Научная статья на тему 'ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ «ПОНИМАНИЕ» ХАНСА ГЕОРГА ГАДАМЕРА: В КОНТЕКСТЕ ОСМЫСЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ТЕКСТА'

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ «ПОНИМАНИЕ» ХАНСА ГЕОРГА ГАДАМЕРА: В КОНТЕКСТЕ ОСМЫСЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ТЕКСТА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
28
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ПРАВА / ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / ГЕРМЕНЕВТИКА / ПОНИМАНИЕ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ТОЛКОВАНИЕ ТЕКСТА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ястребова Е.Ю.

В статье проводится анализ онтологической категории «понимание» в контексте осмысления универсальной герменевтической среды, формат которой заключает в себе область взаимодействия юридического языка и вопросы «бытия» в окружающем человека мире. Акцентируя свое внимание на выявлении позиции немецкого мыслителя Х.-Г. Гадамера применительно к вопросу понимания как способа бытия, автор выявляет значение философских выводов отмеченного ученого применительно к теме понимания смысла юридического текста, что несомненно актуально для теории права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HERMENEUTIC ASPECTS OF THE PROBLEM «OF UNDERSTANDING» BY HANS GEORGE GADAMER: IN THE CONTEXT OF COMPREHENSION OF THE LEGAL TEXT

The article analyzes the ontological category of «understanding» in the context of understanding the universal hermeneutic environment, the format of which includes the area of interaction between the legal language and the questions of «being» in the world surrounding a person. Focusing on identifying the position of the German thinker H.-G. Gadamer in relation to the issue of understanding as a way of being, the author reveals the significance of the philosophical conclusions of the noted scientist in relation to the topic of understanding the meaning of a legal text, which is undoubtedly relevant for the theory of law.

Текст научной работы на тему «ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ «ПОНИМАНИЕ» ХАНСА ГЕОРГА ГАДАМЕРА: В КОНТЕКСТЕ ОСМЫСЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ТЕКСТА»

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ «ПОНИМАНИЕ» ХАНСА ГЕОРГА ГАДАМЕРА: В КОНТЕКСТЕ ОСМЫСЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО

ТЕКСТА

Е.Ю. Ястребова, канд. юрид. наук

Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Санкт-Петербург)

Б01:10.24412/2500-1000-2022-10-4-41-43

Аннотация. В статье проводится анализ онтологической категории «понимание» в контексте осмысления универсальной герменевтической среды, формат которой заключает в себе область взаимодействия юридического языка и вопросы «бытия» в окружающем человека мире. Акцентируя свое внимание на выявлении позиции немецкого мыслителя Х.-Г. Гадамера применительно к вопросу понимания как способа бытия, автор выявляет значение философских выводов отмеченного ученого применительно к теме понимания смысла юридического текста, что несомненно актуально для теории права.

Ключевые слова: теория права, философия права, герменевтика, понимание, юриспруденция, толкование текста.

Выступая в качестве самостоятельного направления современной философии права, юридическая герменевтика ориентирована как на понимание человеком смыслов парной категории «сущее-должное», так и пределов в свободе интерпретации юридических текстов. Указанный нами тезис наиболее подробно «развернут» в учении немецкого философа Ханса Георга Гадамера. По Гадамеру, философская герменевтика не занимается проблемой метода, с помощью которого можно было бы осуществить «более правильную» интерпретацию. Она принципиально выходит за пределы этого понятия и пытается описать скорее те трансцендентальные элементы познания, которые не поддаются методическому постижению, но внутренне присущи всякому опыту и любой научной методике. Гадамеровское понимание истины и метода, изложенное в сто программной работе «Истина и метод: основы философской герменевтики» (1960 г.), направлено против эпистемологического сужения как первого, так и второго понятия - существует истина понимания, которая не подчиняется методике естественных наук. Специфика гуманитарных наук как аппликации практического разума обосновывается Гадамером в герменевтическом опыте, идея которого восходит к аристотелев-

скому понятию рЬгопе818. По существу, герменевтика, которую разрабатывал Га-дамер, является развитием феноменологии, а именно-дескриптивной феноменологией. Она пытается осознать то, что предшествует всякой науке, и ставит вопрос об условиях возможности познания и понимания. Утверждая процессуальный характер понимания и настаивая на том, что понимающий идет к пониманию через диалог с «Другим», Гадамер расширяет область применимости герменевтических процедур, обеспечивающих понимание. Ядром данных процедур является установка, названная им «благочестием вопроша-ния». Основой понимания является «искусство слушать», базирующееся, в свою очередь, на «искусстве вопрошать». Гада-меровский призыв к «благочестивому во-прошанию»-не просто воззвание к толерантности. Истоки этой установки усматриваются в Гадамеровской феноменологической концепции истины. По Гадамеру, подлинное вопрошание включает в себя предположение о неисчерпаемости познания. Приближение к истине возможно лишь на путях поэтапного вопрошания и поэтапного познания. Истина множественна, но любой человек обладает лишь ограниченной ее частью, причем каждому доступны некоторые аспекты бытия, со-

ставляющие вместе некий порядок. Следовательно, «Другой» всегда может быть прав, поскольку, возможно, имеет не меньшее отношение к порядку бытия. Вступая в коммуникацию с ним, можно столкнуться с иным образом мира, иным фрагментом разбитой на части, разделенной на обломки истины. Однако все потоки познания сущностно едины и нуждаются в интеграции, после которой порядок точек зрения восстанавливается, и возникают новые возможности познания. Кроме того, неисчерпаемо познание и любого феномена и артефакта, что делает приближение к образу «Другого» поэтапным. Вначале этот образ может быть неточным, искаженным собственным «предвосхищением». Однако с точки зрения Гадамера бояться этого не стоит, важно лишь не останавливаться в познании «Другого». Преодоление границ - стимул для вопрошают и мышления, дающий возможность двигаться дальше. Непрерывность процесса, включающего единство познания как предпосылку для понимания Другого через взаимодействие, обеспечивает постижение «сути дела» и эволюцию каждого из познающих. При «доброжелательном» вопрошают, нацеленном не на то, чтобы «озадачить или посрамить противника», а на поиск некоей фактической истины, сути дела, вступая в коммуникацию с «Другим», можно не только познать через «Другого» самого себя, не только продвинуться к пониманию «Другого», но и «подобраться» к сути дела, которая находится «посредине между собеседниками». В этом случае «взаимопонимание, объединяя собеседников, преображает их так, что они уже не являются более тем, чем были раньше» [1, с. 445].

Более того, по Гадамеру, возможность взаимопонимания обеспечивается сущностной диалогичностью и «необманчивостью» естественного языка, его способностью обеспечивать сообщение. Непрерывность предания делает язык «местом» возможной истины и фактической понятости. Общность «языкового предания», связывающая говорящих, обусловливает пред-понимание, превращающее разговор в ситуацию изначального согласия. Разраба-

тывая принципы «герменевтического диалога», Гадамер опирался на опыт искусства, истории и языка, показав ограниченность применения понятий объекта и объективности. Эти понятия недостаточны там, где речь идет не об овладении предметом, по о возвращении причастности смыслу, которое и называется пониманием. Интерпретатор идет к пониманию объекта, отталкиваясь от собственного герменевтического опыта, перемещая объект в собственный духовный горизонт. Интерпретатор не может абстрагироваться от собственной субъективности.

Таким образом, процесс понимания нельзя отделить от субъекта понимания, но и объект не может быть адекватно понят без субъекта. Гадамер фиксирует историчность не только предмета интерпретации, но и самого интерпретатора. Так им развивается и углубляется хайдеггеровская идея «заброшенности» человека в мир. В интерпретации неизбежно действенной оказывается и точка зрения интерпретатора, следовательно, деятельность, связанная с историческими обстоятельствами, всегда является деятельностью, связанной как с теоретическими, так и с фактическими условиями такого предприятия. Рефлексия по поводу как теоретических условий, так и осознания собственной исторически предопределенной точки зрения становится тем самым необходимой составной частью знакомства с историческим феноменом. С точки зрения философской герменевтики, позиция интерпретатора уже задана определенными установками, которые Гадамер называет антиципацией. («Все, что высказывается и что записывается в тексте, определено той или иной антиципацией») [2, с. 18].

Другими словами, интерпретатор оказывается частью, фрагментом того, что он интерпретирует. Он является частью целого. Наше познание зависит от исторически обусловленных предпосылок. Понимание же возможно лишь при восприятии целого, исходя из которого только и становятся понятными соответствующие манифестации человеческого духа. Но сами эти предпосылки обладают субъективным характером. Можно обозначить их в каче-

стве «предрассудков» или указать на бесспорность того, что наше мышление и воля, наши вопросы и понимание носят ярко выраженный исторический характер. В любом случае, здесь вступает в игру конкретная субъективность-только она и может оправдать представление об актуальности понимания. Резюмируя изложенное выше, следует отметить важность вывода о том, что теория правового мышления юриста неотделима от феномена герменевтической методологии [3, с. 84].

Таким образом, философская герменев-

восприятии юридического текста, события в соответствующей-т.е. понимающей-современности. Философская герменевтика смещает центр интереса в интерпретации произведения. Важны не интенции автора текста, а история воздействия на последующую традицию. Герменевтика отделяет историчность как таковую от истории влияний и истории восприятий. Благодаря этому методическому приему она становится методологией не только филологии, но и предметной области юриспруденции.

тика вопрошает не о происхождении, а о

Библиографический список

1. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

2. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. - 368 с.

3. Васюк А.В. Юридическая герменевтика как научное направление правоведения // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2010. -№2 (6). - С. 81-91.

HERMENEUTIC ASPECTS OF THE PROBLEM «OF UNDERSTANDING» BY HANS GEORGE GADAMER: IN THE CONTEXT OF COMPREHENSION OF THE LEGAL

TEXT

E.Yu. Yastrebova, Candidate of Legal Sciences

Northwestern Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article analyzes the ontological category of «understanding» in the context of understanding the universal hermeneutic environment, the format of which includes the area of interaction between the legal language and the questions of «being» in the world surrounding a person. Focusing on identifying the position of the German thinker H.-G. Gadamer in relation to the issue of understanding as a way of being, the author reveals the significance of the philosophical conclusions of the noted scientist in relation to the topic of understanding the meaning of a legal text, which is undoubtedly relevant for the theory of law.

Keywords: theory of law, philosophy of law, hermeneutics, understanding, jurisprudence, text interpretation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.