УДК 574/577 + 1(091)
ГЕРМАФРОДИТЫ, ИНТЕРСЕКСЫ И АНДРОГИНЫ В МИФОЛОГИИ, ФИЛОСОФИИ
И ПРИРОДЕ
О.М. Иванова-Казас
Санкт-Петербургское отделение Российской академии естественных наук, Санкт-Петербург, Россия
Эл. почта: [email protected] Статья получена редакцией 13.12.2011, принята к печати 15.01.2012
Половое размножение и его происхождение входят в число фундаментальных проблем современной эволюционной биологии. С другой стороны, отношения между полами живо интересовали людей всегда, что нашло отношение в мифах и некоторых философских концепциях. Содержание настоящей статьи основано преимущественно на древнегреческом мифе о Гермафродите и на истории андрогинов из сочинения Платона «Пир»; рассмотрены также некоторые египетские и индуистские космогонические мифы. Хотя Платон дал очень конкретное описание андрогинов, специалисты-мифологи стали считать проявлениями андрогинности все случаи порождения потомства без предварительного полового акта. Поэтому они относили к ней не только гермафродитизм, но также явления, близкие к партеногенезу и бесполому размножению. С другой стороны, философы-идеалисты XIX и XX вв. полагали, что смысл половых отношений не в продлении рода, а в стремлении к воссоединению противоположностей и достижению совершенства таким путем. Совершенными двуедиными существами они считали андрогинов. К их числу они причисляли Христа, деву Марию и ангелов. Эти философы считают, что люди должны стремиться и когда-нибудь достигнут андрогинного состояния. В статье в заключение показано, какой убогой станет человеческая жизнь, если люди вдруг станут андрогинами (т.е. фактически гермафродитами). Ключевые слова: половое размножение, гермафродитизм, андрогинность, интерсексуальность, мифология, философия, искусство.
HERMAPHRODITES, INTERSEXES, AND ANDROGYNES IN MYTHOLOGY, PHILOSOPHY, AND NATURAL SCIENCES O.M. Ivanova-Kazas
Saint-Petersburg Branch of the Russian Academy of Natural Science, Saint-Petersburg, Russia
E-mail: [email protected]
Sexual reproduction and its origin are rated as fundamental problems of modern evolutionary biology. On the other hand, sexual relationships have always attracted sharp interest as reflected in myths and certain philosophical concepts. The present article is mainly based on the ancient Greek myth about Hermaphrodites and on the story about androgynes from the Plato's work "The Feast" and also touches upon some Egyptian and Indian cosmogonic myths. Although Plato's description of androgynes is very concrete, mythologists used to regard all cases of bringing progeny without prior sexual intercourse as androgynous, including hermaphroditism proper, and also parthenogenesis and other forms of asexual reproduction. Moreover, some idealist philosophers in XIX and XX centuries believed that the essence of sexual relationships is not self-reproduction but self-perfection by reunification of opposites, the utmost perfect twofold creatures being androgynes, including Jesus Christ, the virgin Mary, and angels. Therefore, androgynism is what human race should strive for and will reach sometimes. The paper is concluded with a draft of what a meager life would be in such a case.
Keywords: sexual reproduction, hermaphroditism, androgynism, intersexuality, mythology, philosophy.
Одним из основных свойств всех живых существ является способность к размножению. Его смысл состоит не только в увеличении количества этих существ, но и в их самовоспроизведении — передаче от родителей потомкам генетически обусловленных морфофизиологических характеристик. Процесс размножения в ходе эволюции приобрел разнообразные формы, оправдывающие себя в различных экологических условиях. Первые одноклеточные существа размножались бесполым путем (преимущественно делением). Позднее у них возникло и половое размножение, при котором исходной стадией индивидуального развития служит зигота, получившаяся в результате слияния двух половых индивидов. У многоклеточных животных половыми клетками являются яйцо и сперматозоид, и соответственно
различаются самки и самцы. Главное преимущество полового размножения перед бесполым состоит в том, что при оплодотворении происходит объединение разных генотипов, комбинируются разные гены, что дает материал для естественного отбора. Поэтому в процессе эволюции бесполое размножение постепенно затухает, а у высших животных (членистоногих, позвоночных) оно вообще отсутствует, и размножение осуществляется только половым путем и наблюдается раздельнополость.
Вопросы эволюционных преимуществ и эволюционного происхождения полового размножения привлекали пристальное внимание Ч. Дарвина и А. Вей-смана. Этой теме посвящены целые монографии виднейших эволюционистов XX в. Дж. Мейнарда-Смита [14] и Дж. Уильямса [16]. Среди самых последних веяний в этой области можно отметить выдвину-
тую в рамках симбиотической теории гипотезу о том, что половое размножение является побочным результатом эволюционного возникновения эукариот [13], а также гипотезу о том, что решающие преимущества полового размножения на ранних этапах эволюции были связаны с противодействием паразитизму [15].
Все эти вопросы невозможно осветить сколько-нибудь подробно в статье, где речь пойдет о преломлениях, которые они получали не в науке, а в мифологии и искусстве, начиная с глубокой древности, когда, вероятно, уже обращалось внимание не только на отклонения от нормы при половом размножении, но и на другие формы размножения, фактически, вторичные по отношению к половому.
Так, у гермафродитов в теле присутствуют одновременно половые железы обоего пола. Гермафро-дитные виды встречаются во многих группах многоклеточных животных (например, у пиявок, усоногих раков и моллюсков). А у животных, ведущих сидячий (прикрепленный к субстрату) или эндопаразитиче-ский образ жизни, при котором встреча особей разного пола затруднена, гермафродитизм (и бесполое размножение) становится правилом. Таковы, например, мшанки и асцидии.
Однако и при гермафродитизме иногда (когда это оказывается возможным) происходит перекрестное оплодотворение. В то же время существуют приспособления, ограничивающие возможность самооплодотворения. Так, при протерандрическом гермафродитизме животное в начале жизни является самцом, а потом становится самкой; обратные отношения наблюдаются при протерогинии.
От настоящих гермафродитов следует отличать ин-терсексов, в теле которых содержатся половые железы только одного какого-то пола, но присутствуют вторичные половые признаки обоих полов; это крайне редкое аномальное явление, обусловленное какими-то нарушениями в генетическом и эндокринном аппарате.
Существует еще и партеногенез - это упрощенное половое размножение, при котором зародыш развивается из неоплодотворенного яйца. Это явление не редкость в животном царстве, но человеку оно не присуще.
В древнегреческой мифологии Гермафродит - это сын бога путешественников, торговцев (и жуликов) Гермеса и богини любви Афродиты, имена которых соединены в его имени. Сначала это был юноша, отличавшийся только необыкновенной привлекательностью. Когда он купался в озере, в него влюбилась нимфа этого озера Салмакида. Она обняла его, тесно прижалась и стала целовать, а Гермафродит сопротивлялся и вырывался. Тогда она обратилась к богам с просьбой навсегда соединить ее с ним, и ее просьба была выполнена. Овидий описывает это следующим образом:
... Соединились тела, и лицо у них стало едино... Стали не двое они по отдельности, - двое в единстве: То ли жена, то ли муж, не скажешь, - но то и другое. Только лишь в светлой воде, куда он спустился мужчиной,
Сделался он полумуж, почувствовав, как разомлели
Члены, он руки простер и голосом, правда, не мужа, -Гермафродит произнес: «Вы просьбу исполните сыну, -
О мой родитель и мать, чье имя ношу обоюдно: Пусть, кто в этот родник войдет мужчиной,
Выйдет - уже полумуж, и сомлеет, к воде прикоснувшись».
Тронуты мать и отец; своему двоевидному сыну Вняли и влили в поток с подобающим действием зелье. [6].
После этого все люди, купавшиеся в том же водоеме, становились похожими на Гермафродита после его слияния с Салмакидой. Но о том, как выглядел этот преображенный Гермафродит, Овидий не сообщает. Салмакида, должно быть, надеялась, что после соединения получится такое существо, как на рис. 1, и она будет иметь возможность любоваться Гермафродитом, беседовать и даже целоваться с ним, но боги сыграли с ней злую шутку. Р. Грейвс [2, с. 48 и 51]), не вдаваясь в подробности, сообщает, что Гермафродит имел (приобрел?) длинные волосы и женские груди, а нижняя часть его тела была (осталась?) мужской. Таким образом, красивый юноша превратился в урода, а женская голова влюбленной Салмакиды, оказавшаяся в составе его тела, едва ли испытывает какую-нибудь радость от присутствия нижней мужской его половины. Странно, почему Афродита (богиня любви!) не восстановила прекрасный облик своего сына.
Рис. 1. Так, возможно, представляла себе Салмакида результат соединения с Гермафродитом (рисунок автора).
О дальнейшей судьбе Гермафродита и о том, много ли несчастливцев уподобились ему, искупавшись в том же водоеме, в мифологии ничего не сказано. Замечу, что имя Гермафродит (как собственное или как нарицательное) ни в каких других греческих мифах больше не упоминается, но зоологи использовали его, значительно изменив его содержание (см. выше). С зоологической точки зрения мифологический Гермафродит, который имел, по-видимому, только мужскую половую систему, должен быть признан интерсексом. И никакого потомства он после себя не оставил.
Более счастливо кончилась сходная история из китайской мифологии. Жили некогда брат и сестра, которые вопреки существующим обычаям поженились. В наказание они были сосланы в горы и там, обнявшись, умерли от голода и жажды. Их пожалел бог Юйцян и накрыл их тела травой бессмертия. Через 7 лет они ожили, но за это время их тела срослись, и получилось двуполое существо с двумя головами, двумя парами рук и ног. Это существо производило на свет детей такого же строения. В результате возник целый род, получивший название «мэншуан» -сросшиеся [12].
Китайские «сросшиеся» относятся к настоящим, но довольно своеобразным гермафродитам. К ним больше подходит название «андрогины», внесенное в мифологию Платоном (1У-Ш вв. до н.э.). В сочинении этого автора «Пир» [7] один из пирующих рассказывает: «Когда-то наша природа была не такой, как теперь, а совсем другой. Прежде всего люди были трех полов, а не двух, как ныне - мужского и женского, ибо существовал еще и третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих полов - андрогины. Тело у всех них было округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых; голова же у двух этих, глядящих в противоположные стороны, была общая, ушей имелось две пары, срамных частей две, а прочее можно представить себе по всему, что уже сказано. Передвигался такой человек либо прямо, во весь рост, -так же, как мы теперь, но любой из двух сторон вперед, либо, если торопился, шел колесом, занося ноги вверх и перекатываясь на восьми конечностях, что позволяло ему быстро бежать вперед. А было этих полов три потому, что мужской пол искони исходит от Солнца, женский - от Земли, а совмещавший оба этих - от Луны, поскольку и Луна совмещает оба начала. Что же касается шаровидности этих существ и их кругового перемещения, то и тут сказывалось сходство с их прародителями».
Замечу, что в биологическом отношении они были совершенно нелепыми, и каждый андрогин был, в сущности, не одним человеком, а двумя, сросшимися своими спинами. Даже передвигаться обыкновенным человеческим способом им было очень трудно, ходить на ногах было неудобно, так как у двух присущих им пар ног ступни были направлены в разные стороны. На рис. 2 ясно видно, что «он» идет решительным шагом вперед, а «она» пятится назад, кое-как перебирая ногами. А когда они катились кувырком, все у них, должно быть, мелькало перед глазами и в голове все путалось; смотреть по сторонам не было возможности и, чтобы следить за направлением движения, приходилось часто останавливаться.
Рис. 2. Платоновский андрогин (рисунок автора).
Далее сообщается: «Страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов». Обеспокоенный этим Зевс решил разрезать их пополам. «А если они и после этого не угомонятся и начнут буйствовать, я, сказал он, рассеку их пополам снова, и они запрыгают у меня на одной ножке». И он произвел эту операцию, а Аполлон, по приказу Зевса, повернул каждой половине лицо в сторону разреза и, чтобы закрыть рану, стянул отовсюду кожу на сторону, ставшую теперь животом, и связал ее на месте, превратившемся в пупок. После этого «... каждая половина устремилась к другой своей половине, они обнимались, сплетались и, страстно желая срастись, умирали от голода и вообще от бездействия, потому что ничего не хотели делать порознь». Тогда Зевс придумал другое устройство -переставил на брюшную сторону и срамные части (должно быть, ему пришлось переориентировать также конечности).
«Итак, каждый из нас - это половина человека, рассеченного на две камбалообразные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину. Мужчины, представляющие собой одну из частей того двуполого прежде существа, которое называлось андрогином, охочи до женщин, и блудо-деи в большинстве своем принадлежат именно к этой породе, а женщины такого происхождения падки до мужчин и распутны. Женщины же, представляющие собой половину прежней женщины, к мужчинам не очень расположены, их больше привлекают женщины, и лесбиянки принадлежат именно к этой породе. Зато мужчин, представляющих собой половину прежнего мужчины, влечет ко всему мужскому. Возмужав, они любят мальчиков, и у них нет природной склонности к деторождению и браку.».
Строго говоря, положение андрогинов до их рассечения было незавидным. Оба партнера даже не могли посмотреть в лицо друг другу, они могли только разговаривать. Исчерпав все темы, они, должно быть, переходили на колкости и начинали искать
других собеседников. Конечно, Платон не имел никакого представления о половых клетках и процессе оплодотворения, но нет никаких сомнений в том, что его двуполые андрогины были настоящими гермафродитами и были способны не только к самооплодотворению, но и к совокуплению между собой и с однополыми парами.
Предполагается, что Платон положил в основу своего произведения сюжет какого-то более древнего мифа. Вообще в примитивных мифологиях часто первопредками людей считаются какие-то двуполые или бесполые существа. Об этом свидетельствует африканская фигурка, изображенная на рис. 3.
Рис. 3. Африканская ритуальная фигурка (воспроизведено по [3]).
Хотя Платон дал своим андрогинам совершенно конкретное описание, в современной мифологии (не в самих мифах, а в науке о них) содержание названия «андрогин» сильно расширилось, и андрогинно-стью стали считать все случаи рождения потомства без предварительного полового акта (настоящий гермафродитизм, партеногенез, бесполое размножение, а также создание живых существ мыслью какого-то божества). Приведу несколько примеров такой мифологической андрогинности, взятых преимущественно из энциклопедии «Мифы народов мира» [5].
Специалисты-мифологи причисляют к андрогинам однополые существа (чаще всего это были женщины), порождающие потомство без посторонней помощи. Так, древнегреческая богиня Гея (Земля) совершенно самостоятельно родила Урана (Небо), что больше всего походит на партеногенез. Потом она вступила в любовную связь с Ураном и уже вместе с ним произвела на свет титанов, циклопов, гекатон-хейров и др.
Во многих мифологиях фигурирует Мать-прародительница всего человечества. Гораздо реже (в некоторых космогонических мифах) в роли родителей-одиночек выступают мужчины. Так, по одному из египетских мифов бог Солнца Ра, который выглядел как мужчина с головой сокола, родился из цветка лотоса, выросшего на первозданном холме. «Заплакал младенец от радости, что обрел жизнь, и слезы его, касаясь холма, превращались в людей» (при желании
это можно рассматривать как оплодотворение Земли слезами бога). А в другом мифе в рот Ра каким-то образом попала его собственная сперма, после чего он родил (выплюнул) еще двух богов: бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут. Это уже можно трактовать как самооплодотворение, а самого Ра можно считать гермафродитом.
Согласно «Ригведе» — древнейшему памятнику индуистской литературы - вначале не было ничего, кроме воды. Потом вода породила огонь, и от тепла возникло Золотое яйцо, из которого вылупился бог Брахма. Оглядевшись вокруг, он увидел, что он одинок во Вселенной, и ему стало страшно. Тогда он «силой своей мысли» породил семерых сыновей, которые выходили из разных частей его тела: из глаз, из уст, из ноздрей, из ушей и т.д. Его старшим сыном был Маричи, рожденный душой Брахмы. Еще восемь сыновей вышли из его пупа (перечислять их всех нет надобности), важно только, что из большого пальца правой ноги вышел бог Дакша, а из большого пальца левой ноги - богиня Вирини. Дакша и Вирини стали супругами и продолжили дело заселения Земли половым путем. Хотя, что значит «вышли» - неясно, а весь процесс напоминает бесполое размножение путем почкования. Одним из потомков Брахмы был Вишну, который сначала считался второстепенным богом, а потом приобрел значение хранителя Мироздания и вместе с Брахмой и Шивой вошел в состав Тримурти (это нечто вроде христианской Троицы).
По другому мифу, несколько противоречащему изложенному выше, на заре творения томимый одиночеством Брахма разделился надвое, и из тела его возникла женщина - Савитри, столь прекрасная, что он не мог на нее наглядеться. Когда она стояла справа, на правой стороне его головы возникало новое лицо, когда слева - такое же лицо слева. Так у него образовалось пять лиц. Брахма сделал Савитри своей супругой, и они породили остальных богов. Возникновение Савитри произошло, в сущности, бесполым путем - путем деления.
Но современные мифологи считают Ра и Брахму андрогинами.
Некоторые мифологические персонажи могли по желанию изменять свой пол. Нечто подобное существует и в природе. При протерандрическом гермафродитизме пол меняется с возрастом - сперва животное функционирует как самец, а потом - как самка или самки. Способность изменять свой пол приписывалась также Шиве. Этот бог вообще характеризуется в мифологии как бивалентная фигура - он фигурировал как создатель и как разрушитель, иногда он творит добро, а иногда - зло.
Один из важных догматов индуизма состоит в том, что Вселенная периодически разрушается, а потом воссоздается. Каждый такой период (кальпа) равен 8 640 000 000 годам. К смене этих периодов имели отношение два бога, Шива и Вишну: Шива - преимущественно к разрушению мира, а Вишну - к его восстановлению [5, 9]. В конце каждого такого цикла Вишну вбирает в себя Вселенную и погружается в сон, лежа на многоголовой змее Шеше, плавающей по Мировому океану. А когда Вишну просыпается, из его пупа вырастает лотос с сидящим в нем Брахмой (рис. 4), который заново творит Вселенную. В этом мифе Брахма рождается в результате почкования.
Рис. 4. Вишну и рождение Брахмы (воспроизведено по [4]).
Рис. 5. Алхимический андрогин (воспроизведено по [11]). Рис. 6. Средневековый андрогин (воспроизведено по [11]).
Обсуждая проблемы размножения, нельзя не упомянуть, что в мифах считаются возможными супружеские отношения между людьми и животными, а также порождение одним видом животных потомства, относящегося к другому виду. Интересный пример такого рода дает нам потомство Тифона и Ехидны. Оба они были полулюди и полузмеи, а родились от них Немейский лев, Сфинкс, трехглавый пес Цербер и знаменитая Химера. У Химеры тоже было три головы, но разные: льва, козы и змеи. Только змеиную голову она могла унаследовать от своих родителей, а откуда взялись головы льва и козы? Таким образом, мифологическое размножение не всегда следует законам наследственности, но зато способствует биоразнообразию.
Хотя в Средние века в Европе языческие религии были вытеснены христианским монотеизмом, воображение людей продолжало работать. Поэтому представление о двуполых существах обросло мистическими атрибутами. На рис. 5 андрогин изображен как человек с двумя головами (мужской и женской), но, в отличие от платоновского, только с двумя руками и двумя ногами; это - алхимический символ единства [8]. А на рис. 6 вся правая половина тела ан-дрогина женская, а левая мужская, так что он держит меч в левой руке. Кроме того, он снабжен крыльями летучей мыши и попирает ногами тоже андрогинно-го дракона, у которого много голов, в том числе одна женская и одна мужская (никаких дополнительных сведений об этом андрогине мне найти не удалось).
Тема андрогинности затрагивает, по-видимому, какие-то струны человеческой психологии и продолжает обсуждаться на все лады до сих пор, так что нам следует перейти от наивной древней мифологии к более поздней философии. Интересно, что в некоторых мидрашах (средневековых теологических трактатах, толкующих Библию и Талмуд) платоновская история повторяется лишь с незначительными изменениями: «Адам и Ева созданы были как единое существо, что срослось плечами спина к спине; затем Господь разделил их, ударом топора рассекши их на мужчину и женщину» (цит. по [10]).
В XIX в. андрогины стали обсуждаться не только в мифологии, но также в художественной литературе, богословии и в философии мистического направления. Таким образом, проблема отношений между полами перешла из материального мира в идеальный. Утвердилось мнение, что смысл половых отношений состоит не в продлении рода.
Немецкий писатель-романтик Франц фон Баадер писал: «...Андрогин существовал в начале времен и появится вновь в конце времен. Человек станет подобен ангелам, андрогинам». (Однако, судя по Библии, ангелов следовало бы считать существами мужского пола, так как однажды они прельстились «дочерьми человеческими» и породили великанов.) «Цель брака как таинства, - писал этот автор, - восстановление небесного или ангельского образа человека, каковым ему должно быть». Любовь между полами не следует смешивать с инстинктом продолжения рода; истинная ее функция - «помочь мужчине и женщине воссоединить внутри себя завершенный и исполненный полноты человеческий образ, который зовется божественным или изначальным образом» (см. [10]).
Риттер, другой немецкий писатель того же времени, считал, что человек будущего, подобно Христу, должен быть андрогином. «Ева, - писал он, - была порождена мужчиной без участия женщины; Христос был рожден женщиной без участия мужчины; ими же двумя (Христом и Марией) будет рожден андрогин. Но при этом муж и жена сольются, став единой плотью». Тело, рожденное таким образом, будет бессмертно (см. [10]). Но почему Христос был признан андрогином, остается непонятным.
Уже в начале ХХ в. сходные идеи высказывал русский религиозный философ Н.А. Бердяев. По его мнению, разделение на мужское и женское присуще всему космосу. «Но мировая дифференциация на мужское и женское не в силах окончательно изничтожить коренную исконную бисексуальность, андро-гиничность человека, т.е. образ и подобие Божье в человеке» (см. [10]). Конечно, Бога можно себе представлять как существо, включающее в себя в идеальной форме все элементы Вселенной, но акцентировать его бисексуальность мне кажется по меньшей мере вольнодумством.
Авторы этих рассуждений не только игнорируют данные биологии, свидетельствующие об эволюционном происхождении человека, но очень вольно и совсем не логично толкуют и библейскую легенду о его создании. Получается, что человек был создан андрогином, и это считается проявлением совершенства, самодостаточности, а потом Бог почему-то раз-
делил мужское и женское начало (путем создания Евы из ребра Адама) и тем самым низвел человека до уровня животных, которые (по Библии) с самого начала были раздельнополыми. А если так, то следует признать, что солитер, паразитирующий в кишечнике человека, - существо более совершенное, чем сам человек. Кроме того, стремление к андрогинному состоянию противоречит божьей воле. Интересно, в какой мере это соответствует ортодоксальному богословию?
М. Элиаде пишет: «.Во всех этих мифах и символах, всех этих обрядах и мистических техниках, этих легендах и верованиях. более или менее ясно проглядывает представление о coincidentia oppositorum, воссоединении противоположностей, слияние фрагментов в единое целое». Он считает, что представление о двуполом существе является «парадигмой всякого существования», и относит к андрогинам богов из мифологии разных народов, если они «зачинали самостоятельно», независимо от того, морфологическими признаками какого пола они обладали. Эту концепцию Элиаде можно квалифицировать как диалектический идеализм.
А теперь попробуем представить себе, какой станет наша жизнь, если люди вдруг (не дай Бог!) превратятся в андрогинов. Замечу, что витающие в эмпиреях философы не интересуются грубо материальной анатомической стороной дела, у них андрогин - это какая-то абстракция; они ничего не сообщают о том, как будет выглядеть этот будущий совершенный человек.
Если люди станут андрогинами (гермафродитами) и у них будет происходить внутреннее самооплодотворение, то половой акт и органы, участвующие в нем, станут ненужными и исчезнут. А чтобы вынашивать детей в своем чреве, рождать их обыкновенным образом и потом кормить молоком, андрогины должны анатомически быть похожи на женщин. Самое большее, что в их внешности будет от мужского пола, это, может быть, развитая по-мужски мускулатура, а также усы и борода. Короче говоря, это будет мужеподобная женщина - образ малопривлекательный! Впрочем, внешняя привлекательность андро-гинам не нужна.
Вообще, в случае перехода к андрогинности эмоциональная жизнь людей сильно обеднеет, не будет ни любовной эйфории, ни мук ревности, которые питают поэзию и другие искусства. Из эмоций останутся только забота о потомстве (как у животных), честолюбие и стяжательство - какими сухарями будут эти «совершенные» люди! Семейная жизнь тоже упростится - все андрогины станут подобны матерям-одиночкам. Должно быть, они будут жить в каких-нибудь общежитиях, похожих на монастыри. Кто захочет, сможет заниматься науками или искусствами, но таких произведений, как «Севильский цирюльник», «Кармен», «Евгений Онегин», они уже не создадут, а относиться к этим созданным ранее произведениям будут как к древним мифам, полагая, что ничего подобного в реальной жизни происходить не могло.
Кому это нужно?
Литература
1. Афонькин С. Ну почему мы не гермафродиты? // http://bio.1september.ru/article. рИр?ГО=200000405.
2. ГрейвсР. Мифы Древней Греции. - М., 1992.
3. Диксон О. Шаманские учения клана Ворона. - М. : Рефл-бук, 2000.
4. Мифологический бестиарий. — Калининград : Янтарный сказ, 1999.
5. Мифы народов мира. Т. 1. — М., 1987; Т. 2. — М., 1988.
6. Овидий Публий Назон. Метаморфозы / Перевод с лат.: С. Шервинский. — М. : Художественная литература, 1983.
7. Платон. Пир. — СПб., 1992.
8. Темкин Э.И., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии. — М., 1982.
9. Тресиддер Д. Словарь символов. — М., 1999.
10. ЭлиадеМ. Мефистофель и Андрогин. — СПб. : Алетейя, 1998.
11. Энциклопедия сверхъестественных существ. - М. : ЛОКИД-МИФ, 1997.
12. Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. -М., 1987.
13. Bell P.J. Sex and the eukaryotic cell cycle is consistent with a viral ancestry for the eukaryotic nucleus // J. Theor. Biol. -2006. - Vol. 243. - P. 54-63.
14. Maynard Smit J. The evolution of sex. - Cambridge, UK : Cambridge University Press, 1978.
15 Morran L.T., Schmidt O.G., Gelarden I.A. et al. Running with the Red Queen: Host-parasite coevolution selects for biparental sex. // Science. - 2011. - Vol. 333. - P. 216-218.
16. Williams G. Sex and evolution. -Princeton, N.J : Princeton University Press., 1975.