Научная статья на тему 'Герменевтическая проблематика юридических текстов в учении об осуществлении права Н. А. Гредескула'

Герменевтическая проблематика юридических текстов в учении об осуществлении права Н. А. Гредескула Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
601
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васюк Анастасия Владимировна

Центральным вопросом юридической герменевтики является вопрос о том, как возможно понимание человеком смыслов сущего и должного и каковы пределы интерпретационной свободы. Особую значимость этот вопрос обрел в сфере юридической герменевтики. Не признавая значимости и роли юридической герменевтики XIX века Н.А. Гредескул в работе «Учение об осуществлении права» 1900 года, высказывает ряд положений созвучных основным идеям современной юридической герменевтики. В рамках данной статьи автором рассматриваются некоторые из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HERMENEUTIC PROBLEMS OF LEGAL TEXTS IN THE DOCTRINE ABOUT LAW REALIZATION OF N.A.GREDESKUL

The central question in legal hermeneutic is a which freedom is possible of the understanding the person of senses real and due. This question is the most importance in hermeneutic of law. Without recognizing significance and role of legal hermeneutics XІX of century N.A. Gredeskul in the work «The doctrine about the realization of right» 1900, voices a separate of the positions of consonant to the basic ideas of modern legal hermeneutics. The within the framework this article by the author are examined some of them.

Текст научной работы на тему «Герменевтическая проблематика юридических текстов в учении об осуществлении права Н. А. Гредескула»

VIII. ПРАВО И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 340.1

А.В. Васюк1

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ЮРИДИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ В УЧЕНИИ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВА Н.А. ГРЕДЕСКУЛА

Центральным вопросом юридической герменевтики является вопрос о том, как возможно понимание человеком смыслов сущего и должного и каковы пределы интерпретационной свободы. Особую значимость этот вопрос обрел в сфере юридической герменевтики. Не признавая значимости и роли юридической герменевтики XIX века Н.А. Гредескул в работе «Учение об осуществлении права» 1900 года, высказывает ряд положений созвучных основным идеям современной юридической герменевтики. В рамках данной статьи автором рассматриваются некоторые из них.

Развитие юридической науки происходит в тесном взаимодействии с различными отраслями гуманитарного знания. Влиятельным течением феноменологической традиции является герменевтика - направление современной мысли, наиболее активно разрабатывающее проблемы интерпретации, вопросы теории языка, в том числе и применительно к фундаментальным проблемам правоведения. Г ерменевтика как искусство и теория истолкования текстов разрабатывается и применяется в различных областях обществознания: философии, филологии,

психологии, праве. Герменевтика исследует практику постижения

1 Анастасия Владимировна Васюк, старший преподаватель кафедры Публичного права ИПУ ВГУЭС, соискатель Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, специальность: 12.00.01, E-mail: Anastasiya.Vasyuk@vvsu.ru.

истолкования разнообразных смыслов, содержащихся в тексте: письменной и устной речи, в знаках и символах, в суждениях о должном и сущем.

В герменевтической методологии центральным является вопрос о том, как возможно понимание человеком смыслов сущего и должного и каковы пределы интерпретационной свободы. Особую значимость этот вопрос обрел в сфере юридической герменевтики, где традиционное понимание закона предполагает, что он имеет обязательную силу и применяется строго в пределах текстуально выраженной воли законодателя.

Профессиональное предназначение современной юридической герменевтики - поиск и реализация смысла правовой нормы, изучение проблемы множественности таких смыслов. Цель герменевтики не только в том, чтобы уяснить смысл нормы, но и перевести этот смысл на язык более конкретных высказываний, приближенных к практическим ситуациям настолько, чтобы не возникало сомнений в их относимости к толкуемой норме, тем самым облегчалось бы ее применение.

Правовое знание имеет особенную специфику. Как указывает Г.Г. Гадамер, подлинная проблема юридической герменевтики исходит из того, что закон не совершенен не потому, что он несовершенен сам по себе, например, по вине законодателя, а потому, что человеческая действительность по сравнению с тем порядком, который подразумевается законами, неизбежно остается несовершенной и, следовательно, не допускает простого применения закона1. Потребность в интерпретации правовых положений обусловливается возможностью неодинакового понимания правовых норм и неадекватной их реализации как в процессе правотворчества так и правоприменения. Герменевтические усилия призваны устранять подобную многозначность.

История возникновения и развития юридической герменевтики в России парадоксальна. Возникнув в средние века в Западной Европе с целью уяснения и разъяснения смысла норм римского права, герменевтика в течение нескольких столетий переросла саму себя, превратившись в науку модернизации догм римского права, науку о приспособлении римских норм к европейской действительности. Из науки, без которой римское наследие не могло быть ни понято, ни оценено, герменевтика постепенно превратилась в свой антипод - в науку, применение которой искажало нормы римского права, в науку способствовавшую созданию западноевропейского «вульгарного права». К XVIII столетию юридическая герменевтика настолько

1 Гадамер Г.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Г.Г. Гадамер. М., 1988. С. 237.

дискредитировала себя, что занятие ею считалось едва ли не признаком невежества. Лишь германские цивилисты XIX столетия вновь заговорили о юридической технике и о герменевтике как ее компоненте в особенности. Развитие европейского права, утверждение принципа разделения властей сделало невозможным отказывать в правосудии по причине неясности законов. Повторное возникновение юридической герменевтики, возникновение учений о принципах и правилах выработки и применения законодательных норм получило в этот период наименование юридической техники; юридическая герменевтика стала частью этого учения. На этот исторический период приходится разработка Н. А. Гредескулом Учения об осуществлении права.

Являясь сторонником и продолжателем взглядов Ф. Савиньи, полагавшего, что «толкование, - представляет собой искусство», овладению которым «способствуют имеющиеся в изобилии прекрасные образцы древнего и нового времени»1. Признавая слабость разработанной к тому времени теории толкования, Н.А. Гредскул отвергает эмпирические правила, используемые в современном ему узком понимании юридической герменевтики и указывает, что «в прежнее время делались попытки создать для толкования такую теорию, которая охватывала бы его твердыми правилами, так сказать извнутри, - однако все они потерпели полное фиаско, и никто уже теперь не верит в юридическую герменевтику, как в особую науку; эта юридическая герменевтика одновозрастная, с так называемой теорией формальных доказательств на суде и сродни ей по своему внутреннему существу; за что она и потерпела с ней одну и ту же участь»2.

Юридическая герменевтика конца XIX века не имела еще прочно установленной и рациональной теории, основывалась на некоторых эмпирических правилах, сформулированных в большинстве случае еще римскими юристами и имеющими весьма ограниченное и условное значение. Однако из этого не следует, что такое положение дел нормально и желательно, и что не следует стремиться к выработке рациональных правил юридической герменевтики. Выработке таких рациональных правил, как особого интеллектуального процесса, направленного на распознание содержания права, позволяющих реализовать, в конечном счете, правовые нормы посвящена немалая часть работы Н.А. Гредескула «К учению об осуществлении права» 1900 года.

Современное нам герменевтическое исследование более не ограничивается только формулированием правил, с помощью которых могут быть произведены корректные интерпретации, но также охватывает

1 Цит. по: Васьковский Е.В. Цивилистическая методология. Учение о толковании и применении гражданских законов. -М.: АО «ЮрИнфоР», 2002. С.56.

2 Гредескул Н.А. К учению об осуществлении права. Харьков, 1900. С.29.

изучение самих условий человеческого понимания. Ряд выделяемых современной юридической герменевтикой постулатов о процессе правового мышления во многом созвучны с «интеллектуальным процессом» Н.А. Гредескула.

Современная юридическая герменевтика включает в себя три структурных элемента: понимание (виЬйШаБ т1еШ§епё1), истолкование (виЬйШаБ ехрНсапёу) и применение (виЬйШаБ аррНсапй). Эти элементы трактуются не столько как методы, которыми мы пользуемся, сколько как «некий навык, требующий особой духовной утонченности»1. Таким образом, юридическая герменевтика состоит из понимания, толкования юридического текста и его применения.

Под основной проблемой современной юридической герменевтики понимается не только проблема постижения смысла позитивно-правовых установлений, но и проблема интерпретации, осмысления индивидом всей правовой действительности в целом. Это проблема, в первую очередь того, каковы механизмы нахождения или придания юридического смысла конкретной ситуации, конкретному отношению между людьми, которое либо урегулировано правом, и требуется найти, соотнести с ним позитивную правовую норму, либо требует такой регуляции, и в силу этого оно наделяется юридическим смыслом. В герменевтическом круге интерпретации, истолкования и

правоприменения выражается правовое мышление. Правовое мышление и есть тот механизм, который позволяет судье понять и признать действующий смысл закона, соотнести его с конкретной ситуацией, понять и юридически осмыслить ситуацию, к которой необходимо приложить этот закон2.

Так, Н. А. Гредескул, утверждая, что конечной целью правовых норм является их реализация, справедливо отмечает, что для осуществления права требуется особый интеллектуальный процесс (всегда ему предшествующий) и направленный на распознание содержания права. Право как психологический продукт общественной среды, подобно языку, нравам, произведениям литературы рассматривается Н. А. Гредескулом с двух главных точек зрения: как «живое общественное явление» возникающее в определенных исторических условиях, выполняющее определенную функцию и как «логическая величина» символизирующая тот или иной смысл. Познание права в целях его применения лежит в пределах второй точки зрения. Для реализации права необходимо выявить «чего именно желает право», т. е. выявить внутренний логический смысл, его содержание, затем выявить

1 Гадамер Г.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Г.Г. Гадамер. М., 1988. С. 364.

2 Честнов И. Л. Правопонимание в эпоху постмодерна. СПб., 2002. С. 116.

правоположение относящееся к данной конкретной ситуации и произвести «умственный переход» от этого правоположения к юридически значимому поступку.

Так, по мнению Гредескула норма, есть абстрактное выражение воли законодателя. «Она есть орудие, Ш81хитеп1;ит этого выражения и, как таковое может быть более или менее совершенным, может более или менее соответствовать своей цели, лучше или хуже выполнять свое назначение... норма, играя роль изображения или символа... главным достоинством имеет ясность изображения»1. Средством выражения правовой воли является слово. Будучи предназначенным для выражения человеческой мысли вообще, оно отличается весьма чрезвычайной гибкостью. всюду следует за мыслью, повинуется ее малейшим изгибам. Прежде чем выразить в правовой норме мысль или волю, законодателю необходимо овладеть, апперцировать эту волю»2.

Исходным моментом герменевтического процесса в данном случае остаются объективные элементы содержания права, которые в результате субъективного преобразования из внешнего императива, переходят во внутренний регулятор индивидуального поведения. Так, Н.А. Гредескул указывает, что «здесь должна произойти некоторая метаморфоза, некоторое превращение, - и эта метаморфоза может произойти только при посредстве ума и умственной деятельности переход от отвлечения к действительности от символа к символизируемому»3. Таким образом, Гредескулом в интеллектуальном процессе осуществления права выделяется первый элемент современной юридической герменевтики, соответствующий пониманию. В юридической герменевтике социальный этап понимания играет основную роль, так как он формирует правосознание индивида. Судья и преступник, ученый-правовед и юрист-практик обладают разными уровнями правосознания и соответственно по-разному интерпретируют одни и те же тексты (законы, отдельные факты, материалы уголовных и гражданских дел). Совершенство правовой культуры в целом определяется не только уровнем развития интерпретационных технологий, но и внутренней связностью, целостностью смыслового поля интерпретаций крайних (верхнего и нижнего) уровней правосознания. В максимальном преодолении «точек разрыва» при невозможности достижения целостности смыслового поля в сфере права проявляется сущность права как культурного феномена.

Задача герменевтики - достичь в понимании содержательного согласия4. В философии «понимание» трактуется как специфическое

1 Гредескул Н.А. К учению об осуществлении права. Харьков, 1900. С. 125.

2 Гредескул Н.А. Указ. соч. С. 12б.

3 Гредескул Н.А. Указ. соч. С. 8б.

4 См.: Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. -С.347.

состояние сознания, вызванное внешними или внутренними воздействиями, которое фиксируется «как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействия. В процессе понимания интерпретируется смысл исследуемого текста и далее происходит осмысление того, что имеет некоторый смысл. Объяснение же является функцией научного познания и состоит в раскрытии сущности изучаемого объекта. В процессе объяснения устанавливаются причины, цели, задачи и закономерности происходящего»1.

Понимание неразрывно связано со вторым элементом юридической герменевтики - истолкованием (виЬйШаБ ехрНсапёу). Интерпретация как таковая является центральным звеном в процессе понимания текста.

Как научный термин «толкование (интерпретация)» обозначает процесс восприятия человеком предметов материального мира и духовных объектов (законов природы и общественного развития, продуктов творческой деятельности, объектов письменной речи и др.2. В юридической науке и практике под толкованием права понимается «определенный мыслительный процесс, направленный на установление содержания норм права путем выявления значений и смысла терминов и выражений (знаков естественного языка), заключенных в нормативных актах» и «результат указанного мыслительного процесса, выраженный в совокупности суждений (грамматических предложений), в которых раскрывается содержание толкуемых норм3.

На основе внутреннего осознания, понимания правового предписания возможно, согласно Н.А. Гредескулу применение внешних средств уяснения правовых норм. «В самом деле, таким внешним средством уяснения нормы может служить прежде всего ее текст с его грамматической структурой и с его логическим смыслом; затем таким средством могут служить другие нормы, так как мы уже знаем, что совершенно изолированных норм нети, и все они находятся в известной зависимости между собой, - зависимости которую можно назвать систематическою; наконец, таким средством могут служить всевозможные и весьма разнообразные факты, имеющие какое-либо отношение или к самой норме, или к ее законодателю, или к той эпохе, когда была издана норма, и т.п.; все эти факты объединяются в своем разнообразии только тем, что они - суть одинаково факты прошлого, что все они в то время, когда ими пользуются для уяснения нормы, суть уже

1 Философский энциклопедический словарь. -М., 1999. -с.314, 353-354.

2 Петрушев В. А. Толкование права как вид юридической деятельности // Академический юридический журнал. N1 (1) (июль-сентябрь) 2000 г.

3 Черданцев А.Ф. Толкование советского права - М.: Юридическая литература. 1979. С. 5-6.

факты исторические. те умственные усилия или умственные операции, которыми мы пользуемся для уяснения себе норм, составляют то, что принято называть толкованием (ш1егрге1а1;ю)»1.

В. Таджер утверждает, что толкование правовых норм есть необходимая предпосылка применения права, но вместе с тем оно не совпадает с ним и, следовательно, не является его стадией. В контексте юридической герменевтики вопрос о соотношении толкования и применения правовых норм не стоит, поскольку они являются последовательными стадиями герменевтики. Не ставит такого вопроса и Н.А. Гредескул: «Однако даже когда удастся толкованием нормы довести ее до надлежащей объективной и субъективной ясности - этим все же не будет исчерпана та предварительная работа над нормой, которая может понадобиться раньше чем, станет возможным перейти к конкретизации, т.е. непосредственному применению к какому-либо конкретному случаю».

Герменевтика должна произвести применение (аппликацию) поскольку преодолевая временную дистанцию, отделяющую интерпретатора от текста, преодолевая то смысло-отчуждение, которому неизбежно подпадает текст, она также служит действенности и авторитету смысла2.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что не признавая юридическую герменевтику как науку в современном ему состоянии, Н.А. Гредескул в своей работе «Учение об осуществлении права» 1900 года опережая свое время, выдвигает ряд положений созвучных основным идеям современной юридической герменевтики.

1 Гредескул Н.А. К учению об осуществлении права. Харьков, 1900. С.129.

2 Гадамер Г.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. С. 376.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.