Научная статья на тему 'ГЕРМАНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ: ИНИЦИАТИВА Р. МЮТЦЕНИХА'

ГЕРМАНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ: ИНИЦИАТИВА Р. МЮТЦЕНИХА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЮТЦЕНИХ / МААС / СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТЫ / НАТО / ЯДЕРНОЕ УЧАСТИЕ / GERMANY / TRANSFORMATION PROCESSES / EUROPEAN SECURITY / MüTZENICH / MAAS / SOCIAL DEMOCRATS / NATO / NUCLEAR PARTICIPATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Синдеев Алексей Александрович

Статья продолжает серию публикаций, в рамках которой анализируются различные подходы германской политической элиты к трансформации безопасности страны, а также актуальные вызовы, с которыми сталкивается ФРГ в данной сфере. Научная новизна состоит в изучении сути и возможных последствий недавней инициативы Р. Мютцениха, главы фракции социал-демократов в бундестаге, для союзнических отношений в НАТО и для сотрудничества с Россией. Автор обосновывает конъюнктурный характер внесенной инициативы и предполагает, что ее преждевременное обсуждение способно затруднить выработку системных консенсусных подходов, повысить нестабильность лагеря стран коллективного Запада и затруднить появление «прагматизма, открытости, многовекторности». Политические дискуссии в ФРГ по поводу данной инициативы позволяют детальнее охарактеризовать содержание современного поиска внешнеполитического консенсуса в стране и высказать ряд практических рекомендаций для Российской Федерации. Статья не содержит, в силу предмета, теоретической значимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GERMANY AND TRANSFORMATION PROCESSES IN SECURITY: INITIATIVE OF ROLF MüTZENICH

The paper continues a series of studies on current approaches to transforming security in the Federal Republic of Germany, also the challenges that the FRG is facing in this area and their consequences. The scientific novelty lies in the study of the essence and possible consequences of the recent initiative of R. Mützenich, the head of the Social Democratic faction in the Bundestag, for allied relations in NATO and for cooperation with Russia. The author comes to the conclusion about the opportunistic nature of the proposed initiative and suggests that its premature discussion can complicate the development of systemic consensus approaches, increase the instability of the camp of the countries of the collective West and make it difficult for the emergence of “pragmatism, openness, multi-vector”. The political discussions in Germany regarding this initiative allow us to characterize in more detail the content of the modern search for a foreign policy consensus in the country and make a number of practical recommendations for the Russian Federation. The work does not contain, by virtue of the subject, theoretical significance.

Текст научной работы на тему «ГЕРМАНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ: ИНИЦИАТИВА Р. МЮТЦЕНИХА»

УДК 327.5(430)

Синдеев Алексей Александрович

доктор исторических наук, профессор РАН, главный научный сотрудник Института Европы РАН

ГЕРМАНИЯ

И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ: ИНИЦИАТИВА Р. МЮТЦЕНИХА

Sindeev Alexei Alexandrovich

D.Phil. in History, Professor, Chief Research Fellow, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences

GERMANY AND TRANSFORMATION PROCESSES IN SECURITY: INITIATIVE OF ROLF MÜTZENICH

Аннотация:

Статья продолжает серию публикаций, в рамках которой анализируются различные подходы германской политической элиты к трансформации безопасности страны, а также актуальные вызовы, с которыми сталкивается ФРГ в данной сфере. Научная новизна состоит в изучении сути и возможных последствий недавней инициативы Р. Мютцениха, главы фракции социал-демократов в бундестаге, для союзнических отношений в НАТО и для сотрудничества с Россией. Автор обосновывает конъюнктурный характер внесенной инициативы и предполагает, что ее преждевременное обсуждение способно затруднить выработку системных консенсусных подходов, повысить нестабильность лагеря стран коллективного Запада и затруднить появление «прагматизма, открытости, многовекторности». Политические дискуссии в ФРГ по поводу данной инициативы позволяют детальнее охарактеризовать содержание современного поиска внешнеполитического консенсуса в стране и высказать ряд практических рекомендаций для Российской Федерации. Статья не содержит, в силу предмета, теоретической значимости.

Ключевые слова:

Германия, трансформационные процессы, европейская безопасность, Мютцених, Маас, социал-демократы, НАТО, ядерное участие.

Summary:

The paper continues a series of studies on current approaches to transforming security in the Federal Republic of Germany, also the challenges that the FRG is facing in this area and their consequences. The scientific novelty lies in the study of the essence and possible consequences of the recent initiative of R. Mutzenich, the head of the Social Democratic faction in the Bundestag, for allied relations in NATO and for cooperation with Russia. The author comes to the conclusion about the opportunistic nature of the proposed initiative and suggests that its premature discussion can complicate the development of systemic consensus approaches, increase the instability of the camp of the countries of the collective West and make it difficult for the emergence of "pragmatism, openness, multi-vector". The political discussions in Germany regarding this initiative allow us to characterize in more detail the content of the modern search for a foreign policy consensus in the country and make a number of practical recommendations for the Russian Federation. The work does not contain, by virtue of the subject, theoretical significance.

Keywords:

Germany, transformation processes, European security, Mutzenich, Maas, Social Democrats, NATO, nuclear participation.

Соединенные Штаты занялись модернизацией ядерного потенциала. В 2021 г. правительством запланировано потратить на эти цели 15,6 млрд долларов [1]. Критики обращают внимание на опасность расшатывания системы сдерживания, поскольку ядерное оружие становится более компактным и эффективным, что существенно снижает порог его оперативного применения и делает реальным ядерный конфликт. В качестве доказательства приводится учебная миссия американской атомной подводной лодки USS Tennessee конца 2019 г.: на ней дополнительно были размещены ракеты Trident с боеголовкой W76-2.

Созданный в прошлом веке натовский консультативный механизм по операциям с использованием ядерного оружия [2] и принципы политического контроля, как аргументируют критики, находятся в состоянии эрозии, а после закрытия американской базы подлодок Холи Лох в Шотландии ядерное участие в НАТО касается ограниченного класса ракет.

Вывод критиков очевиден: новая политика США подрывает шаткое ядерное равновесие, ослабляет евроатлантическую солидарность и заставляет государства-члены НАТО с неядерным статусом искать альтернативы обеспечения собственной безопасности [3].

Сторонники модернизации атомного потенциала настаивают на обратном: вероятность использования ядерного оружия, по их мнению, позволит усилить политику сдерживания. Они напоминают о том, что после 1989 г. споры о соотношении политического контроля и военно-оперативных планов потеряли былое значение.

Несмотря на сложности, правительство Германии не собирается отказываться от натовского ядерного участия [4], поскольку возможное применение оружия может быть осуществлено с территории Европы, а подавляющее число носителей для него предоставляют в распоряжение США европейские государства-члены НАТО. Кроме того, совместное ядерное сдерживание считается важным средством солидарности союзников в Альянсе.

По этой причине минобороны ФРГ, возглавляемое А. Крамп-Карренбауэр, выступает за смену предназначенных для транспортировки ядерного оружия и устаревших истребителей Tornado. В 2018 г. в рабочем состоянии были 26 из 93 бортов [5]. К тому же их эксплуатация требует значительных расходов.

Военное ведомство Германии работает над компромиссным предложением, суть которого согласно информации, представленной в СМИ, заключается в следующем: до появления франко-германского истребителя (примерно до 2040 г.) необходимо закупить 90 истребителей Еврофайтер, что поддержит европейских производителей, и 30-45 американских истребителей F-18 [6], что позволит одновременно решить другие три задачи: продемонстрировать Соединенным Штатам желание приобретать их технику; обеспечить быструю сертификацию F-18 для операций с ядерным оружием; удержать американцев в системе ядерного участия.

Окончательное решение примет бундестаг и, по мнению аналитиков, произойдет это не ранее следующей легислатуры, поскольку еще не прояснен ряд вопросов: должен ли новый истребитель быть приспособлен к транспортировке модернизированного ядерного оружия, насколько целесообразны траты в условиях, когда американцы без предварительных консультаций заявляют о сокращении военного присутствия в Германии, будут ли американцы в случае ядерного конфликта защищать Европу. Последний вопрос не риторический. Верховный главнокомандующий Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе Т. Уолтерс, выступая в Конгрессе, причислил себя к «сторонникам первого гибкого удара» [7].

Если федеральное правительство лишь готовило почву для обсуждения, то руководитель фракции социал-демократов в бундестаге Р. Мютцених рассудил по-иному. 3 мая 2020 г. он заявил в интервью Der Tagesspiegel: «Идея ядерного участия - конструкт времен холодной войны... Ядерное оружие на немецкой земле не повышает наши шансы на безопасность» [8]. Политик обосновал свою позицию недоверием к американцам и их концепциям. Он предложил не приобретать новые истребители, поскольку ядерное участие Германии может быть обеспечено «в ближайшие годы» и без размещения соответствующего оружия на территории страны.

Инициатива Р. Мютцениха вызвала оживленную дискуссию, в ходе которой П. Байер, депутат от Христианско-демократического союза (ХДС) и координатор правительства по трансатлантическому сотрудничеству, констатировал: «Это скандал, что Рольф Мютцених... поставил под вопрос все ядерное участие. Факт: в регионе размещены 200 натовских бомб, одновременно 2000 российских ракет направлены на нас... Мютцених не на правильном пути» [9]. Другой представитель ХДС, председатель внешнеполитического комитета бундестага Н. Рёттген подчеркнул, что восточноевропейские страны могут начать сомневаться в готовности ФРГ нести ответственность за безопасность в Европе.

Министр иностранных дел Х. Маас, однопартиец Р. Мютцениха, также выступил против «особого пути» Германии [10]. Вслед за Н. Рёттгеном он указал на связку «безопасность - надежность» и на угрозу подорвать доверие союзников. Важно, по его мнению, не углублять «смещение центра силы» (Machtverschiebung) [11] в пользу стран-конкурентов - к примеру, Китая. Х. Мааса поддержали специалисты по вопросам безопасности, социал-демократы Ф. Фельгентрой и К.-Х. Бруннер.

Даже с оговоркой «в ближайшие годы» инициатива Р. Мютцениха противоречила подписанному в 2018 г. коалиционному договору. Он не согласовал ее во фракции. Наиболее вероятное объяснение данного шага состоит в том, что Р. Мютцених и близкий к нему круг единомышленников заняты подготовкой предвыборной программы. По всей видимости, имеется намерение побороться за левое большинство, состоящее из социал-демократов, «зеленых» и представителей партии «Левая», которая, как известно, официально требует выхода Германии из НАТО. Неслучайно с инициативой Р. Мютцениха сразу же согласился со-председатель социал-демократической партии Н. Вальтер-Борьянс, представляющий ее левое крыло. Сюда необходимо отнести и замену без каких-либо объяснений уполномоченного бундестага по делам бундесвера на лояльного Р. Мютце-ниху депутата, который до этого никогда не занимался проблемами безопасности.

Положительная реакция со стороны «Левой» и «зеленых» подтверждает высказанное предположение. Спикер «зеленых» в бундестаге по вопросам обороны и безопасности А. Бруггер заметила: «Мы же видим, как Д. Трамп и В. Путин обновляют по всему миру ядерное оружие (nuklear weltweit aufrüsten) и как друг за другом хоронят договоры о разоружении и контроле над вооружениями. Федеральное правительство не может молчать и содействовать c помощью ядерного участия подобному развитию ситуации» [12].

Едва ли инициатива Р. Мютцениха заслуживала бы внимания, если бы не время ее обнародования и не возможные последствия. С одной стороны, благодаря президенту Э. Макрону в НАТО начат диалог о будущем альянса, об уровнях пространства безопасности, о разделении зон ответственности. С другой стороны, еще до коронакризиса А. Меркель отметила в гарвардской речи, что современность представляет собой диффузное время, так как «ничего не является само собой разумеющимся, демократия не есть сама собой разумеющаяся, мир и благополучие - тоже нет» [13]. Этот тезис можно интерпретировать и как завуалированное признание ограниченных возможностей государства. В качестве эффективного средства борьбы с диффузно-стью во внутренней и внешней политике А. Меркель назвала мультилатерализм. «Более чем когда-либо, - подчеркнула она, - мы должны думать и действовать мультилатерально, а не унила-терально; глобально, а не национально; быть открытыми миру, а не изоляционистами» [14].

Сделанная канцлером ставка на мультилатерализм сработает только, если изменится политический стиль и состоится хотя бы частичный переход на системный консенсусный подход в политической деятельности. Иначе элите Германии придется выбирать между открытостью коллективного Запада, угрозой роста числа недовольных граждан, проигрывающих из-за равенства с другими странами, и изоляционизмом коллективного Запада, глобальным сдерживанием партнеров, декларативно-ситуативным равенством. Речь фактически идет о среднесрочном выборе между отказом от лидерства и позиционной борьбой за него. Пока об этом говорится полутонами, поскольку политики Германии не пытаются действовать на опережение, не демонстрируют стратегические подходы.

В связи с этим инициатива Р. Мютцениха, по сути, конъюнктурна, поэтому отношение к ней России должно быть крайне осторожным. Ведь столь серьезная проблематика не должна обсуждаться мимоходом, вне контекста общей внутриполитической и внешнеполитической стратегии Германии. Более того, подобный преждевременный информационный вброс способен в последующем затруднить любые серьезные дискуссии по этому вопросу. России, на наш взгляд, принципиально увидеть согласованную позицию партнеров, на основании которой при необходимости будет корректироваться внешняя политика страны на европейском направлении.

Исходя из вышеотмеченного можно сделать три вывода.

Во-первых, обвинения Д. Трампа в расшатывании НАТО и единства стран коллективного Запада верны только отчасти. У политической элиты Германии до сих пор не сформированы системные консенсусные подходы к актуальным вызовам современности. Политики продолжают действовать ситуативно, по инерции развивая прежние форматы и механизмы или выступая за их радикальный слом. В связи с этим оправданы высказываемые время от времени сомнения в надежности Германии как союзника и партнера.

Во-вторых, для основных партий ФРГ более значимы (с точки зрения сохранения их статуса) системные консенсусные подходы, нежели борьба за мультилатерализм в его глобальном проявлении. Если у политической элиты страны получится начать работу над согласованной программой первоочередных реформ в Евросоюзе, то это принесло бы б0льшую пользу управляемой трансформации современной модели государства, модернизации партийно-политической системы страны, удержанию среднего класса страны от радикализации, способствовало бы не простой критике популизма, а искоренению его причин и сделало бы ненужным преувеличение внешней опасности, к примеру, так называемой российской угрозы.

В-третьих, без системных консенсусных подходов политическая элита Германии оказывается малопривлекательным партнером для России для сотрудничества в сфере обеспечения европейской безопасности, поскольку трансформационными процессами немецкие политики пока не управляют, а коронакризис лишь дополнительно усложнил ситуацию.

Ссылки и примечания:

1. Mit mehr Geld zu neuen Atomwaffen [Электронный ресурс] // Atomwaffena-z.info. URL: https://www.atomwaffena-z.info/heute/atomwaffenstaaten/usa/aktuelles/artikel/e6729a3ca42854a2dbf710ce22692d06/mit-mehr-geld-zu-neuen-atomwaffen.html (дата обращения: 15.06.2020).

2. О начальном этапе см.: Лекаренко О.Г. Проблема разделения ядерной ответственности в НАТО в годы президентства Л. Джонсона // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 401. С. 108-116. 10.17223/15617793/401/17.

3. Наряду с Германией к таким государствам относятся Бельгия, Италия и Нидерланды. Греция прекратила быть членом системы в 2001 г. В настоящее время на базе Бюхель в земле Рейнланд-Пфальц по оценкам экспертов размещено около 20 американских атомных бомб.

4. Планы вывода ядерного оружия из Германии имелись в коалиции А. Меркель с либералами (2009-2013 гг.).

5. Rüstungsbericht: Nur 26 von 93 Tornados einsatzbereit [Электронный ресурс] // Weser Kurier. URL: https://clck.ru/QKsjc (дата обращения: 17.08.2020).

6. Подробнее о потребностях бундесвера см.: Kramp-Karrenbauer interessiert sich für F-18-Kampfjets und irritiert Fraktionen [Электронный ресурс] // Die Welt. URL: https://www.welt.de/politik/deutschland/article207372243/Kramp-Karrenbauer-unter-Druck-Gruene-und-FDP-kritisieren-Kampfjet-Plaene.html (дата обращения: 10.06.2020).

7. Ветеран разведки США предупредил о подготовке первого ядерного удара по России [Электронный ресурс] // По-литРоссия. URL: https://politros.com/160176-veteran-razvedki-ssha-predupredil-o-podgotovke-pervogo-yadernogo-udara-po-rossii (дата обращения: 17.06.2020).

8. SPD fordert Abzug aller US-Atomwaffen aus Deutschland // Der Tagesspiegel. 2020. 3. Mai.

9. Nukleare Teilhabe: «Rolf Mützenich ist auf dem falschen Weg» // Der Tagesspiegel. 2020. 8. Mai.

10. Maas gegen «deutschen Sonderweg» bei Atomwaffen [Электронный ресурс] // Der Spiegel. URL: https://clck.ru/QKspT (дата обращения: 17.08.2020).

11. Das ist gelebte EU-Solidarität [Электронный ресурс] // Auswärtiges Amt. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/news-room/maas-spiegel/2332064 (дата обращения: 11.06.2020).

12. Taugen Atomwaffen noch als Abschreckung? [Электронный ресурс] // Deutschlandfunk. URL: https://www.deutschland-funk.de/nukleare-teilhabe-taugen-atomwaffen-noch-als-abschreckung.724.de.html?dram:article_id=479007 (дата обращения: 15.07.2020).

13. Merkel A. Rede bei der 368. Graduationsfeier der Harvard University am 30. Mai 2019 in Cambridge/USA [Электронный ресурс] // Die Bundeskanzlerin. URL: https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/rede-von-bundeskanzlerin-merkel-bei-der-368-graduationsfeier-der-harvard-university-am-30-mai-2019-in-cambridge-usa-1633384 (дата обращения: 04.06.2020).

14. Ibid.

Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.