Научная статья на тему 'Германия и конфликты на постсоветском пространстве [286]'

Германия и конфликты на постсоветском пространстве [286] Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1428
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ / CONFLICT MANAGEMENT / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / FOREIGN POLICY INTERESTS / ПРИДНЕСТРОВЬЕ / TRANSNISTRIA / АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ARMENIAN-TURKISH RELATIONS / НАГОРНЫЙ КАРАБАХ / УКРАИНА / UKRAINE / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / CENTRAL ASIA / NAGORNY KARABAKH

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Девятков А.В., Арутюнян В.С.

В статье рассматриваются особенности подхода Германии к урегулированию современных конфликтов на постсоветском пространстве на примере конфликтов в Украине и Приднестровье, противоречий в Центральной Азии и в армяно-азербайджано-турецких отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GERMANY AND CONFLICTS IN THE POST-SOVIET SPACE

The article analyzes peculiarities of German approach to solving of current conflicts in the post-soviet space, tacking as case-studies the conflict in Ukraine, Transnistria, contradictions in Central Asia and in relations between Armenia, Azerbaidshan and Turkey.

Текст научной работы на тему «Германия и конфликты на постсоветском пространстве [286]»

ИСТОРИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК: 327.56

ББК: 66.4(4)

Девятков А.В., Арутюнян В.С.

ГЕРМАНИЯ И КОНФЛИКТЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ1

Devyatkov A.V., Harutyunyan V.S.

GERMANY AND CONFLICTS IN THE POST-SOVIET SPACE

Ключевые слова: урегулирование конфликтов, внешнеполитические интересы, Приднестровье, армяно-турецкие отношения, Нагорный Карабах, Украина, Центральная Азия.

Keywords: conflict management, foreign policy interests, Transnistria, Armenian-Turkish relations, Nagorny Karabakh, Ukraine, Central Asia.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности подхода Германии к урегулированию современных конфликтов на постсоветском пространстве на примере конфликтов в Украине и Приднестровье, противоречий в Центральной Азии и в армяно-азербайджано-турецких отношениях.

Abstract: the article analyzes peculiarities of German approach to solving of current conflicts in the post-soviet space, tacking as case-studies the conflict in Ukraine, Transnistria, contradictions in Central Asia and in relations between Armenia, Azerbaidshan and Turkey.

Сегодня, в разгар крупных политических и экономических кризисов (конфликт в Украине, кризис зоны евро и т.д.), особое внимание международной общественности и элит многих заинтересованных государств привлечено к Германии. Германия объективно является самой сильной экономикой Европы, обладая при этом существенными политико-институциональными ресурсами в рамках деятельности структур Европейского Союза. В этой связи интересным предметом для изучения становится подход Германии к урегулированию международных конфликтов, его особенности, а также перспективы его реализации в тех или иных международно-политических ситуациях.

В данной статье подходы Германии к конфликтному урегулированию будут рассмотрены на примере нескольких конфликтов на постсоветском пространстве, где Германия проявила в последние годы особую активность. Рост заинтересованности Берлина в восточном направлении произошел в связи с «восточным» расширением ЕС в 2004 году, когда геополитические горизонты Германии и Евросоюза в целом стали выходить за пределы Центральной Европы. С тех пор Германия выдвинула несколько инициатив в связи с урегулированием приднестровского конфликта, водных противоречий в Центральной Азии, сближением между Арменией и Турцией. Это далеко не исчерпывающий список: так, Берлин сыграл значительную роль

в историческом сближении между Польшей и Россией в 2010 году, заключении Минских соглашений по Украине и т.д.

Если искать концептуальные основания подхода Германии к урегулированию международных конфликтов, то можно придти к выводу, что строится он на неолиберальных идеях. Одним из главных тезисов германской дипломатии является утверждение, что сотрудничество, диалог гораздо лучше любых попыток насильственного разрешения конфликтных ситуаций. Риторика немецких дипломатов строится на концепте «win-win», в соответствии с которым стороны конфликта могут придти к решению, которое будет означать выигрыш для всех сторон (в отличие от концепта «игры с нулевой суммой»). Решение же любого конфликта приведет в конечном итоге к увеличению общего благосостояния вследствие того, что никакие конфликтные факторы не будут мешать экономическому росту, социальному и культурному процветанию. Возникающую таким образом в конфликтном регионе взаимозависимость немецкая дипломатия считает позитивной. Такую взаимозависимость немецкие дипломаты называют обычно «переплетением» (Verflechtung)2. Конечный результат этих процессов - «открытие» конфликтного региона мировой экономике, то есть превращение партикулярных, изолированных обществ в «открытые общества».

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-37-01204.

2 См., напр., Steinmeier V.W. Verflechtung und Integration. Die neue Phase der Ostpolitik der EU // Internationale Politik. - März 2007. - S. 6 - 11.

Девятков А.В., Арутюнян В.С.

При этом в немецком подходе ставка постоянно делается на рационализме вовлеченных в конфликт сторон. Немецкие дипломаты всегда подчеркивают, что гармонизация интересов возможна, что стороны конфликта могут найти компромисс на основании рационального и реалистичного анализа сходных и различающихся интересов. Поэтому вовлечение («Einbeziehung») сторон в диалог друг с другом при посредничестве внешней третьей стороны может дать серьезные результаты.

На этом однако сходство немецкого подхода с европейским мейнстримом заканчивается. Германия на практике и даже на словах в своей внешней политике избегает того, чтобы рассматривать демократизацию как условие для расширения партнерских отношений с данной страной или регионом. Вследствие этого готовность Берлина вести диалог с той или иной страной или политической силой не ограничивается такого рода предварительным условием, что расширяет для немецкой дипломатии пространство для деятельности. В частности, немецкая дипломатия крайне сдержанна в вопросе «навешивания ярлыков», например, на сецессионист-ские образования вроде Приднестровья или Нагорного Карабаха. Такую тактику можно охарактеризовать как последовательный внешнеполитический прагматизм.

Германия обычно говорит о продвижении правового государства, создании базовых правил игры, по которым, в частности, могли бы выстраиваться отношения между бизнес-сообществами. Эта позиция крайне близка теоретическим изысканиям С. Хантингтона1 и Ф. Закарии2, которые также отстаивали необходимость кооперации с недемократическими государствами, а также идею о роли экономической модернизации в изменении политического облика незападных обществ. Так, Гидо Вестервелле, будучи министром иностранных дел Германии, заявил: «Торговля ведет к глобализации наших ценностей. Благосостояние и переплетение создают средний класс. Средний класс хочет того, что соответствует нашим ценностям - базовых гражданских прав, независимого суда, транспарентного и эффективного управления, меньше коррупции, политической ответственности»3. А в

1 Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. - М.: Прогресс-Традиция, 2004.

2 Закария Ф. Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами - М.: Ладомир, 2004.

3 Grundsatzrede von Bundesaußenminister West-

erwelle bei der Deutschen Gesellschaft für Auswärtige Politik, 21. 10.2010, http://www.auswaertiges-

amt.de/DE/Infoservice/Presse/Reden/2010/101021 -BM-dgap-grundsatzrede.html

феврале 2012 года правительство Германии выдвинуло концепцию под названием «Управлять глобализацией - расширять партнерства - делить ответственность», в которой охарактеризовало современный мир как «многополярный» и выступило за расширение взаимодействия с Китаем, Индией и Бразилией, являющимися «структурирующими силами» в международных отношениях, в целях разрешения глобальных проблем4.

Так, на примере Центральной Азии можно хорошо проиллюстрировать отсутствие сверхчувствительности официального Берлина к авторитарным политическим режимам. Документы, опубликованные WikiLeaks, в частности, показывают, что, в отличие от многих других стран (США, Финляндии, Франции), Германия склонялась к тому, чтобы не препятствовать председательству Казахстана в ОБСЕ в 2010 году, инициировать возобновление диалога между ЕС и Узбекистаном, несмотря на отсутствие прогресса в расследовании андижанских событий и т.д. Как говорится в соответствующей депеше Посольства США в Берлине, рассказывающей о встречах заместителя Госсекретаря США Э. Баркс-Ругглс, прибывшей в Берлин для обсуждения выдвинутой Германией инициативы по стратегии ЕС в Центральной Азии, руководитель Директората МИД Германии по России, Кавказу и Центральной Азии Х.Д. Лукас прямо заявил о том, что фокус на укреплении правового государства в странах Центральной Азии - это гораздо более эффективная стратегия, нежели настойчивое продвижение демократии5.

Такой внешнеполитический прагматизм ведет к тому, что Берлину гораздо проще, нежели Вашингтону, Парижу или Лондону, выступать в роли нейтрального посредника. Если США во многом стремятся сделать мир похожим на себя, а следовательно, и для себя безопасным, Германия принимает сложившиеся в том или ином регионе реалии и готова с ними работать.

Кроме этого, Германия эффективно использует свой образ как страны, преодолевшей милитаризм, собственные исторические ошибки, а также имеющей опыт в построении федерализма и выстраивании внутриполитического консенсуса. Немаловажно и то, что постсоветские общества не смотрят на Берлин

4 «Globalisierung gestalten - Partnerschaften ausbauen - Verantwortung teilen. Konzept der Bundesregierung», https://www.auswaertiges-amt.de/cae/servlet/contentblob/ 608384/publicationFile/169965/Gestaltungsmaechtekonzept. pdf

EU's policy towards Central Asia: Das Barks-Ruggles' visit to Berlin, https://wikileaks.org/plusd/ ca-bles/07BERLIN169 a.html

как на империалистическую силу, стремящуюся установить свое эксклюзивное влияние в регионе.

При этом внешнеполитические интересы Германии на постсоветском пространстве являются вовсе не идеалистическими. Так, «открытие» Центральной Азии, как сказано в принятой по инициативе Германии стратегии ЕС по Центральной Азии, преследует цель использования богатых нефтегазовых ресурсов этого региона, что должно привести к лучшему снабжению мировых рынков и желаемой диверсификации энергетических по-ставок1. Содействие армяно-турецкому сближению во многом было призвано вывести Армению из геополитической изоляции и предотвратить ее сближение с Россией, в том числе в рамках Таможенного союза.

Что касается приднестровского конфликта, то здесь деконструировать интересы Берлина немного сложнее. С одной стороны, Германия после российско-грузинского конфликта в 2008 года и последующего провала инициативы Д. Медведева по реформированию системы европейской безопасности была настроена на то, чтобы предложить Москве вариант совместного пилотного проекта по этому вопросу с целью вовлечения России в диалог2. С другой стороны, урегулирование приднестровского конфликта является, с точки зрения Германии и ЕС, залогом успешной европеизации Молдовы, а также ее укрепления с целью сдерживания «деструктивного» влияния России.

В вопросе урегулирования украинского кризиса Берлин наряду с Вашингтоном выступил за признание пришедших к власти в феврале 2014 года политических сил легитимными представителями украинского народа, а также проведение в отношении России политики санкций в связи с присоединением Крыма и ситуацией на Донбассе. В то же время, после того, как стало ясно, что эскалация конфликта может вовлечь в конфликт США, где республиканцы настаивали на поставках вооружений Киеву, в Германии возобладала мотивация прекратить конфликт как можно скорее в рамках концепции «плохой мир лучше доброй войны».

Обратимся к конкретным примерам вовлечения Германии в конфликтное регулирование. Наиболее ранней инициативой Берлина на постсоветском пространстве было предло-

1 Die EU und Zentralasien: Strategie für eine neue Partnerschaft,

http://eeas.europa.eu/central_asia/docs/2007_eu_strategy _new_partnership_centralasia_de.pdf

Devyatkov A. Russian Policy Toward Transnistria. Between Multilateralism and Marginalization // Problems of Post-Communism, Vol. 59, Issue 3, 2012, p. 53-62.

жение принять стратегию ЕС по Центральной Азии, сделанное в преддверии председательства Германии в ЕС в 2007 году. После принятия этого документа Германия объявила в 2008 году о начале т.н. Берлинского процесса, который нацелен на содействие разрешению водных проблем в Центральной Азии. Первостепенная задача этого проекта состоит в инициализации процесса политического сближения в Центральной Азии, который мог бы способствовать укреплению сотрудничества в использовании ограниченных водных ресурсов, и в долгосрочной перспективе привести к совместному управлению водными и энергетическими ресурсами.

На политическом уровне Берлинский процесс представляет собой ежегодные конференции с участием высокопоставленных чиновников пяти центрально-азиатских стран. Они принимают рамочные заявления о сотрудничестве, что дает Германии совместно с соответствующей Комиссией ООН возможность действовать в рамках всей Центральной Азии. Первая фаза проекта (2008-2011 гг.) предполагала политическое консультирование и усиление институтов для управления трансграничными реками. Вторая фаза (2012-2014 гг.) поддерживала на приоритетной основе развитие подходов к тому, как сформулировать ответ на растущие негативные последствия изменения климата для водных ресурсов Центральной Азии. В рамках третьей фазы (2015-2017 гг.) предполагается укрепить региональные институты и процессы, прежде всего Международный фонд по спасению Аральского моря. Целью всего процесса является институционализация полностью автономного сотрудничества по водопользованию между государствами Центральной Азии3. Оператором проекта выступает Немецкое общество по международному сотрудничеству (ОК) с общим бюджетом 21 млн. евро на период 2009-2017 гг.4

Среди практических результатов немецкой инициативы - реализация множества пилотных проектов, направленных на увеличение эффективности при управлении водными ресурсами. Эти проекты включали в себя санацию устаревшей водной инфраструктуры, ввод водосберегаюших технологий орошения, строительство малой гидроэлектростанции в удаленном регионе, создание баз данных и карт с помощью геоинформационных систем. В рамках проекта CAWa (Вода в Центральной

3 Konferenz "Wasser und gutnachbarschaftliche Beziehungen in Zentralasien", http://www.auswaertiges-amt.de/DE/Infoservice/Presse/Meldungen/2015/150907-Konferenz-Wasser-Zentralasien.html

4 Grenzüberschreitendes Wassermanagement in Zentralasien, https://www.giz.de/de/weltweit/15176.html

Девятков A.B., АрутюнянB.C.

Азии) была установлена система измерительных приборов и мониторинговых станций для получения объективных гидрометеорологических данных и в итоге успешного моделирования имеющихся запасов воды в Центральной Азии1.

При оценке эффективности текущих результатов стоит учитывать два обстоятельства. Во-первых, проект реализовывался лишь в отдельных трансграничных регионах и был скорее нацелен на демонстрацию пяти центрально-азиатским государствам возможностей и преимуществ сотрудничества (а не конфликта) при управлении водными ресурсами. Во-вторых, разработанные в рамках немецкой инициативы предложения по укреплению институтов по решению водных проблем в Центральной Азии (прежде всего Международный фонд по спасению Аральского моря) носят рекомендательный харак-тер2. Практическое использование полученных данных и результатов зависит в первую очередь от правительств самих центрально-азиатских государств. Так, управление построенными метеорологическими станциями передано в их управление, а в соответствующем межгосударственном заявлении государства Центральной Азии лишь обязуются «стремиться обеспечить возможность функционирования построенных в рамках проекта CAWa мониторинговых станций и неограниченный доступ к получаемым на них гидрометеорологическим данным всем заинтересованным участникам на основе существующих договоренностей»3.

Если усилия Германии в Центральной Азии носили подчеркнуто деполитизирован-ный характер, то участие Берлина в приднестровском урегулировании имеет ярко выраженный политический оттенок. В июне 2010 года совершенно неожиданно для многих политических наблюдателей, но так же,

4

как говорят многие источники , и для партне-

1 „Berlin-Prozess" in Zentralasien. CAWa: Wasser als Geo-Ressource und Konfliktstoff, http://gfzpublic.gfz-potsdam.de/pubman/item/escidoc:43181:1/component/ es-cidoc:43179/GFZeitung_2011_10_6-7.pdf

2 A Source of Peace - Transboundary Water Management in Central Asia, https://www.giz.de/de/ down-loads/giz2013 -en-transboundary-water-management-central-asia.pdf

3 Gemeinsame Erklärung der Konferenz „Wasserdiplomatie für Zentralasien" am 7. und 8. März 2012 in Berlin über die Zusammenarbeit im Rahmen der Wasserinitiative Zentralasien zwischen der Bundesrepublik Deutschland einerseits und der Republik Kasachstan, der Kirgisischen Republik, der Republik Tadschikistan, Turkmenistan und der Republik Usbekistan andererseits (Berliner Erklärung), http://www.auswaertiges-amt.de/cae/servlet/contentblob/611354/publicationFile/1 65495/120308-Gem_Erklaerung_Wasserkonferenz.pdf

4 Ремлер Ф. Безрезультатные переговоры: Рос-

ров по ЕС и самого МИД Германии, федеральный канцлер А. Меркель подписала на встрече с президентом России Д. Медведевым в г. Мезеберг двусторонний меморандум. Этот документ предполагал, что в случае определенных шагов России в сторону разрешения приднестровского конфликта будет рассмотрен вопрос о создании на уровне ЕС-Россия Комитета по вопросам безопасности5.

После подписания Мезебергского меморандума Германия начала активные действия по созданию условий для его реализации. Во-первых, Германия на дипломатическом уровне предложила себя в качестве места для проведения консультаций в формате 5+2, и именно в Бад-Райхенхалле в Баварии эти переговоры были возобновлены в 2011 году после пятилетнего перерыва. Последняя встреча политических представителей Кишинева и Тирасполя также прошла в Баварии в октябре 2015 года. На ней был подписан документ о сотрудничестве сторон в сфере экологии, в чем видны серьезные усилия Германии и ОБСЕ по расширению повестки дня по мерам доверия на Днестре6.

В августе 2012 года А. Меркель совершила визит в Кишинев, где не только высказалась в поддержку евроинтеграции Молдовы, но и дала понять молдавским элитам, что разрешение приднестровского конфликта является одним из условий этого процесса. Данный аспект является крайне важным, так как в Кишиневе неофициально стремятся к реализации кипрского варианта, при котором страна форсирует вступление в ЕС, а потом может диктовать свои условия противоположной стороне. На форуме ЕС-Молдова с участием чиновников Еврокомиссии, правительства Молдовы и Германии, проходившем в 2012 году на базе Немецкого общества внешней политики, советник А. Меркель К. Хойсген прямо указал молдавским официальным лицам на необходимость сотрудничества с Москвой в рамках Мезебергской инициативы.

Кроме этого, А. Меркель не раз затрагивала молдово-приднестровскую проблематику в разговорах со своими румынскими визави. Так, в октябре 2010 года она призвала румынского премьер-министра Э. Бока ратифицировать межгосударственный договор с Молдо-

сия и Германия не нашли общий язык, http://carnegie.ru/publications/?fa=52807#

5 Меморандум по итогам встречи Президента России Д.Медведева и Федерального канцлера Германии А.Меркель 4-5 июня 2010 года, г. Мезеберг, 5 июня 2010 года, http://kremlin.ru/ref_notes/575

6 В Баварии завершилась очередная конференция по мерам укрепления доверия, http://novostipmr.

com/ru/news/15 -10-3 0/v-bavarii-zavershilas-ocherednaya-konferenciya-po-meram

вой о государственной границе1. В регионе позиция Румынии, долго затягивавшей принятие этого документа, рассматривается как признак унионистских намерений в отношении Молдовы. Как видно из официальных пресс-релизов, немецкие дипломаты, а также сама А. Меркель, активно обсуждали приднестровский вопрос в различных международных форматах также с Францией, Великобританией и Польшей.

Кроме этого, Германия пытается на приднестровском направлении увеличить свое присутствие и т.н. мягкую силу на обеих берегах Днестра. В 2013 году немецкая сторона предложила Приднестровью помощь в реконструкции систем водоснабжения и водоотве-дения в Дубоссарском районе2. Этот дорогостоящий проект, как отметил приднестровский МИД, является крайне важным для всех жителей Приднестровья.

Скорее всего, именно позитивный контекст, созданный Мезебергской инициативой России и Германии, обеспечил необходимые условия для начала сближения между Тирасполем и Кишиневом. Стороны не только достигли договоренности о возобновлении железнодорожного сообщения (что является крайне важным для экспортно-ориентированной экономики Приднестровья), но и всерьез прорабатывали варианты снятия двусторонней информационной и экономической блокады. Назначение Дмитрия Рогозина постоянным представителем Президента России по Приднестровью стало во многом политическим сигналом провала Мезебергской инициативы. Уже в 2013 году стороны конфликта перешли к взаимным обвинениям, а переговоры перестали давать какие-либо результаты и вернулись к прежней ритуальности.

Несмотря на это, Германия продолжает возлагать на приднестровский вопрос надежды как на возможный пилотный проект сотрудничества с Россией в области безопасности. Коалиционный договор правящих в Германии партий от 2013 года предусматривает, что Германия желает вместе с Россией достичь прогресса в урегулировании конфликтов в соседних государствах и «ожидает успехов» в первую очередь в Приднестровье3.

1 Angela Merkel and Emil Boc, "Pressestatements von Bundeskanzlerin Angela Merkel und dem Premierminister von Rumänien, Emil Boc", http://www. bun-deskanzlerin.de/ContentArchiv/DE/Archiv17/Mitschrift/ Pressekonferenzen/2010/10/2010- 10-12-pk-bk-bukarest. html

2 Нина Штански встретилась с Послом ФРГ в Молдове Ульрике Марией Кноц, http://mfa-pmr.org/ru/QLb

Deutschlands Zukunft gestalten. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD. 18. Legislaturperiode. 2013, https://www.cdu.de/sites/default/files/ me-

Немецкие дипломаты уже дали понять, что Приднестровье будет одним из главных пунктов в повестке дня председательства Германии в ОБСЕ в 2016 году.

В вопросе армяно-турецкого сближения Германия пытается взять на себя роль медиатора, ссылаясь на свой исторический опыт примирения с Францией после Второй мировой войны4. Еще десять лет назад в 2005 году бундестаг принял резолюцию, в которой призывал правительство Германии способствовать нормализации отношений между Турцией и Арменией для стабилизации региона5. Германия с большим энтузиазмом отреагировала на армяно-турецкие Цюрихские протоколы 2009 года, которые были нацелены на нормализацию двусторонних отношений, и в рамках двусторонних консультаций немецкие дипломаты всячески содействовали их реали-зации6.

Еще одним треком немецкой политики по данному направлению является общественная дипломатия, которая проводится, как правило, через немецкие общественные организации и фонды. В данном контексте можно выделить активную деятельность Института по Международному Сотрудничеству Немецкой Ассоциации Народных Университетов (DVV-Intemational). При поддержке данного института было реализовано несколько проектов, нацеленных на армяно-турецкое сближение. В частности, в 2009 году на фоне активизации «футбольной дипломатии» между Турцией и Арменией при финансировании Министерства иностранных дел Германии совместно с турецким культурным центром «Anadolu Kultur» и Армянским центром этнологических исследований «Азара-шен» был запущен проект «Образование взрослых и устная история в содействии армяно-турецкому примирению» («Adult Educa-

dia/dokumente/koalitionsvertrag.pdf

4 Germany offers guidance to reconcile Armenia, Turkey//The Daily Star, 24 October 2014. URL: http://www.dailystar.com.lb/News/Middle-East/2014/ Oct-24/275146-germany-offers-guidance-to-reconcile-armenia-turkey.ashx

5 German Bundestag Printed matter 15/5689 15th electoral period June 15, 2005. Motion by the parliamentary groups of SPD, CDU/CSU, BÜNDNIS 90/DIE GRÜNEN and FDP

Commemorating the expulsion and massacre of the Armenians in 1915 -- Germany must make her contribution to the reconciliation between Turks and Armenians. [English Translation from German]. URL: http://www.armenian-genocide.org/Affirmation.339/ current category.7/affirmation_detail.html

6 Rede von Außenminister Guido Westerwelle anlässlich der Botschafterkonferenz des türkischen Außenministeriums, http://www.auswaertiges-amt.de/ DE/Infoservice/Presse/Reden/2010/100107-BM-BoKo-Ankara.html

Девятков А.В., Арутюнян В.С.

tion and Oral History Contributing to the Armenian-Turkish Reconciliation»)1. Другая инициатива, старт которой был дан в сентябре 2015 года, называется «Действуя вместе» («Acting Together»)2. Оба проекта нацелены на сближение армянского и турецкого народов посредством образования, журналистики, устной истории и искусства, а также восстановление доверия между ними спустя столетие после геноцида в Османской империи.

Однако, несмотря на все усилия, на данный момент армяно-турецкие отношения зашли в тупик. Между Турцией и Арменией вновь вспыхнул политический конфликт из-за интерпретации проблемы геноцида армян в Османской империи. Кроме этого, в самой Германии нарастает волна возмущения в отношении демонстративного непризнания геноцида турецкими властями.

Южный Кавказ всегда являлся и продолжает оставаться важным регионом для Германии как в экономическом, так и в геополитическом плане, а стабилизация региона полностью вписывается в современную немецкую внешнеполитическую повестку. Германия крайне заинтересована в политической стабильности региона, поскольку углеводороды из Азербайджана способствуют уменьшению зависимости от российских энергоносителей. Именно поэтому Берлин меньше всего заинтересован в переходе нагорно-карабахского конфликта в активную фазу, и этот вопрос постоянно становится предметом обсуждения при личных встречах канцлера А. Меркель с президентами Азербайджана и Армении.

Ранее Германия, а также ЕС в целом, практически не участвовали в урегулировании нагорно-карабахского урегулирования. Как открыто признавало федеральное правительство в ответ на запрос партии «Левых» в парламенте, оно как обычный член Минской группы (в отличие от сопредседателей Франции, США и России) зачастую не осведомлено о деталях происходящего в зоне конфлик-та3. Представители ведущих немецких мозго-

1 „Adult Education and Oral History Contributing to the Armenian-Turkish Reconciliation", http://dvv-international.am/domains/dvv/Project.aspx?act= Read&lng=Eng&pcid=1 &itid=148

2 «Acting Together» Armenian-Turkish reconciliation project, http://dvv-international.am/ do-mains/dvv/NewsItem.aspx?lng=Eng&pgid=News&itid= 521

3 Antwort der Bundesregierung auf die Kleine Anfrage der Abgeordneten Katrin Kunert, Wolfgang Gehrcke,

Annette Groth, weiterer Abgeordneter und der Fraktion DIE LINKE.- Drucksache 18/2728, http://dip21 .bundestag.de/dip21/btd/18/028/1802816.pdf

вых центров Ш. Майстер (DGAP)4 и У. Халь-бах (SWP)5 критиковали Германию и ЕС за отсутствие серьезных действий в сторону реального увеличения их роли в разрешении конфликта, отмечая необходимость «разбавить» влияние России, Турции и Ирана в регионе. С другой стороны, они отмечали, что стороны конфликта до сих пор в жесткой форме придерживаются стратегии «игры с нулевой суммой», что делает наращивание активности любых переговорных форматов не очень эффективным.

На фоне обострения ситуации на линии соприкосновения и сокращения посреднических инициатив со стороны России Германия стала все чаще заявлять о желании выступить в качестве посредника в мирном урегулировании нагорно-карабахского конфликта. На разных уровнях об этом желании неоднократно заявляли представители немецкого политического истеблишмента во время встреч с представителями Армении и Азербайджана6. В 2016 председательство в ОБСЕ перейдет на год к Германии, уже сейчас немецкие дипломаты заявляют, что приложат все усилия, чтобы за этот период добиться максимального результата в мирном решении конфликта7.

Апофеозом немецкого участия в урегулировании конфликтов на постсоветском пространстве стала роль Берлина в украинском кризисе. После свержения В. Януковича в феврале 2014 года во многом неожиданно для Москвы Германия выступила с резким осуждением России якобы за нарушение базовых принципов международных отношений: невмешательство во внутренние дела соседнего государства (и признание его геополитического выбора) и нерушимость границ в Европе. Немецкое правительство с введением экономических и визовых санкций против России пересекло для себя важную психологическую черту, так как в Германии всегда очевидным считался тезис о том, что без «стратегического партнера» России построить безопасность

4 Meister S. Sicherheitspolitische Stagnation im Südkaukasus Berg-Karabach im Spannungsfeld regionaler und internationaler Akteure, https://dgap.org/en/article/getFullPDF/23485

5 Halbach U., Smolnik F. Der Streit um Berg-Karabach. Spezifische Merkmale und die Konfliktparteien, http://www.swp-berlin.org/fileadmin/ con-tents/products/studien/2013_S02_hlb_smk.pdf

6 Меркель заявила о стремлении Германии к роли посредника по Карабаху // Interfax от 22.01.2015 URL: http ://www. interfax.ru/world/419349

7Приняв председательство в ОБСЕ, Германия постарается способствовать урегулированию нагор-но-карабахского конфликта// Armenpress от 28.10.2015. URL: http://armenpress.am/rus/news/ 823692/prinyav-predsedatelstvo-v-obse-germaniya-postaraetsya-sposobstvovat.html

в Европе невозможно. При этом Германия явно надеялась, что принятых мер по изоляции России будет достаточно, и президент России В. Путин пойдет на уступки в ходе дипломатических переговоров. Берлин, по заявлению В. Ишингера, председателя авторитетной площадки - Мюнхенской конференции по безопасности, придерживается сейчас в отношении России двойной стратегии congagement, сочетающей в себе сдерживание (containment) и вовлечение (engagement)1.

Канцлер А. Меркель, как говорят дипломатические источники2, на протяжении острой фазы украинского кризиса лично следила за ситуацией, разбирала ее в подробностях на картах и часто по-русски обсуждала эту тему с российским президентом. Ее личная вовлеченность в переговоры, талант переговорщика (как показали многие переговоры с ее участием между странами ЕС) обеспечили наличие необходимого нейтрального посредника в условиях того, что все конфликтующие стороны (и в регионе, и в мире) не желали даже протягивать друг другу рук при встрече.

Берлин в оценке ситуации вновь проявил внешнеполитический прагматизм, признав, что ДНР и ЛНР с помощью вооруженной силы отстояли свое право на политическую субъектность, власти в Киеве под предлогом войны продолжают проводить малоэффективную с точки зрения реформ политику, Россия не изменила под влиянием санкций своих действий, а США могут в любой момент усилить конфликтность за счет поставок летальных вооружений. А. Меркель не раз встречалась с украинским президентом, убеждая его пойти на уступки. В итоге Пётр Порошенко согласился на подписание Минских договоренностей, хотя внутри Украины его обвинили в предательстве национальных интересов и соглашательской политике. Основные нарекания вызывает вопрос о т.н. децентрализации, которая, как опасаются в Киеве, может предоставить регионам Донбасса возможность влиять на ключевые внутри- и внешнеполитические решения в Украине.

В самой Германии этой политике не видели альтернатив. Так, ведущий немецкий журнал «Шпигель» вышел с передовой статьей, где было сказано следующее: «Та ездящая по всему миру Меркель была уже не той, какой ее можно увидеть в Германии, Меркель, которая идет вперед, рискует проиграть. И Меркель, которая делает то, что как раз ждут

1 Ischinger W. Eine Aufgabe für Generationen // Internationale Politik. - Januar/Februar 2015. - S. 35.

2 Путин предложил Меркель урегулировать украинский кризис по чеченскому варианту - FT, http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2015/02/03/put in-predlozhil-merkel-uregulirovanie-ukrainskogo-krizisa

от нее немцы. Бороться за мир, искать взаимопонимания с русскими, противостоять американцам - все это хорошо вписывается в сегодняшние настроения в Германии»3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме этого, Германия пытается в данный момент снять формальный повод для конфликта - торгово-экономические противоречия из-за углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли между ЕС и Украиной. Так, министр иностранных дел Ф.В. Штайнмайер еще в ноябре 2014 года заявил, что встреча на равных между представителями Евразийского экономического союза и Европейского Союза могла бы быть вкладом в разрешение ситуации, в чем его при личной встрече также поддержал и президент Казахстана Н. Назарбаев4. Такие переговоры по либерализации торговли действительно ведутся, хотя сторонам непросто достигнуть взаимопонимания по снятию взаимных торговых ограничений, а также признанию права российских фирм вести бизнес в Крыму без последствий для себя в плане санкций5.

Подводя итог, стоит обратиться к вопросу об эффективности немецкого подхода к конфликтному регулированию. С одной стороны, доминирует мнение, что экономического присутствия и мягкой силы недостаточно для реализации внешнеполитических целей в регионах, которые британский внешнеполитический стратег Роберт Купер назвал «миром модерна». Действительно, Германия не обладает на постсоветском пространстве каким-либо военно-политическим присутствием, а также в целом она не способна проецировать силу. Ее экономическое присутствие на фоне влияния России и Китая не является значительным. На примерах с Приднестровьем, Центральной Азией, а также Южным Кавказом, рассмотренных в данной статье, становится понятным, что влияния Германии и ее мягкой силы недостаточно для разрешения клубка противоречий, существующих в регионе уже целые десятилетия.

С другой стороны, как показывает пример с российско-польским сближением, а также Минские соглашения по Украине, Германия способна очень эффективно использовать момент, когда локальные реалии «дозревают» до нужного уровня готовности к диалогу и разрешению противоречий. При этом Берлин в таком случае готов по максимуму учитывать особенности каждой переговорной стороны и содействовать «сохранению лица»

3 Die längste Nacht // Der Spiegel. - 2015. - №8.

- S. 28.

4 "Putin will auf Augenhöhe sein"// Welt am Sonntag. - 16.11.2014. - S. 4.

70 Tonnen Büstenhalter // Der Spiegel. - 2015. -№25. - S. 44.

Девятков A.B., AрyтюнянB.C.

всех участников процесса. Скорее всего, одним из основных посредников в урегулиро-именно Германия, будучи при этом ведущей вании многих конфликтных ситуаций. страной Евросоюза, будет в ближайшие годы

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белов, В.Б. ФРГ: восточный вектор внешней политики // Современная Европа. - 2014. -№ 4. - С. 97-102.

2. Россия и Германия в пространстве европейских коммуникаций / под ред. А.В. Девятко-ва, А.С. Макарычева. - Тюмень, 2013.

3. Guerot, U. Eine deutsche Versuchung: östliche Horizonte? // Aus Politik und Zeitgeschichte. -2012. - №10 - S. 9-16.

4. Klinnert, A. Die Politik Deutschlands gegenüber Zentralasien. WeltTrends Thesis 19. - Potsdam, 2015.

5. KundnanTO H. Germany as a Geo-economic Power // The Washington Quarterly. - 2011. -№ 3. - P. 31-45.

6. Maull, H. Globalization and German Foreign Policy // IPG. - 2011. - №2. - S. 148-161.

7. Sandschneider E. Deutsche Außenpolitik: eine Gestaltungsmacht in der Kontinuitätsfalle // Aus Politik und Zeitgeschichte. - 2012. - №10 - S. 3-9.

8. Zabarah, D. Germany: Increased Attention toward Moldova? // Moldova - Arena of International Influences / Ed. by M. Kosienkowski, W. Schreiber. - Boulder, 2012. - P.87-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.