ТЕМАТИЧЕСКИЙ НОМЕР № 2 (64) 2018
«ВЕТЕРИНАРИЯ» —
Пьянов Б.В. к.в.н, ОАО «Урожайное»;
Конобейский А.В. гл.вет.врач ОАО «Урожайное»;
Душкин Е.В. д.б.н.;
Скрипкин В.С. доцент, СтГАУ;
Белугин Н.В. доцент, СтГАУ;
Писаренко Н.А. доцент, СтГАУ;
Шувалова Е.Н. ветеринарный врач
гепатозы у первотелок после отела и морфология общепатологических процессов, картина при вынужденном убое
В молочном животноводстве в настоящее время используется много современных технологий, особенно в кормлении, содержании и эксплуатации животных, а для рентабельности производства и экономической выгоды содержания самих животных ключевым фактором остаётся уровень надоя, получение как можно большего количества молока от животных является одной из первостепенных задач для производства. Наряду с этим, реализуя вышеизложенные планы, в хозяйствах производят ремонт и омоложение дойного поголовья, т.е. постепенный ввод молодых животных (отел нетелей) и замена возрастных и не выгодных в коммерческом отношении животных.
Однако в современных условиях интенсивного ведения молочного животноводства стоит остро проблема вынужденной выбраковки ценных животных на первых этапах получения молока, т.к. нарушение обменных процессов в организме, в частности жировая дистрофия печени, приводит к патологическим родам и послеродовой период заканчивается вынужденным убоем.
Целью исследования являлось более подробное освещение данной проблемы, которая заключается в прижизненной диагностике нарушений обмена веществ, в особенности жировой дистрофии печени, а также более точной интерпретации морфологических изменений в органах и тканях при вынужденном убое, и признаками нарушения обмена веществ при биохимическом исследовании сыворотки крови новотельных животных.
На многих комплексах нашей страны используют современные методики сбалансированного кормления высокопродуктивных животных, а разнообразие схем вакцинопрофилактики распространенных бактериальных и вирусных заболеваний способствуют повышению сохранности молодняка и защиту здоровья дойного поголовья, но увы вопрос адаптации организма животных после отёла, особенно первотёлок стоит остро, а при вынужденном убое специалисты не придают должного значения виду печени и других органов, судя о причине выбытия данного животного. А нарушение обмена веществ, сопровождающейся жировой дистрофией печени, вовлекает в патологический процесс многие жизненно важные органы. Поэтому важно более тщательно подходить к диагностике жировой и (или) токсической дистрофии
печени при жизни животного, а также при вынужденном убое проводить подробное изучение характера и интенсивности повреждений внутренних органов.
Поражения печени и интенсивность патологических процессов в других жизненных органах и тканях у животных после отёла обусловлена огромной ролью органа в метаболизме, так как печень является связующим звеном между портальным и общим кругом кровообращения, тем самым не один физиологический процесс в организме не обходится без участия печени. На ведущем месте среди патологий в послеродовой период у первотёлок на комплексах находится жировая и токсическая дистрофии печени, т.е. гепатозы.
Глубина дистрофических процессов в печени зависит от индивидуальных особенностей организма, тем не менее степень выраженности данных процессов у первотёлок и новотельных коров неодинаковы. К видовым особенностям микроскопического строения печени у молодых животных относится выраженная пестрота строения гепатоцитов, это явление обусловлено неодинаковым количеством компонентов в клетках и они отличаются по форме и размерам, и при неблагоприятных условиях поражение и распад гепатоцитов в печени у первотёлок протекает интенсивнее.
Токсическая дистрофия печени обусловлена чрезмерным воздействием избыточного аммиака, который не был обезврежен путём синтеза мочевины с большими затратами энергии, всему этому предшествовали нарушения обменных процессов, в частности недостаточность процессов дезамини-рования аминокислот. Как известно, синтез белков осуществляется в печени, а источником синтеза белков служат аминокислоты.
Материалы и методы. Исследования проводили в условиях животноводческого комплекса ОАО «Урожайное» Новоалександровского района, Ставропольского края на первотелках ярославской гол-штинизированной породы в возрасте 2.5 года, выше средней упитанности и массой тела 500 кг. В процессе исследований проводили анализ документации по отёлам и выбытию животных за период за 2015-2017 годы. Проводили биохимические исследования сыворотки крови, использовали клинические методы диагностики состояния печени у животных после отела, а также изучение морфологических изменений
Тематический номер «Ветеринария»
www.agroyug.ru
органов и тканей при картине жировой дистрофии печени при вынужденном забое.
Результаты исследований и их анализ. При
анализе ветеринарной документации за период исследования можно сделать вывод, что 19% первотёлок выбывали в течении двух недель после отёла с признаками прогрессирующей кахексии. При вынужденном забое у всех животных при внешнем осмотре отмечали взъерошенность волосяного покрова и обезвоживание организма (западение глазных яблок, сухость слизистых). При вынужденном убое регистрировали изменение печени, почек, сердца, поражение суставов, многочисленные кровоизлияния в подкожной клетчатке. При жировой дистрофии печени орган увеличен в размере, глинистого цвета, ткань хрупкая, при разрезе на ноже остаётся жирный налет, края разреза не сходятся , также отмечается застойная гиперемия, желчный пузырь также резко увеличен в размерах, при гистологическом исследовании рисунок дольчатого строения нечеткий, балочная структура разрушена, в гепатоцитах различной величины вакуоли (рис. 1, 2).
Рисунок 1. Жировая дистрофия печени. (макрокартина)
Рисунок 3. Жировая дистрофия почки. (макрокартина)
Рисунок 4. Жировая дистрофия почки. (микрокартина)
При жировой дистрофии печени, в хронической форме течения, отложение жира происходит в самой работающей мышце организма, в миокарде. При вынужденном убое на продольном разрезе миокард имеет пеструю окраску, это обусловлено образованием капелек жира в мышечных волокнах, который в свою очередь образован распадом комплекса липопротеидов мембран органелл клеток (рис.5). Точечные кровоизлияния на эндокарде обусловлены интоксикацией организма. (рис.6).
Рисунок 2. Жировая дистрофия печени. (микрокартина)
При жировой дистрофии почки увеличены в объеме, дряблой консистенции, орган приобретает серо-желтый окрас. При гистологическом исследовании выявляется отложение жира в эпителии канальцев
(рис. 3,4).
Рисунок 5. Дистрофия миокарда
ЭФФЕКТИВНОЕ №2 март
животноводство 2018
Рисунок 6. Точечные кровоизлияния на эндокарде
При жировой дистрофии печени характерно и поражение сосудов, атеросклероз, обусловленный отложением липидов в виде капель на стенках сосудов, в свою очередь пораженные сосуды склонны к разрывам с последующим кровоизлиянием (рис. 7).
У всех исследуемых в процессе испытаний животных 140 голов, проводили перкуссию печени после отела с целью определения границы области притупления.
Техника перкуссии границ печени доступна: при помощи плессиметра и перкуссионного молоточка используя технику «стокатто», по двенадцатому межреберью граница печеночного притупления находится на уровне середины лопатки, в десятом межреберье тупой звук печени переходит в тимпа-нический звук легочной ткани. Также проводили с целью изучения активности ферментов забор крови от животных, у которых при перкуссии печени были выявлены изменения в виде резкого увеличения границ области печеночного притупления. В крови яркими диагностическими показателями глубокого нарушения обмена веществ являются активность ферментов сыворотки крови (АСТ, АЛТ, ЛДГ, ЩФ) и уровень билирубина (табл.1).
Таблица 1
Результаты перкуссии печен, уровень билирубина и уровень активности ферментов сыворотки крови у первотёлок после отела, во время лактации и в течении прочего периода исследований
Рисунок 7. Кровоизлияния в подкожной клетчатке
Отеки в области запястного и скакательного суставов обусловлены высокой проницаемостью сосудов, и при малейшем травматизме возникают воспалительные процессы (артрит, бурсит), к тому же данные суставы ежедневно подвергаются механическому воздействию, т.к. учувствуют в высоких нагрузках когда животное ложится, лежит и поднимается (рис. 8).
Показатель Норма После отёла Через 30 дней после отёла Через 90 дней после отёла
Область печеночного притупления, см 11-15 20.1± 0.50 19.0± 0.19 17.8± 0.13
Уровень активности АСТ (аспартатамино-трансфераза) 45.3-110.2 117.5± 1.1 121.4± 1.5 107.2± 2.2
Уровень активности АЛТ ( аланинамино-трансфераза) 6.9-35.3 82.5± 5.1 83.5± 2.0 79.3± 2.5
Уровень активности ЛДГ (лактатдегидро-геназа) 308.6938.1 1404.0± 37 1113.2± 12 1215.5± 17
Уровень активности ЩФ (щелочная фосфатаза) 17.5-152.7 177.3± 12.2 291.2± 11.1 167.2± 12.6
Уровень билирубина, Ммоль/л 0.7-14 17.11± 0.1 17.6± 0.22 17.9± 0.2
Рисунок 8. Отечность тканей окружающих запястный сустав
Анализ цифрового материала таблицы 1, свидетельствует, что притупления границы печени при перкуссии после отела выходит за границы физиологической нормы, что свидетельствует о прогрес-сировании патологических процессов в печени, на 90-й день лактации границы перкуссии печени снизились на 11.4%, что свидетельствует о незначительной адаптации организма животного в ходе лактационного периода.
При анализе биохимических исследований можно сделать вывод, что у всех животных в сыворотке крови отмечается высокая активность фермента аспартатаминотрансферазы, что свидетельствует о нарушении целостности клеток печени. У первотёлок
Тематический номер «Ветеринария»
www.agroyug.ru
с признаками жировой дистрофии печени после отёла в сыворотке крови отмечалось повышение активности фермента на 6.3% от верхних границ нормы, а на 90-й день лактации показатель активности фермента снизился по сравнению с данными после отёла на 8.8%.
Высокая активность фермента аланинаминотранс-феразы в сыворотке крови у первотелок после отёла свидетельствует о преобладании процессов альтерации в клетках поражённого органа, в частности печени и сердца. После отела у первотелок показатель активности фермента в сыворотке крови повысился на 57.2%, и также при исследовании на 30-й и 90-й дни лактации уровень активности АЛТ имел высокие показатели, достаточно превышающие пределы физиологической нормы.
Также при анализе результатов биохимических исследований сыворотки крови видно, что у всех животных после отёла отмечается высокая активность фермента лактатдегидрогеназы, что свидетельствует о распаде эритроцитов вследствие токсического поражения печени. Так после отёла уровень активности ЛДГ увеличился на 33.2%, а при исследовании на 30-й и 90-й дни лактации уровень активности фермента повысился на 15.8% и 22.9% соответственно, что свидетельствует о наличии хронически протекающих процессов в печени и продолжающейся интоксикации организма.
Высокая активность щелочной фосфатазы после отёла у первотёлок свидетельствует о патологии обменных процессов в печени. При анализе данных биохимических исследований на всех этапах исследования уровень активности фермента ЩФ имел высокие показатели, значительно превышающие границы физиологической нормы, в частности при исследовании на 30-й день лактации уровень активности ЩФ был увеличен на 47.6%.
У всех животных после отёла при биохимическом исследовании крови отмечается гипербилирубини-мия, за счет токсического билирубина, что свидетельствует о распаде гепатоцитов и нарушении функции печени. У первотёлок с признаками жировой дистрофии печени после отёла в крови отмечалось повышение билирубина на 18.2% от верхних границ нормы, а на 90-й день лактации показатель уровня билирубина повысился по сравнению с данными после отёла на 4.5%, что свидетельствует о прогрессирующей альтерации в тканях печени.
Заключение: Считаем, что своевременный мониторинг биохимических показателей сыворотки крови, проведение клинических методов диагностики состояния печени, а также применение специфических препаратов - гепатопротекторов с лечебной целью после отёла у первотёлок, и с профилактической целью до отёла позволит обеспечить полноценный раздой и ввод в эксплуатацию молодого животного.