Научная статья на тему 'ГЕОЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ГЕОЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
геоцивилизация / мир-система / кризис государства / цивилизационный подход / геополитика / международные отношения / geo-civilization / world-system / state crisis / civilizational approach / geopolitics / international relations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Назаров Ю.А.

В данной статье проводится анализ понятия геоцивилизация, её значения в современных политологических и геополитических исследованиях. Рассматривается история понятия геоцивилизации и её теоретические основы. Предлагается критика принятых в науке в настоящее время понятий геоцивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOCIVILIZATION AS A SUBJECT OF POLITICAL RESEARCH

This article analyzes the concept of geo-civilization, its meaning in modern political science and geopolitical studies. The history of the concept of geo-civilization and its theoretical foundations are considered. A criticism of the currently accepted concepts of geo-civilization is offered.

Текст научной работы на тему «ГЕОЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 327

Назаров Ю.А. старший специалист Научный центр геополитических проблем Севера

Россия, Якутск

ГЕОЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация: в данной статье проводится анализ понятия геоцивилизация, её значения в современных политологических и геополитических исследованиях. Рассматривается история понятия геоцивилизации и её теоретические основы. Предлагается критика принятых в науке в настоящее время понятий геоцивилизации.

Ключевые слова: геоцивилизация, мир-система, кризис государства, цивилизационный подход, геополитика, международные отношения.

Nazarov Yu. senior specialist

Scientific Center for Geopolitical Problems of the North

Russia, Yakutsk

GEOCIVILIZATION AS A SUBJECT OF POLITICAL RESEARCH

Abstract: This article analyzes the concept of geo-civilization, its meaning in modern political science and geopolitical studies. The history of the concept of geo-civilization and its theoretical foundations are considered. A criticism of the currently accepted concepts of geo-civilization is offered.

Keywords: geo-civilization, world-system, state crisis, civilizational approach, geopolitics, international relations.

Развитие современных технологий, размывание основ традиционного общества, триумфальный марш толерантности в западном мире продолжает усугублять наблюдаемый с конца ХХ века кризис государства. Развивающийся кризис государства в свою очередь приводит к потере понятием «нация» своего господствующего в теории государства и права положения. В данных условиях, классическая геополитика трансформируется в глобальную геополитику, в которой мировая политика определяется не столько государствами и государственными объединениями, сколько геоцивилизациями4.

4 Глобальная геополитика / под ред. И.И. Абылгазиева, И.В. Ильина, И.Ф. Кефели. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - с. 8.

Геоцивилизация представляет из себя реальную альтернативу в качестве первичной категории геополитической системы мира. Так, геоцивилизация, в отличии от нации, не замыкается на этнической принадлежности, что позволяет проявлять гибкость при формировании геополитического кода общества. В отличии от навязываемого идеологами толерантности на фоне кризиса государства подхода метавселенных, где в качестве первичной категории предлагается фактически виртуальная реальность, формируемая под нужды транснациональных корпораций и потребительского общества, геоцивилизация сохраняет государство в качестве основной единицы международных отношений, что позволяет сохранить мировой баланс.

Понятие геоцивилизации в науке относительно новое, и формировалось в ответ на описанный в науке кризис государства, в первую очередь национального государства. В конце ХХ века британский политолог Хэдли Булл в своей монографии «Анархическое общество: изучение порядка в мировой политике» высказал идею, что общество тысячелетиями существовало без централизованно выстроенных правил и может функционировать так и в дальнейшем5. В условиях доминирующей в мировой науке концепции постструктурализма публикация Булла дала старт дискуссии о необязательности государства как основы общественного устройства. Геоцивилизационный подход в геополитике появился как реакция сторонников традиционного общества на подобные дискуссии.

Так, современные представления о геоцивилизации сложились под влиянием двух концепций: цивилизационной и теории И. Валлерстайна, который анализирует геополитические и геоэкономические отношения, исходя из принципа целостности, но в постнеклассической интерпретации. У Валлерстайна необходимость обеспечения потребностей выживания общности «единицей анализа» социальной реальности является «историческая система», существование и границы которой определяются разделением труда в ней, а степень интеграции в международную систему разделения труда определяет разделение на центр, периферию и полупериферию. Такие исторические системы существовали двух видов: как мини-системы, так как в современном мире даже простые общества в той или иной степени вовлечены в мироэкономику, и миросистемы, которую он определяет предельно просто - «как общность с единой системой разделения труда и множественностью культурных систем»6.

Валлерстайн отрицает фактически понятие цивилизации, так как для него системообразующим фактором является не идеология, не культура и

5 Хедли Булл. Анархическое общество: исследование порядка в мировой политике, ISBN 0231127634, 3-е издание, Нью-Йорк: Columbia University Press, 2002. - с. 26

6 Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб.: Университетская книга, 2001. С. 24.

даже не общая история, а экономические отношения. Причем миросистемы существуют в двух разновидностях: как мир-империи (с общей политической системой) и мир-экономики (без нее).

Валлерстайн отрицает цивилизационный подход и для обозначения локальных общностей, он предлагает понятия «мини-система» и «миросистема». Тем не менее его концепция социального развития имеет отношение к категории «геоцивилизация»7. Так, он вводит понятие геокультуры - формы существования миросистемы, содержание которой -мир-экономика. Иными словами, геокультура - это культурный способ организации мирового пространства с выделением обществ, входящих в богатое цивилизационное ядро существующего мира, обществ, оказывающихся периферийными, изгоями, и обществ, занимающих позиции так называемой полупериферии8.

На фундаменте геокультуры сформировалось понятие геоцивилизации как «сложной мозаики природно-социокультурных потоков, центров и очагов, разнообразных по характеру, особенностям функционирования, целям и задачам развития, взаимодействие которых определяет жизнь мировой, региональных и локальных цивилизаций». Е.А. Ходаковский различает три основных уровня геоцивилизации:

1) мировой, интегрирующий человечество и окружение, среду, в которой происходит его развитие, как основные элементы мировой цивилизации;

2) региональный, объединяющий группу взаимодействующих народов и государств в региональную цивилизацию;

3) локальный, представленный социальной общностью одного или нескольких государственных образований в локальной цивилизации.

То есть структура современного мира, по Ходаковскому, представляет собой уровневое образование, состоящее из геоцивилизационного уровня, уровня региональных цивилизаций и уровня локальных цивилизаций9.

Как мы видим, концепция геоцивилизации Ходаковского фактически интерпретирует концепцию геокультуры Валлерстайна с позиции цивилизационной концепции Данилевского-Тойнби, передавая первостепенное значение от экономики в область культуры, идеологии и государственного строительства. То есть геоцивилизацию сводят к социальной мир-системе, которая представляет из себя единый организм на трех уровнях взаимодействия.

7 Глобальная геополитика / под ред. И.И. Абылгазиева, И.В. Ильина, И.Ф. Кефели. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - с. 119.

8 Нурышев Г.Н. Глобальная геополитика и геокультура, СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета низкотемпературных и пищевых технологий, 2011. - с. 2.

9 Ходаковский Е.А. Безопасность Российского государства в системе геоцивилизации / Право и безопасность. 2003. № 3-4.

Вместе с тем, геоцивилизацию нельзя рассматривать исключительно как мир-систему в синергетическом подходе и с позиции теории конфликта. По Ходаковскому-Валлерстайну геоцивилизация это прежде всего система, которая пребывает в определенном балансе. В системе между всеми ее элементами имеется взаимосвязь, что в случае с геоцивилизацией недоказуемо. Кроме того, геоцивилизация гораздо чаще функционирует и развивается в условиях самоорганизующегося хаоса, а не системы.

Далее, конфликт - это то, что позволяет выделиться одной геоцивилизации из совокупности других, что делает невозможным представить геоцивилизацию на мировом уровне.

При этом необходимо отметить, что любая геоцивилизация, в понимании Ходаковского как локальная или региональная, действительно стремиться стать мировой, со своей системой ценностей и синергией установок. Синтез этих ценностей и установок невозможен, а любая попытка синтеза таковых приводит к геоцивилизационному конфликту. Также, геоцивилизации не постоянны по своему составу, и им свойственны такие категории как экспансия - сжатие, развитие - упадок, атака - оборона.

В качестве наиболее яркого примера можно привести биполярную геополитическую модель мира времен Холодной войны, когда две глобальные геоцивилизации боролись за право стать мировой цивилизацией и это было максимальным приближением человечества к появлению мировой геоцивилизации. Причем, географическая основа западной геоцивилизации оказалась намного более устойчивее советской, в силу того, что она базировалась на географии западной цивилизации.

Может сложится впечатление, что понятие цивилизации и геоцивилизации тождественны. Однако, это не так. По Данилевскому цивилизация - главная форма человеческой организации пространства и времени, отражающих особенности духовной природы народов и выражающихся в самобытных культурно-исторических типах10. Геоцивилизация хоть и строится на основе культурно-исторических типов, но не ограничивается духовной природой конкретных народов, в геоцивилизации в принципе не важен критерий этноса, народа и даже языка. То есть, если цивилизация выражается через нацию конкретного культурно-исторического типа, которое как правило строит или стремиться построить классическое государство, то геоцивилизация выражается через общность людей, объединенных лишь географией и общим мировоззрением, своеобразным сводом правил жизни и взглядов на неё. При этом, государство имеет вторичную природу, и геоцивилизация

10 Александр Загорнов. Культурно-историческая типология Н.Я. Данилевского: ответ на вопрос о будущем славян / Русская народная линия, 2016, № 11.

не зависит от него, и будет существовать как при наличии такового, так и при его отсутствии.

С учетом изложенного, геоцивилизация является основной формой человеческой самоорганизации, отражающей мировоззрение проживающего населения и условия его географически-природного бытия, выражающееся в геокультурных типах. На разных исторических отрезках формируются различные геоокультурные типы геоцивилизаций, их путь в пространстве и времени нелинеен. Так, российская геоцивилизация, которую в публицистике принято называть «русский мир», в разное время была представлена различными геокультурными типами, условно их можно назвать царским, советским и т.д. Также хорошим примером является китайская геоцивилизация, которая всегда с большими оговорками вписывалась в западную систему цивилизаций, будучи нелинейной на протяжении своей истории.

Таким образом, несмотря на сравнительно незначительную историю понятия геоцивилизации, в настоящее время она начинает определять международную политику, формирование вида организации общества и организацию политической власти внутри такого общества. Понятие геоцивилизации прочно вошло в философию, социологию, политологию и геополитику. В условиях происходящих глобальных изменений в мире, когда понятия нации и государства испытывают «кризис легитимности», происходит слом устоявшихся цивилизационных границ, изучение геоцивилизаций приобретает все большее значение.

Использованные источники:

1.Глобальная геополитика / под ред. И.И. Абылгазиева, И.В. Ильина, И.Ф. Кефели. - М.: Изд-во МГУ, 2010.

2. Хедли Булл. Анархическое общество: исследование порядка в мировой политике, 3-е издание, Нью-Йорк: Columbia University Press, 2002.

3. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире.

СПб.: Университетская книга, 2001.

4. Нурышев Г.Н. Глобальная геополитика и геокультура, СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета низкотемпературных и пищевых технологий, 2011.

5. Ходаковский Е.А. Безопасность Российского государства в системе геоцивилизации / Право и безопасность. 2003. № 3-4.

6. Загорнов А.А. Культурно-историческая типология Н.Я. Данилевского: ответ на вопрос о будущем славян / Русская народная линия, 2016, № 11.

7. Ходаковский Е.А. Россия в глобальном противостоянии Запада и Востока - СПб.: Наука, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.