Герменевтический анализ природы визуального воображения
Данилкина Ирина Ивановна, Ромах Надежда Ивановна Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Аннотация. В статье рассматриваются сущность и природа визуального воображения, анализируется проявление визуализации в его в его разнообразных формах.
Ключевые слова: Визуализация, визуальное воображение, образ,пассивное воображение, воссоздающее воображение, творческое воображение, мысленная визуализация, сновидения, мечты, грезы, галлюцинации, гипноз, фантазии.
На протяжении всей истории человечества, творческая активность человека является движущей силой культуры. Развитие культуры есть следствие множества творческих актов, направленных на познание и преобразование окружающего мира. Человек создает предметы духовной и материальной культуры, совершенствует и сохраняет природу, преобразуя тем самым свои творческие способности. Важную роль в этом процессе играет воображение, которое является одной из фундаментальных способностей человека, сущность которой в психической деятельности, заключающейся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
Воображение принадлежит к числу высших познавательных процессов, способствующих познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности. Сущность воображения в познании и созерцании окружающего мира, в его изменении и преобразовании.
Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Сущность визуального воображения заключается в том, что, что человек мысленным взором имеет возможность создавать и преобразовывать, фантазировать и представлять.
Воображение осуществляется как мыслительный акт, в процессе которого становится возможным образно представить себе (с разной степенью ясности и отчетливости) практически любой предмет, любую ситуацию, в которых возникает потребность в данный момент. Именно эту потребность и удовлетворяет визуальное воображение, основной задачей которого является представление ожидаемого результата до его осуществления.
Двадцатый век привносит совершенно особое отношение к проблеме воображения; появляется радикально новый интерес к изучению этого феномена. Вопросами воображения занимаются такие науки, как психология и физиология, эстетика и культурология, философия, социология и политология и многие другие дисциплины. При этом оно изучается с различных точек зрения и в различных стратегических режимах. И тем не менее, остается еще много неизученных направлений.
В настоящее время визуализация фактически широко используется в технике, медицине, дефектоскопии др., в профессиональной деятельности, в психологии (в частности, созидающая визуализация успеха), медитации, нетрадиционной медицине (созидающая визуализация здоровья), целительстве и др. [1]
Результатом деятельности, продуктом визуального воображения является образ.
В повседневном понимании образ представляет собой некую структуру, которая формируется через зрительный канал. Я смотрю на объект, а после закрыв глаза, получаю образ этого предмета. Человек, посредством визуального воображения, использует и создает образы, которые не ограничиваются только воспроизведением непосредственно воспринятого. Образно представить можно и то, чего вообще не было, и быть не может. Возникающие образы направлены не только в прошлое, как память о предметах и вещах, но и ориентированы в будущее, помогая человеку конструировать и прогнозировать его.
В первую очередь, образ - это целостная структура, наделенная как явным (доступным для сознания), так и скрытым смыслом, при частичной работе сознания в сновидениях, галлюцинациях, состояниях измененного сознания и т.д.
Возникновение образов можно рассматривать с двух точек зрения. Если допустить, что всякому образу предшествует предмет, то в нашем сознании каждый образ является замещением предмета. С другой стороны, всякому предмету и явлению в окружающем нас мире предшествует образ. Здесь каждый образ представляет собой одну из возможностей становления действительности.
Следует отметить, что образ является структурой, которая позволяет проникнуть в бессознательное человека. Оно находит выражение в ранних формах познания ребенком действительности, в предчувствии, гипнозе, сновидениях, в привычных действиях, а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины которых не осознаются.
При восприятии окружающего мира мы опираемся на зрительный, слуховой и кинестетический каналы восприятия. И от того, какая из этих систем является ведущей, зависит, какие образы возникают у человека, а также возможно ли производить какие-либо манипуляции с ними или нет. Например, не все люди способны изменить яркость или форму имеющегося у них образа. Следовательно, можно сделать вывод, что образные структуры у всех людей разные. Нельзя подвести все образы под понятие универсальности, а только под понятие уникальности. Универсальным является лишь тот факт, что все мы способны посредством визуального воображения формировать в своем сознании образы, содержание которых будет зависеть от индивидуального содержания сознания.
Создание образных структур - важнейшая функция визуального воображения в процессе научного познания.
Формирование образов происходит на разных уровнях познания: на чувственном, рациональном и духовном (что представляется недосягаемым для рассудка, но имеющее место быть).
Следствием чувственно-рационального познания является научная система знаний, включающая эмпирические и теоретические методы доказательств. В этом случае образы конструируются на основании знаний. Знание формы предмета способствует формированию образа этого предмета. Соответственно образы предметов могут быть как визуальными, так и тактильными, слуховыми и т.д. В рамках чувственно-рациональной системы познания образ является вторичным по отношению к предметам.
Образы помогают в овладении окружающим миром и выполняют функцию памяти (обращение к прошлому), функцию замещения мышления (обращение к настоящему), функцию творческого или продуктивного мышления (обращение к будущему).
Результатом духовного познания являются религиозные системы знаний, а также система верований. В рамках духовного познания индивидуальный разум способен выйти за пределы самого себя. Здесь образ характеризуется первичностью по отношению к предметам и явлениям окружающей действительности. Он объединяет в себе прошлое, настоящее и будущее, причем разные части образа могут иметь отношение к разным временам и означать одно по отдельности, но совсем другое в совокупности. В системе духовного познания образ наделен функциями передачи информации, закрытой для субъекта в каждодневном опыте.
Следствием синтеза уровней познания является объединение всех систем знаний и верований, существующих в мире или еще неизвестных ему, в одно, так как каждый аспект человеческой деятельности освещает только малую часть бытия. Здесь образ объединяет все возможные характеристики, проявляемые на разных ступенях познания.
Одна из основных функций образных структур — сложить представление об окружающем нас мире. В связи с этим, существуют два способа освоения мира.
Первый - когда человек сначала обучается навыкам и умениям, а потом возникают образы, в этом случае образ является вторичным.
Второй - когда человек сначала получает образы, а потом овладевает навыками (например, получение информации в сновидениях), т.е. образ является первичным.
Воображаемые картины зачастую не соответствуют объективной действительности и искажают ее, тем не менее, позволяют многим из нас познать окружающий мир, составив о нем иное представление, вопреки традиционному и далеко не всегда верному. Многие ученые совершили свои открытия в результате отказа от традиционных взглядов и проверки того абсолютно нового, рождаемого воображением.
Воображение обладает возможностью самостоятельно создавать новые образы, воплощаемые в оригинальные направления научной и технической деятельности, с ним связана способность делать открытия, находить новые пути решения встающих перед человеком задач.
С другой стороны, оно обладает способностью создания абсолютно новых представлений путём преобразования имеющихся конкретно-чувственных образов по своим собственным внутренним законам. В процессе такого преобразования воображение выходит за пределы исходных представлений и создаёт нечто качественно новое, не имеющее аналогов в действительности.
Иными словами, нахождение нового, то есть движение вперед науки, развитие искусства, зачастую представляют собой результат работы воображения, которое позволяет науке продвигаться вперед во множестве ее сфер. Воображение позволяет деятелям искусства создавать шедевры, которые в человеческом обществе играют ничуть не меньшую роль, чем достижения науки.
Возникновению образов способствуют следующие виды визуального воображения: воссоздающее, пассивное и творческое воображение.
Воссоздающее воображение связано с памятью. Оно позволяет вспомнить события, происходящие в прошлом. В рамках воссоздающего воображения человек имеет возможность наполнить исходный материал имеющимися или возникшими у него образами.
Пассивное воображение является заменой деятельности и проявляется в виде грез или возникает при нарушении сознания, в виде галлюцинаций - (от лат.НаПистайо - видения) -фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью.
В отличие от галлюцинаций, грезы - это вполне нормальное состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Особую форму воображения образует мечта. В отличие от грез, она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т. е. в принципе осуществима. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.
Воссоздающее и пассивное воображение доступны каждому человеку.
Третий вид, - это творческое воображение, которое наиболее проявляется у талантливых людей. Творческое воображение позволяет создать новый образ, не имеющий аналога. Именно в этой разновидности наиболее ощущается присутствие визуального воображения.
Способность визуализировать является аспектом творческого воображения.
В широком понимании под визуализацией понимается процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания; придание зримой формы любому мыслимому объекту, субъекту, процессу и т.д.; механическое вызывание образа; создание четких, устойчивых и ярких образов любой сложности и специфики (как реально существующих, так и созданных в сознании автора) при помощи технических устройств или мыслеобразов (мыслеформ) непосредственно в своем уме (мысленная визуализация).
Любое наше слово и действие начинается и сопровождается сознательной или подсознательной мысленной визуализацией. Прежде чем что-либо сделать или произнести, выполнить определенные действия, мы, вольно или невольно, мысленно представляем себе то, что собираемся сказать, выполнить или уже обговариваем и выполняем, т. е. создаем определенные мыслеобразы, мыслеформы, матрицы, программы - это и есть мысленная визуализация. Однако мы можем создавать мыслеобразы - мыслеформы, не произнося при этом никаких слов и не производя никаких действий.
Мысленная визуализация (составление программ в виде мыслеобразов - мыслеформ), в той или иной форме, присуща всем людям и во всех видах визуализации. Но в большей степени ею занимаются люди творческих профессий, так как мысленная визуализация является начальной стадией любого творческого труда. К таким людям мыслеобразы - мыслеформы приходят, зачастую, как бы сами собой, ниоткуда, иногда даже во сне. Это происходит чаще всего тогда, когда человек долго думает над каким-либо определенным вопросом, т. е. настраивается на прием определенной информации.
К примеру, результатом деятельности визуального воображения Д.И. Менделеева стала его периодическая система элементов. Менделеев три дня и три ночи, не ложась спать, проработал, пробуя скомбинировать результаты своей мысленной конструкции в таблицу, но попытки достигнуть этого оказались неудачными. Наконец под влиянием крайнего утомления Менделеев лег спать и тотчас заснул. "Вижу во сне таблицу, где элементы расставлены, как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги, - только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка".
Дмитрий Иванович принадлежал к ярко выраженному типу зрительного воображения. Его "визуализация" была исключительной силы. [2]
С мысленной визуализаций, так или иначе, связано все, происходящее в нашей жизни. Но многие, особенно сейчас, занимаются мысленной визуализацией вполне осознанно и "грамотно", что позволяет некоторым достичь серьезных результатов.
В настоящее время существует множество различных техник и методик, способствующих развитию визуализации. Ярким примером является медитация, (лат. meditatio — размышление) — интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т. п., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранении всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и другое напряжение). М. — прием психической тренировки, принимающий различные формы в зависимости от культурно-исторического окружения. Наибольшее число свидетельств о приемах М. сохранилось на Востоке — в Индии, Китае и связанных с ними культурах.
Медитация наполнена действиями, достопримечательностями, звуками, запахами и тактильными восприятиями, основана полностью на памяти и воображении.
Процесс визуализации здесь представляет собой так называемую репрезентацию в уме объектов, явлений или событий.
Разновидностью мысленной визуализации является созидающая или созидательная визуализация.
Созидающая или созидательная визуализация является таким способом использования человеческого воображения, который позволяет путем мысленной визуализации не только создавать (программировать) мыслеобразы - мыслеформы всего, что только можно пожелать, но и получать желаемое.
Созидать (в современном обиходном значении этого слова) - это создавать, т. е. сделать существующим, произвести, основать. Но создавать можно как хорошее, так и плохое, как позитивное, таки и негативное. Однако плохое и негативное не будет удовлетворять первоначальному, высокому, значению слова "созидать".
Значение слова "созидать" созвучно со словом "созидатель", т. е. СОЗДАТЕЛЬ - БОГ, поэтому: СОЗИДАЮЩАЯ визуализация - это такая мысленная визуализация, в основе которой лежит СОЗИДАТЕЛЬНОЕ, творческое и разумное, начало в высшем понимании этих слов, а не разрушительное.
Таким образом, визуальное воображение мы можем рассматривать в различных ее проявлениях и формах - это фантазии, иллюзии, грезы, мечты, галлюцинации, медитация, гипноз и др. Огромное влияние на процесс визуализации оказывают сновидения.
Целостный мир человека делится на мир бодрствования и эфемерные миры сновидения. Все, что не укладывается в четкую последовательность перетекания из будущего в настоящее и
прошлое, понимается человеком как нечто нереальное, и приобретает свое несовершенное полусуществование в форме сновидений человека.
Определенным образам сна приписывается универсальная культурная значимость: сон, переходит в область сакрального и представляется неким привилегированным способом общения и источником творческого вдохновения.
Во сне мы оказываемся захваченными игрой собственного воображения, результат которой представляется нам чуждым и опасным вмешательством неких сторонних сил, посягающих на суверенитет нашего рационально структурированного сознания.
Свой рисунок «Сон разума», Ф. Гойя наделил следующим пояснением: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений». [3]
Случаи художественного изобретения во сне весьма многочисленны.
К примеру, Вольтеру пришел в голову вариант одной из сцен в "Генриаде" во сне.
А. Ланге рассказывает, что, будучи шахматистом, он однажды видел во сне шахматную доску с 81 или 100 квадратиками с большим числом фигур, из которых одна по имени "Аин" (буква еврейского алфавита, означающая глаз) была старшая и по своему виду представляла комбинацию пешки и офицера. Королева была образована комбинацией пешки и туры. Доска была, как сказано, увеличена, увеличено и число фигур.
Удельный вес догадок и изобретений во сне может быть весьма различен - от какого-нибудь незначительного усовершенствования, вроде изменения условий шахматной игры, до интуиций, чреватых великими последствиями.
Итак, проблема развития визуального воображения вызывает особый интерес у человека. При всем многообразии подходов и концепций, визуальное воображение по-прежнему представляется загадочной способностью человека.
Наиболее ярко визуализация проявляется у детей. Мы можем наблюдать, как играя в игрушки, ребенок создает вокруг себя вымышленный мир. Большую часть времени дети проводят в воображаемом мире, представленном фантазиями, мечтами, грезами.
Под тяжестью жизненного опыта, способность визуализировать (воображать) постепенно ослабевает и проявляется у большинства людей лишь в воспоминаниях о прошлом или мечтах о будущем.
Тем не менее, благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.
Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
В большей степени визуализация проявляется у людей творческих профессий, так как она является начальной стадией любого творческого труда.
Источником визуального воображения является объективная реальность. Только жизнь выступает первичной базой для фантазии. В связи с этим, именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства. ( Например, пейзажи И.И. Шишкина с изображением русского леса написаны с «документальной» точностью.)
Специфической особенностью воображения является его реальность. К примеру, полотна Т. Жерико открывают нам новую реальность, в которой мы видим нечто такое, что было бы невозможно в действительности: то, как художник изображает движущуюся лошадь,
противоречит всем принципам нашего обычного видения, когда на картине мы созерцаем каждый отдельный элемент тела лошади в полном несоответствии с другими элементами тела, в
некотором невообразимом для обычного восприятия расположении, и несмотря на это нам кажется, что лошадь движется.
Художник посредством творимого произведения использует нашу способность воображения, чтобы сделать для нас видимым то, что в обычном восприятии скрыто от наших глаз, невидимо, незримо, но тем не менее реально.
Обладателями богатого визуального воображения могут по праву считаться Александр Николаевич Скрябин, который обладал способностью видеть музыку в цвете, Никалоюс -Константинас Чюрленис, который каждую свою картину представлял как звучащее музыкальное произведение, и давал им музыкальные названия и многие другие известные творческие личности.
Работа визуального воображения, разумеется, не ограничивается искусством. В неменьшей степени она проявляется в научном, техническом и других видах творчества.
Таким образом, визуальное воображение в жизни человека выполняет ряд специфических функций.
Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая творческие задачи.
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний.
Третья функция воображения связана с его участием в познавательных процессах и регуляции состояний человека. С помощью искусно вызываемых образов человек получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий -способности выполнять их в уме манипулируя образами.
Пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Таким образом, воображение принадлежит к числу высших познавательных процессов, способствующих познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности.
Сущность визуального воображения заключается в том, что, что человек мысленным взором имеет возможность создавать и преобразовывать, фантазировать и представлять.
Воображение осуществляется как мыслительный акт, в процессе которого становится возможным образно представить себе (с разной степенью ясности и отчетливости) практически любой предмет, любую ситуацию, в которых возникает потребность в данный момент. Именно эту потребность и удовлетворяет визуальное воображение, основной задачей которого является представление ожидаемого результата до его осуществления.
Результатом деятельности, продуктом визуального воображения является образ1. Посредством визуального воображения, человек использует и создает образы, которые не ограничиваются только воспроизведением непосредственно воспринятого. Образно представить можно и то, чего вообще не было, и быть не может.
Создание образных структур - важнейшая функция визуального воображения в процессе научного познания.
Образы помогают в овладении окружающим миром и выполняют функцию памяти (обращение к прошлому), функцию замещения мышления (обращение к настоящему), функцию творческого или продуктивного мышления (обращение к будущему).
Воображение обладает возможностью самостоятельно создавать новые образы, воплощаемые в оригинальные направления научной и технической деятельности, с ним связана способность делать открытия, находить новые пути решения встающих перед человеком задач.
*Ромах О.В. Деятельность как способ развития культуры. Аналитика культурологии, 2007, № 2
Возникновению образов способствуют следующие виды визуального воображения: воссоздающее, пассивное и творческое воображение.
Способность визуализировать является аспектом творческого воображения. Именно в этой разновидности наиболее ощущается присутствие визуального воображения.
В широком понимании под визуализацией понимается процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания; придание зримой формы любому мыслимому объекту, субъекту, процессу и т.д.; механическое вызывание образа; создание четких, устойчивых и ярких образов любой сложности и специфики (как реально существующих, так и созданных в сознании автора) при помощи технических устройств или мыслеобразов (мыслеформ) непосредственно в своем уме (мысленная визуализация).
Таким образом, визуальное воображение мы можем рассматривать в различных ее проявлениях и формах - это фантазии, иллюзии, грезы, мечты, галлюцинации, медитация, гипноз и др. Огромное влияние на процесс визуализации оказывают сновидения.
Определенным образам сна приписывается универсальная культурная значимость: сон, переходит в область сакрального и представляется неким привилегированным способом общения и источником творческого вдохновения. Удельный вес догадок и изобретений во сне может быть весьма различен - от какого-нибудь незначительного усовершенствования, вроде изменения условий шахматной игры, до интуиций, чреватых великими последствиями.
Итак, проблема развития визуального воображения вызывает особый интерес у человека. При всем многообразии подходов и концепций, визуальное воображение по-прежнему представляется загадочной способностью человека.
Нет сомнения, что визуальное воображение является важнейшей стороной нашей жизни. Если бы люди не обладали возможностью воображать, человечество лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Воображение - это присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Образы, возникающие в процессе активного воображения, выполняют функции идеальных моделей, с которых художник пишет произведение на языке своего искусства. «Дар этот, — писал Флобер, — в способности видеть, иметь перед собой модель, которая вам позирует».
Список литературы:
[1] А. Поис. Визуализация. // www.pois.ru/visual.htm //
[2] Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии:Введение в историю философии. - М.: Республика, 1999. - 399 с. - (Мыслители XX века).
[3] Лион Фейхтвангер. Гойя. // www.artois.ru/lib/govva/g82. shtml //
4. Ромах О.В. Деятельность как способ развития культуры. Аналитика культурологии, 2007, № 2