Научная статья на тему 'Геостатистика в управлении образованием'

Геостатистика в управлении образованием Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
80
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ГЕОИНФОРМАТИКА / GEOINFORMATICS / СТАТИСТИКА / STATISTICS / ГЕОСТАТИСТИКА / GEOSTATISTICS / МОДЕЛИРОВАНИЕ / SIMULATION / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / VISUALIZATION / ГЕОДАННЫЕ / GEODATA / ПРИНЦИПЫ ГЕОСТАТИСТИКИ / THE PRINCIPLES OF GEOSTATISTICS / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / EDUCATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зайцева О.В.

В статье рассмотрена новое научное направление и учебная дисциплина – геостатистика. Исследован аспект применения геостатистики в образовании. Показаны особенности геостатистики. Показано сходство и различие между геостатистикой и статистикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOSTATISTICS IN MANAGEMENT EDUCATION

The article describes a new scientific direction geostatistics. The article analyzes the use of geostatistics in education. The article describes the features of geostatistics. The article reveals the similarities and differences between geostatistics and statistics

Текст научной работы на тему «Геостатистика в управлении образованием»

УДК 378.1

ГЕОСТАТИСТИКА В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ

Зайцева О.В., к.т.н., Федеральный институт развития образования, Москва, Россия. E-mail: cvdisser@list.ru

Аннотация. В статье рассмотрена новое научное направление и учебная дисциплина -геостатистика. Исследован аспект применения геостатистики в образовании. Показаны особенности геостатистики. Показано сходство и различие между геостатистикой и статистикой.

Ключевые слова: образование, геоинформатика, статистика, геостатистика, моделирование, визуализация, геоданные, принципы геостатистики, управление образованием.

GEOSTATISTICS IN MANAGEMENT EDUCATION

Zaitseva O., PhD., Federal Institute for Educational Development, Moscow, Russia. E-mail: cvdisser@list.ru

Abstract. The article describes a new scientific direction - geostatistics. The article analyzes the use of geostatistics in education. The article describes the features of geostatistics. The article reveals the similarities and differences between geostatistics and statistics Keywords: education, geoinformatics, statistics, geostatistics, simulation, visualization, geo-data, the principles of geostatistics, education management

Геостатистика является специфическим научным направлением. Длительное время она не признавалась статистиками как наука и поэтому ошибочно ее связывать в первую очередь со статистикой. С появлением и развитием геоинформатики геостатистика получила новое развитие [1]. В определенной степени геостатистику можно сравнивать с операционным исчислением. Первоначально были созданы математические рабочие формулы и через какое-то время была создана теория.

Первые работы в этой области связывают с работами в области геологии [2] горнодобывающей промышленности, а также гидрологии [3]. Следует также отметить что приставка «гео» (геоданные) длительное время связывалась с геологией, геодезией и в меньшей степени с географией. «Геоданные» трактовались как «геологические данные» или «геодезические данные», то есть специальные данные в определенной предметной области.

С появлением геоинформатики [4] «геоданные» трактуют как «геоинформационные данные» или интегрированные данные, применяемые в разных областях: геодезии, геологии, картографии, инженерных изысканиях[5], дистанционном зондировании и др.

В настоящее время геостатистика имеет два значения:

1) Отображение статистической информации методами геоинформатики, включая сферу образования [6].

2) Направление построения геоинформационный моделей и геоинформационного моделирования (геомоделирования) на основе специфических вероятностных методов, истоки которых восходят к Герхарду Кгиге и французскому математику Матерону [7, 8].

Основная идея геостатистического метода изложена в магистрской диссертации Герхарда Кгиге, но развита позже Матероном. Она выглядит несколько вульгарно для статистиков и математиков. Берется симметричная вариограмма, отбрасывается ее половина и ищется функция, обнуляющая эту половину на эмпирически измеренных точках. Это направление геостатистики позволяет создавать непрерывные информационные поля по совокупности измеренных точечных значений [9].

Геостатистика в управлении образованием представляет собой технологию поддержки принятия решений [10]. Она опирается в основном на первое направление геостатистики. В этом аспекте ее можно рассматривать как инновационную геоинформационную технологию [11]. Современное развитие образования широко использует инновационные технологии и образовательные инновации для улучшения качества образовательных услуг.

Геостатистика в образовании ложиться в русло информатизации образования. Информатизация образования направлена на создание информационных образовательных ресурсов, повышение качества образования, инновационное развитие образования и увеличение интеллектуального капитала [12] в сфере образования.

Геостатистика в управлении образованием может быть рассмотрена как система, включающая следующие основные факторы: концептуальные, организационные, информационные, управленческие, человеческие. Рассматривать раздельно факторы геостатистики по нашему мнению нецелесообразно, из-за высокой степени интеграции современной образовательной информационной среды.

Геостатистика использует пространственные данные или геоданные. То есть, каждое значение исследуемых данных связанно с локализацией в пространстве. Существуют различные зависимости между расположением и значением данных. Поэтому понятие «Локализация» имеет, по крайней мере два значения, одно - это положение точки в пространстве и второе - площадь или объем, привязанные к данной точке пространства.

Например, значение локализованных данных, связанных с областью может быть

среднее значение наблюдаемой величины, среднее значение на площадь области, значение на объем области. В последнем случае площадь или объем часто называют «поддержкой» данных. Это тесно связано с идеей поддержки измерений или поддержки принятия решений.

Если связать площадь с точкой пространства, то она может служить выражением различных характеристик объектов, которые расположены на данной площади. Такие объекты могут принадлежать сфере образования.

Этот прием применяют в классической статистике, когда локальной точке - центроиду Субъекта Федерации РФ или центроиду более мелкого региона присваивают статистический показатель. Например, среднее количество школ или общее количество школ в регионе, количество преподавателей на школу в регионе, количество учеников в регионе, средний бал по предмету и прочее.

Эти статистические показатели с помощью геоинформационных методовперено-сят на визуальную модель (электронную карту). Таким образом, визуальная геостатистическая модель представляет собой геоинформационную визуализацию. Геостатистическое моделирование является частным случаем геоинформационного моделирования.

Геостатистика имеет особенности методологии и принципов изучения явлений: Как статистика она изучает массовые количественные отношения распределенные в пространстве в неразрывной связи с качественными особенностями процессов и явлений, но как раздел геоинформатики она исследует пространственные взаимосвязи и пространственные отношения [13] между объектами и явлениями.

При этом она анализирует дифференциацию и интеграцию как пространственных, так и временных процессов и явлений. Таким образом, статистические характеристики тесно связываются с пространственными отношениями и в результате геостатистика показывает совокупность явлений и их развитие в пространственном и графическом представлении.

Геостатистика позволяет изучать временные факторы процессов, протекающих в сфере образования. При изучении временных процессов подход в геостатистики состоит в том, что функция, включающая временные зависимости может быть представлена суммой следующих компонентов: структурный компонент (тренд), циклический компонент, коньюнктурный компонент и случайный шум. В этом аспекте это понятие такой функции близко к понятию временного ряда.

Для исследования явлений и процессов методами геостатистики следует, прежде

всего, собрать необходимые сведения - геостатистические данные. Под геостатистическими данными понимают совокупность количественных характеристик массовых явлений и процессов, связанных пространственными отношениями. Геостатистические данные можно рассматривать как разновидность геоданных, характеризующих статистические процессы. Поэтому в геоинформатике геостатистические данные включают в более общее понятие - геоданные.

Геостатистическое наблюдение (измерение)- это организованная процедура, которая заключается в фиксации и регистрации определенных характеристик объекта исследования, входящего или в некое множество.

Цель геостатистического наблюдения - получение достоверной информации для выявления закономерностей развития массовых явлений и процессов, имеющих пространственную распределенность и находящихся друг с другом в неких пространственных отношениях.

Сбор геоданных осуществляется по двум каналам пространственная информация и статистическая информация. В одном технологическом варианте собирается только статистическая информация, которая затем классифицируется и геокодируется. Это пример сбора обычной статистики. В другом собирается пространственная информация, сразу же содержащая статистические характеристики. Совокупность показателей, отображающих объект, явление или процесс- образует систему показателей. Система показателей - модель, созданная с целью описания и изучения взаимозависимости между массовыми явлениями или процессами.

Целью геостатистической обработки является обобщение информации и получение оценок параметров, позволяющих анализировать и интерпретировать данные, получаемые при исследовании сферы образования.

Таким образом, геостатистика позволяет получать новое знание, которое называют пространственным знанием [14]. Пространственное знание позволяет решать новые задачи в области геоинформатике, в области искусственного интеллекта и в области наук о Земле [15]. Пространственное знание применяется при создании, организации и управлении отраслями и территориальными комплексами.

Выводы. Геостатистика в управлении образованием представляет собой инновационную технологию. Как технология управления она относится к технологиям поддержки принятия решений. Геостатистика позволяет получать новое знание и это знание классифицируется как пространственное знание.

Список литературы

1 Цветков В.Я. Геостатистика // Геодезия и аэрофотосъемка. - 2007. - №3. - с. 174-184

2. Agterberg, F P, Geomathematics, Mathematical Background and Geo-Science Applications, Elsevier Scientific Publishing Company, Amsterdam, 1974

3. Кужелев П. Д. О применении геостатистики в науках о Земле // Международный научно-технический и производственный журнал «НАУКИ О ЗЕМЛЕ». - №42012.- с.77-81

4. Цветков В.Я. Геоинформационный мониторинг // Геодезия и аэрофотосъемка,

- 2005.- №5. - с. 151 -155

5. Савиных В.П. Концепции применения геоинформатики в инженерных изысканиях // Инженерные изыскания. 2012. - - № 7. - С. 8-11

6. Цветков В.Я., Кулагин В.П. Мониторинг выпуска специалистов системы высшего образования России / Наукоемкие технологии образования. Межвузовский сборник научных трудов. №5. - М.: МГУПП, 2001. С 82-83

7. Matheron, G., "Principles of geostatistics", Economic Geology, 58, pp 1246-1266,

1963

8. Matheron, G., "The intrinsic random functions, and their applications", Adv. Appl. Prob, 5, pp 439-468, 1973

9. Майоров А.А., Матерухин А.В. Геоинформационный подход к задаче разработки инструментальных средств массовой оценки недвижимости // Геодезия и аэрофотосъемка. - 2011. - №4. - с. 92-97.

10. Цветков В.Я., Зайцева О.В. Геостатистика как инструмент управления // Геодезия и аэрофотосъемка. - 2007. - №5. - с. 134 - 137

11. Цветков В.Я. Информатизация, инновационные процессы и геоинформационные технологии. // Геодезия и аэрофотосъемка - 2006.- №4 с. 112-118.

12. Зайцева О.В. Информатизация образования и интеллектуальный капитал // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2012. - №12. -с.105-109.

13. Майоров А.А., Цветков В.Я. Геореференция как применение пространственных отношений в геоинформатике // Геодезия и аэрофотосъемка, - 2012.- №3. - с. 87 -

14. Benjamin Kuipers. Modeling Spatial Knowledge (1978) // Cognitive Science - №2.

- р. 129-153.

15. Цветков В.Я. Пространственные знания: Формирование и представление LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrücken, Germany 2013 -107с. ISBN 978-3-8484-8347-1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.