Научная статья на тему 'Германия - Бангладеш: роль гуманитарного сотрудничества в начале XXI века'

Германия - Бангладеш: роль гуманитарного сотрудничества в начале XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ГЕРМАНИЯ / БАНГЛАДЕШ / ЮЖНАЯ АЗИЯ / "МЯГКАЯ СИЛА" / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / HUMANITARIAN RELATIONS / GERMANY / BANGLADESH / SOUTH ASIA / "SOFT" POWER" / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Печищева Л. А.

В статье автор анализирует трансформацию гуманитарного сотрудничества между Германией и Бангладеш в начале XXI в. В работе также показаны особенности развития взаимодействия между Германией и Бангладеш в таких сферах, как наука, образование и культура, где «мягкая сила» по-прежнему играет одну из приоритетных ролей и способствует укреплению двусторонних отношений между государствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GERMANY - BANGLADESH: THE ROLE OF THE HUMANITARIAN RELATIONS AT THE BEGINNING OF THE 21ST CENTURY

In the article the author analyzes the transformation of humanitarian cooperation between Germany and Bangladesh at the beginning of the 21st century. In this paper it is also demonstrated the specific development of interaction between Germany and Bangladesh in such spheres as science, education and culture, where the “soft” power plays one of the significant roles and contributes to strengthen in the bilateral relations between the states.

Текст научной работы на тему «Германия - Бангладеш: роль гуманитарного сотрудничества в начале XXI века»

УДК 502/504:001.83(100) Л. А. Печищева

кандидат исторических наук, доцент каф. лингвистики и профессиональной коммуникации в области медиатехнологий ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: [email protected]

ГЕРМАНИЯ - БАНГЛАДЕШ: РОЛЬ ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

В статье автор анализирует трансформацию гуманитарного сотрудничества между Германией и Бангладеш в начале XXI в. В работе также показаны особенности развития взаимодействия между Германией и Бангладеш в таких сферах, как наука, образование и культура, где «мягкая сила» по-прежнему играет одну из приоритетных ролей и способствует укреплению двусторонних отношений между государствами.

Ключевые слова: гуманитарное сотрудничество; Германия; Бангладеш; Южная Азия; «мягкая сила»; глобализация.

L. A. Pechishcheva

Ph.D., Associate Professor, Department of Linguistics and Professional Communication in the Sphere of Media Technologies, Institute of International Relations and Socio-political Sciences, MSLU; e-mail: [email protected]

GERMANY - BANGLADESH: THE ROLE OF THE HUMANITARIAN RELATIONS AT THE BEGINNING OF THE 21ST CENTURY

In the article the author analyzes the transformation of humanitarian cooperation between Germany and Bangladesh at the beginning of the 21st century. In this paper it is also demonstrated the specific development of interaction between Germany and Bangladesh in such spheres as science, education and culture, where the "soft" power plays one of the significant roles and contributes to strengthen in the bilateral relations between the states.

Key words: humanitarian relations; Germany; Bangladesh; South Asia; "soft" power"; globalization.

В эпоху глобализации взаимодействие в области культуры и науки между государствами стремительно развивается и по-прежнему остается неотъемлемой частью гуманитарного сотрудничества. В глобализирующемся мире сегодня можно наблюдать стирание границ,

взаимопроникновение культур, традиций, смешение различных национальностей: «Глобализация - относительно новое понятие, которое обычно используется, чтобы описать постоянный, многовекторный процесс в изменяющемся мире. Мир становится единым мировым рынком. Время и пространство сокращаются благодаря современным телекоммуникациям, которые позволяют почти мгновенно связаться людям в любом уголке мира. Культуры смешиваются, с одной стороны, культурные ценности Севера перенимаются Югом, однако, с другой стороны, этнические особенности и идентичность усиливаются...» [11].

В связи с этим возникает необходимость в ведении диалога между цивилизациями. В 2001 г. экс-генеральный секретарь ООН Кофи А. Анан сформировал группу ученых из 18 стран, которые подготовили доклад «Преодолевая барьеры. Диалог между цивилизациями» ("Crossing the Divide. Dialogue among Civilizations"). В нем говорилось, что «в XXI в. самыми серьезными угрозами современной безопасности будут культурные, а не экономические или политические проблемы...» [1, с. 64].

Культура может рассматриваться как ресурс, капитал и «мягкая сила». Джозеф Най понимает культуру как один из трех источников национальной «мягкой силы». Нэнси Сноу считает, что «мягкая сила - сила культуры» [7].

Для Германии Бангладеш является важным партнером не только в экономической и политической сферах, но и в культурной области.

За реализацию и продвижение немецких культурных, образовательных и языковых программ в Бангладеш отвечают три основных организации ФРГ: иституты Гёте; ДААД (Германская служба академических обменов); ПАД (Служба образовательных обменов).

В Пакистане наравне с ДААД важную роль играет немецкий Фонд имени Александра фон Гумбольдта. Кроме того, за осуществление многих пакистано-германских образовательных и культурных программ в стране отвечает Комиссия по высшему образованию (Higher Education Commission (далее HEC). Основной акцент в обмене между студентами из Германии и Пакистана делается на изучении естественных наук и лингвистики. В 2009 г. Организация ДААД открыла в Исламабаде Информационный центр.

Особенно заметную роль в развитии германо-пакистанского культурного и научного сотрудничества играет институт Гёте в Карачи.

Активную политику в области продвижения немецкого языка и культуры в Пакистане проводят Аннемари Шиммель Хауз в городе Лахоре, а также Пакистано-германская ассоциация содружества Исламабада (PGFA).

Иститут Гёте начал свою работу в 1961 г. в двух крупнейших городах Бангладеш: Дакке и Читтагонге до того, как Бангладеш стал независимым государством. После обретения Бангладеш независимости (в результате его отделения от Пакистана в 1971 г.), институты Гёте в Дакке и Читтагонге были официально закрыты из-за Освободительной войны и нестабильной обстановки в Бангладеш. И только в 1974 г. Институты Гёте в Дакке и Читтагонге возобновили свою работу [4].

Институт Гёте в Дакке с головным офисом в Мюнхене предлагает различные образовательные и культурные программы и мероприятия, чтобы должным образом представить немецкую культуру в Бангладеш благодаря организации совместных семинаров, лекций, выставок, театральных постановок и т. д. [8].

Следует отметить и другое направление в продвижении немецкого языка и образования. Немецкий язык, на котором разговаривают более 100 млн человек, стал одним из самых востребованных европейских языков в мире [9, с. 233]. В 2008 г. благодаря поддержке МИД ФРГ совместно с Центральным управлением школ за рубежом (ZfA), институтом Гёте, Службой академических обменов ФРГ (PAD), а также Германской академической службой обменов (ДААД) была создана программа «Школы: партнеры на будущее» ("Schools: Partners for the Future", PASCH) [10] - инициатива по расширению обучения немецкого языка в динамично развивающихся экономиках Азии, Ближнего Востока, СНГ. Бундестаг ФРГ поддерживал эту Программу и подчеркивал особую значимость образовательной работы за рубежом, способствующую расширению и развитию сети немецких школ за границей. С января 2009 г. Программа «Школы: партнеры на будущее» проводит обучение бангладешских преподавателей как учителей немецкого языка. Подготовка преподавателей немецкого языка осуществлялась в пяти PASCH школах в Бангладеш. В инновационную Программу «Школы: партнеры на будущее» были включены также две престижные школы из Бангладеш и Индии (Oxford International School и South Point School) [6]. Всего более

1500 партнерских школ присоединились к Программе «Школы: партнеры на будущее» [6]. К инновационным проектам этой Программы присоединились и две престижные школы из Бангладеш и Индии. Иностранные выпускники и преподаватели, прошедшие стажировку или обучение в Германии, имеют возможность поддерживать контакты со своими немецкими коллегами через различные организации, такие как ДААД, а также благодаря открывшемуся для Бангладеш в 2010 г. бесплатному информационному интернет-порталу для бывших бангладешских стипендиатов "Alumniportal Deutschland", который финансируется правительством ФРГ [6].

Одной из влиятельных германо-бенгальских организаций является Бенгальский клуб Гумбольдта, созданный в 1983 г. и переименованный в 2004 г. в Бенгальскую ассоциацию стипендиатов Гумбольдта (Association of Humboldt Fellows Bangladesh) [2]. Основные цели этой организации следующие: осуществление академического и культурного обмена между Германией и Бангладеш; организация совместных конференций, семинаров, лекций; помощь бывшим стипендиатам в предоставлении различных видов поддержки со стороны Фонда им. Александра фон Гумбольдта; привлечение других исследовательских организаций ФРГ к германо-бенгальской научной работе и т. д.

Однако в Бангладеш из-за бедности и стремительного роста населения не хватает мест в учебных заведениях, кроме того, получение хорошего образования в этой стране стоит дорого (не говоря уже о высшем образовании, так как даже среднее образование носит элитарный характер). В связи с этим показатель неграмотности населения Бангладеш один из самых высоких в Южной Азии.

Поэтому Бенгальская ассоциация стипендиатов Гумбольдта (благодаря привлечению внимания со стороны общественности и других исследовательских организаций) пытается помочь массовому образованию и поддержке молодых талантливых исследователей из Бангладеш.

Немецкая неправительственная организация SUROVI, созданная в 1979 г. [3], может служить одним из примеров эффективной работы негосударственных организаций и ведомств ФРГ в области образования на территории Бангладеш. Цель организации - посредством проектов в области образования, тренингов и других образовательных

мероприятий способствовать продвижению образования, а также обеспечению прав менее защищенных слоев населения Бангладеш: детей и женщин из бедных районов страны.

Следует отметить работу официальных ведомств ФРГ с местными бенгальскими неправительственными организациями. К примеру, посольство ФРГ в 2012 г. профинансировало строительство библиотеки на территории колледжа Деботтор в городе Пабна (Бангладеш) в размере 1 500 000 Тк (така) [5]. Местная неправительственная организация Фонд помощи в области образования также помогла колледжу во время строительства библиотеки, которая была необходима студентам для обучения. Кроме того, благодаря этой финансовой помощи колледж еще закупил для библиотеки необходимые учебные материалы и пособия.

Немецкий язык, на котором разговаривают более 100 млн человек в Европе [9, с. 233], а во всем мире - примерно 15 млн выбрали его в качестве иностранного (к примеру, больше всего изучают немецкий язык в Польше, России, во Франции), стал одним из самых востребованных европейских языков в мире. Однако последние несколько лет наблюдается тенденция к снижению интереса к этому языку. В связи с этим правительство и МИД ФРГ, а также ряд немецких фондов и неправительственных организаций инвестирует достаточно большое количество средств на продвижение и поддержку за рубежом немецкого языка, который является ключевым инструментом в развитии долгосрочных и стабильных отношений Германии с другими государствами в политической, экономической, культурной сферах.

Таким образом, ФРГ, ежегодно выделяя значительные средства на продвижение немецкого языка и культуры, финансируя немецкие учебные заведения за рубежом, стремится, с одной стороны, развивать дружеские отношения с Бангладеш, а с другой - упрочить свои позиции в южноазиатском регионе. Из-за низкого уровня образования и подготовки граждан в Бангладеш, а также из-за довольно медленных темпов развития в сфере новых технологий и инновационных проектов, Бангладеш по многим показателям еще отстает в социально-экономической сфере и 1Т-секторе от других стран в Южной Азии. Поэтому благодаря финансовой и гуманитарной поддержке Германия стремится помочь Бангладеш в развитии сфер образования и подготовке кадров, что позволит этой стране в будущем конкурировать с другими южноазиатскими государствами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кузык Б. Н. Россия в цивилизационном измерении: Фундаментальные основы стратегии инновационного развития. - М. : Институт экономических стратегий, 2008. - 864 с.

2. Association of Humboldt Fellows Bangladesh. - URL : http://www.ahfb.org. bd/Activites.aspx

3. Cooperation with SUVORI to fund school renovation work in Mirpur. - URL :

http://www.dhaka.diplo.de/Vertretung/dhaka/en/07/EZ__Praxis/NGOs__

in_BD/Surovi.html

4. Fifty years of Goethe-Institute. - URL : http://www.goethe.de/ins/bd/dha/uun/ gi/gi/en8151713.htm

5. German Embassy funds Debottor College in Pabna. - URL : http://www.

dhaka.diplo.de/Vertretung/dhaka/en/07/EZ_Praxis/NGOs_in_BD/Edu

Aid_Pabna.html

6. Harun ur Rashid. Bilateral relations between Bangladesh and Germany // The Daily Star. - July, 2009. - URL : http://thedailystar.net/newDesign/news-details/php?nid=97200

7. Hyungseok Kang. Reframing Cultural Diplomacy: International Cultural Politics of Soft Power and the Creative Economy. - URL : http://www. culturaldiplomacy.org/academy/content/pdf/participant-papers/2011-08-loam/Reframing-Cultural-Diplomacy-International-Cultural-Politics-of-Soft-Power-and-the-Creative-Economy-Hyungseok-Kang.pdf

8. Khan Ferdousour Rahman. German-Bangladesh relations // The Financial Express. - Dhaka. - February, 2008.

9. Monika Mokre, Gilbert Weiss, Rainer Bauboeck (Hg.). Europas Identitaeten: Mythen, Konflikte, Konstruktionen // Rudolf de Cillia. Grundlagen und Tendenzen der europaeischen Sprachenpolitik. - Frankfurt am Main : Campus Verlag GmbH, 2003 - P. 231-256.

10. Promotion of the German language. - URL : http://www.auswaertiges-amt. de/EN/Aussenpolitik/KulturDialog/Sprache/DeutscheSprache_node.html

11. Takebackwisconsin.com. - URL : http://www.takebackwisconsin.com/ Documents/Glossary.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.