геостратегические резервы совершенствования военно-технического сотрудничества российской федерации
а. д. плешков,
кандидат экономических наук,
старший офицер департамента финансового планирования и финансирования Министерства обороны РФ E-mail: alexeypleshkov@yandex. ru
Статья посвящена проблеме совершенствования военно-технического сотрудничества России с зарубежными государствами за счет использования геостратегических резервов взаимодействия представителей оборонно-промышленного комплекса с партнерами по рынку продукции военного назначения. Дано определение понятия «геостратегия», выявлен ряд ее ключевых параметров. Выдвинуты предложения по мероприятиям, формирующим политику, обеспечивающую эффективное достижение геостратегических интересов России.
Ключевые слова: военно-техническое сотрудничество, оборонно-промышленный комплекс, продукция военного назначения, геополитика, геоэкономика, геостратегия, стратегические коды стран-партнеров.
Глобальный кризис выявил две ведущие тенденции в современной мировой экономике: непрогнозируемый рост спроса на продукцию военного назначения (ПВН) и совершенствование способов борьбы за обладание энергетическими ресурсами — нефтью, газом, углем, ядерным и водородным топливом.
В Российской Федерации поставка или закупка ПВН, а также разработка, производство, модернизация и утилизация осуществляются в рамках военно-технического сотрудничества (ВТС) с зарубежными странами. Фактически ВТС — это российский эквивалент общемировых понятий «торговля оружием» и «экспорт ПВН». Экспорт ПВН укрепляет экономические позиции России, сохраняет статус великой державы, роль одного из влиятельных геополитических центров мирового сообщества. Продвижение ПВН за рубеж способствует формированию экономических связей
с государствами-партнерами не только в военно-технической сфере, но и других высокотехнологичных отраслях экономики. Сегодня развитие ВТС является одним из самых перспективных способов перехода России от сырьевой модели экономики к высокотехнологичной модели.
Основным принципом ВТС является обеспечение государственной монополии в сфере экспорта ПВН, а основным критерием эффективности мер государственной поддержки экспорта ПВН является итоговый показатель его объема в денежном исчислении. ВТС является одной из статей доходов государственного бюджета и средством урегулирования внешнего долга России. Поддержание на должном уровне экспортного потенциала страны в области обычных вооружений и военной техники обусловливает загрузку предприятий оборонной промышленности и занятость высококвалифицированных специалистов, что благоприятно влияет на поддержание социальной стабильности общества. В реестр организаций Российской Федерации, имеющих право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения (субъекты ВТС), включены 24 предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) [20]. Специфика ВТС заключается в оптимальном совмещении интересов национальной безопасности государства с интересами указанных выше субъектов ОПК. Это осуществляется государственной корпорацией «Ростехнологии» — государственного посредника, являющегося, по сути, инструментом реализации исключительных полномочий Президента Российской Федерации в области ВТС и выполнения
- 61
условий долгосрочных обязательств России по договорам в сфере международной торговли.
Анализ рынка продукции военного назначения. Результаты анализа ПНВ свидетельствуют, что для России ситуация на мировом рынке ПВН остается весьма сложной [1]. Основными причинами этого являются следующие:
• переориентация стран Восточной Европы на вооружение, поставляемое странами НАТО, а также переход этих стран на их стандарты (пример: Германия, страны Балтии);
• появление новых конкурентов на рынке ПВН в лице стран Восточной Европы, использующих демпинговую ценовую политику при реализации продукции советского или российского производства (пример: Польша, Чехия, Словакия, Румыния);
• эффективная международная и внутриблоко-вая военно-техническая дипломатия стран-конкурентов России с использованием силы или угрозы ее применения (например, ПРО в Европе);
• государственная поддержка третьими странами военного потенциала агрессоров (например, альянс Украина—Грузия);
• монопольное установление цен на ПВН и монополизация рынка оружия отдельных стран (пример: Судан, в который ввоз российской ПВН практически полностью заблокирован США).
Результаты анализа свидетельствуют, что системное раскрытие стратегических закономерностей и долгосрочных перспектив развития ВТС, разработка концепции и развернутой стратегии эффективного выхода России на мировые рынки ПВН, упреждающее обнаружение рисков и угроз коммерческой деятельности предприятий российского ОПК в XXI в. являются исключительно важными в реализации задач безопасного развития страны [26].
По мнению автора, дальнейшие позитивные изменения в системе ВТС должны касаться в основном вопросов оптимизации процесса принятия государственными органами власти решений о поставках продукции военного назначения иностранным заказчикам с учетом наличия существенно большого спектра специфических рисков и до сих пор незадействованных геостратегических резервов. Рассмотрим данный тезис более подробно.
Известно, что в настоящее время в области ВТС проводятся широкомасштабные маркетинговые исследования рынков ПВН, осуществляются мероприятия конкурентной разведки, оцениваются экономический и политический потенциал кон-
62 -
курентов, формируются кратко-, средне- и долгосрочные планы и прогнозы научно-технического развития предприятий ОПК, изучаются экономические проблемы военной безопасности экспорта ПВН [6].
Результаты исследований свидетельствуют о неоднозначности положения России на мировом рынке ПВН. С одной стороны, объемы экспорта ПВН ежегодно растут; при этом имеется устойчивый и даже склонный к расширению круг стран, с которыми уже налажено или налаживается ВТС. С другой стороны, наблюдается ряд негативных тенденций, расширяющих спектр рисков данного вида деятельности. В частности, основные российские рынки вооружений — Индия и Китай — близки к насыщению. Благодаря России Китай сумел достичь значительных успехов в военно-технической сфере и способен удовлетворить не только собственные нужды, но и нужды стран региона своего влияния в различных видах ПВН. Поэтому Китай уже сворачивает ВТС с Россией, официально объясняя это неудовлетворительным качеством российской продукции. Индия пока сохраняет военно-торговые отношения с Россией, но высказывает претензии к качеству ПВН и требует продажи самых передовых образцов российской ПВН. При этом Индия намерена снизить свою зависимость от России путем поиска альтернативных поставщиков в лице США, Англии, Франции, Израиля, Китая и развития и укрепления собственного оборонно-промышленного производства.
Претензии по качеству техники и сервиса, по задержкам сроков поставок и увеличению стоимости контракта в ходе выполнения работ предъявляют и другие покупатели российского оружия, в частности Алжир и Ливия. Опасная тенденция заключается в том, что снижается сравнительное качество предлагаемых российскими предприятиями ПВН, т. к. из-за отставания новых разработок увеличивается технологический и инновационный разрыв по тактико-техническим требованиям (ТТТ) российской ПВН по отношению к ТТТ конкурирующей ПВН.
Таким образом, несмотря на растущий поток российской ПВН на мировой рынок, предложение и спрос на них отличаются нестабильностью. Примерно 2/3 объема мирового предложения ПВН попадает на рынок в результате регулярно проводимых презентаций и выставок в странах-производителях ПВН. Регулярность поставок ПВН нарушается вследствие задержек, вызванных сложностью подготовки контрактов и нестабильностью финансового состояния стран-покупателей. Большую
роль в этом играет рынок «серых производителей» нелицензированных образцов ПВН.
Негативные тенденции в сфере разработки, производства и продвижения ПВН на рынок влекут за собой снижение объемов поставок российской ПВН в сопоставимых величинах. Традиционно органы госстатистики предоставляют СМИ данные об экспорте в текущих ценах. Однако путем дисконтирования по дефлятору ВВП с учетом колебания курса валюты можно выявить, что объем экспорта ПВН России в постоянных ценах, начиная с 2002— 2003 гг., устойчиво снижается (см. рисунок).
Основной причиной указанного, по мнению автора, является тот факт, что спрос предъявляется на ПВН, научно-производственная база которой была заложена в ходе гонки вооружений последних десятилетий холодной войны. В тот период внешняя торговля ПВН была подчинена задаче обеспечения защиты государства от внешних угроз, поэтому военная продукция имела очень высокие ТТТ, дающие возможность их совершенствования и модернизации в длительной перспективе [2]. В настоящее время главное конкурентное преимущество России состоит в том, что ее оружие «крепкое, надежное и дешевое, а не в том, что оно является верхом технологического совершенства» [12]. В условиях недофинансирования разработок новых видов ПВН в конце прошлого — начале нынешнего века потери значительной массы квалифицированных специалистов, отставания науки и производства ОПК от научно-производственной базы конкурентов Россия теряет шансы выхода на мировые рынки современной ПВН.
В текущих ценах
В ценах 2000 г. с учетом инфляции
В ценах 2000 г. с учетом дефлятора ВВП и курса валюты
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Источник: Краснова Е. Ю. Совершенствование маркетинговой деятельности по продвижению на рынок высокотехнологичной продукции отечественного производства // Автореф. к-та экон. наук. СПб.: СПбГУЭФ, 2009.
Сравнение текущих и приведенных к базисному году объемов поставок российской продукции военного назначения в 2000—2008 гг., млрд долл.
В результате использования методов стратегического анализа политики и политического маркетинга автором изучены особенности современной мировой политики и стратегические ориентиры внешнеэкономических связей России. Выявлено, что надвигающимся экономическим угрозам ОПК может противодействовать гибкая адаптация ПВН к составу потребителей путем диверсификации политики маркетинговых исследований сферы ВТС с учетом реалий современного рынка вооружений и его представителей.
Рассмотрим условия, при которых возможно осуществить выдвинутые требования к совершенствованию данного вида внешнеэкономической деятельности предприятий ОПК. В этих целях уточним содержание понятий «стратегия», «стратегический менеджмент» и «геостратегия».
Так, например, у классика данного вопроса трактовкой понятия «стратегия» выступает «определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [4]. Все последующие авторы только объективизируют данное определение применительно к конкретно рассматриваемой ими ситуации. Поэтому, исходя из функционального предназначения и целевой направленности нашего исследования, под «стратегией» в области ВТС предлагается понимать «направленность деятельности предприятия, находящую выражение в его развитии как хозяйствующего субъекта на основе предпринимаемых им действий по достижению намеченной цели, заключающейся в удовлетворении экономического или иного интереса в перспективном периоде».
Под «стратегическим менеджментом» в области ВТС предлагается понимать «интегрированную форму ресурсообеспеченныхуправленческих действий и предпринимаемых мер хозяйствующими субъектами ОПК в соответствии с определенными правилами и технологическими процедурами, направленными на обеспечение достижения максимально возможных экономических результатов в условиях влияния негативных факторов и рисков рыночной среды».
Из проведенного анализа следует также, что понятие «геостратегия» еще не приобрело своего устойчивого определения. Так, например, в Большом словаре иноязычных слов геостратегия определяется как «.. .рассмотрение значения природной среды в отношении к проблемам экологического, экономико-политического благосостояния, преимущественно в международном масштабе» [5]. В Географической энциклопедии под геостратегией понимается «.выбор направлений внешнеполи-
- 63
9
8
7
6
5
4
3
2
тической деятельности государства... Разработка геостратегии — главная цель геополитики» [8]. В Национальной социологической энциклопедии под геостратегией предлагается понимать «...военные аспекты геополитического анализа» [15].
Учитывая представленные выше результаты, предлагается использовать следующее определение понятия «геостратегия» в области ВТС: «под геостратегией необходимо понимать процедуры выбора и обоснования направлений маркетинг-менеджмента ПВН в геополитической и геоэкономической сферах деятельности ВТС. Разработка геостратегии является главной целью геополитики и геоэкономики государства и субъектов ОПК в области ВТС».
Следует подчеркнуть, что предыдущая публикация автора [21] была подчинена именно цели выработки и обоснования понятия «геостратегия», адекватного области ВТС. Причем это понятие приобрело емкое, выразительное и содержательное значение только в результате изучения теоретической дисциплины «международный маркетинг—менеджмент» и применения на практике рекомендуемых в ее рамках основных и вспомогательных операций внешнеэкономической деятельности [7].
В контексте полученных автором результатов стало очевидно, что в области ВТС в первую очередь актуален переход к маркетинговой деятельности, обеспечивающей верховенство долгосрочных геостратегических целей над краткосрочными коммерческими целями ВТС путем формирования современной геостратегической культуры выхода на внешние рынки ПВН, основу которой, по мнению автора, составляет следующее:
• совершенствование политики индивидуализации отношений представителей ОПК с зарубежными покупателями ПВН;
• внедрение комплексного подхода к рекламированию за рубежом специфических возможностей ПВН;
• расширение состава авторитетных и компетентных государственных организаций, участвующих в маркетинговой деятельности в интересах ВТС за рубежом;
• принятие государством эффективных мер по обеспечению стабилизации реального сектора и финансовой ситуации на предприятиях ОПК.
Рассмотрим выдвинутые предложения более подробно.
Совершенствование политики индивидуализации отношений представителей ОПК с зарубежными покупателями ПВН. Известно, что благодаря пио-
64 -
нерским исследованиям Клотера Рапая [22] человечество осознало, что люди и общество в целом функционируют в сложно организованной системе национальных кодов, которые присущи сфере культуры, науки, торговли, рекламы, маркетинга. Поэтому в аналитический портфель современного маркетинг-менеджмента внешнеторговой деятельности входит достаточно большое число инноваций, учитывающих национальные особенности менталитета покупателей. Среди них следует указать работы по организации и технике проведения политических и внешнеторговых переговоров, в том числе, с учетом специфики психологических факторов, свойственных переговорам [9].
В целях дальнейшего совершенствования политики индивидуализации отношений представителей ОПК с зарубежными покупателями ПВН и более эффективного продвижения ПВН за рубеж предлагается учитывать не только национальные коды партнеров, но и государственно-политические и стратегические коды стран этих партнеров [11].
Продемонстрируем это на примере так называемых стран быстрого развития (СБР), в число которых входят Китай, Индия, Бразилия, страны Меркосур, Южная Корея, ЮАР, за рынки сбыта которых у стран-производителей ПВН идет ожесточенная конкурентная борьба. Исследованиями выявлено, что для «коллективного портрета» СБР типичны следующие черты:
• наличие «имперского» (государственническо-го) настроя населения, которое связывает свое благополучие с усилением международного влияния своей страны;
• стремление принять на себя возрастающую долю ответственности за международные дела;
• осознание своей «цивилизационной миссии» в ближайшем геополитическом и геоэкономическом окружении;
• стремление к установлению многополюсного миропорядка на принципах равноправия и предсказуемости;
• уверенность в необходимости пересмотра ценностной основы существования человечества, отказа от безграничного потребительства, крайностей индивидуализма и морального релятивизма;
• нацеленность на создание глобальной культуры экологизма, коллективизма и духовности;
• неуверенность в своем будущем в силу высокой аграрной или сырьевой зависимости [13]. Вместе с тем, большие ресурсы наделяют СБР
и другими специфическими качествами. Одно из
них — способность изначально к замедленному (Индия, Бразилия), но затем к более уверенному развитию. В связи с этим понятие «полноценное партнерство» России с СБР подразумевает, в первую очередь, кооперирование в сфере высоких технологий. Налаживание надежных связей с этими странами может защитить кооперацию перед лицом обострения других торгово-экономических противоречий в грядущий посткризисный период.
В качестве отрицательного примера политики индивидуализации отношений с покупателями ПВН можно указать на активное использование санкций против конкурентов на рынке оружия. Так, новая администрация США впервые ввела односторонние санкции против ряда компаний Ирана, Китая и КНДР, обвинив их в торговле ракетными технологиями и нарушении режимов нераспространения. Уведомление об этом было опубликовано в Федеральном реестре, сборнике официальных документов правительства США.
Как следует из реестра, меры различных видов применяются против двух компаний из Ирана («Шахид бакери индастриал групп» и «Шахид хеммат индастриал групп»), двух компаний из Китая («Далянь санни индастриз» и «Белламакс») и трех — из КНДР («Кориа майнинг энд индастриал девелопмент корпорейшн» (КОМИД), «Моконг трейдинг корпорейшн» и «Синоки»).
Решение американского правительства о введении санкций вступило в силу 2 февраля 2009 г. Они, имея, по существу, символический характер, на практике означают, что администрация США не может сотрудничать с включенными в список организациями, в том числе продавать им товары двойного и военного назначения. Этим организациям запрещено экспортировать свою продукцию в США. Американские власти в прошлом уже применяли подобные санкции против КОМИД (в 1992, 1998, 2000, 2003 и 2008 гг.) и «Шахид хеммат» (в 1992, 1996, 2000 и 2003 гг.).
В результате дискриминационных действий Китай выразил протест США за введение санкций в отношении ряда компаний из КНР в одностороннем порядке, обвинив их в торговле ракетными технологиями и нарушении режимов нераспространения. Об этом заявила на брифинге официальный представитель МИД КНР Цзян Юн: «.мы обратили внимание на эту ситуацию. У Китая четкая позиция в отношении режимов нераспространения. Пекин решительно выступает против того, чтобы США в соответствии с так называемым внутренним законодательством вводили санкции против китайских компаний. Мы полагаем, что этот шаг США не
способствует здоровому сотрудничеству двух стран по вопросу режима нераспространения» [17].
Внедрение комплексного подхода к рекламированию за рубежом специфических возможностей
ПВН. В контексте развития данного вопроса следует отметить, что Минобороны США выделяет все больше средств на пропаганду своей деятельности в области продажи оружия как в самой стране, так и за рубежом. За последние пять лет расходы Пентагона на эти цели как в США, так и за рубежом увеличились на 63 %, сообщили американские СМИ. В текущем году данная статья в бюджете Минобороны определена в размере 1,7 млрд долл., что практически равнозначно затратам США на покупку бронежилетов для военнослужащих в Ираке и Афганистане в 2004—2006 гг.
В 2009 г. около 27 тыс. человек будут работать на Минобороны США, занимаясь вопросами комплектования личного состава, рекламы и связей с общественностью. Это количество сотрудников сопоставимо со штатом всего Госдепартамента США. «В связи с тем, что война в Ираке и Афганистане стала менее популярной, Пентагон почувствовал необходимость на это отреагировать», — отметил Шелдон Рамтон, директор Комитета по исследованию СМИ и демократии, отслеживающего деятельность Министерства обороны в информационной среде. В министерстве заявили, что все средства по данной статье тратятся на пополнение кадров и «просвещение» местной и иностранной аудиторий. Как утверждают в Пентагоне, в то время, когда экстремисты создают интернет-сайты и размещают в сети свои пропагандистские материалы, информация становится таким же важным инструментом ведения боевых действий, как и оружие. Как свидетельствует анализ Агентства «Ассошейтед Пресс», данные усилия Пентагона привели к созданию в рамках его структуры целого медиахолдинга, превосходящего по своим размерам, бюджету и влиянию многие другие СМИ. Реальные суммы, выделяемые правительством США военному ведомству с целью влияния на общественное мнение, явно превышают официальные данные, так как существуют еще и засекреченные статьи бюджета, отметили аналитики [14].
Очевидно, что в результате механической переориентации российских СМИ, обслуживающих ВТС, на зарубежные теоретические матрицы в сфере рекламы ПВН, за минувшие годы было создано немало нового. Однако обретение собственного лица рекламы остается одной из центральных задач совершенствования деятельности в области ВТС. Считаем, что здесь требуется внедрение комплек-
- 65
сного подхода к рекламированию специфики ПВН за рубежом, основу которой составляют объекты материального мира и авторского права, а также различные виды услуг в области обеспечения сервиса и безопасности эксплуатации ПВН.
Успешному решению сформулированной задачи также будет способствовать новый Федеральный закон от 25.01.2008 № 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии» [19]. Законом «осуществляется специальное законодательное регулирование порядка передачи прав на единые технологии, созданные с привлечением государственных бюджетных средств». В частности, законом определяются: «процедура проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров об отчуждении прав на единые технологии; условия передачи прав на единые технологии без проведения конкурса и аукциона; порядок проведения дополнительных работ, направленных на доведение единых технологий до стадии необходимого практического применения; условия договоров о передаче прав на единые технологии». Также законом определяются «особенности передачи прав на единые технологии, содержащие сведения, составляющие государственную тайну; а также регулируются отношения по передаче прав на единые технологии, принадлежащие совместно РФ или субъекту РФ и иным лицам». Именно расширение перечня субъектов прав на единые технологии является именно тем стимулом, который позволит существенно расширить рекламирование специфики ПВН за рубежом не только в рамках традиционных выставок и конференций, но более «тонкими» методами, имеющимися в арсенале СМИ.
Расширение состава авторитетных и компетентных государственных организаций, осуществляющих маркетинговую деятельность в интересах ВТС за рубежом. Совершенствование ВТС связано с необходимостью институционального закрепления известного в рискологии метода диверсификации политических рисков путем привлечения специалистов непрофильных государственных организаций к решению геостратегических задач в области ВТС. Под политическим риском понимаются «... действия национального правительства, которые мешают проведению деловых операций, изменяют условия соглашений или приводят к конфискации собственности» [27].
В связи с актуальностью данной проблемы предлагаем активизировать привлечение к продвижению ПВН за рубежом сотрудников дипломатической службы России. Предлагаем ввести для дипломатов курсы повышения квалификации по
66
теме «Менеджмент в области ВТС» или на постоянной основе читать студентам дипломатических вузов и факультетов дисциплину «Экономическая дипломатия ВТС», которая может представлять собой расширенный вариант дисциплины «Торговая дипломатия». Введение данной дисциплины будет способствовать становлению новой сферы дипломатического искусства в области ВТС, что обеспечит тесную взаимосвязь профессиональных дипломатов с экономическими операторами рынка ПВН, которым они, в конечном счете, должны служить [16].
Следует подчеркнуть, что у данного предложения есть глубокие исторические корни. Так, например, известно, что британская дипломатия всегда связывала методы своей работы с приемами торговли, отмеченными профессиональным британским дипломатом Гарольдом Николсоном: «В теории дипломатии различаются два главных направления: с одной стороны, теория военно-политической касты, сохранившейся от феодального строя; с другой, более буржуазная концепция, порожденная торговыми отношениями. она была обращена к извлечению прибыли, и главной ее заботой являлись успокоение, примирение, компромисс и кредит. Назовем второе направление меркантильным или купеческим подходом. Это теория лавочника. Ввиду того, что искусство переговоров имеет меркантилистские корни, успехи британской дипломатии объясняются тем обстоятельством, что она опирается на надежные коммерческие принципы, такие, как умеренность, игра в открытую, здравый смысл, доверительность, умение уступить и недоверие ко всяким неожиданностям, как и ко всему чрезмерному либо поражающему воображение» [16, с. 288].
Вместе с тем, в современных условиях «...экономическая дипломатия, как и предприятия, живет согласно мировой логике грядущих перемен, которая еще недостаточно овладела умами. Экономическая дипломатия должна довести свои усилия до конца, чтобы ее страна шла в ногу с международным сообществом. Уже недостаточно того, чтобы за границей она оказалась рядом с предприятиями, вступила в переговоры с властями иностранных государств и участвовала в международных дискуссиях за закрытыми дверями. Нужно еще, чтобы она вглядывалась в жизнь своей страны, чтобы наблюдала за осуществлением того, в разработку чего внесла свой вклад. Это нужно делать последовательно, вплоть до мелочей, находясь при этом в нужном месте, то есть рядом со службами, занимающимися данным делом, сколь бы ревностно ни
оберегалось административное размежевание. Экономическая дипломатия лишь тогда может счесть свой труд завершенным, когда внутри страны исполнится то, в чем она успела вне ее границ» [16, с. 274, 277—287].
Следуя мировой дипломатической практике, специалистам по экономической дипломатии в области ВТС целесообразно делегировать выполнение многих функций. Это участие в организации выставок ПВН за рубежом, проведение тематических конференций, обеспечение экспансии российских предпринимателей на местный рынок ПВН, ведение объективного досье на потенциальных клиентов, содействие в обеспечении культуры дипломатического консенсуса при проведении внешнеэкономических переговоров и сделок, включая вопросы профессионального арбитража и работы с уполномоченными финансовыми агентами по продаже ПВН.
На данном этапе развития российского экспорта ПВН безусловному усилению влияния дипломатической составляющей на ВТС будет способствовать новый Указ Президента РФ от 13.01.2009 № 50 [18], в соответствии с которым Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) разрешено иметь в иностранных государствах своих представителей и их заместителей в количестве 20 человек. Представители ФСВТС и их заместители направляются в иностранные государства по согласованию с компетентными органами этих государств и МИД РФ и осуществляют свои функции в составе дипломатических представительств РФ без включения в штатную численность представительств. Несомненно, эти меры российского правительства будут способствовать эффективной реализации выдвинутых нами предложений по более тщательному учету национальной специфики партнеров России по ВТС для продвижения российской ПВН. Однако специалистам по ВТС необходимо будет изучить теоретически и отработать практически ряд дисциплин, входящих в перечень дисциплин профессиональных дипломатов. В первую очередь это касается совершенствования мастерства ведения торговых переговоров и дипломатического ремесла в целом [23].
Принятие правительственными органами эффективных мер по обеспечению стабилизации реального сектора и финансовой ситуации на предприятиях ОПК. В целях поддержания потенциала предприятий ОПК на период до 2020 г. Правительство РФ предпринимает различные меры организационного, финансового и стратегического характера. В частности, проводится закрепление и привлечение кадров (только в 2008 г. число работающих в ОПК
уменьшилось на 50 тыс. человек). К числу стабилизационных мер относится решение жилищной проблемы для молодых квалифицированных специалистов предприятий ОПК, передача доли государства в ряде предприятий ОПК непосредственно ОАО «Оборонпром» (НПО «Сатурн»), расширение предприятиями ОПК номенклатуры выпуска гражданской продукции (ММПП «Салют», «Уралва-гонзавод») и др.
Предприятиям ОПК предлагается продолжить работу над инвестиционными проектами, направленными на диверсификацию реального сектора российской экономики, причем за счет освоения и внедрения нанотехнологий. Это области, способные обеспечить технологический прорыв российской экономики, такие как космос, авиа- и судостроение, атомная энергетика, радиоэлектроника, автопром, глубокая переработка сырья.
Следует отметить, что Совет Федерации ФС РФ в декабре 2008 г. одобрил закон, утверждающий новые виды госгарантий РФ — на общую сумму 300 млрд руб. [24]. Соответствующие поправки внесены в трехлетний бюджет на 2009—2011 гг. Вместе с поправками в Бюджетный кодекс РФ они входят в пакет антикризисных мер, разработанных Правительством РФ для реального сектора экономики страны.
Законопроектом устанавливаются два вида новых госгарантий. Первый вид — это госгарантии по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями ОПК для основной производственной деятельности и капвложений на 100 млрд руб. Будут предоставлены также госгарантии по кредитам, привлекаемым отобранными в установленном порядке организациями для основной производственной деятельности и капвложений (на 200 млрд руб.). Срок госгарантий от 6 мес. до 5 лет. Кроме этого увеличивается лимит по госгарантиям в иностранной валюте с 50 до 150 млн долл. (по каждой госгарантии РФ), и часть затрат на уплату процентов по кредитам будет возвращаться экспортерам из федерального бюджета. Законопроект наделяет также Внешэкономбанк функциями агента правительства по вопросам предоставления и исполнения госгарантий РФ и ведения аналитического учета обязательств предприятий ОПК [26].
Еще одна норма, вносимая в Налоговый кодекс РФ, направлена на поддержку субъектов РФ, которым передается 0,5 % пункта ставки налога на прибыль предприятий. Максимальная ставка налога на прибыль организаций, подлежащая зачислению в бюджеты субъектов РФ, составит 18 %. В 2009 г. это обеспечит регионы дополнительными доходами в сумме 43,1 млрд руб. По мнению компетентных ор-
ганов, увеличение части налога на прибыль, зачисляемой в региональные бюджеты, станет одним из способов компенсирования выпадающих доходов от налоговых новаций.
Однако следует учитывать, что в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета Минобороны России прекращает финансирование ряда военных НИОКР. При отсутствии производства российских беспилотных летательных аппаратов (беспилотников), составляющих наиболее динамично растущий сектор мировой аэрокосмической промышленности (для сравнения укажем, что портфель заказов «Рособоронэкспорта» на 2009 г. составляет около 20 млрд долл.), и постоянных неудачах с запуском МБР «Булава» данные планы вызывают беспокойство у представителей российской общественности и населения [3].
В заключение следует отметить, что автором были рассмотрены только наиболее важные аспекты геостратегических резервов совершенствования маркетинг-менеджмента ВТС России с зарубежными странами. Можно сказать, что эти резервы представляют собой многосвязную сеть взаимодействия людей, материальных и нематериальных факторов, государственных учреждений и обстоятельств, для описания состояния и поведения которых в настоящее время не существует не только обобщающей теории, но и варианта рабочей концепции.
Объясняется это тем, что, с одной стороны, развитие нельзя планировать на основе изолированной классификации фактов. С другой стороны, это развитие повсеместно и каждодневно стимулируется и направляется национальной «энергетикой» стран-импортеров ПВН, их научно-производственным потенциалом, а также свободным капиталом, информацией и взаимным влиянием, связывающим все группы в динамическую систему, управление которой из единого центра обеспечит цели геостратегии.
Геостратегический подход к совершенствованию маркетинг-менеджмента в сфере ВТС предполагает «вычислять» базовые характеристики этих групп, а именно:
1) финансовый и кадровый потенциал предприятий российского ОПК;
2) индивидуальные особенности (национальные коды) покупателей ПВН;
3) политику рекламирования специфики ПВН, которую составляют объекты материального мира, авторского права и услуги по обеспечению сервиса и безопасности эксплуатации ПВН;
4) потенциал хорошо известных за рубежом государственных организаций, способных авто-
68 -
ритетно и компетентно участвовать в совершенствовании внешнеэкономической деятельности предприятий ОПК.
Предложенные меры позволят ускорить процесс и расширить географию продвижения российской ПВН, поскольку решение о покупке зависит не только от качества и стоимости продукции, но является и актом принятия геостратегических решений, поэтому ОПК России, политики, дипломаты и государство должны действовать совместно. Если хотя бы одно из звеньев в системе будет отсутствовать или недостаточно эффективно работать, позиции России в области ВТС будут существенно ослаблены и, возможно, потеряны навсегда.
Список литературы
1. Барабанов М. С., Макиенко К. В. Пухов Р. Н, Рыбас А. Л. Военно-техническое сотрудничество России с зарубежными странами: анализ рынков / под ред. А. Л. Рыбаса. М.: Наука, 2008.
2. Бендиков М. А., Фролов И. Э. Высокотехнологичный сектор промышленности России: состояние, тенденции, механизмы инновационного развития. М.: Наука, 2007.
3. Большинство россиян — за увеличение расходов на оборону // ВТС, 23 февраля — 1 марта 2009 г.
4. Буравлев А. И., Горчица Г. И., Салама-тов В. Ю., Степановская И. А. Стратегическое управление промышленными предприятиями и корпорациями: методология и инструментальные средства. М.: Изд-во Физико-математической литературы, 2008.
5. Булыко А. Н. Большой словарь иноязычных слов. М.: Изд-во МАРТИН, 2010.
6. Варламов В. И. Конкурентная разведка в области военно-технического сотрудничества URL: http://www. vevivi. ru/best/Konkurentnaya-razvedka-v-oblasti-voenno-tekhnicheskogo-sotrudnichestva-ref48496.html.
7. Внешнеэкономическая деятельность: вспомогательные операции и государственное регулирование: учеб. пособие / под общ. ред. проф. В. И. Черенкова. Ростов н/Д: Феникс, 2008.
8. Географическая энциклопедия. URL: http:// rgo. ru.
9. Долгова И. В., Зуев Ю. П., Малышева А. А. Введение в психологию внешней торговли / под. общ. ред. А. А. Малышева; авт. вступ. ст. С. И. Долгов. 2-е изд., испр. М.: ГОУ ВПО ВАВТ Минэкономразвития России, 2008.
10. Каррон дела Карьер Г. Экономическая дипломатия. Дипломат и рынок / пер. с фр. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003.
11. Кортунов С. В. Современная внешняя политика России: стратегия избирательной вовлеченности. М.: Изд. дом ГУ—ВШЭ, 2009.
12. Лукас Э. Новая Холодная война. Как Кремль угрожает России и Западу. СПб.: Питер, 2009. С. 236—237.
13. Мартынов Б. «Групповой портрет» стран быстрого развития // Международные процессы, 2008, Т. 6, № 1 (16). С. 41—51.
14. Минобороны США потратит на пропаганду своей деятельности 4,7 млрд долларов // АРМС— ТАСС, 06.02.2009.
15. Национальная социологическая энциклопедия. URL: http://voluntary. ru.
16. Никольсон Г. Дипломатическое искусство: эволюция дипломатического метода // Четыре лекции по истории дипломатии. М.: Международные отношения, 1962.
17. Новая администрация США ввела санкции против компаний из Ирана, Китая и КНДР // АРМС—ТАСС, 03.02.2009. ВТС, 2—8 февраля 2009 г.
18. О направлении Государственной корпорацией по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» своих представителей
для работы в иностранных государствах: Указ Президента РФ от 13.01.2009 № 50.
19. О передаче прав на единые технологии: Федеральный закон от 25.01.2008 № 284-ФЗ.
20. Письмо ФСВТС № 14—68/1168. АРМС— ТАСС, 26.02.2009.
21. Плешков А. Д. Геополитические интересы России и военно-техническое сотрудничество // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2009, № 19 (52). С. 51—60.
22. Рапай К. Культурный код. Как мы живем, что покупаем и почему / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
23. Сакун О. Ф. Дипломатическое ремесло. М.: Международные отношения, 2007.
24. Совет Федерации одобрил новые виды госгарантий // ВТС, 1—18 января 2009 г.
25. Стратегическим предприятиям и организациям ОПК выделено 56 млрд рублей // ВТС, 22 февраля — 1 марта 2009 г.
26. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537.
27. Kobrin S. J. Managing political risk assessment: Strategie response to environmental change. California, 1982. P. 32.
Нужны статьи
в электронном виде?
На сайте Электронной библиотеки «dilib.ru» собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами.
Доступ к ресурсам библиотеки осуществляется на платной основе: моментальная оплата электронными деньгами, банковской картой, отправкой SMS на короткий номер. Возможны и другие способы оплаты.
Подробности на сайте библиотеки: www.dilib.ru
ДЕНЫ"И@ГТ1СИ1.ГиL II Masffl
V/SA
ilndex
money-yandex-ru