Научная статья на тему 'Герменевтическая концепция развития личности в процессе образования'

Герменевтическая концепция развития личности в процессе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЕРМЕНЕВТИКА / ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ / HERMENEUTICS / HERMENEUTIC CIRCLE / EDUCATION / UP-BRINGING / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ануфриева Дина Юрьевна

В статье раскрываются основные подходы к процессу образования как развития личности с позиции философии герменевтики. Излагается концепция «герменевтического круга» как основного механизма развития личности в образовании. Рассматриваются взгляды философов герменевтики на соотношение процессов воспитания и развития личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hermeneutical concept of personality in the process of education

In this publication, the main approaches to the process of education as personal development from the standpoint of the philosophy of hermeneutics are revealed. The concept of "hermeneutic circle" as the primary mechanism for the development of personality in education is given. The views of philosophers of hermeneutics on the ratio of the processes of education and personal development are considered.

Текст научной работы на тему «Герменевтическая концепция развития личности в процессе образования»

Д. Ю. Ануфриева

(Новосибирск)

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрываются основные подходы к процессу образования как развития личности с позиции философии герменевтики. Излагается концепция «герменевтического круга» как основного механизма развития личности в образовании. Рассматриваются взгляды философов герменевтики на соотношение процессов воспитания и развития личности

В философии герменевтики утверждается идея о том, что всем людям присущ общий путь для реализации человеческого существования. Основная задача образования заключается в «пробуждении человека», воспитание в обществе свободных и творческих личностей.

Х.Гадамер, определяя исторический характер образования, связывал его с термином «культура». По его мнению, образование обозначает специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей. Человек отличается от животного тем, что он «разрывает с непосредственным и природным, этого требует от него духовная, разумная сторона его существа» [1, с. 49]. И поэтому человек нуждается в образовании. Общая сущность образования заключается в том, что человек делает себя духовным.

Ключевая задача человека в процессе образования - достичь всеобщности, что означает достижение примирения с самим собой, узнавание себя в инобытии. В процессе образования необходимо научиться придавать значение. Другому, находить обобщенные точки зрения, воспринимать объективное в его свободе и без своекорыстных интересов. « В образовании заложено общее чувство меры и дистанции по отношению к нему самому, и через него - подъем над собой к всеобщему» [2, с.59].

Сущность образования заключается в достижении людьми общего чувства. П. Рикер на основании теорий Э. Мунье, М. Хайдеггера, С. Кьеркегора, М. Шелера выделяет различные способы совместной жизни людей: для первого способа коллективного существования свойственна всеобщая деперсонализация, безликость. Второй способ предполагает организацию общества по принципу «мы-другие», которое базируется на чувстве дружбы и товарищества, но развитие таких обществ является процессом регрессивным, поскольку в них «сковывается» индивидуальная инициатива и непосредственность вза-

имных отношений. Третий способ совместной жизни людей характерен для «разумных обществ», примером которых является сообщество ученых, основанное на принципе «мы», являющемся движением всех вместе и каждого в отдельности к совершенству. Именно такой способ совместного существования людей, основанный на единстве чувств, является идеалом для организации образовательного процесса в обществе.

В. Дильтей постоянно подчеркивает необходимость ориентации на целое в образовании. « Основная задача воспитания состоит в образовании души, а педагогики - в формировании телеологической структуры душевной жизни, где не были бы разорваны интеллект, чувства и воля» [5, с.176]. Образование есть вид совершенства души, только во внутренней жизни души, в ее центре, достигается удовлетворение всех стремящихся сил, поэтому только внутренний опыт может быть авторитетом.

Внутренняя жизнь человека, по мнению Дильтея, основывается на простейших психических элементах: побуждениях, чувствах, инстинктах, которые взаимосвязаны между собой и вызывают действия. На каждое внешнее действие человек стремится ответить противодействием. Эти порывы имеют одновременно чувственное и инстинктивное проявление.

Развитие человека есть «свободно и продуктивно возрастающее вступление в игру разнообразия этих порывов», а процесс творчества возникает из «отношений в них». Развитие предполагает движение вперед, одновременно разнообразие впечатлений и эмоций в соответствии с условиями и природным нравом народов определенным образом приводится к внутреннему единству. Каждое из этих единств связывает процессы впечатления и творчества. Первичная структура этой связи находит свое отражение в эпосе народа, затем в поэзии и в методах философствования. Она также воздей-

ствует на воспитательную и образовательную систему народа.

Таким образом, основа развития находится в элементарных проявлениях человеческой психики - в единичных восприятиях, порывах, чувствах, которые естественным образом проявляются в детском возрасте. Самым великим людям, считает В. Дильтей, свойственно проявление «силы элементарного».

Все процессы и составные части внутренней жизни человека взаимосвязаны. Эта взаимосвязь регулируется элементарными формами и правилами внутренней жизни. В свою очередь формы складываются из гармонично развивающихся отношений между составными элементами. Нормы возникают из заложенного в процессах стремления к совершенству. Там, где они выражают общепринятое, возникает правило. На основании этого творческим и свободным образом возникает целое. Внутренняя жизнь человека определяется не только его природными особенностями, но и историческими и социальными условиями.

Структура каждой части духовного мира, по мнению философа, обусловлена, с одной стороны, связью, которая существует между требованиями совершенства в ней и выражением этого требования в нормах, а с другой стороны, развитием. Воля, совершенство и развитие образуют характер духовного мира. Этот характер заложен в простейших отношениях психологических элементов во внутренней жизни человека. В рудиментарном виде он имеется уже в органическом мире. Поэтому не существует пропасти между природой и духом.

В философии герменевтики развитие личности объясняется по принципу движения герменевтического круга. Герменевтический круг предполагает отсутствие начала и конца, «конец и определяет начало, как начало конец» (Х. Гадамер). Начало имеет исходное состояние

- временный смысл.

Круговое вращение означает соответствие частного и целого. Знание целого предполагает знание его частей и всевозможных связей между ними. Все части соответствуют целому. Процесс кругового вращения означает постоянный переход от целого к части и обратно к целому. «Смысл отдельного вытекает только из взаимосвязи и таким образом из целого» (Ф. Шлейер-махер). Каждая часть выражает некоторую сторону жизни, т.е. имеет значение для целого, а собственное значение части определяется на основе целого. Единство целого проясняется через отдельные части, а смысл отдельных частей проясняется через единство целого. Целое фор-

мируется раньше частей. Целое, опередившее свои части, не совпадает с целым, возникающим в результате сложения частей, это особый тип познания. Путь к сущности пролегает не через детали, а через целое. Условием развития целого оказывается бытийная самостоятельность частей.

В процессе самодвижения в круге важным является возврат от целого к частям и наоборот. Подобный круг постоянно расширяется, при таком движении человек учится понимать чужое. М. Хайдеггер полагал, что герменевтический круг предполагает непрестанное проецирование, «пробрасывание» смысла. Кругооборот завершается в создании иной жизненной позиции, в новом самопонимании человека, а также в последующей его деятельности. Герменевтический круг не возвращает человека в то же самое личностное состояние, в котором он находился, а поднимает его на новый уровень благодаря приобретению нового опыта и реализации его в деятельности.

Так, личностное развитие В. Дильтей определяет внутренними и социальными отношениями. Развитие заключается в постоянном приросте элементов опыта: сначала формируется чувственный опыт личности, затем у человека развивается способность к рефлексии собственных душевных состояний. Каждый процесс внутренней жизни оказывает воздействие на внешние процессы и сам в свою очередь испытывает на себе их воздействие.

В. Дильтей полагал, что воспитание является средством для раскрытия внутренней жизни человека и основано на условиях общепринятых правил или норм внутренней жизни. Фундаментальный закон педагогики заключается в утверждении, что внутренняя жизнь человека имеет внутреннюю целесообразность и собственное совершенство, которого можно достичь в процессе воспитания.

Цель воспитания заключается в формировании совершенного человека, в котором «правильно взаимодействуют» представления, воля и чувства.

Воспитание - это планомерная деятельность, через которую взрослые стремятся образовать внутреннюю жизнь подрастающего поколения. Воспитание является потребностью общества и определяется отношениями между взрослыми и подрастающим поколением, которые имеют определенную связь.

Необходимость целеполагания в воспитании В. Дильтей объяснял социальным обновлением, которое необходимо каждому обществу. Уровень развития молодых членов общества

14

Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования

требует, чтобы новые поколения были развиты до такой степени, чтобы они могли заменить людей старшего поколения. Это происходит вначале непреднамеренно, благодаря сближению молодежи со старшим поколением с помощью влияния примера, подражания, успехов. Этот процесс необходимо дополнять воспитанием как преднамеренной и обдуманной деятельностью.

В основе воспитания лежит отношение отцовской власти. Факт отцовской власти включает в себя обязанность попечения. Это отношение необходимо переживать. Право отцовской власти обусловлено и ограничено отцовской обязанностью защиты, которая не допускает рассматривать ребенка как средство, а требует ценить в нем и самоцель. Это отношение прекращается только тогда, когда ребенок становится самостоятельным.

Дильтей считал, что семья, община, государство, церковь совместно осуществляют функцию воспитания. В системе общественного воспитания семья представляет элемент личного счастья. Община формирует способность личности быть пригодной к экономическим отношениям, государство - быть для целого всесторонне эффективным, при этом подчиняться закону и постепенно его развивать. Церковь помогает человеку достигать высшей цели своего существования, приближая его к божеству. В равновесии этих господствующих сил, которые составляют современное общество, гарантирует-

ся многосторонность воспитания. Процесс воспитания будет односторонним, если один из перечисленных факторов будет доминировать.

Воспитание подрастающего поколения является, с одной стороны, проявлением и развитием единой, индивидуальной, самоценной внутренней жизни, с другой стороны - от него зависит сохранение и усиление производительных сил общества. Противоположность этих двух задач будет преодолена, если процесс воспитания будет ориентирован на выявление и развитие способностей ребенка, которые позволят ему находить удовлетворение в профессиональной деятельности.

Искусство воспитания В. Дильтей определял как способность педагога чувствовать вместе с детьми, переживать внутренние состояния своих подопечных, любить их. «Все рассудочное добавляется только в качестве вторичного» [5, с.187].

Философ предлагал обществу не ждать появления в нем гениального педагога, так как в свое время гении заранее смогли предвидеть и спроектировать систему общественного воспитания для нации. «Добросовестно работающий, сердечный, любящий детей верный человек может помогать, принимать участие» в деятельности этой системы [5, с. 190]. Дильтей предлагал привлекать к процессу воспитания философов, ученых, которые своими мыслями и делами смогут благотворно повлиять на образование молодого поколения.

Литература

1. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. - М. : Искусство, 1991.

- 336 с.

2. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / общ. ред. и вступит. ст. Б. Н. Бессонова. - М.: Прогресс, 1988. -700 с.

3. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и реформации / пер. М. И. Левина. - М.: Унив. кн. ; Иерусалим, 2000. - 463 с.

4. Дильтей В. Герменевтика и теория литературы. В 6-ти тт. - М.: 2001. - Т. 4. - 531 с.

5. Дильтей В. Основные черты системы педагогики // Феноменологические исследования : Рос.-амер. ежег. - Владимир, 1998. -№2. - С.158-190.

6. Рикер П. Время и рассказ. В 2-х тт. - М. ; СПб., 2000.

7. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика: московские лекции и интервью / Ин-т философии Рос. акад. наук. - М.: Академия, 1995. -159 с.

8. Рикер П. История и истина / пер. с фр. И. С. Вдовина, А. И. Ма-чульской. - СПб. : Алетейя, 2002. - 399 с.

9. Рикер, П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике / пер. с фр. - М. : Канон-Пресс-Центр; Кучково поле, 2002. - 622 с.

10. Рикер П. Память, история, забвение / пер. с фр. - М.: Изд-во гу-манит. лит-ры, 2004. - 725 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.