Научная статья на тему 'Геосистемный подход в непрерывном экологическом образовании'

Геосистемный подход в непрерывном экологическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное образование / экосистема / экосистемный подход / экологическое воспитание / экологическая культура / геосистема / геосистемный подход / компоненты геосистем / геосистемные взаимосвязи. / continuous education / ecosystem / ecosystem approach / ecological education / ecological culture / geosystem / geosystem approach / components of geosystems / geosystem interconnections.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лесных Светлана Ивановна, Королькова Елена Эдгаровна

В настоящий момент активно развиваются и совершенствуются принципы непрерывного экологического образования во всех учебных организациях страны. Благодаря этому у обучающихся разных возрастов формируется понимание непрерывных экологических связей внутри природных, социальных и интегрированных природно-социальных систем. В статье раскрывается необходимость разработки системы подачи знаний наиболее приближенной к реалиям природы. В современном преподавании экологических дисциплин отмечается тенденция сужения понимая природных процессов и взаимосвязей в экологии до узконаправленных эколого-рекреационных или эколого-биологических образовательных программ. В целях преодоления этого противоречия в статье рассматриваются особенности экосистемного и геосистемного подходов в непрерывном экологическом образовании. На примере летней школы, проведённой в районе п. Большое Голоустное (Иркутская область), представлена методика обучения школьников с позиции геосистемного подхода. Этот подход позволяет пошагово изучать природную систему, начиная с рассмотрения каждого её компонента в отдельности, и заканчивая моделированием динамики и эволюции всей геосистемы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOSYSTEM APPROACH IN CONTINUOUS ENVIRONMENTAL EDUCATION

For today the principles of continuous environmental education in all educational organizations of the country are actively developing and improving. This trend forms an understanding of continuous ecological connections within natural, social, and integrated natural-social systems in students of different ages. The article reveals the need to develop a system of giving the knowledge as close as possible to the realities of nature. In modern teaching of environmental disciplines, there is a tendency to narrow the understanding of natural processes and interrelations in ecology to narrowly focused ecological-recreational or ecological-biological educational programs. In order to overcome this contradiction, the article discusses the features of the ecosystem and geosystem approaches in continuous environmental education. Through the example of the summer school conducted in the settlement of Bolshoe Goloustnoe (Irkutsk Region), the methods of teaching schoolchildren from the position of the geosystem approach are presented. This approach allows step by step exploring the natural system, starting with the consideration of each of its components separately, and ending with the modeling of the dynamics and evolution of the entire geosystem.

Текст научной работы на тему «Геосистемный подход в непрерывном экологическом образовании»

ЛЕСНЫХ Светлана Ивановна a удк 9И:5С4:С01.92:37:03

КОРОЛЬКОВА Елена Эдгаровна 6 DOI: 1024411/1995-0411-2019-10103

Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, г. Иркутск, Россия а кандидат географических наук, старший научный сотрудник; e-mail: [email protected]

б кандидат географических наук, научный сотрудник; e-mail: [email protected]

ГЕОСИСТЕМНЫМ ПОДХОД В НЕПРЕРЫВНОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

В настоящий момент активно развиваются и совершенствуются принципы непрерывного экологического образования во всех учебных организациях страны. Благодаря этому у обучающихся разных возрастов формируется понимание непрерывных экологических связей внутри природных, социальных и интегрированных природно-социальных систем. В статье раскрывается необходимость разработки системы подачи знаний наиболее приближенной к реалиям природы. В современном преподавании экологических дисциплин отмечается тенденция сужения понимая природных процессов и взаимосвязей в экологии до узконаправленных эколого-рекреационных или эколого-биологических образовательных программ. В целях преодоления этого противоречия в статье рассматриваются особенности экосистемного и геосистемного подходов в непрерывном экологическом образовании. На примере летней школы, проведённой в районе п. Большое Голоустное (Иркутская область), представлена методика обучения школьников с позиции геосистемного подхода. Этот подход позволяет пошагово изучать природную систему, начиная с рассмотрения каждого её компонента в отдельности, и заканчивая моделированием динамики и эволюции всей геосистемы в целом. Ключевые слова: непрерывное образование, экосистема, экосистемный подход, экологическое воспитание, экологическая культура, геосистема, геосистемный подход, компоненты геосистем, геосистемные взаимосвязи.

гражданина. Образование в области экологии направлено на формирование у людей экологического сознания, которое содействовало бы движению общества по пути устойчивого развития, становлению экологической этики, необходимой для пересмотра взаимоотношений человека и природы, признания прав и ценности природы (переход от антропоцентрической концепции к экоцентрической), что будет гарантировать благополучие будущих поколений.

Экологическое образование. Экологическое образование может развиваться в двух направлениях [4]: это воспитание в духе общих идей охраны природы, бережного к ней отношения (экологическое воспитание) и приобретение профессиональных специальных знаний об общих закономерностях существования природных и антропогенных экосистем (экологическое образование как таковое). Первое направление нацелено на овладение специалистами самых различных областей общей эко-

логической культурой. Это предполагает

Введение. В России в 2012 году утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года» и Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы1. Одной из основных задач государственной политики является формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания через формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, экологически ответственного мировоззрения и включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.

Образование становится сильной движущей силой экономического роста и повышения эффективности и конкурентоспособности экономики стран [7, 1]. Очевидно, что это делает его важным фактором обеспечения национальной безопасности, благосостояния страны и благополучия каждого

Постановление Пр-ва РФ №497 от 23.05.2015.

формирование экологического сознания и мышления, суть которого в том, что человек - это часть природы и сохранение природы - это сохранение полноценной жизни человека [5]. Второе направление призвано обеспечивать подготовку высококвалифицированных специалистов экологического профиля, способных решать разнообразные задачи в области экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и экологического образования в любых отраслях производства в рамках существующего экологического законодательства. Оба направления тесно взаимосвязаны. Во-первых, в их основе лежит познание принципов и закономерностей взаимодействия человека и природы, во-вторых, от уровня профессионализма и компетентности специалистов экологического профиля, особенно задействованных в обеспечении образовательного процесса, зависит эффективность экологического образования в частности и экологической политики государства в целом.

Основным принципом экологического образования является принцип непрерывности [6], когда образование рассматривается как единая система, основными компонентами которой выступают формальное (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее) образование и неформальное образование взрослого населения. Важное место в обеспечении этого процесса отводится науке [10; 3]. Фундаментальный аспект науки, проявляющийся в обнаружении новых закономерностей в природе и прикладной аспект, проявляющийся в применении научных достижений в практике, значительно расширяют возможности образования за счет формирования у обучающихся навыков и умений, свойственных обеспечению проектной и научно-исследовательской деятельности и способствующих развитию комплексного научного мышления. Именно включение науки в процесс непрерывного формального образования позволяет решать задачи экологического образования максимально эффективно, прививая интерес у детей к исследовательской деятельности и становясь основой для подготовки кадрового потенциала в различных областях знаний.

Внеурочная экологическая деятельность Одним из направлений работы в области экологического образования является внеурочная деятельность. Она широко распространена на всех ступенях формального образования и имеет разнообразные формы, соответствующие возможностям детей разных возрастных групп (беседы, игры, студии, лагеря, экскурсии, олимпиады, конференции и т.д.). Традиционно в преподавании экологии для описания компонентов и процессов, имеющих отношение к трансформации вещества и энергии с участием организмов, применяется экосистемный подход, позволяющий описать сами компоненты среды и формализовать количественные и качественные связи между ними.

Актуальные в настоящее время направления экологии, являются продолжением идеи, сформулированной Ю. Одумом [8], в которой главным звеном при рассмотрении экосистемы является биота (и/или человек), тогда как абиотический компонент играет лишь роль среды обитания, организующей все необходимые условия для существования биоты. В силу сложности объекта исследования, значительного различия возможностей обучающихся и недостаточности специального экологического образования у педагогов, наблюдается тенденция значительного сужения понимания всего комплекса природных взаимосвязей и процессов (до уровня связи «человек-природа»). Это может быть оправданно для экологического образования детей младших возрастных групп [9], поскольку невольно приводит к антропоцентрическому взгляду на взаимоотношения в системе «человек-природа».

Геосистемный подход. Для школьников среднего и старшего звена предлагается использовать геосистемный подход. Его преимущества во взглядах на природную систему раскрыты в работе «Введение в учение о геосистемах» академиком В.Б. Сочавой [11]. Этот подход позволяет привить молодому поколению способность мыслить не только в рамках потребностей биоты и человека, но и научиться осознавать себя частью древнейшей эволюцион-но-сформированной непрерывно изменяющейся природной структуры, законы

развития которой сформировались ещё до появления простейших (прокариотов). Это необходимо для понимания меры ответственности человека за её изменение.

Особая ограниченность и, одновременно, безграничность экосистемного подхода позволяет следить за связями биоты и её средоформирующими природными компонентами исключительно на уровне распространения и развития изучаемой биоты определённого ранга (вид, группа видов и т.д.). При этом в исследование будут вовлечены только те близкие природные компоненты и другие биосообщества, которые находятся в прямом энергетическом контакте с изучаемым объектом. К примеру, это может быть вид рыб в реке, прибрежная зона которой будет учитываться в системе наблюдений опосредовано, но протяжённость реки - как объекта обитания может растянуться на сотни километров, проходя совершенно разные географические комплексы - горы, предгорья, равнины. А может наоборот, биотический объект исследования будет иметь узкую экологическую нишу и ограничится одной горной сопкой, тогда как по всем признакам геолого-геоморфологического становления рельефа данной местности - изучаемая сопка является лишь малой единицей внутри огромного горного хребта или горной страны, внутри которой есть множество других энергетически взаимосвязанных компонентов.

Геосистемный подход подразумевает изучение всех компонентов географической оболочки, включая биоту, чётко выделяя при этом в качестве объектов -геосистемы, которые можно выделить пространственно по признакам эволюционно-генетического единства. Ранг геосистемы в процессе образования определяется целями исследований. Для квалифицированного определения всех геосистемных взаимосвязей, необходимо пошаговое изучение природной системы, начиная от рассмотрения каждого её компонента в отдельности, и заканчивая моделированием динамики и эволюции всей геосистемы.

Конечно, в процессе непрерывного образования, в зависимости от возрастной группы, можно выделять не все компоненты геосистемы, а наращивать сложность

изучения постепенно, индуктивно. Важно подчеркнуть неразрывность выделенных компонентов конкретной геосистемы, обусловленную процессами её эволюционного становления с сохранением непрерывных генетических взаимосвязей, характерных только для данной геосистемы, и не подходящих ни для какой другой. Это дает школьникам целостное эко-центрическое представление о природе и комплексное понимание всех процессов и явлений на Земле.

Результаты работы Апробация внедрения геосистемного подхода в непрерывное экологическое образование школьников проводилась как внеурочная деятельность в рамках Байкальской летней школы технологического лидерства «ЭМ3БИТ2». Сама идея летней школы является частью проекта «Международного научно-образовательного центра инновационного развития человека на Байкале» (идейный вдохновитель и организатор - А.О. Егорова2), перспективного в плане реализации стратегии развития государственной3 и региональной4 политики в области развития экологического образования и воспитания детей.

Лагерь размещался на берегу озера Байкал, в границах туристко-рекреацион-ной зоны [2], расположенной недалеко от п. Большое Голоустное Иркутской области. Эта часть западного Прибайкалья характеризуется уникальным сочетанием геосистем разного типа: горного, подгорного, степного, прируслового, аквального. Таким образом, изучая этот район, молодые исследователи смогли охватить широкий спектр природных компонентов, составляющих геосистемы, и проследить их взаимосвязи.

Программа школы объединяла детей в возрасте от 9 до 17 лет и включала в себя четыре научно-образовательных модуля (4 группы): эколого-биотехнический, компьютерное программирование, основы прикладной психологии и особенности работы в системе средств массовой информации. Работа школы вне зависимости от обра-

2 http://efirprostranstvo.ru/

3 Постановление Пр-ва РФ №317 от 18.11.2016 «О реализации Национальной технологической инициативы».

4 Закон об экологическом образовании Иркутской области № 101-оз от 04.12.2008.

зовательного модуля строилась на принципах бережного отношения к природе и экоцентрическом взгляде на систему взаимосвязей между природой, обществом, политикой, культурой, наукой и производством. Для этого в рамках каждой группы участники планировали развитие своего индивидуального проекта экологической направленности: создание электронной базы данных растений; разработка информационной страницы в социальных сетях с целью популяризации экологических проблем территории посёлка и т.д.

Межкомпонентные взаимосвязи давно изучаются в географии. В Институте географии им. В.Б. Сочавы СО РАН созданы отдельные научные школы и направления: ланд-шафтоведение (В.Б. Сочава), биогеография (А.В. Белов), почвоведение (В.А. Кузьмин), гидрология и климатология (А.Н. Антипов, В.В. Буфал), экономика (К.П. Космачев, Ю.П. Михайлов), медицина (Б.В. Вершин-ский, Б.Б. Прохоров). Эти разработки обеспечивают комплексный подход в понимании современных экологических проблем и при интеграции в учебный процесс позволяют добиться высокого уровня методического и научного обеспечения образовательного процесса, что и было реализовано рамках эколого-биотехнического профиля. Погружение школьников в этот обучающий модуль совместно со специалистами эколо-го-географического профиля стало основой реализации и наполнения проектов результатами, полученными в процессе научно-исследовательской работы.

Первый блок программы охватил широкие научные направления: экологию и географию, сделан акцент на особенностях понятий экосистема и геосистема. Рассмотрена связь природных систем с деятельностью человека, поставлен вопрос о необходимости охраны природы, изучались нормативно-правовые документы и механизмы охраны природы, изучались права и ценность природы.

Второй блок посвящен изучению взаимосвязей человека с природой и обществом, раскрыто понятие экологии человека, обозначены медицинский и рекреационный аспекты этой системы. На практическом занятии рассматривались

вопросы формирования экологического сознания и ответственности, регламентирования антропогенной нагрузки, влияния природы и хозяйственной деятельности на здоровье человека, особенности оценки эстетики ландшафтов, и умение организовать свою деятельность относительно потенциалов человеческого организма и окружающей природной среды.

В третий блок вошли теоретические и практические знания ботаники, геоботаники, зоологии, зоогеографии; изучены качественные и количественные взаимосвязи флоры и растительности с другими компонентами геосистемы: подстилающими геологическими породами, почвой, составляющими климата, другими формами биоты. Участники собирали гербарий, рассматривали структуру растений, искали в них сходство и различие, определяли в полевых условиях связи всех компонентов геосистемы с растениями и фиксировали это в дневниках наблюдений.

Четвёртый блок состоял из двух частей. В первой части ребята комплексно изучили состав и строение разных типов почв, рассмотрели их структуру, попытались оценить влияние природных компонентов геосистемы на формирование почв, выделить антропогенный вклад в развитии и усилении деградации почв района Большого Голоустного. После вскрытия почвенных горизонтов, ребята произвели отбор почвенных проб для уточнения типов почв в геохимической лаборатории Института географии. Вторым ёмким практическим занятием в блоке было изучение основных методов гидрологии. На примере правого рукава реки Голоустная были проведены замеры ширины русла рукава реки, его глубины, построен график поперечного сечения русла, ребята измерили скорость течения реки поплавком, прозрачность и мутность речной воды - диском Секки.

На заключительном этапе подводились итоги всех исследований, результатами которых стали оформленные проекты ребят, запланированные в начале работы лагеря. Обучающиеся выявили возможные межкомпонентные взаимосвязи геосистем, сформировали предварительные динамические тенденции среди отдельных компонентов в естественных усло-

виях, а также учитывая антропогенный фактор. Некоторые из них можно увидеть, посетив сайт лагеря http://m3bit2.ru.

Выводы. В экологическом образовании, несмотря на сложившуюся систему и методику преподавания, целесообразно применять различные подходы, выбор которых должен определяться задачами. Если речь идет о подготовке эколого-ориентированных специалистов в различных отраслях знания (юристы, програм-

мисты, бухгалтера и т.д.), то достаточным будет применение экосистемного подхода. При подготовке высококвалифицированных специалистов-экологов, от которых зависит точность, законность и обоснованность принятия решений в области экологии и экологической политики, то необходимо внедрение геосистемного подхода на максимально раннем этапе экологического образования будущих специалистов.

Список источников

1. Гаврилова И.Н. Проблемы и перспективы системы образования в России и опыт Швейцарии / В кн.: Россия реформирующаяся: Ежегодник. Вып. 13. М.: Новый хронограф, 2015. С. 252-269.

2. Евстропьева О.В. Рекреационно-географические исследования для планирования развития туризма на уникальных природных территориях // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т.12. Вып.3. С. 7-21. DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10301.

3. Жирнова Д.Ф. Экологическое образование и воспитание посредством реализации научных исследований по оценке состояния окружающей среды. В сб.: Проблемы современной аграрной науки: мат-лы Международ. заоч. науч. конф. Красноярск: Краснояр. гос. аграр. ун-т, 2015. С. 180-183.

4. Калабина Н.Н. Структура экологического образования в Томске // Вестник Томского государственного университета. 2007. №305. С. 153-156.

5. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 575 с.

6. Назаренко В.М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе: Дис. д-ра пед. наук. М., 1994.

7. Наливайко Н.В. Образовательная политика и ценностные ориентиры отечественного образования // Вестник НГУ. Серия: Философия. 2012. Т.10. Вып.3. С. 168-173.

8. Одум Ю. Экология. М.: Мир, 1986. Т.1. 328 с.

9. Панова В.А. Натуралистический и экосистемный подходы в экологическом образовании младших школьников // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. 2010. №2. С. 307-313.

10. Соколова И.В., Сергеев А.Э. Внеурочная деятельность как форма интеграции науки и школьного образования // Современные наукоемкие технологии. 2018. №9. С. 193-197.

11. Сочава В.Б. Введение в учение о геосистемах. Новосибирск: Наука, 1978. 318 с.

Svetlana I. LESNYKH a Elena E. KOROLKOVA b

a-b V. B. Sochava Institute of Geography SB RAS (Irkutsk, Russia); a PhD in Geography, Senior Researcher; e-mail: [email protected] b PhD in Geography, Researcher; e-mail: [email protected]

GEOSYSTEM APPROACH IN CONTINUOUS ENVIRONMENTAL EDUCATION

For today the principles of continuous environmental education in all educational organizations of the country are actively developing and improving. This trend forms an understanding of continuous ecological connections within natural, social, and integrated natural-social systems in students of different ages. The article reveals the need to develop a system of giving the knowledge as close as possible to the realities of nature. In modern teaching of environmental disciplines, there is a tendency to narrow the understanding of natural processes and interrelations in ecology to narrowly focused ecological-recreational or ecological-biological educational programs. In order to overcome this contradiction, the article discusses the features of the ecosystem and geosystem approaches in continuous environmental education. Through the example of the summer school conducted in the settlement of Bolshoe Goloustnoe (Irkutsk Region), the methods of teaching schoolchildren from the position of the geosystem approach are presented. This approach allows step by step exploring the natural system, starting with the consideration of each of its components separately, and ending with the modeling of the dynamics and evolution of the entire geosystem.

Keywords: continuous education, ecosystem, ecosystem approach, ecological education, ecological culture, geosystem,

geosystem approach, components of geosystems, geosystem interconnections.

References

1. Gavrilova, I. N. (2015). Problemy i perspektivy sistemy obrazovaniya v Rossii i opyt Shvejcarii [Problems and prospects of the education system in Russia and the experience of Switzerland]. In coll.: Rossiya reformiruyushchayasya [Russia that is reforming]: Yearbook. Vol. 13. Moscow: New Chronograph, 252-269. (In Russ.).

2. Evstropyeva, O. V. (2018). Rekreatsionno-geograficheskie issledovaniya dlya planirovaniya razvitiya turizma na unikal'nyh prirodnyh territoriyah [Recreational and geographical research for tourism development planning on unique natural territories]. Sovremennye problemy servisa I turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 12(3), 7-21. doi: 10.24411/1995-0411-2018-10301. (In Russ.).

3. Zhirnova, D. F. (2015). Ekologicheskoe obrazovanie i vospitanie posredstvom realizacii nauchnyh issledovanij po ocenke sostoyaniya okruzhayushchej sredy [Ecological education and education by means of realization of scientific researches on the assessment of the state of environment]. In coll.: Problemy sovremennoy agrarnoy nau-ki [Problems of modern agrarian science]: Proceedings of the Int. distance scientific conf. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Agrarian University, 180-183. (In Russ.).

4. Kalabina, N. N. (2007). Struktura ekologicheskogo obrazovaniya v Tomske [The structure of ecological education in Tomsk]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Tomsk State University Bulletin], 305, 153-156. (In Russ.).

5. Korobkin, V. I., & Peredelskiy, L. V. (2000). Ekologiya [Ecology]. Rostov on Don: Phoenix. (In Russ.).

6. Nazarenko, V. M. (1994). Sistema nepreryvnogo ekologicheskogo obrazovaniya v srednej i vysshej pedagogicheskoj shkole [The system of continuous environmental education in secondary and higher pedagogical school]: Doctor of Pedagogics thesis. Moscow. (In Russ.).

7. Nalivayko, N. V. (2012). Obrazovatel'naya politika i cennostnye orientiry otechestvennogo obrazovaniya [Educational policy and value reference points of national education]. Vestnik NGU. Seriya: Filosofiya [Bulletin of the NSU. Series: Philosophy], 10(3), 168-173. (In Russ.).

8. Odum, Yu. (1986). Ekologiya [Ecology]. Moscow: Mir. (In Russ.).

9. Panova, V. A. (2010). Naturalisticheskiy i ekosistemnyy podhody v ekologicheskom obrazovanii mladshih shkol'nikov [Naturalistic and ecosystem approaches in environmental education of younger schoolchildren]. Vestnik TGPI [Bulletin of A.P. Chekhov Taganrog Pedagogical Institute], 2, 307-313. (In Russ.).

10. Sokolova, I. V., & Sergeev, A. E. (2018). Vneurochnaya deyatel'nost' kak forma integracii nauki i shkol'nogo obrazovaniya [Extracurricular activities as a form of integration of science and school education]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern High Technologies], 9, 193-197. (In Russ.).

11. Sochava, V. B. (1978). Vvedenie v uchenie o geosistemah [The geosystems theory: Introduction]. Novosibirsk: Nauka. (In Russ.).

Лесных С.И., Королькова Е.Э. Геосистемный подход в непрерывном экологическом образовании // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т.13. №1. С. 22-27. DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10103. Дата поступления статьи: 17 ноября 2018 г.

Lesnykh, S. I., & Korolkova, E. E. (2019). Geosystem approach in continuous environmental education. Sovremennye problemy servisa I turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 13(1), 22-27. Doi: 10.24411/1995-0411-2019-10103. (In Russ.). Received November 17, 2018

ТУРДА ЙДЖЕСТ

TOURDIGEST

ГОРОД УСТЬ-ИЛИМСК ВКЛЮЧЕН В ПРОЕКТ «МАРШРУТАМИ ВЕЛИКОЙ СЕВЕРНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ»

MAPUIP/UMH

в-ликой«»но(» жпницш

Город Усть-Илимск включен в проект «Маршрутами Великой Северной экспедиции». Цель маршрутов-воссоздание путей Камчатских экспедиций XVIII века. В рамках реализации проекта в 2018 г. в Усть-Илимске была ! проведена научно практическая конференция с одноименным названием с участием автора самого протяженного туристического маршрута XXI века I Ильдара Маматова. Также прошел праздник «День топора», посвященный открытию наугольной сторожевой башни «Илимского острога. Новый архитектурный объект - часть возрожденной истории Иркутской области, напоминание о временах освоения Сибири - очень органично вписывается во всероссийский проект «Маршрутами Великой Северной экспедиции». В настоящее время в рамках проекта ведется разработка трёхдневного маршрута, включающего в себя пребывание на объектах «Треугольника силы Приилимья».

Агентство по туризму Иркутской области http://irkobl.ru/sites/tour/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.