Научная статья на тему 'ГЕОРГИЙ МИХАЙЛОВИЧ РИМСКИЙКОРСАКОВ: ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОСЛЕДНЕГО КОМПОЗИТОРА МУЗЫКАЛЬНОЙ ДИНАСТИИ'

ГЕОРГИЙ МИХАЙЛОВИЧ РИМСКИЙКОРСАКОВ: ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОСЛЕДНЕГО КОМПОЗИТОРА МУЗЫКАЛЬНОЙ ДИНАСТИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Георгий Михайлович Римский-Корсаков / четвертитоновая музыкальная система / Николай Андреевич Римский-Корсаков / Василий Васильевич Ястребцев / графический звук / вариофон / Российский институт истории искусств. / Georgy Rimsky-Korsakov / quarter-tone music system / Nikolai Rimsky-Korsakov / Yastrebtsev / graphic sound / variophone / Russian Institute of Art History.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ильянова Евгения Александровна

Статья посвящена наследнику Николая Андреевича Римского-Корсакова, композитору, исследователю в области акустики и звука Георгию Михайловичу Римскому-Корсакову (1901–1965). Незаурядная и разносторонняя деятельность композитора пока находится за границами исполнительской и научно-исследовательской практики. А вместе с тем Георгий Михайлович заинтересованно реагировал на некоторые тенденции своего времени — увлекался техническими новшествами и передовыми идеями не только в музыкальной сфере, но и в пограничных областях искусства (кино, акустика) и науки (математическая логика). Творческий и жизненный путь Г. М. Римского-Корсакова удалось воссоздать в основном по рукописным материалам — краткой автобиографии самого композитора, воспоминаниям его жены, а также на основании неопубликованной статьи А. М. Ступеля. В статье обозревается многогранная деятельность Римского-Корсакова как композитора и поэта, исследователя, музыковеда, музыкально-общественного деятеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEORGY MIKHAILOVICH RIMSKYKORSAKOV: A CREATIVE PORTRAIT OF THE LAST COMPOSER OF THE MUSICAL DYNASTY

The article is dedicated to the heir of Nikolai Andreyevich Rimsky-Korsakov, composer, researcher in the field of acoustics and sound, Georgy Mikhailovich RimskyKorsakov (1901–1965). The composer’s extraordinary and versatile activity is still beyond the boundaries of performance and research practice. At the same time, Georgy Mikhailovich reacted with interest to certain trends of his time — he was fond of technical innovations and advanced ideas not only in the musical sphere, but also in the frontier areas of art (cinema, acoustics) and science (mathematical logic). The creative and life path of G. M. Rimsky-Korsakov was reconstructed mainly on the basis of manuscript materials — a brief autobiography of the composer himself, memories of his wife, as well as on the basis of an unpublished article by A. M. Stupel. The article reviews Rimsky-Korsakov’s multifaceted activities as a composer, researcher, musicologist, and musical and public figure.

Текст научной работы на тему «ГЕОРГИЙ МИХАЙЛОВИЧ РИМСКИЙКОРСАКОВ: ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОСЛЕДНЕГО КОМПОЗИТОРА МУЗЫКАЛЬНОЙ ДИНАСТИИ»

УДК 78

Ильянова Е. А.

ГЕОРГИЙ МИХАЙЛОВИЧ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ: ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОСЛЕДНЕГО КОМПОЗИТОРА МУЗЫКАЛЬНОЙ ДИНАСТИИ

Аннотация. Статья посвящена наследнику Николая Андреевича Римского-Корса-кова, композитору, исследователю в области акустики и звука Георгию Михайловичу Римскому-Корсакову (1901-1965). Незаурядная и разносторонняя деятельность композитора пока находится за границами исполнительской и научно-исследовательской практики. А вместе с тем Георгий Михайлович заинтересованно реагировал на некоторые тенденции своего времени — увлекался техническими новшествами и передовыми идеями не только в музыкальной сфере, но и в пограничных областях искусства (кино, акустика) и науки (математическая логика). Творческий и жизненный путь Г. М. Римского-Корсакова удалось воссоздать в основном по рукописным материалам — краткой автобиографии самого композитора, воспоминаниям его жены, а также на основании неопубликованной статьи А. М. Ступеля. В статье обозревается многогранная деятельность Римского-Корсакова как композитора и поэта, исследователя, музыковеда, музыкально-общественного деятеля.

Ключевые слова: Георгий Михайлович Римский-Корсаков, четвертитоновая музыкальная система, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Василий Васильевич Ястребцев, графический звук, вариофон, Российский институт истории искусств.

Ilyanova E. A.

GEORGY MIKHAILOVICH RIMSKY-KORSAKOV: A CREATIVE PORTRAIT OF THE LAST COMPOSER OF THE MUSICAL DYNASTY

Abstract. The article is dedicated to the heir of Nikolai Andreyevich Rimsky-Korsakov, composer, researcher in the field of acoustics and sound, Georgy Mikhailovich Rimsky-Korsakov (1901-1965). The composer's extraordinary and versatile activity is still beyond the boundaries of performance and research practice. At the same time, Georgy Mikhailovich reacted with interest to certain trends of his time — he was fond of technical innovations and advanced ideas not only in the musical sphere, but also in the frontier areas of art (cinema, acoustics) and science (mathematical logic). The creative and life path of G. M. Rimsky-Korsakov was reconstructed mainly on the basis of manuscript materials — a brief autobiography of the composer himself, memories of his wife, as well as on the basis of an unpublished article by A. M. Stupel. The article reviews Rimsky-Korsakov's multifaceted activities as a composer, researcher, musicologist, and musical and public figure.

Keywords: Georgy Rimsky-Korsakov, quarter-tone music system, Nikolai Rimsky-Korsakov, Yastrebtsev, graphic sound, variophone, Russian Institute of Art History.

Династия Римских-Корсаковых представлена несколькими поколениями музыкантов, среди которых особенно значительна роль двух сыновей выдающегося композитора — Андрея Николаевича и Владимира Николаевича. Старший сын Н. А. Римского-Корсакова Михаил Николаевич, в отличие от своих братьев, несмотря на довольно серьезные в детстве занятия музыкой под руководством отца, избрал профессию энтомолога: по его учебнику до сих пор занимаются в Лесотехнической академии, где он до конца жизни заведовал кафедрой биологии. Но именно его сын Георгий Михайлович (1901-1965) оказался единственным среди всех потомков великого композитора, кто продолжил его дело в сфере сочинительства музыки.

Среднее образование будущий композитор получил в Реформаторском училище Петрограда, по окончании которого в 1920 году он сдал вступительные экзамены в консерваторию. Этап поступления частично отражен в переписке с Василием Васильевичем Ястребцевым1, дружба с которым в семье Римских-Корсако-вых длилась несколько поколений. Свидетельство тому — письма-открытки (1920-1934), адресованные ему Георгием Михайловичем и хранящиеся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки [15] .

Так, по поводу вступительных экзаменов в письме Ястребцеву от

1 Ястребцев Василий Васильевич (1866-1934) — русский и советский музыковед, композитор, биограф и пропагандист творчества Н. А. Римского-Корсакова.

2 Соколов Николай Александрович (1859-1922) - русский композитор, педагог, теоретик. Ученик Н.А. Римского-Корсакова по классу композиции.

3 Ляпунов Сергей Михайлович (1859-1924) - русский композитор, педагог.

4 Николаев Леонид Владимирович (1878-1942) - русский советский композитор, пианист, педагог.

11.IX.1920 года Римский-Корсаков сообщает: «Экзаменовали по I и II сольфеджио, по элементарной теории, I гармонии, чтение на рояле с листа и своими сочинениями, которые Глазунову понравились, и в сущности благодарить надобно Вас, что я и сделаю на будущей неделе. Ваш Г. Римский-Корсаков» [16].

Его наставником в области композиции стал Максимилиан Осеевич Штейнберг (1883-1946), который в течение всех лет обучения молодого музыканта профессионально формировал его в русле традиций своего великого учителя. Преемственность поколений (педагог — ученик) сказалась на стилевом облике самых первых произведений Георгия Михайловича. Так, Александр Моисеевич Ступель, хорошо его знавший, отмечает в них близость к стилистике беляевцев [11].

Помимо Штейнберга, его педагогами в различные годы были Николай Александрович Соколов2, Сергей Михайлович Ляпунов3 (полифония), Леонид Владимирович Николаев4 (фуга). Дипломной работой Римского-Корсакова стала Симфония (1925), исполненная оркестром Харьковской филармонии.

Одновременно с композицией уже на студенческой скамье Рим-ский-Корсаков начал серьезно заниматься разработкой научно-теоретических проблем. Обладая незаурядными математическими способностями, он вскоре стал видным

специалистом по акустике. Именно эти интересы обусловили направленность его дальнейшего развития в сторону изучения четвертитоно-вой системы. Итогом занятий стали его печатные работы, появившиеся в период 1925-1927 годов в сборниках De Música: «Обоснование четвер-титоновой музыкальной системы» [19], «Расшифровка световой строки скрябинского "Прометея"» [20], «О высоте комбинационных тонов» [18]. Статья «Акустическое обоснование теории ладового ритма» была опубликована в сборнике «Музыкознание [17].

В этой связи возникает вопрос о том, каким образом в мире его музыкальных интересов (как композитора и ученого) до конца жизни гармонично сосуществовали «традиционализм» и увлечение микрохроматикой? Некоторые документы (в частности, переписка с Иваном Александровичем Вышнеградским1 и Сергеем Александровичем Диани-ным2) отчасти дают на него ответ.

Досконально зная творчество своего гениального предка, он видел в поздних сочинениях Николая Андреевича объективные предпосылки к развитию идей «новой зву-корядности». Подтверждением тому служат его логические выкладки

в письмах в отношении ладогармо-нической системы в последних операх Римского-Корсакова: примеры из них занимают значительное место в обсуждении концепции четвер-титоновости.

Следует заметить, что шаги в этом направлении предпринимались в России еще в первом десятилетии ХХ века. Так, например, один из основоположников русского футуризма Николай Иванович Куль-бин3 в своей работе 1909 года высказал идеи об использовании природных звуков (шума воды, ветра, дождя и т.д.) [12]. В основе его концепции — понятие «свободной музыки», которая подразумевает под собой использование природных звуков. Свободная музыка, по его мнению, не должна ограничивать композитора применением полутонов, поэтому допускает использование приема дробления тона на четверть-тоны и меньше.

Его соратниками в вопросе разработки четвертитоновости были Артур Сергеевич Лурье4, Михаил Васильевич Матюшин5, Арсений Михайлович Авраамов6, Леонид Леонидович Сабанеев7.

Римский-Корсаков, развивая их идеи, в своем «Обосновании чет-вертитоновой системы» утверждает

1 Иван Александрович Вышнеградский (1893-1979) — русский и французский композитор, был одним из первых, кто занялся вопросами разработки четвертитоновой музыки.

2 Сергей Александрович Дианин (1888-1968) — советский музыковед и математик.

3 Кульбин Николай Иванович (1868-1917) — русский художник, теоретик авангарда.

4 Лурье Артур Сергеевич (1892-1966) - российско-американский композитор.

5 Матюшин Михаил Васильевич (1861-1934) - русский художник, музыкант, представитель авангарда.

6 Авраамов Арсений Михайлович (1886-1944) - русский советский изобретатель, композитор, музыкальный теоретик.

7 Сабанеев Леонид Леонидович (1881-1968) - русский советский музыковед, композитор, критик.

акустическое преимущество 24-то-новой системы как перед 12-ти тоновой, так и системами с большим количеством ступеней (например, 53-тоновой). Именно такое количество тонов, по его мнению, оптимально по акустическим свойствам и по удобству использования на практике — ведь добиться 24-то-новой шкалы можно с помощью настроенных в четверть тона роялей.

Также он предлагает свою систему обозначений дробных тонов. По примеру латинского названия ступеней, например, c-cis, он вводит промежуточные четверти тонов — cit, cist. Гармоническая система в связи с расширением ступенево-го состава звукоряда не претерпевает особенных изменений и опирается на традиционный мажоро-минор. Однако важным «приобретением» новой акустической системы становится возможность переходов-модуляций во все 24 тональности, расположенные по большим секундам. И в собственном творчестве (как можно судить по ладогармоничес-кой стороне его вокальных сочинений) он свободно применяет эту технику модулирования.

Разработка Георгием Михайловичем данной теоретической концепции в 1920-е годы подкреплялась практикой в виде деятельности в Ленинградской консерватории «Кружка четвертитоновой музыки». Основные публикации по этой теме были осуществлены Л. О. Адэр.

В своей статье «Уцелевший из Ленинграда: эпизод истории советской четвертитоновой музыки» исследователь на основании документов фонда И. А. Вышнеградского в швейцарском архиве Пауля Захе-ра восстановила историю недолгого существования «Кружка четвертитоновой музыки» на базе консерватории (1922-1929 годы) и опубликовала единственный сохранившийся от того времени музыкальный опус Римского-Корсакова «Прелюд для струнного оркестра» [1]1. В порядке уточнения заметим, что фрагмент еще одного четвертитонового сочинения — Поэмы [4] — хранится в РИИИ, но он представляет собой лишь одну страницу партитуры и несколько листов партий для инструментов ансамбля.

Из приведенных сведений следует, что возглавляемый Рим-ским-Корсаковым Кружок чет-вертитоновой музыки имел три подразделения: теоретическое, исполнительское (Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Илья Александрович Мусин, Софья Николаевна Чичерина, Лия Ильинична Зе-лихман и др.) и композиторское. Примечательно, что в состав последнего входили не только студенты консерватории (Рим-ский-Корсаков, Малаховский2), но и заочные участники: И. А. Вышне-градский, эмигрировавший в 1920 году в Париж и присылавший свои сочинения из-за рубежа, А. Хаба3,

1 Все остальные материалы, относящиеся к данному периоду, были безвозвратно утеряны во время пожара в блокадном Ленинграде.

2 Малаховский Николай Александрович (1892-1942) — русский и советский композитор. Окончил Ленинградскую консерваторию вместе с Г. М. Римским-Корсаковым по классу композиции М. О. Штейнберга.

3 Алоис Хаба (1893-1973) — чешский композитор-авангардист. 80

Й. Магер1. Исполнительское подразделение было преобразовано в Ансамбль четвертитоновой музыки под управлением Юрия Кауфмана. В одном из классов консерватории были установлены два рояля, настроенные с разницей в четверть тона.

Постепенно работа кружка приобретала публичный характер: с 1925 года начали проводиться концерты. Каждое выступление предварялось лекцией Римского-Кор-сакова или Малаховского. В 1927 году состоялись концерты в Москве [2]. Среди исполненных сочинений — музыка Малаховского, Кенеля2, Римского-Корсакова.

К 1927 году работа кружка прервалась — его деятельность была признана «формалистской». Кружок преобразовался в теоретический семинар, который несколько лет проводил Георгий Михайлович. По окончании консерватории всеми участниками кружка его деятельность прекратилась.

В 1927 году, окончив аспирантуру в Российском институте истории искусств под руководством Б. В. Асафьева и А. В. Финагина3, Рим-ский-Корсаков защитил диссертацию «Эволюция музыкальных звукорядов»4.

Интерес к новым акустическим звучаниям, неугасаемый у Римско-го-Корсакова в течение всей жизни, не ограничивался его работой в чет-вертитоновой системе.

В конце 1920-х годов заявила о себе еще одна разновидность звучания музыки — так называемый графический звук. Его концепция разрабатывалась параллельно тремя композиторами-исследователями — Арсением Аврамовым и Евгением Шолпо5 совместно с Римским-Кор-саковым. Идея «бумажного» звука пришла после увиденной ими фонограммы первого советского звукового фильма «План великих работ» (Авраам Роом6), над озвучиванием которого они работали в октябре 1929 года.

Различие в подходах к электронному звуку были значительным. Аврамов в использовании электронной техники отрицал необходимость перенесения традиционных музыкальных средств и «симфонизацию» для озвучивания кино. Для него грань между музыкальным звуком и хаосом, шумом стиралась.

Пара Шолпо — Римский-Корса-ков, наоборот, в использовании изобретенного ими вариофона7 полагались на традиционную музыкальную эстетику. Музыка к ки-

1 Йорг Магер (1880-1939) — немецкий композитор, педагог, органист, изобретатель, создатель электронных инструментов.

2 Александр Александрович Кенель (1898-1970) — советкий композитор, пианист, педагог и общественный деятель.

3 Финагин Алексей Васильевич (1890-1942) — советский музыковед, с 1939 года заведующий историографическим кабинетом Российского института театра и музыки.

4 Местонахождение рукописи неизвестно.

5 Шолпо Евгений Александрович (1891-1951) — советский изобретатель, искусствовед. С 1931 года заведовал лабораторией графического звука.

6 Роом Авраам (Абрам) (1894-1976) — советский кинорежиссер, актер.

7 Вариофон — аппарат, изобретенный Е. Шолпо при участии Г. Римского-Корсако-ва, с помощь которого звуковая дорожка записывалась непосредственно на пленку при помощи «рисованного» звука.

нофильмам носила прикладной характер, несмотря на использование специфических средств, возможных лишь на вариофоне. Для этого инструмента Римским-Корсаковым была написана сюита «Карбюратор» («Карбюрация», 1933 г.). Вариофон («Шолпофон») имел свойство произвольно менять высоту тона, допускал применение глиссандо, вибрато, многоголосных аккордов, обладал широким спектром изменения силы звука [21]. В конструкции Вариофона использовались вращающиеся диски с волновидными зубцами, луч света, определяющий графику звуковой дорожки на пленке. Особенности звучания сконструированного инструмента можно и сегодня услышать в сохранившемся и записанном фрагменте сюиты «Карбюратор» Римского-Корсакова.

Идеи Шолпо и Аврамова получили дальнейшее развитие в лабораториях Б. Янковского1 (инструмент виброэкспонатор), перерождаясь в создание электрооптического синтезатора АНС2.

Еще одной областью, в которой оставил след внук Н. А. Римско-го-Корсакова, стала электронная музыка. Созданный Андреем Владимировичем Римским-Корсаковым в начале 1930-х годов инструмент

эмиритон3 Римский-Корсаков использует в нескольких сочинениях: Октете с участием эмиритона, пьесах для эмиритона и фортепиано, ансамблевых произведениях.

В течение более трех десятков лет Римский-Корсаков занимался педагогической деятельностью, интерес к которой у него пробудился рано. Еще в начале студенчества молодой композитор преподавал хор, пение и теоретические предметы в школах и коллективах самодеятельности Ленинграда, а после окончания консерватории и защиты диссертации, в 1927 году, вернулся туда в качестве преподавателя. На протяжении тридцати лет Георгий Михайлович вел акустику, чтение оркестровых партитур, оркестровку. Педагогическая деятельность в области инструментовки подвигла его на создание курса инструментовки (совместно с Т. С. Крунтяевой4 и И. Б. Финкельштейном)5. Он был записан на грампластинки и, помимо текстов лекций, содержал музыкальные иллюстрации.

С большим энтузиазмом молодой Римский-Корсаков участвовал в работе кружка музыкального самообразования в период 1936-1937 годов, сумев привлечь к ней видных деятелей искусства — Л. В. Николае-

1 Борис Янковский (1905-1973) — советский акустик. Занимался анализом и изучением спектров звуков и попыткой создать универсальную библиотеку звуков.

2 АНС — первый многоголосный синтезатор, изобретение было названо в честь Александра Николаевича Скрябина.

3 Эмиритон — один из первых электромузыкальных инструментов, созданных в СССР. Имел гриф-клавиатуру фортепианного типа, работал в ламповом и транзисторном исполнении. Одним из разработчиков инструмента был Андрей Владимирович Римский-Корсаков.

4 Крунтяева Татьяна Семеновна — ленинградский музыковед, специалист по зарубежной музыке.

5 Финкельштейн Израиль Борисович (1910-1987) — советский композитор, музыковед.

ва, А. В. Финагина и др. На музыкальных вечерах этого объединения, носивших просветительский характер, звучала музыка (в том числе и Георгия Михайловича), сопровождаемая комментариями. Также композитор преподавал на военно-морском факультете при консерватории (июль 1942), работал в музыкальном училище и в ВГКО1.

Композиторское наследие Римско-го-Корсакова представлено множеством жанров. Кроме уже упомянутой Симфонии (1925) им написаны произведения для хора и симфонического оркестра. Кантата «Мятеж» на слова Э. Верхарна в переводе В. Я. Брюсова (1927) была исполнена в 1931 году в Большом зале филармонии. Значительное место занимает музыка к спектаклям — «Стенька Разин» В. В. Каменского (написанная в содружестве с Малаховским), «Ленин», «Герой», «Эпис-кин». Он является автором музыки к кинофильмам («Дорвоз», 1931; «Наследный принц республики», 1932; первому мультипликационному рисованному фильму «Симфония мира», 1933; «Солнце», 1934; «Советский автомобиль», 1936; «Производство шелка», 1937; рисованному фильму «Летун», 1931). Среди остального наследия композитора — детские песни на стихи А. Барто, пьесы для духовых и струнных инструментов (2 квартета), 2 фортепианные сонаты, соната для виолончели и фортепиано, этюды, прелюдии (24 прелюдии

в традиционной темперации), большое число вокальных произведений на тексты разных поэтов.

Со временем Римский-Корса-ков в своих композициях, рассчитанных на публичное исполнение, возвращается к традиционной музыкальной системе, однако порой в них отчетливо дают себе знать «отголоски» четвертитоновости. Много позднее, в 1955 году, Георгий Михайлович написал Сюиту для двух роялей с использованием микро-интервалики, которая в то время, конечно, не могла быть исполнена и издана. Все, что он сочинял в этой системе, исполнялось исключительно в узком кругу друзей и знакомых. В его квартире находились два инструмента, настроенных с разницей в четверть тона. По воспоминаниям жены [9], композитор любил играть дома четвертитоновую музыку с виолончелистами Б. Н. Бур-лаковым2 и С. Н. Кнушевицким3. В конце жизни, в 1965 году, вдохновленный открывшимися вновь возможностями более свободного творческого самовыражения, Георгий Михайлович, несмотря на серьезную болезнь, готовился прочитать лекцию и представить публике свои сочинения, но этому не дано было сбыться.

Интересной и совершенно неизученной сферой увлечения Георгия Михайловича является поэзия, игравшая очень большую роль в его жизни и творчестве. Обладая прекрасным вкусом и эрудицией, компо-

1 Всероссийское гастрольно-концертное объединение, образованное в 1957 году.

2 Бурлаков Борис Николаевич (1910-1965) — советский виолончелист, преподавал в Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова.

3 Кнушевицкий Святослав Николаевич (1907-1963) — советский виолончелист, профессор Московской консерватории.

зитор избирал для своих вокальных сочинений высокохудожественную поэзию. Наряду с Пушкиным, Лермонтовым, Блоком, Фетом он обращался к стихотворениям своих современников, в частности, к творчеству Щипачева1. Зная несколько языков, композитор занимался переводами стихотворений с различных языков, не только европейских (Гете, Байрон), но и восточных (Тагор); переводил стихотворения А. Блока на немецкий. Так, из одного письма Ястребцеву следует, что Римский-Корсаков уже в юном возрасте проявлял литературно-поэтические способности: «Ваша открытка мне понравилась, я даже написал стихотворение на эту картину» (20.VIII. 1920) [13]- Интерес к восточной поэзии, в частности, к Тагору, также обнаруживается в ранние годы композитора: «Если я не ошибаюсь, у Вас есть "Садовник" Тагора. Если это так, не могли бы Вы его передать мне через дядю Мишу. Мне нужно ненадолго, чтобы списать несколько номеров» (1.1. 1923) [14]. В кабинет рукописей РИИИ женой Георгия Михайловича было передано около семидесяти его стихотворений [8]. В рукописных отделах РИИИ и РНБ хранятся несколько романсов, написанных Рим-ским-Корсаковым на собственные тексты («Умирающие шорохи», «У

камышовой заросли», «То, что сердце щемит и тревожит»).

Исключительно важная роль принадлежит Георгию Михайловичу в деле увековечивания памяти своего гениального предка. Он являлся одним из основателей музея Н. А. Рим-ского-Корсакова в Тихвине, открытого к столетию со дня рождения композитора (1944). Процесс подготовки и открытия дома-музея отражен в одной из его неопубликованных статей и во вступительном слове, приуроченном к торжественному событию [7]. Музейная бригада, организованная Ленинградским областным управлением по делам искусств, выехала в Тихвин за несколько дней до начала работы музея. В ее составе были младший сын Римского-Корсакова Владимир Николаевич Римский-Корсаков2, Георгий Михайлович, его жена Александра Алексеевна Римская-Корса-кова, внучка композитора Татьяна Владимировна Римская-Корсакова3. Подготовка музея к открытию заняла несколько дней. Помимо торжественной речи в честь столь знаменательного события, Георгий Михайлович провел первую экскурсию для посетителей музея.

Стараниями Георгия Михайловича был сохранен бесценный архив Андрея Николаевича Римско-го-Корсакова4, во время блокады пе-

1 Щипачев Степан Петрович (1889-1980) — советский поэт, лауреат Сталинской премии.

2 Римский-Корсаков Владимир Николаевич (1882-1970) — скрипач, альтист, музыковед.

3 Римская-Корсакова Татьяна Владимировна (1915-2006) — кандидат архитектуры, градостроитель. Разрабатывала планы по восстановлению музейных комплексов в Тихвине и Любенске, руководила благотворительным фондом имени Н. А. Римско-го-Корсакова.

4 Римский-Корсаков Андрей Николаевич (1878-1940) — музыковед, музыкальный критик, биограф Н. А. Римского-Корсакова.

ревезенный в Институт театра и музыки (ныне РИИИ) и архив Юлии Вейсберг1, его жены. Среди рукописных документов фонда супружеской четы — заметки, черновики и выписки к трудам Н. А. Римско-го-Корсакова, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского; библиографические материалы; эпистолярное наследие (письма Б. В. Асафьеву, А. К. Глазунову, С. А. Дианину, А. В. Оссовскому и др.); газетные и журнальные вырезки и другие материалы о М. А. Балакиреве, А. К. Глазунове, Ц. А. Кюи и других. Заботясь о материалах своего выдающегося дяди, Георгий Михайлович не уберег многие свои труды. Александра Алексеевна в воспоминаниях о муже описывает сам процесс перевозки архивных документов в институт: «Георгий Михайлович, одна рабочая, шофер и я связывали пакеты рукописей и книг и на веревках спускали из окна с шестого этажа прямо в подставленный под окном кузов грузовой машины, и перевезли в Институт Театра» [3].

Материалы личных фондов открывают и еще одну грань многосторонней деятельности Римского-Кор-сакова — музыковедческие исследования, посвященные вопросам композиторского творчества Николая Андреевича Римского-Корсако-

ва. В машинописном варианте в архиве РИИИ сохранилось несколько статей, среди них «Оркестровка оперы "Снегурочка" [5], «Оркестровка Николая Андреевича Римского-Кор-сакова» [10], а также оставлены воспоминания о великом деде и его жене [6].

Личностно-творческий облик Г. М. Римского-Корсакова, предстающий на основании изучения документов, отмечен широтой интересов, способностью предвосхищать многие тенденции развития искусства будущего. В этом отношении показательно его участие в первых проектах по созданию звуковых и мультипликационных фильмов, электронных инструментов; настойчивая теоретическая работа в сфере акустики.

Соединение гуманитарной одаренности и способностей в сфере точных наук, которое было свойственно и самому Николаю Андреевичу, раскрывает Георгия Михайловича как истинного представителя этой династии. Волновавший в течение всей жизни Н. А. Римского-Корсакова вопрос о соотношении «алгебры и гармонии», о границах рационального и интуитивно-творческого, «объективного» и «субъективно-го»2, его внуком был разрешен однозначно позитивно.

1 Римская-Корсакова Юлия Лазаревна (в девичестве Вейсберг) (1878-1942) — композитор, музыковед, переводчик.

2 В начале 1890-х годов Н. А. Римский-Корсаков около четырех лет посвятил изучению этих проблем, погрузившись в вопросы эстетики и философии.

Список литературы

1. Адэр Л. О. Уцелевший из Ленинграда: эпизод истории советской чет-вертитоновой музыки // Musicus: Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. 2008. № 4(13). С. 45-48.

2. Беляев В. М. Четвертитоновая музыка // Жизнь искусства.1927. № 19. С. 8.

3. КР РИИ Ф. 100. Оп. 2. Ед. хр. 64 Л. 1

4. КР РИИИ Ф. 100. Оп. 2. Ед. хр. 31.

5. КР РИИИ Ф. 100. Оп. 2. Ед. хр. 34.

6. КР РИИИ Ф. 100. Оп. 2. Ед. хр. 36.

7. КР РИИИ Ф. 100. Оп. 2. Ед. хр. 37.

8. КР РИИИ Ф. 100. Оп. 2. Ед. хр. 44.

9. КР РИИИ Ф. 100. Оп. 2. Ед. хр. 64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. КР РИИИ Ф. 100. Оп. 2. Ед. хр. 35.

11. КР РИИИ. Ф.100. Оп.1. Ед. хр. 16. Л. 6.

12. Кульбин Н. И. Свободная музыка. Применение новой теории художественного творчества к музыке. Санкт-Петербург : Военная типография, 1909. 7 с.

13. ОР РНБ ф. 902. Ястребцев В. В. Оп. 1. Ед. хр. 43. Л. 1 об.

14. ОР РНБ ф. 902. Ястребцев В. В. Ед. хр. Л.4.

15. ОР РНБ ф. 902. Ястребцев В. В. Оп. 1. Ед. хр. 43.

16. ОР РНБ ф. 902. Ястребцев В. В. Оп. 1. Ед. хр. 43. Л.3 об.

17. Римский-Корсаков Г. М. Акустическое обоснование теории ладового ритма // Музыкознание. Выпуск 4. Ленинград, 1928. С. 79-92.

18. Римский-Корсаков Г. М. О высоте комбинационных тонов // De Musica. Выпуск 3. Ленинград, 1927. С. 155-165.

19. Римский-Корсаков Г. М. Обоснование четвертитоновой музыкальной системы // De Musica. Выпуск 1. Ленинград, 1925. С. 34-52.

20. Римский-Корсаков Г. М. Расшифровка световой строки скрябинского «Прометея» // De Musica. Выпуск 2. Ленинград, 1926. С. 94-102.

21. Смирнов А. Арсений Авраамов: организованный звук. URL: http:// asmir.info/lib/orgsound.htm (14.02.2024).

Сведения об авторе

Ильянова Евгения Александровна — музыкальный редактор Издательства "Планета музыки". E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.