константин, который не отличается высоким уровнем знаний и во время уроков рисует какие-то картинки, кажущиеся учителям баловством. Костя из неполной семьи, переживает конфликт с матерью, которая постоянно винит его в расставании с мужем. После окончания школы Костя уходит в армию и участвует в первой чеченской войне...

Социокультурный, идеологический, мировоззренческий, религиозный контекст

Идеология, мировоззрение авторов данных медиатекстов в социокультурном контексте; идеология, культура мира, изображенного в медиатекстах.

В отличие от советского периода с домининантой коммунистической идеологии и теории социалистического реализма, цензурного контроля, в российский период ситуация кардинально изменилась: киностудии, продюсеры, режиссеры самостоятельно определяли, какого содержания им снимать фильмы. Разумеется, и в кино на школьную тему российского периода тоже пришла творческая свобода, которая, увы, далеко не всегда использовалась кинематографистами во благо.

Мировоззрение людей «школьного мира», изображенного в медиатекстах.

В целом мировоззрение людей мира, изображенного в российских игровых фильмах (1992-2017) на школьную тему было, в большей степени, оптимистичным, однако, довольно

часто в сюжетах возникала тревога относительно морального состояния учителей и учащихся: «Все умрут, а я останусь» (2008), «Школа» (2010), «Географ глобус пропил» (2013), «Учителя» (2013), «Жажда» (2013), «Выпускной» (2014), «Училка» (2015) и др.

Среди персонажей «школьного мира» (учителя, учащиеся) выделялись яркие, часто отрицательные, персонажи («Юленька» (2009), «Школа», (2010), «Физика или химия», 2011 и др.). Кроме того, был целый ряд киноисторий, где доминировали такие негативные факторы как: отсутствие этических норм и правил поведения, бесчеловечность, жестокость, агрессивность, развращенность, употребление алкоголя, наркотиков, грубой, нецензурной лек-сики(«Все умрут, а я останусь» (2008), «Географ глобус пропил» (2013), «День учителя» (2013), «Выпускной» (2014), «Училка» (2015), «Школа» (2010), «Физрук» (2014), «Физика или химия» (2011) и др.)

Структура и приемы повествования в данных медиатекстах

Схематично структуру, сюжет, репрезентативность, этику, особенности жанровой модификации, иконографии, характеров персонажей аудиовизуальных медиатекстов школьной тематики 1992-2017 г. можно представить следующим образом:

- место и время действия медиатекстов: квартиры, классные комнаты, школьные коридоры и дворы, актовый зал, школьная столовая. Время действия в целом соответствует году съемок фильма;

- характерная для данных медиатекстов обстановка, предметы быта: достаточно скромные («Все умрут, а я останусь» (2008), «Географ глобус пропил» (2013), «Класс коррекции» (2014) и др.). Однако наряду с этим показаны жилые помещения и элитные учебные заведения, которые посещают дети из богатых слоев общества («Юленька», (2009), «Барвиха» (2009), «Закрытая школа» (2011) и др.);

- жанровые модификации: комедия, мелодрама, драма; плюс новый для отечественного кино школьной тематики жанр: триллер;

- (стереотипные) приемы изображения действительности: позитивные по отношению к положительным персонажам; негативные по отношению к отрицательным персонажам, хотя иногда они, несмотря на все свои плохие качества, представлены в нейтральном ключе.

Типология персонажей (черты характера, одежда, телосложение, лексика, мимика, жесты персонажей, присутствие или отсутствие стереотипной манеры репрезентации персонажей в данных медиатекстах):

- возраст персонажей: в среднем от 10 до 18 лет, но чаще представлен подростковый возраст. Возрастные границы остальных персонажей (педагогов, родителей и др.) могут быть совершенно разными, однако, доминируют взрослые до 60 лет;

- уровень образования: в целом, у школьников соответствует классу обучения, учителя, как правило, окончили вуз, образование других персонажей может быть совершенно разного уровня;

- социальное положение, профессия: материальное положение учащихся различно, наблюдается явное материальное неравенство. Профессии их родителей весьма разнообразны;

- семейное положение персонажа: школьники, не связаны узами брака; взрослые персонажи преимущественно женаты, хотя, нередки на экране и неженатые/незамужние педагоги;

- внешний вид, одежда, телосложение персонажей, черты их характеров, лексика: внешний вид персонажей школьников находится в рамках современных канонов имиджа обычных учащихся.

Кадры из фильмов «Школа» (2010) и «Все умрут, а я останусь» (2008) дают четкое представление о внешнем виде, одежде, телосложении современных школьников, как изменились прически мальчиков и девочек.

Кадр из фильма «Школа» (2010)

Кадр из фильма «Школа» (2010)

Кадр из фильма «Все умрут, а я останусь» (2008) Школьники в фильмах (1992-2017) нередко показаны как отрицательные персонажи, которые явно не имеют шансов на перевоспитание. Они эмоциональны, агрессивны, порой жестоки, не видят смысла учиться, нередко используют нецензурную лексику, употребляют спиртные напитки и даже наркотики.

Что же касается персонажей-педагогов, то в постсоветскую эпоху конструирование профессионального образа учителя представляло совокупность следующих личностных характеристик: социально неуспешный и непривлекательный тип, малообеспеченный, слабо образованный, неопрятный, не обладающий достоинством, престижем, не вызывающий ува-

жения, жалкий и нелепый. Прослеживалось отсутствие дистанции между учителем и учениками, особенно ярко это проявилось в фильмах «Географ глобус пропил» (2013), «Все умрут, а я останусь» (2008), «Училка» (2015), «Школа» (2010), «Физрук» (2014) и т.д.

Кадры из фильмов «Географ глобус пропил» (2013), «Учителя» (2013), «Училка» (2015) дают представление о внешнем виде и телосложении педагогов на российском экране.

Кадр из фильма «Географ глобус пропил» (2013)

Кадр из фильма «Учителя» (2013)

Кадр из фильма «Училка» (2015)

Существенное изменение в жизни персонажей медиатекстов и возникшая у персонажей проблема:

- сюжетный вариант № 1: среди персонажей-школьников, живущих жизнью, где царит атмосфера свободы, самовыражения, безграничного веселья и вседозволенности, находятся те, кто в силу определенных обстоятельств не вписывается в стандартные рамки: а) «положительные» персонажи: преуспевающие в учебе школьники, вызывающие негативное отношение со стороны сверстников («Все умрут, а я останусь» (2008); «Школа» (2010); «Училка» (2015) и др.); б) отрицательные «вожаки», пытающиеся подчинить себе одноклассников, действуя при этом довольно жестокими методами и способами («Все умрут, а я останусь» (2008); «Юленька» (2009); «Школа» (2010); «Физика или химия» (2011) и др.); в) учащиеся с какими-то оригинальными, необычными чертами (как в положительном, так и в отрицательном понимании) («Розыгрыш» (2008), «Школа» (2010); «Географ глобус пропил» (2013); «Учителя» (2013); «Физрук» (2014); «Училка», 2015 и др.); г) влюбленные («Простые истины» (1999); «Неоконченный урок» (2009); «Класс коррекции» (2014) и др.);

- сюжетный вариант № 2: в коллективе обычных педагогов, находятся неординарные - те, кто тоже не вписываются в стандартные школьные границы, то есть пытаются: а) изменить устоявшуюся систему педагогических методов («Физика или химия» (2011), «Классная школа» (2013); «Училка» (2015) и т.д.); в) создать атмосферу весьма доверительных и доброжелательных отношений с целью повышения мотивации к обучению со стороны школьников («Школа» (2010), «Физика или химия» (2011), «Учителя» (2013) и др.

Решение проблемы:

- «положительные» персонажи (школьники, учителя, родители, бабушки и дедушки) определенными усилиями возвращают неординарных и/или влюбленных школьников к реальной жизни («Неоконченный урок» (2009); «После школы» (2012);«Выпускной» (2014) и т.д.);

- неординарные школьники остаются при своих взглядах, так как не поддаются ни педагогическим, ни родительским методам воздействия («Все умрут, а я останусь» (2008); «Розыгрыш» (2008); «Юленька», 2009); «Школа» (2010).

Выводы

Итак, в ходе герменевтического анализа мы пришли к выводам, что в российских игровых фильмах (1992-2017) на школьную тему:

- учебно-воспитательный процесс вышел за строгие рамки сохранения жестких коммунистических ориентиров: образование стало носить гуманистический и дифференцированный характер;

- в первые годы после распада СССР школа как учебное заведение - со школьными буднями, коридорами, классными комнатами, рядами парт, школьной доской, учителями и учениками - в российском кино возникала очень редко;

- с конца 1990-х годов во многих российских фильмах стали калькироваться западные кинообразцы на школьную тему;

- значимые проблемы, возникавшие у персонажей, базировались на противостоянии «неординарных» педагогов и учащихся с простотой, серостью коллектива, одноклассников;

- ярко раскрывались проблемные области (разочарование и усталость, профессиональное «выгорание» педагогов; прагматичный цинизм учащихся; подростковая агрессия и жестокость, нецензурная лексика, несоблюдение моральных и этических норм, правил поведения и т.п.);

- образы школьников подавались на экране дифференцированно: помимо циничных и агрессивных отрицательных персонажей были и персонажи положительные, наделенные оптимизмом и имеющие жизненную перспективу; среди персонажей прослеживались четкие имущественные различия;

- внешний вид учащихся и педагогов стал более раскрепощенным и вольным;

- наряду с традиционными положительными кинообразами педагогов в постсоветское время на экране возник стереотип далекого от идеала учителя, безответственного, нередко агрессивного, коррупционного, не отличающегося высоким уровнем интеллекта и знаний, лишенного общественного уважения (последнее тесно связано с падением престижа педагогической профессии в социуме);

- киноистории о школьной жизни чаще всего представали в комедийном и мелодраматическом ключе, в любом случае прослеживалось акцентирование развлекательного характера медиатекста.

Библиографический список

1. Аркус Л. Приключения белой вороны: эволюция «школьного фильма» в советском кино // Сеанс. 2010. 2 июня [Электронный ресурс]. - 2010. URL: http://seance.ru/blog/whitecrow/^aTa обращения: 10.08.2017)

2. Барсенко А. С.История России XX - начала XXI века / А.С. Барсенко, А. И. Вдовин, С.В. Воронкова. М.: Эксмо, 2006. 960 с.

3. Григорьева О.А. Образ учителя в советском кино: от «Весенней» оттепели до «Большой перемены» // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова, В. Л. Круткина. Саратов: Научная книга, 2007. С. 223-239.

4. Жабский М.И. Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись 1969-2005 гг. М., 2009. С. 52.

5. Жабский М.И. Социология и кинематограф. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. 600 с.

6. Жарикова В.В. Хронотоп школы в отечественном кинематографе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 5 (55): в 2-х ч. Ч. II. C. 59-62.

7. Калинина Н.В. Гуманистические идеи и традиции формирования образа учителя в России начала XX века / Н.В. Калинина, Т.С. Митина // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1 // [Электронный ресурс]. - 2014. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12073 (дата обращения: 16.08.2017).

8. Короткевич В.И. История современной России. 1991-2003. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 296

с.

9. Маченин А.А. Собирательный образ школьного учителя в отражении теле/кино/интернет медиапространства // Медиаобразование. 2016. № 3. C. 23-48.

10. Митина Т.С. Образ учителя в советском кинематографе первой половины двадцатого столетия // Сибирский научный вестник. 2015. № 2. С. 124-128.

11. ПазековаГ.Е. Образ педагога международной школы / Г.Е.Пазекова, Т.С. Митина // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4 // [Электронный ресурс]. - 2015. URL: http://www.science-education.ru/127-21124 (дата обращения: 16.08.2017).

12. Райхлина Е.Л. Образ учителя в русском кинематографе / Е.Л. Райхлина, Н.Н. Юрчик // Молодой ученый. 2016. №13.2. С. 60-62 //[Электронный ресурс]. - 2016. URL: https://moluch.ru/archive/117/32484/ (дата обращения: 23.08.2017)

13. Суспицына Т. Об учителе, муже и чине: (Ре)конструкция маскулинностей мужчин - работников средней школы // О муже(^ственности / сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 303-324.

14. Хренов Н. А. Кино как средство коммуникации в литературноцентристской культуре // Кинематограф

- зеркало или молот? Кинокоммуникация как социокультурная практика / Под. ред. М. И. Жабского. М., 2010. С. 332.

15. ХреновН.А. Образы великого разрыва. Кино в контексте смены культурныхциклов. М.: Прогресс-Традиция, 2008, 536 с.

16. Хренов Н.А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху:культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты. М.: Прогресс-Традиция, 2011, 1024 с.

17. Шипулина Н. Б. Образ учителя в советском и современном российском кинематографе // Известия ВГПУ. 2010. № 8 (52). С. 4-16

18. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб: Симпозиум, 2005. 502 с.

19. Bazalgette C. (1995). Key Aspects of Media Education. Moscow: Association for Film Education, 51 p.

20. SilverblattA. (2001). Media Literacy. Westport, Connecticut - London: Praeger, 449 p.

References

1. Arcus L. (2010). The adventures of the white crow: the evolution of the "school film" in Soviet cinema. Seance. June, 2 // [Electronic resource]. - 2010 URL: http://seance.ru/blog/whitecrow/ (the date of the appeal: 10.08.2017). (In Russian).

2. Barsenko A.S., Vdovin A.I, Voronkova, S.V (2006). History of Russia XX - the beginning of the XXI century. Moscow: Eksmo, 960 p. (In Russian).

3. Bazalgette C. (1995). Key Aspects of Media Education. Moscow: Association for Film Education, 51 p. (In Russian).

4. Eco U. (2005) The role of the reader. Research on the semiotics of the text. St. Petersburg: Symposium, 502 p. (In Russian).

5. Grigorieva O.A. (2007). The image of a teacher in Soviet cinema: from the "Spring" thaw to "Big change". Visual anthropology: new views on social reality. Saratov: Scientific Book. P. 223-239. (In Russian).

6. Kalinina N.V., Mitina T.S. (2014). Humanistic ideas and traditions of the formation of the teacher's image in Russia at the beginning of the 20th century. Modern problems of science and education. No. 1 // [Electronic resource].

- 2014 URL: http://www.science-education.ru/en/article/view?id=12073 (the date of the appeal: 16.08.2017). (In Russian).

7. Khrenov, N. (2010) Cinema as a means of communication in literary-centric culture.Cinematography - a mirror or a hammer? Cinema communication as a sociocultural practice/ Ed. by M.I. Zhabsky. Moscow. P. 332. (In Russian).

8. Khrenov N. (2008). Images of a great gap. Cinema in the context of changing cultural cycles. Moscow:

Progress-Tradiciya, 536 p. (In Russian).

9. Khrenov N. (2011). Civilizational identity in the transitional era: cultural, sociological and art criticism. Moscow : Progress-Tradiciya, 1024 p. (In Russian).

10. Korotkevich V.I. (2004). History of modern Russia. 1991-2003. St. Petersburg: St. Petersburg university, 296 p. (In Russian).

11. Machenin A.A. (2016). The Collective Image of the School Teacher in Reflection of the Tele / Film / Internet Media Space. Media Education. No. 3. P. 23-48. (In Russian).

12. Mitina T.S. (2015). The image of a teacher in the Soviet cinema of the first half of the twentieth century. Siberian Scientific Herald. № 2. P.124-128. (In Russian).

13. Pazekova G.Y., Mitina T.S. (2015). The image of the teacher of the international school. Modern problems of science and education. № 4 // [Electronic resource]. - 2015 URL: http://www.science-education.ru/127-21124 (the date of the appeal: 17.08.2017). (In Russian).

14. Raikhlina E.L., Yurchik N.N. (2016). The image of a teacher in Russian cinema. Young Scientist. № 13.2, 60-62 // [Electronic resource]. - 2016 URL: https://moluch.ru/archive/117/32484/ (the date of the appeal: 23.08.2017). (In Russian).

15. Shipulina N.B. (2010). The image of a teacher in Soviet and modern Russian cinema. Izvestia VSPU. № 8 (52). P. 4-16. (In Russian).

16. Silverblatt A. (2001). Media Literacy. Westport, Connecticut - London: Praeger, 449 p.

17. Suspitsyna T. (2002) About the teacher, husband and rank: (Re) the construction of the masculinity of male workers of secondary school. About the man image. Moscow: New Literary Review. P. 303-324. (In Russian).

18. Zhabsky M.I. (2009). Sociocultural drama of cinematography. Analytical Chronicle of 1969-2005. Moscow. P.52. (In Russian).

19. Zhabsky M.I. (2012). Sociology and cinematography. Moscow: "Canon +" of the Rehabilitation NGO, 600 p. (In Russian).

20. Zharikova V.V. (2015). Chronotope of the school in the domestic cinema. Historical, philosophical, political and legal sciences, culturology and art history. Issues of theory and practice. № 5 (55): Vol.. II. P. 59-62. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.