Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». 2022. № 2
Приложение
скому хаосу, в том числе в области обозначений понятий донорства органов. На первый план выдвигается аспект лингвистической нормативности - правильности образования и употребления терминов.
Цель исследования - определить термин, корректный для именования операции удаления органа с целью последующей трансплантации.
В ходе исследования мы рассмотрели термины для обозначения данной операции: эксплантация, забор и заготовка, донорская органэктомия, изъятие органа, мультиорганное изъятие.
«Эксплантация органа» является корректным научным термином: все термины, входящие в определяющую часть, имеют чёткий, прямой, определённый смысл, раскрывают основное содержание термина «эксплантация», а также сам термин «эксплантация органа» ясно и четко отражает суть операции, слово «эксплантация» выполняет дефинитивную функцию.
Значения слов «забор» и «заготовка» широкие, дефиниции каждого не раскрывают основное содержание определяемого медицинского понятия, не обозначают чётко суть операции. Слова «забор» и «заготовка» встречаются в письменных источниках публицистического стиля, а также в разговорной сфере, что связано с их нетерминологической природой.
Термин «донорская органэктомия» корректно отражает суть операции в части случаев: этот термин с латинского означает полное удаление органа, но у живого донора может быть изъят для трансплантации парный орган, часть органа или ткань, отсутствие которых не влечет за собой необратимого расстройства здоровья
«Изъятии органа» и «мультиорганное изъятие». Мы выяснили, что понятие «изъятие» не является термином, но оно корректно, поскольку согласно значению слова «изъятие (органа)» - это выделение, исключение органа.
Одним из существенных для терминов качеств является международность. В качестве сравнения мы рассмотрели термин procurement, используемый в медицинской терминологии английского языка. Опираясь на данные словаря «Cambridge Advanced Learner's Dictionary», в котором «procurement» - «процесс получения чего-то в качестве его заготовки», сделали вывод, что вряд ли это слово - термин, оно является некорректным для обозначения операции в силу чрезмерно широкого значения, нечёткого выражения свойств, необходимых для отличения операции донорской органэктомии от иных сходных видов хирургических вмешательств.
Итак, корректнее говорить: операция изъятия органа с последующей трансплантацией, эксплантация органа, донорская органэктомия (о полном удалении органа), мультиорганное изьятие, мультиорганная органэктомия, мультиорганная эксплантация.
Георгий Львович Ратнер (1.09.1923 - 3.11.2001) - выдающийся советский и российский хирург, основатель куйбышевской школы сосудистой хирургии, доктор медицинских наук, член ряда международных хирургических обществ, председатель Самарского общества хирургов, обладатель награды «Золотой академический Оскар», «за неоценимый вклад в культуру, науку и прогресс человечества», обладатель Большой серебряной медали Кембриджа.
Цель работы: изучить путь становления Г.Л.Ратнера, обозначить его вклад в развитие медицины.
Нами была изучена литература и видеоматериалы о жизнеописании Г.Л. Ратнера.
ГЕОРГИЙ ЛЬВОВИЧ РАТНЕР. ЖИЗНЬ И МЕДИЦИНА
Научный руководитель: Попова М.И. (ст. преподаватель)
Биомедицинская этика, история медицины, лингвистика в медицине
Стоит отметить, что в медицину его привели путешествия по госпиталям во время Великой Отечественной войны, а после школы он поступал в технический вуз. Высшее медицинское образование получил в Свердловском медицинском институте, по окончании учебы он открывает для себя такую медицинскую область, как хирургию. Научные способности проявлялись еще в студенческие годы, вся его жизнь состояла не только из врачебной деятельности, но и научной; его подготовка к операциям была достаточно тщательна, он изучал анатомию и оперативную хирургию, проводил около десятка операций на трупах. В 1953 году он сделал успешно редкую операцию лобэктомии по поводу хронического абсцесса левого легкого. Развивал грудную хирургию, тем самым он организовал первое на Урале отделение торакальной хирургии, где оперировал больных с заболеваниями легких, пищевода и сердца. Особенный интерес он проявлял к восстановительным операциям на кровеносные сосуды. Для всех он открыл такое направление в отечественной медицине, как протезирование сосудов.
В Самарский медицинский институт Георгий Львович приходит уже доктором медицинских наук, с 1962 г. до самой смерти руководит кафедрой факультетской хирургии, одновременно проводив восстановительные операции на сосудах, операции на сердце, легких, пищевод, желудок и желчевыводящие пути. Под его руководством были созданы аппаратуры искусственного кровообращения, электростимуляция органов.
Всю жизнь он старался пополнять свой хирургический багаж и брал на вооружение все полезное, что приходилось видеть в других хирургических клиниках и отделениях. Его приглашали работать в клиниках Франции, Швеции, Японии, США и других странах. Выступал с докладами на конференциях и конгрессах в Неаполе, Милане, Амстердаме и Зальцбурге.
О вкладе знаменитого хирурга говорится в различных статьях, исследовательских работ, видеоматериалах. Нашу работы мы также хотим отнести к источникам информации о выдающимся хирурге и его методах. Также стоит отметить, что в сентябре 2023г. исполняется 100 лет со дня рождения знаменитого хирурга - Г.Л.Ратнера.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ СТАРЧЕСКОЙ ДЕМЕНЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО МИНИМУМА ПО ТЕМЕ «ЦВЕТЫ»)
Лесковская Д. С.
Медицинский университет «Реавиз», Самара, Россия Научный руководитель: Кузнецов P.A.
Ученые, наблюдая за людьми предпенсионного и пенсионного возрастов, сделали вывод о том, что они все чаще испытывают проблемы с выражением своих мыслей из-за потери памяти. С годами также уменьшается острота слуха и зрения, однако восприимчивость к учебному процессу остается на высоком уровне. Учебный процесс у пожилых людей проходит более осознанно, мотивированно. Поэтому прогресс и динамика выражены ярче.
Объект исследования - умственные способности 81 -летнего респондента в процессе активизации вокабуляра на английском языке.
Цель - изучить влияние краткосрочного изучения иностранного языка на исполнительные функции у здоровых пожилых людей. Дополнительными целями исследования были определение уровня владения словарным запасом у участников, завершивших языковой тренинг, а также профилактика старческой деменции путем активизации мозговой деятельности.
• Изучить методики преподавания иностранных языков и способы их апробации.
• Провести психолингвистический эксперимент с респондентом пожилого возраста.