Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 10 (79) Том 4. ОКТЯБРЬ 2024 г. УДК 93
Бондарев А.Б.
канд. тех. наук, доцент, член-корр.
Академии Медико-Технических наук, историк металлургии, писатель, эксперт Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (г. Москва, Россия)
ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ МУЗАЛЕВСКИЙ - МЕТАЛЛУРГ И УЧЕНЫЙ. ИЗ ИСТОРИИ МЕТАЛЛУРГИИ ЛЕГКИХ СПЛАВОВ РОССИИ
Аннотация: история жизни и достижений выдающегося металлурга и ученого Георгия Григорьевича Музалевского
Ключевые слова: Георгий Музалевский, Кольчугалюминий, Сплав Д1, Сплав Д6, Сплав Авиаль, Сплав Электрон, Завод № 150, Ступинский металлургический комбинат, Каменск-Уральский металлургический завод, Белокалитвинский металлургический комбинат.
Г.Г. Музалевский является основоположником промышленного производства легких сплавов в СССР (России), создателем школы и традиций советских и российских металлургов последующих лет. Он был выдающимся ученым в области обработки металлов давлением и металловедения.
Рис. 1. Георгий Григорьевич Музалевский (фото представлено музеем ВИЛСа в 2017 году).
Георгий Григорьевич родился 21 января 1887 году в семье крестьянина Болховского уезда, Орловской губернии. В 1901 году он поступил в духовную семинарию, но через несколько лет учебы оставил ее и перешел в Александровское реальное училище в городе Орел, которое успешно окончил в 1907 году [1].
В том же году Г.Г. Музалевский был принят на первый курс экономического отделения Петербургского политехнического института. В 1909 году он обратился с просьбой о переводе его на металлургическое отделение, обучение на котором окончил в 1914 году, получив звание инженера-металлурга, одновременно выучив немецкий, английский и французский языки. Формированию Георгия Григорьевича как инженера и ученого способствовало то, он учился у крупнейших русских металлургов: академиков А.А. Байкова, В.А. Кистяковского, М.А. Павлова, членов-корреспондентов В.Л. Грум-Гржимайло и П.П. Федотьева [2].
В 1914 году Г.Г. Музалевский начал работать в латунно-прокатном цехе Кольчугинского медеобрабатывающего завода. Через два года его назначили заведующим этим цехом, а позже он получил под свое руководство литейный и меднопрокатный цехи. После запуска завода, неработавшего до этого один год, в конце 1919 года Георгий Григорьевич возглавлял работы по производству многих видов проката, идущих на изготовление боеприпасов. Работа проводилась в крайне тяжелых условиях при острой нехватке инженерных кадров [3].
В начале 1920-х годов в стране на Кольчугинском медеобрабатываюицем заводе начались работы по разработке технологии производства полуфабрикатов из первого в истории термически упрочняемого алюминиевого сплава -дюралюмина. Работы по созданию отечественного алюминиевого сплава и проката из него были поручены группе ведущих инженеров Кольчугинского завода. Г.Г. Музалевский руководил и принимал непосредственное участие во всех работах по разработке отечественного варианта дюралюмина -кольчугалюминия и разработке технологии производства полуфабрикатов из него за исключением литья заготовок [3].
Рис. 2. Работники завода «Товарищество Кольчугина» [4].
Ориентировочно 1916 - первая половина 1917 года. Во втором ряду, второй слева - Георгий Григорьевич Музалевский, в этом же ряду, четвертый справа - Евгений Григорьевич Деречей, в третьем ряду, восьмой справа - Даниил Иванович Сучков
(студент на практике).
В своих воспоминаниях [4] Константин Павлович Левитский называет Георгия Григорьевича Музалевского Юрием Григорьевичем. Также инициалами Ю.Г. Г.Г. Музалевский подписывал статьи в технических журналах в 1920-1930-е годы. Причиной этому являлась широко распространенная в дореволюционной России практика называть Георгиев Юриями. Имя Юрий считалось фонетическим и светским вариантом имени Георгий. В второй половине 19-ого века начался процесс обособления этих имён друг от друга. А после Октябрьской революции оба имени постепенно обрели самостоятельный документальный
статус [5]. После перехода на Завод легких сплавов в Сетуни Георгий Григорьевич имя Юрий уже практически не использовал.
Рис. 3. 1922 год. Корпус аэросаней в сборочной мастерской Кольчугинского завода. Фото предоставлено куратором музея АО «Электрокабель» Кольчугинский завод» И.В. Аккуратновой. При использовании фото ссылка на музей АО «Электрокабель» Кольчугинский завод» обязательна.
Рис. 4. 1922 год. Гидроглиссер из кольчугалюминия.
Фото предоставлено куратором музея АО «Электрокабель» Кольчугинский завод» И.В. Аккуратновой. При использовании фото ссылка на музей АО «Электрокабель» Кольчугинский завод» обязательна.
Листы из кольчугалюминия стали примером первого использования в СССР термически упрочняемого алюминиевого сплава. Они были использованы авиаконструктором А.Н. Туполевым в конструкциях аэросаней, гидроглиссеров и частично в самолете АНТ-1: кронштейны фюзеляжа и его обшивка были выполнены из кольчугалюминия [6]. Следующий самолет А.Н. Туполева АНТ-2 стал первом в СССР цельнометаллическим самолетом из кольчугалюминия [7].
Рис. 5. Самолет АНТ-1. Рядом с кабиной пилота стоит авиаконструктор А.Н. Туполев, в кабине сидит Е.И. Погосский - русский, советский летчик-испытатель, поднявший этот самолет в воздух [8].
В июле 1922 года Г.Г. Музалевский перевелся на Государственный авиационный завод (ГАЗ) №1 им. Авиахима, где создал с нуля производство полного цикла полуфабрикатов дюралюмина на научно обоснованной основе, позже получившего обозначение Д1. В условиях небольших литейного и прокатного цехов завода он экспериментировал с химическим составом новых алюминиевых сплавов и вариантами прокатки из слитков этих сплавов листов и лент. Очень помогало его делу понимание и помощь со стороны директора завода И.М. Немцова и начальника производства С.М. Петрова [9].
Рис. 6. Цельнометаллический самолет АНТ-2 из кольчугалюминия на площадке рядом с местом сборки [7].
За годы упорного труда на заводе было организовано производство дюралюмина, уточнены химический состав сплава и режим литья, изучены явления ликвации (неравномерности химического состава) в слитках и установлены режим нагрева листов под прокатку [10].
Впервые в Советском Союзе для термической обработки здесь были применены селитровые ванны (сентябрь 1926 года). В 1931 году производство дюралюмина было выделено в отдельный завод, получивший №34 [11]. Полученный здесь металлургами опыт был использован при проектировании и создании специализированного завода по производству легких сплавов (Завод легких сплавов в Сетуни) и других.
Научные статьи Г.Г. Музалевского вызывали тогда большой интерес у специалистов металлургических заводов, давая научно-обоснованное представление об уровне технологии производства полуфабрикатов из дюралюминия. Многие положения его статей плодотворно использовались
технологами и конструкторами для разработки новых металлургических процессов и проектировании термических агрегатов [9, 10, 12-14].
Чрезвычайно велика была ценность рекомендаций Г.Г. Музалевского о широком применении электрических печей сопротивления для плавки алюминиевых сплавов, селитровых ванн дли закалки, операциям отжига слитков перед прокаткой. К 1928 году проблема получения советского прочного алюминиевого сплава, столь необходимого для интенсивно растущего строительства металлических самолетов, была полностью решена [2].
Напряженную работу на заводе Г.Г. Музалевский успешно сочетал с преподавательской деятельностью в качестве доцента Московской горной академии, а затем в Московском институте цветных и золота, где он читал курсы «Технология легких сплавов» и «Прокатываемые легкие металлы и сплавы» [1].
Большое внимание Г.Г. Музалевский уделял воспитанию молодых специалистов, только что пришедших для работы в горячие цехи завода. Поручая им решение сложных технологических или производственных вопросов, он тем самым прививал вкус к научным исследованиям, особенно в области литья и проката алюминиевых и магниевых сплавов. На заводе №1 им. Авиахима среди таких молодых инженеров были Савватий Михайлович Воронов, окончивший в 1926 году МВТУ Н.Э. Баумана, и Александр Федорович Белов, начавший свою трудовую деятельность в 1929 году по окончании Московской горной академии [15, 16].
Рис. 7. Савватий Михайлович Воронов, выдающийся советский металлург, автор алюминиевых деформируемых сплавов и технологий производства полуфабрикатов из них, (слева, первая половина 1930-х годов) и Александр Федорович Белов, будущий основатель и начальник Всесоюзного института легких сплавов (ВИЛС), действительный член АН СССР (вторая половина 1920-х годов) (фото из архива Т.М. Швецовой).
В 1929 году Георгий Григорьевич начал работы по созданию нового термически упрочняемого алюминиевого сплава системы Алюминий-Магний-Кремний. Сплав был внедрен в промышленность в 1930 году под маркой «Авиаль» как заменитель дуралюмина и чистого алюминия. Началось его применение для крупных деталей авиационных двигателей методом ковки и штамповки [12, 13].
Разрабатывая алюминиевый сплав, по тому времени, средней прочности и исследуя его технические характеристики, Г.Г. Музалевский, дал
теоретическое объяснение процессу старения сплава, изучил технологию литья и производства полуфабрикатов [12, 13].
В 1925-1930-е годы исследователи в разных странах работали над термически неупрочняемыми сплавами системы Алюминий-Магний с упрочняющим добавками. Эти сплавы под различными названиями появились примерно в один и тот же период. В Германии они получили наименование «Гидроналиум», в США - 52S, 216, 220, в Швейцарии - «Пералюман», «Аниткородаль-специаль», в Великобритании - «Бирмбрайт», в Бельгии -«Супермагалюм» [17].
Советский сплав «Альтмаг» (прототип современного сплава АМг5 или 1550) [1, 18] был разработан Г.Г. Музалевским в соавторстве с С.М. Вороновым в 1930 году. Первоначально сплав широко применяли в авиастроении, но с появлением новых разработанных сплавов его основным применением стало изготовление заклепок [17].
В конце 1928 года Г.Г. Музалевский и С.М. Воронов первыми в СССР провели серию лабораторных опытов по разработке способов плавки и литья магниевых сплавов («Электрона» или современного магниевого сплава МА2), условиях их горячей и холодной прокатки, а также термической обработки. Технологии производства полуфабрикатов из алюминиевых и магниевых сплавов стали достоянием Кольчугинского и Ленинградских заводов, а позднее и специализированного Завода легких сплавов в Сетуни [19].
В 1930 году на строящийся Завод легких сплавов был направлен инженер С.М. Воронов, а в 1932 году - инженер А.Ф. Белов. В 1933 году в связи с освоением ряда новых технологических процессов производства слитков и многих видов проката из алюминиевых сплавов Наркомат тяжелой промышленности (НКТП) принял решение направить на завод Г.Г. Музалевского, отлично зарекомендовавшего себя на заводах им. Авиахима и №34 [2, 15, 16].
1 декабря 1933 года Г.Г. Музалевский был назначен техническим директором (главным инженером) Завода легких сплавов (завода №95), а осенью
1934 года - директором этого завода. Ему предстояло возглавить эффективное освоение всего комплекса оборудования и металлургических процессов на современном крупном предприятии, и он целиком отдался этой большой ответственной работе [20]. Георгий Григорьевич придавал большое значение повышению квалификации специалистов. С этой целью он организовал цикл лекций, которые читали такие видные ученые, как А.А. Бочвар, Н.В. Гевелинг и С.М. Воронов.
Назначение директором завода .№95 Георгия Григорьевича Музалевского стало очень быстро приносить положительные результаты в части улучшения качества продукции, выпускаемой предприятием, и повышению коэффициента использования металла (КИМ). Помимо работ по разработке и совершенствованию технологий прокатки сплава Д1, плакировки листов алюминием для защиты сплава от коррозии, прессования прутков и труб, были развернуты активные работы по созданию новых алюминиевых сплавов и активному освоению технологии производства полуфабрикатов из магниевых сплавов, называемых в 1930-е годы «Электронами» [21].
В декабре 1933 года ВВС РККА был подготовлен план развития авиационной промышленности СССР, где значился средний бомбардировщик «СБ». Специально для создания этого самолета в феврале 1934 года в ЦАГИ была организована конструкторская бригада №5 во главе с главным конструктором Александром Александровичем Архангельским, под общим руководством Андрея Николаевича Туполева. Проект носил рабочее название ЦАГИ-40 или АНТ-40 [23].
Разрабатывая конструкцию самолета, конструкторы приняли схему среднеплана (в отличие от традиционного моноплана с нижним крылом). Гофрированную обшивку заменили гладкой, используя для этого полированные листы, для улучшения аэродинамических свойств самолета, что одновременно придавало машине изящный вид [24].
Рис. 8. Скоростной бомбардировщик АНТ-40 (СБ-2 М-100А) на испытаниях в НИИ ВВС [22].
Испытывая первую машину в 1935 году, советские авиаторы столкнулись с новым, неизвестным ранее явлением - флаттером (стихийно нарастающей тряской при увеличении скорости). Из-за этого явления вспучивалась обшивка самолета [25]. Таким образом, дальнейшее повышение скорости самолета зависело от прочности металла - требовался металл с более высокой прочностью. Так возникла необходимость разработать сплав, обладающий после закалки и старения свойствами, превосходящим свойства сплава Д1.
Ученые ВИАМа и металлурги завода им. К.Е. Ворошилова взялись за выполнение требований авиаконструкторов. Ими довольно быстро был разработан сплав ВВ (ВИАМ-завод им. К.Е. Ворошилова). Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) признал сплав ВВ сплавом для строительства самолета [19].
Но многочисленные рекламации заводов потребителей на листы, поставляемые заводом им. К.Е. Ворошилова привели к приостановке производства этого сплава и приказу Главного управления по обработке цветных металлов в марте 1935 года, в котором, в частности, говорилось: «Потребителями
листов сплава ВВ завода им. К.Е. Ворошилова обнаружено несоответствие механических свойств поставляемых листов против данных паспорта, а также неравномерность этих свойств в разных местах листов». Неудовлетворительные технологические свойства, особенно ярко проявившиеся при его обработке, привели к тому, что сплав ВВ не получил промышленного применения [19].
«Не добившись на протяжении пяти месяцев удовлетворительных показателей по сплаву ВВ, - вспоминал впоследствии директор специализированного завода Г.Г. Музалевский, - мы пришли к заключению, что корень всех неудач лежит в неправильном химическом составе сплава, предложенном работниками ВИАМ. Так как последние не хотели при знать эту ошибку и пойти на изменение состава, то мы решили действовать самостоятельно» [19].
В 1935 году 5 июля у Г.К. Орджоникидзе состоялось совещание, на котором присутствовали авиаконструкторы, самолетостроители и представители заводов, поставляющих металл для авиации. Центральным вопросом, который обсуждался на этом совещании, было обеспечение самолетостроителей качественным металлом в достаточном количестве. На вопрос Г.К. Орджоникидзе, какой завод сможет обеспечить самолетостроителей нужным металлом, директор завода №95 Г.Г. Музалевский ответил, что представляемый им коллектив готов взяться за решение этой задачи. Г.К. Орджоникидзе хорошо знал завод, приезжал на него накануне пуска - в июне 1933 года. Он поддержал инициативу директора завода и затем оказывал коллективу всестороннюю помощь в освоении нового сплава и его промышленного производства [19].
Г.Г. Музалевским и С.М. Вороновым, принимавшим активное участие в разработке сплава и освоении производства полуфабрикатов из него, были изучены зарубежные литературные источники по сверхлегким сплавам, учтен опыт работы ленинградских заводов им. К.Е. Ворошилова и им. Авиахима, проанализированы результаты исследований виамовцев (В.О. Кренига, Г.В. Акимова и П.Я. Сальдау) по созданию высокопрочных сплавов, проводившихся 1928-1930 годах.
Рис. 9. Панорама Завода легких сплавов в Сетуни. Середина-вторая половина 1930-х годов (фото представлено музеем ВИЛСа в 2017 году).
После многочисленных проб был получен сплав М95 (Музалевский -завод №95), впоследствии названный Д6 [26]. Немедленно на заводе легких сплавов №95 развернулись работы по разработке и внедрению технологий производства полуфабрикатов из сплава М95 для самолета СБ. С 1936 года - года запуска в серийное производство в самолетах СБ стал использоваться сплав М95, всего было выпущен 6831 самолет этой марки. Они были не только скоростными бомбардировщиками, но и транспортными, курьерскими самолетами, разведчиками, летающими лабораториями [27]. СБ стал самым массовым самолетом ОКБ А.Н. Туполева [28].
Рис. 10. Конструктор самолетов Андрей Николаевич Туполев [29].
В годы работы на Заводе легких сплавов Г.Г. Музалевскому приходилось выезжать на самолетостроительные заводы для решения острых вопросов по качеству поставляемых полуфабрикатов из алюминиевых и магниевых сплавов. К любой конфликтной ситуации он всегда подходил строго научно, добиваясь получения истинной информации о причинах браковки изделий. К его выводам всегда прислушивались маститые конструкторы и металлурги авиастроительных заводов. В середине 1930-х годов основным поставщиком алюминиевого и магниевого проката для строительства цельнометаллических самолетов был специализированный Завод легких сплавов в Сетуни. Директор завода Г.Г. Музалевский, предвидя рост потребности во всех видах: проката из легких сплавов, - понимал, что необходимо срочно расширять металлургическую базу.
11 февраля 1936 года Г.Г. Музалевский написал заместителю наркома тяжелой промышленности Михаилу Моисеевичу Кагановичу о все возрастающей потребности в алюминиевом прокате. Не получив никакого ответа на свои предложения о расширении действующего Завода легких сплавов и строительстве нового завода, Г.Г. Музалевский 16 мая 1936 году вторично
написал об этом М.М. Кагановичу. Позже в адрес М.М. Когановича за подписью Г.Г. Музалевского было направлено и третье письмо [30].
В последнем письме он написал: «Зная чрезвычайную важность этого вопроса для жизни и смерти нашей авиации, прошу разрешения в Вашем присутствии твердо заявить т. Орджоникидзе о надвигающейся катастрофе, поскольку до сих пор не только не принималось никаких мер к развертыванию строительства, а наоборот, все идет, к свертыванию и полному закрытию его» [2, 30].
В результате Правительством страны были приняты последовательные решения о строительстве двух авиационных металлургических заводов в городах Ступино и Каменске-Уральском и одного завода по прокатке алюминиевых сплавов в городе Белая Калитва. В 1938 году было принято постановление о строительстве современного металлургического завода городе Ступино. В 1939 году - постановление о строительстве заводов в Каменске-Уральском и Белой Калитве [2, 30].
Когда подошло время монтажа оборудования на заводе №150 в городе Ступино Наркомат оборонной промышленности направил Г.Г. Музалевского, которому дал поручение руководить монтажом и пуском необычно крупных и конструктивно сложных листопрокатных станов, устанавливаемых на заводе. Под его непосредственным руководством проводилось освоение важнейшей операции - впервые в СССР прокатки рулонов из алюминиевых сплавов.
Георгий Григорьевич был включен в состав комплексной бригады по проектированию завода в городе Каменск-Уральский. Проектное задание было закончено 15 января 1941 году с опережением против установленного срока. Этот документ стал техническим проектом Каменск-Уральского металлургического завода (КУМЗ). Таким образом Г.Г. Музалевский не только добился проектирования нового завода на Урале, но и внес большой вклад в его реализацию. Строительство КУМЗ активно развернулось в 1941 году [2].
После успешного завершения строительства Ступинского металлургического завода, пуска оборудования и выпуска первой продукции
Г.Г. Музалевский обратился к наркому А.И. Шахурину с просьбой об освобождении его от должности главного инженера и переводе на преподавательскую работу [1, 2].
К своему 60-летию в 1947 году Г.Г. Музалевский получил множество поздравительных писем и телеграмм и среди них - письмо за подписью руководителей Ступинского металлургического завода А.Ф. Белова и В.А. Ливанова, где было написано: «Вы, Георгий Григорьевич, открыли новую страницу в нашей промышленности. С Вашим именем связана вся история металлургии легких сплавов, с Вашим личным участием наша отечественная металлургия легких сплавов зародилась, развивалась и заняла одно из первых мест в мире» [2].
В ознаменование 100-летия со дня рождения доктора технических наук, профессора, основателя кафедры «Технология обработки металлов давлением» Г.Г. Музалевского приказом ректора МАТИ в 1987 году имя Георгия Григорьевича было присвоено специализированной лаборатории и выбита памятная медаль с его барельефом [1].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. История кафедры «Технология обработки металлов давлением им. А.И. Колпашникова. 1943 — 2003» - М.: МАТИ - РГТУ им. К.Э. Циолковского, 2003, с. 10-17;
2. Квасов Ф.И. Георгий Григорьевич Музалевский (1987-1953). - В кн. Творцы металлургии легких сплавов России. Под редакцией Бондарева Б.И. - М.: Металлургия, 1994, с. 20-31;
3. Левитский К.П. Делом движет дело. - В кн. А.К. Барсуковой ПЕРВОПРХОДЦЫ. - Владимир: Издательско-коммерческое предприятие «Индекс», с. 185-214;
4. Едем в город подстаканников. История для всех любителей пить чай в поезде. Дзен URL: https://dzen.ru/a7YC4Qy19GKjv92FWG;
5. Юрий. Википедия - свободная энциклопедия[Н1] URL: https: //ru. wikipedia. org/wiki/Юрий;
6. АНТ-1. Википедия - свободная энциклопедия[Н2] URL: https: //ru. wikipedia. org/wiki/АНТ-1;
7. ЦАГИ - полёТу: первый цельнометаллический самолет АНТ-2. ЦАГИ URL: https://tsagi.ru/pressroom/news/5800/;
8. Яковлев А.С. Записки авиаконструктора. - М.: Детская литература, 1967, 407 с;
9. Музалевский Ю.Г. Заводские методы изготовления легких алюминиевых сплавов высокой крепости // Техника воздушного флота. 1927, №2, с. 122-129;
10. Музалевский Г.Г. О новейших достижениях в области лёгких прокатываемых сплавов // Техника воздушного флота, 1930, №9, с. 609-623;
11. Предприятия № 21-40. ОБОРОНПРОМ URL: https://oboron-prom.ru/page,40,predpriyatiya-21 -40.html;
12. Музалевский Ю.Г. Авиаль (авиационный алюминий) // Техника воздушного флота. 1930, №1, с. 47-58;
13. Музалевский Ю.Г. Авиаль (авиационный алюминий) // Техника воздушного флота. 1930, №2, с. 104-111;
14. Музалевский Ю.Г. О новейших достижениях в области легких прокатываемых сплавов // Техника воздушного флота. 1930, №9, с. 600-623;
15. Добаткин В.И., Квасов Ф.И. Савватий Михайлович ВОРОНОВ (18991953). - В кн. Творцы металлургии легких сплавов России. Под редакцией Бондарева Б.И. - М.: Металлургия, 1994, с. 65-75;
16. Квасов Ф.И. Александр Федорович БЕЛОВ. - В кн. Творцы металлургии легких сплавов России. Под редакцией Бондарева Б.И. - М.: ВИЛС, 1996, 211 с;
17. Воронов С.М. Избранные труды по легким сплавам. - М.: Государственное издательство оборонной промышленности, 1957, 546 с;
18. Московский авиационный технологический институт. Сборник трудов. Выпуск 1 - М.: Государственное издательство оборонной промышленности, 1945, 75 с;
19. История металлургии легких сплавов в СССР. 1917-1945. - М.: Наука, 1983, 391 с;
20. Ежов А.О., Ежова Е.Г. Постигая суть титана. 1933-1956. - Верхняя Салда: ООО «СВ-96», 2005, 216 с;
21. Балль А.С. Выбор сплавов типа электрон для отливки самолетных деталей и арматуры // Техника воздушного флота, 1932, №11-12, с.1062-1068;
22. Лётчик-бомбардировщик на Халхин-Голе. Как это было. История. Дзен URL: https://dzen. ru/ a/YdKXRIihCXPHXOec;
23. Туполев СБ. WikipediA. The frEnceclopedia URL: https: //en.wikipedia. org/wiki/Tupolev_SB;
24. Бомбардировщик «СБ» (АНТ-40). АРМИИ И СОЛДАТЫ URL: https://armedman.ru/samoletyi/1919-1936-samoletyi/bombardirovshhik-sb-ant-40.html;
25. Кербер Л.Л. Ту - человек и самолет. - М.: Советская Россия, 1973, 288 с;
26. Квасов Ф.И., Фридляндер И.Н. Алюминиевые сплавы типа дуралюмин. -М.: Металлургия, 1984, 240 с;
27. АНТ-40. РУВИКИ URL: https://ru.ruwiki.ru/wiki/АНТ-40;
28. Авиация Красной Армии Великой Отечественной войны (часть 5) -бомбардировщики СБ-2 и ДБ-3. ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ URL: https://topwar.ru/18331 -aviaciya-krasnoy-armii-velikoy-otechestvennoy-voyny-chast-5-bombardirovschiki-sb-2-i-db-3.html;
29. Андрей Николаевич Туполев - выдающийся русский авиаконструктор. Авиация России URL: https://aviation21.ru/aviakonstruktor-andrej-nikolaevich-tupolev/?higЫight=туполев;
30. Ежов А. Три года в большой истории. - газета «Новатор» корпорации «ВСМПО-АВИСМА», №22 (5062), 24 мая 2013 года, с. 30-31
Bondarev A.B.
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Moscow Aviation Institute (Moscow, Russia)
GEORGY MUZALEVSKY IS THE METALLURGIST & SCIENTIST. FROM THE HISTORY OF METALLURGY OF LIGHT ALLOYS IN RUSSIA
Abstract: history of the life and achievements of the outstanding metallurgist and scientist Georgy Grigoryevich Muzalevsky
Keywords: Georgy Muzalevsky, Kolchugaluminium, Alloy D1, Alloy D6, Alloy Avial, Alloy Electron, Plant N 150, Stupinsky Metallurgical Plant, Kamensk-Uralsky Metallurgical Plant, Belokalitvinsky Metallurgical Plant.