Научная статья на тему 'ГЕРМАНИЯ - США: ПУТЬ К "СБАЛАНСИРОВАННОМУ ПАРТНЕРСТВУ" (1945-2020 ГГ.)'

ГЕРМАНИЯ - США: ПУТЬ К "СБАЛАНСИРОВАННОМУ ПАРТНЕРСТВУ" (1945-2020 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
121
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / США / ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / НАТО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Родович Юрий Владиславович

В статье рассматривается эволюция отношений Германии и США с 1945 г. по 2020 г. Первоначально это были отношения между державой-победительницей во Второй мировой войне и побежденной страной. После образования ФРГ они постепенно приобретали характер партнерства, хотя и неравного. С приходом в Белый дом США администрации Д. Трампа наблюдался кризис в двусторонних отношениях, хотя для этого уже существовали определенные предпосылки. В августе 2018 г. руководство ФРГ поставило цель - перейти в отношениях с США к «сбалансированному партнерству». Американский фактор остается одним из важнейших в системе внешнеполитических интересов Германии. ФРГ продолжает трансатлантическое сотрудничество посредством политического диалога, реализации экономических проектов, расширения контактов между гражданскими обществами, взаимодействия в международных организациях, однако намерена твердо отстаивать свои национальные интересы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GERMANY - USA: THE PATH TO A "BALANCED PARTNERSHIP" (1945-2020)

The article examines the evolution of relations between Germany and the United States since 1945 by 2020. Initially, this was a relationship between the victorious power in World War II and the defeated country. After the formation of the Federal Republic of Germany, these relations gradually acquired the character of partnership, although unequal. With the arrival of the Trump administration in the us White house, there was a crisis in bilateral relations, although there were already certain prerequisites for this. In August 2018, the German leadership set a goal - to move in relations with the United States of America to a «balanced partnership». The American factor remains one of the most important in the system of German foreign policy interests. Germany continues transatlantic cooperation through political dialogue, implementation of economic projects, expansion of contacts through civil societies, interaction in international organizations, but intends to firmly defend its national interests.

Текст научной работы на тему «ГЕРМАНИЯ - США: ПУТЬ К "СБАЛАНСИРОВАННОМУ ПАРТНЕРСТВУ" (1945-2020 ГГ.)»

УДК 94(430)+94(4)

DOI 10.52575/2687-0967-2021-48-3-634-642

Германия - США: путь к «сбалансированному партнерству»

(1945-2020 гг.)

Родович Ю.В.

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия, 300026, г. Тула, просп. Ленина, 125 E-mail: tgpu@tula.net

Аннотация. В статье рассматривается эволюция отношений Германии и США с 1945 г. по 2020 г. Первоначально это были отношения между державой-победительницей во Второй мировой войне и побежденной страной. После образования ФРГ они постепенно приобретали характер партнерства, хотя и неравного. С приходом в Белый дом США администрации Д. Трампа наблюдался кризис в двусторонних отношениях, хотя для этого уже существовали определенные предпосылки. В августе 2018 г. руководство ФРГ поставило цель - перейти в отношениях с США к «сбалансированному партнерству». Американский фактор остается одним из важнейших в системе внешнеполитических интересов Германии. ФРГ продолжает трансатлантическое сотрудничество посредством политического диалога, реализации экономических проектов, расширения контактов между гражданскими обществами, взаимодействия в международных организациях, однако намерена твердо отстаивать свои национальные интересы.

Ключевые слова: Германия, США, трансатлантические отношения, Европейский союз, НАТО.

Для цитирования: Родович Ю.В. 2021. Германия - США: путь к «сбалансированному партнерству» (1945-2020 гг.). Via in tempore. История. Политология, 48 (3): 634-642. DOI 10.52575/2687-0967-2021-48-3-634-642.

Germany - USA: the path to a «balanced partnership»

(1945-2020)

Yuriy V. Rodovich

Tula State Leo Tolstoy Pedagogical University, 125 Lenin Avenue, Tula, 300026, Russia E-mail: tgpu@tula.net

Abstract. The article examines the evolution of relations between Germany and the United States since 1945 by 2020. Initially, this was a relationship between the victorious power in World War II and the defeated country. After the formation of the Federal Republic of Germany, these relations gradually acquired the character of partnership, although unequal. With the arrival of the Trump administration in the us White house, there was a crisis in bilateral relations, although there were already certain prerequisites for this. In August 2018, the German leadership set a goal - to move in relations with the United States of America to a «balanced partnership». The American factor remains one of the most important in the system of German foreign policy interests. Germany continues transatlantic cooperation through political dialogue, implementation of economic projects, expansion of contacts through civil societies, interaction in international organizations, but intends to firmly defend its national interests.

Key words: Germany, United States, transatlantic relations, European Union, NATO.

For citation: Rodovich Yu.V. 2021. Germany - USA: the path to a «balanced partnership» (1945-2020). Via in tempore. History and political science, 48 (3): 634-642 (in Russian). DOI 10.52575/2687-0967-2021-48-3-634-642.

Введение

Проблемы истории германо-американских отношений в период после Второй мировой войны нашли отражение в современных исследованиях. Однако трансформация этих отношений на протяжении нескольких последних лет побуждает вновь обратиться к их анализу как в исторической ретроспективе, так и на современном этапе, особенно в 2017-2020 гг. с учетом новых обстоятельств.

Первоначально это были отношениями между державой-победительницей во Второй мировой войне и побежденной страной. В соответствии с директивой президента США Г. Трумэна JCS-1067 от 10 мая 1945 г. реализовывалась линия на установление мира «карфагенского образца» [Klessmann,1986, S. 352-353]. Позже, в 1948-1952 гг., США оказали помощь Западной Германии в восстановлении ее экономики посредством реализации «плана Маршалла», а в 1949 г. способствовали созданию на ее территории Федеративной Республики Германии в качестве потенциального союзника в противоборстве с СССР. Развитие ФРГ в Вашингтоне рассматривалось в контексте ее интеграции в систему западных союзов, что совпадало с намерениями первого канцлера страны К. Аденауэра, видевшего в этом путь к обретению суверенитета. Но между двумя государствами так и не возникли равноправные отношения.

Существенным элементом германо-американских отношений стало сотрудничество в рамках НАТО (с мая 1955 г.). С отменой оккупационного режима западногерманское государство расширило свои суверенные права. Но с этого момента интересы ФРГ стали постепенно расходиться с интересами США. Для США германский вопрос уже не играл прежней роли. Для них важнее было сохранить свои войска в Западном Берлине.

Сокращение численности американских войск в Западной Европе в 1956-1960 гг. и стремление Вашингтона перенести бремя ответственности за европейскую безопасность на плечи самих европейцев вызвало недовольство в Бонне. Во время Берлинского кризиса в 1961 г. президент США Дж. Кеннеди выразил солидарность с жителями Западного Берлина, но не смог воспрепятствовать созданию вокруг него «Берлинской стены». Руководство ФРГ, скорректировав еще в 1957 г. свою внешнеполитическую ориентацию, заключило в январе 1963 г. с Францией Елисейский договор о примирении и дружбе, закрепивший сближение двух государств.

Хотя после отставки К. Аденауэра и гибели Дж. Кеннеди атлантический вектор германской внешней политики был сохранен, ФРГ пыталась продемонстрировать свою самостоятельность от Вашингтона: в 1965 г. отказалась направить войска бундесвера во Вьетнам; в 1970-х - начале 1980-х гг. отстаивала в споре США сделку «газ - трубы» относительно поставок «голубого топлива» из Советского Союза в ФРГ и другие европейские страны, а стоявшие у власти Г. Шмидт и Дж. Картер откровенно презирали друг друга [США и Германия больше не союзники?].

В 1990 г. с американской помощью было достигнуто германское единство. Британская «Гардиан» отмечала: А. Меркель, выросшая в ГДР, выступая перед американским конгрессом в 2009 г. , заявляла о «невероятном даре свободы», дарованном восточным немцам с помощью поддерживаемого США свержения Берлинской стены [Do not assume US still aspires to be a world leader...].

С образованием объединенной Германии страна формально получила полный суверенитет и стала относительно самостоятельным актором мировой политики. С окончанием «холодной войны» она перестала играть роль «передового рубежа обороны НАТО».

Нахождение на территории ФРГ американских военных баз и военнослужащих, ядерного оружия, следование Германией натовской дисциплине не позволяли в полной мере обеспечивать свои суверенные права. Однако Берлин и в этих условиях не всегда

Результаты и их обсуждение

следовал курсу Вашингтона. Правительство Г. Шрёдера в 2003 г. отказалось от участия Германии в военной акции США и НАТО против Ирака.

Закрепление трансатлантического партнерства произошло благодаря доверительным отношениям между новым канцлером ФРГ А. Меркель и президентом США Б. Обамой. Оба лидера заявляли об общей ответственности по защите ценностей свободы и атлантической солидарности. Хотя Германия стала единственной из стран-членов НАТО, не поддержавшей в марте 2011 г. в Совете Безопасности ООН создание «бесполетной зоны» над Ливией, в 2014 г. продемонстрировала единство с США относительно введения санкций против России в связи с воссоединением с ней Крыма и событиями на Донбассе.

ФРГ осталась основным торговым партнером США в Европе. Немецкие фирмы с почти 700 тыс. рабочих мест - четвертый крупнейший иностранный «работодатель» в США [Deutschland und USA...]. Стремление партнеров укрепить экономическое сотрудничество нашло отражение в попытках создать трансатлантическую зону свободной торговли, начав в 2013 г. переговоры о создании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП). Страны связывали и контакты между людьми: почти 17 млн военнослужащих США и членов их семей после 1945 г. проживали на территории Германии. В 1947-1949 гг. было зарегистрировано более 20 тыс. браков между американскими военнослужащими и немцами. В настоящее время каждый шестой житель сверхдержавы имеет немецкие корни. В Соединенных Штатах немецкий язык после испанского и французского стал третьим иностранным языком, который изучают в школах, колледжах и университетах. На пике «холодной войны» США через создание сети «американских домов и германо-американских институтов» развернули широкое «культурное наступление», и более 70 % немцев, проживавших в Западной Германии, смогли ознакомиться с американским образом жизни [Васильев, 2020]. Ныне разнообразные культурные отношения включают в себя широкий спектр программ обмена и частных инициатив. Важную роль в культурном обмене играют более 200 германо-американских городских партнерств [Deutschland und USA. ].

Известие о победе Д. Трампа на президентских выборах в США в ноябре 2016 г. стало неожиданным и потому сильным потрясением для значительной части германской политической элиты: свыше 70 % опрошенных немцев были готовы видеть президентом Х. Клинтон [Трамп или Байден...]. Многие аналитики отмечали, что 2017-2019 гг. прошли под знаком кризиса в отношениях двух стран. Однако для этого уже сложились определенные предпосылки. Берлину не нравились гегемонистские амбиции Вашингтона, его требования увеличить военное присутствие Германии в кризисных регионах и обеспечить «более справедливое» распределение между членами НАТО расходов на оборону. В 2016 г. зашли в тупик переговоры по вопросу о создании ТТИП. Двусторонние отношения были омрачены сообщениями о прослушивании телефонных переговоров А. Меркель спецслужбами США, хотя канцлер не стала заострять возникшую проблему. Германия пыталась взять решение вопросов безопасности в Европейском союзе в свои руки. На саммите глав стран - членов ЕС 16 сентября 2016 г. в Братиславе А. Меркель и президент Франции Ф. Олланд говорили об обеспечении коллективной безопасности в рамках ЕС [Германия. 2017 = Germany, 2017, с. 127-128].

Оценка Д. Трампом НАТО как «устаревшей» организации и требования к ФРГ увеличить финансирование блока до 2 % ВВП лишь стимулировали в Германии дебаты о более активном использовании потенциала ЕС в выстраивании системы европейской безопасности [Германия. 2017 = Germany, 2017, с. 124]. В 2017-2018 гг. речь зашла даже о возможности создания европейской армии.

Изменение характера трансатлантического партнёрства наглядно характеризовала и частота контактов первых лиц двух государств. Если Б. Обама за время своего президентства посетил Германию 8 раз, то Д. Трамп ни разу не приезжал в ФРГ с официальным визитом, хотя и упоминал, что в его жилах течёт и немецкая кровь [Германия. 2019 = Germany, 2019,

с. 99]. ФРГ подверглась резкой критике относительно ее финансового вклада в развитие НАТО. В 2019 г. Германия на военные нужды потратила 1,38 % ВВП. По взносам в бюджет НАТО она находилась на втором месте после США. Что касается размещенных на территории Германии американских солдат, то по подсчетам корпорации RAND расходы на их содержание в год составляли $3,5 млрд. Из них около $1 млрд покрывала сама ФРГ. Однако Д. Трамп считал этот вклад недостаточным [Друг платежом красен..., 2020].

Изменения в двусторонних отношениях затронули и гуманитарную сферу. Число студентов по обмену, направляющихся через Атлантику, с 2009 г. сократилось примерно на 30 %, составив менее 6 тыс. чел. Почти 60 лет немцы и американцы заявляли о своей дружбе, отмечая ежегодный «Volksfest». Однако в июле 2019 г. фестиваль был отменен второй раз за три года после того, как бургомистр Берлина М. Мюллер заявил, что не смог найти место для его проведения. И это был далеко не единственный подобный инцидент [США и Германия..., 2019].

Постепенно в немецком истеблишменте относительно выстраивания отношений ФРГ с США выявилось несколько групп. Одна из них считала Д. Трампа временной политической фигурой, с которой надо смириться. Вторая утверждала: политика Вашингтона имеет глубинные причины и отражает кризис либеральной идеологии и необходимо найти в отношениях с Белым домом рациональное зерно. Третья рассуждала уже о «посттрампов-ском периоде», когда следовало решать проблемы адаптации Европы и всего мира к новым реалиям [Васильев, 2020].

В этих условиях 21 августа 2018 г. министр иностранных дел ФРГ Х. Маас объявил о необходимости новой стратегии германского правительства в отношении США. Цель -обеспечить «сбалансированное партнерство». Речь шла о формировании «противовеса» там, где «красные линии пересекаются». Германия должна вместе с Францией и другими странами ЕС создать независимые от США платежные системы, создать Европейский валютный фонд и построить независимую систему Swift, ввести цифровой налог на прибыль американских интернет-компаний. В то же время Маас выступил за более высокие расходы на оборону, потому что нельзя «полагаться на Вашингтон в той же степени, что и раньше» [Maas, 2018].

Руководство ФРГ пыталось найти в самих США опору среди гражданского общества. 27 августа 2018 г. глава германского МИД выступил за переход «от многосторонности между государствами к многосторонности между обществами». Речь шла о проекте с участием производителей и потребителей, предпринимателей, правозащитников, «руководствующихся теми же ценностями и идеями, что и мы», молодых людей, «которые призывают всех нас бороться с изменением климата». Вместе с тем Х. Маас заявил о готовности участия ФРГ в урегулировании региональных конфликтов, в том числе в Латинской Америке, традиционно считавшейся сферой интересов США [Rede von Außenminister..., 2019]. Тем самым была подчеркнута роль Германии как глобального игрока на международной арене.

В то же время с целью активизации трансатлантического партнерства по инициативе МИД ФРГ, Института имени Гёте и Федерального союза германской промышленности в США в 2018-2019 гг. был проведен «Год Германии» [Deutschlandjahr USA 2018/19..., 2018]. Во всех штатах страны было организовано 2500 мероприятий по вопросам экономики, политики, образования, науки и культуры [Wunderbar Together..., 2020].

Итак, Берлин решил проводить в отношении Вашингтона особую стратегическую линию: идти навстречу США и укреплять с ними сотрудничество там, где это было возможно, и одновременно отстаивать национальные интересы Германии.

Но такая позиция руководства ФРГ не устраивала Вашингтон. В команде президента США Д. Трампа, видимо, возникла надежда на уход СДПГ из федерального правительства, что могло проложить путь для значительно более высоких расходов на оборону Германии. Расчет делался на часть блока ХДС/ХСС, готовую пойти на такой шаг, о чем 1 апреля 2019 г. заявила постоянный представитель США в НАТО К.Б. Хатчисон. Однако, согласно

опросам общественного мнения, союз ХДС и ХСС в случае переизбрания мог бы иметь большинство в бундестаге только вместе с партией «Союз 90/Зелёные». Но, как и СДПГ, «Зеленые» отвергли крайнее увеличение расходов на оборону [USA wünschen sich..., 2019].

В течение 2019-2020 гг. наблюдалось усиление разногласий по вопросам европейской безопасности. Неодобрение со стороны руководства ФРГ вызвал выход США в 2019 г. из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 г., обеспечивающего стратегическую стабильность в Европе и мире в целом, хотя вину за этот выход из договора Берлин решил возложить на Москву. В мае 2020 г. Вашингтон объявил о намерении покинуть Договор по открытому небу 1992 г. - важной составной части европейской архитектуры по контролю над вооружениями. Министр иностранных дел ФРГ выразил сожаление по этому поводу, хотя и отметил, что последние годы договор выполнялся довольно трудно - якобы «из-за нарушений со стороны России» [Außenminister Maas..., 2020].

Позиции Германии и США расходились и по вопросам, выходящим за пределы ев-роатлантического региона. Вашингтон еще в 2017-2018 гг. признал г. Иерусалим столицей Израиля, в одностороннем порядке вышел из договорённостей, лежащих в основе согласованной позиции стран Запада: из международного соглашения по климату, иранской «ядерной сделки» 2015 г., а в 2019 г. заявил о возможности вывода войск США из Сирии и Афганистана [Gebauer, Wittrock, 2019].

В начале 2019 г. посол США в Германии Р. Гренвелл угрожал применением санкций немецким компаниям, участвующим в проекте газопровода «Северный поток-2». По сути, он выполнял требование Д. Трампа, добивающегося, чтобы ФРГ покупала газ не у России, которая нарушила бы «энергобезопасность Европы», а у Соединенных Штатов, хотя и по более высокой цене. Тем самым США намерены ослабить своих германских конкурентов. Дипломат фактически оборвал контакты с организацией «Атлантический мост», являвшейся ключевой в диалоге Берлина и Вашингтона. Политическая элита Германии - от христианских демократов до «Зеленых» (за исключением некоторых деятелей из фракции СвДП в бундестаге) - выразила возмущение, едва не объявив американского посла персоной non grata. Появились предложения о применении в отношении США контрсанкций. В конце мая 2020 г. американский посол, позволявший себе вмешиваться во внутренние дела ФРГ, вышел в отставку. А. Меркель, учитывая заинтересованность немцев в поставках российского газа и интересы немецкого бизнеса, заявила в бундестаге 1 июля 2020 г., что экстерриториальные санкции США «не соответствуют пониманию права», которое есть у Германии [Merkel, 2020].

Неоднозначно можно оценить развитие торгово-экономических связей двух стран. Внешнеторговый оборот Германии и Соединенных Штатов в 2019 г. составил более 190 млрд евро. Таким образом, США оказались на третьем месте среди торговых партнеров ФРГ после Китая и Нидерландов. Основным получателем немецкого экспорта, как и в предыдущие годы, оставались США. Туда были экспортированы товары на сумму 118,7 млрд евро. В то же время Германия в торговле с США продемонстрировала наибольший профицит своего экспорта (47,3 млрд евро) [Außenhandel Rangfolge..., 2019]. Президент США постоянно жаловался на этот профицит.

Предлагаемые Вашингтоном 25-процентные пошлины на германские автомобили могли бы сдерживать экономический рост ФРГ. Поэтому на Мюнхенской конференции по безопасности 2019 г. А. Меркель отметила: многие немецкие корпорации построили свои автомобили в Соединенных Штатах, например, BMW, а если эти машины стали представлять угрозу национальной безопасности США, как заявил Трамп, то «это нас пугает» [Rede von Bundeskanzlerin..., 2019].

В июне 2020 г. Д. Дейснер, исполнительный директор «Атлантического моста», отметил, что отношения между США и Германией находятся на «самой низкой точке послевоенного периода» [Kaminski, 2020].

Подтверждением тому стали следующие факты: Д. Трамп не раз заявлял, что не понимает, почему США должны тратиться на защиту ФРГ от России, в то время как немцы закупают российский газ. В связи с этим в 2020 г. Пентагон решил сократить присутствие войск США в Германии (34,5 тыс. чел.) на 11,9 тыс. [Borger, 2020]. В интервью шести газетам в июне 2020 г. канцлер ФРГ А. Меркель заявила: «Европейские страны должны всерьез задуматься над новой реальностью, где США могут не стремиться быть мировым лидером». Канцлер добавила, что американские войска в Германии помогают защищать не только европейские страны НАТО, но и интересы Вашингтона, и пообещала продолжать наращивать военный потенциал [Do not assume US..., 2020]. Министр обороны Германии А. Крамп-Карренбауэр отметила, что в случае перемещения американских войск из Германии в Польшу важно помнить об «Основополагающем акте Россия - НАТО» 1997 г., и странам альянса важно оставаться едиными и придерживаться подписанных соглашений (обязательстве не размещать войска НАТО вдоль российских границ на постоянной основе. - Ю.Р.). Касаясь упреков со стороны США, что ФРГ якобы недостаточно расходует средства на оборону и сотрудничает с Россией по энергополитике, министр отметила: «Для меня и для нас в Германии НАТО - это сообщество с общими ценностями. Это не торговая организация, а безопасность не товар. Американские войска и гражданский состав, которые находятся в Германии, - это персонал, который, конечно, обеспечивает безопасность Германии совместно с нашими войсками и нашими европейскими партнерами, но они также здесь из-за коллективной безопасности, они посылают очень, очень сильный сигнал, например, России», - отметила она. «Войска США в Германии защищают не Германию, а трансатлантическую безопасность, - заявила немецкий посол в США Э. Хабер. Кроме того, по ее словам, войска США находятся в Германии «для демонстрации американской мощи в Африке, в Азии» [U.S. troops are..., 2020].

Результаты опроса общественного мнения, проведенного в апреле 2020 г. фондом Körber и американским исследовательским центром Pew, показали потерю репутации США среди немцев. 37 % респондентов по-прежнему считали традиционным союзником Соединенные Штаты. Однако 36 % предпочитали тесные отношения с Китаем. В сентябре 2019 г. ответ на тот же вопрос был иным: 50 % опрошенных отдавали предпочтение США и лишь 24 % - КНР.

Одной из причин потери имиджа США мог стать кризис, связанный с пандемией коро-навирусной инфекции. Об этом заявили 73 % немцев. Поведение США во время пандемии (попытка перекупить немецкую фармацевтическую компанию CureVac, с тем чтобы разрабатываемая ею вакцина от коронавируса стала доступна только Соединенным Штатам Америки) негативно повлияло на картину общественного мнения [Die Deutschen..., 2020].

В 2020 г. германские политические и общественные круги стояли перед выбором: кого поддержать в борьбе за пост президента США: республиканца Д. Трампа или демократа Дж. Байдена. Массовые протесты и акты вандализма в американских городах превратили США в страну, где сложно сочувствовать той или иной стороне.

Однако в Берлине были рады ограничить свое общение с Д. Трампом одним сроком его президентства. Министр иностранных дел Х. Маас и министр финансов ФРГ О. Шольц отказались приехать на запланированный Д. Трампом на 29 июля 2020 г. в Вашингтоне саммит G7, после того как канцлер А. Меркель отменила свое участие в саммите, намеченном на конец июня, чтобы Д. Трамп не мог использовал встречу в своей избирательной кампании [Maas und Scholz..., 2020].

Не дожидаясь официального оглашения результатов президентских выборов, А. Меркель в ноябре 2020 г. поздравила представителя демократической партии Дж. Бай-дена с победой. Она выразила убеждение в том, что США останутся важнейшим союзником Германии и Европы в НАТО и высказала мнение, что ЕС и Соединенные Штаты должны вместе бороться с вызовами современного мира, прежде всего с пандемией коро-навируса, изменением климата и терроризмом [Merkel gratuliert..., 2020].

Выводы

Подводя итог всему сказанному, можно отметить: американский фактор был и остается одним из важнейших в системе внешнеполитических интересов Германии. Продолжение сотрудничества в различных сферах обусловлено исторически сложившимися взаимосвязями, общими интересами и ценностями, исторической памятью немцев, не забывших о вкладе США в разгром нацизма, в послевоенный экономический подъем страны, в создание ФРГ, в объединение Германии. Поэтому, несмотря на давление Вашингтона, усиление конкуренции, Германия посредством политического диалога, реализации экономических проектов, расширения контактов по линии гражданских обществ, сотрудничества в международных организациях намерена выстраивать «сбалансированное партнерство» с США.

Список литературы

1. Васильев В.И. 2020. ФРГ - США: дружба по расчету? Международная жизнь. 3: 2437. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2318 (дата обращения: 1.07. 2020).

2. Германия. 2017 = Germany. 2017. 2018 [В.Б. Белов и др.; отв. ред. В.Б. Белов]. М., Ин-т Европы РАН, 140.

3. Германия. 2019 = Germany. 2019 [монография]. 2020 [В.Б. Белов и др.; отв. ред. В.Б. Белов]. М., Ин-т Европы РАН, 144.

4. Друг платежом красен. Как Германия стала главным оппонентом США в Европе. 2020. Коммерсантъ. № 106. 18.06.

5. США и Германия больше не союзники? 26.09. 2019. URL: https://news.rambler.ru/usa/42891746-ssha-i-germaniya-bolshe-ne-soyuzniki/(дата обращения: 12.01.2020).

6. Außenhandel Rangfolge der Handelspartner im Außenhandel der Bundesrepublik Deutschland (vorläufige Ergebnisse). 2019. Statistisches Bundesamt (Destatis), 2020. 6. URL: https://www.destatis.de/DE/Themen/Wirtschaft/Aussenhandel/Tabellen/rangfolge-handelspartner.pdf?__blob=publicationFile (accessed: 7.07.2020).

7. Außenminister Maas zur Ankündigung der USA, aus dem Vertrag über den Offenen Himmel auszutreten. 21.05. 2020. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/newsroom/maas-open-skies/2343634 (accessed: 11.06.2020).

8. Borger J. US to pull 12,000 troops out of Germany as Trump blasts 'delinquent' Berlin. 29.07. 2020. URL: https://www.theguardian.com/us-news/2020/jul/29/us-germany-troop-withdrawal-donald-trump (accessed: 1.08.2020).

9. Deutschlandjahr USA 2018/19. URL: -https://www.goethe.de/ins/us/de/ueb/dju.html#:~:text=Von %20Oktober %202018 %20bis %20Ende,einz igartige %20Bedeutung %20der %20transatlantischen %20Beziehungen (accessed: 10.07.2020).

10. Deutschland und USA: Bilaterale Beziehungen. 26.02. 2020. URL: (accessed: 20.052020).

11. Die Deutschen und die USA: Das Ansehen schwindet. 2020.11.06. - URL: https://www.br.de/nachrichten/deutschland-welt/die-deutschen-und-die-usa-das-ansehen-schwindet,S1Wf3dB ((accessed: 9.07. 2020).

12. Do not assume US still aspires to be a world leader, Merkel warns. 26. 06. 2020. - URL: https://www.theguardian.com/world/2020/jun/26/do-not-assume-us-still-aspires-to-be-world-leader-merkel-warns (accessed: 7.07. 2020).

13. Gebauer М, Wittrock Ph. Deutschland und die USA: Geht's noch? 2019. 17.02. - URL: https://www.spiegel.de/politik/deutschland/transatlantische-beziehungen-die-verwerfung-a- 1253705.html (accessed: 1.07.2020).

14. Kaminski S. Beziehungen zwischen Deutschland und USA so schlecht wie lange nicht. 11.06. 2020. - URL: https://www.augsburger-allgemeine.de/politik/Beziehungen-zwischen-Deutschland-und-USA-so-schlecht-wie-lange-nicht-id57527981.html (accessed: 3.07.2020).

15. Klessmann Ch. 1986. Die doppelte Staatsgründung. Deutsche Geschichte 1945-1955. Bonn, Schriftenreihe der Bundeszentrale fur Politische Bildung; Bd.193, 576.

16. Maas H. Wir lassen nicht zu, dass die USA über unsere Köpfe hinweg handeln. 21.08. 2018. - URL: https://www.handelsblatt.com/meinung/gastbeitraege/gastkommentar-wir-lassen-nicht-zu-dass-die-usa-ueber-unsere-koepfe-hinweg-handeln/22933006.html (accessed: 2.02.2020).

17. Maas und Scholz wollen nicht zu Trump. 9.07. 2020. - URL: https://www.spiegel.de/politik/deutschland/g7-gipfel-europaeer-geben-donald-trump-einen-korb-a-c41887e1 -aef7-471d-baf6-a0e00dc5c1fa (accessed: 10.07.2020).

18. Merkel gratuliert Biden und Harris - und erwähnt Trump mit keinem Wort. - URL: https://www.welt.de/politik/deutschland/article219641622/Merkel-ueber-Biden-Ich-erinnere-mich-gerne-an-Gespraeche-mit-ihm.html (accessed: 11.11.2020).

19. Merkel: Zusammenhalt in Europa stärken. 1.07. 2020. - URL: https://www.bundestag.de/dokumente/textarchiv/2020/kw27-de-regierungsbefragung-701708 (accessed: 3.07.2020).

20. Rede von Außenminister Heiko Maas zur Eröffnung des Wirtschaftstages der Botschafterkonferenz 27. 08. 2019. - URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/newsroom/maas-wirtschaftstag-botschafterkonferenz/2241378 (accessed: 3.07.2020).

21. Rede von Bundeskanzlerin Merkel zur 55. Münchner Sicherheitskonferenz am 16. Februar 2019 in München.URL: https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/rede-von-bundeskanzlerin-merkel-zur-55 -muenchner-sicherheitskonferenz-am- 16-februar-2019-in-muenchen-1580936 (accessed: 3.07.2020).

22. U.S. troops are in Europe to defend transatlantic security, German ambassador says 16.06. 2020. - URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-germany-military-reaction-idUSKBN23M2YO (accessed: 3.07.2020).

23. USA wünschen sich deutsche Koalition ohne SPD.01.04.2019. URL: https://www.t-online.de/nachrichten/ausland/usa/id_85504878/usa-setzen-auf-deutsche -koalition-ohne -spd.html (accessed: 3.07.2020).

24. Wunderbar Together: Facts & Figures. - URL: https://wunderbartogether.org/de/ (accessed: 10.07.2020).

Referenses

1. Vasil'yev V.I. 2020. FRG - SSHA: druzhba po raschetu? [Germany - USA: Friendship of Convenience?] Mezhdunarodnaya zhizn' [International life]. 3.: 24-37. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2318 (data obrashcheniya: 1.07. 2020) (in Russian).

2. Germaniya. 2017 = Germany. 2017. 2018 [V.B. Belov i dr ; otv. red. V.B. Belov]. M., In-t Evropy RAN, 140.

3. Germaniya. 2019 = Germany. 2019. 2020. [V.B. Belov i dr.; otv. red. V.B. Belov]. M., In-t Evropy RAN, 2020, 144.

4. Drug platezhom krasen. Kak Germaniya stala glavnym opponentom SSHA v Evrope [A friend is red by payment. How Germany became the main opponent of the United States in Europe]. 2020. Kommersant [Kommersant]. № 106. 18.06.

5. SSHA i Germaniya bol'she ne soyuzniki? [Are the US and Germany no longer allies?] 26.09. 2019. URL: https://news.rambler.ru/usa/42891746-ssha-i-germaniya-bolshe-ne-soyuzniki / (data obrashcheniya: 12.01.2020) (in Russian).

6. Außenhandel Rangfolge der Handelspartner im Außenhandel der Bundesrepublik Deutschland (vorläufige Ergebnisse). 2019. Statistisches Bundesamt (Destatis), 2020. 6. URL: https://www.destatis.de/DE/Themen/Wirtschaft/Aussenhandel/Tabellen/rangfolge-handelspartner.pdf?__blob=publicationFile (accessed: 7.07.2020).

7. Außenminister Maas zur Ankündigung der USA, aus dem Vertrag über den Offenen Himmel auszutreten. 21.05. 2020. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/newsroom/maas-open-skies/2343634 (accessed: 11.06.2020).

8. Borger J. US to pull 12,000 troops out of Germany as Trump blasts 'delinquent' Berlin. 29.07. 2020. URL: https://www.theguardian.com/us-news/2020/jul/29/us-germany-troop-withdrawal-donald-trump (accessed:1.08.2020).

9. Deutschlandjahr USA 2018/19. URL: -https://www.goethe.de/ins/us/de/ueb/dju.html#:~:text=Von %20Oktober %202018 %20bis %20Ende,einz igartige %20Bedeutung %20der %20transatlantischen %20Beziehungen (accessed: 10.07.2020).

10. Deutschland und USA: Bilaterale Beziehungen. 26.02. 2020. URL: (accessed: 20.052020).

11. Die Deutschen und die USA: Das Ansehen schwindet. 2020.11.06. - URL: https://www.br.de/nachrichten/deutschland-welt/die-deutschen-und-die-usa-das-ansehen-schwindet,S 1Wf3dB ((accessed: 9.07. 2020).

12. Do not assume US still aspires to be a world leader, Merkel warns. 26. 06. 2020. - URL: https://www.theguardian.com/world/2020/jun/26/do-not-assume-us-still-aspires-to-be-world-leader-merkel-warns (accessed: 7.07. 2020).

13. Gebauer М, Wittrock Ph. Deutschland und die USA: Geht's noch? 2019. 17.02. - URL: https://www.spiegel.de/pohtik/deutschland/transatlantische-beziehungen-die-vemerfung-a-1253705.html(accessed: 1.07.2020).

14. Kaminski S. Beziehungen zwischen Deutschland und USA so schlecht wie lange nicht. 11.06. 2020. - URL: https://www.augsburger-allgemeine.de/politik/Beziehungen-zwischen-Deutschland-und-USA-so-schlecht-wie-lange-nicht-id57527981.html (accessed: 3.07.2020).

15. Klessmann Ch. 1986. Die doppelte Staatsgründung. Deutsche Geschichte 1945-1955. Bonn, Schriftenreihe der Bundeszentrale fur Politische Bildung; Bd.193, 576.

16. Maas H. Wir lassen nicht zu, dass die USA über unsere Köpfe hinweg handeln. 21.08. 2018. - URL: https://www.handelsblatt.com/meinung/gastbeitraege/gastkommentar-wir-lassen-nicht-zu-dass-die-usa-ueber-unsere-koepfe-hinweg-handeln/22933006.html (accessed: 2.02.2020).

17. Maas und Scholz wollen nicht zu Trump. 9.07. 2020. - URL: https://www.spiegel.de/politik/deutschland/g7-gipfel-europaeer-geben-donald-trump-einen-korb-a-c41887e1 -aef7-471d-baf6-a0e00dc5c1fa (accessed: 10.07.2020).

18. Merkel gratuliert Biden und Harris - und erwähnt Trump mit keinem Wort. - URL: https://www.welt.de/politik/deutschland/article219641622/Merkel-ueber-Biden-Ich-erinnere-mich-gerne-an-Gespraeche-mit-ihm.html (accessed: 11.11.2020).

19. Merkel: Zusammenhalt in Europa stärken. 1.07. 2020. - URL: https://www.bundestag.de/dokumente/textarchiv/2020/kw27-de-regierungsbefragung-701708 (accessed: 3.07.2020).

20. Rede von Außenminister Heiko Maas zur Eröffnung des Wirtschaftstages der Botschafterkonferenz 27. 08. 2019. - URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/newsroom/maas-wirtschaftstag-botschafterkonferenz/2241378 (accessed: 3.07.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Rede von Bundeskanzlerin Merkel zur 55. Münchner Sicherheitskonferenz am 16. Februar 2019 in München.URL: https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/rede-von-bundeskanzlerin-merkel-zur-55-muenchner-sicherheitskonferenz-am- 16-februar-2019-in-muenchen-1580936 (accessed: 3.07.2020).

22. U.S. troops are in Europe to defend transatlantic security, German ambassador says 16.06. 2020. - URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-germany-military-reaction-idUSKBN23M2YO (accessed: 3.07.2020).

23. USA wünschen sich deutsche Koalition ohne SPD.01.04.2019. URL: https://www.t-online.de/nachrichten/ausland/usa/id_85504878/usa-setzen-auf-deutsche-koalition-ohne-spd.html (accessed: 3.07.2020).

24. Wunderbar Together: Facts & Figures. - URL: https://wunderbartogether.org/de/ (accessed: 10.07.2020).

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Родович Юрий Владиславович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и археологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, г. Тула, Россия

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Yuriy V. Rodovich, Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of History and Archeology, Tula State Pedagogical University L.N. Tolstoy, Tula, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.